Саратов старобрядческий.
Всё что найдено по теме в инете и не только по старообрядцам, молокане и др.
| дубовчанка Сообщений: 158 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 82
| Наверх ##
19 апреля 17:18 РГИА, Ф 1284, Оп 198, Д 251. село Караваинка 1838 г Священник Максим Волковский сообщает, что экономический крестьянин Иван Алексеевич Тихонин 79 лет принадлежит к поморской секте. С ним неоднократно беседовали, предлагали присоединиться к православной вере, но тот отказался. Дьякон с.Караваинки Трофим Чардымский добавил, что Иван предлагает односельчанам свое учение, но указал только невестку, солдатку Аксинью Логиновну Тихонину. Также священнослужитель сообщил , что приезжает к ним в село царицынский мещанин Василий Антонович Рябов 64-х лет. Он называет себя учителем или наставником, крестит, исповедует, служит молебны , а еще люди рассказали, что имеет собственную часовню в собственном саду близ Царицына. Началось следствие. И.А. Тихонин показал, что родился он православным, но лет 50 назад совратился в поморскую секту. Никого не привлекает в нее. Аксинья, она же Ксения, Тихонина 49-и лет показала, что перешла в раскол 3 года назад. Присоединил ее мещанин Рябов, который сказал "чтобы она не сообщалась ни с щепотниками, ни с теми, кои пьють чай и кофе". "ныне раскаивается в своем заблуждении, желает опять присоединиться к православию". Дети Тихонины уже обращены в православие и Иван Алексеевич их благословил, но себе он попросил время на раздумие. Василий Антонович Рябов все обвинения отрицал, а часовня находится в саду умершего царицынского мещанина Романа Прянишникова, где раскольники собираются для молитвы, но не часто. При очной ставке признался, что исповедовал приверженцев по скитскому покаянию, накладывал эпитимию и служил в доме Тихонина молебны, при чем читал канон. Камышинский полицмейстер сделал запрос про часовню в Царицынский магистрат. Оттуда сообщили, что Рябов уже был судим десять лет назад. В 1828 г в доме купчихи Матрены Критсковой он совершил панихиду по ее матери. А еще в 1834 г подавал прошение в Царицынский магистрат о признании законным брак сына его Матвея с Василисою, дочерью камышинского мещанина Марка Сафроновича Лазарева. Брак совершен по раскольническому обряду. А еще он просил снабдить Матвея и Василису билетами ( возможно, речь о паспортах). Магистрат "признал связь сею любодейною, отказал Рябову в просимом им для Василисы Марковны билета". Выводы следствия: Тихонин и Рябов в соблазнении в раскол односельчан не признались и дело не доказано. Суд решил: 1. Тихониных Ивана и Аксинью от преследования освободить. 2. Часовню, если она выстроена до 17.09.1826 г, оставить в том виде, как существует в нынешнее время. Если построена позже - запечатать. Починку здания не разрешать ни в каком виде, даже в совсем малом. 3. Дело о венчании доследовать. | | Лайк (1) |
| дубовчанка Сообщений: 158 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 82
| Наверх ##
19 апреля 17:49 РГИА, Ф 1284, Оп 198, Д 251.- продолжение. Дело о венчании Матвея Васильевича Рябова- царицынского мещанина расследовали. Выяснили, что часовня старинная, существует уже почти 40 лет. Правда, у Саратовского начальства возникли в том сомнения. В списки 1840 г молитвенный дом в саду Прянишникова в списках не значится, и, следовательно, он может быть недавно выстроенным. Если это окажется правдой, то иконы, книги и прочую утварь отослать в Духовную Консистории, на их усмотрение. Здание разобрать и продать с публичных торгов. Вырученные деньги внести в Приказ Общественного призрения. Само венчание происходило в 1833 или 1834 г. Венчал санкт-петербургский мещанин Тимофей Иванов, без огласки. Лазаревы и Рябовы с детства в расколе, и это известно местному начальству. Повальным обыском Рябов в поведении одобрен. Христиан при венчании не было, только члены семьи: сестра Василисы -Аграфена, сестра Матвея -Наталья. Все прошло тихо и скромно. Но !, камышинский благочинный протоиерей Казаринов сообщил, что камышинская мещанка Аграфена Марковна , по мужу Корнеева, являлась на тот момент православной, а значит , совершено нарушение закона. Магистрат решил, что они не могут быть допущены к совместному сожительству, пока не будут обвенчаны на законном основании. Семья существует уже почти пять лет, там и дети, наверняка, родились. Такое впечатление, что что магистрат, суд и полиция между собой не общались. Или всем дали вознаграждение. 30 декабря 1840 г Уголовная Палата вынесла решение: Рябова преследованию не подвергать, семейство оставить в том положении, как оное значится в посемейном списке. Антона Рябова поместить на месяц в тюремный замок. Почему Антон, не понятно, но так написано. По старости лет наказание вменено не было " с подтверждением, чтобы он впредь держал себя по предмету раскола в предписанных границах". Так что и волки сыты, и овцы целы. | | Лайк (1) |
| дубовчанка Сообщений: 158 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 82
| Наверх ##
28 апреля 11:08 28 апреля 11:08 РГИА, Ф 1284, Оп 197, Д 89, 1837 г. Камышинского уезда с. Саломатина однодворца Егора Соина дочь, девица Евдокия, в 1836 г обратилась в православие, но через год вновь стала молоканкой. Виновны в том были однодворцы Тимофей Пчелинцев и его жена Дарья Макаровна. Священник с. Саломатина Игнатий Митякин сообщает: "Несмотря на их воспрещение и бдительное смотрение за девицею Егоровою, Макарова, как жестокая молоканка, хитростью успела опять вовлечь ее в свою секту". Увещевали девушку несколько дней и священник, и дьякон Яков Богданов, но Евдокия не согласилась вернуться в лоно церкви. За совращение христианки в раскол Тимофея поместили в "тюремный замок". ( Митякин Игнатий Семенович (ок.1804-06.11.1886) - священник Михаило-Архангельской церкви села Саломатина на 1837- 1843 гг. Богданов Яков Гаврилович (ок.1807-?) - дьякон той же церкви на 1837- 1843 гг. ). Однако камышинский протоиерей Иван Терновский пишет, что Пчелинцев из острога отпущен и живет свободно, распространяя секту. Священнику села было задание проследить за действиями молокан. В своем донесении он пишет: "Пчелинцев собирает тайно беседы молоканские и ободряет молокан, говоря: не опасайтесь ничего, что все строгие предписания Суда можно ослабить деньгами, и самый именной Указ относится только к тем, которые из других Епархий и городов отлучаются без письменных видов, а не к ним, и что им можно по своему уезду торговать как в городах, так и по селениям и производить беседы открыто, и на оные могут собираться из других селений, хотя бы они расположением были и сто верст, лишь бы только были одного уезда". | | Лайк (1) |
| дубовчанка Сообщений: 158 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 82
| Наверх ##
28 апреля 12:06 РГИА, Ф 1284, Оп 198, Д 246, 1838 г. "Уголовная Палата определением своим, состоявшимся 28 апреля 1838 года, заключила: однодворскую женку Дарью Пчелинцеву, как недоказанную в распространении молоканской ереси, на основании 107 ст 15 тома Свода Законов, от суда и следствия учинить свободою". Так закончилось следствие. Видимо, Семья Пчелинцевых имела не только большой авторитет среди единоверцев, но и достаточные денежные средства, которые давали возможность влиять на решение суда. О чем Тимофей и говорил односельчанам. Дарья Макаровна Пчелинцева, которую священник Игнатий Митякин называет " жестокой молоканкой", была 1794 г.р. В 1838 г ей было 44 года. Женщина у молокан пресвитером быть не может, как и не может проводить молебны и читать проповеди. Но женщины села называли ее учителем и матерью молокан. А дьячок села Саломатина Алексей Позднев и однодворец Фалалей Маслов в своих показаниях объявили, что ее боятся все "молоканки, которые называют ее губернаторшею". В документах следствия Ксения Сергеева ( без фамилии) и Евдокия Егоровна Соина рассказывают, что они бывают на собраниях в доме Пчелинцевых, но не совращены в секту, а состоят там с рождения. А то, что священник Митякин нашел в кладовой их дома однодворку Авдотью ( Евдокию) Васильевну Ситникову 50 лет, православную, ничего не значит. Она просто зашла по хозяйственной нужде. Также приложено письмо от Камышинского Магистрата, где значится, что 25 жителей села опрошены под присягою. Подтвердили, что она бесед не вела, в секту не совращала. | | Лайк (1) |
| дубовчанка Сообщений: 158 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 82
| Наверх ##
29 апреля 4:55 29 апреля 4:59 РГИА, Ф 1284, Оп 197, Д 77, 1837 г. Прошение на выезд в Закавказские провинции молокан с. Саломатина и д.Чухонастовки : " Имеем желание переселиться, как то в города: Старую Шемаху, Еткарань ( Ленкорань) и Кубу", где живут наши одноверцы : 1. Ситников Степан, жена Дарья Александровна. Дети: Никифор с женой Анисьей Михайловной и дочерью Аграфеной ( 1836 г.р), Захар - холостой, Наум и Федот (родились после 1835 г). Дочери: Агафья - вдова, у нее дочь Акулина 1836 г.р. и Аграфена девица. В семействе числится Демидов Сидор Андреевич, который сослан в Закавказские провинции. 2. Маслов Логин, жена Христина Ананьевна. Сыновья: Гурьян с женой Афимьей Николаевной. Холостые Максим , Афанасий, Сергей и Василий. Дочери : Дарья и Хавронья. 3. Воробьев Филипп - вдовец. При нем сноха Авдотья Григорьевна ( вдова ), внучка Анна Максимова ( вдова) с дочерью Ефросиньей Федоровной. А также внук Елисей Иванович с женой Аграфеной Сидоровной, у них сын Аксен, рожден после 1835 г. Сын Тихон Филиппович с женой Ульяной Федотовной, их малолетние дети: митрофан, Варвара, Прасковья. 4. Воробьев Трофим с женой Авдотьей Спиридоновной. Их дети: Савелий, Прокоп, Варвара, Надежда, Варвара 2-я и Терентий , рожден после 1835 г. 5.Воробьев Иван Максимович с женой Ненилой Васильевной. Сыновья: Степан, Никита, Николай - малолетние. Савелий родился после 1835 г. Дочери: Агафья, Акулина, Пелагея. 6. Зиновьев Тимофей с женой Дарьей Макаровной. Их дочери: Федосья и Ефросинья. 7. Архипов Прохор с женой Марией Фоминичной. Сыновья Павел и Селиван - холостые. Дочери: Авдотья, Пелагея, Устинья, Авдотья 2-я. 8. Савельева Авдотья - вдова. Сын Терентий с женой Варварой Агаповной. Сыновья: Андрей, Козьма, Кондратий - малолетние. Дочь Варвара. 9. Степанова Аграфена ( вдова Никифора). Дети: Трофим, Степан, Матрена, Аксинья - малолетние. 10. Чернышов Спиридон с женой Мариной Ефимовной. При них внучка Екатерина Филипповна. 11. Дружинин Ефим с женой Пелагеей Федосьевной. Дочь Татьяна. 12. Федорова Мария - вдова, с детьми: Козьма, Михаил, Степанида ( Николаевы дети). разножительствующие: 13. Подшивалов Семен Васильевич с женой Настасьей Яковлевной. Сын Иван Степанович с женой Прасковьей Самойловной. Их дети: Сергей и Анна - малолетние. Агафья родилась после 1835 г. 14. из д. Чухонастовки Варламов Иван Никифорович с женой Катериной Леонтьевной . Их дети: Савелий, Василиса, Александра, Анна - малолетние. Умершего сына Ермила вдова Прасковья Степановна. Ее малолетние дети: Василий и Саламонида. " За неимением письменной грамоты просителя однодворца Степана Ситникова и всех значущихся с ним в регистре товарищей его по их прошению города Камышина купеческий внук Иван Катасонов руку приложил". | | |
Wochunarma Сообщений: 121 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 79 | Наверх ##
29 апреля 16:57 >> Ответ на сообщение пользователя smil от 21 апреля 2014 12:13 Здравствуйте, может быть кто-нибудь подскажет в какой церкви Саратова можно поискать метрики молокан-Пашацких? Анастасия Логиновная моя прапрапрабабушка. | | |
smilМодератор раздела  Россия Сообщений: 14269 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 9618 | Наверх ##
29 апреля 17:11 Wochunarma написал: [q] >> Ответ на сообщение пользователя smil от 21 апреля 2014 12:13
Здравствуйте, может быть кто-нибудь подскажет в какой церкви Саратова можно поискать метрики молокан-Пашацких? Анастасия Логиновная моя прапрапрабабушка.
[/q]
только в исповедках. фонд 135 --- всем кто ищет своих предков в ГАСО (Саратов) вам сюда -
https://t.me/cifralGASO | | Лайк (1) |
| дубовчанка Сообщений: 158 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 82
| Наверх ##
8 мая 13:13 29 мая 12:17 Фамилия Челюканов в Дубовке и близлежащем с.Песковатке была очень известна. Старообрядцы , так и не принявшие даже единоверие. Крупные рыбо- и хлебо- промышленники: Федор и Никита Ивановичи Челюкановы. Но были и другие семьи, которые приняли молоканское вероисповедание. Челюканов Х.Д. – удельный крестьянин с. Песковатка. В 1847 г обвинялся « в повенчании браков по молоканскому обряду» . ( ГАСО, Ф 606, Оп 1, Д 737). РГИА, Ф 1284, Оп 198, Д 18, 1840 г. Челюканов Григорий Федорович (42 лет) подал прошение на переселение в Закавказские провинции. Разрешение дано на семью: мать Ульяна Мануйловна 65 лет, жена Василиса Ивановна 42-х лет, сын Исай 19 лет, его жена Любовь 20 лет. Прошение удовлетворено. Но, видимо, переселение не состоялось, так как в истории посада в дальнейшем встретится Михаил Исаевич Челюканов и его сын Минай - крестьяне с.Песковатка. И , видимо, какая то семья из потомков Григория переселилась в с. Пришиб, один из центров молоканства за р.Волгой. К 1900 г там проживало несколько семейств Челюкановых. | | Лайк (1) |
| дубовчанка Сообщений: 158 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 82
| ( РГИА, Ф 1284, Оп. 205, Д 47)
В 1850 г мещанская жена Анна Ермилова подает жалобу министру МВД на притеснения мужа и протоиерея Покровского. Как написано в докладной: «за содержание малаканской ереси». Из Санкт-Петербурга от имени Министра Внутренних дел графа Перовского отправляют запрос Саратовскому Губернатору : " От 20 февраля сего года за № 1024. Я предлагаю Вашему Превосходительству доставить мне надлежащие сведения и заключение по прошению мещанки Анны Ермиловой". Сведения в течении года не поступили, поэтому в деле стоит резолюция отказать. А все дело, я думаю, заключалось в том, что мещанин Ермилов Игнатий Григорьевич ( ок. 1805 - ?) решил стать купцом. А имея жену молоканку, это могло стать препятствием. Вот муж и протоиерей взялись ее увещевать. В купцы 3-ей гильдии Игнатий Григорьевич все же перешел, но вскоре опять числился в мещанах. Он был выборным от мещанского общества в посадскую Думу на 1852 г. ( ГАСО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 40). Однако состоянием владел солидным. Мещанин на 1872 г, имел право голоса для производства выборов в гласные городской думы. (Сар.губ. ведомости, 1872 ). Это право зависело от имущественного ценза, им обладали только 3 % жителей посада. Но "есть женщины в русских селеньях"! Анна Ермилова направила заявление в следующую инстанцию. Раз Дубовка и министр МВД отказали, она подает в суд Камышинского магистрата в 1852 г. Кстати, сам Игнатий был неграмотным, а вот Анна сама подписывалась под жалобами. | | |
| дубовчанка Сообщений: 158 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 82
| ( РГИА, Ф 1284, Оп. 197, Д 392, 1837 г)
Крестьянин графа Нессельроде- Василий Денисович Кокушкин судим за: отступление в поморскую секту, отвлечение жены от хождения в церковь, перекрещевание малолетней дочери, а также уличен в побегах. На увещевания священника не отозвался, вернуться в православие отказывается. Принято решение: отдать в солдаты в Кавказский корпус, а ежели негоден буде, то отправить в Закавказские провинции. Житель с. Царевщина Вольского уезда Василий Денисович убегал из села не единожды. Уезжал в 1828 и 1829 гг. Когда его ловили и возвращали, то объяснял, что "по беспамятству". Примерно, в это же время присоединился к поморцам ( перекрещенцам). Хотя, скорее всего, просто до этого открыто не объявлял о своей принадлежности. Но потом он женился на Прасковье Ивановне, появилась дочь Мавра. В 1833 г бежал от господских работ уже с семьей. Пояснил суду, что рука левая не работает, а его заставляли . Через два года опять уехали из села в июле 1835 г. Заодно прихватили с собой крестьянку Малькову Марию Клементьевну с дочерью Ириной Евдокимовной. Пойманы в феврале 1836 г в с.Кунчерово Кузнецкого уезда. Опять переданы священнику с. Царевщина для увещеваний. Может быть, все так бы и осталось, но с конца 1836 г вице-губернатор Шушерин потребовал усиления борьбы с сектантами. В декабре 1837 г Саратовская Палата Уголовного суда приняла решение о отправке его в Закавказские провинции, так как из-за малого роста в рекруты не подошел. Про семью в решении ничего не сказано. | | |
|