Униатство, униаты (грекокатолики)
Ссылки на архивные источники, библиография. И ещё хотелось бы понять, как они жили, их самоидентификация.
JekaterinaМодератор раздела  Прекрасное далёко... Сообщений: 413 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 664 | Наверх ##
3 мая 2011 19:37 15 января 2015 14:53 --- Ищите, ищите и ещё раз: ищите :) | | Лайк (2) |
СНААБУДЗЬМА З МОВАЙ!  Беларусь г.Баранавічы Сообщений: 1062 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 862 | Наверх ##
10 мая 2012 12:33 11 мая 2012 9:51 --- Ищу: Беляк, Данилевич, Клышко (д. Голынка, Голевичи, Кобыльники Почаповской вол.), Чувак, Гуща (д. Дудичи, Сочевляны Роготновской вол.), Поведайло, Улас, Кернога, Василевские, Бобко (д. Поленичицы, Уласы, Тюконтовичи | | |
СНААБУДЗЬМА З МОВАЙ!  Беларусь г.Баранавічы Сообщений: 1062 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 862 | Наверх ##
15 мая 2012 10:28 Акурат тут у 1839 г. адбылася гвалтоўная ліквідацыя структур Грэка-каталіцкай царквы. Як і ў Каралеўстве Польскім у 1875 г., рэпрэсіўным акцыям, скіраваным супраць грэка-каталікоў, спадарожнічаў пераслед рымска-каталіцкіх вернікаў. Бендин, Александр Ю. Проблемы веротерпимости в Северо-Западном крае Российской империи (1863—1914). Минск: БГУ, 2010. — 439 с. http://arche.by/by/page/reviews/10284 --- Ищу: Беляк, Данилевич, Клышко (д. Голынка, Голевичи, Кобыльники Почаповской вол.), Чувак, Гуща (д. Дудичи, Сочевляны Роготновской вол.), Поведайло, Улас, Кернога, Василевские, Бобко (д. Поленичицы, Уласы, Тюконтовичи | | |
СНААБУДЗЬМА З МОВАЙ!  Беларусь г.Баранавічы Сообщений: 1062 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 862 | Наверх ##
16 мая 2012 12:09 6 августа 2012 9:51 --- Ищу: Беляк, Данилевич, Клышко (д. Голынка, Голевичи, Кобыльники Почаповской вол.), Чувак, Гуща (д. Дудичи, Сочевляны Роготновской вол.), Поведайло, Улас, Кернога, Василевские, Бобко (д. Поленичицы, Уласы, Тюконтовичи | | |
elena_krd Сообщений: 6601 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11339 | Наверх ##
7 июня 2012 15:22 "Щадя привычки бывших униатов высокопреосвященный (Митрополит Иосиф Семашко) не заставлял их непременно изменить свой внешний вид и сам сначала не изменял его. Только в 1842 году, отправляясь в путешествие по святым местам России, он отпустил бороду и навсегда принял православный духовный костюм. Тогда же он объявил, что разрешение носить бороду и рясу будет даваться священникам как награда за усердную службу и хорошее поведение. Это остроумное средство привело к тому, что духовенство (которому указом Синода в принципе было разрешено сохранение униатского духовного платья) устроило настоящее соревнование, так что через несколько лет воссоединённые священники ничем не отличались от прочих православных. « Чего не имел права требовать, - писал митрополит Иосиф в своих записках, - о том заставил просить… Впрочем я не очень настаивал и даже до последнего времени оставлял некоторых духовных в прежнем костюме, дабы показать здешним латинам, что у нас Православие состоит не в бороде и рясе». ..." http://minds.by/article/180.html --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
JekaterinaМодератор раздела  Прекрасное далёко... Сообщений: 413 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 664 | Наверх ##
10 июня 2012 11:54 10 июня 2012 11:56 Центральный государственный исторический архив Украины, г. Киев - ЦГИАК (Киев) Центральний державний історичний архів України, м.Київ - ЦДІАК України СПИСОК ФОНДОВ И НЕКОТОРЫХ ДЕЛ:Фонд 182 Канцелярия Киевских митрополитов, г. Киев Количество описей 2, количество дел 417, 1771-1919гг. Фонд 972 Белорусская греко-униатская духовная консистория, г. Киев Количество описей 2, количество дел 297, 1751-1840гг.: Опись 1 Дело 5 Об извращении ксендзами прихожан православного исповедания в католическую веру. 1796г. Опись 1 Дело 10 О перешедших униатах на латинский обряд, живущих в Радомысльском и Таращанском уездах. 1828г. Опись 1 Дело 34 О вторичном крещении православного исповедания по униатскому обряду. 1830г. Опись 1 Дело 195-а Выписи о рождении и браке Таращанской греко-униатской церкви. 1837г. Опись 1 Дело 242 О совращении крестьян из православной веры в католическую м. Чернобыля. 1839г. Опись 1 Дело 270 Описи церков у селах: Ондрусівці, Плискові, Чернавці, Монастирищі, м-ку Цибулеві, с. Княжій, с. Рахнах, с. Копіївці, с. Ходорівці, с. Білках, с. Юрківцах, с. Краснянському, м-ку Жорнищах, с. Трощі. Около 1750г. Опись 2 Дело 1 Исповедная роспись церквей Махновского уезда. 1814-1839гг. Опись 2 Дело 2 Рапорты Таращанского, Сквирского, Житомирского, Гершковского и др. деканатов епископу Белорусской греко-униатской духовной консистории Мартушевичу о состоянии костелов и служебной деятельности католических священников. 1816-1836гг. Опись 2 Дело 3 Метрическая книга о вступивших в брак церкви с. Горбулева Радомысльского уезда. 1817г. Опись 2 Дело 4 Исповедные росписи церквей Сквирского, Радомысльского, Липовецкого, Бердичевского, Таращанского, Уманского, Звенигородского и Махновского уездов за 1820-1834гг. Опись 2 Дело 5 Метрическая книга униатских церквей Киевского уезда за 1827г. Опись 2 Дело 8 Исповедная роспись Белорусской греко-униатской духовной консистории. 1828г. Опись 2 Дело 10 Рапорты Чернявского, Житомирского, Таращанского и др. деканатов в Белорусскую греко-униатскую духовную консисторию о доходах костелов, их ремонте и выдаче метрических выписей прихожанам. 1830-1832гг. Опись 2 Дело 17 Ревизская сказка о священниках и церковнослужителях Махновского уезда Киевской губернии за 1834г. Опись 2 Дело 20 Метрическая книга церквей Махновского уезда за 1837г. Более полные выписки можно посмотреть на сайте Владимира Федорова http://mojrod.ucoz.ru/index/be...ija/0-931: Фонд 1268 Киевский деканат, г. Киев Количество описей 3, количество дел 72, 1787-1916гг. : Опись 1 Дело 10 Отношение митрополита униатской церкви Смогошевского об отношении его к не униатом (на польском яз.). 1787г. 1 л. Опись 1 Дело 11 Предписание Киевского епископа Флориана Гребницкого о прибытии в с. Янишевку Киевской губернии на открытие и освящение каплицы (на польском языке). 1756г. 2 л. Фонд 2125 Церковь (униатская) с. Левковичи Овручского уезда Волынской губернии Количество описей 1, количество дел 7, 1799-1842гг. --- Ищите, ищите и ещё раз: ищите :) | | |
СНААБУДЗЬМА З МОВАЙ!  Беларусь г.Баранавічы Сообщений: 1062 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 862 | Наверх ##
26 июня 2012 14:17 "Образцовая толерантность владыки Гурия (архиепископа Новогрудского и Лидского)" «Недавно в Лиде поразились бесстыдству священников-униатов: поправ все правила приличия, они во время открытия православной выставки „Единение. Семья. Отечество“ рядом в музее расположили свою выставку и даже устроили презентацию брошюры некоего местного убежденного униата о греко-католической (униатской) церкви. Но больше всего людей возмутило то, что новоявленные „проповедники“ были в облачении православных священников с православными же крестами! Факт просто возмутительный: пользуясь доверчивостью людей, они обманом завлекали их в свое лоно!». http://nn.by/?c=ar&i=75879 --- Ищу: Беляк, Данилевич, Клышко (д. Голынка, Голевичи, Кобыльники Почаповской вол.), Чувак, Гуща (д. Дудичи, Сочевляны Роготновской вол.), Поведайло, Улас, Кернога, Василевские, Бобко (д. Поленичицы, Уласы, Тюконтовичи | | |
roman777Начинающий  г. Ив-франковск Украина, Санкт-Питрбург Сообщений: 40 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2 | Наверх ##
26 июня 2012 20:36 26 июня 2012 20:50 Может кто то подскажет . Где можно найти информацию об несуществующей церкви(УНИАТСКОЙ). Сейчас нет деревни где она находилась ,уничтожила советская власть в 1950г. Напутано и с названием деревни.И ничего я не знаю про саму деревню. Вот что мне известно: Церковь называлась кажется св.НИКОЛАЯ , 22 мая был храмовый день,и тогда же 22мая ОТПУСТОВЫЙ день(ВІДПУСТ укр.). От церкви остались несколько икон колокола и иконостас(которому в этом году исполнилось 100 лет) может быть еще что мелкое.Все это находится в соседней деревни .Церковь сожгли когда выселили людей. Цэрковной документации не осталось. НАЗВАНИЕ ДЕРЕВНИ SIEDLISKA(из польских и австрийских карт 20-30г).В округе эту деревню называют -СЭЛЫЩЭ(я думаю это неправильное название,хотя в св. о рождении деда написано СЭЛЫЩЭ - место рождения).Свидетельство правда выдали повторно в 1960г.(1922г.-родился дед) Мне кажется что где то должна быть информация об этой церкви. Потому что ОТПУСТ(відпуст) в униатской церкви это великое событие даже если рас в году. Подскажите где может быть информация.Может можно искать через интернет. Деревня находилась в ИВАНО-ФРАНКОВСКОЙ обл (Станиславской). Галичский р-н. Западная Украина. (Обл. архив можно не считать.)Интересует церковное направление.Хотя.. БУДУ БЛАГОДАРЕН ЗА ЛЮБУЮ ИНФОРМАЦИЮ. МОЖЕТ КОМУ ТО ЧТО ТО ПОПАДЕТСЯ. Извените если не по адресу.Последние священники о.САМОТУЛКА и о.БАРАНОВСКИЙ(со слов). --- ищу д. СЭЛЫЩЭ Галичского р-на .или Siedliska(пол.)Станиславовъского пов.
см.частичную историю в теме с.СЕЛИЩЕ ГАЛИЧСКОГО Р-НА. в разделе
УКРАИНА (условно запад) СТАНИЦА -8. | | |
СНААБУДЗЬМА З МОВАЙ!  Беларусь г.Баранавічы Сообщений: 1062 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 862 | Наверх ##
29 июня 2012 16:00 --- Ищу: Беляк, Данилевич, Клышко (д. Голынка, Голевичи, Кобыльники Почаповской вол.), Чувак, Гуща (д. Дудичи, Сочевляны Роготновской вол.), Поведайло, Улас, Кернога, Василевские, Бобко (д. Поленичицы, Уласы, Тюконтовичи | | |
СНААБУДЗЬМА З МОВАЙ!  Беларусь г.Баранавічы Сообщений: 1062 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 862 | Наверх ##
13 августа 2012 15:36 Гісторыя нашага раёна ведае нямала прыкладаў барацьбы “за веру”. Найбольш яскравы прыклад – барацьба жыхароў вёскі Узмёны супраць пераходу з уніі у праваслаўе. Завадатарам барацьбы быў мясцовы каталіцкі пан Клаўдзій Мірскі. Гэты пан не дазваляў перавесці мясцовую уніяцкую царкву на праваслаўны абрад, спасылаючыся на тое, што царква пабудавана на яго грошы. І ён не аддаваў ключы ад царквы. 21 лістапада 1839 года міністр унутраных спраў дае дазвол на высылку князя Мірскага ў Вятку пад суровы нагляд. Ва Узмёны прыбыў палкоўнік Курасоўскі з салдатамі, пачаліся свавольствы над людзьмі. Палкоўнік Курасоўскі апісаў жывёлу, інвентар, патрабаваў 80 рублёў на пераробку царквы і 165 рублёў на сваё утрыманне, але ва Узмёнах спакою не было. Сяляне-уніяты адмовіліся пераходзіць у “веру продкаў” і прыняць прычасце па праваслаўнаму абраду. Ва Узмёны другі раз былі пасланы салдаты, але як толькі салдаты сышлі, узмёнцы зноў адмовіліся выконваць абрады праваслаўнай царквы. На працягу 5-ці гадоў з (1841 па 1846 гг.) войскі і жандары пагрозамі і зброяй прымушалі жыхароў перайсці ў праваслаўную веру. Справа даходзіла да публічных лупцовак бізунамі і нагайкамі, але як толькі салдаты сыходзілі, пачыналася ўсё па-ранейшаму. Узмёнцаў угаворваў не толькі праваслаўны святар, але і каталіцкі. Але ўсё дарэмна. У рэшце рэшт салдаты былі пакінуты ва Узмёнах на пастой. Гэтага узмёнцы вытрымаць не маглі. І таму, як вядома з рапарта павятовага спраўніка Віленскаму генерал-губернатару, усе узмёнцы пайшлі на споведзь у праваслаўную царкву.. Потым, у 1866 годзе, ва Узмёнах была пабудавана цагляная царква і народнае вучылішча. Доўга ўпарціліся пераходу ў праваслаўе жыхары Пераброддзя. Адзін з агентаў Сямашкі сведчыў, што з перабродцамі цяжка мець справу. Перабродцы - людзі гордыя, вольныя, не прывычныя да сляпога падпарадкавання. І ўсё ж пераброды ў 1841 годзе перайшлі на праваслаўны абрад . Доўгі час давалі адпор праваслаўю жыхары Чэрасаў, але ўжо ў 1839 годзе Чэраская царква перайшла на праваслаўны абрад. Яшчэ больш зацятай была барацьба ў Навалацы. Гэта старадаўні маёнтак Клотаў, ад якога да нашага часу амаль нічога не засталося. У Навалацы здаўна існавала царква, яшчэ з 1514 года. У 18-м стагоддзі яна, пэўна, разбурылася, таму што арцыбіскуп Смагаржэўскі даручыў Браслаўскаму ксяндзу Забароўскаму асвяціць новаўзведзеную навалацкую царкву – у 1784 годзе. Аднак Клоты хутка перарабілі царкву ў касцёл. Падчас скасавання уніі уніяты пачалі судовую справу супраць Клотаў, каб вярнуць Навалацкую царкву сабе. Клоты ў адказ нават паказалі булу папы Пія VІ 1791 года, што Навалацкая царква ператворана у касцёл правільна і адпавядае акту пасвячэння. У рэшце рэшт урад стаў на бок уніятаў і царква ў 1844 годзе была апячатана. Потым Клот у 1859 годзе пачаў працэс аб вяртанні касцёла і выйграў справу ў Сенаце. Але Клоты удзельнічалі ў паўстанні 1863 года, і іх маёнтак трапіў пад канфіскацыю. І вось 20 мая 1864 года Віленскі генерал-губернатар Фон Кауфман загадаў Навалацкую царкву св. Параскевы аддаць у распараджэнне праваслаўнай царквы. Потым у 1895 годзе царква была разабрана і з яе рэшткаў была пабудавана праваслаўная “часоўня”. Даволі зацятай таксама была рэлігійная барацьба ў Лявонпалі. У 1842-1845 гг. Лявонпаль знаходзіўся пад прамым урадавым кіраваннем з-за адмовы лявонпальцаў прыняяць праваслаўе і адрачыся ад уніі. Ішла таксама рэлігійная барацьба ў 1839 годзе і Новым Пагосце. Тут таксама прыйшлося народ перахрышчваць казакам нагайкамі. Але тут да прамога ўрадавага кіравання справа не дайшла. http://westki.info/blogs/11320...aha-raiona --- Ищу: Беляк, Данилевич, Клышко (д. Голынка, Голевичи, Кобыльники Почаповской вол.), Чувак, Гуща (д. Дудичи, Сочевляны Роготновской вол.), Поведайло, Улас, Кернога, Василевские, Бобко (д. Поленичицы, Уласы, Тюконтовичи | | |
СНААБУДЗЬМА З МОВАЙ!  Беларусь г.Баранавічы Сообщений: 1062 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 862 | Наверх ##
11 сентября 2012 9:13 Вайна з рэлігійнай вуніяй завяршылася ў 1839 годзе Полацкім царкоўным саборам, што пад дыктоўку калянізатараў прыняў пастанову пра вяртаньне грэка-каталікоў «в лоно прародитель- ской веры, дабы пребывать отныне в послушании Святейшего Правительствующего Всероссийс- кого Синода» (які сам быў у поўным паслушэнс- тве царскага ўраду). Пра долю тых, хто не хацеў вяртацца «в лоно», напісаў у артыкуле «Секущее православие» Аляксандар Герцэн: «Со стороны гражданского начальства истязанием заведовал окружной Новицкий. Этот полицейский апостол сек людей до тех пор, пока мучимый не соглашался принять причастие от православного попа. Один четырнадцатилетний мальчик после двухсот розг отказался от такого общения со Христом. Его снова начали сечь, и только тогда, уступая страшной боли, он согласился. Православная церковь восторжест- вовала!». Уладзімер Арлоў. Пакуль ляціць страла. (Бібліятэка Сва- боды. ХХІ стагодзьдзе.) — Радыё Свабодная Эўропа / Радыё Свабода, 2012. 400 с.: іл. http://www.svaboda.org/content/article/1047997.html --- Ищу: Беляк, Данилевич, Клышко (д. Голынка, Голевичи, Кобыльники Почаповской вол.), Чувак, Гуща (д. Дудичи, Сочевляны Роготновской вол.), Поведайло, Улас, Кернога, Василевские, Бобко (д. Поленичицы, Уласы, Тюконтовичи | | |
|