На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Перед тем, как ставить оценку, ознакомьтесь с главной страницей рейтинга архивов, чтобы понять оцениваемые критерии. Оценка 1 - очень плохо, 10 - очень хорошо;
Оценка архива как оффлайн-сервиса:
Оценка архива как онлайн-сервиса:
Ваш голос учтен!
Стерлитамак
В этой теме будут освещаться материалы по истории и генеалогии жителей города Стерлитамака
В старину улицы нередко называли по профессиям тех, кто там жил. Так, в нашем городе появились Кузнечная, Гончарная улицы. Была улица Кожевенников и даже Полицейская. Одна из таких «профессиональных» улиц называлась Каретной. Есть мнение, что её название связано с мастером каретных дел (так нередко называли изготовителей телег). Какими-то архитектурными изысками она не славилась, да и об особо именитых горожанах, проживавших на этой улице, нам неизвестно. Разве что кожевенники, братья Аверьяновы, которые, по словам некоторых местных краеведов, жили на этой улице.
З.Г. Гатиятуллин, начальник отдела использования и публикации документов Центрального исторического архива РБ - Стерлитамакский рабочий Выступление Зуфара Габитовича Гатиятуллина – начальника отдела использования и публикации документов Центрального исторического архива РБ – на прошедшем на днях городском празднике родословных «Шежере байрамы» стало «гвоздём» всего мероприятия. И мы не упустили случая поговорить со специалистом на темы, актуальные для тех, кто интересуется своей родословной. - Ревизские сказки каких лет сегодня можно обнаружить в архивах, и в каких? - Материалы 1-3-й ревизий хранятся в Москве, в Российском Государственном архиве древних актов. Данные четвёртой ревизии 1782 года хранились на местах, но у нас они полностью утеряны. В Уфе есть ревизские сказки, начиная с 5-й ревизии 1795 года, но далеко не по всем населённым пунктам и этническим группам. Так, башкиры впервые попали под перепись во время 5-й ревизии, но до наших дней эти сказки не дошли. По 6-й ревизии 1811 года есть лишь материалы по башкирам северо-восточных районов и Челябинской области. По другим этническим группам сохранность лучше. Следующие ревизии были в 1834, 1850 и 1859 годах.
Доброго часа суток форумчане! Ищу Подворные книги и Духовки (Исповедные ведомости) по с. Табынское, Богоявленской волости, Стерлитамакского уезда, Уфимской губернии. Интересует фамилии Ку(о,а)з(с)ьмины, Та(о)гаевы, Любины, Креховы, Кировы, Наркисовы и Бражниковы. Достаточно тех листочков, где они встречаются.
Однажды ко мне случайно попали две рукописи, которым грозила судьба быть выброшенными в помойку. Их автор - Анатолий Константинович Трошин. Он был уроженец Стерлитамака, замечательный ученый-историк, писатель, ветеран войны, ныне покойный.
Можете быть уверены ничего не пропало. http://srgazeta.ru/2011/06/kni...lzhaetsya/ Интересная получилась книга, теперь уже вышла к 250 -летию Стерлитамака не менее интересная книга Фаяза Юмагузина и Алексея Наумова "Улицы керосиновых фонарей".
ГАБО (Белгород) фонд Р-1717 оп 1 д 591 Новооскольский уездный отдел ЗАГС 1920 запись о смерти л 21 №14 25 янв 1920 в Новооскольской народной больнице умер гражданин Фаддей Дмитриевич Сальмин красноармеец 463 полка родился в 1894 25 авг, женат Уфимской губернии Стерлитамакского уезда Итпарчевской волости (пусть меня поправят, если неверно) с Макарова от возвратного тифа похоронен на новооскольском городском кладбище
--- Щеблыкины,Гущины, Доломановы,Синдеевы, Носовы и Клименовы, Бабичевы, Коротун, Набока, Золотопуп
Добрый день! От родственников мне стало известно, что мой прапрапрапрапрадедушка Ерман вместе с семьёй (сыновья – Кушай и Муртаза) примерно до 1774 года проживал в районе Стерлитамакской соляной пристани, где либо занимался транспортировкой грузов гужевым транспортом (возможно заготовкой и сплавом леса), либо даже осуществлял их охрану. Также вместе с ними была, в том числе, семья Юлдаша (Елдаш) Юртаева. Со слов родственников, во время нападения восставших на соляную пристань, предок Ерман был убит. Документальных подтверждений этому я пока не обнаружил. Но в Интернете я нашёл заметку о стерлитамакском краеведе – Сафине Мударисе Харисовиче, который «нашёл в Российском Государственном архиве древних актов в Москве материалы 3-ей ревизии (переписи) 1762 года, в которой даётся поименный список лиц, проживавших в татарской деревне Стерлитамак с указанием их возраста и места переселения. Кроме этого списка в переписи есть несколько семей служилых татар, которые в Стерлитамаке по документам занимались заготовкой и сплавом леса.» К сожалению в заметке не приведён полный список лиц. Возможно у участников форума есть данные о книге Мудариса Харисовича Сафина, в которой есть полная информация по указанной переписи. У меня есть предположение, что мой предок мог быть в числе семей указанных в этой ревизской сказке. Другой темы для размещения сообщения не нашёл. Спасибо.
--- Ищу сведения о Танковых (Танкой, Тонкой, Тонкий, Тонков, Тонких, Танких) - XVII век (Стародуб, Севск, Кромы (Кромский уезд), Тускарский, Курицкий, Усожский станы), XVIII век - Усожский стан с. Хмелевое (на Гниловоде), с. Верхний Любаж, с. Жердево и др., XIX век - Оренбургская губерния
[ Ответ на сообщение Drewolaz ] В 1771 году по именному указу императрицы действительно были набраны вместе с гужевым транспортом группа ясашных татар в количестве 93 чел. для перевозки соли и леса в район пристани Стерлитамак из современной территории Северо востока Татарстана.
Первое упоминание о татарской деревне "Стерлитамак" относится к 1747 году.
Как известно, задолго до основания Ашкадарской пристани в 1766 году славянскими колонистами, в устье Стерли уже была деревня, давшая название нашему городу. Так, в одной из публикаций стерлитамакского краеведа Ю. Сидоренко упоминалась татарская деревня Стерлитамак в связи с событиями колониальной Кирилловской экспедицией 1735 года. Недавно другой краевед М. Сафин нашел в Российском Государственном архиве древних актов в Москве материалы 3-ей ревизии(переписи) 1762 года, в которой даётся поименный список лиц, проживавших в татарской деревне Стерлитамак с указанием их возраста и места переселения. То, что возраст жителей татарской деревни Стерлитамак зафиксирован по переписи не только 1762 года, но и 1747 года говорит о том, что татары обосновались здесь по меньшей мере до 1747 года. В противном случае, по тогдашним правилам в графе переписи за 1747 год был бы указан не возраст каждого конкретного человека, а дата его прибытия(например, прибыл такого-то дня, месяца, лета{года} по разрешению такому-то...). Таким образом, возраст жителей татарской деревни Стерлитамак на момент предыдущей переписи 1747 года свидетельствует о том, что к этому времени эта татарская деревня уже существовала и в ней жили эти люди.
Итак, на 8 мая 1762 года, согласно 3-ей всероссийской ревизии(переписи) в татарской деревне Стерли Тамак(так и записано в документе), находившейся на земле старшины Юрматынской волости Юлдаша Кутлина{Юлдаш Котлы}, проживали, в частности, следующие лица:
1. Выходец из татарской деревни Танай Тураево{Танай Торай} Свияжского уезда Казанской губернии команды сотни татарского князя Ишеева{Ишәй}, некий Уразай Алиев{Уразай Али}(возраст: в 1747 г. -35 лет, в 1762г. -50 лет), жена его - Ульмяс Алиева{Үлмәс Али} из татарской деревни Бурнаш{Борнаш}, сотни татарского князя Темеева{Тимәй}, была на 2 года старше мужа, дети - 10-летний Сайдаш{Сәйдаш}, 8-летний Шарип{Шәрип};
2. Братья Уразай(47-62), Сеит{Сәет}(30-45) и Ильмет{Илмәт}(25-40) Ишкины{Ишкә}, уроженцы деревни Идрис Тениево{Идрис Тинәй} Свияжского уезда Казанской губернии. У Уразая - 2 жены, у Сеита - 1 жена Ханифа{Хәнифә} и пасынок Али Аднин{Али Атна}, у Ильмета - 4 жены в возрасте от 25 до 35 лет и 2 дочери.
3. выходцы из татарской деревни Пучинку{Пүчинкә} Курамша Уразметов{Курамша Уразмәт}(32-48) с женой Мукминой Хужиной{Мөкминә Хуҗа} 55 лет из татарской деревни Карламан и их 29 -летний холостой сын Байрам{Бәйрәм};
4. Выходец из татарской деревни Карталы Сулят Айметов{Сөләт Аймәт}, его шурин Юсуп Якупов{Йосып Якуп} 36-ти лет с женой....
.......
Всего в списке в общей сложности названо 23 человека обоих полов и разных возрастов. К этому документу приложена татарская тамга Ильмета Ишкина. Перевод документа с татарского на русский и "руку приложил" толмач Андриян Петров. Это, конечно, не все жители тогдашнего татарского Стерлитамака. В те времена жители одного и того же населенного пункта могли фиксироваться в разных списках. Кроме этого списка в переписи есть несколько семей служилых татар, которые в Стерлитамаке по документам занимались заготовкой и сплавом леса. Единственным неоспоримым историческим фактом является то, что первое упоминание о Стерлитамаке как о татарской деревни произошло в 1747 году задолго до мифических соляных пристаней и почтовых ям славянских колонистов. Благодаря этому документу, сегодня стало возможным установить не только имена первых татарских поселенцев татарской деревни Стерлитамак, но и их возрасты, сословия! http://starletamaq.narod.ru/ru-kir/tarix.html