На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Историческая справка Китайско-Восточная ж.д. являлась продолжением Сибирской ж.д.; построена Россией в 1897-1903 гг. по русско-китайскому договору 1896 г. В том же году Русско-Китайский банк для постройки и эксплуатации железнодорожной линии образовал акционерное «Общество Китайско-Восточной ж.д.». Председатель правления Общества назначался китайским правительством, девять членов правления избирались общим собранием акционеров. Правление Общества находилось и в Пекине, и в Петербурге. Китайское правительство предоставило Обществу право безусловного и исключительного управления своими землями, по которым проходила дорога; в полосе отчуждения действовала русская административная и судебная власть. Обществу было предоставлено право иметь морское пароходство на Тихом океане. В результате русско-японской войны 1904-1905 гг. Россия по Портсмутскому договору уступила Японии южную часть дороги. В 1906 г. в ведение КВжд во временное управление была передана Уссурийская ж. д., и в 1907 г. передана Сучанская ветвь. В 1917 г. КВжд была передана в ведение Министерства путей сообщения. С 1918 г. дорога оказалась в руках Японии, что вызвало сопротивление со стороны Франции, Англии, Америки, Русско-Китайского банка и даже Манчьжурской администрации. Новым хозяином КВжд стал Междусоюзный комитет, который просуществовал до конца октября 1922 г., когда Приморье было очищено от японских войск. С октября 1924 г. КВжд перешла в совместное советско-китайское управление. 23 марта 1935 г. было подписано соглашение о продаже КВжд Японии. Осенью 1945 г. КВжд в границах 1903 г., уже под названием Китайско-Чаньчуньской ж.д., вновь была возвращена СССР на основах совместного владения с Китаем. После образования Китайской народной республики, соответствии с новым советско-китайским соглашением о КВжд от 14 февраля 1950 г.советское правительство безвозмездно передало правительству КНР все свои права по совместному управлению КЧжд со всем принадлежащим имуществом. Протокол о передаче дороги был оформлен 31 декабря 1952 г., с 1953 г. КЧжд стала называться Харбинской ж.д. Документы КВжд поступили из ЦГА РСФСР Дальнего Востока. Часть материалов, за советский период, находится в Центральном государственном архиве народного хозяйства СССР в Москве. Указатель действующих в Империи акционерных предприятий под ред. В.А. Дмитриева-Мамонова. Спб, 1903, № 1500. Банки и кредитные учреждения. П., 1915, с.121 Аннотация Протоколы заседания правления и комиссии Общества КВжд (1897-1917гг.); административный отдел, железнодорожное отделение, технический отдел, счетный отдел, канцелярия, военный отдел, коммерческий отдел, отдел отчуждения земель, особая ликвидационная комиссия по делам Заамурского округа, отдел несчастных случаев, местный комитет по вознаграждению пострадавших от несчастных случаев, юридическая часть, - материалы об образовании общества; речное пароходство Общества (1897-1917 гг.); учреждение китайских таможен в Дальнем и др. местах; о почтовых сообщениях вдоль линии дороги; об организации судебной части в Маньчжурии; журналы особого совещания по вопросам о новых работах по Уссурийской ж.д. (1907 г.); о статистических данных по перевозке международной транзитной корреспонденции и о доходах Общества по этой статье; о сношении с китайскими властями; о выработке общего положения о служащих КВжд; о передаче Японии южного участка дороги ; о передаче в ведение Общества Уссурийской ж.д.; о переговорах с Пекинским правительством в 1906 г.; о деятельности японцев в Маньчжурии; по вопросам, связанным с реорганизацией китайского управления Маньчжурией; о командировании комиссии для выяснения причин и обстоятельств забастовочного движения на линии и вопросов, связанных с передачей Уссурийской ж.д.; о перевозке китайских войск и оружия (1907-1915гг.); ; о путешествии на Дальний Восток т.с.И.П.Шипова (1907-1908гг.); переписка с Государственной думой и Государственным советом; сведения о судебных делах, решенных в русско-китайских смешанных комиссиях на линии дороги (1907-1916); сметы общества на 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1915, 1916 гг.; о возникших в 1908 г. недоразумениях с китайскими властями по вопросам, касающимся административного правления Общества (1908-1815гг.); по поводу вмешательства иностранных держав в дело выработки нового муниципального управления в Харбине; по поводу отзывов сенатора Гминицкого о деятельности КВжд (1909-1912гг.); о чумных заболеваниях на лини КВжд в 1910 г.; о революции в Китае и о монгольском движении в 1911 г.; переписка административного отделения (1914-1918гг.); о передаче КВжд в ведение Министерства путей сообщения (1917-1918гг.); об эвакуации правления Общества (1917-1918гг.); о лицах, проезжающих по линии дороги (1908-1915гг.); об организации управления по эксплуатации КВжд; инструкции и приказания, издаваемые по линии управляющим дорогой; о коммерческих и таможенных агенствах КВжд; о мерах борьбы с холерной эпидемией в 1915 г; о забастовке служащих общества (1905-1910гг.); о гражданском управлении в полосе отчуждения дороги; переписка с разными учреждениями и лицами; о заведовании хозяйством и благоустройством поселков на линии КВжд; материалы о Хайларском, Харбинском и Маньчжурском общественном управлении; протоколы заседания хозяйственной комиссии правления Общества (1897-1906гг.); о постройке церкви в Харбине и о положении и о положении церковного дела в Маньчжурии; об организации русского срочного пароходства на Дальнем Востоке; об организации и ходе изысканий и работ на магистрали и ветвях КВжд, а также исправлении пропускной способности линий в ветвей; об устройстве коммерческого порта в Да-Лянь-Ване и др. вопросы, касающиеся портов Ляодунского п-ова; о денежных средствах Общества; о положении дел на линии дороги во время восстания боксеров, об убытках, понесенных Обществом; материалы по статистике телеграфа КВжд (1902-1906); об аренде частными лицами и учреждениями земель Общества; материалы по вопросам, связанным с мобилизацией и военными обстоятельствами (1904-1905гг.,1914г.); об организации охранной стражи на КВжд; журналы совета управления дороги; журналы технического хозяйственного совещания; статистические ведомости о количестве происшествий на КВжд и Уссурийской ж.д. (1914-1915гг.); иски и претензии разных лиц; печатный материал – об утверждении устава Общества (1896 г.); отчетные данные о доходах и расходах по сметам; журналы комиссий и др.; журналы входящих и исходящих бумаг. Материалы по личному составу - списки служащих управления дороги; личный состав на линии; личный состав ветеринарно-санитарного надзора на территории КВжд; личный состав охранной стражи; о зачислении на государственную службу инженеров эксплуатации дороги; о назначении и увольнении служащих; о личном составе технического отдела; правление Общества; алфавитная книга офицеров Заамурского округа пограничной стражи; личный состав коммерческой части и контроля сборов на линии; личный состав военного отдела; ведомость пенсионеров КВжд и Уссурийской ж.д.; о чинах полицейского надзора. (Оп.1,2). (1895-1918гг.). Материалы профсоюзной организации рабочих и служащих КВжд и др обществ; личные дела служащих (1890-1930гг..). (Оп.3). Протоколы заседаний правления Общества (1918-1924гг.); переписка управления дороги по различным вопросам; стенограммы заседаний 6-й конференции по делам Китайско-Восточного и Южно-Маньчжурского прямого сообщения (1921 г.), протоколы 7-й конференции (1928 г.); обзор деятельности КВжд на 1922 г.; обзоры работ различных служб и отделов дороги; журналы заседаний комитета сберегательно-вспомогательной кассы служащих КВжд; сведения о возникновении конфликтов на КВжд и о перевозке китайских войск; стенограммы заседаний правления; приказы, циркуляры управления дороги; советско-китайские соглашения по КВжд; сведения об участии КВжд в работе Международного союза железных дорог; материалы по личному составу; перечни приказов и циркуляров по КВжд и Уссурийской ж.д.; статистические сведения о пассажирском и грузовом движении; отдел переводов - ежедневные бюллетени иностранной прессы (1929-1931гг.); выписки из газет; (Оп. 4-9). (1896-1935г)
До образования КНР в 1949 году и в ранние годы после провозглашения КНР жители Харбина использовали в своей речи много заимствованных из русского языка слов. Родившиеся в 1940-е -- 1950-е годы харбинцы понимают эти слова и до сих пор могут использовать их в своей речи. Ниже приведен список таких заимствований в старом харбинском диалекте:
сметана -- симидань
мадам -- мадаму
пиво -- бива
номер -- наомуэр
баржа -- балаши
газ -- гасы
суп -- субо тан
ведро -- вэйдэло
машина -- машэн
пойдем -- бацзяому
хорошо -- халашао
квас -- гэвасы
кран -- гэлань
лампа -- ланьбо
платье -- булацзе
кубометр -- губан
капитан -- гэбидань
полиция -- балицзы
хлеб -- леба
базар -- бацза шиэр
вагон -- вагуань чэ
бензин -- биньцзинь ю
семечки -- семе цзыэр
малинка -- малиньго
мастер -- масеэр
здравствуйте -- дэласыци
красивый -- кэласивэй
воскресенье -- васыкэлесение
собака -- саобакэ
Похожий процесс происходил и в Шанхае, где сложился шанхайский пиджин-инглиш в результате взаимодействия с существовавшими тогда в городе иностранными концессиями.
В 1920 году, после того, когда стало очевидно поражение Белого движения, бывшие российские подданные утратили права экстерриториальности в Маньчжурии, что, в свою очередь, способствовало трансформации русского сообщества в Китае в эмигрантскую диаспору. Китайская полиция приступила к арестам не желавших добровольно возвращаться в Россию. Уполномоченный по устройству русских беженцев писал главноначальствующему Восточных провинций: «Восемнадцать сибирских казаков отправлены 24 мая против желания в Забайкалье. Усердно прошу защитить в возвращении в Харбин, иначе им грозит смерть», они «заявили властям, что пусть лучше убьют их здесь, но в Советскую Россию они не поедут» и т. д. [3, 4]. Но в том же архиве сохранился и список из 552 человек, которые подали прошения о возвращении в Россию. Начавшийся сразу после окончания Гражданской войны процесс реэмиграции привел к расколу диаспоры, а потом и исчезновению Русского мира в Маньчжурии.
[/q]
[q]
В 1948-1949 годах IRO удалось вывезти из Китая 11 тыс. европейцев, в том числе около 6 тыс. «белых русских», включая 1 тыс. «старожилов» Шанхая и 5 тыс. человек, прибывших в город из Маньчжурии в надежде на эвакуацию. 3542 человека разместили в лагере на бывшей военно-морской базе США на острове Тубабао (Филиппины), остальные отправились в страны Латинской Америки. Среди эвакуированных на остров Тубабао оказалось 326 фермеров, 113 инженеров, 119 плотников, 25 врачей и ассистентов хирургов, 20 стоматологов и 133 медицинских сестры. В группе было 509 детей в составе семей, а также 31 воспитанник сиротского приюта Св. Тихона Задонского, основанного в 1935 году епископом Иоанном Шанхайским.
Сообщений: 12815 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 38812
Наверх##23 октября 2020 17:4223 октября 2020 17:43
Книги о Харбине. Автор Наталия Николаевна Лалетина
Тем, кто пожелает приобрести эти книги, следует писать на е-mail Наталии Николаевны
nlal@mail.ru
ЯПОНЦЫ Изд. второе Автор повествует о своей семье и о судьбах многих русских людей, оказавшихся волею злого рока на чужбине, но не сломившихся и верящих в скорое возвращение на Родину. «Милый город горд и строен, будет день такой, Что не вспомнят, что построен русской ты рукой» А. Несмелов. Рига, 2019. 350 с. Цена 10 Е.
Картинки с китайской натуры Изд. второе, дополненное «Картинки» -- это Китай сегодня и воспоминания об ушедшем в прошлое нелёгком времени японской оккупации Маньчжурии. Рига, 2018 250 с. цена 8 Е.
Как живешь мой Харбин, ни хао!
Эссэ о поездке в г. Харбин на Конгресс выходцев из Харбина. Этот исторически значимый Конгресс был организован Народным правительством провинции Хэйлуньцзян и мэрией города с целью углубления дружбы и сотрудничества между Харбином и бывшими харбинцами и их потомками, проживающими в разных странах мира. Рига, 2017 17 с. Цена 6 Е.
И снова мой Харбин Эссэ о поездке в г. Харбин на международную научную конференцию «В труде и отдыхе русский Харбин был самобытным, совершенно неповторимым городом. Он формировал в этот период свой оригинальный, присущий только ему облик. Делал себя, создавал свой образ, формировал собственный дух…! Академик Г.В. Мелихов Рига, 2018 66 с. Цена 7 Е.
По ссылке Метрическая книга римско-католического костела в Харбине за 1913 год. Я в ссылках здесь ее не нашел - может кому пригодится. Есть еще 1909-1912.
Аристова Л.Б., Семенова Н.К. Эмиграция казачества в Маньчжурию (1930-45 гг.) в период японской оккупации……………………………………………………………………….. 3 Аргудяева Ю.В. Миграция русских казаков и крестьян в Маньчжурию в первой трети ХХ века…………………………………………………………………………………………………….. 10 Кротова М.В. Особенности репатриации и реэмиграции русской колонии в Китае после Второй мировой войны…………………………………………………………………………….. 16 Черникова Л.П. Российские эмигранты в Китае и их представления о будущем (образ будущего)…………………………………………………………………………………………….. 41 Антошин А.В. Русские эмигранты и преподавание китайского языка в Харбине в начале 1920-х годов.………………………………………………………………………………………….. 63
Виктор Порфирьевич Петров (англ. Victor P. Petrov 22 марта 1907, Харбин — 18 августа 2000, Роквилл, Мэриленд, США) — русско-американский писатель, историк, географ, общественный деятель, специалист по истории Русской Америки.
[q]
Родился в семье священника. Учился в гимназии в Благовещенске, затем — в кадетском корпусе, основанном атаманом И. П. Калмыковым. После захвата большевиками Дальнего Востока (октябрь 1922 г.), Виктор вернулся в Харбин, перейдя границу под обстрелом красноармейцев. В Харбине продолжил образование, окончил русскую гимназию и Харбинский юридический факультет. Первые литературные опыты Петрова благословил знаменитый харбинский поэт Арсений Несмелов. В 1930—1940 гг. жил в Шанхае, где работал в крупной торговой фирме. Одно время перегонял из Монголии лошадей для iанхайского ипподрома. Занимался также журналистской и писательской работой. Вследствие военных действий и наступления японской армии, переехал в США (1940).
[/q]
[q]
Указом от 23 декабря 2000 президента РФ В.В. Путина Петров посмертно награждён орденом Дружбы Народов за изучение истории исследования русскими первопроходцами Северо-Американского материка и вклада русских в развитие Нового Света.
Спасибо