"О распространившимся расколе между жителями ст. Лысогорской, Александрийской, Зольской и Саблинской" ГАСК Ф.135 Оп.30 д.105
В 1872 году Епископу Кавказскому и Екатеринодарскому судейским отделением Штаба войск Терской области (г Владикавказ) было направлено два следственных дела:
1. Дело о ереси, распространившейся с станиц Лысогорской, Александрийской, Зольской и Саблинской
2. Дело о такой же ереси в ст. Боргустанской
Так, 11.11.1867 г. Александрийское станичное Управление во исполнении предписания Полкового Правления направило церковному служителю ст. Александрийской Михайло-Архангельской церки сообщение о том, что неоднократно принимали самые тщательные меры к поимке разных сборищ и открытию производимых между ними ересей, но все таковые оставались тщетными до 9 ноября 1867 года, хотя был о них слух, но никто не был пойман. А 9-го ноября после веселия малолетнего казака станицы Александрийской
Стефана Суслова ходили по дворам семейств казаков:
Потапа Суслова, Михаила Филкова, Антона Жукова, Трифона (Стефана) Сопина, Семена Шахвороста, Тимофея Павлова, Дмитрия Плотникова, Андрея Цыганова, кроме того жителей станицы Лысогорской :урядник Иван Гребенщиков, казак Иван Гребенщиков, Егор Фролов, Поликарп, Игнат и Гаврило Лаушкины и гость их, как-то дурачок. Они и были захвачены в доме казака Шахвороста казаком
Арефием Малаховым, которому дурачок этот рассказал. Малахов, со станичными судьями и урядником
Якимовым пошли с обходным, арестовать их. И действительно, нашли их в доме казака Андрея Цыганова, где они занимались пением разных псалмов. Пища их была вся постная, напиток-красное виноградное вино. Станичные правители забрали только одного дурака, а прочих оставили при своих местах. После чего, все эти лица приходили к сказанному дурочку в станичное Управление и пели разные псалмы, что узнав, начальник станины приказал их всех арестовать, а на другой день освободить. После чего казаки Павел Г(Ч)утлинов и Егор Дорохов, при разговоре о разных их сборищах, узнавали о справедливости. Станичное Управление покорно просит благословение у священника Максима Макарова допросить таковых, и что ими будут объявлено просить довести до полкового правления 1-й Волгской бригады.
-------
Очная ставка 08.01.1868 г. ст.АлександрийскаяАрефий Малахов показал:
От роду мне 36 лет, веры православной, на исповеди и у святого причастия ежегодно бываю,знаю грамоты, в службе былых, имею беспорочную службу, одну нашивку, медаль на Андреевской ленте, судами и штрафами не подвергался.
9-го числа ноября месяца прошлого 1867 года пришел я в дом к казаку
Шахворосту, услышав там пение божественных стихов, желая сам послушать таковые, вошедши в комнату, встретил там целую компанию людей жителей станицы нашей, которые были на свадьбе. В компании этой я был принят и угощен вином. Между тем сидевший подле меня казак
Филков, что хорошо ли они поют. Я ответил, что поют хорошо.
В беседе я услышал произношение матерных слов. Я решил посмотреть кто то выругался, заглянул туда, вдруг сидевший там дурачок Горского казачьего полка схватил со стола штоф, в коем было немного красного вина и штофом этим шибнул прямо в меня и попал мне прям близ самого глаза и штофом этим пробил до крови. После этого я пошел в станичное Управление и принес жалобу. По жалобе моей станичное Управление распорядилось взять под арест из этой компании казаков:
Павла Ечевского (умерший),
Михаила Филкова и дурака Петра. Когда посадили их, к ним действительно приходили:
Дмитрий Плотников, Антон Жуков, жена Филкова и Ечевского. Но здесь пели ли они стихи или нет, я не знаю.
Очная ставка 10 января 1868 года станица АлександрийскаяОтставной казак
Андрей Цыганов показал следующее:
От роду мне 35 лет, веры православной, на исповеди и у святого причастия ежегодно бываю, грамоты не знаю, в службе был, имею бронзовую медаль на андреевской ленте, судом и штрафом никогда не подвергался.
Из компании свадьбичной в доме казака Шахвороста я был. На кои и чем дурачок Петр шибнул в казака Малахова я не видел. Видел когда у Малахова было избито лицо до крови и слышал когда дурачок ругался матерными словами на Малахова. В компанию эту я был приглашен казаком
Павлом Ечевским (умершим), для того чтобы послушать как они поют. Я был у них в этой компании только два раза. К обществу известному Духовное братство я никогда не принадлежал и не принадлежу.
Подписал урядник
Степан Шульгин.
Очная ставка 10 января 1868 года ст. АлександрийскаяОтставной казак
Антон Жуков спрошен и показал:
От роду мне 40 лет, веры православной, на исповеди и у святого причастия ежегодно бываю, грамоты не знаю, как читать и писать не знаю,в службе был, имею бронзовую медаль на андреевской ленте, под судом и штрафом не подвергался.
В компании садьбичной в доме казака Шахвороста я был, когда вдарил дурачок Петр казака Малахова не видел. Видел что он избил до крови нос. В компанию я ту приглашен казаком Филковым, я действительно пел псалмы, был угощен красным вином. Говорил ли что с Филковым казак Малахов, не слышал, дурачок же Петр ругал матерными словами Малахова. К обществу известному кое Братство я принадлежал, бывал днем, ночью же никогда не был и предрассудительного ничего не встречал, кроме того пение церковных и божественных псалмов. В последнее время я был у казака Филкова перед свадьбой , то есть в ноябре месяце там в то время чтения книг не было и кроме меня, Филкова и казака
Дмитрия Плотникова не было, что показал справедливо, в том и подписываюсь.
Вместо него подписывается Урядник Степан Шульгин.
Очная ставка 10 января 1868 года ст. АлександрийскаяОтставной казак
Семен Шахворост спрошен и показал следующее:
От роду мне 37 лет, веры православной, на исповеди и у святого причастия ежегодно бываю, грамоты не знаю, в службе был , имею медали: бронзовая на андреевской ленте и серебряная За покорение Кавказа и крест за службу, под судом и штрафам не подвергался.
В компании свадьбичной в доме казака Суслова я про приглашению был, а потом попросил кои Суслова, так и ровно всех ег гостей к себе в дом, но зачем пришел казак Малахов в дом, я не знаю и приглашен он мною не был. Ночью его вдарил дурачок Петр. Дурачка Петра я тоже к себе не приглашал, но он как был у Суслова, так и вышел с другими. Когда взяли их под арест: дурочка, Ечевского (умерший). Филкова, я и
К.? Платонов Окунов пошли проводить посаженных и велели их посадить, потом пришел сотник
Колосков и заставил нас петь божественный стих. К обществу Духовное Братство я никогда не принадлежал, то показал справедливо, в том и подписываюсь казак Семен Шахворост.
Вместо него просьба подписания: Урядник Степан Шульгин.
------
"От священника станицы Александрийской Максима Макарова
в Александрийское Станичное управление.
Казак нашей Александрийской станицы
Стефан Трофимов Сопин сего 1868 года 8-го сентября явясь ко мне в дом объявил, что он казаком той же станицы
Михаилом Филковым 1863 года был убежден и совращен под видом спасения души в общество, называемое у нас
"Брати Его", где я сначала кроме чтения, пения и толкования божественного писания ничего не замечал. Это общество управляется
отставным солдатом Семеном Муратовым, проживающим в городе Георгиевске и
георгиевской купчихой Дарьей Усовой и распространено это общество, как уверяет Семен Муратов по всей России, в нашей же окрестности особенно в ст. Лысогорской и часть находится в нашей станице. Каждая отдельная часть имеет на благословение Семена маратова своих руководителей,
в ст. Лысогорской казака Петра Лаушкина и
урядника Ивана Гребенщикова, а
в нашей же станице Михаила Филкова. Два года я ничего не замечал дурного, противного. Оное общество отличалось воздержанием от мясной пищи, водки и супружеского ложа. По прошествию двух лет, я вовлечен
Дарьей Усовой в блуд и то так мучало меня, что за советом обратился к главе общества Семену Муратову, но он меня уверил, даже убедил, что блуд с кем бы то ни было, не грех, а выражение любви и что все так думают. И с тех пор, мне стало открыто, что блуд со всеми, деже не родными, не грех. Плотское родство ничего не значит, таинства и обряды православной церкви ничего не значат, а исполнять это нужно только для виду в отклонении преследования. Солдат Муратов и Дария Усова считаются за божество, могущие дать спасение души и ясно увидел я, что под предлогом любви все блудодействовали с кем благословит настоятель , а без него с кем кто пожелает, не разбирая родства. Таким образом, сбираясь под велики праздники на богомолье, после пения, чтения и угощения, все расходились на блудодеяния, а потом даже не умывавшись, шли в церковь к утренней, где присутствовали для вида и часто дремали.
Ныне видя гнусность и пагубу для души этого общества, оставляю это общество гнусности, блуда и разврата.
Гнусные дела этого общества может подтвердить казачка
Евдокия Швач, вовлеченная убеждениями казака Михаила Филкова 15 сентября сего года в общество, а весной в блуд с ним. И он тоже уверял, что это не грех и что все так делают.
О гнусности означенного общества объявила также казачка
Татьяна Сопина, жена казака Стефана Сопина, которая также принадлежала к сему обществу.
О чем давая знать Управлению, прошу представить о этом Полковом Правлении, прося содействия к искоренению этого общества и с казаком Михаилом Филковым, поступить по закону."
---------
На очной ставке 19 ноября 1868 года между казачкой Евдокией Швач и отставным казаком Михаилом Филковым, последний отрицал блуд. При этом, "Швач сильно плакала, Филков был в большой задумчивости, сделался бледным"

---------
Настоящий отзыв священника Михайло-Архангельской церкви ст. Александрийской
Максима Макарова направить на рассмотрение в полковое правление 1-й бригады Терского казачьего войска.
за отсутствующего командующего станицей - подпись судья
урядник Дурнев, судья
казак Полин.
-------
Очная ставка 08.01.1868 г. по противоречию в показаниях казаков Егора Дорохова и Федора Гуляева от 04.01.1867 г.
Федор Гуляев подтвердил, что Егор Дорохов наговорил ему, что жена Селиванова имела прелюбодейную связь с солдатом Семеном Михайловым. Селиванова целовала его и хотела лечь с ним спать.
текст по максимум приближен к оригиналу.