Саратов старобрядческий.
Всё что найдено по теме в инете и не только по старообрядцам, молокане и др.
дубовчанка Сообщений: 108 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 70
| Наверх ##
12 апреля 22:50 13 апреля 0:18 РГИА ( Ф. 1284, Оп 197, Д 6 )
Отчет по посаду Дубовка ( июнь 1835 г). Состоящие ныне в должностях: Градской голова Водолагин ; Гласные Думы Петр Агафонов, Павел Паршин, Андрей Бирюков - все православного исповедания. Кандидат в гласные Иван Гронин - молоканской секты.
В Ратуше бургомистры Петр Кулаков и Федор Горев - православные. Ратманы Макар Макаров и Василий Репников - поповщинской секты Ратманы Федор Мартынов и Иван Табашников - православные. Им в кандидаты купец Артемий Сибирев и Федор Головлев - православные. В словесном суде Яков Попов и Алексей Пышкин - православные. Один из кандидатов к ним Аввакум Егоров - поповщинской секты; Депутаты по торговле Василий Грязев, Федор Зюзин и Феофан Михайлов - православные, а мещанин Ефим Салапов - поповщинской секты; их кандидаты купец Степан Киселев и мещанин Дорофей Маркелов - православные. Депутаты квартирной комиссии купец Гронин - православный, а мещанин Ефим Макаров - поповщинской секты; кандидаты их купец Иван Водолагин - православный, а мещанин Егор Ионов - поповщинской секты. Ценовщики Василий Киселев и Иван Коньков - православные, а кандидат Иван Макаров - поповщинской секты; староста Дмитрий Ефремов- депутат комиссии о разборе дворовых мест, православного исповедания.
Итого: купцов - 45, не служивших ранее - 50 мещан 90 всех православных - 185 человек.
всего купцов в посаде 851, мещан 2417. Из них исповедуют православную веру : купцов - 564, мещан - 1917. Принадлежат к сектам: купцов 287, мещан - 500 человек.
Саратовское правление задает вопрос, если так много православных, почему выбрали сектантов? Дубовская Дума отвечает, что к выборам этих людей допустил Городской голова Бондарев. А "какие на то были побудительные причины из дел Думы не видно". Указ: сектантов убрать, Федора Головлева - в ратманы Ратуши. Степана Киселева - в депутаты по торговле. Ивана Водолагина - в депутаты квартирной комиссии. | | Лайк (1) |
дубовчанка Сообщений: 108 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 70
| Наверх ##
15 апреля 14:48 17 апреля 17:06 РГИА, Ф 1284, Оп 198, Д 67. Молокане с.Балыклей Так как Шушерин А.А. активизировал всех на борьбу с раскольниками, особо рьяные деятели на местах старались изо всех сил. В Царицынском и Камышинском уездах больше других поступило рапортов из Дубовки, Балыклея, Караваинки, Липовки и Саломатина. Но молокане и старообрядцы тоже не молчали, а писали ответные жалобы и прошения. И не только в Саратов, но и в столицу. Поэтому в 1837 г был командирован сенатор Август Ульянович фон-Денфер для исследования злоупотреблений по Саратовской губернии. Кстати, за успешное выполнение ревизии этой губернии награждён орденом Св. Владимира 2-й степени (в 1839 г). Весть разнеслась быстро, и многие по русской привычке понадеялись, что "вот приедет барин, барин разберется". Когда А.У.Денфер проезжал мимо Балыклея, молоканская община смогла передать ему прошение. В нем указывалось, что живут экономические крестьяне здесь уже много лет. Приехали они уже со своей верой. в 1836 г приехал иеромонах Палладий и стал всех уговаривать поменять веру. Так как никто не согласился, вместе с Пролейским волостным писарем Кондратьевым они взяли всех мужчин-молокан под стражу, а кого-то даже заковали в железо. Хозяйства остались без присмотра, одно разорение. Поэтому 132 человека согласились принять православие. Но это насильственное действие не является их добровольным выбором. Исходя из этого, 17 семей в количестве 92 человек просят разрешение на переселение в Закавказские Провинции. Например в Ленкорань или Кубу, где живут уже их одноверцы. Прошение подписали главы семейств : 1. Малышев Дементий 2. Мортинов ? Тимофей 3. Колебошин (Колебошев )Калина - староста 4. Лазарев Сергей 5. Самойлов Андрей 6. Червяков Василий 7. Александров Филипп 8. Барашев Ефим 9. Шмелев Авдей 10. Федоров Федор 11. Гришин Спиридон 12. Акинфеев Мирон 13. Клочков Ефим 14. Лазарев Иван 15. Степанов Степан 16. Морозов Ион 17. Макар ( без фамилии)
Однако, получилось все иначе. Август Ульянович остался недоволен. Он потребовал найти тех, кто написал прошение, наказать зачинщиков и продолжать склонять к православию. На основании увиденного сам он написал замечания "О вредном духе учения молоканской секты". В результате: 1. Документ написали по просьбе крестьян отставной поручик Иванов и унтер-шихтмейстер Перцов. Царицынскому Земскому исправнику и Саратовскому Полицмейстеру было предписано "обязать вышеозначенных лиц подписками, дабы не осмеливались впредь сочинять и писать просьб раскольникам, домогающимся переселения из Саратовской губернии в Закавказский край". 2. Трех главных "сектаторов секты иудействующих" с.Балыклей Царицынского уезда отправить в монастыри на увещевание по назначению Священного Синода. Колебошина Лукьяна Фадеевича - в Троицкий Калязинский (Макарьевский) монастырь Тверской Епархии. Александрова Филиппа в Цареконстантиновский монастырь Владимирской Епархии. Морозова Иону Фокиевича в Никандрову пустынь Псковской Епархии (Благовещенская Никандрова пустынь — православный монастырь). Умер в московском тюремном замке по дороге в монастырь в апреле 1839 г. Александров Ф. умер в больнице пересыльного тюремного замка по дороге в монастырь в мае 1840 г. | | Лайк (1) |
дубовчанка Сообщений: 108 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 70
| Наверх ##
17 апреля 15:58 17 апреля 17:01 РГИА, Ф 1284, Оп 198, Д 72. Молокане с.Балыклея - Клочковы. В предыдущем документе указан Клочков Ефим. А это дело связано, возможно, с его братом. Относится оно к тому же периоду. Из 132 человек, которых принудили принять православие, 17 семей в количестве 92 человек просили разрешение на переселение в Закавказские Провинции. Следовательно, 40 человек, поняли, что плетью обуха не перешибешь, и решили остаться в православии. История Владимира Клочкова началась как комедия, но закончилась трагично. Со вновь воцерковлёнными постоянно вели беседы. И получилось, что православный Владимир живет с женой молоканкой во грехе. Вряд ли сам бы додумался, но Клочков В. в 1837 г подает прошение на имя Министра Финансов, с 1826 по 1844 г эту должность занимал Канкрин Егор Францевич. Крестьянин сообщает, что жена, дочь и сын Иван со своей женой "не внемля убеждениям его, остались в раскольничестве и желают переселиться в Закавказскую Провинцию; а а потому просит о дозволении им такого переселения". Приложена записка Серафима (Глаголевского) - митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского ( священноархимандрит Александро-Невской Лавры) : "... во избежание семейного несогласия и разстройства в хозяйстве, а равно и препятствия к ближайшему соединению его с православной церковью, дозволить жене его и детям, согласно их желанию переселиться в Закавказские Провинции на общих правилах на сей предмет установленных, присовокупляя к сему, что на нем и семействе его никаких повинностей не имеется, и что он по непреклонности жены своей и сам не желает жить с нею в брачном союзе и подал уже прошение Саратовскому Епархиальному начальству о расторжении оного, и о дозволении ему вступить в брак с лицом православного исповедания". Но все оказалось не так просто. Видимо, находились такие "желающие" поменять старую жену на новую помоложе и не делить имущество при этом. В ноябре 1836 г Преосвященный Тамбовский подал записку в Секретный Комитет о " выдаче детям и женам молокан, обращенных к православию, части их имений родителей и мужей их". Комитет находит "неудобным издавать какие-либо общие постановления в пользу жен и детей, произошедших от брака не признаваемого нашей церковью", но вопрос этот все же был рассмотрен. Высочайшим распоряжением от декабря 1836 г отмечено, что необходима защита таких лиц. Указано: "местному начальству делать им возможные пособия, и склонять родителя увещеваниями к доставлению существования их детям, и о женах, так они были только в простом сожитии с молоканами; сноситься с Духовным начальством о разрешении им вступать в брак с православными, если он того пожелает". Подписано министром МВД Д.Н.Блудовым. Блудов (1785-1864) был очень работоспособным руководителем, лично редактировал большинство документов, исходивших из МВД РИ. Пока это все решалось в Санкт-Петербурге, Владимира Клочкова, наверное, молокане и родственники уговорили жену и детей не бросать. Возможно, и хозяйство помогал тесть наживать, да и делить не хотелось уже. В сентябре в новом заявлении он просится с семьей переехать в г.Кубу к "одноземцам". Но легко было дать подписку о переходе в православие, а отказаться уже невозможно. Сразу заводилось уголовное дело и следствие. Кто совратил обратно в раскол? Семья... | | Лайк (1) |
дубовчанка Сообщений: 108 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 70
| Наверх ##
17 апреля 16:53 РГИА, Ф 1284, Оп 198, Д 72. Молокане с.Балыклея - Клочковы. После следствия и суда в марте 1838 г по распоряжению Св. Синода жену Клочкова - Авдотью Никитишну, и дочь, девицу Прасковью, решено заключить в Троицкий девичий монастырь в г. Пензе. Сына с женой пока оставить на прежнем месте жительства, дабы не наносить урон хозяйству. Поручить местному священнику "ближайшее наблюдение за образом мыслей их в отношении к Православной церкви". Или другому "благонадежному священнослужителю с тем, чтобы и сей всемерно старался поселять в них истинные понятия о вере и утверждать их в Православии, донося об успехах в том чрез него же". Женщин сразу не отправили, надеялись, что отрекутся, но вряд ли этому могли способствовать бесконечные беседы, которые отрывали от хозяйственных дел. Да и назойливые посещения своего дома не располагали к добрым отношениям. В декабре, в мороз, их увезли из дома. Более их имена не встречаются в деле. После этого начали усиленно уговаривать сына с женой. Так как Иван Владимирович и Меланья Абрамовна от сектанства не отреклись, в мае 1839 г Св. Синод положил: его отправить в Петровский Никольский мужской монастырь, а ее Саратовский Крестовоздвиженский женский. Через год нахождения вдали от дома Иван был уже согласен на все. Он готов принять православие и просит встречи с женой. Скорее всего он надеялся ее убедить, хотелось вернуться домой: работать, жить нормальной жизнью, иметь жену и детей. Меланья была непреклонна. В октябре 1840 г Иван Владимирович дает согласие на крещение в Саратовском Кафедральном соборе, просит, чтобы жена присутствовала. Она согласится, их сразу обвенчают. Все мечты рассеялись в прах, Меланья Абрамовна "осталась упорна в своем заблуждении". Вот такая "боярыня Морозова" из с. Балыклей. Итог этого дела таков: отец и сын оказались "холостяками". Интересно было бы заглянуть в МК с. Балыклей. Вступили ли они в брак ? | | Лайк (1) |
дубовчанка Сообщений: 108 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 70
| Наверх ##
19 апреля 17:18 РГИА, Ф 1284, Оп 198, Д 251. село Караваинка 1838 г Священник Максим Волковский сообщает, что экономический крестьянин Иван Алексеевич Тихонин 79 лет принадлежит к поморской секте. С ним неоднократно беседовали, предлагали присоединиться к православной вере, но тот отказался. Дьякон с.Караваинки Трофим Чардымский добавил, что Иван предлагает односельчанам свое учение, но указал только невестку, солдатку Аксинью Логиновну Тихонину. Также священнослужитель сообщил , что приезжает к ним в село царицынский мещанин Василий Антонович Рябов 64-х лет. Он называет себя учителем или наставником, крестит, исповедует, служит молебны , а еще люди рассказали, что имеет собственную часовню в собственном саду близ Царицына. Началось следствие. И.А. Тихонин показал, что родился он православным, но лет 50 назад совратился в поморскую секту. Никого не привлекает в нее. Аксинья, она же Ксения, Тихонина 49-и лет показала, что перешла в раскол 3 года назад. Присоединил ее мещанин Рябов, который сказал "чтобы она не сообщалась ни с щепотниками, ни с теми, кои пьють чай и кофе". "ныне раскаивается в своем заблуждении, желает опять присоединиться к православию". Дети Тихонины уже обращены в православие и Иван Алексеевич их благословил, но себе он попросил время на раздумие. Василий Антонович Рябов все обвинения отрицал, а часовня находится в саду умершего царицынского мещанина Романа Прянишникова, где раскольники собираются для молитвы, но не часто. При очной ставке признался, что исповедовал приверженцев по скитскому покаянию, накладывал эпитимию и служил в доме Тихонина молебны, при чем читал канон. Камышинский полицмейстер сделал запрос про часовню в Царицынский магистрат. Оттуда сообщили, что Рябов уже был судим десять лет назад. В 1828 г в доме купчихи Матрены Критсковой он совершил панихиду по ее матери. А еще в 1834 г подавал прошение в Царицынский магистрат о признании законным брак сына его Матвея с Василисою, дочерью камышинского мещанина Марка Сафроновича Лазарева. Брак совершен по раскольническому обряду. А еще он просил снабдить Матвея и Василису билетами ( возможно, речь о паспортах). Магистрат "признал связь сею любодейною, отказал Рябову в просимом им для Василисы Марковны билета". Выводы следствия: Тихонин и Рябов в соблазнении в раскол односельчан не признались и дело не доказано. Суд решил: 1. Тихониных Ивана и Аксинью от преследования освободить. 2. Часовню, если она выстроена до 17.09.1826 г, оставить в том виде, как существует в нынешнее время. Если построена позже - запечатать. Починку здания не разрешать ни в каком виде, даже в совсем малом. 3. Дело о венчании доследовать. | | Лайк (1) |
дубовчанка Сообщений: 108 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 70
| Наверх ##
19 апреля 17:49 РГИА, Ф 1284, Оп 198, Д 251.- продолжение. Дело о венчании Матвея Васильевича Рябова- царицынского мещанина расследовали. Выяснили, что часовня старинная, существует уже почти 40 лет. Правда, у Саратовского начальства возникли в том сомнения. В списки 1840 г молитвенный дом в саду Прянишникова в списках не значится, и, следовательно, он может быть недавно выстроенным. Если это окажется правдой, то иконы, книги и прочую утварь отослать в Духовную Консистории, на их усмотрение. Здание разобрать и продать с публичных торгов. Вырученные деньги внести в Приказ Общественного призрения. Само венчание происходило в 1833 или 1834 г. Венчал санкт-петербургский мещанин Тимофей Иванов, без огласки. Лазаревы и Рябовы с детства в расколе, и это известно местному начальству. Повальным обыском Рябов в поведении одобрен. Христиан при венчании не было, только члены семьи: сестра Василисы -Аграфена, сестра Матвея -Наталья. Все прошло тихо и скромно. Но !, камышинский благочинный протоиерей Казаринов сообщил, что камышинская мещанка Аграфена Марковна , по мужу Корнеева, являлась на тот момент православной, а значит , совершено нарушение закона. Магистрат решил, что они не могут быть допущены к совместному сожительству, пока не будут обвенчаны на законном основании. Семья существует уже почти пять лет, там и дети, наверняка, родились. Такое впечатление, что что магистрат, суд и полиция между собой не общались. Или всем дали вознаграждение. 30 декабря 1840 г Уголовная Палата вынесла решение: Рябова преследованию не подвергать, семейство оставить в том положении, как оное значится в посемейном списке. Антона Рябова поместить на месяц в тюремный замок. Почему Антон, не понятно, но так написано. По старости лет наказание вменено не было " с подтверждением, чтобы он впредь держал себя по предмету раскола в предписанных границах". Так что и волки сыты, и овцы целы. | | Лайк (1) |
дубовчанка Сообщений: 108 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 70
| Наверх ##
28 апреля 11:08 28 апреля 11:08 РГИА, Ф 1284, Оп 197, Д 89, 1837 г. Камышинского уезда с. Саломатина однодворца Егора Соина дочь, девица Евдокия, в 1836 г обратилась в православие, но через год вновь стала молоканкой. Виновны в том были однодворцы Тимофей Пчелинцев и его жена Дарья Макаровна. Священник с. Саломатина Игнатий Митякин сообщает: "Несмотря на их воспрещение и бдительное смотрение за девицею Егоровою, Макарова, как жестокая молоканка, хитростью успела опять вовлечь ее в свою секту". Увещевали девушку несколько дней и священник, и дьякон Яков Богданов, но Евдокия не согласилась вернуться в лоно церкви. За совращение христианки в раскол Тимофея поместили в "тюремный замок". ( Митякин Игнатий Семенович (ок.1804-06.11.1886) - священник Михаило-Архангельской церкви села Саломатина на 1837- 1843 гг. Богданов Яков Гаврилович (ок.1807-?) - дьякон той же церкви на 1837- 1843 гг. ). Однако камышинский протоиерей Иван Терновский пишет, что Пчелинцев из острога отпущен и живет свободно, распространяя секту. Священнику села было задание проследить за действиями молокан. В своем донесении он пишет: "Пчелинцев собирает тайно беседы молоканские и ободряет молокан, говоря: не опасайтесь ничего, что все строгие предписания Суда можно ослабить деньгами, и самый именной Указ относится только к тем, которые из других Епархий и городов отлучаются без письменных видов, а не к ним, и что им можно по своему уезду торговать как в городах, так и по селениям и производить беседы открыто, и на оные могут собираться из других селений, хотя бы они расположением были и сто верст, лишь бы только были одного уезда". | | Лайк (1) |
дубовчанка Сообщений: 108 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 70
| Наверх ##
28 апреля 12:06 РГИА, Ф 1284, Оп 198, Д 246, 1838 г. "Уголовная Палата определением своим, состоявшимся 28 апреля 1838 года, заключила: однодворскую женку Дарью Пчелинцеву, как недоказанную в распространении молоканской ереси, на основании 107 ст 15 тома Свода Законов, от суда и следствия учинить свободою". Так закончилось следствие. Видимо, Семья Пчелинцевых имела не только большой авторитет среди единоверцев, но и достаточные денежные средства, которые давали возможность влиять на решение суда. О чем Тимофей и говорил односельчанам. Дарья Макаровна Пчелинцева, которую священник Игнатий Митякин называет " жестокой молоканкой", была 1794 г.р. В 1838 г ей было 44 года. Женщина у молокан пресвитером быть не может, как и не может проводить молебны и читать проповеди. Но женщины села называли ее учителем и матерью молокан. А дьячок села Саломатина Алексей Позднев и однодворец Фалалей Маслов в своих показаниях объявили, что ее боятся все "молоканки, которые называют ее губернаторшею". В документах следствия Ксения Сергеева ( без фамилии) и Евдокия Егоровна Соина рассказывают, что они бывают на собраниях в доме Пчелинцевых, но не совращены в секту, а состоят там с рождения. А то, что священник Митякин нашел в кладовой их дома однодворку Авдотью ( Евдокию) Васильевну Ситникову 50 лет, православную, ничего не значит. Она просто зашла по хозяйственной нужде. Также приложено письмо от Камышинского Магистрата, где значится, что 25 жителей села опрошены под присягою. Подтвердили, что она бесед не вела, в секту не совращала. | | Лайк (1) |
дубовчанка Сообщений: 108 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 70
| Наверх ##
29 апреля 4:55 29 апреля 4:59 РГИА, Ф 1284, Оп 197, Д 77, 1837 г. Прошение на выезд в Закавказские провинции молокан с. Саломатина и д.Чухонастовки : " Имеем желание переселиться, как то в города: Старую Шемаху, Еткарань ( Ленкорань) и Кубу", где живут наши одноверцы : 1. Ситников Степан, жена Дарья Александровна. Дети: Никифор с женой Анисьей Михайловной и дочерью Аграфеной ( 1836 г.р), Захар - холостой, Наум и Федот (родились после 1835 г). Дочери: Агафья - вдова, у нее дочь Акулина 1836 г.р. и Аграфена девица. В семействе числится Демидов Сидор Андреевич, который сослан в Закавказские провинции. 2. Маслов Логин, жена Христина Ананьевна. Сыновья: Гурьян с женой Афимьей Николаевной. Холостые Максим , Афанасий, Сергей и Василий. Дочери : Дарья и Хавронья. 3. Воробьев Филипп - вдовец. При нем сноха Авдотья Григорьевна ( вдова ), внучка Анна Максимова ( вдова) с дочерью Ефросиньей Федоровной. А также внук Елисей Иванович с женой Аграфеной Сидоровной, у них сын Аксен, рожден после 1835 г. Сын Тихон Филиппович с женой Ульяной Федотовной, их малолетние дети: митрофан, Варвара, Прасковья. 4. Воробьев Трофим с женой Авдотьей Спиридоновной. Их дети: Савелий, Прокоп, Варвара, Надежда, Варвара 2-я и Терентий , рожден после 1835 г. 5.Воробьев Иван Максимович с женой Ненилой Васильевной. Сыновья: Степан, Никита, Николай - малолетние. Савелий родился после 1835 г. Дочери: Агафья, Акулина, Пелагея. 6. Зиновьев Тимофей с женой Дарьей Макаровной. Их дочери: Федосья и Ефросинья. 7. Архипов Прохор с женой Марией Фоминичной. Сыновья Павел и Селиван - холостые. Дочери: Авдотья, Пелагея, Устинья, Авдотья 2-я. 8. Савельева Авдотья - вдова. Сын Терентий с женой Варварой Агаповной. Сыновья: Андрей, Козьма, Кондратий - малолетние. Дочь Варвара. 9. Степанова Аграфена ( вдова Никифора). Дети: Трофим, Степан, Матрена, Аксинья - малолетние. 10. Чернышов Спиридон с женой Мариной Ефимовной. При них внучка Екатерина Филипповна. 11. Дружинин Ефим с женой Пелагеей Федосьевной. Дочь Татьяна. 12. Федорова Мария - вдова, с детьми: Козьма, Михаил, Степанида ( Николаевы дети). разножительствующие: 13. Подшивалов Семен Васильевич с женой Настасьей Яковлевной. Сын Иван Степанович с женой Прасковьей Самойловной. Их дети: Сергей и Анна - малолетние. Агафья родилась после 1835 г. 14. из д. Чухонастовки Варламов Иван Никифорович с женой Катериной Леонтьевной . Их дети: Савелий, Василиса, Александра, Анна - малолетние. Умершего сына Ермила вдова Прасковья Степановна. Ее малолетние дети: Василий и Саламонида. " За неимением письменной грамоты просителя однодворца Степана Ситникова и всех значущихся с ним в регистре товарищей его по их прошению города Камышина купеческий внук Иван Катасонов руку приложил". | | |
Wochunarma Участник
Сообщений: 97 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 67 | Наверх ##
29 апреля 16:57 >> Ответ на сообщение пользователя smil от 21 апреля 2014 12:13 Здравствуйте, может быть кто-нибудь подскажет в какой церкви Саратова можно поискать метрики молокан-Пашацких? Анастасия Логиновная моя прапрапрабабушка. | | |
|