На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Историческая справка Китайско-Восточная ж.д. являлась продолжением Сибирской ж.д.; построена Россией в 1897-1903 гг. по русско-китайскому договору 1896 г. В том же году Русско-Китайский банк для постройки и эксплуатации железнодорожной линии образовал акционерное «Общество Китайско-Восточной ж.д.». Председатель правления Общества назначался китайским правительством, девять членов правления избирались общим собранием акционеров. Правление Общества находилось и в Пекине, и в Петербурге. Китайское правительство предоставило Обществу право безусловного и исключительного управления своими землями, по которым проходила дорога; в полосе отчуждения действовала русская административная и судебная власть. Обществу было предоставлено право иметь морское пароходство на Тихом океане. В результате русско-японской войны 1904-1905 гг. Россия по Портсмутскому договору уступила Японии южную часть дороги. В 1906 г. в ведение КВжд во временное управление была передана Уссурийская ж. д., и в 1907 г. передана Сучанская ветвь. В 1917 г. КВжд была передана в ведение Министерства путей сообщения. С 1918 г. дорога оказалась в руках Японии, что вызвало сопротивление со стороны Франции, Англии, Америки, Русско-Китайского банка и даже Манчьжурской администрации. Новым хозяином КВжд стал Междусоюзный комитет, который просуществовал до конца октября 1922 г., когда Приморье было очищено от японских войск. С октября 1924 г. КВжд перешла в совместное советско-китайское управление. 23 марта 1935 г. было подписано соглашение о продаже КВжд Японии. Осенью 1945 г. КВжд в границах 1903 г., уже под названием Китайско-Чаньчуньской ж.д., вновь была возвращена СССР на основах совместного владения с Китаем. После образования Китайской народной республики, соответствии с новым советско-китайским соглашением о КВжд от 14 февраля 1950 г.советское правительство безвозмездно передало правительству КНР все свои права по совместному управлению КЧжд со всем принадлежащим имуществом. Протокол о передаче дороги был оформлен 31 декабря 1952 г., с 1953 г. КЧжд стала называться Харбинской ж.д. Документы КВжд поступили из ЦГА РСФСР Дальнего Востока. Часть материалов, за советский период, находится в Центральном государственном архиве народного хозяйства СССР в Москве. Указатель действующих в Империи акционерных предприятий под ред. В.А. Дмитриева-Мамонова. Спб, 1903, № 1500. Банки и кредитные учреждения. П., 1915, с.121 Аннотация Протоколы заседания правления и комиссии Общества КВжд (1897-1917гг.); административный отдел, железнодорожное отделение, технический отдел, счетный отдел, канцелярия, военный отдел, коммерческий отдел, отдел отчуждения земель, особая ликвидационная комиссия по делам Заамурского округа, отдел несчастных случаев, местный комитет по вознаграждению пострадавших от несчастных случаев, юридическая часть, - материалы об образовании общества; речное пароходство Общества (1897-1917 гг.); учреждение китайских таможен в Дальнем и др. местах; о почтовых сообщениях вдоль линии дороги; об организации судебной части в Маньчжурии; журналы особого совещания по вопросам о новых работах по Уссурийской ж.д. (1907 г.); о статистических данных по перевозке международной транзитной корреспонденции и о доходах Общества по этой статье; о сношении с китайскими властями; о выработке общего положения о служащих КВжд; о передаче Японии южного участка дороги ; о передаче в ведение Общества Уссурийской ж.д.; о переговорах с Пекинским правительством в 1906 г.; о деятельности японцев в Маньчжурии; по вопросам, связанным с реорганизацией китайского управления Маньчжурией; о командировании комиссии для выяснения причин и обстоятельств забастовочного движения на линии и вопросов, связанных с передачей Уссурийской ж.д.; о перевозке китайских войск и оружия (1907-1915гг.); ; о путешествии на Дальний Восток т.с.И.П.Шипова (1907-1908гг.); переписка с Государственной думой и Государственным советом; сведения о судебных делах, решенных в русско-китайских смешанных комиссиях на линии дороги (1907-1916); сметы общества на 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1915, 1916 гг.; о возникших в 1908 г. недоразумениях с китайскими властями по вопросам, касающимся административного правления Общества (1908-1815гг.); по поводу вмешательства иностранных держав в дело выработки нового муниципального управления в Харбине; по поводу отзывов сенатора Гминицкого о деятельности КВжд (1909-1912гг.); о чумных заболеваниях на лини КВжд в 1910 г.; о революции в Китае и о монгольском движении в 1911 г.; переписка административного отделения (1914-1918гг.); о передаче КВжд в ведение Министерства путей сообщения (1917-1918гг.); об эвакуации правления Общества (1917-1918гг.); о лицах, проезжающих по линии дороги (1908-1915гг.); об организации управления по эксплуатации КВжд; инструкции и приказания, издаваемые по линии управляющим дорогой; о коммерческих и таможенных агенствах КВжд; о мерах борьбы с холерной эпидемией в 1915 г; о забастовке служащих общества (1905-1910гг.); о гражданском управлении в полосе отчуждения дороги; переписка с разными учреждениями и лицами; о заведовании хозяйством и благоустройством поселков на линии КВжд; материалы о Хайларском, Харбинском и Маньчжурском общественном управлении; протоколы заседания хозяйственной комиссии правления Общества (1897-1906гг.); о постройке церкви в Харбине и о положении и о положении церковного дела в Маньчжурии; об организации русского срочного пароходства на Дальнем Востоке; об организации и ходе изысканий и работ на магистрали и ветвях КВжд, а также исправлении пропускной способности линий в ветвей; об устройстве коммерческого порта в Да-Лянь-Ване и др. вопросы, касающиеся портов Ляодунского п-ова; о денежных средствах Общества; о положении дел на линии дороги во время восстания боксеров, об убытках, понесенных Обществом; материалы по статистике телеграфа КВжд (1902-1906); об аренде частными лицами и учреждениями земель Общества; материалы по вопросам, связанным с мобилизацией и военными обстоятельствами (1904-1905гг.,1914г.); об организации охранной стражи на КВжд; журналы совета управления дороги; журналы технического хозяйственного совещания; статистические ведомости о количестве происшествий на КВжд и Уссурийской ж.д. (1914-1915гг.); иски и претензии разных лиц; печатный материал – об утверждении устава Общества (1896 г.); отчетные данные о доходах и расходах по сметам; журналы комиссий и др.; журналы входящих и исходящих бумаг. Материалы по личному составу - списки служащих управления дороги; личный состав на линии; личный состав ветеринарно-санитарного надзора на территории КВжд; личный состав охранной стражи; о зачислении на государственную службу инженеров эксплуатации дороги; о назначении и увольнении служащих; о личном составе технического отдела; правление Общества; алфавитная книга офицеров Заамурского округа пограничной стражи; личный состав коммерческой части и контроля сборов на линии; личный состав военного отдела; ведомость пенсионеров КВжд и Уссурийской ж.д.; о чинах полицейского надзора. (Оп.1,2). (1895-1918гг.). Материалы профсоюзной организации рабочих и служащих КВжд и др обществ; личные дела служащих (1890-1930гг..). (Оп.3). Протоколы заседаний правления Общества (1918-1924гг.); переписка управления дороги по различным вопросам; стенограммы заседаний 6-й конференции по делам Китайско-Восточного и Южно-Маньчжурского прямого сообщения (1921 г.), протоколы 7-й конференции (1928 г.); обзор деятельности КВжд на 1922 г.; обзоры работ различных служб и отделов дороги; журналы заседаний комитета сберегательно-вспомогательной кассы служащих КВжд; сведения о возникновении конфликтов на КВжд и о перевозке китайских войск; стенограммы заседаний правления; приказы, циркуляры управления дороги; советско-китайские соглашения по КВжд; сведения об участии КВжд в работе Международного союза железных дорог; материалы по личному составу; перечни приказов и циркуляров по КВжд и Уссурийской ж.д.; статистические сведения о пассажирском и грузовом движении; отдел переводов - ежедневные бюллетени иностранной прессы (1929-1931гг.); выписки из газет; (Оп. 4-9). (1896-1935г)
Харбинцам, потомкам харбинцев и всем, кто интересуется историей Харбина, конечно, известно его имя... И на страницах харбинских тем множество ссылок на его имя и его труды. Его книги открыли нам Русский Харбин....
[q]
Георгий Васильевич Мелихов (1930--2019) – крупный российский историк-китаевед, доктор исторических наук (1986), ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН. Родился в 1930 году в Харбине, учился в Лицее Св. Николая в Харбине, Харбинском политехническом институте. 1950-1955 преподавал русский язык в Пекине, в Народном и Пекинском университетах. По возвращении в СССР окончил в 1964 году Институт восточных языков при МГУ, был внештатным переводчиком ряда центральных издательств Москвы («Гослитиздат», «Георгафгиз», «Детгиз», «Молодая гвардия» и др.). 1959-1970 – сотрудник Института китаеведения (ИВ) АН СССР, 1970-1980 работал в ИМЭМО АН СССР, а затем становится ведущим научным сотрудником ИИ СССР (ИРИ РАН). С 1984 года является действительным членом Русского географического общества, а с 1993 года – председатель Ассоциации «Харбин (Москва)».
Автор книг: Маньчжурия далекая и близкая. М., 1991 (2-е изд., М., 1994); Российская эмиграция в Китае (1917–1924), М., 1997, а также многих других монографий и статей. Специалист по истории русско-китайских отношений в XVII-XX вв., истории российской эмиграции на Дальнем Востоке, истории Маньчжурии и Приамурья в период династий Мин (1369-1644) и Цин (1644-1912).
Наверх##18 февраля 2024 21:0618 февраля 2024 21:06
Harubin написал:
[q]
Іван Васильович Світ (настоящая фамилия — Свитланов ... — украинский журналист, историк и общественно-политический деятель. ... Его книга «Украинско-японские отношения. 1903-
Почему Иван Свит указывает именно такую дату условного «начала» украинско-японских отношений – 1903 год? Очевидно, что речь заведомо не идет об отношениях государств, поскольку украинская государственность возникла чуть позже и просуществовала недолго, чтобы возродиться спустя несколько десятилетий. Но речь не об этом. Почему 1903-й?
Свит сообщает, что в период русско-японской войны 1904-1905 гг., причем ещё до формального начала войны, в 1903 году, существовали «определенные связи между польскими и японскими политическими деятелями». Свит отмечает, что ему известен сам факт этих связей, но нет детальной информации, поскольку она хранилась в японских архивах на японском языке и никогда, по соображениям секретности, не переводилась на европейские языки. Поляков интересовала возможная помощь японцев в борьбе за освобождение Польши от власти Российской империи. Поскольку Япония была в целом довольна поражением, которое нанесла РИ, в сотрудничестве с поляками оказалась не заинтересована.
Стоит отметить, что «поляки» в смысле «старой Польши», Первой Речи Посполитой – это не только собственно поляки, но и украинцы (да и белорусы тоже). «Восточные кресы», знаете ли – где там кончается поляк и начинается украинец, порой сказать сложно. «Старая Польша», она же «старая Литва» – это смешанная или двойная идентичность: «з народу руського, з польської нації» (Gente Rutheni, Natione Poloni, на латыни). Народ руський (лат. Genus Ruthenicum), они же русины, они же рутены (rutheni) – это украинцы, которые были частью «польской нации» и в этом смысле – поляками. Типичным образцом такой польско-украинской идентичности служит, например, польский шляхтич и казак, представитель «украинской школы» в польской литературе Михаил Чайковский. Его мать Петронелла Глембоцкая была правнучкой гетмана Левобережной Украины Ивана Брюховецкого, отец, волынский шляхтич Станислав Чайковский, был потомком казака-сечевика Чайки. О своём деде Чайковский пишет: «Отец моей матери, Михаил Глембоцкий, был одним из последних представителей дерзкой и своенравной шляхты Волыни и Украины. Он был грозным шляхтичем для казаков, гордым казаком для ляхов и непримиримым поляком – для россиян и немцев».
Я думаю, что указанным выше фактом и объясняется дата «1903 г». Японский исследователь Йошихико Окабе относит «начало» украинско-японских отношений к 1915 году:
«В начале 2021 года сначала в Японии, а затем в Украине, вышла в свет книга «История японско-украинских отношений 1915-1937 гг.» доктора философии по экономике, профессора Университета Кобе Гакуин, президента Ассоциации украинистов Японии, заслуженного профессора Национальной академии государственного управления при Президенте Украины Йошихико Окабе. Труд стал результатом многолетних научных исследований, за который профессор Й. Окабе в Японии был удостоен степени доктора философии в отрасли исторических наук».
Вскоре в свет должны выйти ещё две книги Окабе: «История японско-украинских отношений, 1937-1953 гг.» и «История японско-украинских отношений, 1991 год – настоящее время».
Я не читал книгу Окабе, но, видимо, японский профессор руководствовался какой-то логикой и фактами, относя начало украинско-японских отношений к 1915 году – периоду, когда украинское государство ещё не возникло?
О более позднем периоде и говорить нечего, он хорошо известен:
«После Февральской революции в 1917 году Посольство Японии в Петрограде направило дипломатическую и военную миссии в Киев во главе с атташе посольства Хитоси Асидой, который в июле 1917 года первым из дипломатов Антанты посетил Украинскую Центральную раду. После занятия большевиками Ставки Верховного главнокомандующего в ноябре 1917 года в Киев переехала и японская военная миссия, которая до того находилась в Могилёве при Ставке. Возглавлявший её генерал Такаяначи, в числе прочих глав военных миссий государств Антанты, выразил готовность помочь Украинской Народной Республике людьми, оружием и финансами для содержания фронта против Центральных держав»… и т. д.
Фото, сделанное в Харбине (к сожалению, дата не указана):
Управление Украинского Национального Дома в Харбине. Стоят: Ю. Шахрай, И. Свит. Сидят: М. Милько, П. Яхно, Д. Барченко
Иван Свит указывает именно такую дату условного «начала» украинско-японских отношений – 1903 год? Очевидно, что речь заведомо не идет об отношениях государств
[/q]
По-моему, такое сочетание однозначно читается как отношения между государствами. Поэтому и вызывает, скажем так, улыбку. В других случаях говорят "связи" (и подмена - от лукавого). Например, японо-украинские связи: японская разведка могла, я подумал, вести в 1903-м какие-то шашни с украинскими националистами. Но оказывается, даже такого не было.
Harubin написал:
[q]
Стоит отметить, что «поляки» в смысле «старой Польши», Первой Речи Посполитой – это не только собственно поляки, но и украинцы (да и белорусы тоже). «Восточные кресы», знаете ли ...
[/q]
Боюсь, мой дед-белорус, уроженец Барановического уезда, с Вами бы не согласился. В 1920-м, при образовании этих самых Восточных Кресов, он ушел от поляков в Россию.
Игорь Александрович Абросимов – журналист и писатель. Родился в Китае (Пекин) в среде русских иммигрантов. Прожил интересную творческую жизнь. Был знаком с А. Вертинским. Написал книгу «Под чужим небом», которую (благодаря Р. Горбачевой, которой бабушка написала письмо) издали во времена «перестройки» в московском издательстве «Молодая гвардия».
Наверх##21 февраля 2024 21:0921 февраля 2024 21:23
Большое Вам спасибо.
Очень увлекательная книга.
Поинтересовался личностью автора и нашел один-единственный текст (скорее о книге, чем о самом Абросимове), написанный режиссером Глебом Колондо.
В статье «Козявкины рассказы. Жизнь русского Харбина 1920-х глазами ребенка» Колондо отмечает:
«Главный герой, сперва дошкольник, а потом школьник по прозвищу Козявка, и его родные, видимо, были списаны автором с себя и близких. Насколько дословно — кто его знает. В сети информации об Абросимове почти нет. В крошечной биографии, причем даже не самого автора, а его старшего брата Вадима (в книге он Дима), указаны дата и место рождения Игоря, перечислены члены семьи. В целом все совпадает. А в частностях?»