Жителей станицы Александрийской не обошли стороной и политические репрессии в период гражданской войны, коллективизации.
Жертвами политических репрессий стали:
Арсентьевы (Георгий Абрамович, Иван Макарович, Михаил Михайлович),
Мельниковы (Федор Гаврилович, Василий Иосифович),
Мышаевы (Иван Кузьмич, Максим Тиханов, Яков Алексеевич),
Горбуновы (Сергей Филиппович, Александр Георгиевич),
Шахворостовы (Иван Семенович, Алексей Васильевич),
Ушаковы (Федор Дмитриевич, Иван Федорович),
Жуковы ( Степан Васильевич, Федор Сидорович, Николай Андреевич),
Овчинниковы (Стефан Федорович, Илья Кузьмич),
Трапезниковы ( Георгий Михайлович, Тимофей Осипович, Аким Георгиевич, Валентин Акимович, Николай Акимович, Андрей Петрович, Федор Степанович),
Серкины (Николай Титович, Илья Кузьмич)
Русановы ( Прокофий Дмитриевич, Яков Архипович, Михаил Алексеевич, Стефан Афанасьевич)
Бешкуровы ( Андрей Архипович, Алексей Яковлевич),
Мышаевы ( Максим Тихонович, Иван Кузьмич, Яков Алексеевич),
Яриковы (Василий Яковлевич, Андрей Васильевич, Илья Артамонович, Федор Никифорович)
Черноусовы (Яков Герасимович, Стефан Прокофьевич, Василий Семенович, Александр Ефремович)
Сун(ь)диевы (Александр Максимович, Дмитрий Степанович, Петр Иванович)
Скобцов, Сопин, Мымриков, Алейников, Климов, Ельков, Тетюхин, Полин, Жабин, Токарев, Пилецкий, Цыганов, Ведерников, Филков, Летягин, Иванов, Глебов и др.
Так, в ГАСК (Ф.Р-1150) мне удалось найти дела по обвинению моего прадеда
Черноусова Якова Герасимовича, 1860-х г.р. Терским Революционным трибуналом в бандитизме и агитации против советской власти в 1922 году. По факту обвинений, он находился под арестом 2 раза, в связи с чем, не смог сдать продналог - 473 пуда пшеницы, 188 пудов ячменя. Выездной сессией Георгиевского уезда все обвинения с Черноусова Я.Г. были сняты за отсутствием состава преступления (события). В протоколе допроса 20.08.1922 г. (Л.12. д. 422 Ф. Р-1150 ГАСК) указанно:
"Черноусов Яков Герасимович 56 лет, безпартийный, женат, семья состоит из 7 человек, уроженец ст. Александрийский Георгиевского уезда Терский губернии , там же проживаю: дом с постройкой, 2 пары лошадей, 2 коровы с теленками, 1 бугхай, 40 овец. Не грамотный, раньше не судим, под следствием находился по делу Кабардинцев в ограблении, за что просидел под арестом 6 суток и за недоказанностью факта преступления был тройкой освобожден".
Однако, через несколько лет в 1929 году Черноусов Я.Г. , вместе со своей женой Пелагей Яковлевной и несовершеннолетней дочерью Еленой был объявлен кулаком -эксплуататором, раскулачен и сослан в с. Петропавловское Арзгирского района на спец поселение.
Из письменных воспоминаний Сопиной (Букатовой): "Букатов Иван Алексеевич в 1821 году женился на Черноусовой Пелагеи Яковлевне, 1901 года рождения, ее родители Яков Герасимович и Пелагея Яковлевна были крестьяне - единоличники, занимались овцеводством, пастушком был подросток -сирота жил вместе с ними. В семье было шестеро детей: Алексей, Владимир, Евдокия, татьяна, Пелагея имели свои семьи, а несовершеннолетняя Елена жила с родителями. В 1929 году семью раскулачили и выслали в с. Петропавловку Арзгирского района как кулака-эксплуататора." После высылки отца с матерью, сыновья
Черноусов Алексей Яковлевич, 1899 г.р. и
Черноусов Владимир Яковлевич, 1908 г.р. со своими семьями переехали в г. Минеральные-Воды и больше своих родителей не видели.
Мне так и не удалось найти официального подтверждения раскулачивания и высылки моего прадеда в с. Петропавловское, на все запросы в гос. органы, я получила отрицательный ответ "сведений не имеется".
В 1946 г. вышел приказ МВД СССР "Об отмене особого режима в спецпоселках, находящихся на территории Ставропольского края...", но к этому времени Черноусов Я.Г. и Черноусова П.Г. умерли. Их могилы находятся на кладбище с. Петропавловского Арзгирского района.
Фото Черноусовой Пелагеи Яковлевны (Букатовой) с сестрой. ст. Александрийская. 1920-е года.