● Душатин (Душатино) - (село)
Душатинская волость Суражского у.
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7736 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13301 | Наверх ##
24 июля 2018 11:40 23 декабря 2023 20:52 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ История населенного места ПерепостЦерковь в Душатино ПерепостМалороссийские посполитые крестьяне (1648-1783). Лазаревский А.М.. Изд. 1866 г. ПерепостМикрофильмы ПерепостИстория Душатино (ученица школы) ПерепостИз книги Александра Шпунтова "Родовые гербы Стародубщины" Перепост... В 1710 году Гудович поселил Душатин.... ПерепостСоколов "Седая старина" ПерепостТригубенко ПерепостГорянин ПерепостПесенков ПерепостАрхивные шифры дел ПерепостСтельмахов ПерепостОвчинников ПерепостРаецкий ПерепостГорбач ПерепостПо датам1710 - Основано в 1710 году Иваном Даровским как слободаДо 1733 - До 1733 года упоминается с Троицкой церковью1733 - на средства В.А. Гудовича построена церковь Василия Великого17.. ИВ ГАЧО 679-4-584 1756 ИВ ГАЧО 679-1-384 (л. 185-194) 1758 ИВ ГАЧО 679-1-331 (л. 246-259) 1764 ИВ ГАЧО 679-1-334 (л. 397-407) 1773 ИВ ГАЧО 679-1-335 (322-335) 1783 ИВ ГАЧО 712-1-237 (л. 369-380) 1788 ИВ ГАЧО 712-1-211 (л. 1023-1048) 1799 ИВ ГАЧО 679-1-484 (д. 1011-1072) 1850 - РС ГАБО Ф.549 Оп.2 Д.17 (слобода Александровка) - Расшифровка1858 - РС ГАБО Ф. 549, Оп.2, Д.22 (слобода Александровка) Расшифровка1882 ИВ ГАЧО 679-1-537 (л. 63-65) 1898 Ф.592, оп.19, д.615 РГИА СПБ О ссуде, просимой Душатинским товариществом 123 домохозяев Расшифровка1899 - 1908 - МК ГАБО 251-1-332 1899 - Ф.592, оп. 37, д. 4987 О ссуде Душатинскому 156д. т-ву на покупку 461д. 1540 сот. земли у купца Н.В.Головина Расшифровка1904 МК ГАБО 251-1-332 Расшифровка1908 - МК ГАБО 251-1-347 1920 ГАБО, Ф.Р-102, оп. 1, д. 199 – Подворные карточки переписи населения Гомельской губ. Суражского уезда Гордеевской, Душатинской вол. Список фамилий1923 - ГАБО. Фонд № Р-1069. Опись № 2. Дело № 235 Расшифровка1925-1926 Протоколы заседаний...Душатинский совхоз Перепост --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | |
max shestyora Сахалин -> Москва Сообщений: 324 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 277
| Наверх ##
18 ноября 2021 13:40 18 ноября 2021 13:47 Tasha56 написал: [q] Коллеги, составьте список ревизских душ по населенным местам, которыми владел землевладелец-помещик (Вашими родственниками (из древа)) по Ревизской сказке 1858 года.[/q]
Занимаюсь сейчас списком фамилий из исповедных 1799 г., с учетом девичьих фамилий женщин, смотрю какие родственные связи и т.д. Делаю пока Казаричи, в планах Душатин и Уношев) Думаю, можно будет сделать как отдельную тему, про это попозже, через несколько дней, напишу. Tasha56 написал: [q] Не забывайте, что основной переход/перевод крестьян был с Правобережья на Левобережье после заключения Переяславского договора в 1654 году и добровольного перехода Гетманщины в подданство Русского царства, после восстания в период русско-польской войны 1654—1667 годов...[/q]
Да, это понятно, но были ли более поздние массовые переселения? просто вот та же слобода Ивановка из Казаричского прихода, по которой есть румянцевская опись 1760-х - там указано у жителей "выходец из Польши" и тому подобное, т.е. они переселились в середине XVIII века. В исповедных 1788 и 1799 гг. она есть, а вот 1782 и ранее нет в исповедных по Казаричах. Также и слобода Федоровка, они аналогичные с Ивановкой. И в Душатине это подходит, что более ранние списки меньше по объему.. upd. Есть мысль, что несовпадение по румянцевской описи и исповедным может объясняться тем, что переселенцы 18 века были униатами, поэтому в те ИВ они не попали, а потом их перекрестили, и в 1788 г. все были записаны, но это как теория. А переселенцы середины 17 века - это выходцы из Кричевского староства, что через границу, или приходили из более дальних мест?
--- Ищу сведения о Шестёра, Симоненко, Пономарёвых, Лазаренко, Гуторовых, Зориных, Вороновых, Мошко | | |
Chertenok Брянская область Сообщений: 144 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 281 | Наверх ##
23 января 2022 15:09 23 января 2022 15:22 Сиваков Денис Александрович написал: [q] >> Ответ на сообщение пользователя max shestyora от 18 ноября 2021 3:08
У меня тоже самое. До 1782 года нужные мне семьи не встречаются (по Душатино, Сенче, Михайловке).[/q]
И у меня была такая же ситуация с Душатино. Нашла я своих в более ранней ревизии(1782г) в неожиданном месте - д.Верхличи (Версличи), бывшая во владении Киево-Печерской Лавры. Встречались в лаврских владениях и другие душатинские фамилии. Возможно это как-то связано с секуляризацией монастырских земель? Отчужденные земли могли ведь продать или пожаловать за заслуги тем же Гудовичам? [q] 10 апреля 1786 г. была проведена секуляризация монастырских имений в Киевской, Черниговской и Новгород-Северской епархиях... Секуляризация монастырских имений принесла казне значительные выгоды... Кроме того, бывшие монастырские имения явились тем резервом, из которого Екатерина II и Павел I производили крупные «пожалования» населенных земель сановникам. [/q]
Источник: azbyka.ru
 | | Лайк (1) |
Сиваков Денис Александрович Стародуб Сообщений: 153 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2508 | Наверх ##
24 января 2022 17:07 >> Ответ на сообщение пользователя Chertenok от 23 января 2022 15:09 Мои в 1782 г. в Душатино есть, а вот в исповедках до этого времени не встречаются. Так что секуляризация 1786 года здесь мимо. --- Сиваковы, Лисовские(д. Сенча Суражского уезда)
Сахоновы, Нагаевы, Старковские, Маньковские (г. Стародуб)
Шашковы, Мишкины (с. Пигаревка Новгород-северского уезда)
Разумновы (с. Алешенка Трубчевского уезда) | | |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7736 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13301 | Наверх ##
21 марта 2022 13:03
 --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (2) |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7736 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13301 | Наверх ##
22 марта 2022 21:59 с. Душатин, Суражский район. Храм Василия Великого. Фото из коллекции архитектора В. Н. Городкова, август 1970 г. https://vk.com/hram32Адрес: Суражский район, с. Душатин, ул. Первомайская, 6 Храм в Душатине известен с начала XVIII века. Исследователь истории Черниговской епархии архиепископ Филарет (Гумилевский) указывает, что до 1733 г. в селе был храм Святой Троицы, а в 1733 г. владелец села, бунчуковый товарищ Василий Иванович Гудович построил здесь трёхпрестольный храм во имя Василия Великого (своего небесного покровителя), с приделами Святой Троицы и великомученицы Варвары (покровительницы своей супруги). Для благоукрашения церкви Гудович привлекал лучших художников, уцелевшие работы которых и в начале XX века Черниговская губернская археологическая комиссия назвала превосходными. Однако, когда храм обветшал, он был разобран (взамен в 1896 году был выстроен новый), величественный 5-ярусный иконостас был передан в Черниговскую земледельческо-ремесленную исправительную колонию, а другие иконы "розданы в благословение". Храм, выстроенный в 1896 году (по информации некоторых источников, на средства помещицы Матвеевой), сохранился до наших дней. Он сохранил те же престолы, которые были и в церкви-предшественнице. В 1937 году храм остался без священника, богослужения ненадолго прекратились, что дало основание для официального закрытия церкви: в апреле 1939 г. помещение церкви было определено под клуб. Однако разорить и осквернить храм не успели: в годы оккупации он вновь стал действующим, каковым является и сегодня.
 --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (3) |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7736 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13301 | Наверх ##
26 марта 2022 12:28 Прихожанами Церкви во имя Св. Василия Великого, с. Душатин Мглинской сотни являлись жители населенных мест - Села Лубенка
Слобод: Андреевка, Беляны, Гудовка
Списки прихожан (ГАЧО) 1756: ф. 679, оп. 1, спр. 384; 1758: ф. 679, оп. 1, спр. 331; 1764: ф. 679, оп. 1, спр. 334. --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (2) |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7736 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13301 | Наверх ##
28 апреля 2022 22:41 28 апреля 2022 22:49 Из истории заселения д. Калинки Беглые крестьяне – белорусы в 1710 г. заселили Душатин, деревню Калинки, чуть позднее Кулешовку (ныне Далисичская Фёдоровка). Изначальное название Калинки получили от название речушки Колинка с ударением на «и». Со временем в результате чередования букву «а» вытеснила букву «о» и стали говорить «Калинка» – от слова «калина». По крутым берегам реки Калинки росли кусты калины. В 20-х годах 19 века имя деревни Калинка претерпело изменение. Вместо буквы «а» стали писать и говорить с окончанием «и» - «Калинки»............... Село Душатин поселено при речке Кленке в 1710 году Иваном Доровским. Оно возникло в глухом лесу, который считался принадлежащим мглинским "стрельцам". Только они там охотились.[q] Обещав Душатину свободы на десять лет, Даровский уже в 1710 году потребовал от слобожан договорённый годовой «чинш» по сто талеров, который душатинцы и стали тогда же платить, не смея спорить об условленном сроке, тем более что оклад требовался от имени гетмана. После смерти Даровского (1721), а вслед затем и Скоропадского вдова Даровского, боясь, чтобы Душатин не был отобран у неё наследниками гетмана, поспешила купить около слободы земельный участок за сто талеров у негетовских казаков Хоменков, которые имели «уходы свои у тех грунтах, где слободка Душатин была осажена». После этой покупки вдова Даровская беспрекословно уже продолжала получать ежегодный «чинш», что продолжалось до 1727 года.
Ознакомив душатинцев с фактом принадлежности их слобод не наследникам Скоропадского, а детям Даровского, вдова попробовала потребовать от слобожан кроме чинша ещё и «панщину». Как Даровская установила в Душатине панщину, сохранился характерный рассказ самих душатинцев: «Не робили мы никакой панщины до 1727 года; а в сем году прислано до нас, чтоб ехали на панщину (в село Кулаги, где жила вдова Даровского, выйдя замуж за Гудовича). Мы не поехали, помня договор с умершим Даровским, чтобы платить только годовой чинш по сто талеров и быть уже свободными от всякой панщины. Поноровивши некоторое время, Даровская снова прислала нам приказ, чтобы ехали мы на ту панщину неотмовно; и мы, исполняя тот приказ Даровской, «яко комендерки своей», выслали на панщину тридцать пять своих парубков, которых Даровская приказала без исключения «тирански батожьем бить, приписуючи вину сию, что за первым разом не поехали на панщину».
А потом позваны были в Кулаги и все мы, душатинские хозяева, где зазвавши нас в двор, приказала Даровская по одному оттуда выводя, «нещадно киями бить, от которого бою недель по шесть и побольше многие из нас пролежали…» Таким нехитрым способом уничтожила Даровская тот договор, по которому селился Душатин, и обратила душатинцев в таких «подданных», какими были и все крестьяне у других державцев. В 1781 году в Душатине числилось двести пятьдесят дворов и хат. Старожилы рассказывали, что на речушке издавна существовала плотина. На ней действовала водяная мельница-крупорушка. Было большое озеро. Рядом с речкой по одну сторону раскинулся великолепный парк, по другую – лес.[/q] --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (3) |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7736 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13301 | Наверх ##
10 июля 2022 22:18 В ГАЧО Стародубский полк Черниговская епархия Церковь во имя Св. Василия Великого, с. Душатин Мглинской сотниПрихожане - С. ЛубенкаСлободы: Андреевка, Беляны, ГудовкаСписки прихожан: 1756: ф. 679, оп. 1, спр. 384; 1758: ф. 679, оп. 1, спр. 331; 1764: ф. 679, оп. 1, спр. 334. Ссылку на Микрофильмы см. в сообщении выше Перепост --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (1) |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 13401 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37361 | Наверх ##
17 июля 2022 15:08 Tomilina написал: [q] Церковь во имя Св. Василия Великого, с. Душатин Мглинской сотни[/q] Приятно сознавать, что наша с вами работа, коллеги, на этом форуме помогает молодому поколению проникнуться теплом к родному краю, заинтересоваться такой наукой как генеалогия, вдохновляет на создание статей, подобных этой.Статья ученицы 11 класса Душатинской школы Шамовой Кристины Сергеевны Душатино 2017 год (Фрагмент из работы)Весной 1710 года выкрест из евреев Иван Даровский при речке Клинне (Клёнке) поселил слободу Душатин. Под видом создания слободы для гетмана, Даровский «садил» Душатин для себя лично. Служил он у гетмана Малороссии Скоропадского господарем (управляющим). Причем стал еще ближе к его семье, женившись на сестре гетманши Анне Петровне Носенко-Белецкой (по прозвищу Нос). « Поселил он слободу в глухом лесу, принадлежащем мглинским «стрельцам», потому что там они охотились… и обещал душатинцам свободы на десять лет… Не прошло и девяти лет, как он потребовал от душатинцев годовой чинш» [8, с. 352]. В 1721 году Даровский умер. Его жена, оставшись вдовой, вышла замуж за Василия Андреевича Гудовича - бунчукового товарища, владельца окрестных земель. Сама стала проживать в селе Кулаги. И боясь, как бы наследники Даровского не отобрали Душатин, быстро выкупила соседние земли у казаков Хоменков. Позже потребовала от слобожан кроме оброка, еще и отработку барщины. После отказа их, силой добилась своего, превратив душатинцев в таких же подданных, какими были все крестьяне [9, с. 39]. К середине 18 века владельцем земель становится сын Гудовича от первого брака Андрей Васильевич. Ему, фавориту Петра III, по указу 1762 года пожалованы слободы в Стародубском и Черниговском полках, среди них Душатин [8, с. 232]. После 1782 года Душатино переходит в состав Суражского уезда и становится центром волости. В этих живописных местах граф Андрей Васильевич Гудович строит имение. Здесь, в Душатино, он прожил 34 года. В 1808 году умер бездетным, оставив брату, фельдмаршалу Ивану Васильевичу, в наследство 4000 крестьян и 400000 рублей [1, с. 40]. В Суражском уезде Черниговской губернии при всегдашнем почти неурожае хлеба, жители терпят крайний во всем недостаток. Должны они искать пропитание в заработках и других промыслах. Численность жителей села в 19 веке приблизилась к двум тысячам, в селе было 520 дворов. К 1853 году Душатино уже числится как местечко. И вплоть до 1921 года в поселении преобладала торгово-ремесленная деятельность. Значительная доля населения - евреи- мещане. По словам Тарасюк А. Ф., на краю села они организовали лавки, где велась торговля. Со временем таких оптовых лавок насчитывалось 12. Работала синагога. Построен свеклосахарный завод. Два раза в год проводились ярмарки. Часть Душатино оставалась селом [14]. После отмены крепостного права в 1861 году большая часть надельных земель перешла в собственность крестьянских общин. По межевальной описи усадьбой Гудовичей остались участки № 13 и 16. Среди собственников остальных участков в Душатино: Ольга Михайловна Искрицкая, харьковский купец 2 гильдии Головин, мещане Хазановы [15]. Сельский храм Святителя Василия Великого Первое упоминаниеИстория храма уводит нас далеко в прошлое. Живет легенда, что с XIV века до XVIII в глухом лесном месте, вблизи Душатино, мирно и тихо существовал женский Троицкий монастырь. В нём проживало 33 монахини. Называли его еще Марьиным – в честь настоятельницы монастыря. Одна из этих монахинь жила отшельницей. Говорят, что Речь Посполитая якобы разграбила, сожгла это место и учинила жестокую расправу над бедными женщинами [11, с. 30]. Село в России до революции 1917 года чётко отличалось от деревни. В селе обязательно была церковь с колокольней или звонницей. Оно, таким образом, являлось центром церковного прихода, объединяющего несколько близлежащих деревень. Есть факты, что первая церковь в Душатино называлась Свято-Троицкая и существовала она до 1733 года [16, с. 292]. Историк церкви Филарет (Гумилевский) в «Историко-статистическом описании Черниговской епархии» (Приложение 3.1) пишет: « в этом году (1733) владелец имения Василий Иванович Гудович построил новый трехпрестольный храм с главным престолом Василия Великого в честь Ангела своего и с предельными: правым в честь Св. Троицы - Ангела супруги своей и левым – во имя Великомученицы Варвары. Гудович, для работ церковных выписывал лучших художников» [18]. В 1896 году на месте прежней церкви, пришедшей в ветхое состояние, был возведен нынешний деревянный храм. Из записей карандашом на брёвнах церкви: «построена Сафроном Кузьмичёвым июля 1-го дня т.А.Ф.К. 1893 года» [14]. Срок службы деревянных храмов варьировал от 50 до 100 лет. Фундамент был заложен на возвышенном участке главной улицы села на народные деньги. Для крепости закладки фундамента в состав раствора добавляли куриные яйца и молоко. В основании фундамента покоится круглая чугунная «метрика», на которой обозначено: «Нивелировка 1771» (Приложение 3.2). Нивелировка советских времён, так как аббревиатура на ней Главного Управления Геодезии и Картографии (ГУГК). Наш храм строился более 20 лет. Строение 1896 года было поставлено на более ранний фундамент. При закладке церкви были предусмотрены подземные ходы, когда-то ведущие из подвала храма в парк помещицы Ольги Михайловны Кулябко-Корецкой (Искрицкой) [6]. К сожалению, на сегодняшний день передвижение по ходам невозможно, сохранился лишь большой подвал, размером с основание церкви. Построен храм стараниями и средствами помещицы Матвеевой, об имении которой в межевальной описи за этот период ничего не говорится. Причиной этому могло послужить то, что эта женщина отдала все свои средства на постройку храма. На его территории находится могила Ольги Савельевны Матвеевой (Приложение 4.1). По словам старожила села Тарасюк, это и есть могила той благодетельной помещицы, которая, отдав свое имение, приняла монашеский постриг [5]. Храм Василия Великого является ярчайшим примером русского зодчества на Брянской земле (Приложение 1.1). Основой храма является кирпичный цоколь. Храм считают построенным без единого гвоздя. Бревна стен рублены «в лапу». Бревенчатые стены с двух сторон были обшиты тесом. Крыша храма покрыта кровельной сталью. Тип архитектурной композиции, распространённый в русском зодчестве – «восьмерик на четверике» (Приложение 2.1). Всё уравновешивает высокая восьмигранная колокольня. Она издревле служила ориентиром для затерявшихся путников. Высота ее около 45 метров. Восьмигранный сруб являлся более устойчивым и в значительно мере сопротивлялся напору сильных ветров. Отличительной особенностью храма Святителя Василия Великого являются по-разному варьируемые ритмы «стрел» - островерхих щипцов стен. Богатство внешнего облика дополняют наличники с сеткой тонких переплетов [17]. Внутри храма все три помещения соединены высокими арками. Из притвора две широкие лестницы ведут на просторные хоры, а затем на колокольню. Вид с хор захватывает дух и придает ощущение взлета вверх (Приложение 4.2). Изнутри центральный восьмерик представляет собой большую светлую «чашу». После упразднения пятиярусного иконостаса в 1896 году часть икон была передана в Черниговскую земледельческо-ремесленную исправительную колонию, другие розданы в благословение [18]. Сегодня храм имеет четырёхъярусный иконостас с иконами конца XIX – начала XX века. Угловые изображения двух ангелов, как и главное деревянное Распятие, написаны отцом настоятеля храма протоиерея Георгия. При в ходе в храм нашему взору открывается икона Божией Матери - «Балыкинская» (Приложение 2.2). По преданию, в 1709 г., во время шведской войны, когда шведы проходили мимо Стародуба, заметили появление слез на иконе Божией Матери, находящейся в доме пана Дульского. После этого он дал обет отнести икону в храм [20]. Двенадцать лет назад, в 2005 году произошло еще одно событие - был совершен крестный ход с иконой Царственных мучеников из Белоруссии с заносом в наш храм. Икону оставили на всю ночь, чтобы люди смогли поклониться этой святыне. Особым знаком Божьей милости является мироточение икон. В 2008 году в нашем храме во время Великого поста мироточила икона «Распятие». Миро коснулось и иконы Святителя Василия Великого, расположенной справа от царских врат [6]. Захоронения на территории храмаНадпись на надгробной плите гласит: Параша Кулябко-Корецкая 1884-1901 (Приложение 7.1). Она была дочерью помещика Ивана Григорьевича Кулябко-Корецкого и Ольги Михайловны Искрицкой [12, с. 289].   Искрицкие служили Российскому Престолу дворянские службы в разных чинах и жалованы были деревнями в Суражском уезде. Герб дворян Искрицких, сохранившийся в тумбовом брусе иконостаса церкви достался Черниговскому музею [18]. Корни рода уходят в Петровскую эпоху. Отец Искрицкой О. М. был родным братом декабриста Демьяна Искрицкого. Ольга Михайловна родилась в с. Душатино и имела здесь усадьбу под названием Жаткино (Приложение 6.2). Здесь было имение в виде большого каменного дома из красного кирпича (сохранившегося до наших дней) и многочисленные хозяйственные постройки. Говорят, при ней хозяйство было разрушено водой и пришло в упадок. Вскоре она вышла замуж за И. Г. Кулябко-Корецкого и уехала в его родовое гнездо в с. Уношево. В браке у них родилось трое детей: Прасковья, Григорий, Михаил. Иван Григорьевич Кулябко-Корецкий был Суражским уездным предводителем дворянства, а затем и членом Межевой комиссии Мглинского и Суражского уездов [12, с. 619]. Умер он в 1888 году в возрасте 48 лет и был похоронен возле церкви Василия Великого в Уношево. Ольга Михайловна, достроила две пристройки к храму, в результате чего могила мужа оказалась внутри. Потом она уехала к себе на родину в село Душатино. У нее умирает дочь Параша. Ольга Михайловна похоронила ее у стен храма Василия Великого и в 1908 году уехала в Петербург. Но с 1912 по 1913 год попечительствовала Душатинскую земскую школу [18]. Поиски по родословной Кулябко-Корецких привели в с. Уношево Гордеевского района, где родился отец Параши, Иван Григорьевич Кулябко-Корецкий. Здесь уроженец села Евгений Стовпец отреставрировал храм, организовал перезахоронение останков помещика, пишет книгу о роде Кулябко- Корецких. Он оказал мне помощь в поиске информации [21]. Сельские священникиГоворят, что деревня – это духовная «целина», которую необходимо «расчищать», вразумляя сельский люд. Тяжелый крест несут деревенские батюшки, но всегда встречаешь их доброжелательные, ласковые лица. Церковь Свято-Васильевская описывается как двуприходная [10]. Это свидетельствует о том, что в церковь посещает большое количество прихожан. Приход растёт с каждым годом. Если в 1770 году- 1122 мужчины и 1160 женщин, то к 1860 году количество прихожан вырастает более чем вдвое: 2607 мужчин и 2697 женщин. Во второй половине 18 века при церкви действует «шпиталь» [16]. По всей видимости, приют или богадельня. Численность клира была привязана к количеству дворов в приходе. На каждого священника по штатам приходился 1 дьячок и 1 пономарь. По приходским штатам на приход до 150 дворов полагался один священник [22]. Из ревизской сказки 1811 года можно узнать о некоторых приходских священниках Васильевской церкви и частой их смене: «священник Андрей Иванов Бонча-Бруевич… рукоположен в священники в 1799 г. из Могилёвской Епархии перемещён к сей церкви в 1809…, священник Яков Афанасьев Качановский, рукоположен в священники из Погорских мещан Черниговского повета переведён к сей церкви в 1810 г… [13]. Прихожане могли требовать замены старого священника (старше 60 лет): «Священник Иван Григорьев Завратинский, 75 лет, уволен от должности поставлен на пропитание по старости лет сверх штатных». Периодически священническое место было вакантно. Большинство священников нашего храма окончили Черниговскую духовную семинарию. «Рукоположен в сан священника окончивший курс Черниговской духовной семинарии Михаил Смельницкий к Васильевской церкви местечка Душатина, 21 октября, 1904 года» [18]. За такую долгую историю стены храма и глаза прихожан видели разных священнослужителей. Были те, кто оставались в памяти своими добрыми делами. Есть факты, что первым настоятелем храма был протоиерей Михаил Раевский [7]. Но душатинцы считают первым отца Петра Рождественского. Год его рождения точно неизвестен, умер он далеко за восемьдесят лет. Васильевской церкви он отдал всю свою жизнь. Жительница села, Тарасюк А.Ф., рассказывала, что ещё её бабушка, происходившая из украинского дворянского рода гетмана Малороссии, Полуботко Пелагея Панфиловна прислуживала Петру Рождественскому. Моя бабушка тоже была лично знакома с отцом Петром (Приложение 7.1). Она вспоминает о нем, как о душевном человеке. Отец Петр был хорошим столяром. В ее комнате до сих пор стоит кресло, сделанное батюшкой самостоятельно. В памяти ее также остался поистине уникальный эпизод из последних дней жизни Петра Рождественского. Отслужив длинную службу, все отправились навестить батюшку (он уже по состоянию здоровья не мог вести Богослужения) и выпить с ним чая. После того, как стали собираться, отец Петр, подозвав мою бабушку к себе, протянул ей руку, что за ним никогда не наблюдалось, и сказал: «Ну что ж, прощай, Маня!» На следующий день его не стало. Погребен был он на местном кладбище в марте 1957 года [6]. Не так давно, на средства сельчан и предпринимателей были проведены работы по реконструкции запустевшего надгробия батюшки (Приложение 7.2). По завершении этого благого дела была отслужена лития по усопшему [19]. В 1995 г. священником храма стал отец Сергий Журавлев, он снял кресты с храма. Пришедший за ним священнослужитель Владимир Земляков, внес свою лепту, собрав средства и восстановив снятые кресты [7]. 25 июня 2011 года произошло еще одно страшное событие в истории храма. После сильного проливного дождя случился обвал основной части конструкции колокольни (Приложение 8) [14]. Была полностью прогнута крыша трапезной, где обычно стоят прихожане во время Богослужений. Во время падения был погнут крест на куполе центрального восьмерика храма. Он был отреставрирован стараниями отца Николая. На собранные средства он собственноручно полностью перекрыл и выкрасил центральный восьмерик, вставил новые окна. _______ Список использованной литературы и источников1. Алексеев В. П. Брянские люди XVIII века. – Брянск: «Придесенье», 1993.–200с. 2. Альбом «Капитан Алексеев», архив КШМ МБОУ Душатинская СОШ 3. Запись беседы с настоятелем храма Василия Великого о. Игорем, 06.01.2017, архив КШМ Душатинская СОШ. 4. Запись беседы с Петроченко, К.З.,20.12.2016, архив КШМ Душатинская СОШ. 5. Запись беседы с Тарасюк, А.Ф., 20.12.2016, архив КМШ Душатинская СОШ. 6. Запись беседы с Шамовой, М.И., 15.09.2016, архив КШМ Душатинская СОШ. 7. Земляков, В. Сквозь все невзгоды // «Восход», 1997.23.05 №28 8. Лазаревский, А.М. Описание старой Малороссии, т.1, Полк Стародубский. - Киев, 1888.-838 с. 9. Лежнёв, М.Р., Стешец, С.С. Земля Суражская. -Клинцы, 2008. -256 с. 10. Метрические книга Суражского уезда, 1899-1908. ГАБО. Ф. 251. Оп. 1. Д. 332. 11. Мехедов, М. И. Отчий край Суражский. - Клинцы, 2008. - 216 с. 12. Модзалевский, В.Л. Малороссийский родословник, т.2. -Киев, 1910. 13. Ревизские сказки мужчин: дворовых людей и крестьян помещиков Суражского повета, 1811–1813. ГАБО. Ф. 549. Оп. 2. Д .2. 14. Рукописная летопись села Душатин. Архив библиотеки с. Душатин. 15. Планы дач Генерального и специального межевания 1746-1917 Черниговской губернии, Мглинского уезда. РГАДА. Ф.1354. О.590. Д.11. 16.Филарет (Гумилевский). Историко-статистическое описание Черниговской епархии, Книга 5, 1874. – 599 с. 17. http://www.puteshestvie32.ru/ 15.12.2016. 18. «Церковь Василия Великого», http://www.kray32.ru/suragskiy016.html 15.12.2016. 19.«Мглинское Благочиние. Лития на могиле бывшего настоятеля храма» http://eparhia-klintsy.ru/novo...ile-b.html 24.01.17 20.«Балыкинская икона Божией Матери», «Мглинская сотня» https://ru.wikipedia.org/wiki/ 10.10.2016. 21. Виртуальное общение по темам регионального раздела https://forum.vgd.ru 04.01.2017. 22. «История русской церкви» https://azbyka.ru/otechnik/Igo...ojtserkvi- 1700-1917/4 15/01/2017
      --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | Лайк (7) |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 13401 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37361 | Наверх ##
21 ноября 2022 13:36 21 ноября 2022 13:38 Из книги Александра Шпунтова "Родовые гербы Стародубщины"Гудовичи. Павел Янович, шляхтич, стародубский (1680 г.) и бакланский (1697- 1700 гг.) сотник, знатный товарищ Стародубского полка (1686-1697 гг.). В 1686 г. купил двор в Стародубе на улице Кривой. Его сын Андрей – войсковой товарищ (1705 г.), бакланский сотник (1709 г.), знатный войсковой товарищ (1713 г.), бунчуковый товарищ. Имел двор в с. Ивайтёнки.
Другой сын – Стефан, значковый товарищ (1703-1737 гг.), владел в Полковой сотне с. Басихино, где и проживал. Василий Стефанович, бунчуковый товарищ (1735-1770 гг.), унаследовал имения отца. Сыновья Андрея: Иван – бунчуковый товарищ (1735-1742 гг.), в 1737 г. с командой казаков был в Почепе. Михаил Васильевич служил с 1770 г., войсковой товарищ (1779-1788 гг.).
Василий Андреевич (1713-1764 гг.) – последний генеральный под- скарбий Войска Запорожского, родоначальник графской ветви рода Гу- довичей, в 1745 г. был послан в числе прочих депутатом в Петербург с прошением об избрании К.Г. Разумовского гетманом Малороссии. При содействии гетмана в 1760 г. Гудович получил уряд генерального под- скарбия, а при упразднении гетманства в 1762 г. был переименован в тайные советники. В конце жизни влияние старого Гудовича возросло, ибо его старший сын Андрей пользовался покровительством императора Петра III. Он имел дворы в Душатино, владел д. Влазовичи, с. Горчаки.
У Василия Андреевича было семеро сыновей. Первый из них, Андрей, стал генерал-адъютантом и одним из приближённых при императоре Петре III, после воцарения Екатерины II в течение 34 лет находился в отставке и жил в своём имении, до вступления на престол Павла I....  Кто работает по Душатино, не забывайте проверять представителей своего рода по д. Влазовичи и с. Горчаки... Первыми поселенцами в Лазовичах (именно такое первоначальное название..) были казаки... Мглинская сотня Стародубского полка. --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | Лайк (2) |
|
max shestyora написал:
Вы не рассуждайте по-современному.... границы были другие..
Всех, кто проживал в те годы (до Румянцевской описи 1765-1767 гг.) на территории Речи Посполитой, называли жителями Польши ("выходцами с Польши")
Старые карты
Пребывание Смоленского края в составе Речи Посполитой, как пишет М.Богословский, "не осталось без влияния на высшем, по крайней мере, слое населения этой области...."
Жители Смоленского края того времени тоже считались "выходцами с Польши".