Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Украинцы в Харбине. Дополнение к теме Русский Харбин

Одной из крупнейших по численности этнических групп были украинцы, которые переселялись как с территории нынешней Украины, так и с других территорий Российской империи,
в т. ч. из близкого к Маньчжурии дальневосточного региона

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 20 21 22 23 24 * 25 Вперед →
Модератор: Gul
Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12961
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 40072

Harubin написал:
[q]
Журнал редактировал сначала С. Т. Кукурудза, активный украинский деятель, великолепный дирижер и основатель украинского православного Братства Св. Покрова, которое в 1918 г. открыло украинскую церковь.
[/q]


Кукурудза question.gif

В Харбине он был С.Т. Кукуруза


screenshot_19.pngscreenshot_32.pngscreenshot_18.png
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Лайк (1)
Harubin

Harubin

Сообщений: 410
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 197

Gul написал:
[q]

Harubin написал:
[q]

Журнал редактировал сначала С. Т. Кукурудза, активный украинский деятель, великолепный дирижер и основатель украинского православного Братства Св. Покрова, которое в 1918 г. открыло украинскую церковь.

[/q]



Кукурудза

В Харбине он был С.Т. Кукуруза


[/q]



Большое спасибо, Гюльнара.

Я уточнил – Свит пишет именно «Кукурудза». Другие украиноязычные авторы используют оба варианта, и с буквой «д», и без неё. Двух вариаций написания – 50/50, в разных источниках. «Кукурудза» – это «кукуруза», в украинском. Его фамилия, похоже, была именно «Кукурудза», но в такой среде, как Харбин, он мог использовать русифицированный вариант, вслед за ним – и другие. Возможно.
Harubin

Harubin

Сообщений: 410
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 197
zasiv-kharbin.jpg

КУКУРУЗА Степан (г. р. и г. см. неизв.) – общественный и культурный деятель в Харбине.

Родом из Подольской губернии. В 1906 году царское правительство лишило его права преподавать (до этого времени работал сельским учителем) и он был выслан в Сибирь. Впоследствии стал служащим Китайско-Чанчуньской (Китайско-Восточной, ныне Харбинской) железной дороги. Жил в Харбине, дирижировал хором при Украинском клубе (с 1909 года). Организатор и на протяжении многих лет (с 1910 года) председатель любительского кружка "Бандура".

После Февральской революции 1917 года был избран (в марте 1917 года) секретарем временного Украинского бюро в Харбине. В июле 1917 года, как член правления Украинского клуба, был избран в состав Маньчжурского окружного украинского совета, член его президиума, руководитель культурно-просветительской секции. С декабря 1917 года – редактор журнала "Засев". В октябре 1918 года – секретарь 4-го Украинского дальневосточного чрезвычайного съезда (проходил во Владивостоке). В 1918–19 годах – секретарь украинского консульства в Харбине.

Автор двух хрестоматий – "Первая хрестоматия" и "Родные зерна" – и грамматики для украинских школ на Дальнем Востоке. В 1921 году – заместитель председателя украинского православного братства Покрова Пресвятой Богородицы в Харбине, дирижер церковного хора, член ревизионной комиссии харбинского товарищества "Просвіта".

В 1936 году выехал с семьей в СССР. Вскоре был репрессирован и казнен.

***

«Засів» — журнал Маньчжурского украинского окружного совета. Выходил в Харбине в течение 1917–1918 гг.

Первый номер датирован 5 ноября 1917 года. Второй номер датирован 15 ноября 1917 года. Тираж и количество вышедших номеров неизвестны.

Редакторы: Степан Кукуруза, Григорий Пештич.

Авторы: Василий Билинский, Дмитрий Боровик, Олесь Досвитний, Андрей Клюк, А. Кожан, Степан Кукуруза, Иван Мостипан, Григорий Пештич, Антон Радионов, Федор Солод, Онисим Ступак, Федор Тоцкий и другие.

Контент: статьи, направленные на популяризацию украинской идеи, заметки, корреспонденции о жизни украинцев на Зелёном Клине, в Сибири, Маньчжурии и в США, а также о событиях на Приднепровье, официальные документы и материалы, перепечатки из других украинских периодических изданий.



Комментарий модератора:

Harubin написал:
[q]
КУКУРУЗА Степан (г. р. и г. см. неизв.) – общественный и культурный деятель в Харбине.
[/q]



Харбинский Синодик

kukuruza.png

Harubin

Harubin

Сообщений: 410
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 197
7e3e6709c93d70cf3bc7f77dc689c600baa1cd11fd3c.jpeg

«Бумажный змей»


(Конечно, связь украинских харбинцев с личностью последней императрицы Китая носит лишь косвенный характер. И все же, она есть..)

Примерно в 1922-1924 годах, во время её жизни в Запретном городе или Тяньцзине, Ваньжун сочинила песню «Бумажный змей» – как слова, так и мелодию.

***

В голубом небе лежит долгий, долгий путь,

Даже Гималаи с ним не сравнятся.

Вся мирская суета передо мной,

Стоя среди облаков, как я могу быть поистине беззаботна (свободна)?

Иногда я пою под аккомпанемент (струн),

И желаю, чтобы весенний ветер не утихал.

Всё держится на одной тонкой нити,

И Бог Ветра помогает мне лететь вверх.

Не позволяйте Богу Дождя прийти и встретить меня,

Бамбук мне тело, бумага — одежда.

Случайно встретив весенних друзей (других змеев),

Они говорят, что я высоко, а они все еще низко.

***

Паперовий змій (або Повітряний змій)

У блакитному небі лежить довгий, довгий шлях,

Навіть Гімалаї з ним не зрівняються.

Уся мирська метушня переді мною,

Стоячи серед хмар, як я можу бути справді безтурботною (вільною)?

Іноді я співаю під акомпанемент (струн), І бажаю, щоб весняний вітер не вщухав.

Усе тримається на одній тонкій нитці,

І Бог Вітру допомагає мені летіти вгору.

Не дозволяйте Богу Дощу прийти й зустріти мене,

Бамбук мені тіло, папір — одяг.

Випадково зустрівши весняних друзів (інших зміїв),

Вони кажуть, що я високо, а вони все ще низько.

(Упоминание Гималаев, вероятно, является метафорой предельной высоты и стремления к недостижимому, а также показывает ее знакомство с географией, что было необычно для женщины того времени. Бог Дождя означает опасность, так как дождь разрушит бумажного змея, символизируя конец её мечтам о свободе.)


Комментарий модератора:
Она была необычной женщиной во всех отношениях...
И получила в какой-то степени разностороннее образование

Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12961
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 40072
Возрождение Азии

Тяньцзинь, 1934


vozr_az_34.png

Харбинское Время
1934


hv345.png
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Лайк (1)
Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12961
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 40072
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК
1917

Выборы в Украинское Учредительное Собрание

jd17.pngjd17a.png

ЭХО
1925

eho25a.pngeho25.png

ТРИБУНА
1922

О приобретении прав украинского гражданства Советской Федерации

tribuna_22.png

1925

tr24.png

Харбинское Время
1932

hv32.png
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Лайк (1)
Harubin

Harubin

Сообщений: 410
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 197
3.jpeg2.png1.png

Уроженка Харькова писательница Ольга Морозова (1887-1968)

(Источник – харьковский веб-сайт, раздел «Наши в Китае»)

«3 июля 1877 года в семье директора Харьковского земледельческого училища, ученого и литератора А. А. Колесова родилась дочь, которую назвали Ольга. По окончании в 1895 году Харьковского института благородных девиц за отличную учебу девушка получила награду ― «золотой шифр большого размера». На собственные средства открыла под Харьковом начальную школу для крестьянских детей, вышла замуж за животновода Ивана Морозова. Однако миру прекрасный журналист и писательница Ольга Александровна известна совсем не по фамилии мужа. В своих мемуарах она вспоминает:

«На литературное поприще вышла 20 лет назад, поместив в харьковской газете «Южный край» свой пасхальный фельетон «Березовая роща» под псевдонимом «М. Александров», так как тогдашний издатель и редактор газеты, Юзефович, относился к сотрудничеству у себя девиц более чем скептически. Так этот псевдоним и остался за мною на всю жизнь…»


В 1911 году вместе с семьей покинула наш город и стала жить в Семипалатинске, где в годы Первой Мировой войны работала сестрой милосердия в Красном Кресте, а также за собственные деньги открыла больницу на 50 мест. В годы Гражданской войны ею же был организован лазарет в армии Колчака. Во время переезда с семьей из Омска в поезде красный комиссар убил ее мужа и одну из дочерей.

Спасаясь от большевиков, Ольга Александровна вместе с сыном перешла пустыню Гоби и добралась до китайского Туркестана. Там, освоив азы языка, открыла свою нотариальную контору.

Затем в 1927 году она переезжает в Тяньцзинь к своей дочери Вере.

Живя в Китае, пишет статьи на различные темы для эмигрантских газет и журналов («Слово», «Шанхайская заря», «Парус»), а также романы и комедии.

Работала над книгой «Культурные силы эмиграции» (рукопись с фотографии передана в Музей русской культуры в Сан-Франциско).

Эмигрировала через Тубабао в Сан-Франциско (1951). Подробные дневники путешествия переданы в Музей русской культуры.

Гражданка США (с 1956). Жила в Лос-Анджелесе у дочери.

Скончалась 1 января 1968 года в Лос-Анджелесе.

***

Из автобиографии:

«Последние восемь лет своего проживания в Сибири я сотрудничала во всех западносибирских периодических изданиях, причем отрывки из романа «Судьба» были еще в 1919 году напечатаны в семипалатинской газете «За свободу». В эмиграции, будучи закинутой в глухой угол Китая и не имея возможности и средств к изданию уже законченного романа «Судьба», с прологом к нему — «Невозвратное», я все-таки сумела связаться с кое-какими восточными газетами, и фельетоны мои, а также статьи на политические и другие темы под общим заголовком «Факты и мысли» были напечатаны в годы 1928-1934 в газетах «Слово», «Шанхайская заря» и журнале «Парус». Роман «Судьба» выпустила в этом году. В настоящее время работаю над шлифовкой своего нового романа из московской жизни «Нора», а также над окончанием комедии «Сухи на меду» (Смотр)».



Комментарий модератора:
Русская жизнь
1968

screenshot_20.png


Прикрепленный файл: moroz_w.jpg
Лайк (1)
Harubin

Harubin

Сообщений: 410
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 197
Ольга и Борис Морозовы через Монголию в Китай (из семейного архива)

Амир Хисамутдинов


Прикрепленный файл (Ольга и Борис Морозовы через Монголию в Китай (из семейного архива) Амир Хисамутдинов.pdf, 5064830 байт)
Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12961
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 40072

Harubin написал:
[q]
Уроженка Харькова писательница Ольга Морозова (1887-1968)
[/q]


Русская Жизнь
1968

Памяти О.А. Морозовой

m1.pngm2.pngm3.png
m4.pngm5.png
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Лайк (1)
Harubin

Harubin

Сообщений: 410
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 197
3.png2.png1.png

Шевченко в Ниппоне и Хинах (Китае)

Иван Свит, опубликовано в:

Шевченко. Річник 4: Шевченківська Конференція УВАН 1955 Нью-Йорк. Видавництво: Українська Вільна Академія Наук

Общий обзор статей об Украине и ее устремлениях на азиатских языках был напечатан в журнале «Свобода», 14 августа 1953 г., в номере 172. Там были представлены ссылки на переводы произведений Шевченко, на статьи о его жизни и творчестве. Эти сведения были взяты из ниппонских (японских) и китайских журналов за разные времена, главным образом, после 1926 года.

Ещё в 1935 году Украинский Научный Институт в Варшаве запрашивал меня о некоторых переводах из Шевченко. По сведениям Института, в 1931 году должен был появиться перевод нескольких поэзий Шевченко в журнале «Тан-кин», а уже после войны Шевченко должен был переводить японский поэт Мацуба. На обращение Института к разным лицам в Японии не было получено никакого ответа. Наши попытки отыскать эти переводы также не дали результатов. Эти поиски проводил и Ст. Левинский, но нам не приходилось слышать, чтобы он что-то нашел. Исследование подобного вопроса связано со значительными языковыми трудностями и требует участия японского специалиста.

Теперь мы имеем возможность представить короткую заметку о переводе Шевченкового «Заповіту» в Украинско-Ниппонском Словаре, который был издан в Харбине, Маньчжурия, в 1944 г. Там на стр. 258 и 259 помещены тексты, которые мы печатаем здесь как фото с оригинала.

Шевченковские страницы из ниппонско-украинского словаря (стр. 258-259)

Шевченко Тарас. Великий украинский поэт и художник. Родился в селе Моринцы Звенигородского уезда (по старому стилю) в 1814 году, умер 10 марта 1861 года. Благодаря своему природному таланту он быстро привлек внимание современников. Был сослан в дальние края — в казахскую степь. Его произведения написаны на русском и украинском языках. В Японии вышла книга о его творчестве; предполагается, что японский поэт Мацу́ба переводил его стихи. Он известен также как «Кобзарь». Среди его наиболее известных произведений — «Катерина», «Гайдамаки», «Кобзарь», «Заповіт» и другие.

Все слова Тараса Шевченко проникнуты любовью к Украине и отвращением к царизму. Он высмеивал и презирал царей.

На его могиле над Днепром, в районе Канева (недалеко от Киева), стоит памятник, к которому съезжаются украинцы — как мусульмане в Мекку — чтобы посетить землю, где он жил, и поклониться его памяти.

Украинский народ чтит Тараса Шевченко как пророка-мученика, отдавшего жизнь за общенародную украинскую идею. Его книга «Кобзарь» — неотъемлемая часть каждой украинской семьи, любимая книга, которую читают во всех школах.

История перевода

История перевода «Заповіту» («Завещания») довольно интересна. Этот перевод был связан с другими целями. В 1937 г. в Харбине был создан кружок из нескольких человек, которые решили издавать украинский бюллетень на японском языке. Они планировали выпускать его раз в два месяца, объемом 24–36 страниц. Душой этого издания был покойный Степан Левинский, который тогда жил там. Он прекрасно владел ниппонским языком и в то время занимался изучением китайского.

По поручению членов кружка автору этой заметки пришлось вести всю подготовительную работу, включая переводы, корректуру и печать бюллетеня. Я обратился тогда к своему старому знакомому проф. С. Симидзу, который преподавал европейскую литературу в Японо-Маньчжурском Институте в Харбине. Ему эта идея понравилась, и он пообещал найти переводчиков, а также согласился редактировать переводы и следить за работой. Он быстро нашел переводчиков среди студентов Института и привлек своего ассистента к этим переводам. Этот ассистент и Т. — к сожалению, его имя забылось — активно взялись за работу. Одновременно Ст. Левинский заказал и быстро получил из Варшавы переводы произведений Т. Шевченко на иностранные языки, главным образом, русские тексты, которые могли бы быть нам полезны при переводах, поскольку большинство наших переводчиков знало русский язык, и только один недавно начал учить украинский.

Редакция бюллетеня получила все заказанные статьи, в том числе отдельную статью о творчестве Т. Шевченко, автором которой был И. М. Галишковский (псевдоним). Статья прошла очень строгую редакцию и окончательно пошла на перевод, как и все остальные. В первую очередь были переведены «Заповіт» и «Кавказ». Планировалось для следующего номера сделать перевод «Сна», но это не было осуществлено.

Все полученные исправления проф. Симидзу, а затем еще раз проверенные Ст. Левинским, а тексты поэзий были переданы на просмотр одному японскому поэту, который тогда временно находился в Харбине. Однако он пересмотрел только ритм стихов, не касаясь ни изменения, ни точности текста.

Позже вся подготовленная рукопись бюллетеня пошла на цензуру в Японской Военной Миссии в Харбине, которая контролировала издания на японском языке. Через короткое время рукопись была возвращена с указанием, что хотя текст хороший и полезный, но в современных политических обстоятельствах печатать его нельзя.

Во время составления Украинско-Ниппонского Словаря, с согласия Ст. Левинского, я передал текст «Заповіту» в редакции Словаря, где он и нашел свое место. Текст «Кавказу» должен был быть напечатан в отдельной книге, которая тогда готовилась к печати в Синьцзине, столице тогдашней империи Маньчжоу-Го. Книга должна была представить на ниппонском языке антологию украинской литературы и, насколько мне известно, рукопись большей частью уже была готова, когда наступил конец войны. Очевидно, все подготовленные материалы погибли.

В 1929 г. в журнале "Deutsch-Manchurische Nachrichten", ежедневнике на немецком языке, который выходил в Харбине за редакцией д-ра Курта Кунста, была опубликована большая статья про Т. Г. Шевченко с его портретом за подписью инж. В. Рейтера. Также отдельные заметки и статьи печатались в китайских журналах г. Харбина, переводы которых на китайский язык делал В. Божко. Коллекция этих статей-вырезок была в библиотеке товарищества «Просвіта» в Харбине.

Иван Свит
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 20 21 22 23 24 * 25 Вперед →
Модератор: Gul
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Gul » Украинцы в Харбине. Дополнение к теме Русский Харбин [тема №178692]
Вверх ⇈