История форменной одежды железнодорожников
До 1954г.
Различные материалы и иллюстрации найденные в сети
ansawcМодератор раздела  Москва Сообщений: 566 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 222 | Наверх ##
10 января 2023 16:42 История форменного обмундирования железнодорожников неразрывно связана с началом подготовки специалистов-инженеров по строительству и эксплуатации путей сообщения, и в первую очередь с созданием Института Корпуса инженеров путей сообщения в 1809 г. Так как институт был полувоенным учебным заведением, то форма выпускников и кадетов соответствовала военной форме того времени. Для отличия чинов служили серебряные эполеты с золотыми звездочками. Первым воспитанникам института было разрешено носить офицерский мундир, но без эполет. ЭПОЛЕТЫ КОРПУСА ИНЖЕНЕРОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (1809-1827): 1. Прапорщик 2. Подпоручик 3. Поручик 4. Капитан 5. Майор 6. Подполковник 7. Полковник 8. Генерал-майор 9. Генерал-лейтенант 10. Инженер-генерал Источники информации представленной ниже: 12 | | Лайк (1) |
ansawcМодератор раздела  Москва Сообщений: 566 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 222 | Наверх ##
10 января 2023 16:43 В 1817 г. была введена зеленая выпушка для мундиров. В 1830 г. вместо гладких пуговиц вводятся пуговицы с изображением крестообразно положенных топора и якоря, а генералам - пуговицы с государственным гербом (двуглавый орел). 3нак из топора и якоря сохранился вплоть до 1932 г., то есть до введения современного технического знака из ключа и молотка.  Инженеры путей сообщения продолжали носить военные мундиры до 1867 г., когда стали выпускаться из института в званиях гражданских инженеров и с чином коллежского или губернского секретаря.  1. Коллежский регистратор; 2. Губернский секретарь; 3. Коллежский секретарь; 4. Титулярный советник; 5. Коллежский асессор; 6. Надворный советник; 7. Коллежский советник; 8. Статский советник; 9. Действительный статский советник; 10. Тайный советник; 11. Действительный тайный советник. | | Лайк (1) |
ansawcМодератор раздела  Москва Сообщений: 566 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 222 | Наверх ##
10 января 2023 16:43 ФОРМА СЛУЖАЩИХ ПЕРВЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В РОССИИ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА)
О форменных костюмах служащих первых железных дорог известно немного. Проектировщик и строитель дороги Царскосельской железной дороги Ф. Гертснер выписал форму для кондукторов вагонов из-за границы. Накануне открытия регулярного движения поездов Петербурго-Московской линии было утверждено "Положение о составе Управления С.-Петербурго - Московской ж.д.", где было указано, что весь обслуживающий персонал разделяется на четыре роты. Первую составляли машинисты, их помощники и кочегары. Вторую - обер-кондукторы и кондукторы. Им всем полагался мундир военного образца, головным убором служила каска . Кондукторам и обер-кондукторам полагался фашинный нож на черной портупее. Начиная с 1855 г. происходят большие изменения, в покрое форменного обмундирования всех служащих ведомства путей сообщения. Чтобы поднять престиж государственной службы среди нижних чинов, вводится право отличать выслугу лет серебреными галунами: так, за пять лет службы мастерам и машинистам Николаевской железной дороги полагались галуны на обшлага рукавов, за десять лет к ним прибавлялись галуны на фуражку и воротник. | | |
ansawcМодератор раздела  Москва Сообщений: 566 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 222 | Наверх ##
10 января 2023 16:45 ФОРМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА – НАЧАЛЕ XX ВЕКА Обер-кондуктор, 1855 г. Крестьянская реформа 1861 г. обозначила новый период хозяйственного развития России - промышленного капитализма. Одной из главных причин препятствующих быстрому развитию промышленности, было отсутствие железных дорог. Так как казна России, обескровленной Крымской войной, опустела, правительство было вынуждено привлечь к строительству железных дорог частный капитал. 3а период 1861-1873 гг. было основано 53 акционерных железнодорожных общества и каждое общество вводило свою форму для служащих. ПОГОНЫ МПС (1863-1869): ПОГОНЫ МПС НА ВОРОТНИК СЮРТУКА (1869-1876): ПОГОНЫ МПС НА ВОРОТНИК ПАРАДНОЙ ФОРМЫ (1869-1876): ПОГОНЫ МПС (1876-1885): 1. Коллежский регистратор; 2. Губернский секретарь; 3. Коллежский секретарь; 4. Титулярный советник; 5. Коллежский асессор; 6. Надворный советник; 7. Коллежский советник; 8. Статский советник; 9. Действительный статский советник; 10. Тайный советник; 11. Действительный тайный советник. | | Лайк (1) |
ansawcМодератор раздела  Москва Сообщений: 566 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 222 | Наверх ##
10 января 2023 16:45 В 1871 г. появилась эмблема Главного общества российских железных дорог: два распростертых крыла с колесом. Позднее эмблема несколько видоизменялась, но смысл остался прежний - скорость, точность, комфортабельность. Первая единая форма одежды для всех железных дорог России (кроме Финляндии) вводится в 1878 г. Служащие Министерства путей сообщения в дореволюционной России подразделялись на 4 разряда: • инженеры путей сообщения; • чиновники центральных учреждений; • чиновники местных учреждений; • железнодорожные служащие. К разряду служащих относился обслуживающий персонал станций и депо. Отличия форменного костюма для них заключалось главным образом в цвете выпушек по роду служб ( красный , зеленый , синий и желтый ). 24 августа 1904 г. утверждаются последние изменения в форменном обмундировании гражданских чинов Министерства путей сообщения в дореволюционной России. Согласно им чиновники и инженеры имели 7 установочных форм обмундирования: • парадную; • праздничную; • обыкновенную; • особую; • будничную; • летнюю; • дорожную. ОБРАЗЦЫ АТРИБУТОВ ФОРМЫ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (1904): | | |
ansawcМодератор раздела  Москва Сообщений: 566 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 222 | Наверх ##
10 января 2023 16:49 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ФОРМА РОССИИ ОБРАЗЦА 1879 ГОДА.31 января 1879 года приказом Министерства путей сообщения в России вводилась специальная форма для служащих железных дорог. В приказе указывалось, что ношение формы должно быть обязательным "во время отправления служебных обязанностей". Форма предусматривала следующие предметы: двубортный мундир длиною до колен; фуражку; шаровары из сукна по цвету мундира; пальто двубортное черного цвета; ремень с пряжкой; сапоги . Для различия железнодорожных служб, которых было четыре, были введены различные цвета кантов на головном уборе, обшлагах, воротниках, наплечных знаков, а именно: для службы пути и зданий - зеленый цвет; для службы тяги и подвижного состава - синий цвет; для службы движения - малиновый цвет; для службы телеграфной - желтый цвет. Кроме того, для различных профессий, вводились бляхи на фуражку (например, ДОРОЖНЫЙ МАСТЕР), нагрудные знаки , нарукавные знаки из металла. Для различия специалистов разных классов на фуражке имелись полоски-галуны: для 1-го класса -3 галуна; для 2-го класса -2 галуна; для 3-го класса -1 галун. Кокарда на головном уборе, пряжка ремня, нагрудные и нарукавные знаки работников имели начальные буквы той дороги, на которой они работали. Например, для Сибирской ж.д. это были буквы СЖД, для Северо-Западной - СЗЖД, для Китайско-Восточной - КВЖД и т.д. Мундиры отличались по цвету для различных служб. Для службы пути и зданий они шились из темно-зеленого сукна, а для службы движения - из черного. Пуговицы на мундирах пришивались в два ряда по 6 штук и были либо гладкие, либо с начальными буквами названия дороги, как на знаках и пряжках. Начальники станций имели еще одно отличие: фуражку красно-оранжевого цвета. Наплечные знаки поперечные, посреди плеча, из чередующихся серебряного и светло-зеленого гарусных жгутов, нашитых на светло-зеленом суконном погончике (цвет определялся видом службы). ФОРМЕННЫЕ ПУГОВИЦЫ И КОКАРДЫ МПС 1809-1917 ГГ.        1. Форменная пуговица инженеров путей сообщения 1809 г. 2. Форменная пуговица инженеров путей сообщения 1817 г. 3. Форменная пуговица военно-рабочих рот путей сообщения 1843 г. 4. Форменная пуговица Главного общества Российских ж.д. 1861 г. 5. Форменная пуговица Петербурго-Варшавской ж.д. 1871 г. 6. Форменная пуговица Российских ж.д. 1878 г. 7. Форменная пуговица Министерства путей сообщения 1890 г. 8. Форменная пуговица Российского общества пароходства, торговли и Одесской ж.д. 1900-е гг. 9. Форменная пуговица общества Московско-Виндаво-Рыбинской ж.д. 1905 г. 10. Форменная пуговица телеграфистов 1858 г. 11. Фуражечная кокарда локомотивных бригад 12. Фуражечная кокарда служащих путей сообщения 1850-1917 гг. 13. Кокарда главного Общества Российских ж.д. 1871 г. 14. Кокарда локомотивных бригад за 25 лет службы 15. Кокарда служащих Екатерининской ж.д. 1896 г. 16. Кокарда инженеров путей сообщения, служащих на Екатерининской ж.д. 1896 г. 17. Кокарда служащих Российских ж.д. 1905 г. 18. Кокарда служащих Николаевской и Царскосельской ж.д. 1896 г. 19. Кокарда служащих Российских ж.д. 1878 г. 20. Кокарда служащих Московско-Виндаво-Рыбинской ж.д. 1905 г. 21. Кокарда служащих Сызрано- Вяземской ж.д. 1890 г. 22. Кокарда Петербурго-Балтийской ж.д. 1890 г. 23. Кокарда Николаевской ж.д. 1890 г. Впервые предложение о введении специальной формы для железнодорожников было внесено на рассмотрение императора России министром путей сообщения Генерал-Адьютантом К.Посьетом в январе 1879 года. Затем небольшие изменения были внесены в 1885 году, а в СССР первая форма была введена в 1932 году. Народный комиссар путей сообщения Л.М.Каганович 13 сентября 1943 года издал приказ НКПС №711/и о введении новой формы, которая продержалась до 1954 года. Следующие изменения формы происходили в 1964, 1972, 1979, 1985 и 2010 годах. | | Лайк (2) |
ansawcМодератор раздела  Москва Сообщений: 566 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 222 | Наверх ##
10 января 2023 16:49 ФОРМЕННАЯ ОДЕЖДА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ Старший кондуктор, 1943 г. В первые годы советской власти железнодорожники донашивали старые форменные костюмы , но без эмблем. Первая советская железнодорожная форма была введена в 1926 г. 1932 г. - особенностями форменного костюма являлись темно-синий цвет ткани и знаки различия красной эмали, размещенные на петлицах: у высшего командного состава – звездочки, у среднего – шестигранники, у младшего и рядовых - углы. 1943 г. - введены персональные звания и новые знаки различия , располагавшиеся на погонах. У высшего, старшего и среднего командных составов погоны были военного образца из серебряного галуна на светло-зеленом подбое. Погоны младшего и рядового составов, изготовлялись из приборного сукна черного цвета, имели комбинированную форму: от воротника нашивался прямоугольный погон , оканчивающийся, у рукава, поперечным шестиугольником. Принадлежность к той или иной отрасли железнодорожного хозяйства определялась по расположенной ниже пуговицы эмблеме из оксидированного металла. Так, строители носили эмблему в виде моста, вагонники - в виде вагона, локомотивщики - паровоза, движенцы получили в качестве эмблемы - светофор, связисты - скрещенные молнии, знак административной службы представлял собой изображение серпа и молота, наложенных на французский ключ и молот. 1955 г. – форма была заменена формой гражданского образца. 3наки различия перенесли на петлицы . 1963 г. – на форме появляется эмблема железных дорог СССР - колесо и крылья. Технический знак (молоток и ключ) сохранился. 1973 г. – издан приказ МПС №2114 "Об изменении знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта". Согласно приказу полагались нарукавные знаки в виде пятиугольника с золотистыми галунами. 3наками различия для младшего и рядового состава служили пятиугольники шириной 65 мм и высотой от основания до вершины 85-108 мм. Поле пятиугольников - из ткани черного цвета. Нашивались они на левом рукаве пальто , пиджака, жакета и куртки , вершиной вниз, в окантовке зеленого цвета, помещен желтый технический знак в венке, над венком - эмблема железнодорожного транспорта. В нижнем разрыве венка надпись "МПС" или "Метро". 1979 г. – приказ МПС № 32Ц "Об изменении знаков различия на форменной одежде работников железнодорожного транспорта". Форменная одежда образца 1979 г. в основном повторяла предыдущую. Сохранялся установленный черный цвет зимней и светло-серый цвет для летней одежды. Этим приказом утверждался табель должностей работников транспорта на получение форменной одежды, непосредственно связанных с движением поездов, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов устанавливался также порядок выдачи и предоставления скидки со стоимости форменной одежды. В качестве знаков различия для начальствующего состава устанавливались нашивки из галуна золотистого цвета и петлицы . Младшему и рядовому составу полагался пятиугольник шириной 65 мм и высотой от основания до вершины 90-100 мм. Старшему, среднему, младшему и рядовому составам на воротнике пиджака полагались петлицы размером 60x30 мм. 1985 г. - комплект одежды включал двубортное пальто и костюм , состоящий из пиджака (двубортного у высшего и старшего начальствующего составов, и однобортного у остальных) с открытыми лацканами, двумя боковыми прорезами и одним нагрудным карманом, и брюк цвета пиджака. Цвет зимней формы - темно-синий, летней — светло-серый. Головным убором служила фуражка с тульей из ткани костюма и черным околышем. Женщинам полагался шерстяной берет по цвету костюма. 3имой фуражку заменяла шапка-ушанка , выполнявшаяся из серого каракуля - для высшего состава, из черного каракуля - для старшего и среднего составов, из цигейки или искусственного меха черного цвета - для остальных категорий работников. Верх шапки был из черного сукна. 3наки различия заимствованы из приказа 1979 г. Весь прибор: пуговицы , кокарда , эмблема, галуны, шитье - желтого цвета. 1 января 1995 г. - в соответствии с приказом министра путей сообщения №14Ц от 22 декабря 1994 г. "О форменной одежде" в целях повышения дисциплины и ответственности работников железнодорожного транспорта была введена новая форменная одежда и знаки различия . 3наками различия служат наплечные знаки (полупогоны) с поперечным размещением звезд. Эмблема железнодорожного транспорта представляет собой эллипсообразное колесо с крыльями. Эмблема для лиц высшего и старшего начальствующего состава вышивается золотистыми нитями. Для среднего, младшего начальствующего и рядового составов - изготовляется из металла золотистого цвета. Кокарда для головных уборов представляет собой эллипс шириной 22 мм и высотой 30 мм с полем темно-зеленого цвета в золотистом обрамлении с крыльями и двумя лавровыми листьями у основания эллипса. На поле расположен технический знак золотистого цвета. Кокарда для женского головного убора ( пилотки ) представляет собой эллипс шириной 27 мм и высотой 34 мм в золотом обрамлении, технический знак нового образца для форменной одежды - окружность с полем темно-зеленого цвета, на котором перекрещиваются разводной ключ и молоток. Справа и слева окружности располагается усеченная рессора. | | |
ansawcМодератор раздела  Москва Сообщений: 566 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 222 | Наверх ##
10 января 2023 16:51 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ФОРМА РОССИИ ОБРАЗЦА 1926 ГОДА.В годы революции и гражданской войны до униформы железнодорожников руки у советского руководства не доходили - были дела поважнее, фронт заслонял собой тыл, да и средств у молодой республики не хватало на все прожекты, какими бы привлекательными они не представлялись. Тем не менее, жизнь постепенно брала свое. Уже в 1922 году была установлена общая для всех железных дорог форменная одежда для проводников поездов беспересадочного сообщения. 19 октября 1922 года Центральное управление железнодорожного транспорта НКПС СССР издает приказ № 7258 «О порядке содержания и обслуживания пассажирских поездов беспересадочного сообщения» четвертый раздел которого озаглавлен «Обмундирование поездной технической бригады, обслуживающей пассажирский поезд беспересадочного сообщения». Поездная техническая бригада пассажирского поезда беспересадочного сообщения состояла из следующих лиц: начальника поезда, старшего проводника-истопника, проводников-истопников по три человека на каждые два вагона летом и по два человека на один вагон – зимой. В эту же бригаду входило два смазчика. Кондукторская бригада должна была обслуживать поезд в пределах дороги следования и состоять не более чем из трех человек, а именно: главного кондуктора, старшего кондуктора и сигнального (заднего) кондуктора. Приказ предписывал начальникам поездов, проводникам-истопникам и смазчикам быть одетыми в форменные куртки и фуражки с синим кантом. Каждый проводник-истопник должен был иметь на куртке нагрудный знак с номером. Форменная куртка (тужурка) начальника поезда должна была иметь на обшлагах рукавов и по воротнику тоненький серебряный кант, а в петлицах, на воротнике шифровку - инициалы дороги.   1923 г. вновь введена фуражка с красной тульей для начальников станций. Однако более-менее систематически к проблеме единой униформы в НКПС СССР подошли только в 1926 г. Приказом НКПС № 9035 «Об объявлении Правил снабжения форменным обмундированием» официально вводилась новая железнодорожная форма. В качестве одной из причин нововведения указывалась необходимость внести «ясность во взаимоотношения как работников транспорта с клиентами, так и между собой». В состав формы железнодорожников в середине 20-х гг. входили следующие предметы: Фуражка черного цвета, без кантов с широким лакированным фибровым козырьком; на околыше крепилась железнодорожная эмблема — перекрещенные топор и якорь белого металла, на верхней части околыша крепилась цветная лента, обозначавшая принадлежность к той или иной службе; летом на тулью надевался красный чехол : у начальников станций и дежурных по станции — тулья красного цвета. Тужурка суконная черного цвета ( летняя — из черного или белого х/б), закрытая, однобортная на пяти белых пуговицах (на пуговицах — топор и якорь), с двумя нагрудными карманами, с отложным воротником с петлицами на углах воротника (как на красноармейских шинелях), для службы эксплуатации — темно-малинового цвета, для службы тяги — синего, на петлицах — шифровки с обозначением дороги. На левом рукаве располагались нашивки белого галуна. При исполнении служебных обязанностей работники железной дроги обязаны были носить бляхи белого металла с обозначением дороги с указанием названия дороги, должности и номера; так проводники поездных бригад на бляхе имели надпись «Проводник №__. Северная ж.д.». Пальто — черное , кожаное, двубортное на пяти пуговицах. На воротнике — нашивки как на тужурке.  Полный комплект униформы включал в себя: одну фуражку, две летние и одну зимнюю тужурку, одно пальто . В 1930 г. форменная одежда железнодорожников претерпела некоторые изменения. Приказ НКПС СССР № 1689 от 5 августа 1930 г. отменял упомянутый выше Приказ того же ведомства № 9035-1926 года. Согласно новому Приказу, появилась темно-синяя окантовка петлиц и исчезла шифровка на них с обозначением дороги. В таком виде железнодорожная форма просуществовала до 1932 года. | | |
ansawcМодератор раздела  Москва Сообщений: 566 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 222 | Наверх ##
10 января 2023 16:52 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ФОРМА РОССИИ ОБРАЗЦА 1932 ГОДА.Введению форменного костюма на железнодорожном транспорте предшествовало постановление ЦК ВКП(б) от 10 сентября 1930 года о снабжении всех железнодорожников связанных с движением поездов зимней спецодеждой. Была организована сеть стационарных закрытых распределителей и передвижных вагонов-лавок. Таким образом, на всех железных дорогах страны появились организации способные быстро обеспечить железнодорожников новой форменной одеждой. Хотя, если верить документам того времени снабжение было далеко не идеальным. Так в проектах перестройки Ленинградского вокзала в Москве указывается на обязательное снабжение работников вокзала форменной одеждой, так как они работают непосредственно с пассажирами и должны «прилично» выглядеть. С другой стороны, в начале 30-х гг. усиливается общая тенденция к укреплению дисциплины и единоначалия во всех наркоматах, службах и ведомствах, в тех же ведомствах, где уже была введена военная или полувоенная форма уточняются и ужесточаются правила ее ношения, а также упорядочиваются и унифицируются системы знаков различия, которые должны быть легко заметными и читаемыми в рамках единой системы категорий и должностей. На основании Приказа за № 403/Ц от 28 мая 1932 года Народного комиссара путей сообщения А. А. Андреева на железных дорогах СССР была введена форменная одежда для всех работников. Форма предусматривала следующие предметы: однобортный темно-синий мундир ( китель ) закрытый, на пяти черных (вороненых) пуговицах, с двумя нагрудными и двумя боковыми карманами с клапанами, с отложным воротником, на который нашивались петлицы со знаками различия по армейскому образцу, китель носился с брюками навыпуск и галифе в сапоги или юбкой (для работников-женщин); фуражку «железнодорожного образца» (с особой тульеей темно-синего цвета) с кантами по службе и черным околышем, на околыше крепилась эмблема — красная пятиконечная звезда с изображением паровоза анфас; ремешок лакированный на двух малых пуговицах; для работников женщин в качестве головного убора был предусмотрен берет темно-синего цвета; прямые брюки и брюки-галифе темно-синего цвета; юбка темно-синего цвета для работников-женщин; шинель черная, двубортная, на трех черных (впоследствии — белого металла) пуговицах и крючках, с отложным воротником с петлицами, как правило, носилась с отогнутыми лацканами; ремень с пряжкой; ботинки черного цвета или сапоги : шапка-финка с красной звездой с изображением паровоза; Для различия железнодорожных служб, которых было пять, были введены различные цвета кантов на головном уборе и петлицах: для службы пути - зеленый цвет; для службы тяги - синий цвет; для службы телеграфной - желтый цвет; для службы эксплуатации, административной службы, политотделов и прочих - малиновый цвет; для вагонной службы (в т.ч. и поездных бригад (проводников)) - бирюзовый цвет. На петлицах для обозначения должности высшего начсостава прикреплялись красные эмалевые пятиконечные звездочки (от одной до четырех); старшего начсостава — красные эмалевые шестиугольники (от одного до четырех); младшего начсостава — углы-нашивки красного цвета (от одного до четырех).  Кроме того на петлицах прикреплялся технический знак белого металла — перекрещенные молоток и разводной (французский) ключ.  Поездные машинисты и их помощники на фуражке, присвоенной поездным бригадам, носили вокруг околыша узкий белый галун с классной разбивкой: машинист 1 класса -4 галуна; машинист 2 класса -3 галуна; машинист 3 класса -2 галуна; все их помощники -1 галун. Через несколько месяцев за этим приказом последовал еще один Приказ на ту же тему: О развитии приказа по введению нового форменного обмундирования. Приказ Народного комиссара путей сообщения № 615/Ц от 5 августа 1932 года Далее последовала серия приказов о включении в табель форменного обмундирования дополнительных должностей: старших и младших диспетчеров, станционных диспетчеров, работников органов контроля, работников Центрального топливно-энергетического управления НКПС, грузового сектора ЦД и т. д. — категории работников, которым форма положена по службе расширялись. Делалось это, прежде всего, с целью укрепления дисциплины, единоначалия и субординации. 4 июня 1933 года ЦИК и СНК СССР утвердили Устав о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта СССР. Согласно этому документу нарушение трудовой дисциплины работниками транспорта, которое могло повлечь крушение или «расстройство движения», влекло за собой не дисциплинарную, а судебную ответственность. Самовольный уход с работы карался лишением права пользования, выданным работнику на данном предприятии или учреждении продовольственной и промтоварной карточками, а также квартирой, предоставленной работнику в домах, принадлежавших железнодорожному ведомству. 8 июля 1933 года СНК СССР и ЦИК ВКП(б) приняли постановление «О перестройке органов управления железнодорожного транспорта». Согласно постановлению устанавливалось единоначалие и персональная ответственность руководителей. 10 июля 1933 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О политотделах на железнодорожном транспорте». Политотделы являлись чрезвычайными политическими органами и были призваны обеспечить партийный контроль во всех хозяйствах железнодорожного транспорта. Постепенно число политотделов увеличилось, был введен институт партийных организаторов на станциях, в депо, дистанциях пути и т. д. 14 августа 1934 года, последовал новый приказ НКПС, посвященный железнодорожной униформе, суммирующий все вышеперечисленные нововведения, и вводящий новые — так, например, речь в нем уже идет о командном составе, а не традиционном начсоставе. Помимо кителя в рабочей обстановке разрешалось носить установленную гимнастерку армейского покроя, темно-синего цвета с отложным воротником с петлицами с открытой планкой на трех малых пуговицах; все пуговицы на гимнастерке — белого металла (гимнастерка носилась только с галифе в сапоги ), а также мягкую фуражку из х/б ткани темно-синего цвета, без кантов и цветного околыша, подбородный ремешок и козырек — из основной ткани, на околыше — красная звезда с изображением паровоза анфас. Кроме закрытого кителя некоторым категориям работников (в частности, проводникам скоростных поездов и классных вагонов) полагались, судя по фотодокументам открытые кителя синего или белого цвета на трех пуговицах, с петлицами на воротнике, носимые с сорочкой светлых тонов и галстуком. Форма одежды проводников регламентировалась начальником поезда и руководством дороги. На летнее время был установлен белый полотняный китель с отложным воротником и белый чехол на фуражку, а также белая полотняная фуражка с железнодорожной звездой. Как показывают кино- и фотодокументы, белый китель часто носился с темно-синими, а не белыми брюками, особенно на небольших станциях и пассажирских поездах межобластного сообщения. Начальникам и дежурным по станции полагалась фуражка с красной тульей и галунами на околыше, указывающими на классность станции. | | |
ansawcМодератор раздела  Москва Сообщений: 566 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 222 | Наверх ##
10 января 2023 16:55 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ФОРМА РОССИИ ОБРАЗЦА 1943 ГОДА.Во время Великой Отечественной войны был возрожден ряд дореволюционных традиций, немыслимых в довоенные годы. Этим давалось понять, что Советский Союз является, в известной степени, наследником и преемником Российской империи. В соответствии с данной концепцией, в 1943 году были произведены изменения в военной и ведомственной униформе, придававшие ей стиль, близкий к бытовавшему в 1910-е годы, но не повторявший его буквально. В качестве знаков различия железнодорожникам были установлены погоны , сходные с военными, но таковым не идентичные. Погоны высшего, старшего и среднего начальствующих составов представляли собой вытянутый шестиугольник с параллельными длинными сторонами. Нижний конец погона срезался под прямым углом, а верхний заканчивался срезанным тупым углом со стороной среза, параллельной нижнему краю. Края погона, кроме нижнего, окантовывались светло-зеленым сукном. Длина погона, в зависимости от размера одежды, была от 13,5 до 15,5 см. Ширина погона с кантом у высшего начальствующего состава была 6 см, у старшего и среднего -5,5 см. Ширина канта составляла 0,25 сантиметра, а высота скоса срезанного тупого угла верха -1 сантиметр. Погоны имели каркас, хлястик и шлевка служили для пристегивания погон к одежде. Погоны младшего начальствующего и рядового составов отдаленно напоминали эполеты , и состояли из двух соединенных между собой вытянутых шестиугольников. Верхний конец верхнего шестиугольника образовывал тупой угол с высотой скоса боковых сторон 1 см. Общая длина погона была от 13,5 до 15,5 см, а верхний шестиугольник был, соответственно, длиной от 8,5 до 10,5 см. Нижний шестиугольник был длиной 5 см. Ширина верхнего шестиугольника с кантами составляла 3 см, нижнего -6-6,2 см. Параллельные боковые стороны были по 3 см, остальные - по 3-3,2 см. За некоторое сходство со щипковыми инструментами железнодорожники прозвали свои суконные эполеты "балалайками". ПОГОНЫ МПС (1943-1954): 1. Рядовой работник железнодорожного транспорта; 2. Бригадный; 3. Старший бригадный; 4. Техник 3 ранга; 5. Техник 2 ранга; 6. Техник 1 ранга; 7. Техник-лейтенант; 8. Инженер-лейтенант; 9. Инженер-капитан; 10. Инженер-майор; 11. Директор-подполковник; 12. Директор-полковник; 13. Генерал-директор 3 ранга; 14. Генерал-директор 2 ранга; 15. Генерал-директор 1 ранга; 16. Вице-генерал-директор путей сообщения 2 ранга; 17. Вице-генерал-директор путей сообщения 1 ранга; 18. Генерал-директор путей сообщения. Для всех видов обмундирования, кроме летнего пальто , по приказу полагались жесткие пристежные погоны , а на пальто - мягкие пришивные, но с пуговицей в верхнем конце. Однако, как и в армии, на пальто носили жесткие пристежные. Для работников служб тяги, движения, связи, пути и строительства для ношения при исполнении служебных обязанностей приказ устанавливал мягкие пришивные погоны из темно-синего жаккардового шелкового галуна с тем же рисунком переплетения, что и на парадных. На практике же такие погоны встречались крайне редко. Серебряные погоны красовались даже на рабочей форме машинистов. Восемнадцатимиллиметровые пуговицы в верхнем конце погон были золоченые, у младшего состава - латунные. Немного ниже пуговиц крепились впервые введенные эмблемы принадлежности к той или иной отраслевой службе железнодорожного транспорта. До этого, еще с последней четверти XIX века, службы традиционно различались по присвоенным им цветам кантов, что создавало известные неудобства при переходе из одной службы в другую. Эмблемой службы движения было изображение железнодорожного разъезда со сторожкой слева и светофором посередине. Впоследствии это изображение выштамповывалось на слегка вытянутой шестиугольной пластинке. Эмблемой службы тяги служил профиль паровоза, а у работников электротяги - электровоза (последнее, впрочем, встречалось довольно редко). Службу пути и строительства символизировал арочный железнодорожный мост, а у службы связи эмблемой был поставленный на угол квадрат с вписанным в него кругом, с помещенной наверху звездочкой рубиновой эмали и двумя скрещенными рубиновыми молниями в середине. Эмблемой административной службы были серп и молот, наложенные на пятиконечную звезду и французский ключ.  Форма одежды личного состава железнодорожного транспорта подразделялась на парадную и повседневную, в свою очередь подразделявшуюся на зимнюю и летнюю. Приказ предусматривал парадную форму для всех категорий железнодорожников, но реально ей обеспечивались только генералы, работники треста спальных вагонов прямого сообщения и, возможно, сотрудники Наркомата и иные аппаратчики, в той или иной степени исполнявшие парадные функции. Поэтому для различных торжественных мероприятий старший и средний начальствующие составы традиционно использовали светлую летнюю форму. Темно-синие ткани, использовавшиеся для пошива предметов зимнего обмундирования, имели очень темный, почти иссиня-черный (так называемый "провальный") оттенок. Однако у работников службы тяги встречалась форма и чисто черного цвета, служившая обычно в качестве рабочей. Светло-коричневые ткани, использовавшиеся для летнего обмундирования, имели бежевый цвет, нередко с белесоватым или сероватым оттенком, причем в окраске и тоне встречались варианты. Проводникам для работы по обслуживанию пассажиров полагались полотняные белые куртки , а летние гимнастерки могли иметь белый цвет. У работников локомотивных бригад встречались двубортные кожаные куртки танкистского или классического "комиссарского" покроя, а у начальства - и кожаные пальто . Ряд работников служб движения и службы пути и строительства при исполнении служебных обязанностей носили, вместо обще железнодорожных, особые цветные фуражки , использовавшиеся и для обозначения должности, и как средство сигнализации. Во все времена железнодорожники, особенно младший состав, одевались, мягко говоря, как Бог на душу положит. Во время Великой Отечественной войны железнодорожники из-за нехватки ведомственной формы нередко носили армейское обмундирование, но со своими знаками различия. Начальствующему составу по форме полагалось ношение брюк навыпуск, но во время грязных работ допускалось их ношение заправленными в сапоги , считавшиеся спецобувью. Младший состав носил вместо шаровар бриджи армейского покроя без кантов, начсостав носил офицерские бриджи с кантами. Кители начальствующего состава иногда имели на груди накладные карманы, применялись на железной дороге и кители флотского образца. Ношение форменной одежды при исполнении служебных обязанностей было строго обязательным, но, как и в армии, отклонения от правил ношения ее железнодорожниками имели место по самым различным причинам. Приказ определял нормы вещевого снабжения железнодорожников. В комплект форменной одежды высшего, старшего и среднего начальствующих составов входили: фуражка темно-синего цвета с черным околышем - для ношения при шинели, парадном мундире и при кителе темно-синего цвета; фуражка светло-коричневого цвета с черным околышем - для ношения при летнем повседневном кителе светло-коричневого цвета; белый чехол , надеваемый на фуражку при белом кителе; папаха из черного каракуля для высшего начальствующего состава и шапка типа кубанки (финка) из черного каракуля для старшего и среднего начальствующих составов; шинель двубортная темно-синего цвета; пальто летнее высшего, старшего и среднего начальствующих составов; мундир двубортный темно-синего цвета; брюки навыпуск темно-синего цвета к мундиру парадному; китель зимний темно-синего цвета; брюки навыпуск темно-синего цвета к кителю зимнему; китель летний светло-коричневого цвета; брюки навыпуск светло-коричневого цвета к кителю летнему; китель летний из белой ткани; ботинки хромовые; ремень парадный тканевый. В комплект форменной одежды младшего начальствующего и рядового составов входили: фуражка темно-синего цвета с черным околышем - для ношения при шинели, парадном мундире и при гимнастерке темно-синего цвета; фуражка светло-коричневая с черным околышем - для ношения при летней гимнастерке серого цвета; шапка типа кубанки (финка) из черного барашка; шинель двубортная темно-синего цвета; мундир парадный однобортный из темно-синего сукна; шаровары из темно-синего сукна к мундиру парадному; гимнастерка из темно-синей шерстяной ткани; шаровары с напуском из темно-синей шерстяной ткани к гимнастерке темно-синей; гимнастерка хлопчатобумажная серого цвета; шаровары с напуском из хлопчатобумажной ткани серого цвета; ремень поясной из кожи черного цвета с бляхой; сапоги кожаные. Женскому личному составу железнодорожного транспорта была положена почти та же форма одежды , что и мужчинам. Разница была в том, что шинели, гимнастерки и кители застегивались на левую, "женскую" сторону, вместо брюк надевали юбку, а вместо фуражки в большинстве случаев - берет . В зимнее время женщины носили кубанку. Как и женщины в армии, железнодорожницы обувались в черные туфли на низком "английском" каблуке или в форменные сапоги . Парадные мундиры высшего, старшего и среднего начальствующих составов были из темно-синей мериносовой диагоналевой ткани, а у младшего начальствующего и рядового составов - из темно-синего сукна. Подкладка мундира железнодорожных генералов делалась из черного шелка, а у остальных категорий работников на подкладку шел черный сатин.  | | |
|