На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Историческая справка Китайско-Восточная ж.д. являлась продолжением Сибирской ж.д.; построена Россией в 1897-1903 гг. по русско-китайскому договору 1896 г. В том же году Русско-Китайский банк для постройки и эксплуатации железнодорожной линии образовал акционерное «Общество Китайско-Восточной ж.д.». Председатель правления Общества назначался китайским правительством, девять членов правления избирались общим собранием акционеров. Правление Общества находилось и в Пекине, и в Петербурге. Китайское правительство предоставило Обществу право безусловного и исключительного управления своими землями, по которым проходила дорога; в полосе отчуждения действовала русская административная и судебная власть. Обществу было предоставлено право иметь морское пароходство на Тихом океане. В результате русско-японской войны 1904-1905 гг. Россия по Портсмутскому договору уступила Японии южную часть дороги. В 1906 г. в ведение КВжд во временное управление была передана Уссурийская ж. д., и в 1907 г. передана Сучанская ветвь. В 1917 г. КВжд была передана в ведение Министерства путей сообщения. С 1918 г. дорога оказалась в руках Японии, что вызвало сопротивление со стороны Франции, Англии, Америки, Русско-Китайского банка и даже Манчьжурской администрации. Новым хозяином КВжд стал Междусоюзный комитет, который просуществовал до конца октября 1922 г., когда Приморье было очищено от японских войск. С октября 1924 г. КВжд перешла в совместное советско-китайское управление. 23 марта 1935 г. было подписано соглашение о продаже КВжд Японии. Осенью 1945 г. КВжд в границах 1903 г., уже под названием Китайско-Чаньчуньской ж.д., вновь была возвращена СССР на основах совместного владения с Китаем. После образования Китайской народной республики, соответствии с новым советско-китайским соглашением о КВжд от 14 февраля 1950 г.советское правительство безвозмездно передало правительству КНР все свои права по совместному управлению КЧжд со всем принадлежащим имуществом. Протокол о передаче дороги был оформлен 31 декабря 1952 г., с 1953 г. КЧжд стала называться Харбинской ж.д. Документы КВжд поступили из ЦГА РСФСР Дальнего Востока. Часть материалов, за советский период, находится в Центральном государственном архиве народного хозяйства СССР в Москве. Указатель действующих в Империи акционерных предприятий под ред. В.А. Дмитриева-Мамонова. Спб, 1903, № 1500. Банки и кредитные учреждения. П., 1915, с.121 Аннотация Протоколы заседания правления и комиссии Общества КВжд (1897-1917гг.); административный отдел, железнодорожное отделение, технический отдел, счетный отдел, канцелярия, военный отдел, коммерческий отдел, отдел отчуждения земель, особая ликвидационная комиссия по делам Заамурского округа, отдел несчастных случаев, местный комитет по вознаграждению пострадавших от несчастных случаев, юридическая часть, - материалы об образовании общества; речное пароходство Общества (1897-1917 гг.); учреждение китайских таможен в Дальнем и др. местах; о почтовых сообщениях вдоль линии дороги; об организации судебной части в Маньчжурии; журналы особого совещания по вопросам о новых работах по Уссурийской ж.д. (1907 г.); о статистических данных по перевозке международной транзитной корреспонденции и о доходах Общества по этой статье; о сношении с китайскими властями; о выработке общего положения о служащих КВжд; о передаче Японии южного участка дороги ; о передаче в ведение Общества Уссурийской ж.д.; о переговорах с Пекинским правительством в 1906 г.; о деятельности японцев в Маньчжурии; по вопросам, связанным с реорганизацией китайского управления Маньчжурией; о командировании комиссии для выяснения причин и обстоятельств забастовочного движения на линии и вопросов, связанных с передачей Уссурийской ж.д.; о перевозке китайских войск и оружия (1907-1915гг.); ; о путешествии на Дальний Восток т.с.И.П.Шипова (1907-1908гг.); переписка с Государственной думой и Государственным советом; сведения о судебных делах, решенных в русско-китайских смешанных комиссиях на линии дороги (1907-1916); сметы общества на 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1915, 1916 гг.; о возникших в 1908 г. недоразумениях с китайскими властями по вопросам, касающимся административного правления Общества (1908-1815гг.); по поводу вмешательства иностранных держав в дело выработки нового муниципального управления в Харбине; по поводу отзывов сенатора Гминицкого о деятельности КВжд (1909-1912гг.); о чумных заболеваниях на лини КВжд в 1910 г.; о революции в Китае и о монгольском движении в 1911 г.; переписка административного отделения (1914-1918гг.); о передаче КВжд в ведение Министерства путей сообщения (1917-1918гг.); об эвакуации правления Общества (1917-1918гг.); о лицах, проезжающих по линии дороги (1908-1915гг.); об организации управления по эксплуатации КВжд; инструкции и приказания, издаваемые по линии управляющим дорогой; о коммерческих и таможенных агенствах КВжд; о мерах борьбы с холерной эпидемией в 1915 г; о забастовке служащих общества (1905-1910гг.); о гражданском управлении в полосе отчуждения дороги; переписка с разными учреждениями и лицами; о заведовании хозяйством и благоустройством поселков на линии КВжд; материалы о Хайларском, Харбинском и Маньчжурском общественном управлении; протоколы заседания хозяйственной комиссии правления Общества (1897-1906гг.); о постройке церкви в Харбине и о положении и о положении церковного дела в Маньчжурии; об организации русского срочного пароходства на Дальнем Востоке; об организации и ходе изысканий и работ на магистрали и ветвях КВжд, а также исправлении пропускной способности линий в ветвей; об устройстве коммерческого порта в Да-Лянь-Ване и др. вопросы, касающиеся портов Ляодунского п-ова; о денежных средствах Общества; о положении дел на линии дороги во время восстания боксеров, об убытках, понесенных Обществом; материалы по статистике телеграфа КВжд (1902-1906); об аренде частными лицами и учреждениями земель Общества; материалы по вопросам, связанным с мобилизацией и военными обстоятельствами (1904-1905гг.,1914г.); об организации охранной стражи на КВжд; журналы совета управления дороги; журналы технического хозяйственного совещания; статистические ведомости о количестве происшествий на КВжд и Уссурийской ж.д. (1914-1915гг.); иски и претензии разных лиц; печатный материал – об утверждении устава Общества (1896 г.); отчетные данные о доходах и расходах по сметам; журналы комиссий и др.; журналы входящих и исходящих бумаг. Материалы по личному составу - списки служащих управления дороги; личный состав на линии; личный состав ветеринарно-санитарного надзора на территории КВжд; личный состав охранной стражи; о зачислении на государственную службу инженеров эксплуатации дороги; о назначении и увольнении служащих; о личном составе технического отдела; правление Общества; алфавитная книга офицеров Заамурского округа пограничной стражи; личный состав коммерческой части и контроля сборов на линии; личный состав военного отдела; ведомость пенсионеров КВжд и Уссурийской ж.д.; о чинах полицейского надзора. (Оп.1,2). (1895-1918гг.). Материалы профсоюзной организации рабочих и служащих КВжд и др обществ; личные дела служащих (1890-1930гг..). (Оп.3). Протоколы заседаний правления Общества (1918-1924гг.); переписка управления дороги по различным вопросам; стенограммы заседаний 6-й конференции по делам Китайско-Восточного и Южно-Маньчжурского прямого сообщения (1921 г.), протоколы 7-й конференции (1928 г.); обзор деятельности КВжд на 1922 г.; обзоры работ различных служб и отделов дороги; журналы заседаний комитета сберегательно-вспомогательной кассы служащих КВжд; сведения о возникновении конфликтов на КВжд и о перевозке китайских войск; стенограммы заседаний правления; приказы, циркуляры управления дороги; советско-китайские соглашения по КВжд; сведения об участии КВжд в работе Международного союза железных дорог; материалы по личному составу; перечни приказов и циркуляров по КВжд и Уссурийской ж.д.; статистические сведения о пассажирском и грузовом движении; отдел переводов - ежедневные бюллетени иностранной прессы (1929-1931гг.); выписки из газет; (Оп. 4-9). (1896-1935г)
Слово: Фольклорно-диалектологический альманах. Материалы научных экспедиций. Вып. 6, специальный. Русское слово в восточном зарубежье / Сост. и ред. Е.А. Оглезнева. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2008. – 200 с.
Есть довольно интересные материалы. Н-р,о Харбинском Педагогическом институте ; в том числе списки преподавательского состава (56 чел)- с. 152-154,выпускников на 1934г (48 чел)- с.158-159
Пристань на Сунгари:(Инострания): Мосты и смыслы, искания и сомнения : ист.-филол. сб. (арх. материалы и заметки) / авт.-сост. Левитский В.В.; художник Галактионов П.И. – [Харьков], 1998. – 172 с.: ил. – (К 100-летию КВЖД).
Сообщений: 12820 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 38793
Наверх##10 декабря 2014 17:1016 декабря 2014 13:03
В Главном управлении ЗАГС Московской области находятся первые экземпляры записей актов гражданского состояния с 1922 по 1978 гг., составленных в консульских учреждениях СССР за пределами СССР, в том числе в Генеральном консульстве СССР в Харбине с 1924
127051 Россия Москва Среднекаретный пер. д.7 стр.1 495 6941861
В 1900 для перевозки рабочих и служащих строящейся дороги и военнослужащих русской армии и строительных грузов между европейской частью России и Дальним Востоком были куплены два океанских парохода: "Харбин" у Голландско-Американского пароходства и "Хайлар" у английской пароходной компании "Кунард", быстроходный колесный пассажирский пароход "Нагадан" для плавания по мелководью реки Ляохе и по Бохайскому заливу, а также несколько речных буксиров и барж.
Сообщений: 12820 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 38793
Наверх##18 февраля 2015 13:1818 февраля 2015 13:29
Русский мир в Китае
Автор: Ольга Круто
Языки: Русский
Издательство: Наука, Восточная литература
ISBN 978-5-02-036533-9; 2013 г.
В книге, написанной на основе научных исследований, официальных докладов и отчетов, автобиографий и мемуаров участников событий, полевых материалов автора, собранных в 2006-2012 гг. в различных районах КНР, а также в России, анализируется история формирования русского населения на китайской территории, исследуются факторы консолидации или разобщения русских в инокультурной среде, приводятся данные о современной численности русских сообществ и их положении в китайском обществе. Автор показывает, что практически в каждом регионе, каждом городе русские сообщества имеют свою специфику. Опыт любого сообщества - почва для научного анализа, позволяющего предложить наиболее удачную схему выстраивания отношений между Россией и Китаем. С этнографической точки зрения весьма ценны фотоматериалы, отражающие быт русского национального меньшинства в Китае, в том числе постройки рубежа XIX-XX вв. в Харбине, Порт-Артуре и других городах, а также интервью в разделе "Приложения".
Гульнара, у меня к вам вопрос по вашей записи. В Главном управлении ЗАГС Московской области находятся первые экземпляры записей актов гражданского состояния с 1922 по 1978 гг., составленных в консульских учреждениях СССР за пределами СССР, в том числе в Генеральном консульстве СССР в Харбине с 1924
127051 Россия Москва Среднекаретный пер. д.7 стр.1 495 6941861
Как там можно получить информацию? как в обычном ЗАГСЕ - по заявлению с доказательством родства? или как в архиве в читальном зале? У вас есть опыт общения с этой инстанцией, поделитесь, пожалуйста.
И еще до кучи один вопрос, я только что подошла к теме Харбин. Где есть списки лиц, уехавших в Австралию, Америку и еще куда-нибудь из Харбина. Может и есть ответы на мои вопросы в ВГД. Но я только 30 страницу прочитала. Но обязательно дойду до конца. Есть сведения, что потом моя родня, получала письма из Австралии. Но правда это или нет, никто не знает. И у моей родни была своя родня в Сан-Франциско. Зачем им было ехать в Австралию. Благодарю заранее. Татьяна