Униатство, униаты (грекокатолики)
Ссылки на архивные источники, библиография. И ещё хотелось бы понять, как они жили, их самоидентификация.
JekaterinaМодератор раздела  Прекрасное далёко... Сообщений: 413 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 663 | Наверх ##
3 мая 2011 19:37 15 января 2015 14:53 --- Ищите, ищите и ещё раз: ищите :) | | Лайк (2) |
СНААБУДЗЬМА З МОВАЙ!  Беларусь г.Баранавічы Сообщений: 1062 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 862 | Наверх ##
20 апреля 2012 11:09 --- Ищу: Беляк, Данилевич, Клышко (д. Голынка, Голевичи, Кобыльники Почаповской вол.), Чувак, Гуща (д. Дудичи, Сочевляны Роготновской вол.), Поведайло, Улас, Кернога, Василевские, Бобко (д. Поленичицы, Уласы, Тюконтовичи | | |
СНААБУДЗЬМА З МОВАЙ!  Беларусь г.Баранавічы Сообщений: 1062 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 862 | Наверх ##
10 мая 2012 12:33 11 мая 2012 9:51 --- Ищу: Беляк, Данилевич, Клышко (д. Голынка, Голевичи, Кобыльники Почаповской вол.), Чувак, Гуща (д. Дудичи, Сочевляны Роготновской вол.), Поведайло, Улас, Кернога, Василевские, Бобко (д. Поленичицы, Уласы, Тюконтовичи | | |
СНААБУДЗЬМА З МОВАЙ!  Беларусь г.Баранавічы Сообщений: 1062 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 862 | Наверх ##
15 мая 2012 10:28 Акурат тут у 1839 г. адбылася гвалтоўная ліквідацыя структур Грэка-каталіцкай царквы. Як і ў Каралеўстве Польскім у 1875 г., рэпрэсіўным акцыям, скіраваным супраць грэка-каталікоў, спадарожнічаў пераслед рымска-каталіцкіх вернікаў. Бендин, Александр Ю. Проблемы веротерпимости в Северо-Западном крае Российской империи (1863—1914). Минск: БГУ, 2010. — 439 с. http://arche.by/by/page/reviews/10284 --- Ищу: Беляк, Данилевич, Клышко (д. Голынка, Голевичи, Кобыльники Почаповской вол.), Чувак, Гуща (д. Дудичи, Сочевляны Роготновской вол.), Поведайло, Улас, Кернога, Василевские, Бобко (д. Поленичицы, Уласы, Тюконтовичи | | |
СНААБУДЗЬМА З МОВАЙ!  Беларусь г.Баранавічы Сообщений: 1062 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 862 | Наверх ##
16 мая 2012 12:09 6 августа 2012 9:51 --- Ищу: Беляк, Данилевич, Клышко (д. Голынка, Голевичи, Кобыльники Почаповской вол.), Чувак, Гуща (д. Дудичи, Сочевляны Роготновской вол.), Поведайло, Улас, Кернога, Василевские, Бобко (д. Поленичицы, Уласы, Тюконтовичи | | |
elena_krd Сообщений: 6601 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11338 | Наверх ##
7 июня 2012 15:22 "Щадя привычки бывших униатов высокопреосвященный (Митрополит Иосиф Семашко) не заставлял их непременно изменить свой внешний вид и сам сначала не изменял его. Только в 1842 году, отправляясь в путешествие по святым местам России, он отпустил бороду и навсегда принял православный духовный костюм. Тогда же он объявил, что разрешение носить бороду и рясу будет даваться священникам как награда за усердную службу и хорошее поведение. Это остроумное средство привело к тому, что духовенство (которому указом Синода в принципе было разрешено сохранение униатского духовного платья) устроило настоящее соревнование, так что через несколько лет воссоединённые священники ничем не отличались от прочих православных. « Чего не имел права требовать, - писал митрополит Иосиф в своих записках, - о том заставил просить… Впрочем я не очень настаивал и даже до последнего времени оставлял некоторых духовных в прежнем костюме, дабы показать здешним латинам, что у нас Православие состоит не в бороде и рясе». ..." http://minds.by/article/180.html --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
JekaterinaМодератор раздела  Прекрасное далёко... Сообщений: 413 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 663 | Наверх ##
10 июня 2012 11:54 10 июня 2012 11:56 Центральный государственный исторический архив Украины, г. Киев - ЦГИАК (Киев) Центральний державний історичний архів України, м.Київ - ЦДІАК України СПИСОК ФОНДОВ И НЕКОТОРЫХ ДЕЛ:Фонд 182 Канцелярия Киевских митрополитов, г. Киев Количество описей 2, количество дел 417, 1771-1919гг. Фонд 972 Белорусская греко-униатская духовная консистория, г. Киев Количество описей 2, количество дел 297, 1751-1840гг.: Опись 1 Дело 5 Об извращении ксендзами прихожан православного исповедания в католическую веру. 1796г. Опись 1 Дело 10 О перешедших униатах на латинский обряд, живущих в Радомысльском и Таращанском уездах. 1828г. Опись 1 Дело 34 О вторичном крещении православного исповедания по униатскому обряду. 1830г. Опись 1 Дело 195-а Выписи о рождении и браке Таращанской греко-униатской церкви. 1837г. Опись 1 Дело 242 О совращении крестьян из православной веры в католическую м. Чернобыля. 1839г. Опись 1 Дело 270 Описи церков у селах: Ондрусівці, Плискові, Чернавці, Монастирищі, м-ку Цибулеві, с. Княжій, с. Рахнах, с. Копіївці, с. Ходорівці, с. Білках, с. Юрківцах, с. Краснянському, м-ку Жорнищах, с. Трощі. Около 1750г. Опись 2 Дело 1 Исповедная роспись церквей Махновского уезда. 1814-1839гг. Опись 2 Дело 2 Рапорты Таращанского, Сквирского, Житомирского, Гершковского и др. деканатов епископу Белорусской греко-униатской духовной консистории Мартушевичу о состоянии костелов и служебной деятельности католических священников. 1816-1836гг. Опись 2 Дело 3 Метрическая книга о вступивших в брак церкви с. Горбулева Радомысльского уезда. 1817г. Опись 2 Дело 4 Исповедные росписи церквей Сквирского, Радомысльского, Липовецкого, Бердичевского, Таращанского, Уманского, Звенигородского и Махновского уездов за 1820-1834гг. Опись 2 Дело 5 Метрическая книга униатских церквей Киевского уезда за 1827г. Опись 2 Дело 8 Исповедная роспись Белорусской греко-униатской духовной консистории. 1828г. Опись 2 Дело 10 Рапорты Чернявского, Житомирского, Таращанского и др. деканатов в Белорусскую греко-униатскую духовную консисторию о доходах костелов, их ремонте и выдаче метрических выписей прихожанам. 1830-1832гг. Опись 2 Дело 17 Ревизская сказка о священниках и церковнослужителях Махновского уезда Киевской губернии за 1834г. Опись 2 Дело 20 Метрическая книга церквей Махновского уезда за 1837г. Более полные выписки можно посмотреть на сайте Владимира Федорова http://mojrod.ucoz.ru/index/be...ija/0-931: Фонд 1268 Киевский деканат, г. Киев Количество описей 3, количество дел 72, 1787-1916гг. : Опись 1 Дело 10 Отношение митрополита униатской церкви Смогошевского об отношении его к не униатом (на польском яз.). 1787г. 1 л. Опись 1 Дело 11 Предписание Киевского епископа Флориана Гребницкого о прибытии в с. Янишевку Киевской губернии на открытие и освящение каплицы (на польском языке). 1756г. 2 л. Фонд 2125 Церковь (униатская) с. Левковичи Овручского уезда Волынской губернии Количество описей 1, количество дел 7, 1799-1842гг. --- Ищите, ищите и ещё раз: ищите :) | | |
СНААБУДЗЬМА З МОВАЙ!  Беларусь г.Баранавічы Сообщений: 1062 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 862 | Наверх ##
26 июня 2012 14:17 "Образцовая толерантность владыки Гурия (архиепископа Новогрудского и Лидского)" «Недавно в Лиде поразились бесстыдству священников-униатов: поправ все правила приличия, они во время открытия православной выставки „Единение. Семья. Отечество“ рядом в музее расположили свою выставку и даже устроили презентацию брошюры некоего местного убежденного униата о греко-католической (униатской) церкви. Но больше всего людей возмутило то, что новоявленные „проповедники“ были в облачении православных священников с православными же крестами! Факт просто возмутительный: пользуясь доверчивостью людей, они обманом завлекали их в свое лоно!». http://nn.by/?c=ar&i=75879 --- Ищу: Беляк, Данилевич, Клышко (д. Голынка, Голевичи, Кобыльники Почаповской вол.), Чувак, Гуща (д. Дудичи, Сочевляны Роготновской вол.), Поведайло, Улас, Кернога, Василевские, Бобко (д. Поленичицы, Уласы, Тюконтовичи | | |
roman777Начинающий  г. Ив-франковск Украина, Санкт-Питрбург Сообщений: 40 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2 | Наверх ##
26 июня 2012 20:36 26 июня 2012 20:50 Может кто то подскажет . Где можно найти информацию об несуществующей церкви(УНИАТСКОЙ). Сейчас нет деревни где она находилась ,уничтожила советская власть в 1950г. Напутано и с названием деревни.И ничего я не знаю про саму деревню. Вот что мне известно: Церковь называлась кажется св.НИКОЛАЯ , 22 мая был храмовый день,и тогда же 22мая ОТПУСТОВЫЙ день(ВІДПУСТ укр.). От церкви остались несколько икон колокола и иконостас(которому в этом году исполнилось 100 лет) может быть еще что мелкое.Все это находится в соседней деревни .Церковь сожгли когда выселили людей. Цэрковной документации не осталось. НАЗВАНИЕ ДЕРЕВНИ SIEDLISKA(из польских и австрийских карт 20-30г).В округе эту деревню называют -СЭЛЫЩЭ(я думаю это неправильное название,хотя в св. о рождении деда написано СЭЛЫЩЭ - место рождения).Свидетельство правда выдали повторно в 1960г.(1922г.-родился дед) Мне кажется что где то должна быть информация об этой церкви. Потому что ОТПУСТ(відпуст) в униатской церкви это великое событие даже если рас в году. Подскажите где может быть информация.Может можно искать через интернет. Деревня находилась в ИВАНО-ФРАНКОВСКОЙ обл (Станиславской). Галичский р-н. Западная Украина. (Обл. архив можно не считать.)Интересует церковное направление.Хотя.. БУДУ БЛАГОДАРЕН ЗА ЛЮБУЮ ИНФОРМАЦИЮ. МОЖЕТ КОМУ ТО ЧТО ТО ПОПАДЕТСЯ. Извените если не по адресу.Последние священники о.САМОТУЛКА и о.БАРАНОВСКИЙ(со слов). --- ищу д. СЭЛЫЩЭ Галичского р-на .или Siedliska(пол.)Станиславовъского пов.
см.частичную историю в теме с.СЕЛИЩЕ ГАЛИЧСКОГО Р-НА. в разделе
УКРАИНА (условно запад) СТАНИЦА -8. | | |
СНААБУДЗЬМА З МОВАЙ!  Беларусь г.Баранавічы Сообщений: 1062 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 862 | Наверх ##
29 июня 2012 16:00 --- Ищу: Беляк, Данилевич, Клышко (д. Голынка, Голевичи, Кобыльники Почаповской вол.), Чувак, Гуща (д. Дудичи, Сочевляны Роготновской вол.), Поведайло, Улас, Кернога, Василевские, Бобко (д. Поленичицы, Уласы, Тюконтовичи | | |
СНААБУДЗЬМА З МОВАЙ!  Беларусь г.Баранавічы Сообщений: 1062 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 862 | Наверх ##
13 августа 2012 15:36 Гісторыя нашага раёна ведае нямала прыкладаў барацьбы “за веру”. Найбольш яскравы прыклад – барацьба жыхароў вёскі Узмёны супраць пераходу з уніі у праваслаўе. Завадатарам барацьбы быў мясцовы каталіцкі пан Клаўдзій Мірскі. Гэты пан не дазваляў перавесці мясцовую уніяцкую царкву на праваслаўны абрад, спасылаючыся на тое, што царква пабудавана на яго грошы. І ён не аддаваў ключы ад царквы. 21 лістапада 1839 года міністр унутраных спраў дае дазвол на высылку князя Мірскага ў Вятку пад суровы нагляд. Ва Узмёны прыбыў палкоўнік Курасоўскі з салдатамі, пачаліся свавольствы над людзьмі. Палкоўнік Курасоўскі апісаў жывёлу, інвентар, патрабаваў 80 рублёў на пераробку царквы і 165 рублёў на сваё утрыманне, але ва Узмёнах спакою не было. Сяляне-уніяты адмовіліся пераходзіць у “веру продкаў” і прыняць прычасце па праваслаўнаму абраду. Ва Узмёны другі раз былі пасланы салдаты, але як толькі салдаты сышлі, узмёнцы зноў адмовіліся выконваць абрады праваслаўнай царквы. На працягу 5-ці гадоў з (1841 па 1846 гг.) войскі і жандары пагрозамі і зброяй прымушалі жыхароў перайсці ў праваслаўную веру. Справа даходзіла да публічных лупцовак бізунамі і нагайкамі, але як толькі салдаты сыходзілі, пачыналася ўсё па-ранейшаму. Узмёнцаў угаворваў не толькі праваслаўны святар, але і каталіцкі. Але ўсё дарэмна. У рэшце рэшт салдаты былі пакінуты ва Узмёнах на пастой. Гэтага узмёнцы вытрымаць не маглі. І таму, як вядома з рапарта павятовага спраўніка Віленскаму генерал-губернатару, усе узмёнцы пайшлі на споведзь у праваслаўную царкву.. Потым, у 1866 годзе, ва Узмёнах была пабудавана цагляная царква і народнае вучылішча. Доўга ўпарціліся пераходу ў праваслаўе жыхары Пераброддзя. Адзін з агентаў Сямашкі сведчыў, што з перабродцамі цяжка мець справу. Перабродцы - людзі гордыя, вольныя, не прывычныя да сляпога падпарадкавання. І ўсё ж пераброды ў 1841 годзе перайшлі на праваслаўны абрад . Доўгі час давалі адпор праваслаўю жыхары Чэрасаў, але ўжо ў 1839 годзе Чэраская царква перайшла на праваслаўны абрад. Яшчэ больш зацятай была барацьба ў Навалацы. Гэта старадаўні маёнтак Клотаў, ад якога да нашага часу амаль нічога не засталося. У Навалацы здаўна існавала царква, яшчэ з 1514 года. У 18-м стагоддзі яна, пэўна, разбурылася, таму што арцыбіскуп Смагаржэўскі даручыў Браслаўскаму ксяндзу Забароўскаму асвяціць новаўзведзеную навалацкую царкву – у 1784 годзе. Аднак Клоты хутка перарабілі царкву ў касцёл. Падчас скасавання уніі уніяты пачалі судовую справу супраць Клотаў, каб вярнуць Навалацкую царкву сабе. Клоты ў адказ нават паказалі булу папы Пія VІ 1791 года, што Навалацкая царква ператворана у касцёл правільна і адпавядае акту пасвячэння. У рэшце рэшт урад стаў на бок уніятаў і царква ў 1844 годзе была апячатана. Потым Клот у 1859 годзе пачаў працэс аб вяртанні касцёла і выйграў справу ў Сенаце. Але Клоты удзельнічалі ў паўстанні 1863 года, і іх маёнтак трапіў пад канфіскацыю. І вось 20 мая 1864 года Віленскі генерал-губернатар Фон Кауфман загадаў Навалацкую царкву св. Параскевы аддаць у распараджэнне праваслаўнай царквы. Потым у 1895 годзе царква была разабрана і з яе рэшткаў была пабудавана праваслаўная “часоўня”. Даволі зацятай таксама была рэлігійная барацьба ў Лявонпалі. У 1842-1845 гг. Лявонпаль знаходзіўся пад прамым урадавым кіраваннем з-за адмовы лявонпальцаў прыняяць праваслаўе і адрачыся ад уніі. Ішла таксама рэлігійная барацьба ў 1839 годзе і Новым Пагосце. Тут таксама прыйшлося народ перахрышчваць казакам нагайкамі. Але тут да прамога ўрадавага кіравання справа не дайшла. http://westki.info/blogs/11320...aha-raiona --- Ищу: Беляк, Данилевич, Клышко (д. Голынка, Голевичи, Кобыльники Почаповской вол.), Чувак, Гуща (д. Дудичи, Сочевляны Роготновской вол.), Поведайло, Улас, Кернога, Василевские, Бобко (д. Поленичицы, Уласы, Тюконтовичи | | |
|