Униатство, униаты (грекокатолики)
Ссылки на архивные источники, библиография. И ещё хотелось бы понять, как они жили, их самоидентификация.
JekaterinaМодератор раздела  Прекрасное далёко... Сообщений: 417 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 704 | Наверх ##
3 мая 2011 19:37 15 января 2015 14:53 --- Ищите, ищите и ещё раз: ищите :) | | Лайк (2) |
elena_krd Сообщений: 6565 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11459 | Наверх ##
10 мая 2011 13:43 Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни.Архиепископ Афанасий Мартос, инок Почаевской лавры, магистр православного богословия Варшавского университета, бывший епископ Витебский и Полоцкий. “Сей труд посвящаю любимой родине, быть может навсегда потерянной для меня, как равно потерян и я для нее.” Афанасий Мартос. Издание третье, исправленное и дополненное, 2003 год. Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского. http://www.kursmda.ru/books/be...oc60101372 --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
elena_krd Сообщений: 6565 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11459 | Наверх ##
10 мая 2011 20:09 Межконфессиональные отношения в ВКЛ: православие, католицизм, протестантизм."С момента заключения ВКЛ с Польшей Кревской унии (1385 г.) началось окатоличивание. В 1387 г. Ягайло принимает католичество и польскую корону. Этот период считается временем изменения политико-правового положения белорусских земель в ВКЛ. В 1413 г. был издан Городельский привилей, по которому православные в ВКЛ лишались гражданских прав. В XV – XVI вв. участились переходы православной знати к Москве со своими землями. В результате продолжительной борьбы православные феодалы добились в 1447 г. уравнения их прав с феодалами-католиками, но дискриминация при назначении на государственные должности сохранялась. В начале XVI в. князь Михаил Глинский организовал крупное восстание православных феодалов. Вся захватническая политика Московии происходила под идеологическим прикрытием защиты православия. В 1534 г. православные были уравнены в правах с католиками. Положение православных в ВКЛ всегда зависело от того, кто был у власти. Протестантизм появился в результате Реформации XV – XVII вв. На территории ВКЛ распространение получили кальвинисты, антитринитане (50-70 гг. XVI в.). Организуются десятки реформаторских общин, а при них – церкви, школы, приюты, типографии. Антитринитане требовали социальных преобразований в обществе, что привело к конфликту с кальвинистами. Протестантов в ВКЛ поддерживали магнаты в надежде, что сохранят независимость как от Москвы, так и от Польши. При всех гуманистических устремлениях протестантской интеллигенции, у протестантизма в ВКЛ и РП не было будущего. Протестантизм остался лишь эпизодом в культурной истории Беларуси. После раскола христианства попытки вернуть былое единство предпринимались неоднократно. Новое направление христианства – униатство – было оформлено Брестским собором в 1596 г. Идея унии – союза 2 христианских церквей занимала прочное место в политической и интеллектуальной жизни Европы в XV – XVI вв. Инициаторами создания униатской церкви в РП был католический орден иезуитов, который через церковную унию хотел добиться полного окатоличивания православного населения. Идею унии поддержала и часть православных священников, которые через унию стремились вывести из кризиса православную церковь. Уния может быть действительна, если ее подпишут все патриархи. Православная церковь в РП была официально запрещена, но права и имущество отошли к униатам. Униатская церковь сохранила православные обряды. В 1620 г. иерусалимский патриарх восстановил православную церковь. В 1720 г. Замойский Собор окончательно латинизирует униатскую церковь. На защиту православия встали миряне и священники. Уния не принесла мира ВКЛ. Результатом ее станет казацкая война 1648-53 гг." http://cis-history.ru/?p=625
 --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
elena_krd Сообщений: 6565 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11459 | Наверх ##
10 мая 2011 20:43 Дзяніс Васільевіч Лісейчыкаў, кандыдат гістарычных навук загадчык аддзела навуковага выкарыстання дакументаў і інфармацыі Уніяцкія парафіі «Тураўскай епархіі» ў XVI - XVIII стст. http://niab.belhost.by/stat/lisejczyk_turaw/ --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
elena_krd Сообщений: 6565 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11459 | Наверх ##
11 мая 2011 16:01 22 мая 2011 23:04 В результате недельного поиска по сети и чтения найденного сложилась не так чтобы абсолютно ясная картина об униатстве, но обрисовалась уже достаточно четкая, хоть и легчайшая канва... Если в чем не права или что-то упустила - поправьте, пожалуйста! Нижайшая просьба одна: пишется это не для выяснения, какая религия была лучше и т.п. Важно другое - понять в чем вообще был смысл унии. Для чего все это было предпринято. Чем отличалась, к примеру, богослужебная обрядность и пр. ******************************************* Унии церковные, объединения православной и католической церквей на условиях признания православной церковью главенства римского папы, но при сохранении ею своих обрядов и богослужения на родном языке. http://bse.sci-lib.com/article114166.html Само слово "уния" перешло в русскую лексику из польского языка, а корень этого слова латинский. "Уния" означает "союз", "соединение", "согласие". Изначально Белоруссия была православной. Полоцкая епископская кафедра образована в 992г. В 1591 г. часть епископов готовит присоединение православных епархий к Католической Церкви. 23 декабря 1595 г. на торжественном заседании Священной коллегии двое униатов присягают от своего имени и от лица остальных западнорусских архиереев на вечное присоединение Православной Церкви в Великом княжестве Литовском и Польше к Церкви Римской. C 1587 года королем Речи Посполитой становится СИГИЗМУНД III Ваза - ярый католик, всецело содействовавший заключению 6 октября 1596 г. Брестской унии. "Мы позволяем и разрешаем им (униатам) все священные обряды и церемонии, какие употребляют они при совершении божественных служб и святейшей литургии […], если только эти обряды и церемонии не противны истине и учению католической веры", - утвердил в своем особом постановлении папа Климент VIII об унии русских епископов с Римской церковью в 1596 г. Последнее условие в свете замечаний Петра Скарги могло трактоваться довольно широко. Другим условием Брестской унии было запрещение перехода из католичества греческого обряда (унии) в католичество латинского обряда. http://sobor.by/hoteev-uniaobriad.phpВ это время особое значение в защите Православия имеют уцелевшие монастыри и православные братства. Они занимаются благотворительностью и материальным поддержанием православных приходов, открывают школы, типографии, училища. В 1632 г. Москва выступает войною против Польши. Новоизбранный король Владислав IV вынужден признать за православными гражданами королевства право иметь свой епископат. Он представляет на утверждение сейма «статьи успокоения религии греческой» и присягает охранять свободу православной веры. 11 ноября 1632 г. выделением из Полоцкой учреждается Оршанская, Мстиславская и Могилёвская епархия Русской Православной Церкви.http://ru.wikipedia.org/wiki/%...0%B8%D1%8FВ итоге трудной внутриполитической борьбы были приняты «Статьи для успокоения греческой религии» (1632), на основании к-рых православные получили право иметь митрополию со своей иерархией, подчиненной К-полю, право избирать митрополита и епископов, свободно совершать богослужения, ремонтировать старые и строить новые храмы, открывать семинарии, школы и типографии, право поддерживать старые братства и учреждать новые. Православным был возвращен ряд мон-рей и храмов. http://hristofor.kiev.ua/index...Itemid=256Могилевская епархия середины XVII в. часто называлась Белорусской и к началу XVIII в. осталась единственной православной епархией в Речи Посполитой. http://www.interfax.by/article/7615 В 1720 г. Замойский Собор окончательно латинизирует униатскую церковь. http://cis-history.ru/?p=625 В 1775 г. на Могилевскую кафедру посвящается архимандрит Георгий Конисский († 1795 г.), ректор Киево-Могилянской Академии. Он открывает в Могилеве Духовную семинарию и устраивает в Архиерейском доме типографию. http://piligrim.by/content/view/145/521/ После разделов Речи Посполитой (1772 - 1795 гг.), поводом для которых в определенной степени было не перестающее насилие католиков над православными, начался процесс возвращения униатов в Православную Церковь. К началу XIX в. завершился процесс включения белорусских земель в состав России. Главным препятствием, стоявшим перед русским правительством, являлось существование униатской церкви, и единственным путем решения проблемы — полное обращение («возвращение») униатов в православие. За последние годы екатерининского царствования было обращено до 3 млн. униатов; но только в эпоху Николая I в планы правительства вошло постепенное воссоединение церкви греко-униатской с православной. Особый секретный комитет во главе с осторожным и умным униатским епископом Иосифом Семашко исподволь готовил почву: стал строго соблюдаться запрет на переход из унии в римский католицизм и обратно, в униатских церквах устраивались иконостасы, в богослужение вводились служебники московской печати и изымались униатские и т. п. Наконец, 12(24) февраля 1839 г. в Полоцке был составлен соборный акт о соединении церквей, и 25 марта (6 апреля) царь написал на нем: «Благодарю Бога и принимаю». http://kamunikat.fontel.net/ww...szenko.htm Собор греко-униатских епископов Российской империи в городе Полоцке 12 февраля 1839 года в неделю Торжества Православия (первую неделю Великого поста) – постановил просить о принятии униатов Российской империи в Православие. В результате, в пределах империи униатство упразднялось, а к Русской Православной Церкви присоединялось более полутора миллионов человек из состава бывших Белорусской и Литовской униатских епархий. http://drevo-info.ru/articles/...14808.html --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
Balymba Україна Карпати Сообщений: 1168 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1295 | Наверх ##
12 мая 2011 0:13 elena_krd написал: [q] пишется это не для выяснения, какая религия была лучше и т.п. Важно другое - понять в чем вообще был смысл унии. Для чего все это было предпринято. Чем отличалась, к примеру, богослужебная обрядность и пр.
[/q]
На сайте http://www.mtg-malopolska.org.pl/bibliotekacyfrowa.html есть Шематизмы греко-католических епархий, в частности Львовской. Думаю они будут для Вас интересны, хотя бы та часть где описана история возникновения епархий. По моему мнению цель Брестской унии - достижение церковного единства между западной и восточной ветками христианства. Греко-католическая церковь никогда не считала православную церковь враждебной себе - только как подобную себе за исключением административного подчинения. Увидите, что в Шематизмах считается братской даже православная иерархия созданная в Украине на противовес Унии. --- Стефурак, Левкун, Чуревич, Зеленевич, Ківнюк, Лесюк, Данилюк, Кріпчук (Крепчук), Куц, Попик, Вертипорох, Козьмин, Мельничук, Ревтюк, Шовгенюк, Панько, Юращук, Ґрещук, Горішний, Ванджура, Жолоб, Поварчук (Пивоварчук), Лубів, Ісайчук (Ісаїв)
Попович-Турець | | |
elena_krd Сообщений: 6565 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11459 | Наверх ##
12 мая 2011 16:30 BalymbaСпасибо! К сожалению, я польским не владею. Но, думаю, что найдутся коллеги, которым Ваша ссылка будет весьма полезна. ************************************************************************** В Ленинке есть вот такая книга: О воссоединении униатов с православной церковью в Российской империи, Санкт-Петербург : Синод. тип., 1839 г. http://dlib.rsl.ru/view.php?pa...542896.pdf --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
JekaterinaМодератор раздела  Прекрасное далёко... Сообщений: 417 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 704 | Наверх ##
12 мая 2011 21:47 Лена, как у Вас всё хорошо разложилось по полочкам.
Есть ещё одна книга: Г. Шавельский. Последнее воссоединение с православной церковью униатов Белорусской епархии (1833-39 гг.). Спб, 1910. Я выложила narod.ru/disk/11963822001/%D0%A8%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.djvu.html --- Ищите, ищите и ещё раз: ищите :) | | |
Balymba Україна Карпати Сообщений: 1168 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1295 | Наверх ##
12 мая 2011 22:57 12 мая 2011 23:02 elena_krd написал: [q] Balymba Спасибо! К сожалению, я польским не владею. Но, думаю, что найдутся коллеги, которым Ваша ссылка будет весьма полезна.
[/q]
Разве речь шла о польском? Ранние Шематизмы ( в частности Львовской архиепархии 1832 года на латыне), более поздние на украинском. Так, что все-таки рекомендую посмотреть Наверное я забыл, что в России греко-католиков отождествляли с поляками (т.е. римо-католиками) в то время как на самом деле сами греко-католики себя противоставляли полякам. Поэтому и метрические книги велись не на польском а латинском или украинском языке. Такие вот дела --- Стефурак, Левкун, Чуревич, Зеленевич, Ківнюк, Лесюк, Данилюк, Кріпчук (Крепчук), Куц, Попик, Вертипорох, Козьмин, Мельничук, Ревтюк, Шовгенюк, Панько, Юращук, Ґрещук, Горішний, Ванджура, Жолоб, Поварчук (Пивоварчук), Лубів, Ісайчук (Ісаїв)
Попович-Турець | | |
elena_krd Сообщений: 6565 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11459 | Наверх ##
21 мая 2011 20:30 21 мая 2011 20:31 Еще интересную статью нашла. Л.Е.Криштапович «Беларусь как русская святыня». Церковная уния 1596 года "Формально церковная уния была союзом или объединением Православной церкви на территории Беларуси, Украины и Литвы с католической на условиях подчинения православного духовенства Римскому Папе и признания основных догматов католицизма при сохранении православной обрядности. Объединение православия с католичеством привело к образованию так называемой униатской церкви или, другими словами, греко-католической.
...8 октября 1596 года в соборной церкви святого Николая униаты объявили свое решение о вступлении их в союз с римской церковью и признании над собой верховной власти Папы Климента VIII и его преемников. Архиепископ полоцкий Герман (Гермоген) на пергаментном листе зачитал текст унии. В этом документе кратко излагалась церковная история, свидетельствующая, по мнению униатов, что Римский Папа является главой всего христианского мира, а константинопольские патриархи, от которых произошла русская вера, верховенству столицы Римской церкви подчинялись и от нее благословение брали. Далее говорилось, что несмотря на отступничество восточных патриархов от Римской церкви, всегда к последней возвращались, как это и произошло на Флорентийском соборе в 1439 года, когда Константинопольский патриарх Иосиф и византийский император Иоанн Палеолог приняли решение о церковном соединении. Особенно отмечалось, что именно на этом Флорентийском соборе присутствовал наш Киевский и Всея Руси митрополит Исидор, который все церкви в крае русском в послушание и верховенство римского костела привел. Далее шло обвинение патриархов в отступничестве от Римского Папы и в потворстве ересям, которые «всю Русь опановали». В заключении указывалось, что униаты, не желая быть участниками греха константинопольских патриархов и невольства поганского и не желая церковного разъединения, отправили в прошлом году своих послов к Римскому Папе Клименту VIII, чтобы он принял их под свою руку и от верховенства патриархов константинопольских освободил, сохраняя в униатской церкви обряды и церемонии православной веры[10]. Подписали унию митрополит Киевский Михаил Рогоза, владыка владимирский и брестский Ипатий Потей, владыка луцкий и острожский Кирилл Терлецкий, архиепископ полоцкий и витебский Герман, владыка пинский и туровский Иона Гоголь, владыка холмский и бельский Дионисий Збируйский".http://zapadrus.su/bibli/istfb...1596-.htmlГрамота Брестской унии. 8 октября 1596
 --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
elena_krd Сообщений: 6565 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11459 | Наверх ##
21 мая 2011 20:46 21 мая 2011 20:50 Оттуда же... "...отражение реальной социально-политической и национально-религиозной ситуации, которая сложилась на белорусских землях после введения унии, доказывает красноречивое письмо литовского канцлера Льва Сапеги к полоцкому униатскому архиепископу Иосафату Кунцевичу, написанное 12 марта 1622 года. Приведем наиболее характерные выдержки из него. «Это правда, – писал Лев Сапега, – что я сам являюсь автором унии, но я не мог предполагать, что Ваша милость будет обращать людей в унию насильственными действиями... Ты, Ваша милость, пишешь, что политикой не интересуешься, а я добавлю и Речью Посполитой, ибо от их (православных. – Л.К.) повиновения в Речи Посполитой зависит больше, чем от унии Вашей милости... Укажи, Ваша милость, кого привлек, кого поймал ты своей суровостью, резкостью, запечатыванием, закрытием церквей. Напротив, тех, которые уже были в послушании Вашей милости в Полоцке, оттолкнул от себя, из овечек сделал козлищами, ввергая тем самым общество и государство в опасность, обрекая нас, католиков, на погибель. Ваша уния нам только навредила, и лучше бы нам было без нее, из-за нее у нас постоянные хлопоты, заботы, трудности. Поистине прекрасная уния, которая возбуждает в людях и в государстве постоянные замешательства... Что касается полочан и других бунтующих против Вашей милости, то скажу: возможно, они и бунтовщики. Но Ваша милость сама дала им повод для бунта и сделала бунтовщиками... Вот почему мы не желаем, чтобы эта бесполезная уния принесла и чинила вред обществу и государству»[16]. Комментировать этот ценнейший исторический источник, ярко освещающий действительное значение церковной унии в жизни общества и государства, не приходится."[16] Памятники философской мысли Беларуси XVII – первой половины ХVIII в. – Мн., 1991. – С. 76-80. http://zapadrus.su/bibli/istfb...1596-.html --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
|