На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Уважаемые участники форума, прошу обратить внимание, что ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно указывать реквизиты информации, размещённой в этом разделе. Если хотите поделиться информацией по конкретному нп, то, пожалуйста, постарайтесь найти соответствующую тему по этому нп, и, только если не нашли её, то уж валите в общую тему по региону/области/уезду и тп. Благодарю за понимание.
Ряд соображений, не претендующих на истину в последней инстанции. Мне представляется, что вопросы строительства церквей в городах и в сельской местности (за счёт не богатых крестьянских обществ) имели ряд существенных различий ввиду ряда объективных причин. Основные из них - несопоставимые финансовые возможности города и села, с одной стороны, и ограничения, обусловленные существующей городской застройкой, которые требовали доработки типового проекта применительно к выбранному месту строительства. В связи с этим я не усматриваю причин, по которым стефанидинодарцам потребовалось нанимать архитектора для корректировки типового проекта церкви, которая возводилась "на выгоне":
Четыре храма, построенных по одному и тому же образцу архитектора Константина Тона. различия: Первое, что бросается в глаза - пропорции Храма Христа Спасителя более вытянутые вверх, остальные храмы - более приземистые. Это из-за соотношения частей храма друг к другу. Форма куполов. Наличие-отсутствие окон и ниш на стенах и барабанах куполов, количество окон и ниш. Основания малых глав. Наличие-отсутствие кокошников. Декор барабана центральной главы и окна этого барабана с простенками. Барабаны малых глав у Храма Христа Спасителя более имеют форму плана - квадрат со скошенными углами, а у остальных храмов это восьмиугольники, 4 стороны которых - арочные проемы, а другие 4 - арочные ниши. В принципе у Храма Христа Спасителя они тоже получаются восьмиугольными, но стороны у них уж очень не равные. С чем связаны отличия сказать не смогу... Но отличия видны. Вроде бы отличия в мелочах, но выглядят храмы по-разному - не являются точными копиями.
[/q]
Судя по фразе "в 1854 году был высочайше утверждён проект новой каменной церкви вместо пришедшей в ветхость каменной с деревянными куполами соборной церкви", типовой проект архитектора К. А. Тона был существенно видоизменен. По всей видимости потребовалось изменять длину/ширину храма для его «посадки» на местности, выполнявшейся архитектором Кутеповым. А изменение пропорций здания привело к дисбалансу в прежнем архитектурном декоре, который также пришлось скорректировать...
--- "Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите - и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, открывают". (Евангелие от Матфея 7:7)
--- "Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите - и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, открывают". (Евангелие от Матфея 7:7)
имеется ввиду то, что архитектор Тон - автор проекта, а архитектор Кутепов выполнял "привязку" храма на месте?
[/q]
Этот и другие вопросы можно будет задать Алле Шадриной в будущую среду - на презентации книги Э.А. Стороженко "Подвиг веры о. Илии Попова". Подробнее тут
--- "Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите - и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, открывают". (Евангелие от Матфея 7:7)
Про двух архитекторов, это имеется ввиду то, что архитектор Тон - автор проекта, а архитектор Кутепов выполнял "привязку" храма на месте?
[/q]
И это тоже. У Аллы Шадриной был доклад про это на последних коршиковских чтениях. Но ,к сожалению, там такие ведущие, что на интересные доклады не дают задавать вопросы.
Вот интересная фотография http://sobory.ru/photo/269623 (Ростов-на-Дону. Собор Александра Невского). Сделана она была немцами в 1918г во время оккупации Ростова. На самом деле она отпечатана неправильно - зеркально, т.е. она должна смотреться зеркально слева-направо. Об этом свидетельствуют направления нижней перекладины на крестах, а также здания и сооружения окружающей застройки. Снята эта фотография с восточной стороны (восточный фасад собора). И судя по высокой точки съемки - из окна госбанка.
Про двух архитекторов, это имеется ввиду то, что архитектор Тон - автор проекта, а архитектор Кутепов выполнял "привязку" храма на месте?
[/q]
И это тоже. У Аллы Шадриной был доклад про это на последних коршиковских чтениях
[/q]
К сожалению на презентации книги Э.А. Стороженко "Подвиг веры о. Илии Попова" Алла Шадрина не присутствовала. Организаторы мероприятия пояснили, что она дописывает докторскую диссертацию. Кастельно книги о Ростовском соборе - она уже в типографии.
--- "Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите - и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, открывают". (Евангелие от Матфея 7:7)
В поисках ответа на интересующий меня вопрос о процедуре строительства новых храмов в XIX веке и выборе их проектов обнаружил любопытную информацию касательно Кафедрального собора рождества Пресвятой Богородицы: "... церковь перестала вмещать прихожан и ростовские купцы С. Кошкин и Ф. Нефедов с одобрения местных властей и архиерея обратились в Святейший Синод с просьбой разрешить строительство нового храма и предоставить его проект. Он был разработан А. Тоном и напоминал типовые проекты других храмов, построенных этим архитектором."
То есть, по факту, проект ростовского Кафедрального собора не являлся типовым.
--- "Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите - и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, открывают". (Евангелие от Матфея 7:7)