mari2347 Нижний Новгород Сообщений: 3190 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 4468 | Наверх ##
6 марта 2012 15:01 Недавно прочла статью Л. Л. Селивановой о амазонках в Крыму. Мне она показалась интересной. Хочу поделиться с вами, может и вам понравится.
Л. Л. Селиванова ВОИТЕЛЬНИЦЫ РУССКИХ СТЕПЕЙ. ВАРВАРЫ И ЦИВИЛИЗАТОРЫ
Миф об амазонках оказался исключительно живуч и активно применялся в разных целях, в том числе и в политических, в Античности, в Средние века, в Новое время. Речь идёт о малоизвестной странице российской истории — о формировании князем Г. А. Потёмкиным в Крыму роты вооруженных женщин. Неизвестно, когда произошло противопоставление «грек — варвар», но на определенном этапе развития межэтнических связей возникла идея превосходства греков над другими народами, а слова «варвар» и «раб» стали синонимами. Появившись на северных берегах Понта, греки столкнулись с суровым климатом, непривычной этнической средой, чужими психологией, бытом, нравами, образом жизни. Знакомство с жизнью других народов не изменило менталитета греков, но существенно обогатило их собственную культуру. Кочевой мир, построенный на принципах постоянной готовности к войне, лишениям, голоду, кочевью и зависящий от силы, выносливости, мобильности и взаимовыручки каждого, представлял собой общество гендерного равенства, где женщины сражаются вместе и наравне со своими мужчинами. Такое общество было непонятно и чуждо грекам, чьи жены и дочери томились в гинекеях. И реальные истории преобразовались в греческом сознании в легенды о прекрасных и безжалостных воительницах-амазонках. Античные авторы помещали амазонок в разных частях ойкумены, чаще всего в Малой Азии, на р. Фермодонт, где находилась столица амазонского царства Фемискира. После захвата города, согласно Геродоту (IV. 110–117), вывезенные греками на кораблях амазонки подняли в море бунт, перебили мужчин и несколько дней, гонимые ветром, носились по волнам Чёрного моря, пока их не прибило к Кремнам на озере Меотида (Азовское море). Здесь они захватили табун лошадей и стали грабить скифскую землю. Скифы выставили против амазонок свои отряды, полагая, что имеют дело с ещё безбородыми юношами, пока не поняли, что это женщины. После этого боевые действия были прекращены, и к амазонкам, от которых скифы хотели иметь сильных детей, был послан цвет скифской молодежи по числу женщин. Юношам было приказано стать соседним лагерем, в стычки не ввязываться, убегать. Со временем оба стана стали жить вместе, затем молодые скифы вместе с амазонками выселились на север, за Танаис (Дон), где стали родоначальниками племени савроматов, сохранивших обычаи амазонок. Так амазонки оказались в краях, которые позже будут называться южнорусскими степями. Миф о воинственных женщинах древности оказался на редкость живуч и пережил века. Его активно применяли в разных целях, в том числе и в политических, в античную эпоху1, средние века, в новое время. Был он популярен и в России, где на протяжении нескольких столетий господствовала идея о происхождении русских непосредственно от скифов. В Европе же отождествление России со Скифией, а русских со степными варварами было обычным. Византийцы именовали земли Юга России Великой Скуфью. После победы над турками в войне 1768–1774 гг. Керчь и окрестности, отошедшие к России по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору, активно начинают заселяться греками. А когда в 1783 г. Екатерина присоединила Крым к России, начался следующий этап греческого заселения. История возвратилась на круги своя: в античную эпоху Боспор был одним из основных проводников греческого влияния на местное, скифское и синдо-меотское население, прошли века, полностью сменился этнический состав полуострова, и на Боспоре вновь оказались греки. Из греков было образовано так называемое Албанское воинство, в задачу которого входило несение кордонной службы от Севастополя до Феодосии, карантинной службы во время частых эпидемий, а также надзор за порядком на полуострове. Прежде всего это касалось контроля над замиренными Екатериной татарами, время от времени поднимавшими инспирируемые турками бунты. Во всех последующих Крымских войнах греки выказали себя преданными русскому престолу. В том же, 1783 году Светлейший Князь Потёмкин был назначен генерал-губернатором Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний, в 1784 г. был пожалован в генерал-фельдмаршалы, назначен шефом кавалергардского корпуса и генерал-губернатором Крыма. Сразу он приступил к обустройству этого края, проявив при этом недюжинный талант организатора. Беседуя с императрицей, он не раз с воодушевлением рассказывал, какие храбрые и мужественные воины греки, и что даже женщины их обладают доблестями мужей. Государыня, смеясь, спросила, чем он может это доказать? Светлейший обещал убедить её на месте, чем и подвиг на путешествие в «полуденный край». Разумеется, главной целью поездки было показать Порте и её западным союзникам силу и военную мощь Российского государства, посредством, в том числе и демонстрации Черноморского флота. Екатерина задумала поездку в Крым сразу же после его покорения, но вмешалась эпидемия: на юге империи свирепствовала чума. Только весной 1784 г. начались приготовления к поездке. 7 января 1787 г. царский поезд отправился в путь23. Путешествие в Крым обошлось казне в 15 миллионов рублей и ещё около 4 миллионов рублей самого Потёмкина (его годовой доход), хотя недоброжелатели поговаривали, что его расходы составили несколько сот миллионов рублей. Помимо придворных и высших сановников в свиту императрицы входили иностранные посланники: австрийский Кобенцель, французский Луи Филипп Сегюр (впоследствии член французской Академии наук, автор восьми книг, оставивший интереснейшие свидетельства о путешествии), английский Фиц Герберг и два испанских принца —Шарль Жозеф де Линь и Карл Генрих Нассау-Зиген (принц Нассауский). Все они вели активную переписку и дневники. --- -------
Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников |