Вопросы по метрическим книгам РПЦ
Подводные камни, советы от специалистов
joulu Сообщений: 341 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 181
| Наверх ##
20 октября 2003 15:54 У меня вопрос. В метрической книге нашла запись о венчании моих предков. У жениха указаны Ф.И.О., а у невесты указано только имя и отчество (фамилия?) - Наталья Иванова. С девичьей фамилией полная неопределенность. Кстати, у других невест фамилии девичьи указаны. Мог ли свидетелем на свадьбе дочери быть отец (имя одного из свидетелей подходит). Уже мысли были, что батюшка потому и не указал фамилию?
| | |
clmitry Новичок
Сообщений: 17 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 14 | Наверх ##
13 октября 2024 7:33 13 октября 2024 7:36 ИнокКент написал: [q] clmitry 1) Запись о родителях ничего не говорит об их присутствии. Это фиксация семейного и сословного положения новорожденного, ничего более.
[/q]
Однако я пару раз встречал в сельской метрической книге записи вида "Отуствующий в деревне ... состоящий на воинской службе..." и там по-моему даже дата была указана, видимо чтобы было видно, что он недавно уехал, что ребёнок его, т.е. законный. К сожалению не смог найти эту запись сейчас быстро, дословно не могу привести. Исходя из ваших слов, получается, что ребёнка могли крестить в отуствии обоих родителей? ИнокКент написал: [q] 2) Мне встречались несколько случаев "прокси-крещения", действия "через представителя". В частности, в Крыму дважды попадались записи, в которых крёстной матерью (один раз - у дочери какого-то почтового чиновника 12-го класса!) была записана вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, но непосредственно на крещении присутствовал кто-то из придворных, представлявших особу государыни. Вообще говоря, в отсутствии восприемников не было ничего криминального, попадались записи, в которых прямо было указано: "Восприемников не было",
[/q]
Очень интересный случай, однако он как будто наоборот подтверждает важность присутсвия восприемника. В том смысле, что даже для императрицы не сделали исключения в плане мол "её слова или бумаги достаточно", должен был быть её официальный представитель. У крестьян представителей нет, поэтому можно предположить, что они должны присутсвовать сами. | | |
romanvm Россия, г. Ефремов Сообщений: 5406 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 3410 | Наверх ##
13 октября 2024 9:58 13 октября 2024 14:20 clmitry написал: [q] /q] Однако я пару раз встречал в сельской метрической книге записи вида "Отуствующий в деревне ... состоящий на воинской службе..." и там по-моему даже дата была указана, видимо чтобы было видно, что он недавно уехал, что ребёнок его, т.е. законный.[/q]
Что бы было видно не то что он недавно уехал, а что ребёнок законнорожденный. Например, те, кто родились спустя 306 дней после смерти отца или расторжения брака считались и записывались как незаконнорожденные. clmitry написал: [q] Очень интересный случай, однако он как будто наоборот подтверждает важность присутсвия восприемника.[/q]
В интернете нашёл "Чином Таинства Крещения предполагается очное присутствие восприемников при его совершении. В крайнем случае допускается Крещение младенцев и без восприемников, тогда сам священник считается крестным." Не знаю как раньше было, но думаю, что так же. --- Вопрошающие, большая просьба - приводите ссылки на документы из общедоступных источников. | | Лайк (1) |
Владимир ИвановЛюбознательный  Россия, г. Псков Сообщений: 2412 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 1378 | Наверх ##
13 октября 2024 11:42 13 октября 2024 11:47 Здравствуйте. У меня при тотальной "оцифровке" в таблицы одного прихода МК 1746 до 1790 (примерно), возникло стойкое понимание что явно нет большОй части записей как о рождении, так и смерти. Если со смертью ещё можно как-то объяснить - перевели в деревни другого прихода, вообще к другому помещику, замужество, женитьба с переездом... То обратное, когда нет записи о рождении тут не катит... Это с провалами, не 100%. К чесу бы это ? - не строгое отношение ЦСС и писарей к заполнению МК - безответственность - другое.. Настолько много "дыр" , что сложно выстроить полноценную цепочку рода. А чтобы было ещё веселее - опускают отчество отца и наименование деревни, оставляя принадлежность/вотчину. Засада. Осталась одна выручалка - ИР 1761 и 1773 годов в архиве ножками. Но будут ли они полнее, тоже сомнения.
P.S. чтение РС в моём багаже нет. Пока привыкаю к написанию скорописью на основе МК середины 18 века )))) --- с Уважением, Владимир
Haplogroup I2aY и GENI
Упман Карл Симанс 1868 (Валк,Тирзас)
Дишлер Ильзе Альвина 1844 (Альсвиг)
Лутс Шарлотта Амалия 1870 (Верро,Рогози)
Плауктин Ольга Ивановна 1879 (Балтийский Порт)
Зотоглов Павел Дмитриевич 1881 (Хабаровск) | | Лайк (1) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9573 | Наверх ##
13 октября 2024 12:19 clmitry написал: [q] Однако я пару раз встречал в сельской метрической книге записи вида "Отуствующий в деревне ... состоящий на воинской службе..."[/q]
Совершенно верно. Но это фиксация "присутствия" отца не при крещении ребёнка, а при зачатии. Насчёт отсутствия обоих родителей... Сколько мы слышали историй типа "бабушка тайно отнесла внучка в церковь и окрестила". Где были "оба родителя"?! --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17097 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8651 | Наверх ##
13 октября 2024 12:32 Владимир Иванов Возможно записи были сделаны на черновиках, на отдельных бумажках, а когда дошла очередь записывать в метрическую книгу, часть бумажек потерялась, вот отсюда и "дыры"... Для метрических записей 18 века это, к сожалению, частое явление. Более того, я встречала записи о венчании за два соседних года, сделанные "под копирку". Именно в 18 веке... --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | |
Владимир ИвановЛюбознательный  Россия, г. Псков Сообщений: 2412 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 1378 | Наверх ##
13 октября 2024 13:09 Любчинова написал: [q] часть бумажек потерялась, вот отсюда и "дыры"...[/q]
вариант понятный и возможный. Писать могли и на обрывках и клочках. Но неужели в те года бумага для письма была "копеечным" делом, что к ней так относились ? И на протяжении десятков лет подряд. За это время состав ЦСС успевал смениться. Вот что смущает, а не одиночные фортели. Куда проверяющие смотрели и молчали, не делая строгачей ? --- с Уважением, Владимир
Haplogroup I2aY и GENI
Упман Карл Симанс 1868 (Валк,Тирзас)
Дишлер Ильзе Альвина 1844 (Альсвиг)
Лутс Шарлотта Амалия 1870 (Верро,Рогози)
Плауктин Ольга Ивановна 1879 (Балтийский Порт)
Зотоглов Павел Дмитриевич 1881 (Хабаровск) | | |
Shtopor Гондурас Сообщений: 7829 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 11063 | Наверх ##
13 октября 2024 14:03 13 октября 2024 14:07 Владимир Иванов написал: [q] Куда проверяющие смотрели и молчали, не делая строгачей ?[/q]
Все с чем Вы сейчас столкнулись известная тема и для того времени и для настоящего. У православных ведение МК стало обязательным с 1722 года. Обязательным это значит просто должны были ежегодно появляться в консистории отчетные документы и не более того. По мне МК середины XVIII века из того что видел по большей части формальные отписки, а не полноценные актовые книги. Порядок в их ведении стал образовываться только где-то к 1780-му году или около того. Точно не помню, но попадался где-то карательный указ консистории за халатное ведение метрических книг после чего началось шевеление и метрики в приходах стали напоминать что-то близкое к тому, что мы видим в XIX веке. По моему разумению обязательное ведение метрических книг в начале было негативно воспринято в приходах как дополнительная нагрузка и более или менее прилично их вели только местные энтузиасты. В массовом количестве документация велась халатно с минимальной нагрузкой, чтобы выдать отчётный документ и закрыть вопрос. --- "Мы за. Но есть нюансы." (с) | | Лайк (5) |
Владимир ИвановЛюбознательный  Россия, г. Псков Сообщений: 2412 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 1378 | Наверх ##
13 октября 2024 14:16 Shtopor написал: [q] отчетные документы и не более того[/q]
если уж и в Гондурасе такое неприятие было, чего там от российской глубинки ждать Принимаю оба варианта как реальные и  дальше --- с Уважением, Владимир
Haplogroup I2aY и GENI
Упман Карл Симанс 1868 (Валк,Тирзас)
Дишлер Ильзе Альвина 1844 (Альсвиг)
Лутс Шарлотта Амалия 1870 (Верро,Рогози)
Плауктин Ольга Ивановна 1879 (Балтийский Порт)
Зотоглов Павел Дмитриевич 1881 (Хабаровск) | | Лайк (1) |
Shtopor Гондурас Сообщений: 7829 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 11063 | Наверх ##
13 октября 2024 14:30 "Так, в ноябре 1773 года выходит Указ «О исправном содержании метрических книг во всех приходских церквах», в котором читаем: «Дабы никем ничего упущено не было, и Благочинным, при осмотре церквей, те книги свидетельствовать, и на нерадивых неослабно взыскивать, и неисправное при себе велеть исправить; … при чем из каждой Епархии и о том, что метрические книги от всех церквей собраны, и в надлежащем хранении содержатся, в Святейший Синод ежегодно рапортовать. Если же и за сим где впредь оных книг не окажется, или какое в них упущение явится, то все те, кои виновны будут, имеют быть жесточайше штрафованы» [5]." http://vilejski-uezd.by/xfa-bl...xodov.120/ --- "Мы за. Но есть нюансы." (с) | | Лайк (10) |
KoLenka Питерская я Сообщений: 2401 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 12997 | Наверх ##
13 октября 2024 15:22 Владимир Иванов написал: [q] Осталась одна выручалка - ИР 1761 и 1773 годов в архиве ножками. Но будут ли они полнее, тоже сомнения[/q]
Вряд ли, что будут полнее. У меня есть две исповедки. Тихвинский уезд. 1775г и 1792г. Нашла дело вольноотпущенного. Так четко стоит, что Василий Макаров , 31 года от роду, вступая в мещанство, проживает в деревне Вахрушево. Это 1816 год Ну думаю, сейчас вычислю его по исповедкам, какого он Макара сын. Опаньки, а в Ир 1792 г, ни Василия, Макара, ни телят . Исповедку всю вдоль и поперек посмотрела не раз. Посмотрела 1775г, а в ней Макар есть. И вот тоже задумалась, куда семья исчезла в 1792 г, если в 1816 она живет, где и жила в 1775 Вообще, у меня там с мещанами ( бывшими вольноотпущеными крестьянами) - деревенский детектив. Прям триллер. Но об этом - в теме ревизий напишу. | | Лайк (3) |
|
Темы форума
Архивные новости » Власти Петербурга открыли доступ тысячам старинных книг
Генеалогия: практика » Запись в метрической книге - как понять?
Генеалогия: практика » Незаконнорожденные
Сословия, вероисповедания, этносы » Восприемники
Сословия, вероисповедания, этносы » Поручители
Архивы разные » Общие вопросы+советы новичкам » МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ
Архивы разные » Региональные архивы РФ » Архивы Ульяновской области » Гос.архив Ульяновской области (ГАУО) » МК в ЗАГСах
Имена и фамилии » Метрические книги
Казахстан » Ищу метрические книги
Белоруссия (Беларусь)
» Метрические книги Вязынской церкви
» Метрические записи по белоруссам в Нижегородской губернии
» Метрические книги : Где хранятся метрические книги до 1917 года написания?
» Упоминания Минской губернии в МК других регионов : Собираю выписки по Минской губернии в МК Владимирской губернии.
» Вопрос по метрикам
» Метрики Белорусских архивов. : Особенности видоизменения фамилий
» Метрики Гродненского архива на микрофильмах в LDS : Могу отсканировать Метрические книги Вилейского и Молодеченского благочестий (1842-1900)
Внешние темы:
Метрические книги г. Козлова Тамбовской губернии : Данная подборка объединяет выписки из 23-х дел Государственного архива Тамбовской области (ф. 1049, оп. 3), содержащих метрические книги города Козлова (совр. Мичуринск) за 1901–1905 и 1907–1909 годы.
Каталог метрических книг в архивных фондах России, Украины и Беларуси