⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
XXIV САВЁЛОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Церковные источники по генеалогии (к 100-летию восстановления Патриаршества в России).
|
← Назад Вперед → | Страницы: 1 * 2 Вперед → |
Zabellisa следопыт Москва Сообщений: 11496 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 9796 | 15 декабря |
Zabellisa следопыт Москва Сообщений: 11496 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 9796 | 15.12.2017 |
Zabellisa следопыт Москва Сообщений: 11496 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 9796 | 16 декабря |
Zabellisa следопыт Москва Сообщений: 11496 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 9796 | 10.Малышко-Березовская Елена Евгеньевна, зам. директора музея «Старобелоусский исторический комплекс» (Чернигов, Украина). "Зимняя дорога Елены Протопоповой» ![]() - Елена Ивановна Александрова и Елена Павловна Протопопова, 1960 г.- начало дружбы и переписки. Более полувека назад, в далекие теперь 1960-е, эти две милые дамы дружили, общались, совершая исторические экспедиции в "Прошлое", хранимое их памятью,поддерживали друг друга в тяжелые минуты жизни... Елена Ивановна, по возрасту старшая, но более крепкая физически и морально, навещала Елену Павловну в Москве, в ее небольшой комнатке коммунальной квартиры в Малом Левшинскоим переулке 7, что на Пречистенке, преодолевая достаточно долгий для человека ее возраста путь из Чернигова в Москву. В память об этой дружбе остались письма ( к сожалению, только " односторонние": от Елены Павловны - к Елене Ивановне. В 1971 году старинный дом в Левшинском переулке поставили на капремонт, семьям помоложе и " побойчее" были выделено новое жилье, а Елену Павловну оказалась в Доме Престарелых в Химках.Оттуда она продолжала вести переписку со своей дорогой подругой из Чернигова. Родных детей у Елены Павловны не было, лишь ученики, ведь она работала в консерватории несколько десятилетий. Был и самый любимый - Миша Парфентьев. Михаил Вениаминович все годы не забывал свою учительницу, заботился о ней, был ее фактически названным сыном, а после ухода Елены Павловны всю свою жизнь берег бесценный архив семьи Протопоповых. Память о Елене Павловне жива и в следующем поколении- с любовью о ней вспоминают дочери М.В. Парфентьева- Мария и Вера. И вот - особый, удивительный. необыкновенно сердечный момент "Савеловских Чтений" в Москве - 16 декабря доклад " Зимняя дорога Елены Протопоповой" , а также посвященный нашим героиням лирический вальс " Именины Елены: за чашечкой чая в Малом Левшинском переулке" слушали правнучка Елены Ивановны Александровой - Марина Луцкина и названные внучки Елены Павловны Протопоповой Мария Паленова и Вера Романова. По окончанию конференции наш квартет сфотографировался на память. Жизнь продолжается! ![]() Доклад полностью смотри ниже |
galinaS Казань Сообщений: 6707 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 5830 | Zabellisa Спасибо за теплый рассказ о дружбе двух женщин. Наверное, слушать было интересно и трогательно это сообщение: "Зимняя дорога Елены Протопоповой»! |
Zabellisa следопыт Москва Сообщений: 11496 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 9796 | 11. Юденич Игорь Степанович (ИРО, Москва). "От Феофилакта Касаткина до Николая Японского: опыт построения родословной смоленских клириков XVIII-XIX веков". Игорь Юденич, член ИРО, Москва От Феофилакта Касаткина до Николая Японского: опыт построения родословной смоленских клириков XVIII-XIX веков С начала 2017 г.к фигуре и биографии выдающегося православного миссионера в Японии - иеромонаха Николая (1836 – 1912) - привлечено особенное внимание. На круглом столе «Путь святителя Николая: от Березы до сакуры. К 180-летию св. равноапостольного Николая Японского» (в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений 26 января 2017 г.) прозвучало сообщение об обнаруженной в метрических книгах - Вознесенской церкви села Березы Бельского уезда Смоленской губернии - записи о рождении 21 (крещен 22) августа 1836 г.у местного дьякона Дмитрия Иоаннова Касаткина- сына Иоанна 1. Он то и стал через 24 года, закончив последовательно - Бельское духовное училище (1849 г.), Смоленскую духовную семинарию (1857 г.) и С-Петербургскую духовную академию (1860 г.), - иеромонахом НИКОЛАЕМ, отправленным в далекую Японию, где и прослужил всю жизнь до 1912 г. В июне 2017 г. на научно-практической конференции в г. Белом Тверской области - «Бельчане в истории Отечества» - была представлена схема широкой родословной Касаткиных-Савинских-Куницких 2,где главой рода Касаткиных указан дьякон села Глухово Иоанн Федорович (р. 1750 г.), имевший дочь Марию (р.1774 г.) и сына Иоанна (р. 1778 г.), от которого продолжилась мужская линия фамилии. Внуками глуховского дьякона обозначены: Петр, дьякон с. Тяполово Духовщинского уезда; Николай, дьякон с. Дунаево Бельского уезда и Дмитрий(р. 1803 г.), дьякон с. Березы – отец НИКОЛАЯ Японского.Далее указаны правнуки: от Петра – Алексей и Николай; от Дмитрия – Ольга, Иоанн и Василий; от Николая – Петр (р. 1832 г.). В поисках родственников я подробно изучал метрические книги сел:Понизовье, Глухово и Травино того же уезда, - и везде упоминались клирики Касаткины (например, в с. Понизовье в 1849-1861 гг.- дьяконы Николай(отец),затем его сын Петр. Решив проверить возникшую версию о возможном тождестве их с двумя фигурантами этого варианта родословной (но - вс. Дунаево) – дядей и двоюродным братом Николая Японского, – я занялся исследованием метрических книг и с. Дунаево. В самых ранних из них - за 1764 г. - священником указан Антоний Феофилактов, умерший в 1779 г. Упоминаются также трое его детей: Акилина, Анна, Василий. Кроме того, в причте Дмитровской церкви с. Дунаево отмечен ещё один Феофилактов – дьячок Георгий (Егорий), у которого, судя по метрическим книгам, родилось 7 детей: Пелагея, Иосиф, Татьяна, Николай, Пелагея и два Ивана: 1-й – рожд.24 июня 1782 г. и 2-й - 21 сентября 1789 г. Самое важное, что этот дьячок Георгий, умерший в 1800 г., несколько раз, расписываясь в метрических книгах, указал свою фамилию: «Егорий (варианты - Георгий, Егор) Касаткин». Закономерно предположить в священнике Антонии и дьячке Георгии родных братьев – сыновей, предположительно,предыдущего священника или дьячка с. Дунаево Феофилакта. Эту версию подтвердили ревизские сказки священно-церковнослужителей Бельского уезда пос. Дунаево на 20 июля 1811 г. (6-я ревизия в сравнении с 5-й в 1795 г.), где указан дьячок Георгий Феофилактов сын Касаткин, 61 года и 11 мес. (в 1795 г.), умерший в 1800 году. Там же - его дети: Николай, 6 лет (в 1795 г.) – определен в 1805 г. сторожем в Смоленскую духовную консисторию; Иван, 3 лет (в 1795 г.) – определен в 1807 г. звонарем в Смоленский Успенский собор; Иван второй, 12 лет и 11 мес. (в 1795 г.) – в 1798 году занял <дьячковское > место отца. Там же указаны и два сына этого дьячка Ивана 2-го:Дмитрий, 4 лет(в 1811 г.) и Петр, 9 месяцев (в 1811 г.). Отдельно указаны два старших сына дьячка Георгия: Герасим Егоров сын Касаткин, переведенный в 1796 г. изс. Ивкино Краснинской округи на праздное пономарское место, 42 лет» (в 1811 г.) - и его 12-летний (в 1811 г.) сын Николай, обучающийся в семинарии. Отмечен и «сирота, сын священника Василий Антонов Косаткин (вариант написания писарем), 16 лет и 11 мес. (в 1795 г.), определенный в 1796 г. пономарем в Воскресенскую церковь г. Белого. Сведения из ревизских сказок совпадают с информацией из метрических книг (с некоторой разницей в указании возраста), нет сомнений, что все вышеперечисленные - являются потомками Феофилакта Касаткина, а дети Ивана 2-го -Дмитрий (рожд. около 1807 г.)и Петр(рожд. около 1810 г.)– те самые отец и дядя Николая Японского. Вновь выявленная генеалогическая цепочка: Феофилакт – Георгий – Иоанн– Дмитрий, не совпала с первоначальной версией родословной: Федор – Иоанн (1) – Иоанн (2) – Дмитрий. Где причина возникшего расхождения? В поисках дьякона Иоанна-1 (из первого варианта родословной) пришлось обратиться к сохранившимся документам по с. Глухово, где ожидал сюрприз. В ревизских сказках от 18 июля 1811 г.в причте церкви Великомученицы Параскевы с. Глухово дьякон Касаткин, действительно, отмечен, но только не Иоанн Федоров, а Андрей Ионов: 41,5 лет (в 1795 г.), умерший в 1805 г. Там же указан и сын его Феофилакт (!), 6,5 лет (в 1795 г.), определенный в 1804 г. пономарем в с. Георгиевское того же уезда.Более того, в метрических книгах двумя десятилетиями ранее(с 1781 по 1786 гг.) священником глуховской церкви указан Иона Феофилактов, последний след которого отыскался в метрических книгах Воскресенской церкви с.Травино: «в марте 1802 г. в сельце Богородицком находящийся заштатный священник Иона Феофилактов сын Касаткин умер от обложной болезни, 96 лет»3.Итак, в с. Глухово, вместо неизвестного Иоанна Федорова, нашлись: третий (старший) сын Феофилакта – Иона и его сын Андрей. Но откуда же взялся этот Иоанн Федоров в первой версии родословной? Разгадка нашлась в тех же ревизских сказках по с.Глухово, где упоминается «умершего пономаря Ивана Федорова, написанный по последней перед сей ревизией сын Иван, 17 лет с половиною (в 1795 г., т.е. рожд.. около 1778 г.),определен из семинаристов в Смоленской округи в с.Ляхово в пономаря».Этот пономарь Иван нашелся и в метрических книгах с. Глухово: 26 сентября 1777 г. родился Иван, сын пономаря Ивана Федорова Филонова. Сам пономарь Иоанн (1) Филонов умер 5 декабря 1785 г. от обложной болезни, 67 лет, а его отец, дед Ивана Иванова (Филонова), бывший дьячок с. Глухово, Федор Иванов сын Филонов, умер 12 сентября 1767 г. в 90-летнем возрасте. В том же году умер старший брат Ивана, бывший пономарь Илья Федоров, 65 лет. Дополнительным аргументом ошибочности первого варианта («от Ивана Федорова») служит отчество жены пономаря Ивана Федорова - Мария (Мавра) Тимофеева(!), а не Алексеева, как у матери Дмитрия Иоанновича Касаткина. Проверка по клировой ведомости за 1819 г.по с. Ляхово Смоленского уезда, куда был переведен 17-летний холостой пономарь Иван Иванов, показала: у 43-летнего уже женатого пономаря Ивана Иванова Филонова указаны два сына: Захарий, 18 лет, обучающийся в семинарии, и семилетний Федор. Понятно, что это члены совершенно другой семьи. Вывод:составители первой версии родословной потянули веточку не от того Ивана: первые персоны на ней – Федор Иоаннов (1677-1767) , его сын Иоанн (1) Федоров(1718-1785) и внук Иоанн (2) Иоаннов (р. 1777) – это Филоновы, а не Касаткины 4. Удалось объяснить и расхождение в годах рождения деда и отца Николая Японского (в первой версии «от Федора» указаны: 1778 и 1803 гг., во второй «от Феофилакта» – 1782 и 1806 гг.). Дело в том, что характеристика дьячка Дмитрия Иванова, 31 года(и его отца), взятая из «клировой» ведомости Бельского уезда по селу Березы (Егорье), относится не к 1833 г. (как указано в архивном формуляре), а к 1838 г., как значится на титульном листе, т.е. с разницей в 5 лет. В точно датируемой 1843 годом исповедальной ведомости с. Березы отмечены: дьякон Дмитрий Иоаннов Касаткин, 36 лет, вдов; дети: Ольга - 10 лет, Иоанн – 7 лет и Василий – 3 лет. Таким образом, правильный год его рождения - 1806. Это достоверно подтверждают и метрические книги с. Дунаево: «25 апреля 1798 г. дьячок Иван Георгиев <Касаткин > венчался с дочерью священника с. Ляпкина Бельского уезда, Марией Алексеевой»(вероятно, урожденной Коченовской). Супругам - по 16 лет, за последующих 22 года у них родилось 7 детей: 9 мая 1799 г.- первенец, сын Матфей (вскоре умерший); 26 августа 1801 г. - дочь Наталья; 30 апреля 1805 г. - второй сын Яков, так же умерший младенцем (3 января 1806 г.); 20 октября 1806 г. родился (крещен в тот же день) третий сын, выживший долгожданный наследник -Дмитрий (будущий отец иеромонаха Николая Японского). Через 4 года, 12 июня 1810 г. появляется на свет и его младший брат Петр 5. Два последних сына Ивана и Марии Касаткиной повторили судьбу первых: Александр (1818 –1820), Петр-2 (1821 – 1822) – умерли в раннем детстве. Доживали свой век Иван да Марья Касаткины в доме своего зятя - мужа старшей дочери Натальи - пономаря Николая Егорова Чистякова: в 1843 г. перед пасхой 60-летние дед и бабушка Николая Японского были отмечены на обязательной исповеди, в сентябре они похоронили дочь Наталию и, вероятно, вместе с зятем и внуками (Чистяковыми) в конце 1850 г. покинули с. Дунаево. Кстати, священниками там с 1825 г., вслед за мужем Акилины Антоновой (урожд.Касаткиной) - Федором Кононовым Белявским, последовательно были сыновья – Иоанн Федоров и Гавриил Федоров Белявские. Ныне полуразрушенное здание заброшенной Дмитровской церкви просматривается среди берез поселения Дунаево – бывшей «отчины» клириков Касаткиных. Сын и наследник Ивана и Марии Касаткиных, заштатный дьякон с. Березы Дмитрий Касаткин скончался 10 марта 1878 г., и был похоронен у церкви с. Березы. «В семействе у него не осталось никого»: жена Ксения Алексеева (урожд. Савинская) умерла в 1841 г.; старшая дочь Ольга, дважды замужем (сначала за дьяконом Филиппом Дорофеевым Измайловым, после его скоропостижной смерти – за дворянином Илларионом Михайловым Куницким) умерла после 1870 г.; младший сын Василий находился далеко (служил священником Сретенского монастыря в г. Сызрани и умер в 1891 г.); средний сын, Иоанн – и того дальше, в Японии. Правление Смоленской семинарии с 1869 г. ежегодно переводила заштатному дьякону (по доверенности через дочь Ольгу) «классный оклад настоятеля при Русском консульстве в Японии, иеромонаха Николая» - его «японского» сына – 71 руб. 50 коп. Этот сын Иоанн – НИКОЛАЙ Японский, скончался 3 марта 1912 г. в возрасте 76 лет и похоронен на кладбище Янака в Токио. Генеалогическая цепочка - от Феофилакта до Николая - прервалась. Спустя почти 60 лет, 10 апреля.1970 г. архиепископ (с 1906 г.) НИКОЛАЙ был канонизирован Японской православной епархией и Русской Православной Церковью. Остался последний вопрос, послуживший толчком к моим изысканиям: а где же дьяконы Николай и Петр Касаткины из с. Понизовье? Ответ нашелся при дальнейшем изучении метрических книг Дмитровской церкви с. Дунаево: 31 декабря 1798 г. у пономаря Герасима Георгиева <Касаткина> и жены его Екатерины Петровой родился сын Николай (что соответствует сведениям из ревизских сказок, упомянутых выше). Николай Герасимов Касаткин служил там же в с. Дунаево, сначала пономарем, затем с 1825 г. дьяконом. В январе 1817 г.он женился на ровеснице – дьячковской дочери села Воскресенского (Сычевского уезда) Надежде Григорьевой. Их первенец, дочь Ксения, прожила всего 3 месяца в 1818 г., зато большинство остальных детей выжили: сын Алексей (1819), дочь Татьяна (1821); сын Петр (тот самый) родился24 августа 1824 г,); Павел (1827-1830); Александр (р.1829 г.); Стефан (ок. 1832?); Иосиф (1834); Параскева (1836-1837). Судя по метрическим книгам, дьякон Николай оставался в Дунаево до конца 1848 г., а в январе 1849 г. в метрических записях Воскресенской церкви с. Понизовья упоминается дьякон Николай Касаткин – тот самый Николай Герасимов Касаткин. В Понизовье он прослужил до самой смерти в 1856 г., дьяконское место унаследовал его сын Петр (рожд.. 1824 г.), занимавший эту должность здесь - а не вс. Тяполово (по данным первого варианта родословной)- до 1861 г. и успевший вместе с женой Марией Васильевой продолжить смоленскую династию Касаткиных. В метрических книгах зафиксировано рождение детей Петра Касаткина: Николая - 4 мая 1856 г. (восприемник - дворянин Андрей Федорович Родзянкин (Родзянко) и Екатерины – 8 ноября 1857 г. (восприемники дворяне Лыкошины). Восприемником при рождении последнего сына Петра Николаева Касаткина - Тимофея (18 января 1861 г.) указан прапорщик Полтавского пехотного полка Иосиф Николаев Касаткин (дядя?), а через полтора месяца - 30 марта 1861 г. - 35-летний дьякон Петр Касаткин умер. Первоначальная гипотеза о родстве дунаевско-березовских и понизовских Касаткиных подтвердилась: Иоанн Дмитриев - архиепископ и святитель Николай Японский - приходится понизовскому дьякону Петру Николаеву троюродным братом, так как Николай Герасимов и Дмитрий Иванов – братья не родные, а двоюродные. Всё-таки, не седьмая вода на киселе. В заключение хочется напомнить старую истину - всё познается в сравнении; в данном случае – в сопоставлении данных из различных документальных источников. Вновь сконструированная родословная схема клириков КАСАТКИНЫХ из Бельского уезда Смоленской губернии представлена в приложении 6. Приложения. 1. Фрагменты родословных схем: варианты 1 «от Федора» и 2 «от Феофилакта». 2. Родословная схема КАСАТКИНЫХ из Бельского уезда Смоленской губернии, составленная автором. Примечание. 1. Автор сообщения - ведущий сотрудник Государственного архива Смоленской области (далее, ГАСО) Л.Л. Степченков. Подробнее в его же статьях: Сборник документов.г. Белый, 2016 г. С. 36, 37; Журнал «Край Смоленский». 2017. №6. С.29-32. 2. Авторы: Н.В. Садовский и В.И. Котов. 3. Любопытный факт: приходским священником в с. Травино с 1792 г. (с перерывом на 1795-1796 гг.) до своей смерти в 1808 г. служил Харитон Петров сын Юденич (мой дальний родственник). 4. На приведенных фрагментах родословных схем по вариантам 1 и 2, цветовой маркировкой отмечены: желтым – сведения, вызывавшие сомнение и оказавшиеся недостоверными – в первом варианте: розовым – совпадающие в обоих вариантах; голубым – вновь выявленные и документально подтвержденные – во втором варианте. 5. Биография Петра Иоаннова, дяди Николая Японского, не прослежена. 6. Полный текст статьи «От Феофилакта Касаткина до Николая Японского» размещён в журнале «Край Смоленский» №11 за 2017 г. Источники: 1.ГАСО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 200. Метрическая книга… церкви Св. Дмитрия митрополита РостовскогоЧудотворца с. Дунаево Бельского уезда за 1764-1817 гг. 2. ГАСО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 990. Метрическая книга… с. Дунаево Бельского уезда за 1818-1837 гг. 3. ГАСО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 81. Метрические книги … церкви Св. великомученицы Параскевы Пятницы с. Глухово Бельского уезда за 1742-1805 гг. 4. ГАСО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 701. Метрическая книга … церкви Св. великомученицы Параскевы Пятницы, Богоявления Господня с. Глухово Бельского уезда за 1806-1837 гг. 5. ГАСО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 89. Метрические книги… церкви Св. Николая Чудотворца, Успения Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова с. Понизовье Бельского уезда за 1743-1807 гг. 6. ГАСО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 743. Метрическая книга…церквиВоскресения Христовас. Понизовье Бельского уезда за 1808-1829 гг. 7. ГАСО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 306. Метрическая книга…церкви Воскресения Христова с. Травино Бельского уезда за 1768-1808 гг. 8. ГАСО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 816. Метрическая книга…церкви Вознесения Господня с. Березы Бельского уезда за 1812-1837 гг. 9. ГАСО. Ф. 48. Оп. 2. Д. 1100. Ревизские сказкина священно-церковнослужителей, крестьян, дворовых людейг. Белого и Бельского уезда за 1811 г. 10. ГАСО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 1447. Ведомость о состоянии церквей и церковнослужителях Бельского уезда за 1838 г. (в формуляре – за 1833 г.). 11. ГАСО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 1958. Исповедальные ведомости церквей г. Белого и уезда за 1843 г. 12. ГАСО. Ф. Оп. 1. Д. 1022. Клировая ведомость церквей г. Белого за 1819 г. 13. ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 1. Фонд Орловского И.И. (Описание приходов церквей Бельского уезда). 14. Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. Смоленск. 1915 г. |
Полуэктова Вера Участник Воронеж Сообщений: 67 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 252 | А есть ли возможность увидеть другие доклады? Просто очень интересует Zabellisa написал: 12.Акиньшин Александр Николаевич, проф., канд.ист.наук (Воронеж). «Источники по генеалогии духовенства в воронежских архивах». |
Zabellisa следопыт Москва Сообщений: 11496 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 9796 | Полуэктова Вера написал: А есть ли возможность увидеть другие доклады? только те, с кем смогла обговорить возможность публикации, а на первом дне меня не было...так что...увы Почему бы не попробовать попросить его самого, контакты можно в интернете найти |
Полуэктова Вера Участник Воронеж Сообщений: 67 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 252 | Спасибо! Попробую) |
ОВЧ Ассоциированный член РДС г. Москва Сообщений: 15360 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 4823 | XXIV САВЁЛОВСКИЕ ЧТЕНИЯ |
← Назад Вперед → | Страницы: 1 * 2 Вперед → |
Генеалогический форум » Генеалогические конференции » Савёловские чтения » XXIV САВЁЛОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Церковные источники по генеалогии [тема №87801] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |
Да, было очень интересно, да и докладчица так увлечена этим поиском и так вкусно рассказывает, что создается видимость сопричастности ее исследованиям