На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Уважаемые участники форума, прошу обратить внимание, что ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно указывать реквизиты информации, размещённой в этом разделе. Если хотите поделиться информацией по конкретному нп, то, пожалуйста, постарайтесь найти соответствующую тему по этому нп, и, только если не нашли её, то уж валите в общую тему по региону/области/уезду и тп. Благодарю за понимание.
Частенько можно видеть типовые проекты, которые все-таки отличаются чем-то друг от друга.
[/q]
А вы не допускаете,что отличие появилось не при строительстве,а при капитальном ремонте церкви? Капитальный ремонт деревянной церкви иногда приводил к полной или частичной переборке всего сруба,например.Вот тогда и стали появляться эти небольшие отличия.
--- Провожу поиск в ГАРО и других архивах Ростовской области.
А вы не допускаете,что отличие появилось не при строительстве,а при капитальном ремонте церкви?
[/q]
Эти отличия есть и у храмов, которые не подвергались реконструкции. Правда с деревянными церквями сложнее - их и сохранилось значительно меньше чем каменных и их фотографий мало, поэтому сложно с чем-то сравнивать архитектуру "до - после". Конечно были и церкви - идеальные близнецы и в общем объеме и в архитектурных деталях (но их не так много, в основном старинные храмы чем-либо отличались). Вообщем каждый конкретный случай нужно рассматривать отдельно: что.. как... когда... и в связи с чем... было изменено. Я лишь хотел сказать то, что отступления от образцового проекта из "Альбома..." возможны. Конечно они не должны были быть гигантскими, но небольшая переделка допускалась. Прелесть таких образцовых проектов была в том, что их не нужно было отсылать на утверждение в Святейший Синод, т.к. "Альбомы образцовых проектов..." им уже были утверждены и рассылались по Епархиям. А на местах нужно было лишь то, чтобы Епархия указала на проект из "Альбома...". И по этому "образцу" строили храм, могли вносить некоторые коррективы. А что именно есть у Шадриной?
хотел сказать то, что отступления от образцового проекта из "Альбома..." возможны.
[/q]
В книге Андрея Дмитриева, посвященной церкви Всех Святых Приозерска (Кексгольма), есть сведения, касающиеся бюрократической волокиты при согласовании проекта церкви. Они представлены тут.
Андрей 81 написал:
[q]
"Альбомы образцовых проектов..." рассылались по Епархиям. А на местах нужно было лишь то, чтобы Епархия указала на проект из "Альбома..."
[/q]
Один из таких Альбомов отыскался. А сколько было издано до него и в каких местах они могут быть?
Андрей 81 написал:
[q]
А что именно есть у Шадриной?
[/q]
Сведения о том, что в наших краях некоторые деревянные церкви разбирались и возводились на новом месте до 4-х раз.
--- "Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите - и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, открывают". (Евангелие от Матфея 7:7)
Ростов на Дону Сообщений: 2488 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1354
Наверх##27 сентября 2019 11:1527 сентября 2019 11:16
[q]
А что именно есть у Шадриной?
[/q]
Если интересуетесь историй церквей,то нужно её обязательно читать.На сегодняшний день Алла Шадрина лучший специалист в этой области.Книги есть в сети в оцифрованном виде. Что-то у нее было по поводу правил возведения церквей.И о том,как менялся облик храмов после капитального ремонта.
[q]
В книге Андрея Дмитриева, посвященной церкви Всех Святых Приозерска (Кексгольма), есть сведения, касающиеся бюрократической волокиты при согласовании проекта церкви.
[/q]
И в документах о постройке церквей об этом тоже упоминается. Если было так легко построить церковь,этот процесс не затягивали бы на десятки лет.
--- Провожу поиск в ГАРО и других архивах Ростовской области.
Наверх##27 сентября 2019 20:1427 сентября 2019 20:21
Vladimir_Nazarenko написал:
[q]
Один из таких Альбомов отыскался. А сколько было издано до него и в каких местах они могут быть?
[/q]
Этого я не знаю, к сожалению. Но на сколько мне известно, одними из самых часто используемых образцовых проектов были проекты Константина Тона (того самого, который был автором проекта храма Христа Спасителя в Москве). В Ростове/н/Д по тому же образцовому проекту построили собор Рождества Пресвятой Богородицы (на ц. Рынке). Это как раз образцовые проекты, таких храмов несколько по стране было построено. Но ни один из них не является точной копией другого, у всех есть небольшие отличия.
В Ростове/н/Д по тому же образцовому проекту построили собор Рождества Пресвятой Богородицы (на ц. Рынке). Это как раз образцовые проекты, таких храмов несколько по стране было построено. Но ни один из них не является точной копией другого, у всех есть небольшие отличия
[/q]
. Подскажите, пожалуйста, в чём именно состоят отличия между упомянутыми вами храмами, и с чем, на ваш взгляд, это связано?
--- "Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите - и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, открывают". (Евангелие от Матфея 7:7)
Таганрог Сообщений: 2070 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1515
Наверх##28 сентября 2019 12:3629 сентября 2019 8:12
Ряд соображений, не претендующих на истину в последней инстанции. Мне представляется, что вопросы строительства церквей в городах и в сельской местности (за счёт не богатых крестьянских обществ) имели ряд существенных различий ввиду массы объективных причин. Основные из них - несопоставимые финансовые возможности города и села, с одной стороны, и ограничения, обусловленные существующей городской застройкой, которые требовали доработки типового проекта применительно к выбранному месту строительства. В связи с этим я не усматриваю причин, по которым стефанидинодарцам потребовалось нанимать архитектора для корректировки типового проекта церкви, которая возводилась "на выгоне":
--- "Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите - и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, открывают". (Евангелие от Матфея 7:7)
Наверх##28 сентября 2019 22:3313 октября 2019 22:04
Vladimir_Nazarenko написал:
[q]
Подскажите, пожалуйста, в чём именно состоят отличия между упомянутыми вами храмами, и с чем, на ваш взгляд, это связано?
[/q]
Четыре храма (больше чем 4, см. ниже, ред. от 11.10.2019), построенных по одному и тому же образцу архитектора Константина Тона: 1. Санкт-Петербург. Собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы при лейб-гвардии Семёновском полку (строительство: между 1837 и 1842гг, снесён в 1933г) https://sobory.ru/article/?object=34546 2. Москва. Храм Христа Спасителя (строительство: между 1839 и 1881гг, взорван в 1931г, в 1994-1997гг возведен такой же храм, на том же месте и в тех же формах) https://sobory.ru/article/?object=44392 3. Республика Карелия, г. Петрозаводск. Собор Сошествия Святого духа (строительство: между 1860 и 1872гг, год утраты: 1936г) https://sobory.ru/article/?object=35609 4. Ростов-на-Дону. Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (строительство: между 1854-1860 и 1885гг). http://sobory.ru/article/?object=06365 Единственный из всех четырех, который сохранился (НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ, см. ниже, ред. от 11.10.2019). Как ни прискорбно, но Храм Христа Спасителя за оригинальный уже нельзя считать, т.к. нынешний храм это все-таки новодел. Теперь различия: Первое, что бросается в глаза - пропорции Храма Христа Спасителя более вытянутые вверх, остальные храмы - более приземистые. Это из-за соотношения частей храма друг к другу. Форма куполов. Наличие-отсутствие окон и ниш на стенах и барабанах куполов, количество окон и ниш. Основания малых глав. Наличие-отсутствие кокошников. Декор барабана центральной главы и окна этого барабана с простенками. Барабаны малых глав у Храма Христа Спасителя более имеют форму плана - квадрат со скошенными углами, а у остальных храмов это восьмиугольники, 4 стороны которых - арочные проемы, а другие 4 - арочные ниши. В принципе у Храма Христа Спасителя они тоже получаются восьмиугольными, но стороны у них уж очень не равные. Попробуйте посмотреть на те места, которые обведены красным и сравнить их на всех храмах, где-то они совпадут, где-то нет. Те храмы, у которых совпадут одни детали - разными окажутся другие. С чем связаны отличия сказать не смогу... Но отличия видны. Вроде бы отличия в мелочах, но выглядят храмы по-разному - не являются точными копиями. ---------------------------------------------------------------------- Редакция (ДОПОЛНЕНИЕ) от 11.10.2019: я ошибся, сказав, что только 4 храма было построено по тому же образцу, что и Храм Христа Спасителя. Ошибся и в том, что храм в Ростове - единственный сохранившийся, нет НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ! Сохранился еще храм в Мичуринске (возможно найдутся еще где-то). Теперь по-порядку: кроме остальных 4-х перечисленных, по тому же проекту были построены храмы: 5. Тамбовская область, Мичуринск. Кафедральный собор Боголюбской иконы Божией Матери (строительство: между 1849 и 1873) http://sobory.ru/article/?object=11321 СОХРАНИЛСЯ!!! 6. Ставропольский край, Пятигорск. Кафедральный собор Спасителя, исцелившего расслабленного у Овчей купели (строительство: между 1845 и 1869, в 1936 взорван) http://sobory.ru/article/?object=43002 отстроен заново в приближенном виде в 2003-2012гг http://sobory.ru/article/?object=23406 (но все-таки это уже новодел) Возможно найдутся еще и другие храмы выстроенные по тому же образцу. Кстати собор в Мичуринске очень близок (даже в деталях) к собору в Петербурге. ---------------------------------------------------------------------- Редакция (ДОПОЛНЕНИЕ) от 13.10.2019: 7. Томская область, Томск. Собор Троицы Живоначальной (строительство: между 1845 и 1900, снесён в 1934) http://sobory.ru/article/?object=23535 ВОЗМОЖНО НАЙДУТСЯ ЕЩЕ ХРАМЫ ПО ТОМУ ЖЕ ПРОЕКТУ (утраченные или существующие)
Ряд соображений, не претендующих на истину в последней инстанции. Мне представляется, что вопросы строительства церквей в городах и в сельской местности (за счёт не богатых крестьянских обществ) имели ряд существенных различий ввиду ряда объективных причин. Основные из них - несопоставимые финансовые возможности города и села, с одной стороны, и ограничения, обусловленные существующей городской застройкой, которые требовали доработки типового проекта применительно к выбранному месту строительства. В связи с этим я не усматриваю причин, по которым стефанидинодарцам потребовалось нанимать архитектора для корректировки типового проекта церкви, которая возводилась "на выгоне":