Саратов старобрядческий.
Всё что найдено по теме в инете и не только по старообрядцам, молокане и др.
дубовчанка Сообщений: 138 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 76
| Наверх ##
28 апреля 11:08 28 апреля 11:08 РГИА, Ф 1284, Оп 197, Д 89, 1837 г. Камышинского уезда с. Саломатина однодворца Егора Соина дочь, девица Евдокия, в 1836 г обратилась в православие, но через год вновь стала молоканкой. Виновны в том были однодворцы Тимофей Пчелинцев и его жена Дарья Макаровна. Священник с. Саломатина Игнатий Митякин сообщает: "Несмотря на их воспрещение и бдительное смотрение за девицею Егоровою, Макарова, как жестокая молоканка, хитростью успела опять вовлечь ее в свою секту". Увещевали девушку несколько дней и священник, и дьякон Яков Богданов, но Евдокия не согласилась вернуться в лоно церкви. За совращение христианки в раскол Тимофея поместили в "тюремный замок". ( Митякин Игнатий Семенович (ок.1804-06.11.1886) - священник Михаило-Архангельской церкви села Саломатина на 1837- 1843 гг. Богданов Яков Гаврилович (ок.1807-?) - дьякон той же церкви на 1837- 1843 гг. ). Однако камышинский протоиерей Иван Терновский пишет, что Пчелинцев из острога отпущен и живет свободно, распространяя секту. Священнику села было задание проследить за действиями молокан. В своем донесении он пишет: "Пчелинцев собирает тайно беседы молоканские и ободряет молокан, говоря: не опасайтесь ничего, что все строгие предписания Суда можно ослабить деньгами, и самый именной Указ относится только к тем, которые из других Епархий и городов отлучаются без письменных видов, а не к ним, и что им можно по своему уезду торговать как в городах, так и по селениям и производить беседы открыто, и на оные могут собираться из других селений, хотя бы они расположением были и сто верст, лишь бы только были одного уезда". | | Лайк (1) |
дубовчанка Сообщений: 138 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 76
| Наверх ##
28 апреля 12:06 РГИА, Ф 1284, Оп 198, Д 246, 1838 г. "Уголовная Палата определением своим, состоявшимся 28 апреля 1838 года, заключила: однодворскую женку Дарью Пчелинцеву, как недоказанную в распространении молоканской ереси, на основании 107 ст 15 тома Свода Законов, от суда и следствия учинить свободою". Так закончилось следствие. Видимо, Семья Пчелинцевых имела не только большой авторитет среди единоверцев, но и достаточные денежные средства, которые давали возможность влиять на решение суда. О чем Тимофей и говорил односельчанам. Дарья Макаровна Пчелинцева, которую священник Игнатий Митякин называет " жестокой молоканкой", была 1794 г.р. В 1838 г ей было 44 года. Женщина у молокан пресвитером быть не может, как и не может проводить молебны и читать проповеди. Но женщины села называли ее учителем и матерью молокан. А дьячок села Саломатина Алексей Позднев и однодворец Фалалей Маслов в своих показаниях объявили, что ее боятся все "молоканки, которые называют ее губернаторшею". В документах следствия Ксения Сергеева ( без фамилии) и Евдокия Егоровна Соина рассказывают, что они бывают на собраниях в доме Пчелинцевых, но не совращены в секту, а состоят там с рождения. А то, что священник Митякин нашел в кладовой их дома однодворку Авдотью ( Евдокию) Васильевну Ситникову 50 лет, православную, ничего не значит. Она просто зашла по хозяйственной нужде. Также приложено письмо от Камышинского Магистрата, где значится, что 25 жителей села опрошены под присягою. Подтвердили, что она бесед не вела, в секту не совращала. | | Лайк (1) |
дубовчанка Сообщений: 138 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 76
| Наверх ##
29 апреля 4:55 29 апреля 4:59 РГИА, Ф 1284, Оп 197, Д 77, 1837 г. Прошение на выезд в Закавказские провинции молокан с. Саломатина и д.Чухонастовки : " Имеем желание переселиться, как то в города: Старую Шемаху, Еткарань ( Ленкорань) и Кубу", где живут наши одноверцы : 1. Ситников Степан, жена Дарья Александровна. Дети: Никифор с женой Анисьей Михайловной и дочерью Аграфеной ( 1836 г.р), Захар - холостой, Наум и Федот (родились после 1835 г). Дочери: Агафья - вдова, у нее дочь Акулина 1836 г.р. и Аграфена девица. В семействе числится Демидов Сидор Андреевич, который сослан в Закавказские провинции. 2. Маслов Логин, жена Христина Ананьевна. Сыновья: Гурьян с женой Афимьей Николаевной. Холостые Максим , Афанасий, Сергей и Василий. Дочери : Дарья и Хавронья. 3. Воробьев Филипп - вдовец. При нем сноха Авдотья Григорьевна ( вдова ), внучка Анна Максимова ( вдова) с дочерью Ефросиньей Федоровной. А также внук Елисей Иванович с женой Аграфеной Сидоровной, у них сын Аксен, рожден после 1835 г. Сын Тихон Филиппович с женой Ульяной Федотовной, их малолетние дети: митрофан, Варвара, Прасковья. 4. Воробьев Трофим с женой Авдотьей Спиридоновной. Их дети: Савелий, Прокоп, Варвара, Надежда, Варвара 2-я и Терентий , рожден после 1835 г. 5.Воробьев Иван Максимович с женой Ненилой Васильевной. Сыновья: Степан, Никита, Николай - малолетние. Савелий родился после 1835 г. Дочери: Агафья, Акулина, Пелагея. 6. Зиновьев Тимофей с женой Дарьей Макаровной. Их дочери: Федосья и Ефросинья. 7. Архипов Прохор с женой Марией Фоминичной. Сыновья Павел и Селиван - холостые. Дочери: Авдотья, Пелагея, Устинья, Авдотья 2-я. 8. Савельева Авдотья - вдова. Сын Терентий с женой Варварой Агаповной. Сыновья: Андрей, Козьма, Кондратий - малолетние. Дочь Варвара. 9. Степанова Аграфена ( вдова Никифора). Дети: Трофим, Степан, Матрена, Аксинья - малолетние. 10. Чернышов Спиридон с женой Мариной Ефимовной. При них внучка Екатерина Филипповна. 11. Дружинин Ефим с женой Пелагеей Федосьевной. Дочь Татьяна. 12. Федорова Мария - вдова, с детьми: Козьма, Михаил, Степанида ( Николаевы дети). разножительствующие: 13. Подшивалов Семен Васильевич с женой Настасьей Яковлевной. Сын Иван Степанович с женой Прасковьей Самойловной. Их дети: Сергей и Анна - малолетние. Агафья родилась после 1835 г. 14. из д. Чухонастовки Варламов Иван Никифорович с женой Катериной Леонтьевной . Их дети: Савелий, Василиса, Александра, Анна - малолетние. Умершего сына Ермила вдова Прасковья Степановна. Ее малолетние дети: Василий и Саламонида. " За неимением письменной грамоты просителя однодворца Степана Ситникова и всех значущихся с ним в регистре товарищей его по их прошению города Камышина купеческий внук Иван Катасонов руку приложил". | | |
Wochunarma Сообщений: 106 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 72 | Наверх ##
29 апреля 16:57 >> Ответ на сообщение пользователя smil от 21 апреля 2014 12:13 Здравствуйте, может быть кто-нибудь подскажет в какой церкви Саратова можно поискать метрики молокан-Пашацких? Анастасия Логиновная моя прапрапрабабушка. | | |
smilМодератор раздела  Россия Сообщений: 14360 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 9554 | Наверх ##
29 апреля 17:11 Wochunarma написал: [q] >> Ответ на сообщение пользователя smil от 21 апреля 2014 12:13
Здравствуйте, может быть кто-нибудь подскажет в какой церкви Саратова можно поискать метрики молокан-Пашацких? Анастасия Логиновная моя прапрапрабабушка.
[/q]
только в исповедках. фонд 135 --- всем кто ищет своих предков в ГАСО (Саратов) вам сюда -
https://t.me/cifralGASO | | Лайк (1) |
дубовчанка Сообщений: 138 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 76
| Наверх ##
8 мая 13:13 29 мая 12:17 Фамилия Челюканов в Дубовке и близлежащем с.Песковатке была очень известна. Старообрядцы , так и не принявшие даже единоверие. Крупные рыбо- и хлебо- промышленники: Федор и Никита Ивановичи Челюкановы. Но были и другие семьи, которые приняли молоканское вероисповедание. Челюканов Х.Д. – удельный крестьянин с. Песковатка. В 1847 г обвинялся « в повенчании браков по молоканскому обряду» . ( ГАСО, Ф 606, Оп 1, Д 737). РГИА, Ф 1284, Оп 198, Д 18, 1840 г. Челюканов Григорий Федорович (42 лет) подал прошение на переселение в Закавказские провинции. Разрешение дано на семью: мать Ульяна Мануйловна 65 лет, жена Василиса Ивановна 42-х лет, сын Исай 19 лет, его жена Любовь 20 лет. Прошение удовлетворено. Но, видимо, переселение не состоялось, так как в истории посада в дальнейшем встретится Михаил Исаевич Челюканов и его сын Минай - крестьяне с.Песковатка. И , видимо, какая то семья из потомков Григория переселилась в с. Пришиб, один из центров молоканства за р.Волгой. К 1900 г там проживало несколько семейств Челюкановых. | | Лайк (1) |
дубовчанка Сообщений: 138 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 76
| ( РГИА, Ф 1284, Оп. 205, Д 47)
В 1850 г мещанская жена Анна Ермилова подает жалобу министру МВД на притеснения мужа и протоиерея Покровского. Как написано в докладной: «за содержание малаканской ереси». Из Санкт-Петербурга от имени Министра Внутренних дел графа Перовского отправляют запрос Саратовскому Губернатору : " От 20 февраля сего года за № 1024. Я предлагаю Вашему Превосходительству доставить мне надлежащие сведения и заключение по прошению мещанки Анны Ермиловой". Сведения в течении года не поступили, поэтому в деле стоит резолюция отказать. А все дело, я думаю, заключалось в том, что мещанин Ермилов Игнатий Григорьевич ( ок. 1805 - ?) решил стать купцом. А имея жену молоканку, это могло стать препятствием. Вот муж и протоиерей взялись ее увещевать. В купцы 3-ей гильдии Игнатий Григорьевич все же перешел, но вскоре опять числился в мещанах. Он был выборным от мещанского общества в посадскую Думу на 1852 г. ( ГАСО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 40). Однако состоянием владел солидным. Мещанин на 1872 г, имел право голоса для производства выборов в гласные городской думы. (Сар.губ. ведомости, 1872 ). Это право зависело от имущественного ценза, им обладали только 3 % жителей посада. Но "есть женщины в русских селеньях"! Анна Ермилова направила заявление в следующую инстанцию. Раз Дубовка и министр МВД отказали, она подает в суд Камышинского магистрата в 1852 г. Кстати, сам Игнатий был неграмотным, а вот Анна сама подписывалась под жалобами. | | |
дубовчанка Сообщений: 138 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 76
| ( РГИА, Ф 1284, Оп. 197, Д 392, 1837 г)
Крестьянин графа Нессельроде- Василий Денисович Кокушкин судим за: отступление в поморскую секту, отвлечение жены от хождения в церковь, перекрещевание малолетней дочери, а также уличен в побегах. На увещевания священника не отозвался, вернуться в православие отказывается. Принято решение: отдать в солдаты в Кавказский корпус, а ежели негоден буде, то отправить в Закавказские провинции. Житель с. Царевщина Вольского уезда Василий Денисович убегал из села не единожды. Уезжал в 1828 и 1829 гг. Когда его ловили и возвращали, то объяснял, что "по беспамятству". Примерно, в это же время присоединился к поморцам ( перекрещенцам). Хотя, скорее всего, просто до этого открыто не объявлял о своей принадлежности. Но потом он женился на Прасковье Ивановне, появилась дочь Мавра. В 1833 г бежал от господских работ уже с семьей. Пояснил суду, что рука левая не работает, а его заставляли . Через два года опять уехали из села в июле 1835 г. Заодно прихватили с собой крестьянку Малькову Марию Клементьевну с дочерью Ириной Евдокимовной. Пойманы в феврале 1836 г в с.Кунчерово Кузнецкого уезда. Опять переданы священнику с. Царевщина для увещеваний. Может быть, все так бы и осталось, но с конца 1836 г вице-губернатор Шушерин потребовал усиления борьбы с сектантами. В декабре 1837 г Саратовская Палата Уголовного суда приняла решение о отправке его в Закавказские провинции, так как из-за малого роста в рекруты не подошел. Про семью в решении ничего не сказано. | | |
дубовчанка Сообщений: 138 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 76
| ( РГИА, Ф 1284, Оп. 197, Д 137, 1837 г) 28.08.1837 По донесению состоящего в должности Екатеринославского гражданского губернатора о появившемся в городе Ростове беглом священнике Феодоре Пальмове. Тут же и о именующих себя попечителями Дубовской раскольнической часовне купцах и мещанах Филипе Макарове, Константине Гаврилове, Александре Кулакове, Семене Чеботареве, Михаиле Лапине, Никите Челюканове, Петре Тарлыгине и казаке Севастиане Слесареве.
Благочинный Дубовского посада священник Максим Волковский донес, что раскольники поповской секты "дознав о мерах, принятых правительством относительно их браков, обратились с необходимостью в другие губернии". Первым был купец Макаров Филипп Иванович. Сосватав сына Кирилла за за внучку 2-й гильдии купца Кулакова Елизавету, отправил пару венчаться в Ростов. Кроме отца присутствовали Константин Гаврилов, купеческий внук Александр Борисович Кулаков ( брат невесты), мещанин Семен Чеботарев, уставщик мещанин Михаил Лапин, удельные крестьяне Никита Челюканов, состоящий под судом за совращение из православия жены своей, и Петр Тарлыгин - попечитель дубовской раскольнической часовни, тоже совратил из православия жену свою и детей. А также отставной казак Севостьян Киреевич Слесарев, отправляющий по часовне должность проповедника. Брат жениха - Петр Филиппович Макаров , тоже совратил из православия жену свою и детей. Дубовский протоиерей Орлов донес о повенчании раскольническим попом Федором Пальмовым удельного крестьянина Андрея Прокопьевича Лотикова с Евдокией, дочерью крестьянина Лукьяна Игнатьевича Воронина. А также дубовской вдовы мещанки Евфимии Егоровны Стрижановой сын Лазарь с Натальей, дочерью мещанина Игнатия Кебина. К делу приложено Свидетельство Купец Кирилл Филиппович Макаров и второй гильдии купеческая внучка Елизавета Борисовна Кулакова венчаны Екатеринославской губернии города Ростова в часовне, состоящей на плане по Высочайшему повелению. Подлинное свидетельство подписали: старообрядческий священник Федор Козьмин сын Пальмова и уставщик Георгий Попов, свидетели были при сочетании брака ростовский купец Егор Акимов, Контантин Шелудсков." | | |
дубовчанка Сообщений: 138 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 76
| Наверх ##
29 мая 13:33 29 мая 23:45 ( РГИА, Ф 1284, Оп. 197, Д 253, 1837 г) Однажды, в Рождественскую ночь 1833 г, священник с. Липовки Гавриил Анисимович Сердобов решил посмотреть как празднуют этот праздник односельчане. Однако, пошел он не к православным, а к молоканам. В доме удельного крестьянина Антона Фомича Карпова (36 лет) он застал Федора Ильича Чугунова с женой Марфой Ивановной ( 40 л, православная) и дочерью Марьей, Логина Васильевича Казевского ( он же Материкин) с женой Анной Климовной, однодворца Осипа Варламовича Костина ( 37 л), Константина Григорьевича Варламова и кантониста Егора Григорьева, которым Карпов читал книгу и толковал правила молоканского учения. Отец Гавриил хотел отобрать библию, но Карпов ответил, что без удельного начальства в дом приходить не должны. Тогда были приглашены: пролейский волостной голова Федор Андреевич Милюков, однодворческий староста Сергей Григорьевич Алпатов, удельный староста Дмитрий Федорович Цыбизов , писарь Василий Николаевич Кондратьев и солдат Зиновьев. Священник библию отобрал и всех велел взять под караул. Далее дело передали в суд. Все подсудимые дружно рассказали, что трезв был один священник, а остальные сильно пьяны. Показания присутствующих: 1. Анна Климовна Материкина показала, что просто пришла с мужем и готова уйти из раскола. 2. Марфа Чугунова - "она ничего не знает, кроме того, что однажды они отправились туда ночью". 3. Однодворец с.Липовки Василий Лукьянович Материкин 65 лет и жена Авдотья Федоровна подтвердили, что они веры молоканской, но к Чугунову не приходили. Сын его Логин читал им библию и псалтырь, и они три года как уверовали. 4. Однодворец Осип Варламов Костин, православный: "приходил по собственной надобности". 5. Отец хозяина дома - Фома Маркович Карпов 60 лет и брат его Федор Маркович : просто были в доме, зашли в гости, псалмы не пели, слушали. "Не показал этого при первом допросе по запамятыванию". И богохульств, как показал священник, не произносили. 5. Неслужащий кантонист Е.Григорьев, 18 лет, православный: "живущий у Антона Карпова в работниках, во время их богослужения псалтыря не читал и псалмов не пел, а был простым зрителем". Священник Г.А.Сердобов жаловался, что всех гостей высылали " из избы, но означенные лица не выходили, стали петь вместе с ними". Голова, староста и писарь дружно показали, что утром после Рождества они были "совершенно трезвые". И только Д.Ф.Цыбизов сказал, что все были "несколько пьяны". Царицынский Уездный Суд заключил: " хотя крестьянин Антон Фомич Карпов в совращении православных христиан в молоканскую секту не сознался, но как спрошенные при повальном обыске сторонние люди объявили, что многие ходят к нему в дом на богомоление, то оставить его в подозрении, подтвердив чтобы он во время моления своего православных к себе не пускать и никаких действий по своей ереси не производил; в чем и обязать его подпискою. Библию, от него отобранную, возвратить ему, как его собственную". А православному кантонисту запретить жить и работать у него. | | |
|