● Душатин (Душатино) - (село)
Душатинская волость Суражского у.
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7777 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13473 | Наверх ##
24 июля 2018 11:40 23 декабря 2023 20:52 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ История населенного места ПерепостЦерковь в Душатино ПерепостМалороссийские посполитые крестьяне (1648-1783). Лазаревский А.М.. Изд. 1866 г. ПерепостМикрофильмы ПерепостИстория Душатино (ученица школы) ПерепостИз книги Александра Шпунтова "Родовые гербы Стародубщины" Перепост... В 1710 году Гудович поселил Душатин.... ПерепостСоколов "Седая старина" ПерепостТригубенко ПерепостГорянин ПерепостПесенков ПерепостАрхивные шифры дел ПерепостСтельмахов ПерепостОвчинников ПерепостРаецкий ПерепостГорбач ПерепостПо датам1710 - Основано в 1710 году Иваном Даровским как слобода1721 АВПРИ РасшифровкаДо 1733 - До 1733 года упоминается с Троицкой церковью1733 - на средства В.А. Гудовича построена церковь Василия Великого17.. ИВ ГАЧО 679-4-584 1756 ИВ ГАЧО 679-1-384 (л. 185-194) url=https://forum.vgd.ru/post/792/104287/p5350512.htm#pp5350512]Расшифровка[/url] 1758 ИВ ГАЧО 679-1-331 (л. 246-259) 1764 ИВ ГАЧО 679-1-334 (л. 397-407) Расшифровка1767 ЦГИАК 57-1-104 (Румянцевская) Расшифровка1773 ИВ ГАЧО 679-1-335 (322-335) 1783 ИВ ГАЧО 712-1-237 (л. 369-380) 1788 ИВ ГАЧО 712-1-211 (л. 1023-1048) Расшифровка1799 ИВ ГАЧО 679-1-484 (д. 1011-1072) Расшифровка1850 - РС ГАБО Ф.549 Оп.2 Д.17 (слобода Александровка) - Расшифровка1858 - РС ГАБО Ф. 549, Оп.2, Д.22 (слобода Александровка) Расшифровка1882 ИВ ГАЧО 679-1-537 (л. 63-65) 1898 Ф.592, оп.19, д.615 РГИА СПБ О ссуде, просимой Душатинским товариществом 123 домохозяев Расшифровка1899 - 1908 - МК ГАБО 251-1-332 1899 - Ф.592, оп. 37, д. 4987 О ссуде Душатинскому 156д. т-ву на покупку 461д. 1540 сот. земли у купца Н.В.Головина Расшифровка1904 МК ГАБО 251-1-332 Расшифровка1908 - МК ГАБО 251-1-347 Расшифровка1914 - ИВ ГАЧО 679-3-394 Расшифровка1920 ГАБО, Ф.Р-102, оп. 1, д. 199 – Подворные карточки переписи населения Гомельской губ. Суражского уезда Гордеевской, Душатинской вол. Список фамилий1923 - ГАБО. Фонд № Р-1069. Опись № 2. Дело № 235 Расшифровка1925-1926 Протоколы заседаний...Душатинский совхоз Перепост --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | |
max shestyora Сахалин -> Москва Сообщений: 324 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 280
| Наверх ##
18 ноября 2021 3:08 Форумчане, здравствуйте! Уже по второму приходу (до этого изучал Казаричи) замечаю, что некоторые семьи, которые есть в исповедных 1788 и 1799 гг. - их нет в более ранних, начиная с 1783 г. и старше. В принципе, на примере Душатина можно увидеть эту разницу: 1783 (стр. 369-380) 1788 (стр. 1023-1048) 1799 (стр. 1011-1072) Состав нас. пунктов тот же самый. Понятно, что на эту территорию переселялись крестьяне из соседних земель ВКЛ в 17 веке и в середине 18 века, после Кричевского восстания. Но в 1780-е тоже шло переселение? Кто-нибудь сталкивался с аналогичной ситуацией? Нашел в Душатине зацепку по своим прямым предкам Шестёрам. В Федоровке (Казаричского прихода) в 1788 г. жила семья Евмена Евфимова Шастёры (1747), а в Гудовке (Душатинского прихода) - три семьи Шастёр, у главы одной из семей то же самое отчество - Степан Евфимов Шастёра (1768). Как понимаю, они все-таки братья? --- Ищу сведения о Шестёра, Симоненко, Пономарёвых, Лазаренко, Гуторовых, Зориных, Вороновых, Мошко | | |
Сиваков Денис Александрович Стародуб Сообщений: 154 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2555 | Наверх ##
18 ноября 2021 9:13 >> Ответ на сообщение пользователя max shestyora от 18 ноября 2021 3:08 У меня тоже самое. До 1782 года нужные мне семьи не встречаются (по Душатино, Сенче, Михайловке).
--- Сиваковы, Лисовские(д. Сенча Суражского уезда)
Сахоновы, Нагаевы, Старковские, Маньковские (г. Стародуб)
Шашковы, Мишкины (с. Пигаревка Новгород-северского уезда)
Разумновы (с. Алешенка Трубчевского уезда) | | |
Сиваков Денис Александрович Стародуб Сообщений: 154 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2555 | Наверх ##
18 ноября 2021 11:56 18 ноября 2021 11:58 >> Ответ на сообщение пользователя Tasha56 от 18 ноября 2021 9:23 У меня по ревизии 1782 года два брата: Осип Трофимов сын Сивиков - в Сенче и Корней Трофимов сын Сивиков - в Михайловке. Осип в ревизии записан как зять, Корней в исповедках 1783 года тоже как зять. Понятно, что они скорей всего из другого населённого пункта. Только вот откуда? Весь приход уже Васильевской церкви изучил и населенные пункты, которые принадлежали Гудовичам. Пока результата нет.
--- Сиваковы, Лисовские(д. Сенча Суражского уезда)
Сахоновы, Нагаевы, Старковские, Маньковские (г. Стародуб)
Шашковы, Мишкины (с. Пигаревка Новгород-северского уезда)
Разумновы (с. Алешенка Трубчевского уезда) | | Лайк (1) |
max shestyora Сахалин -> Москва Сообщений: 324 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 280
| Наверх ##
18 ноября 2021 13:40 18 ноября 2021 13:47 Tasha56 написал: [q] Коллеги, составьте список ревизских душ по населенным местам, которыми владел землевладелец-помещик (Вашими родственниками (из древа)) по Ревизской сказке 1858 года.[/q]
Занимаюсь сейчас списком фамилий из исповедных 1799 г., с учетом девичьих фамилий женщин, смотрю какие родственные связи и т.д. Делаю пока Казаричи, в планах Душатин и Уношев) Думаю, можно будет сделать как отдельную тему, про это попозже, через несколько дней, напишу. Tasha56 написал: [q] Не забывайте, что основной переход/перевод крестьян был с Правобережья на Левобережье после заключения Переяславского договора в 1654 году и добровольного перехода Гетманщины в подданство Русского царства, после восстания в период русско-польской войны 1654—1667 годов...[/q]
Да, это понятно, но были ли более поздние массовые переселения? просто вот та же слобода Ивановка из Казаричского прихода, по которой есть румянцевская опись 1760-х - там указано у жителей "выходец из Польши" и тому подобное, т.е. они переселились в середине XVIII века. В исповедных 1788 и 1799 гг. она есть, а вот 1782 и ранее нет в исповедных по Казаричах. Также и слобода Федоровка, они аналогичные с Ивановкой. И в Душатине это подходит, что более ранние списки меньше по объему.. upd. Есть мысль, что несовпадение по румянцевской описи и исповедным может объясняться тем, что переселенцы 18 века были униатами, поэтому в те ИВ они не попали, а потом их перекрестили, и в 1788 г. все были записаны, но это как теория. А переселенцы середины 17 века - это выходцы из Кричевского староства, что через границу, или приходили из более дальних мест?
--- Ищу сведения о Шестёра, Симоненко, Пономарёвых, Лазаренко, Гуторовых, Зориных, Вороновых, Мошко | | |
Chertenok Брянская область Сообщений: 144 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 284 | Наверх ##
23 января 2022 15:09 23 января 2022 15:22 Сиваков Денис Александрович написал: [q] >> Ответ на сообщение пользователя max shestyora от 18 ноября 2021 3:08
У меня тоже самое. До 1782 года нужные мне семьи не встречаются (по Душатино, Сенче, Михайловке).[/q]
И у меня была такая же ситуация с Душатино. Нашла я своих в более ранней ревизии(1782г) в неожиданном месте - д.Верхличи (Версличи), бывшая во владении Киево-Печерской Лавры. Встречались в лаврских владениях и другие душатинские фамилии. Возможно это как-то связано с секуляризацией монастырских земель? Отчужденные земли могли ведь продать или пожаловать за заслуги тем же Гудовичам? [q] 10 апреля 1786 г. была проведена секуляризация монастырских имений в Киевской, Черниговской и Новгород-Северской епархиях... Секуляризация монастырских имений принесла казне значительные выгоды... Кроме того, бывшие монастырские имения явились тем резервом, из которого Екатерина II и Павел I производили крупные «пожалования» населенных земель сановникам. [/q]
Источник: azbyka.ru
 | | Лайк (1) |
Сиваков Денис Александрович Стародуб Сообщений: 154 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2555 | Наверх ##
24 января 2022 17:07 >> Ответ на сообщение пользователя Chertenok от 23 января 2022 15:09 Мои в 1782 г. в Душатино есть, а вот в исповедках до этого времени не встречаются. Так что секуляризация 1786 года здесь мимо. --- Сиваковы, Лисовские(д. Сенча Суражского уезда)
Сахоновы, Нагаевы, Старковские, Маньковские (г. Стародуб)
Шашковы, Мишкины (с. Пигаревка Новгород-северского уезда)
Разумновы (с. Алешенка Трубчевского уезда) | | |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7777 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13473 | Наверх ##
21 марта 2022 13:03
 --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (2) |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7777 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13473 | Наверх ##
22 марта 2022 21:59 с. Душатин, Суражский район. Храм Василия Великого. Фото из коллекции архитектора В. Н. Городкова, август 1970 г. https://vk.com/hram32Адрес: Суражский район, с. Душатин, ул. Первомайская, 6 Храм в Душатине известен с начала XVIII века. Исследователь истории Черниговской епархии архиепископ Филарет (Гумилевский) указывает, что до 1733 г. в селе был храм Святой Троицы, а в 1733 г. владелец села, бунчуковый товарищ Василий Иванович Гудович построил здесь трёхпрестольный храм во имя Василия Великого (своего небесного покровителя), с приделами Святой Троицы и великомученицы Варвары (покровительницы своей супруги). Для благоукрашения церкви Гудович привлекал лучших художников, уцелевшие работы которых и в начале XX века Черниговская губернская археологическая комиссия назвала превосходными. Однако, когда храм обветшал, он был разобран (взамен в 1896 году был выстроен новый), величественный 5-ярусный иконостас был передан в Черниговскую земледельческо-ремесленную исправительную колонию, а другие иконы "розданы в благословение". Храм, выстроенный в 1896 году (по информации некоторых источников, на средства помещицы Матвеевой), сохранился до наших дней. Он сохранил те же престолы, которые были и в церкви-предшественнице. В 1937 году храм остался без священника, богослужения ненадолго прекратились, что дало основание для официального закрытия церкви: в апреле 1939 г. помещение церкви было определено под клуб. Однако разорить и осквернить храм не успели: в годы оккупации он вновь стал действующим, каковым является и сегодня.
 --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (3) |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7777 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13473 | Наверх ##
26 марта 2022 12:28 Прихожанами Церкви во имя Св. Василия Великого, с. Душатин Мглинской сотни являлись жители населенных мест - Села Лубенка
Слобод: Андреевка, Беляны, Гудовка
Списки прихожан (ГАЧО) 1756: ф. 679, оп. 1, спр. 384; 1758: ф. 679, оп. 1, спр. 331; 1764: ф. 679, оп. 1, спр. 334. --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (2) |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7777 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13473 | Наверх ##
28 апреля 2022 22:41 28 апреля 2022 22:49 Из истории заселения д. Калинки Беглые крестьяне – белорусы в 1710 г. заселили Душатин, деревню Калинки, чуть позднее Кулешовку (ныне Далисичская Фёдоровка). Изначальное название Калинки получили от название речушки Колинка с ударением на «и». Со временем в результате чередования букву «а» вытеснила букву «о» и стали говорить «Калинка» – от слова «калина». По крутым берегам реки Калинки росли кусты калины. В 20-х годах 19 века имя деревни Калинка претерпело изменение. Вместо буквы «а» стали писать и говорить с окончанием «и» - «Калинки»............... Село Душатин поселено при речке Кленке в 1710 году Иваном Доровским. Оно возникло в глухом лесу, который считался принадлежащим мглинским "стрельцам". Только они там охотились.[q] Обещав Душатину свободы на десять лет, Даровский уже в 1710 году потребовал от слобожан договорённый годовой «чинш» по сто талеров, который душатинцы и стали тогда же платить, не смея спорить об условленном сроке, тем более что оклад требовался от имени гетмана. После смерти Даровского (1721), а вслед затем и Скоропадского вдова Даровского, боясь, чтобы Душатин не был отобран у неё наследниками гетмана, поспешила купить около слободы земельный участок за сто талеров у негетовских казаков Хоменков, которые имели «уходы свои у тех грунтах, где слободка Душатин была осажена». После этой покупки вдова Даровская беспрекословно уже продолжала получать ежегодный «чинш», что продолжалось до 1727 года.
Ознакомив душатинцев с фактом принадлежности их слобод не наследникам Скоропадского, а детям Даровского, вдова попробовала потребовать от слобожан кроме чинша ещё и «панщину». Как Даровская установила в Душатине панщину, сохранился характерный рассказ самих душатинцев: «Не робили мы никакой панщины до 1727 года; а в сем году прислано до нас, чтоб ехали на панщину (в село Кулаги, где жила вдова Даровского, выйдя замуж за Гудовича). Мы не поехали, помня договор с умершим Даровским, чтобы платить только годовой чинш по сто талеров и быть уже свободными от всякой панщины. Поноровивши некоторое время, Даровская снова прислала нам приказ, чтобы ехали мы на ту панщину неотмовно; и мы, исполняя тот приказ Даровской, «яко комендерки своей», выслали на панщину тридцать пять своих парубков, которых Даровская приказала без исключения «тирански батожьем бить, приписуючи вину сию, что за первым разом не поехали на панщину».
А потом позваны были в Кулаги и все мы, душатинские хозяева, где зазвавши нас в двор, приказала Даровская по одному оттуда выводя, «нещадно киями бить, от которого бою недель по шесть и побольше многие из нас пролежали…» Таким нехитрым способом уничтожила Даровская тот договор, по которому селился Душатин, и обратила душатинцев в таких «подданных», какими были и все крестьяне у других державцев. В 1781 году в Душатине числилось двести пятьдесят дворов и хат. Старожилы рассказывали, что на речушке издавна существовала плотина. На ней действовала водяная мельница-крупорушка. Было большое озеро. Рядом с речкой по одну сторону раскинулся великолепный парк, по другую – лес.[/q] --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (3) |
|
max shestyora, Сиваков Денис Александрович
Коллеги, составьте список ревизских душ по населенным местам, которыми владел землевладелец-помещик (Вашими родственниками (из древа)) по Ревизской сказке 1858 года.
Попробуйте проследить этот список по исповедкам (доступным материалам), начиная с ближайших от места исследования....и т.д. Землевладельцы через браки переводили своих крестьян, заселяя свои новые земли, меняя своих дворовых на более молодых и т.д. По ревизским сказкам можно отследить переходы/переводы...иногда продажу душ другим помещикам и др.
Не забывайте, что основной переход/перевод крестьян был с Правобережья на Левобережье после заключения Переяславского договора в 1654 году и добровольного перехода Гетманщины в подданство Русского царства, после восстания в период русско-польской войны 1654—1667 годов...