Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Баптисты Курской губернии

Обнаружила, что представители двух моих фамилий - Береговые и Вервейко, являлись евангельскими христианами-баптистами

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модератор: PElena
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5928
Собирая всевозможные материалы по своим фамилиям, обнаружила, что и Береговые, и Вервейко были евангельскими христианами-баптистами, что для меня является новым направлением поиска.

ГАКО. Ф. 33, оп. 2, д. 15108, л. 26.
Дело по жалобе крестьян баптистов с. Трефиловка Грайворонского у. братьев Береговых и других на притеснение в организации молитвенных собраний со стороны полиции
2 декабря 1911 г. - 5 марта 1912 г.

Не имея возможности получить официальное разрешение на проведение молитвенных собраний, баптисты организовывали таковые на свой страх и риск. Итог, однако, мог оказаться плачевным, о чем свидетельствует случай, произошедший в 1911 г. с баптистами с. Трефиловки Грайворонского уезда. Попытавшись получить разрешение и получив отказ, верующие (около 25 человек) собрались в доме одного из видных членов общины - Р. Берегового. Неожиданно появилась полиция, уведомленная о собрании местным волостным старшиной. Не успевшие покинуть молитвенное помещение баптисты были арестованы. Провели под арестом три дня, а затем были приговорены земским начальником к штрафу (по 10 р. с человека)[102]. Последующие жалобы в МВД верующим не помогли, оставшись «без последствий»[103].




"Братский Вестник", № 3 - 1946
Извещения Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов

Из Швеции и Финляндии ВСЕХБ были получены приглашения на конференции Шведского Союза баптистов в, Стокгольме с 12—16 июня с. г. и Союза шведских баптистов в Финляндии, в г. Ваза, с 21—24 июня с. г.

Районными пресвитерами по Курской области назначены:

Бр. П. Ф. Вервейко — для Грайворонского района.

---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
Лайк (1)
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5928
Е. С. Апанасенок

«Печаль для Государя и Православия»: из истории провинциального российского баптизма в начале XX в."

Становление баптизма в качестве самостоятельной конфессии в России относится к числу малоизученных страниц отечественной
истории. Распространение евангелического христианства в Российской империи конца XIX – начала XX в., порой называвшееся современниками «духовной революцией», оказалось обделено вниманием историков в последующие эпохи. И если в столичных
«хрониках» еще можно периодически встретить упоминания о «русских протестантах», то для провинциальной историографии публикации такого рода – большая редкость.

Предлагаемая статья, основанная на материалах Курской губернии, призвана в определенной мере способствовать восполнению этого пробела. Активное распространение баптизма в центральной России началось в последние десятилетия XIX в. Так, в Курской губернии история этого религиозного движения началась на рубеже 1880–1890-х гг. Согласно данным православных миссионеров «открытый
протест в виде формального отделения от церкви» стал высказываться здесь с 1889 г. Главными пунктами распространения этого
религиозного учения в то время были села и слободы южных уездов (Путивльского, Белгородского Суджанского, Грайворонского). Чуть позже, на рубеже XIX–XX вв., евангелическое христианство стало проявлять себя в Курском и Тимском уездах [2. Оп. 1. Д. 3558, 6026].
Его приверженцев представители духовной власти на первых порах называли штундистами, или штундо-баптистами. Давая характеристику религиозным воззрениям этих людей, один из православных священнослужителей писал: «они …называют себя баптистами, за источник вероучения признают всю Библию, отрицают внешний пост и всю обрядовую сторону религии» [4, с. 6]. Другой современник – исправник Путивльского уезда – отмечал следующее: «Вероучение их заключается в догматах Евангельского вероучения и Библии, …под словом «церковь» они понимают собрание христиан, а потому православную церковь не почитают и молятся по своим домам, где читают Евангелие, Библию и поют псалмы. К их числу не могут принадлежать лица, пьющие спиртные напитки, курящие табак и занимающиеся преступными делами» [3. Оп. 2. Д. 15633. Л. 4].
В центральную Россию (в том числе и Курскую губернию) евангелические идеи проникали со смежных украинских территорий (в
первую очередь – из окрестностей Чернигова и Конотопа), где на тот момент уже были достаточно популярны.

---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
Лайк (1)
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5928
Д.И. Михайлов (Белгород)

Обеспечение духовной безопасности на территории Курской губернии в конце XIX - начале XX вв.

В современном мире мы часто сталкиваемся с представителями тех или иных религиозных групп или организаций, подобные религиозные объединения влились в нашу жизнь незаметно, став частью повседневной реальности. Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что в конце XIX - XX веках в России началась широкомасштабная, хорошо спланированная самая настоящая идеологическая война, частью которой является «религиозная война» против российского народа и созидательных, культурообразующих религий как гаранта стабильности российского государства. Новые религиозные объединения активно пытаются проникнуть и внедриться в органы образования, государственного управления, здравоохранения, производства и коммерции. Новые религиозные объединения прибегают к психологическому воздействию, запугиванию, тотальному контролю своих адептов, что создаёт угрозу духовному и физическому здоровью нации. Произошедшие к концу XX века общественно-политические преобразования российского государства привели к изменению конфессиональной ситуации в стране, оказали существенное влияние на характер отношений органов власти и религиозных объединений. Демократизация общества, утверждение идеологического и политического плюрализма, переосмысление основополагающих ценностей и устоев жизни вызвали необходимость анализа взаимоотношений государства с религиозными объединениями, особенно новыми, имеющими отличные от традиционных религий вероучения и культовые практики. По различным оценкам отечественных религиоведов на территории нашего государства развернули свою деятельность несколько десятков различных типов религиозных организаций и столько же видов религиозных групп, представляющих угрозу основным объектам безопасности российского государства, общества и граждан.1 Таким образом, изучение истории обеспечения духовной безопасности личности на сегодняшний день представляется, несомненно, важным.


Наибольшее количество адептов на территории современной Белгородской области имели штундобаптисты, скопцы, стефановцы и раскольники (различных толков). Далее стоит расписать о количестве адептов различных сект по Курскому уезду. Начиная с 1915 – 1922 гг. в Грайворонском уезде (современные Грайворонский и Борисовский районы Белгородской области) проживало 275 стефановцев, 16 скопцов, свыше 170 штундобаптистов и около 60 раскольников, в основном Австрийского согласия.15
Так в 1915 году по I-му благочинническому округу города Грайворон, Курской епархии Николаевская церковь насчитывала 25 мужчин, 18 женщин и 5 дворов, принадлежащих штундобаптистам; Дмитриевская - 12 мужчин, 8 женщин и 3 двора, принадлежащих раскольникам; Казанская – 2 мужчин, 3 женщин и 1 двор, принадлежащий раскольником Австрийского согласия.16
В 1917 году по II-му благочинническому округу города Грайворон, Курской епархии Архангельская церковь насчитывала 23 мужчин, 14 женщин и 14 домов штундобаптистов; Николаевская – 15 мужчин, 11 женщин штундобаптистов; Богоявленская село Чумачово – 19 мужчин, 12 женщин и 14 домов баптистов; Георгиевская церковь села Серетины – 3 мужчин, 3 женщин и 3 двора штундобаптистов; Николаевская церковь села Выбинай – 35 женщин и 35 дворов штундобаптистов; Знаменская – 25 мужчин, 19 женщин и 14 домов штундобаптистов.17

В 1917 году по III-му благочинническому округу города Грайворон, Курской епархии Введенская церковь села Введенского насчитывала 8 мужчин, 7 женщин и 3 дома штундобаптистов; Дмитриевская села Дмитриевка – 47 мужчин, 42 женщины и 66 домов штундобаптистов; Троицкая села Кошары – 12 мужчин, 8 женщин и 8 домов штундобаптистов; Тириновская села Летевыхо Хутора – 19 мужчин, 14 женщин и 5 домов штундобаптистов; Николаевская село Мокрушино – 12 мужчин и 17 женщин раскольников; Николаевская села Ракитное – 31 мужчину и 24 женщины баптистов и скопцов; Успенская села Ракитное – 17 мужчин, 10 женщин и 5 домов неизвестной секты; Николаевская село Трефиловка – 17 мужчин, 17 женщин и 6 домов штундобаптистов.18
В 1915 году в ведомостях 5-го округа Грайворонского уезда Курской епархии Архангельская церковь села Становое насчитывала 4 мужчины и 4 женщины иноверцев, 15 мужчин, 6 женщин и 7 мужчин раскольников; Николаевская село Дороновки – 72 мужчины, 78 женщин и 20 домов стефановцев; Николаевская села Русская Берёзовка – 53 мужчины, 51 женщину и 27 домов стефановцев.19
В то время как в описях того же уезда за 1916 год записаны всего 2 церкви, это Покровская села Кустовое насчитывает 8 мужчин и 3 женины баптистов; Возженская села Коровино – 1 мужчину, 1 женщину и 1 дом штундобаптистов. Однако в послереволюционный период по тому же округу количество сектантов значительно возросло. Так в 1922 году Покровская церковь села Кустовое насчитывает 17 мужчин, 18 женщин и 18 дворов штундобаптистов; Троицкая слободы Казацкой – 17 мужчин, 18 женщин и 5 дворов штундобаптистов. Хотя показатели и не велики, прослеживается тенденция распространения ересей в послереволюционный период.20
В 1916 году в ведомостях церквей 3-гоблагочиннического округа Курской епархии города Белгорода вообще нет записей о иноверцах, инославных, раскольниках или сектантах.21
В 1916 году в ведомостях церквей 1-го благочиннического округа Ново-Оскольского уезда Курской епархии тоже фактически нет записей. Покровская церковь слободы Песчаной насчитывает 4 мужчины, 5 женщин и 2 дома раскольников; Космо-Дамианская – 6 мужчин, 10 женщин и 5 домов скопцов.22
В клировых ведомостях 1-го Благочиннического округа Старо-Оскольского уезда за 1916 год тоже нет упоминаний о сектах.23
Как и большинство церквей этого периода. Так же продолжалась борьба с раскольничеством. Это было обусловлено тем, что Россия переживала смутное время – время экономического спада и преддверия революции.

---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5928
На пути к веротерпимости: «церковные отщепенцы» и власть

Вплоть до второй половины XVIII века принадлежность к стихийным религиозным движениям в России считалась преступной, или, по меньшей мере, предосудительной. Вектор государственной вероисповедной политики, определявшей условия жизни верующих-нонконформистов, начал изменяться только в 1760-е гг. Очередной виток российской модернизации (европеизации), инициированный Петром III и продолженный Екатериной II, привел к ослаблению контроля государства в вероисповедной сфере.

Первым из российских самодержцев, сказавшим «добрые слова» в адрес русских богоискателей, стал взошедший на престол в 1761 г. Петр III. 29 января 1762 г. вышел его указ, в котором Сенату предлагалось выработать «особое положение» для старообрядцев[1]. Староверам, которые захотели бы вернуться из-за границы в Россию (имелись в виду, прежде всего, поселения на Ветке), император обещал свободное совершение богослужений, а властям запрещалось «угнетать старообрядцев»[2]. Не считал обязательными император и преследования за принадлежность к отдельным русским сектам. Внедрить свои замыслы в жизнь Петр не успел из-за кратковременности правления, однако остался в памяти религиозных диссидентов как «заступник» (это отчасти объясняет участие старообрядцев и христоверов в восстании Е.Пугачева, выдававшего себя за царя Петра Федоровича, а также большое количество легенд о Петре III, сложенных в старообрядческой и сектантской среде).

---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5928
продолжение

Приведенные примеры демонстрируют смягчение вероисповедной политики на региональном уровне в конце 1850-х - начале 1860-х гг., но, конечно, не говорят о кардинальных переменах в положении сообщества «раскольников». Более того, со второй половины 1860-х гг. отношение к ним становится более строгим, что связано, видимо, с охранительными тенденциями, появившимися во внутренней политике российского правительства после 1866 г., а также с активизацией «противораскольничьей» борьбы господствующей православной церкви (об этой борьбе будет подробно рассказано в третьем параграфе данной главы). Как следует из материалов фонда Канцелярии курского губернатора, в 1869-1873 гг. в Курской губернии активизировались полицейские расследования по фактам распространения религиозных «лжеучений». В результате этих расследований более ста человек было поставлено под тайный полицейский надзор. Большинство из них рассматривались как потенциальные распространители скопчества и христоверия[47].



В том же 1912 г. с прошением о разрешении молитвенных собраний в Губернское правление обратились баптисты из сл. Казацкой Путивльского уезда. У них имелось два дома для этой цели. История, однако, повторилась. В донесении путивльского исправника говорится: «Я усмотрел, что помещения те, имея мало воздуха и одну выходную дверь, стоят в кругу жилых, крытых соломой, построек и в пожарном отношении не безопасны»[100].

Также Губернское правление на протяжении 1912 - 1914 гг. не давало возможности организовать массовые собрания членам Груз- чанско-Попово-Слободской общины (Путивльский уезд), а в конце 1914 г. постановило прекратить ее действие из-за отсутствия подходящего молитвенного дома[101]. Таким образом, не имея возможности отказать верующим в собраниях по причине несоответствия их религиозных воззрений учению православной церкви, представители администрации отказывали им, основываясь на принципах «общественного благоустройства».

Не имея возможности получить официальное разрешение на проведение молитвенных собраний, баптисты организовывали таковые на свой страх и риск. Итог, однако, мог оказаться плачевным, о чем свидетельствует случай, произошедший в 1911 г. с баптистами с. Трефиловки Грайворонского уезда. Попытавшись получить разрешение и получив отказ, верующие (около 25 человек) собрались в доме одного из видных членов общины - Р. Берегового. Неожиданно появилась полиция, уведомленная о собрании местным волостным старшиной. Не успевшие покинуть молитвенное помещение баптисты были арестованы. Провели под арестом три дня, а затем были приговорены земским начальником к штрафу (по 10 р. с человека)[102]. Последующие жалобы в МВД верующим не помогли, оставшись «без последствий»[103].

Тем не менее, с течением времени проблем во взаимоотношениях со светскими властями у представителей религиозного инакомыслия становилось меньше. К концу рассматриваемого периода принцип свободы вероисповедания начал входить в провинциальное правосознание. Сохранившиеся в фонде Курского Губернского правления документы свидетельствуют, что после 1910 г. этот орган перестал учитывать мнение духовных властей по поводу разрешения староверам строить молитвенные дома в том или ином месте.
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5928
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5928
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5928
"Братский Вестник", № 3 - 1946

Извещения Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов

Из Швеции и Финляндии ВСЕХБ были получены приглашения на конференции Шведского Союза баптистов в, Стокгольме с 12—16 июня с. г. и Союза шведских баптистов в Финляндии, в г. Ваза, с 21—24 июня с. г.

ВСЕХБ послал на обе конференции своих представителей в лице бр-ев М. И. Голяева и А. Л. Андреева.

Уполномоченным ВСЕХБ для Татарской, Марийской, Чувашской и Удмуртской АССР назначен 6р. Т. В. Чебурахин.


Старшими пресвитерами назначены:

Бр. В. И. Косицын — для Хабаровского края.

Бр. И. Т. Слободчиков — для Молдавской ССР.

Бр. Е. П. Старостин — для Новосибирской и Томской областей.

Бр. Т. В. Торспов—для Красноярского края.

Бр. К. Л. Калибабчук — для Херсонской области.

Бр. А. М. Теслюк — для Тарнополъской области.

Бр. М. С. Липовой — для Измаильской области.

Бр. В. Л. Суханов — для Кировоградской области.


Районными пресвитерами по Курской области назначены:

Бр. С. А. Широких — для Литовского района.

Бр. И. Д. Шавырин — для Дмитриевского района.

Бр. П. Д. Клюев — для Рыльстдаго района.

Бр. Ф. Л. Дорошенко — для Гдушковского района,

Бр. Е. Е. Ворона — для Суджаиского района.

Бр. П. Ф. Вервейко — для Грайворонского района.

Бр. М. Я. Гурин — для Белгородского района.



По делам ВСЕХБ посетили Москву:

Старший пресвитер Брянской области, бр. Я. Т. Спиридонов — в мае с. г.

Уполномоченный ВСЕХБ в Украине, бр. А. Л. Андреев — в июне с. г.

Пом. Уполномоченного ВСЕХБ в Украине, бр. Д. И. Пономарчук — в июне с. г.

Уполномоченный ВСЕХБ в Белоруссии, бр. В. Н. Чечнев — в июне с. г.

Пом. Уполномоченного ВСЕХБ в Белоруссии, бр. И. К. Панько — в июне с. г.

Уполномоченный ВСЕХБ в Западной Сибири, бр. Ф.1 Г. Патковский — в июне с. г.

Старший пресвитер Тульской области, бр. Н. П. Кирюханцев— в июне с. г.
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
Лайк (1)
Эта тема была выделена из темы "Вервейко " (18 августа 2020 8:52)
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5928
Секирин Андрей Александрович.
Секты в религиозной жизни Российской империи: типология и эволюция во второй половине XIX – начале XX веков (на материале Воронежской и Курской губерний) /фрагмент/


Протестантские секты


В самом конце XIX – начале XX века в Курской губернии, как и в Воронежской, одним из самых многочисленных рационалистических сектантских движений стал баптизм, распространившийся, главным образом, на почве уже существовавшего здесь штундизма. В 1880-е годы, баптизм стал распространятся, в первую очередь, в южных уездах губернии, однако к 1913 г. «…общины баптистов появились практически во всех уездах: Белгородском, Грайворонском, Путивльском, Рыльском, Обоянском, Льговском, Тимском, Курском, Дмитриевском…»1. О распространении баптизма в Курской губернии в конце XIX века в первую очередь свидетельствуют документы официального делопроизводства2. Так, например, курский губернатор Н.П. Муратов также утверждал, что распространение баптизма в Курской губернии началось именно в конце XIX века. Однако поворотной точкой в распространении данной секты по губернии стал, по его мнению, изданный 17 апреля 1905 года указ «Об укреплении начал веротерпимости» в России: «…с провозглашением в 1905 году вероисповедной свободы баптистское движение в Курской губернии значительно усилилось… [и] … по имеющимся сведениям, общее число баптистов в Курской губернии достигает 1195 душ обоего пола». По сведения Н.П. Муратова, в ряде уездов Курской губернии имелись зарегистрированные общины баптистов, причем, как отмечал губернатор, наибольшее распространение секта получила в Грайворонском и Путивльском уездах. Он писал, что «в слободе Борисовке, Грайворонского уезда, имеется зарегистрированная община, насчитывающая 302 души обоего пола, а в Путивльском уезде, имеются две зарегистрированные общины, насчитывающие 320 душ … во Льговском, имеется зарегистрированная община, насчитывающая 198 душ, в Белгородском уезде, незарегистрированная – 206 душ, Дмитриевском – 67 и Рыльском – 46. В остальных уездах, баптизм не имеет прочно организованных общин, но и в них по местам встречаются группы сектантов в 2-18 человек»1.

Целый ряд сохранившихся архивных дел свидетельствует о том, что в Курской губернии в 1910-е годы происходили как случаи единоличного, так и коллективного (семейного) перехода из православия в баптизм. Так, например, в 1910 году в Белгородском уезде в секту евангельских христиан-баптистов, перешла крестьянка села Ровеньки Ф.И.Новикова2. В своём заявлении на имя курского губернатора М.Э. Гильхена она изложила следующую просьбу: «… так как я отпала от православия в исповедание евангельских христиан-баптистов, исключить меня из всех актов состояния меня в православии и выдать мне удостоверение на случай присоединения к религиозной общине, и об исправлении в моих документах моего вероисповедания, и о последующем объявить мне»1. К этом же году относился и переход жителей этом же села – крестьян Наумовых2 и крестьянки А.И. Шатохиной3.

Похожее по форме и содержанию прошение было подано крестьянкой слободы Красная Белгородского уезда Е.К. Гермоненко4. Она писала о том, что исповедует баптистское вероучение и желала бы исключиться из православия с тем, чтобы перейти в харьковскую общину баптистов: «… я имею честь просить Вас не отказать мне в распоряжении об исключении меня из православия и об оповещении совета Харьковской общины русских евангельских христиан-баптистов о моём присоединении к общине»5. В слободе Красной это был не единственный случай, примерно в это же время в баптизм перешёл и крестьянин Г.С. Нерубенко6.

В 1913 году крестьяне слободы Томаровка Белгородского уезда – А.Г. Рагулин и его жена Мария Григорьевна Рагулина – просили губернатора Курской губернии Н.П. Муратова исключить их из числа православных7. Используя типичную форму прошения, они писали: «Исповедуя вероучение евангельских христиан-баптистов, и желая исключиться из православия и перейти в Харьковскую общину русских евангельских христиан-баптистов, просим Вас не отказать нам в распоряжении об исключении нас из православия, и об оповещении совета Харьковской общины русских евангельских христиан баптистов, и о нашем присоединении к общине»8.

В Белгородском уезде кроме слободы Томаровка община баптистов существовала в Никольской волости, а именно в селах Бочковка, Ровеньки и Черемошное9. Из информации, которую сообщал белгородский уездный исправник курскому губернатору М.Э. Гильхену в 1910 году, следует, что на религиозную жизнь Белгородского уезда сильное влияние оказывала община баптистов, существовавшая в приграничной Харьковской губернии. В частности, на это указывал тот факт, что «…просителям села Бочковки Никольской волости Е.П. Маркову и другим, в числе 14 человек, прошения о разрешении перейти из православия в секту баптистов писаны крестьянином села Бочковки И.С. Марковым, живущим в городе Харькове…и состоящим в секте баптистов». Кроме того, по сведениям все того же белгородского уездного исправника в селе Бочковке к тому времени уже проживал «…21 сектант, все они близко соприкасаются с существующей в городе Харькове общиной сектантов, откуда и направляются все усилия к совращению крестьян села Бочковки и соседних ему – Ровеньки и Черемошного переходить в секту баптистов»1.

Однако община баптистов существовала не только в приграничных к Харьковской губернии селах, но и в самом Белгороде. Так, известно, что они проживали в «…слободе Августовой (Савина), во главе общины стояли некто Камышенский и Буняева. Штундо-баптисты называют себя евангельскими христианами, утверждая, что они веруют в Бога и живут согласно с евангелием»2. Местный священник, посетивший молитвенное собрание белгородских штундо-баптистов, описывал их проповедь с симпатией: «Если у кого, то у этих ораторов, нам православным пастырям и учиться при выступлениях с кафедры и вне её. С отрадой можно отметить, что через все их речи сквозит призыв к покаянию, к деятельному исправлению жизни общины и каждой отдельной личности»3.

Влияние харьковской общины баптистов распространялось и на Грайворонский уезд. Об этом, в частности, свидетельствовал случай перехода из православия в баптизм крестьянина слободы Дмитриевка Г.М. Сумского1. Грайворонский уездный исправник, который информировал об этом курского губернатора, ссылался на заявление самого крестьянина Сумского, из которого следовало, что свой выбор он сделал самостоятельно и хотел осуществить переход в баптизм по собственному желанию. При этом, как следовало из прошения крестьянина, «Заявление на предмет присоединения … к секте, надлежит передать в первую Харьковскую общину евангельских христиан-баптистов, находящуюся в городе Харькове»2.

В Грайворонском уезде Курской губернии в начале ХХ века переход в баптизм совершался крестьянами отдельных сел и слобод как единолично, так и коллективно. Так, например, известно, что в баптизм перешёл крестьянин села Чуланово, И.П. Беседин3. В 1910 г. он подал традиционное для такого случая прошение на имя курского губернатора М.Э. Гильхена. В преамбуле крестьянин ссылался на законодательные документы, вступившие в силу в ходе Первой русской революции. В частности, он упомянул в тексте своего обращения именной указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года и циркулярное распоряжение Министра Внутренних Дел от 18 августа того же года за №4628. Поясняя причину своего обращения, он писал о том, что отпал от православия в евангелическо-баптистское исповедание и в этой связи изъявлял желание «…исключиться и со всех актов состояния моего в православии … выдать мне удостоверение на случай присоединения к религиозной общине, и исправления в моих документах моего вероисповедания, и о последующем объявить мне»4.

В том же Грайворонском уезде в селе Солдатское в баптизм перешла семья крестьян Чекачковых – Порфирий Федотович и его жена Анна Петровна5. В типичном для таких случаев заявлении на имя курского губернатора они писали: «…мы, отпав от православия, исповедуем вероучение по вере крещённых христиан евангельского, баптистского исповедания, желаем исключиться и со всех актов состояния нашего в православии»1.

источник
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модератор: PElena
Вверх ⇈