Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Архивные и др. источники к харбинским темам

Приложение к темам Русский Харбин и Аресту подлежат все харбинцы.
Архивные и иные источники для поиска..

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 45 46 47 48 49 * 50 51 52 53 ... 95 96 97 98 99 100 Вперед →
Модератор: Gul
Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12820
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38799
Комментарий модератора

Харбинские темы в дневнике GUL


Русский Харбин

Архивные и др. источники к харбинским темам

Cписки харбинцев и жителей станций КВЖД


Ищу сведения о харбинцах

Весь Харбин 1926

Эмиграция из Харбина

«Аресту подлежат все харбинцы...»

Проект Мемориала на кладбище Хуаншань Харбин

Некрологи, опубликованные в харбинских газетах

Кто едет в Советский Союз... Харбин. Апрель--июль 1935
Списки уезжающих в СССР после продажи КВЖД (списки по датам отъезда и эшелонам)


Научно-практическая конференция, посвященная 120-летию Харбина.. 2018

Всемирный конгресс выходцев из Харбина 2017






Тем, кто ведет поиск харбинцев



1.Русские в Китае. Генеалогический индекс (1926-- 1946) Пофамильный индекс

Если нашли нужную фамилию, см. ее источник--- фонд БРЭМ, РГИА СПб, справочник Весь Харбин 1926 и т.д.

2.РГИА СПб фонд 323-- персональные дела служащих КВЖД






Номер фонда : 323
ПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА КИТАЙСКО-ВОСТОЧНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ


Описи 1--3. Опись 9 Личные и пенсионные дела работников KВЖД
Личные дела служащих, мастеровых и рабочих "Kооператива KВЖД".
Личные дела служащих KВЖД



____________________________________________________________________________________________

ОТСКАНИРОВАННЫЕ ОПИСИ СМ, ЗДЕСЬ






3.Фонд БРЭМ--- картотека Бюро российской эмиграции в Маньчжурии

4.Справочники Весь Харбин 1925 и 1926задать вопрос


5. Метрические книги православных церквей Харбина и ст. КВЖД--- запрос в РГИА ДВ (Владивосток) )


6.Списки эмигрировавших из Харбина см. в теме Эмиграция из Харбина

7.Списки репрессированных харбинцев--- см. тему Аресту подлежат все харбинцы





8.Учетные карточки российских эмигрантов Шанхайской муниципальной полиции. Архив США


9.. Cписки харбинцев и жителей станций КВЖД


10 .Некрологи, опубликованные в харбинских газетах




Лайк (2)
Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12820
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38799
На сопках Маньчжурии.№202, 203. 2019

Издание Ассоциации ХАРБИН г. Новосибирск
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12820
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38799
i.gif Представительство в Пекине открывает новый раздел официального сайта «Русский Некрополь в Китае»,
посвященный историко-мемориальной работе
i.gif

http://russianculture.cn/ru/russkij-nekropol-v-kitae/

http://russianculture.cn/ru/pr...oj-rabote/


i.gif На сайте Русского культурного центра в Пекине
размещен большой массив книги В.Г. Шароновой Некрополь Русского Шанхая i.gif


В.Г. ШАРОНОВА. НЕКРОПОЛЬ РУССКОГО ШАНХАЯ .
АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК.
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


eleonora Ul

eleonora Ul

Сообщений: 941
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 505
Кто-нибудь встречал второе издание "Сибирский казак" .?
Фотография была напечатана во втором выпуске "Сибирский казак" - войсковой юбилейный сборник СКВ, под редакцией Е.П. Березовского, издания войскового представительства СКВ в Харбине в 1941 г. Выпуск посвящен участию Сибирских казаков в ПМВ по воспоминаниям участников - офицеров.

Стр 120-121 - на них список и фотография !

На фотографии - мой прадедушка в составе Штаба Отдельной казачьей бригады и 1-го Сибирского Ермака Тимофеева казачьего полка, снято 30-го августа 1914 года в г.Верном перед отправкой на Кавказский фронт...
Если можно, и если кто-то встречал в розысках - пришлите, пожалуйста фотографию лучшего разрешения !

Насколько я понимаю - это, скорее всего , фотография чья-то личная, неофициальная, на память...
Тут и - генерал-лейтенант Калитин... и Командующий Семиреченским военным округом генерал-лейтенант Фольбаум,... и его племянница,... жена, мать... , дети ....и даже - собака...
Кроме того на снимке - полковник Ф. Раддац,действующий командир 1-го Сибирского Ермака Тимофеева казачьего полка, и будущий командир этого же полка - В. Волков, пока ещё в чине есаула, командира 4-й сотни...

Нет ли у кого-нибудь ,ещё снимков из этой же серии ?


Комментарий модератора:
Очень маловероятно, что было харбинское 2-е издание.
Были изданы два выпуска ---Вып.1, 2 (1934, 1941 гг.)

Здесь можно скачать

http://boginskiy.ru/biblioteka...z5pEoQLrAf


Прикрепленный файл: Doc2.jpg
---
ищу сведения по семейству Воробьёвых, в частности Фёдоре Воробьёве военнослужащем в Оренбургской губернии и Туркестане, а также следы семейств Путоловых, Самсоновых, Новгородских, Зубаревых, Пермезских в Царстве Польском и Туркестане.
сергуду

Сообщений: 1421
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 980
Амурцы-эмигранты. Первая треть ХХ века.
Издательская группа Амурской ярмарки готовит к печати книгу «Амурцы-эмигранты. Первая треть ХХ века», автор-составитель Емельянов С.В. Историко-архивная и иная многолетняя поисковая работа автора, редакторов-составителей и других участников этого краеведческого проекта позволила персонифицировать эмигрантов-амурцев, выявить более 4-х тысяч русских людей, волею судьбы оказавшихся изгоями, вынужденных покинуть свою малую Родину. Реальные судьбы амурцев-эмигрантов, нередко очень драматичные, показаны в общем контексте дальневосточной ветви российской эмиграции, направленной изначально в сопредельное государство – в Китай, а далее по всему миру. Все, о чем повествуется в издании, все те, чьи имена вернулись из небытия – это живая история Приамурья.
Книга иллюстрирована фотографиями, большинство из которых публикуются впервые.
Твердая обложка, объем издания более 800 стр.
Выход книги планируется в октябре 2019 г.
Принимаются предварительные заявки: info@amurfair.ru
Бланки заказа см.: www.amurfair.ru
http://www.amurfair.ru/printt/...-veka.html


Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12820
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38799
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12820
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38799
Материалы международной научной конференции, посвященной 120-летию русской истории Харбина

на Яндекс-Диске

Этой конференции была посвящена специвльная тема в моем дневнике

https://forum.vgd.ru/614/92013/0.htm

26945687_m.png

---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Bacteriologist

Сообщений: 358
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 144
Gul, большое спасибо!
Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12820
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38799
СПРАВОЧНИК-СПИСОК РУКОВОДЯЩЕГО И РЯДОВОГО СОСТАВА — ЧЛЕНОВ БЕЛОГВАРДЕЙСКОГО
«СОЮЗА КАЗАКОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ», НАХОДИВШЕГОСЯ НА ТЕРРИТОРИИ МАНЬЧЖУРИИ
АРХИВНЫЙ ОТДЕЛ УМВД ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
г. ХАБАРОВСК. 1950 год



27100646_m.png 27100647_m.png 27100648_m.png 27100649_m.png 27100650_m.png 27100651_m.png 27100652_m.png 27100654_m.png 27100655_m.png 27100656_m.png 27100657_m.png 27100658_m.png 27100659_m.png 27100660_m.png 27100689_m.png 27100690_m.png 27100691_m.png 27100692_m.png 27100693_m.png 27100716_m.png 27100717_m.png 27100718_m.png 27100720_m.png


27100762_m.png 27100763_m.png 27100764_m.png 27100765_m.png 27100769_m.png 27100770_m.png
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12820
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38799
27102972_m.png 27102973_m.png 27102975_m.png 27102977_m.png 27102978_m.png 27102979_m.png 27102980_m.png 27102981_m.png 27102982_m.png 27102984_m.png 27102985_m.png 27102986_m.png 27102987_m.png 27102988_m.png 27102989_m.png 27102991_m.png 27102992_m.png 27103034_m.png 27103035_m.png 27103036_m.png
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12820
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38799
Лори Манчестер
Государственный университет штата Аризоны, США


Как советизация школ и молодежных организаций в Маньчжурии после 1945 г. повлияла на
репатриацию русских эмигрантов в СССР


Изд. в Istoriia obrazovaniia i prosveshchennia v Sibiri i Kazakhstane: sbornik nauchnykh statei i materialov Piatoi Vserossiiskoi nauchnoi-prakticheskoi
konferentsii, ed. I.E. Skandakov (Omsk: Izdatel’stvo Amfora, 2014):

На Пасху 1954 г. представители советского консульства в Маньчжурии сообщили русским эмигрантам, собравшимся в церкви, что им впервые после 1935 г. будет позволено возвратиться в Советский Союз. Репатрианты должны были принять участие в освоении целинных земель в СССР.


Большинство представителей диаспоры с нетерпением ждали этого объявления — несмотря на то, что болшинство эмигрантов,
репатриировавшихся в СССР в 1935 г., было расстреляно или отправлено в лагеря.

В своей статье я хочу рассмотреть вопрос о том, почему основная часть русских репатриантов, вернувшихся после войны в СССР (около 100 тыс. чел.), выехала именно из Маньчжурии.
Стремление вернуться в Советский Союз существенно отличало маньчжурскую диаспору от русских эмигрантских сообществ в Югославии и Болгарии — также весьма консервативных и религиозно настроенных. И в Китае, и в Югославии, и в Болгарии эмигрантам после войны пришлось иметь дело с политикой утвердившихся в этих странах коммунистических режимов, однако в последних двух случаях большинство русских предпочло уехать в западные государства. Особое внимание я хотела бы уделить вопросу о том, как советизация русских школ и молодежных организаций в Маньчжурии, проводившаяся после вступления в Китай Красной армии в 1945 г., повлияла на решение эмигрантов о репатриации в СССР.

Поскольку с 1924 по 1935 гг. Китайско-Восточная железная дорога находилась в ведении СССР, Китай был единственным местом на земле, где советские граждане и эмигранты — бывшие подданные Российской империи проживали друг рядом с другом в значительных количествах. Это обстоятельство не позволяло эмигрантам в Китае окончательно осознать советских людей чужими. Советские граждане составляли значительную часть персонала КВЖД. Гражданство СССР принимали и многие из русских, поселившихся в Маньчжурии еще до 1917 г. (лишь в Харбине численность русских, проживавших здесь с дореволюционный времен, составляла 45 тыс. чел.). Для многих эмигрантов принятие гражданства СССР было единственным шансом сохранить работу, т.к. после 1924 г. в состав персонала КВЖД могли входить только граждане СССР и Китая. Частыми были браки между эмигрантами и русскими, поселившимися в Манчьжурии до 1917 г. Хотя до 1935 г. в зоне КВЖД существовали школы для детей советских граждан, учителями в этих школах были в основном эмигранты. Много русских — и жившие в Маньчжурии с дореволюционных времен, и эмигранты, и лица, направленные в Китай из СССР — вместе работали на КВЖД, где неплохо зарабатывали до 1935 г. и вели вполне буржуазный образ жизни. Церкви посещали даже некоторые из советских граждан, известные как пламенные коммунисты.

Патриотические настроения, охватившие значительную часть русских эмигрантов во время II Мировой войны, окончательно стерли в представлении болшинства русских в Китае грань между СССР и Россией. Развитию подобных настроений способствовала и политика, проводившаяся с 1943 г.
советским руководством — открытие церквей, восстановление патриархата в Русской православной церкви, возвращение погон на офицерские мундиры.

В официальной советской риторике начиная с 1943 г. использовалось и слово «Родина» - понятие, которое эмигранты применяли именно к России. Множество молодых эмигрантов обращались с заявлениями в советские консульства о зачислении их в Красную армию, но получали отказ.
Когда советские войска вступили в Харбин в 1945 г., их приветствовали звоном церковных колоколов и воспринимали как освободителей.

Один харбинец, родившийся в 1935 г., вспомнил что когда он «обратился к матери с вопросом: "А почему мы русские, не живем в России?", она не очень подкованная политически, сказала мне: " Россию захватили красные" Я, читавший в ту пору Майн-Рида и Вальтер Скотта (мне не было и 10 лет), понял так, что в России индейцы, "краснокожие братья".» А когда советских солдаты пришли в 1945 г. «я отметил , что это наши русские люди, совсем не краснокожие, говорящие по-русски, как и мы.»
Однако вскоре по распоряжению властей около 10 тыс. эмигрантов — крестьян, бежавших от коллективизации, лиц, сотрудничавших во время войны с японцами, а также известных интеллектуалов и общественных деятелей — были депортированы в СССР.
Все они были либо расстреляны, либо отправлены в лагеря. Эмигрантская пресса подверглась запрету.
Ряд молодых людей был отправлен в лагеря без всяких причин.
В результате после ухода Красной армии в Маньчжурии не осталось никого, кто мог бы оказать сопротивление начавшейся советизации.

Скоро после прихода к власти в Китае коммунистов стало ясно, что русские более не могут оставаться в Маньчжурии.
В 1952 г. советское правительство, восстановившее после 1945 г. контроль над КВЖД, передало железную дорогу Китаю.
Русские, входившие в персонал КВЖД, потеряли работу. То же происходило и в других отраслях экономики. Высшие учебные заведения в Харбине постепенно переходили с русского на китайский. После того, как советское руководство призвало в 1954 г. эмигрантов возвращаться на родину,
практически на все заявления о репатриации давался положительный ответ. Государство оплачивало репатриантам переезд, провоз любого количества багажа, выдавало несколько тысяч рублей подъемных. Переезжающим в СССР были обещаны работа и жилье.

Они знали, что в Советском Союзе, в отличие от западных стран, их дети смогут получить бесплатное высшее образование.
В течение 1954-1957 гг. китайское правительство, по настоянию советских властей, не давало русским разрешения на выезд ни в одну страну,
кроме СССР. До и после этого периода русские могли выехать в несколько стран Южной Америки и Австралию при посредничестве Всемирного совета церквей. Однако при этом они должны были сами оплатить проезд до Гонконга и приложить для переезда немало собственных усилий.
В целом, начиная с 1920-х гг. в капиталистические страны уехала примерно треть русских, проживавших в Китае.

По воспоминаниям многих репатриантов, иную возможность, кроме репатриации, они даже не рассматривали. Их воспитали в мысли о том, что их долг — вернуться на историческую родину. Если о перспективах возвращения и обсуждали внутри семьей, то в конечном счете сходились на том, что начинать все заново в какой-либо стране, кроме СССР, будет очень трудно. Исключение составляли те, у кого уже были родственники в капиталистических странах, кто знал иностранные языки и имел капитал для первоначального обзаведения. Хотя многие их таких тоже репатрировали.
В то же время эмигранты, уже имевшие опыт проживания в Сталинской России, туда возвращались редко. И некоторые переезжали в Советский Союз
для того, чтобы воссоединиться с родственниками, депортированными в 1945 г. В целом, дискуссии по вопросу — возвращаться
или не возвращаться — внесли серьезный раскол в ряды эмиграции.

В многих случаях решение о возвращении принимали представители молодого поколения эмиграции, родившиеся в Китае. Их родители — особенно если они были свидетелями революции и Гражданской войны — были настроены более скептически. Однако в конечном счете старшее поколение соглашалось на репатриацию, не желая разрушать семью и портить будущее молодым, у которых жизнь была впереди. Некоторые молодые люди старше 16 лет дерзко заявляли родителям, что в случае отказа репатриируются без них. К репатриации старшее поколение подталкивало и то обстоятельство, что приглашение переехать в СССР последовало после смерти Сталина, к тому времени, когда большинство русских эмигрантов, проживавших в Болгарии и Югославии, уже уехало в капиталистические страны.

Большинство представителей эмигрантской молодежи получило образование в советских школах, открытых после 1946 г. Это были единственные учебные заведения в Маньчжурии с преподаванием на русском языке — не считая униатского монастыря и лицея, закрытых властями в 1949 г. Решение вернуться в СССР во многом принималось под влиянием идеологической обработки, которую молодые люди получали, проходя обучение в школах и участвуя в деятельности Союза советской молодежи (ССМ)— маньчжурской версии Комсомола. Школы находились в ведении Отдела Народного Образования. Обучение велось на основе советских учебников. Школьники учились по современным на тот период программам, которые были приняты в
Советском Союзе. Хотя власти воздержались от закрытия церквей и ареста священников в Маньчжурии, обучение религии и участие
в церковных обрядах для учеников советских школ не предусматривалось.

Одновременно с советизацией школьного обучения все существовавшие на тот момент русские клубы были под надзором ССМ преобразованы
в советские клубы. В Харбин из Москвы приехали инструкторы по идеологии, приступившие к организации райкомов — районных комитетов ССМ.
Райкомы ССМ существовали даже при клубе общества самого известного русского магазина в Китае, "Чурин и Ко."
Занятия на тему "Наша великая Родина", проводившиеся в райкомах, охотно посещались молодыми людьми, стремившимися получить как можно больше информации о России. В клубах также демонстрировались советские фильмы, организовывались театральные постановки, устраивались танцы и концерты. Клубы оказывали материальную помощь нуждающимся эмигрантам, издавали журналы с публикациями патриотического содержания, распространяли советскую пропагандистскую литературу. Даже весьма благочестивые и антисоветски настроенные молодые эмигранты шли в клубы, чтобы увидеть
фильмы на родном языке. Следует отметить, что в Маньчжурии показывали практически все фильмы, выходившие на экраны в СССР.
Советизация молодежи в Маньчжурии шла весьма интенсивно. Достаточно сказать, что многие из репатриантов, у которых я брала интервью — люди, уехавшие в СССР подростками или в возрасте слегка за 20 — не были знакомы с выражением «зарубежная Россия».

Между тем этот термин чрезвычайно широко использовался в довоенной прессе Харбина.
Значительная часть репатриантов даже не воспринимала себя как эмигрантов — в то время как репатрианты, получившие образование до 1945 г., считали такой статус самоочевидным. Одна из харбинок, преподававшая как в эмигрантской, так и в советской школе и уехавшая позже в Австралию, следующим образом ситуацию, с которой сталкивалась харбинская молодежь: «Ученики попадали в новые, чуждые им, условия, и в сознании их укрепилась двойственность. В школе они должны были подчиняться правилам и царящей там атмосфере, а дома их окружала совсем другая обстановка.” Конечно, многие родители продолжали водить детей в церковь и после 1945 г., а некоторые прямо заявляли им «В школе будут говорить
что Бога нет, но ты не верь, Он есть».
Однако устранение из школ религиозного обучения и замена эмигрантских скаутских организаций Союзом советской молодежи не могли не привести к тому, что религия стала играть менее важную роль в жизни большинства детей эмигрантов. Некоторые репатрианты вспоминали, что под влиянием ССМ некоторые молодые люди прекращали посещать церковь. Влияние советизации и патриотизма коснулось даже тех, чьи родители были депортированы в 1945 г.
Один из тех репатриантов, которого отца забрали в 1945 г., сам родившихся в 1933 г., вспоминал, что когда жил в Китае, все время мечтал вернуться «домой». Он считал себя советским человеком — несмотря на то, что живущий в Дальнем- городе, где вплоть до середины 1950-х гг находилось большое количество советских специалистов и военнослужащих- рассматривался властями эмигрантов как лицо второго сорта. Дабы советские дети не подверглись «дурному влиянию» детей эмигрантов, последних — включая будущего репатрианта, о котором говорилось выше — удалили из советских школ в которых изучили дети из СССР и сосредоточили в особых советских учебных заведениях

В то же время, хотя программа обучения в советских школах отличалась от эмигрантских, учителя в них в основном были те же. Они находились под строгим наблюдением, в течение нескольких лет были обязаны дважды в месяц посещать лекции по истории партии, психологии и марксизму-ленинизму. После каждой лекции им приходилось сдавать экзамен. Однако случались и ситуации, как один учитель заявил инспектору Отдела городского народного образования (тоже из эмигрантов): «Дети хотят прочитать молитву перед началом занятий». Инспектор—то же из старых эмигрантов- ответил, что это «не положено», но все-таки вышел из аудитории, и ученики без помех прочитали молитву. Более того, в советских школах Маньчжурии вплоть до их закрытия в 1962 г. продолжалась традиция «белых балов», ранее проводившихся в эмигрантских школах. Один харбинец, чья семья эмигрировала в Бразилию в 1957 г. и затем репатриировалась в Советский Союз в 1965 г., вспоминал: важнейшим отличием маньчжурских школ от школ в СССР было то, что ученик в Харбине мог взять в библиотеке книгу и советского, и эмигрантского, и дореволюционного автора. Другая особенность маньчжурской школы, по его словам, состояла в том, что
атмосфера, окружение, преподаватели, в большинстве случаев были те, русские, «старой» русской культуры, чего были лишены ребята в самом СССР… Преподаватели смогли воспитать нас в духе любви к исторической Родине –России.

Одна из учительниц писала в мемуарах, составленных в Австралии на основе ее дневников за 1945-1958 гг., что обучение в советских школах не сильно отличалось от преподавания в школах эмигрантских — за исключением использования нескольких новых книг. Будучи преподавателем литературы, она, как и ранее, продолжала знакомить учеников главным образом с русскими классиками XIX в.
Советизация школ и молодежных организаций содействовала репатриации не только посредством пропаганды.
Она также создавала иллюзию того, что жизнь в Советском Союзе будет мало отличаться от жизни эмигрантов в Маньчжурии.
Многие молодые люди полагали, что уже живут в Советском Союзе — ведь им в 1945 г. выдали документы, которые они считали
советскими паспортами. Откуда им было знать, что в школах СССР нельзя будет проводить «белые балы» или читать молитву перед занятиями?
«Вот пошла новая жизнь, при новой советской власти, - вспоминал упоминавшийся выше репатриант из Дальнего. - А это была какая власть там?
Ведь, за границей, например, власть советская, она совсем не такая, как советская власть внутри страны»
Характерные для эмигрантской молодежи иллюзии помогают объяснить шок, пережитый ей после репатриации.
Многие наивно верили, что точно знают, что их ждет в Советском Союзе.

Решению советского руководства о разрешении эмигрантам репатриироваться в СССР носило секретный характер и, возможно,
в Политбюро не составлялось документов, объясняющих мотивы этого шага. В целом данные мотивы остаются предметом дискуссий.
Распространена точка зрения, согласно которой советское руководство приглашало в страну эмигрантов, стремясь восполнить потери населения, понесенные в ходе войны. Учитывая колоссальный размер потерь и относительно небольшое число репатриантов, такое объяснение нельзя
признать убедительным. Скорее, власти хотели ослабить «зарубежную Россию» - альтернативную нацию-диаспору, столь их раздражавшую,
что они в 1930-е гг. регулярно организовывали убийства и похищения ее лидеров.

Следует учесть и другие обстоятельства — стремление Н.С. Хрущева привлечь репатриантов к освоению целины, дабы хоть кто-то поучаствовал в этом движении добровольно и с энтузиазмом; желание советского руководства избежать дискредитации на международной арене в условиях, когда де
сятки тысяч русских заявляли о своем стремлении вернуться в СССР, а сотни молодых энтузиастов переходили границы нелегально. Правительство СССР хотело также помочь своему китайскому союзнику избавиться от того, что рассматривалось им в качестве остатков неформального колониализма, угнетавшего Китай до 1949 г. Необходимо отметить, что советское руководство начало организовывать школы и молодежные организации в Маньчжурии еще при жизни Сталина, возможно, уже тогда рассматривая возможность в будущем массовой репатриации. Власти не объявили о немедленной репатриации, видимо, рассчитывая, с помощью советизация школ и молодежных организаций, увеличить со временем число потенциальных репатриантов и одновременно облегчить их будущую интеграцию в советское общество.
-------------------------------------------------------------------------------------
Доклад о Русско-Православных церквах в западном Китае за 1928 год // Китайский благовестник.1929. №.3. С.14-15.
Письмо Г.Н. Гусева Л. Манчестер, 22.12.2013 (личный архив автора
Золотарева Т.И. Маньчжурские были. Syndey, 2000. С. 232.

Колчанов В. Об одном юбилее //50 лет спустя: Письма, воспоминания, биографии бывших учеников харбинских школ конца 1940-х - середины 1950-х годов. Сидней, 2008. С. 49. Захарова Е.Н. Путешествие в прошлое //Русская Атлантида. 2010. № 36. С.18. Зоркальцев, Г.П. Странички из жизни трехречья//Русская Атлантида. 2013. Но. 48. С. 53-58.

Архив Мемориала (Москва), интервью с Александром Алекссевичом Сальниковым, 2 февраля, 2008, г. Екатеринбург, с. 12, 20, 30.
Золотарева Т.И. Маньчжурские были. С. 227-228, 231-235.

Интервью автора с Маргаритой Павловной Таут, г. Москва, 1 июня 2013 г.

Колчанов В. Об одном юбилее. С. 48-56
Апанескевич В.С. «О преподавании и распространении русского языка (выписки из дневника)» //Австралиада. 1996. №.6. С.9-12.

Сальников, с. 10.
Русские в Маньчжурии не вошли в число репатриантов, возвращавшихся в СССР сразу после войны. Связано это было с тем, что их подозревали в сотрудничестве во время войны с японцами. Кроме того, по мнению некоторых репатриантов, русские в Маньчжурии были нужны советскому правительству в качестве средства неформального контроля за новыми китайскими властями.

О стремлении китайцев избавиться от русского населения см.: Аблажей Н.Н. С Востока на восток: Российская эмиграция в Китае. Новосибирск, 2007. С. 196-207.



---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 45 46 47 48 49 * 50 51 52 53 ... 95 96 97 98 99 100 Вперед →
Модератор: Gul
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Gul » Архивные и др. источники к харбинским темам [тема №39480]
Вверх ⇈