Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Униатство, униаты (грекокатолики)

Ссылки на архивные источники, библиография. И ещё хотелось бы понять, как они жили, их самоидентификация.

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 9 10 11 12 13 * 14 15 16 17 ... 26 27 28 29 30 31 Вперед →
Модератор: Jekaterina
Jekaterina
Модератор раздела

Jekaterina

Прекрасное далёко...
Сообщений: 413
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 663
Собираем в этой теме воедино все сведения, касающиеся униатов на территории РИ и не только РИ blink.gif

Архивные материалы можно найти:
в Вильнюсе - Литовский государственный исторический архив (LVIA)

в Минске - Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ)

в Киеве - ЦГИАК (Киев)

в Хмельницке - фонд 315

в Санкт-Петербурге - Российский государственный исторический архив (РГИА)
Список униатских фондов в РГИА

в Ватикане - статья из Википедии "источники по истории белорусской православной церкви в архивах Ватикана"


БИБЛИОГРАФИЯ на русском языке
БИБЛИОГРАФИЯ на польском языке
БИБЛИОГРАФИЯ на белорусском языке
БИБЛИОГРАФИЯ на украинском языке


Тема на этом форуме Приходы греко-католических (униатских) церквей Белоруссии.
---
Ищите, ищите и ещё раз: ищите :)
Лайк (2)
СНАА
БУДЗЬМА З МОВАЙ!

СНАА

Беларусь г.Баранавічы
Сообщений: 1062
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 862
Канфесіі на Беларусі (канец XVIII—XX ст.) / В.В. Грыгор’ева, У.М. Завальнюк, У.І. Навіцкі, А.М.Філатава. Навук. рэд. У.І. Навіцкі. Мінск: ВП „Экаперспектыва“, 1998. 340.
http://old.zmk-by.org/praekty_...larusi.htm
---
Ищу: Беляк, Данилевич, Клышко (д. Голынка, Голевичи, Кобыльники Почаповской вол.), Чувак, Гуща (д. Дудичи, Сочевляны Роготновской вол.), Поведайло, Улас, Кернога, Василевские, Бобко (д. Поленичицы, Уласы, Тюконтовичи
СНАА
БУДЗЬМА З МОВАЙ!

СНАА

Беларусь г.Баранавічы
Сообщений: 1062
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 862
9 мая секретарь Конгрегации по делам восточных церквей архиепископ Кирилл Василь, который находится с визитом в Беларуси, принял участие в открытии в минском костеле святых Симеона и Елены выставки "Униатская архитектура Беларуси". http://www.belaruspartizan.org/life/210791/

Беларускія грэка-католікі – перашкода для Ватыкана? http://arche.by/by/page/talks/10229
---
Ищу: Беляк, Данилевич, Клышко (д. Голынка, Голевичи, Кобыльники Почаповской вол.), Чувак, Гуща (д. Дудичи, Сочевляны Роготновской вол.), Поведайло, Улас, Кернога, Василевские, Бобко (д. Поленичицы, Уласы, Тюконтовичи
СНАА
БУДЗЬМА З МОВАЙ!

СНАА

Беларусь г.Баранавічы
Сообщений: 1062
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 862
Акурат тут у 1839 г. адбылася гвалтоўная ліквідацыя структур Грэка-каталіцкай царквы. Як і ў Каралеўстве Польскім у 1875 г., рэпрэсіўным акцыям, скіраваным супраць грэка-каталікоў, спадарожнічаў пераслед рымска-каталіцкіх вернікаў.
Бендин, Александр Ю. Проблемы веротерпимости в Северо-Западном крае Российской империи (1863—1914). Минск: БГУ, 2010. — 439 с.
http://arche.by/by/page/reviews/10284
---
Ищу: Беляк, Данилевич, Клышко (д. Голынка, Голевичи, Кобыльники Почаповской вол.), Чувак, Гуща (д. Дудичи, Сочевляны Роготновской вол.), Поведайло, Улас, Кернога, Василевские, Бобко (д. Поленичицы, Уласы, Тюконтовичи
СНАА
БУДЗЬМА З МОВАЙ!

СНАА

Беларусь г.Баранавічы
Сообщений: 1062
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 862
16 мая в среду в городе Лида (Беларусь) пройдёт презентация книги Леонида Лавреша "Грэка-каталіцкая (уніяцкая) Царква на Лідчыне" (рэцэнзія).
Прэзентацыя адбудзецца двойчы:
13.45 - Лідзкая гарадзкая бібліятэка
17.00 - Лідзкі гарадзкі музей.
http://arche.by/by/page/promo/10299
http://pawet.net/files/ns1065.pdf

КНИГУ МОЖНО СКАЧАТЬ http://pawet.net/library/histo...D0%B5.html
---
Ищу: Беляк, Данилевич, Клышко (д. Голынка, Голевичи, Кобыльники Почаповской вол.), Чувак, Гуща (д. Дудичи, Сочевляны Роготновской вол.), Поведайло, Улас, Кернога, Василевские, Бобко (д. Поленичицы, Уласы, Тюконтовичи
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6601
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11338
"Щадя привычки бывших униатов высокопреосвященный (Митрополит Иосиф Семашко) не заставлял их непременно изменить свой внешний вид и сам сначала не изменял его. Только в 1842 году, отправляясь в путешествие по святым местам России, он отпустил бороду и навсегда принял православный духовный костюм. Тогда же он объявил, что разрешение носить бороду и рясу будет даваться священникам как награда за усердную службу и хорошее поведение. Это остроумное средство привело к тому, что духовенство (которому указом Синода в принципе было разрешено сохранение униатского духовного платья) устроило настоящее соревнование, так что через несколько лет воссоединённые священники ничем не отличались от прочих православных. « Чего не имел права требовать, - писал митрополит Иосиф в своих записках, - о том заставил просить… Впрочем я не очень настаивал и даже до последнего времени оставлял некоторых духовных в прежнем костюме, дабы показать здешним латинам, что у нас Православие состоит не в бороде и рясе». ..."
http://minds.by/article/180.html
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
Jekaterina
Модератор раздела

Jekaterina

Прекрасное далёко...
Сообщений: 413
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 663
Центральный государственный исторический архив Украины, г. Киев - ЦГИАК (Киев)
Центральний державний історичний архів України, м.Київ - ЦДІАК України



СПИСОК ФОНДОВ И НЕКОТОРЫХ ДЕЛ:

Фонд 182 Канцелярия Киевских митрополитов, г. Киев
Количество описей 2, количество дел 417, 1771-1919гг.


Фонд 972 Белорусская греко-униатская духовная консистория, г. Киев
Количество описей 2, количество дел 297, 1751-1840гг.:

Опись 1 Дело 5
Об извращении ксендзами прихожан православного исповедания в католическую веру. 1796г.

Опись 1 Дело 10
О перешедших униатах на латинский обряд, живущих в Радомысльском и Таращанском уездах. 1828г.

Опись 1 Дело 34
О вторичном крещении православного исповедания по униатскому обряду. 1830г.

Опись 1 Дело 195-а
Выписи о рождении и браке Таращанской греко-униатской церкви. 1837г.

Опись 1 Дело 242
О совращении крестьян из православной веры в католическую м. Чернобыля. 1839г.

Опись 1 Дело 270
Описи церков у селах: Ондрусівці, Плискові, Чернавці, Монастирищі, м-ку Цибулеві, с. Княжій, с. Рахнах, с. Копіївці, с. Ходорівці, с. Білках, с. Юрківцах, с. Краснянському, м-ку Жорнищах, с. Трощі. Около 1750г.

Опись 2 Дело 1
Исповедная роспись церквей Махновского уезда. 1814-1839гг.

Опись 2 Дело 2
Рапорты Таращанского, Сквирского, Житомирского, Гершковского и др. деканатов епископу Белорусской греко-униатской духовной консистории Мартушевичу о состоянии костелов и служебной деятельности католических священников. 1816-1836гг.

Опись 2 Дело 3
Метрическая книга о вступивших в брак церкви с. Горбулева Радомысльского уезда. 1817г.

Опись 2 Дело 4
Исповедные росписи церквей Сквирского, Радомысльского, Липовецкого, Бердичевского, Таращанского, Уманского, Звенигородского и Махновского уездов за 1820-1834гг.

Опись 2 Дело 5
Метрическая книга униатских церквей Киевского уезда за 1827г.

Опись 2 Дело 8
Исповедная роспись Белорусской греко-униатской духовной консистории. 1828г.

Опись 2 Дело 10
Рапорты Чернявского, Житомирского, Таращанского и др. деканатов в Белорусскую греко-униатскую духовную консисторию о доходах костелов, их ремонте и выдаче метрических выписей прихожанам. 1830-1832гг.

Опись 2 Дело 17
Ревизская сказка о священниках и церковнослужителях Махновского уезда Киевской губернии за 1834г.

Опись 2 Дело 20
Метрическая книга церквей Махновского уезда за 1837г.

Более полные выписки можно посмотреть на сайте Владимира Федорова http://mojrod.ucoz.ru/index/be...ija/0-931:



Фонд 1268 Киевский деканат, г. Киев
Количество описей 3, количество дел 72, 1787-1916гг. :

Опись 1 Дело 10
Отношение митрополита униатской церкви Смогошевского об отношении его к не униатом (на польском яз.). 1787г. 1 л.

Опись 1 Дело 11
Предписание Киевского епископа Флориана Гребницкого о прибытии в с. Янишевку Киевской губернии на открытие и освящение каплицы (на польском языке). 1756г. 2 л.



Фонд 2125 Церковь (униатская) с. Левковичи Овручского уезда Волынской губернии
Количество описей 1, количество дел 7, 1799-1842гг.
---
Ищите, ищите и ещё раз: ищите :)
СНАА
БУДЗЬМА З МОВАЙ!

СНАА

Беларусь г.Баранавічы
Сообщений: 1062
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 862
"Образцовая толерантность владыки Гурия (архиепископа Новогрудского и Лидского)"
«Недавно в Лиде поразились бесстыдству священников-униатов: поправ все правила приличия, они во время открытия православной выставки „Единение. Семья. Отечество“ рядом в музее расположили свою выставку и даже устроили презентацию брошюры некоего местного убежденного униата о греко-католической (униатской) церкви.
Но больше всего людей возмутило то, что новоявленные „проповедники“ были в облачении православных священников с православными же крестами! Факт просто возмутительный: пользуясь доверчивостью людей, они обманом завлекали их в свое лоно!».

http://nn.by/?c=ar&i=75879
---
Ищу: Беляк, Данилевич, Клышко (д. Голынка, Голевичи, Кобыльники Почаповской вол.), Чувак, Гуща (д. Дудичи, Сочевляны Роготновской вол.), Поведайло, Улас, Кернога, Василевские, Бобко (д. Поленичицы, Уласы, Тюконтовичи
roman777
Начинающий

roman777

г. Ив-франковск Украина, Санкт-Питрбург
Сообщений: 40
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 2
Может кто то подскажет . Где можно найти информацию об несуществующей церкви(УНИАТСКОЙ).
Сейчас нет деревни где она находилась ,уничтожила советская власть в 1950г.
Напутано и с названием деревни.И ничего я не знаю про саму деревню.
Вот что мне известно:
Церковь называлась кажется
св.НИКОЛАЯ , 22 мая был храмовый день,и тогда же 22мая ОТПУСТОВЫЙ день(ВІДПУСТ укр.).
От церкви остались несколько икон колокола и иконостас(которому в этом году исполнилось 100 лет) может быть еще что мелкое.Все это находится в соседней деревни .Церковь сожгли когда выселили людей.
Цэрковной документации не осталось.
НАЗВАНИЕ ДЕРЕВНИ SIEDLISKA(из польских и австрийских карт 20-30г).В округе эту деревню называют
-СЭЛЫЩЭ(я думаю это неправильное название,хотя в св. о рождении деда написано СЭЛЫЩЭ - место рождения).Свидетельство правда выдали повторно в 1960г.(1922г.-родился дед)
Мне кажется что где то должна быть информация об этой церкви.
Потому что ОТПУСТ(відпуст) в униатской церкви это великое событие даже если рас в году.
Подскажите где может быть информация.Может можно искать через интернет.
Деревня находилась в ИВАНО-ФРАНКОВСКОЙ обл (Станиславской). Галичский р-н. Западная Украина.
(Обл. архив можно не считать.)Интересует церковное направление.Хотя..
БУДУ БЛАГОДАРЕН ЗА ЛЮБУЮ ИНФОРМАЦИЮ.
МОЖЕТ КОМУ ТО ЧТО ТО ПОПАДЕТСЯ.
Извените если не по адресу.Последние священники о.САМОТУЛКА и о.БАРАНОВСКИЙ(со слов).
---
ищу д. СЭЛЫЩЭ Галичского р-на .или Siedliska(пол.)Станиславовъского пов.
см.частичную историю в теме с.СЕЛИЩЕ ГАЛИЧСКОГО Р-НА. в разделе
УКРАИНА (условно запад) СТАНИЦА -8.
СНАА
БУДЗЬМА З МОВАЙ!

СНАА

Беларусь г.Баранавічы
Сообщений: 1062
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 862
Дзяніс Васільевіч Лісейчыкаў,
кандыдат гістарычных навук
загадчык аддзела навуковага выкарыстання дакументаў і інфармацыі

Уніяцкія парафіі Мінска ў XVII–XIX стст.[1]
http://niab.by/stat/lisejczyk_unijaminsk/
---
Ищу: Беляк, Данилевич, Клышко (д. Голынка, Голевичи, Кобыльники Почаповской вол.), Чувак, Гуща (д. Дудичи, Сочевляны Роготновской вол.), Поведайло, Улас, Кернога, Василевские, Бобко (д. Поленичицы, Уласы, Тюконтовичи
СНАА
БУДЗЬМА З МОВАЙ!

СНАА

Беларусь г.Баранавічы
Сообщений: 1062
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 862
Гісторыя нашага раёна ведае нямала прыкладаў барацьбы “за веру”. Найбольш яскравы прыклад – барацьба жыхароў вёскі Узмёны супраць пераходу з уніі у праваслаўе. Завадатарам барацьбы быў мясцовы каталіцкі пан Клаўдзій Мірскі. Гэты пан не дазваляў перавесці мясцовую уніяцкую царкву на праваслаўны абрад, спасылаючыся на тое, што царква пабудавана на яго грошы. І ён не аддаваў ключы ад царквы. 21 лістапада 1839 года міністр унутраных спраў дае дазвол на высылку князя Мірскага ў Вятку пад суровы нагляд. Ва Узмёны прыбыў палкоўнік Курасоўскі з салдатамі, пачаліся свавольствы над людзьмі. Палкоўнік Курасоўскі апісаў жывёлу, інвентар, патрабаваў 80 рублёў на пераробку царквы і 165 рублёў на сваё утрыманне, але ва Узмёнах спакою не было. Сяляне-уніяты адмовіліся пераходзіць у “веру продкаў” і прыняць прычасце па праваслаўнаму абраду.

Ва Узмёны другі раз былі пасланы салдаты, але як толькі салдаты сышлі, узмёнцы зноў адмовіліся выконваць абрады праваслаўнай царквы. На працягу 5-ці гадоў з (1841 па 1846 гг.) войскі і жандары пагрозамі і зброяй прымушалі жыхароў перайсці ў праваслаўную веру. Справа даходзіла да публічных лупцовак бізунамі і нагайкамі, але як толькі салдаты сыходзілі, пачыналася ўсё па-ранейшаму. Узмёнцаў угаворваў не толькі праваслаўны святар, але і каталіцкі. Але ўсё дарэмна. У рэшце рэшт салдаты былі пакінуты ва Узмёнах на пастой. Гэтага узмёнцы вытрымаць не маглі. І таму, як вядома з рапарта павятовага спраўніка Віленскаму генерал-губернатару, усе узмёнцы пайшлі на споведзь у праваслаўную царкву.. Потым, у 1866 годзе, ва Узмёнах была пабудавана цагляная царква і народнае вучылішча.

Доўга ўпарціліся пераходу ў праваслаўе жыхары Пераброддзя. Адзін з агентаў Сямашкі сведчыў, што з перабродцамі цяжка мець справу. Перабродцы - людзі гордыя, вольныя, не прывычныя да сляпога падпарадкавання. І ўсё ж пераброды ў 1841 годзе перайшлі на праваслаўны абрад .

Доўгі час давалі адпор праваслаўю жыхары Чэрасаў, але ўжо ў 1839 годзе Чэраская царква перайшла на праваслаўны абрад. Яшчэ больш зацятай была барацьба ў Навалацы. Гэта старадаўні маёнтак Клотаў, ад якога да нашага часу амаль нічога не засталося. У Навалацы здаўна існавала царква, яшчэ з 1514 года. У 18-м стагоддзі яна, пэўна, разбурылася, таму што арцыбіскуп Смагаржэўскі даручыў Браслаўскаму ксяндзу Забароўскаму асвяціць новаўзведзеную навалацкую царкву – у 1784 годзе. Аднак Клоты хутка перарабілі царкву ў касцёл. Падчас скасавання уніі уніяты пачалі судовую справу супраць Клотаў, каб вярнуць Навалацкую царкву сабе. Клоты ў адказ нават паказалі булу папы Пія VІ 1791 года, што Навалацкая царква ператворана у касцёл правільна і адпавядае акту пасвячэння. У рэшце рэшт урад стаў на бок уніятаў і царква ў 1844 годзе была апячатана. Потым Клот у 1859 годзе пачаў працэс аб вяртанні касцёла і выйграў справу ў Сенаце. Але Клоты удзельнічалі ў паўстанні 1863 года, і іх маёнтак трапіў пад канфіскацыю. І вось 20 мая 1864 года Віленскі генерал-губернатар Фон Кауфман загадаў Навалацкую царкву св. Параскевы аддаць у распараджэнне праваслаўнай царквы. Потым у 1895 годзе царква была разабрана і з яе рэшткаў была пабудавана праваслаўная “часоўня”.

Даволі зацятай таксама была рэлігійная барацьба ў Лявонпалі. У 1842-1845 гг. Лявонпаль знаходзіўся пад прамым урадавым кіраваннем з-за адмовы лявонпальцаў прыняяць праваслаўе і адрачыся ад уніі. Ішла таксама рэлігійная барацьба ў 1839 годзе і Новым Пагосце. Тут таксама прыйшлося народ перахрышчваць казакам нагайкамі. Але тут да прамога ўрадавага кіравання справа не дайшла.
http://westki.info/blogs/11320...aha-raiona
---
Ищу: Беляк, Данилевич, Клышко (д. Голынка, Голевичи, Кобыльники Почаповской вол.), Чувак, Гуща (д. Дудичи, Сочевляны Роготновской вол.), Поведайло, Улас, Кернога, Василевские, Бобко (д. Поленичицы, Уласы, Тюконтовичи
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 9 10 11 12 13 * 14 15 16 17 ... 26 27 28 29 30 31 Вперед →
Модератор: Jekaterina
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Jekaterina » Униатство, униаты (грекокатолики) [тема №36034]
Вверх ⇈