Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 13524 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37957 | Наверх ##
10 февраля 2019 17:14 Источник - Издательство "Валентин". Владивосток. 2012 г. Валентин Пак "Земля вольной Надежды" Книга 1
Глава 6 Городечное Село Городечное (первоначально Городечня) образовано в 1884 году переселенцами из Черниговской губернии. Место для поселения выбирали сами ходоки. По существующим тогда правилам, прибывающие в Приморье переселенцы до трёх недель могли проживать на переселенческих пунктах. За это время старшие в семье или выборные от общества должны были подыскать земельные участки для будущего селения. Черниговцам приглянулась территория недалеко от села Раздольного, в двух верстах от реки Суйфун. В 1887 году сельскому обществу Городечни в законном порядке был отведён земельный участок на 12 семей. Мужики первым делом принялись за землянки, чтобы хоть как-то обустроиться, и уже потом всем обществом возводили бараки. Переселенческое управление снабдило жителей хозяйственным инвентарём. При государственной поддержке новосёлы закупили в Никольске-Уссурийском скот. Главным занятием крестьян стало земледелие, заготавливали также сено на продажу, занимались лесным промыслом. Постоянная угроза наводнений заставила поселенцев спустя два-три года перебраться на возвышенность, где и находится сейчас современное село. Ситуация типичная для того времени: прежде чем окончательно осесть, переселенцы не раз меняли место проживания. Благо, им это не запрещалось.
Согласно историческим данным, черниговцы добирались пароходом из Одессы, собственно говоря, с них и начиналось переселение морским путём на судах Добровольного флота. На разведку отправлялись мужским составом, без семей, родня трогалась в путь позже, получив весточку – от мужа, брата, отца. Украинцы отличались особой решительностью, вверяясь судьбе. Динамика переселенческого движения с Украины просто поражает: на втором этапе, когда открылось пароходное сообщение, доля украинцев в общем потоке переселенцев составила почти 66%, на третьем ещё больше – 75,5%. Впоследствии, в 1931–1933 годах, власти предприняли эксперимент, «украинизируя» места компактного проживания: Калининский (Дальнереченский), Спасский, Черниговский, Ханкайский районы, где украинское население составляло свыше 50%, преобразовали в национальные районы. Всё делопроизводство и система образования переводились на украинский язык, стали издаваться краевая и районные украиноязычные газеты (впрочем, первые украинские газеты появились раньше, так, «Украинец на Зелёном Клину» выходил с 30 апреля 1917 года).
Ивановский, Михайловский, Шмаковский и Яковлевский районы, где украинцы составляли треть населения, украинизировались частично. То есть наряду с русским, в учреждениях использовался украинский язык. Работало свыше 700 украинских школ, в Спасске открылся украинский педагогический техникум, был организован краевой украинский театр.......
.....С весны 1883 года открылась регулярная переселенческая навигация. 4 марта из Одессы, приняв на борт 126 семей, отчалил пароход «Россия». В списке пассажиров – 794 человека: 94 семьи Черниговского уезда, 30 семей Городечное 133 Сосницкого уезда и 2 семьи Суражского. «Россия» благополучно прибыла во Владивосток 13 апреля. Следом 10 марта курс на Владивосток взял пароход «Санкт- Петербург», прибыв к месту назначения 20 апреля. На борту находились 128 крестьянских семей: 125 семей из Суражского уезда и три семьи из Мглинского. Среди крестьян Суражского уезда Черниговской губернии были жители села Городечни Петро-Будинской волости (ныне Красногорский район Брянской области) – 45 семей. (В Приложении №3 в конце книги приводятся все 45 фамилий переселенцев Городечни).
По сравнению с сухопутной дорогой в два года, морской путь сулил меньше мытарств. Однако трудностей хватало. Едва успел Фёдор Буссе отправить к месту поселения – на реку Майхе 40 – 182 человека, как на «России» вспыхнула эпидемия оспы. (Учитывая, что в большинстве своём переселенцы с Городечни прибыли на «Санкт-Петербурге», страшное испытание обошло их стороной.) Следующие две партии крестьян к отправке из Одессы были сформированы лишь 24 мая и 13 июня. Ко всему прочему, в Раздольном, куда Фёдор Фёдорович заблаговременно направил из Хабаровки скот местной породы, внутри стада началась чума.
Сухопутные дороги земляков разошлись, едва они покинули пароход. Ходоки, делегированные от 24 семей (127 человек), выбрали место для поселения на реке Монгугай и основали там деревню. С названием особо не мудрили, раз селение Попова Гора осталось на родине, в Петро-Будинской волости, повториться ему в новых краях! Другие 18 семей (94 человека) подались севернее и основали деревню Раковку. Что касается Городечни, то архив сохранил девять фамилий глав семей: Сергей Байдак, Егор Бравок Сидор Иванушко, Иван Иванушко, Георгий Поддубный, Яков Поддубный, Алексей Петечка, Антон Тупица, Иван Шкурат – и общее количество с ними прибывших: 27 мужчин и 18 женщин.
В дальнейшем к обществу причислялись не только крестьяне, но и отслужившие свой срок солдаты. Газета «Владивосток» 18 декабря 1893 года сообщала, в частности, об отставных нижних чинах, пожелавших остаться на постоянное жительство в Городечне. Селились бывшие каторжане, в том числе с острова Сахалин, так, например, сохранилась справка на ссыльнокаторжного по фамилии Мустафинов. Татарин Мустафинов Исянбай Калимулла получил удостоверение об освобождении 24 января 1896 года. В справке указывается, что он – ссыльный села Усково Тымовского окружного полицейского управления, занимался сельским хозяйством и после освобождения не имеет препятствий для выезда в Приморскую область.
По заведённому порядку для приписки новых жителей собирался сельский сход. Общественным приговором от 21 июля 1898 года 42-летний Мустафинов единогласно был принят в члены общества. Приговор, как положено, подписан крестьянами Городечни – членами общества. Среди них встречаются как знакомые фамилии, так и изменённые, путаница, видимо, возникала из-за невнимательности писарей канцелярии. Таким образом, сын Сысоя Тёточки стал Иваном Тёточкиным, а Красной – Красновым. За неграмотных, по их личной просьбе, и за себя расписались крестьяне Иван Иванушко и Кирилл Базыль. Приговор заверен сельским старостой Городечни Владимиром Ладынским. При отводе земли плана селения не существовало, что повлекло за собой неравномерность в распределении участков под усадьбы. С укрупнением деревни стала ощущаться нехватка земель под пашни и сенокосы. Дело дошло до суда: в 1898 году сельское общество возбудило тяжбу с лесничеством о дополнительной прирезке земель. Судебное разбирательство длилось почти полтора десятилетия. В 1902 году в деревне насчитывалось 30 дворов, где проживало 47 семей –120 мужчин и 90 женщин. Статистические данные 1911 года фиксируют рост населения: на 36 дворов – 212 душ обоего пола....
.Глава 7 Тереховка Сенатский указ «О правилах для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях Восточной Сибири» 1861 года предоставлял возможность всем желающим русским и иностранцам селиться, получать во временное пользование свободные участки казённой земли или покупать землю в полную собственность по цене три рубля серебром за десятину. В середине 1880-х годов переселенцы, пользуясь правом свободного выбора, не раз и не два меняли места для обустройства. И теперь остаётся только гадать, почему, например, большинство прибывших с черниговщины остались в облюбованном месте, обустраивая Городечное, а несколько семей во главе с Купцовым и Герасименко двинулись дальше? И остановились там, где суждено было возникнуть Тереховке.
Тереховка была образована в 1887 году. Согласно обследованию селений старожилов-стодесятинников, проведённому в начале ХХ века, часть ходоков выбрала в тот год удобное место на правом берегу Суйфуна, недалеко от так называемых Суйфунских Щёк (остатки древнего вулкана вблизи нынешней железнодорожной станции Барановский). Однако архивные материалы показывают, что основатели Тереховки появились в Южно-Уссурийском крае несколько раньше 1887 года. Некоторые крестьяне по принципу «лучшее ждёт впереди» двигались из селения в селение. Были они или из разных, или из одних и тех же уездов, волостей и сёл Черниговской области. Поэтому и встречаются одинаковые имена и фамилии среди первопоселенцев и деревни Попова Гора (основана в 1883 году), и деревни Городечня (1884 год), и деревни Нежино (1885 год), и самой Черниговки (1886 год).
В архивах имена основателей Тереховки упоминаются и среди тех, кто начинал отстраивать Попову Гору. Так, Дмитрий Данилович Иванушко и Фёдор Иванович Суржик, прежде чем появиться в Тереховке, не менее четырёх лет жили в Поповой Горе. Что касается Иванушко, носителей этой фамилии найдёшь везде – в райцентре, посёлке Новом, в Кипарисово. Среди тереховцев, которые покинули Городечное, отмечены Бохан Захар Давыдович, Бохан Яков, Купец Евстафий Ильич, Купец Савва, Герасименко Иван Николаевич, Климанский Архип Григорьевич. Все они уроженцы Суражского уезда Петро-Будинской волости села Городечня. В Тереховку перебрались в 1887–1888 годах. Две семьи – Зенченко Ивана Фёдоровича и Самойленко Григория Руфовича – из казаков Нежинского уезда, прибыли в 1889 году с весенней партией переселенцев. С ними направлялось семейство Шкуратов – Иван Евсеевич, Игнат Иванович, Прокопий Иванович и Платон. По данным Российского государственного исторического архива, Шкурат Иван Евсеевич и и Базыль Дмитрий прибыли во Владивосток в 1885 году в конце апреля пароходом Добровольного флота, поселились в Тереховке в 1887 году.
Многих черниговцев с родных мест гнала нужда и малоземелье, невозможность завести собственный участок после отмены крепостного права из-за кабальных выкупных платежей. И, получив весточки с далёкой окраины с восторгом – о землях, девственной природе, о богатых рыбой реках и чащах с изобилием зверья, поднимались в дальнюю дорогу и родня, и соседи. Молва среди крестьян о дальневосточных чудесах распространялась стремительно. Историк Амир Хисамутдинов в своих исследованиях приводит факт из периодики 1883года: «Многие крестьяне, несмотря на то что Гомельский уезд далеко не бедный и большинство крестьян в нём, сравнительно с крестьянами других уездов губер- нии, отличаются зажиточностью, являются в уездное полицейское и волостное правление с целью узнать, при каких условиях они могут переселяться, предполагая в Уссурийском крае чуть ли не обетованную землю». Необычайная активность черниговских крестьян позволила в 1884 году снарядить партию переселенцев за их собственные средства наряду с теми, кто ехал за счёт государственной казны.
Четверть века спустя после основания Тереховки, в 1911 году, чиновники статуправления сообщали, что «в деревню можно проехать только на лодке или бродом, лежащим в расстоянии 4 версты от селения. До станции Раздольной идёт просёлочная дорога на протяжении 13 вёрст, по тракту – в 26 верстах». В 1915 году известный в то время краевед Александр Зиновьевич Фёдоров, преподаватель Никольск-Уссурийской гимназии, исследуя остатки средневековых строений, посетил и Тереховку.
В его дневниковых записях остались весьма лестные сведения: крепкое и аккуратное селение с ровными вокруг усадеб заборами. Из старожилов он беседовал с Иваном Зенченко, который особо гордился тем, что приехал и обосновался за свой счёт. Таких, как Иван Зенченко или Григорий Самойленко, в Тереховке было большинство. Действительно, крестьяне сюда съехались как на подбор зажиточные. Место для жительства меняли одно за другим, изведав капризы приморской погоды с высокими паводками и наводнениями. И, наконец, определились в начале лета. К зиме выстроили добротные деревянные хаты.....
Тереховка сохранила фамилии первопоселенцев – Шкураты, Базыли, Иванушко, Ладынские, Приходько, Купцовы. Некоторые фамилии время слегка трансформировало, они стали писаться как Купец, Шкурат, Азьмука (Озмука), Герасименко (Герасименок), Базалий (Базыль), Поддубный (Поддубнов), Тупицин (Тупица).
 --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) |
Вообще поиск ведется в обратном направлении, с последнего места проживания родственника, поиск по которому Вы ведете.
А так можно всех однофамильцев собрать.....