Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Униатство, униаты (грекокатолики)

Ссылки на архивные источники, библиография. И ещё хотелось бы понять, как они жили, их самоидентификация.

    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 ... ... 26 27 28 29 30 31 Вперед →
Модератор: Jekaterina
Jekaterina
Модератор раздела

Jekaterina

Прекрасное далёко...
Сообщений: 417
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 704
Собираем в этой теме воедино все сведения, касающиеся униатов на территории РИ и не только РИ blink.gif

Архивные материалы можно найти:
в Вильнюсе - Литовский государственный исторический архив (LVIA)

в Минске - Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ)

в Киеве - ЦГИАК (Киев)

в Хмельницке - фонд 315

в Санкт-Петербурге - Российский государственный исторический архив (РГИА)
Список униатских фондов в РГИА

в Ватикане - статья из Википедии "источники по истории белорусской православной церкви в архивах Ватикана"


БИБЛИОГРАФИЯ на русском языке
БИБЛИОГРАФИЯ на польском языке
БИБЛИОГРАФИЯ на белорусском языке
БИБЛИОГРАФИЯ на украинском языке


Тема на этом форуме Приходы греко-католических (униатских) церквей Белоруссии.
---
Ищите, ищите и ещё раз: ищите :)
Лайк (2)
shirsin

shirsin

Москва
Сообщений: 1124
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 693
Большой массив униатских Дел и во Львове (ЦДИАЛ) - причем, не только по Западной Украине, но по всей территории ВКЛ. В частности:

• ф.201 Львовская Греко-католическая митрополичья консистория
оп.4 д.613 Инвентари 1730-1767
оп.4 д.1805 Реестр документов монастырей ордена Базилианов

• ф.364 Фонд Р.-С.Луканя, священника
оп.1
д.181 Выписки об истории базилианских монастырей в Вильне
д.187 Выписки об истории базилианских монастырей (на литеры К – О)

• ф.684 Протоигуменат монастырей орд.Св. Василия Великого, г.Львов
оп.1
д.90 Акты обследования Василианских монастырей (видимо, Львовской епархии)
д.131 Материалы про управление монастырскими маетностями (порядок управления)
д.3176 Опись Василианского архива во Львове (1829)
д.3283 Книга записей обследования базилианских монастырей, подчиненных литовскому провинциалу 1821 г.

---
http://j-roots.info/

Интересуют: Широчин, Синкевич (Слуцкий у.), Гойхман (Рашков), Пахомов, Кропоткин, Мей, Серебренников (Орёл), Устрайх (Невель), Барышников (Калязин), Кельман (Кишинев), Марголис (Вильна, Двинск), Кулешов (Кариан), Рапопорт (Чашники)
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6565
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11459
Унии церковные, объединения православной и католической церквей на условиях признания православной церковью главенства рим. папы, но при сохранении ею своих обрядов и богослужения на родном языке. В 13 в. Унии церковные добивались не только рим. папы, стремившиеся т. о. подчинить своей власти православную церковь, но и византийские императоры: они рассчитывали на помощь папства в борьбе против многочисленных врагов Византии, прежде всего против сельджуков. Несмотря на сопротивление большей части православного духовенства, византийские императоры пошли на заключение в 1274 Лионской унии (фактически не принятой в Византии ни духовенством, ни населением и осужденной Константинопольским собором 1285), в 1439 – Флорентийской унии (отвергнутой Иерусалимским 1443 и последующими соборами православной церкви). После падения Византии папство тщетно пыталось склонить к Унии церковные Русское государство. Папам удалось в союзе с правительством Речи Посполитой навязать укр. и белорус. народам Брестскую унию 1596, в союзе с венг. феодалами – ввести в Закарпатье и на территории современной Чехословакии Ужгородскую унию 1649, которая в 1699 была распространена на православное население Трансильвании. Брестская уния официально расторгнута в 1946; в Трансильвании Унии церковные была ликвидирована в 1948, в Закарпатье (СССР) – в 1949, в Чехословакии – в 1950.
http://bse.sci-lib.com/article114166.html

______________________________________________________________

На мой взгляд - очень интересный сайт - информационный портал Белорусского экзархата.
Много разных статей.

Православная обрядность в униатской церкви
Свящ. Алексий Хотеев
http://sobor.by/hoteev-uniaobriad.php

---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6565
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11459
Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни.
Архиепископ Афанасий Мартос, инок Почаевской лавры, магистр православного богословия Варшавского университета, бывший епископ Витебский и Полоцкий.

“Сей труд посвящаю любимой родине, быть может навсегда потерянной для меня, как равно потерян и я для нее.”
Афанасий Мартос.

Издание третье, исправленное и дополненное, 2003 год.
Интернет-версия под общей редакцией
Его Преосвященства Александра (Милеанта),
Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского.
http://www.kursmda.ru/books/be...oc60101372
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6565
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11459
Межконфессиональные отношения в ВКЛ: православие, католицизм, протестантизм.
"С момента заключения ВКЛ с Польшей Кревской унии (1385 г.) началось окатоличивание. В 1387 г. Ягайло принимает католичество и польскую корону. Этот период считается временем изменения политико-правового положения белорусских земель в ВКЛ. В 1413 г. был издан Городельский привилей, по которому православные в ВКЛ лишались гражданских прав.
В XV – XVI вв. участились переходы православной знати к Москве со своими землями. В результате продолжительной борьбы православные феодалы добились в 1447 г. уравнения их прав с феодалами-католиками, но дискриминация при назначении на государственные должности сохранялась. В начале XVI в. князь Михаил Глинский организовал крупное восстание православных феодалов. Вся захватническая политика Московии происходила под идеологическим прикрытием защиты православия.
В 1534 г. православные были уравнены в правах с католиками. Положение православных в ВКЛ всегда зависело от того, кто был у власти.
Протестантизм появился в результате Реформации XV – XVII вв. На территории ВКЛ распространение получили кальвинисты, антитринитане (50-70 гг. XVI в.). Организуются десятки реформаторских общин, а при них – церкви, школы, приюты, типографии. Антитринитане требовали социальных преобразований в обществе, что привело к конфликту с кальвинистами. Протестантов в ВКЛ поддерживали магнаты в надежде, что сохранят независимость как от Москвы, так и от Польши. При всех гуманистических устремлениях протестантской интеллигенции, у протестантизма в ВКЛ и РП не было будущего. Протестантизм остался лишь эпизодом в культурной истории Беларуси.
После раскола христианства попытки вернуть былое единство предпринимались неоднократно. Новое направление христианства – униатство – было оформлено Брестским собором в 1596 г. Идея унии – союза 2 христианских церквей занимала прочное место в политической и интеллектуальной жизни Европы в XV – XVI вв. Инициаторами создания униатской церкви в РП был католический орден иезуитов, который через церковную унию хотел добиться полного окатоличивания православного населения. Идею унии поддержала и часть православных священников, которые через унию стремились вывести из кризиса православную церковь. Уния может быть действительна, если ее подпишут все патриархи. Православная церковь в РП была официально запрещена, но права и имущество отошли к униатам. Униатская церковь сохранила православные обряды. В 1620 г. иерусалимский патриарх восстановил православную церковь.
В 1720 г. Замойский Собор окончательно латинизирует униатскую церковь. На защиту православия встали миряне и священники. Уния не принесла мира ВКЛ. Результатом ее станет казацкая война 1648-53 гг."
http://cis-history.ru/?p=625

Прикрепленный файл: 429px-Duchies_of_Mamai.jpg
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6565
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11459
Дзяніс Васільевіч Лісейчыкаў,
кандыдат гістарычных навук
загадчык аддзела навуковага выкарыстання дакументаў і інфармацыі

Уніяцкія парафіі «Тураўскай епархіі» ў XVI - XVIII стст.
http://niab.belhost.by/stat/lisejczyk_turaw/
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6565
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11459
В результате недельного поиска по сети и чтения найденного сложилась не так чтобы абсолютно ясная картина об униатстве, но обрисовалась уже достаточно четкая, хоть и легчайшая канва...
Если в чем не права или что-то упустила - поправьте, пожалуйста!
Нижайшая просьба одна: пишется это не для выяснения, какая религия была лучше и т.п. Важно другое - понять в чем вообще был смысл унии. Для чего все это было предпринято. Чем отличалась, к примеру, богослужебная обрядность и пр.


*******************************************

Унии церковные, объединения православной и католической церквей на условиях признания православной церковью главенства римского папы, но при сохранении ею своих обрядов и богослужения на родном языке.
http://bse.sci-lib.com/article114166.html

Само слово "уния" перешло в русскую лексику из польского языка, а корень этого слова латинский. "Уния" означает "союз", "соединение", "согласие".

Изначально Белоруссия была православной. Полоцкая епископская кафедра образована в 992г.

В 1591 г. часть епископов готовит присоединение православных епархий к Католической Церкви. 23 декабря 1595 г. на торжественном заседании Священной коллегии двое униатов присягают от своего имени и от лица остальных западнорусских архиереев на вечное присоединение Православной Церкви в Великом княжестве Литовском и Польше к Церкви Римской.

C 1587 года королем Речи Посполитой становится СИГИЗМУНД III Ваза - ярый католик, всецело содействовавший заключению 6 октября 1596 г. Брестской унии.

"Мы позволяем и разрешаем им (униатам) все священные обряды и церемонии, какие употребляют они при совершении божественных служб и святейшей литургии […], если только эти обряды и церемонии не противны истине и учению католической веры", - утвердил в своем особом постановлении папа Климент VIII об унии русских епископов с Римской церковью в 1596 г. Последнее условие в свете замечаний Петра Скарги могло трактоваться довольно широко. Другим условием Брестской унии было запрещение перехода из католичества греческого обряда (унии) в католичество латинского обряда.
http://sobor.by/hoteev-uniaobriad.php

В это время особое значение в защите Православия имеют уцелевшие монастыри и православные братства. Они занимаются благотворительностью и материальным поддержанием православных приходов, открывают школы, типографии, училища.

В 1632 г. Москва выступает войною против Польши. Новоизбранный король Владислав IV вынужден признать за православными гражданами королевства право иметь свой епископат. Он представляет на утверждение сейма «статьи успокоения религии греческой» и присягает охранять свободу православной веры.
11 ноября 1632 г. выделением из Полоцкой учреждается Оршанская, Мстиславская и Могилёвская епархия Русской Православной Церкви.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%...0%B8%D1%8F
В итоге трудной внутриполитической борьбы были приняты «Статьи для успокоения греческой религии» (1632), на основании к-рых православные получили право иметь митрополию со своей иерархией, подчиненной К-полю, право избирать митрополита и епископов, свободно совершать богослужения, ремонтировать старые и строить новые храмы, открывать семинарии, школы и типографии, право поддерживать старые братства и учреждать новые. Православным был возвращен ряд мон-рей и храмов.
http://hristofor.kiev.ua/index...Itemid=256
Могилевская епархия середины XVII в. часто называлась Белорусской и к началу XVIII в. осталась единственной православной епархией в Речи Посполитой.
http://www.interfax.by/article/7615

В 1720 г. Замойский Собор окончательно латинизирует униатскую церковь.
http://cis-history.ru/?p=625

В 1775 г. на Могилевскую кафедру посвящается архимандрит Георгий Конисский († 1795 г.), ректор Киево-Могилянской Академии. Он открывает в Могилеве Духовную семинарию и устраивает в Архиерейском доме типографию.
http://piligrim.by/content/view/145/521/

После разделов Речи Посполитой (1772 - 1795 гг.), поводом для которых в определенной степени было не перестающее насилие католиков над православными, начался процесс возвращения униатов в Православную Церковь.

К началу XIX в. завершился процесс включения белорусских земель в состав России.
Главным препятствием, стоявшим перед русским правительством, являлось существование униатской церкви, и единственным путем решения проблемы — полное обращение («возвращение») униатов в православие. За последние годы екатерининского царствования было обращено до 3 млн. униатов; но только в эпоху Николая I в планы правительства вошло постепенное воссоединение церкви греко-униатской с православной. Особый секретный комитет во главе с осторожным и умным униатским епископом Иосифом Семашко исподволь готовил почву: стал строго соблюдаться запрет на переход из унии в римский католицизм и обратно, в униатских церквах устраивались иконостасы, в богослужение вводились служебники московской печати и изымались униатские и т. п. Наконец, 12(24) февраля 1839 г. в Полоцке был составлен соборный акт о соединении церквей, и 25 марта (6 апреля) царь написал на нем: «Благодарю Бога и принимаю».
http://kamunikat.fontel.net/ww...szenko.htm

Собор греко-униатских епископов Российской империи в городе Полоцке 12 февраля 1839 года в неделю Торжества Православия (первую неделю Великого поста) – постановил просить о принятии униатов Российской империи в Православие. В результате, в пределах империи униатство упразднялось, а к Русской Православной Церкви присоединялось более полутора миллионов человек из состава бывших Белорусской и Литовской униатских епархий.
http://drevo-info.ru/articles/...14808.html
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
Balymba

Balymba

Україна Карпати
Сообщений: 1168
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 1295

elena_krd написал:
[q]
пишется это не для выяснения, какая религия была лучше и т.п. Важно другое - понять в чем вообще был смысл унии. Для чего все это было предпринято. Чем отличалась, к примеру, богослужебная обрядность и пр.
[/q]

На сайте http://www.mtg-malopolska.org.pl/bibliotekacyfrowa.html есть Шематизмы греко-католических епархий, в частности Львовской. Думаю они будут для Вас интересны, хотя бы та часть где описана история возникновения епархий. По моему мнению цель Брестской унии - достижение церковного единства между западной и восточной ветками христианства. Греко-католическая церковь никогда не считала православную церковь враждебной себе - только как подобную себе за исключением административного подчинения. Увидите, что в Шематизмах считается братской даже православная иерархия созданная в Украине на противовес Унии.
---
Стефурак, Левкун, Чуревич, Зеленевич, Ківнюк, Лесюк, Данилюк, Кріпчук (Крепчук), Куц, Попик, Вертипорох, Козьмин, Мельничук, Ревтюк, Шовгенюк, Панько, Юращук, Ґрещук, Горішний, Ванджура, Жолоб, Поварчук (Пивоварчук), Лубів, Ісайчук (Ісаїв)
Попович-Турець
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6565
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11459
Balymba
Спасибо! К сожалению, я польским не владею. Но, думаю, что найдутся коллеги, которым Ваша ссылка будет весьма полезна.

**************************************************************************

В Ленинке есть вот такая книга:
О воссоединении униатов с православной церковью в Российской империи, Санкт-Петербург : Синод. тип., 1839 г.
http://dlib.rsl.ru/view.php?pa...542896.pdf
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
Jekaterina
Модератор раздела

Jekaterina

Прекрасное далёко...
Сообщений: 417
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 704
Лена, как у Вас всё хорошо разложилось по полочкам.


Есть ещё одна книга:
Г. Шавельский. Последнее воссоединение с православной церковью униатов Белорусской епархии (1833-39 гг.). Спб, 1910.
Я выложила narod.ru/disk/11963822001/%D0%A8%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.djvu.html
---
Ищите, ищите и ещё раз: ищите :)
Balymba

Balymba

Україна Карпати
Сообщений: 1168
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 1295

elena_krd написал:
[q]
Balymba
Спасибо! К сожалению, я польским не владею. Но, думаю, что найдутся коллеги, которым Ваша ссылка будет весьма полезна.
[/q]

Разве речь шла о польском? Ранние Шематизмы ( в частности Львовской архиепархии 1832 года на латыне), более поздние на украинском. Так, что все-таки рекомендую посмотреть a_003.gif
Наверное я забыл, что в России греко-католиков отождествляли с поляками (т.е. римо-католиками) в то время как на самом деле сами греко-католики себя противоставляли полякам. Поэтому и метрические книги велись не на польском а латинском или украинском языке. Такие вот дела dntknw.gif
---
Стефурак, Левкун, Чуревич, Зеленевич, Ківнюк, Лесюк, Данилюк, Кріпчук (Крепчук), Куц, Попик, Вертипорох, Козьмин, Мельничук, Ревтюк, Шовгенюк, Панько, Юращук, Ґрещук, Горішний, Ванджура, Жолоб, Поварчук (Пивоварчук), Лубів, Ісайчук (Ісаїв)
Попович-Турець
    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 ... ... 26 27 28 29 30 31 Вперед →
Модератор: Jekaterina
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Jekaterina » Униатство, униаты (грекокатолики) [тема №36034]
Вверх ⇈