Ревизские сказки
Подушные переписи населения (1718 - 1858)
| A I Travin Участник
Москва Сообщений: 57 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 88 | Наверх ##
30 мая 2003 21:10 | | Лайк (45) | Жалоба (1) |
| KRAN Vladimir Сообщений: 1726 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 669
| Наверх ##
3 декабря 2009 23:11 Фурсов написал: [q] Напишу вопрос сюда, потому как не нашел раздела "Переписные книги". По служилым людям документ 1682 г. - Крестоприводная книга. Есть запись:
"Гаврила а прозвища Родион Никонов сын Викулин"
Понимаю, когда прозвище давало фамилию, типа: Василий Петров сын Стародубцов он же и Грачев.
А в моем то случае - ВТОРОЕ ИМЯ ??? Так человек то кто - Гаврила или Родион? Кто подобное встречал, напишите! Спасибо.[/q]
В моем регионе много старообрядцев, при переходе их в православие им давали новое имя, только один рахз в метрической книге встретил запись "имя сохранено, так как совпадает со святцами". В ревизии у них пометка "по прежней ревизии значится таким-то именем." --- Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход. | | |
| Фурсов Москва Сообщений: 1107 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 620
| Наверх ##
4 декабря 2009 19:20 KRANА у меня вот как раз наоборот - Викулиных то ПОЛНО, а только один вот так обозначен. Странно как-то. Да тем более служилые люди, граница и ... они же старообрядцы? Зная, какое влияние тогда церковь имела - я бы таким не доверил службу нести в то время, хотя точно не знаю.... Дааааааааа.... Тут несколько версий по поводу имени, старообрядцы будет одна из них. Спасибо! --- Генеалогией временно НЕ занимаюсь! Спасибо. | | |
| KRAN Vladimir Сообщений: 1726 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 669
| Наверх ##
7 декабря 2009 2:08 Фурсов
Значение и влияние церкви несколько преувеличено. Старообрядцы - довольно многочислены и влиятельны. К примеру практически все крупнейшие купцы и промышленики. --- Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход. | | |
| Фурсов Москва Сообщений: 1107 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 620
| Наверх ##
7 декабря 2009 20:47 7 декабря 2009 20:49 KRANПросто отлично зная период 1700-1917 годов по моим сёлам, изучив и исповедалки, и метрики, и писцовые книги периода ДО 1700 года... Ну не встречал я именно в моих сёлах старообрядцев. Если мне память не изменяет, не помню НИ ОДНОГО! А промышленники и купцы-старообрядцы 19 века и старообрядцы в 1682 году - две вещи абсолютно разные, как мне кажется. И в том, что границу России старообрядцы могли защищать в 17 веке, на то у меня всё же есть сомнения... --- Генеалогией временно НЕ занимаюсь! Спасибо. | | |
| KRAN Vladimir Сообщений: 1726 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 669
| Наверх ##
8 декабря 2009 2:24 8 декабря 2009 2:26 Фурсов
История раскола на Руси, интеоесная но не генеалогическая тема. Изучать его по метрическим книгам вообще не возможно.
В 17 и первой половине 18 века именно пограничные районы были сосредоточением "раскольников", Нижегородский край, где насчитывались десятки тысяч старообрядцев, Донская область, Черниговщина, Стародубье. Нюанс в том, что обе стороны конфликта, считали себя истиной православными. Отличие старообрядцев 19 и 17 века конечно есть. В 19 веке это осознаный протест против засилия иностраного, в 17 - в основном не осознаное явлеие, привычка.
Жил простой крестьянин на вашей родной Тамбовщине, с измальства крестился двумя перстами и произносил "аллилуйя" ва раза. Патриарх Никон разослал письма с требованием теперь крестится тремя перстами и произносить "аллилуйя" три раза. А бедный крестьянин по привычке продолжает крестится по старому. При этом он верит в Хроиста как и прежде, любит и защищает свою родную землю, в реальной жизни для него ничего не изменилось. Так и умер бедолага не поняв, что он теперь "раскольник".
--- Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход. | | |
| KRAN Vladimir Сообщений: 1726 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 669
| Наверх ##
10 декабря 2009 2:53 Фурсов
Вам для справки в с. Лохмытовка Глуховской волости Кирсановского уезда Тамбовской губ
на 648 православных 264 старовера по данным переписи 1897 года.
Для сравнения в моем селе Борисовском, Владимирской губернии в 1897 - на 1200 православных 230 старообрядцев, в 1702 году на 563 - 188. Более раних даных нет, но видимо доля еще выше. --- Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход. | | |
| Фурсов Москва Сообщений: 1107 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 620
| Наверх ##
10 декабря 2009 19:40 KRAN Это я знаю, спасибо! Речь о служилых людях была - из Лебедянского уезда (ранее - Добренский уезд) Тамбовской губернии. Это линия ОТЦА.
Про Лохмытовку я читал, там какие-то староверы жили, но мои к ним не относились. Это линия МАТЕРИ.
Разные фамилии, разные судьбы, разные "сословия"! В Лохмытовке то там и служилых то не было, она образовалась, по-моему, в начале 19 века и из крепостных...
С трудом представляю, как СТАРОВЕРЫ, могли крест целовать (присягать) новому царю на окраинах государства Росиийского. А ведь все персоны в Крестоприводных книгах у нас прописаны - кто новому царю крест целовал в храме. Значит - моя версия, что ВРЯД ЛИ они служилыми могли быть, более вероятна. Не было им доверия Правительства в 1600-х годах. --- Генеалогией временно НЕ занимаюсь! Спасибо. | | |
Голубка Москва Сообщений: 145 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 53 | Наверх ##
11 декабря 2009 1:21 Здравствуйте, помогите, пожалуйста, уже третий раз задаю этот вопрос, а его все оставляют без внимания, может никто не знает ответа? В ревизской сказке среди указания на членов семьи встретила пометку "принятые со двора", я так понимаю - это сироты, могли ли они быть родственниками главе семьи? Подскажите, пожалуйста!!! --- Ищу фамилии Голуб, Стрельник (Александровский уезд Екатеринославской губернии, Омельницкая сотня Миргородского полка), Вишневецкие (Ростов.обл, Краснодар.край), Акуловы, Гуляевы (Курская губерния, Белгород, Краснодар.край) Шавохины (вся планета) | | |
| KRAN Vladimir Сообщений: 1726 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 669
| Наверх ##
11 декабря 2009 1:59 Голубка написал: [q] Здравствуйте, помогите, пожалуйста, уже третий раз задаю этот вопрос, а его все оставляют без внимания, может никто не знает ответа? В ревизской сказке среди указания на членов семьи встретила пометку "принятые со двора", я так понимаю - это сироты, могли ли они быть родственниками главе семьи? Подскажите, пожалуйста!!! [/q]
Могли да, а могли и нет. Встречал записи о причеслении в крестьянскую семью из поляков, немцев и даже подданого швейцарии. --- Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход. | | |
| KRAN Vladimir Сообщений: 1726 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 669
| Наверх ##
11 декабря 2009 2:36 11 декабря 2009 2:52 Фурсов написал: [q]
С трудом представляю, как СТАРОВЕРЫ, могли крест целовать (присягать) новому царю на окраинах государства Росиийского. А ведь все персоны в Крестоприводных книгах у нас прописаны - кто новому царю крест целовал в храме. Значит - моя версия, что ВРЯД ЛИ они служилыми могли быть, более вероятна. Не было им доверия Правительства в 1600-х годах.[/q]
У вас ложное представление о староверах. (не путайте их с сектантами). Не только целовали крест царю, но и молились и детей крестили в тех же церквях где и реформаторы, и священики возводились в сан епископами РПЦ. Правда в 18 веке отделилось движение безпоповцев, которые не принимали попов от РПЦ. На первом этапе реформ множество служилых (казаков и стрельцов) были привержены старой вере. Гонениям же они стали подвергаться не за религию, а за противление насаждаемым европейским "ценостям": Не брили бороду, избегали европейской одежды, "наносили урон казне" отказом от курения и спиртного. P.s. Повторюсь чем старый обряд отличался от нового (столкнулся с тем, что даже многие современые деятели официальной церкви смутно это представляют): 1. Крестились двумя, а не тремя перстами, 2. Произносили алилуйя два, а не три раза, 3. Поклон били на коленях челом до земли, а не стоя в пояс. Все остальное (и самое важное) иконы, святые, молитвы, ритуалы - неизменны. --- Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход. | | Лайк (1) |
|