На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Уважаемые участники форума, прошу обратить внимание, что ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно указывать реквизиты информации, размещённой в этом разделе. Если хотите поделиться информацией по конкретному нп, то, пожалуйста, постарайтесь найти соответствующую тему по этому нп, и, только если не нашли её, то уж валите в общую тему по региону/области/уезду и тп. Благодарю за понимание.
Наверх##27 сентября 2019 20:1427 сентября 2019 20:21
Vladimir_Nazarenko написал:
[q]
Один из таких Альбомов отыскался. А сколько было издано до него и в каких местах они могут быть?
[/q]
Этого я не знаю, к сожалению. Но на сколько мне известно, одними из самых часто используемых образцовых проектов были проекты Константина Тона (того самого, который был автором проекта храма Христа Спасителя в Москве). В Ростове/н/Д по тому же образцовому проекту построили собор Рождества Пресвятой Богородицы (на ц. Рынке). Это как раз образцовые проекты, таких храмов несколько по стране было построено. Но ни один из них не является точной копией другого, у всех есть небольшие отличия.
В Ростове/н/Д по тому же образцовому проекту построили собор Рождества Пресвятой Богородицы (на ц. Рынке). Это как раз образцовые проекты, таких храмов несколько по стране было построено. Но ни один из них не является точной копией другого, у всех есть небольшие отличия
[/q]
. Подскажите, пожалуйста, в чём именно состоят отличия между упомянутыми вами храмами, и с чем, на ваш взгляд, это связано?
--- "Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите - и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, открывают". (Евангелие от Матфея 7:7)
Таганрог Сообщений: 2070 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1515
Наверх##28 сентября 2019 12:3629 сентября 2019 8:12
Ряд соображений, не претендующих на истину в последней инстанции. Мне представляется, что вопросы строительства церквей в городах и в сельской местности (за счёт не богатых крестьянских обществ) имели ряд существенных различий ввиду массы объективных причин. Основные из них - несопоставимые финансовые возможности города и села, с одной стороны, и ограничения, обусловленные существующей городской застройкой, которые требовали доработки типового проекта применительно к выбранному месту строительства. В связи с этим я не усматриваю причин, по которым стефанидинодарцам потребовалось нанимать архитектора для корректировки типового проекта церкви, которая возводилась "на выгоне":
--- "Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите - и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, открывают". (Евангелие от Матфея 7:7)
Наверх##28 сентября 2019 22:3313 октября 2019 22:04
Vladimir_Nazarenko написал:
[q]
Подскажите, пожалуйста, в чём именно состоят отличия между упомянутыми вами храмами, и с чем, на ваш взгляд, это связано?
[/q]
Четыре храма (больше чем 4, см. ниже, ред. от 11.10.2019), построенных по одному и тому же образцу архитектора Константина Тона: 1. Санкт-Петербург. Собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы при лейб-гвардии Семёновском полку (строительство: между 1837 и 1842гг, снесён в 1933г) https://sobory.ru/article/?object=34546 2. Москва. Храм Христа Спасителя (строительство: между 1839 и 1881гг, взорван в 1931г, в 1994-1997гг возведен такой же храм, на том же месте и в тех же формах) https://sobory.ru/article/?object=44392 3. Республика Карелия, г. Петрозаводск. Собор Сошествия Святого духа (строительство: между 1860 и 1872гг, год утраты: 1936г) https://sobory.ru/article/?object=35609 4. Ростов-на-Дону. Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (строительство: между 1854-1860 и 1885гг). http://sobory.ru/article/?object=06365 Единственный из всех четырех, который сохранился (НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ, см. ниже, ред. от 11.10.2019). Как ни прискорбно, но Храм Христа Спасителя за оригинальный уже нельзя считать, т.к. нынешний храм это все-таки новодел. Теперь различия: Первое, что бросается в глаза - пропорции Храма Христа Спасителя более вытянутые вверх, остальные храмы - более приземистые. Это из-за соотношения частей храма друг к другу. Форма куполов. Наличие-отсутствие окон и ниш на стенах и барабанах куполов, количество окон и ниш. Основания малых глав. Наличие-отсутствие кокошников. Декор барабана центральной главы и окна этого барабана с простенками. Барабаны малых глав у Храма Христа Спасителя более имеют форму плана - квадрат со скошенными углами, а у остальных храмов это восьмиугольники, 4 стороны которых - арочные проемы, а другие 4 - арочные ниши. В принципе у Храма Христа Спасителя они тоже получаются восьмиугольными, но стороны у них уж очень не равные. Попробуйте посмотреть на те места, которые обведены красным и сравнить их на всех храмах, где-то они совпадут, где-то нет. Те храмы, у которых совпадут одни детали - разными окажутся другие. С чем связаны отличия сказать не смогу... Но отличия видны. Вроде бы отличия в мелочах, но выглядят храмы по-разному - не являются точными копиями. ---------------------------------------------------------------------- Редакция (ДОПОЛНЕНИЕ) от 11.10.2019: я ошибся, сказав, что только 4 храма было построено по тому же образцу, что и Храм Христа Спасителя. Ошибся и в том, что храм в Ростове - единственный сохранившийся, нет НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ! Сохранился еще храм в Мичуринске (возможно найдутся еще где-то). Теперь по-порядку: кроме остальных 4-х перечисленных, по тому же проекту были построены храмы: 5. Тамбовская область, Мичуринск. Кафедральный собор Боголюбской иконы Божией Матери (строительство: между 1849 и 1873) http://sobory.ru/article/?object=11321 СОХРАНИЛСЯ!!! 6. Ставропольский край, Пятигорск. Кафедральный собор Спасителя, исцелившего расслабленного у Овчей купели (строительство: между 1845 и 1869, в 1936 взорван) http://sobory.ru/article/?object=43002 отстроен заново в приближенном виде в 2003-2012гг http://sobory.ru/article/?object=23406 (но все-таки это уже новодел) Возможно найдутся еще и другие храмы выстроенные по тому же образцу. Кстати собор в Мичуринске очень близок (даже в деталях) к собору в Петербурге. ---------------------------------------------------------------------- Редакция (ДОПОЛНЕНИЕ) от 13.10.2019: 7. Томская область, Томск. Собор Троицы Живоначальной (строительство: между 1845 и 1900, снесён в 1934) http://sobory.ru/article/?object=23535 ВОЗМОЖНО НАЙДУТСЯ ЕЩЕ ХРАМЫ ПО ТОМУ ЖЕ ПРОЕКТУ (утраченные или существующие)
Ряд соображений, не претендующих на истину в последней инстанции. Мне представляется, что вопросы строительства церквей в городах и в сельской местности (за счёт не богатых крестьянских обществ) имели ряд существенных различий ввиду ряда объективных причин. Основные из них - несопоставимые финансовые возможности города и села, с одной стороны, и ограничения, обусловленные существующей городской застройкой, которые требовали доработки типового проекта применительно к выбранному месту строительства. В связи с этим я не усматриваю причин, по которым стефанидинодарцам потребовалось нанимать архитектора для корректировки типового проекта церкви, которая возводилась "на выгоне":
Четыре храма, построенных по одному и тому же образцу архитектора Константина Тона. различия: Первое, что бросается в глаза - пропорции Храма Христа Спасителя более вытянутые вверх, остальные храмы - более приземистые. Это из-за соотношения частей храма друг к другу. Форма куполов. Наличие-отсутствие окон и ниш на стенах и барабанах куполов, количество окон и ниш. Основания малых глав. Наличие-отсутствие кокошников. Декор барабана центральной главы и окна этого барабана с простенками. Барабаны малых глав у Храма Христа Спасителя более имеют форму плана - квадрат со скошенными углами, а у остальных храмов это восьмиугольники, 4 стороны которых - арочные проемы, а другие 4 - арочные ниши. В принципе у Храма Христа Спасителя они тоже получаются восьмиугольными, но стороны у них уж очень не равные. С чем связаны отличия сказать не смогу... Но отличия видны. Вроде бы отличия в мелочах, но выглядят храмы по-разному - не являются точными копиями.
[/q]
Судя по фразе "в 1854 году был высочайше утверждён проект новой каменной церкви вместо пришедшей в ветхость каменной с деревянными куполами соборной церкви", типовой проект архитектора К. А. Тона был существенно видоизменен. По всей видимости потребовалось изменять длину/ширину храма для его «посадки» на местности, выполнявшейся архитектором Кутеповым. А изменение пропорций здания привело к дисбалансу в прежнем архитектурном декоре, который также пришлось скорректировать...
--- "Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите - и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, открывают". (Евангелие от Матфея 7:7)
--- "Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите - и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, открывают". (Евангелие от Матфея 7:7)
имеется ввиду то, что архитектор Тон - автор проекта, а архитектор Кутепов выполнял "привязку" храма на месте?
[/q]
Этот и другие вопросы можно будет задать Алле Шадриной в будущую среду - на презентации книги Э.А. Стороженко "Подвиг веры о. Илии Попова". Подробнее тут
--- "Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите - и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, открывают". (Евангелие от Матфея 7:7)