УКРАИНСКИЙ СЛОВАРЬ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Родился Борис Гринченко на Сумщине, в семье дворянина, выходца из русифицированной украинской шляхты. Отец будущего просветителя дома говорил подчеркнуто на русском языке, приберегая украинский для общения с крестьянами. Всю свою дальнейшую деятельность Гринченко посвятил тому, чтобы украинский язык перестал быть языком нижних социальных слоев. Знакомство с «Кобзарем» Тараса Шевченко толкнуло молодого учащегося Харьковского реального училища начать собирать украинские песни, сказки и другие фольклорные материалы.
После окончания Харьковского университета Гринченко становится народным учителем. Преподавая на Слобожанщине, он познакомился со своей женой, учительницей Марией Гладилиной. В 1887 супруги получают приглашение от известной филантропки Христины Алчевской, жены промышленника, одного из основателей металлургической индустрии в Донбассе, которая открыла в семейном поместье школу для крестьянских детей. Шесть лет, с 1887 по 1893 год, семья Гринченко прожила в селе Алексеевка Славяносербского уезда (ныне Перевальский район Луганской области), учительствуя. Преподавание в школе велось на русском языке, но Борис Гринченко всячески культивировал украинский язык, чем поначалу вызывал недоумение родителей своих учеников, дескать, почему образованный барин говорит «по-селянськi». Свободное время Гринченко посвящал литературному труду, именно в Алексеевке он сформировался как писатель. Гринченко вошел в украинскую литературу, как автор более 50 рассказов, повестей и стихотворных сборников.
Затем Гринченко жили в Чернигове, где Борис Дмитриевич работал в земстве, но из-за близости к нелегальным кружкам украинофилов он был вынужден оставить эту работу. В 1900 поступил на службу в Черниговский музей «старожитности», где работал над каталогом «Украинских древностей». Под эгидой музея, рискуя работой и свободой, он организовывал масштабные издания книг на украинском языке. Всего было издано около 50 книг «для народного чтения».
С 1902 Гринченко приступает к главному труду своей жизни: редакция «Киевской старины» решила издать толковый словарь украинского языка, редактором и составителем которого решено было пригласить слобожанского просветителя. Специфика составления словаря была в том, что украинские слова в нем истолковывались по-русски - напомним, это были времена, когда официально украинское слово находилось под запретом в Российской империи, и украинская национальная интеллигенция разыскивала любые пути для обхода правительственных ограничений. В словарь вошли 68 тысяч украинских слов, кстати, за основу его были взяты наработки по сбору «малороссийских диалектов», предпринятые Далем в его «Толковом словаре». Издан словарь был в 1907-1909 в четырех томах, за этот труд Российская академия наук присвоила Борису Гринченко 2-ю премию имени Костомарова. В 1906-09 Борис Гринченко создал и затем руководил киевским отделением общества «Просвiта» имени Тараса Шевченко.
ГРИНЧЕНКО И РЕВОЛЮЦИЯ
Идиллический образ народного учителя Борис Гринченко вполне органично совмещал с деятельностью крутого заговорщика-«карбонария». Поскольку в то время Украина находилась под гнетом Эмского указа и Валуевского циркуляра, воспрещавших книгоиздание на украинском языке, то вся литературная и просветительская деятельность Гринченко была балансированием на грани. Уже в 1879 школьника Гринченко арестовывают за чтение революционной литературы, что впоследствии усложнило ему путь к высшему образованию. Стоит вспомнить, что за времена стояли в империи – самый разгар народовольческого террора, не последнюю роль в котором играли выходцы из украинских губерний. Гринченко не порывал связей с революционным подпольем, которое в Украине тесно смыкалось с украинофильским движением, в том числе во время работы в Алексеевке. Христина Алчевская практически не вмешивается в дела школы, что облегчает превращение ее в легальное прикрытие для народнической пропаганды. В 1891 Борис Гринченко вместе с будущим лидером украинских самостийникiв Мыколою Михновским создает нелегальное «Братство тарасовцев». Тайное общество было создано во время посещения единомышленниками могилы Тараса Шевченко в Каневе. В числе своих задач «Тарасовцы» поставили освобождение украинского народа от национального и социального угнетения, пропаганду украинского языка.
В дальнейшем, уже работая в Черниговском земстве, он превращает его книжные склады в оплот украинской книжки, а председатель комиссии по народному образованию губернского земства Рудановский по его инициативе активно снабжает школы украинскими книгами. В итоге деятельность Гринченко становится известна жандармерии, по доносу провокатора его и другого участника украинофильского кружка писателя Михаила Коцюбинского увольняют. В 1904, уже будучи степенным сотрудником «Киевской старины», Борис Гринченко участвует в создании нелегальной Украинской демократической партии, ставившей целью установление в Российской империи конституционного строя и предоставление автономии Украине в ее составе, со своим краевым сеймом и введением украинского языка в школах, судах, администрации.
Еще более тесно с революционным движением оказалась связана дочка писателя – Настя Гринченко, которая во время учебы на философском факультете Львовского университета примкнула к нелегальной Революционной Украинской партии – одному из наиболее радикальных течений в национальном движении. Во время революции 1905 года Настя Гринченко со своим возлюбленным активно участвует в вооруженных выступлениях, была арестована полицией, и в тюрьме заболела туберкулезом. С большим трудом родителям удалось добиться ее освобождения по состоянию здоровья, но жизнь дочери им спасти не удалось – в 1908 она умерла, а вскоре умер и ее сын – единственный внук Гринченко. Потеря близких людей подкосила и самого пожилого писателя – в 1909 он уезжает лечиться в Италию, где через полгода и умирает. Похоронен Гринченко был в Киеве, на Байковой горе. В селе Алексеевка установлен единственный в Украине памятник просветителю, а в 2003 году там же был открыт мемориальный комплекс-музей Бориса Гринченко и семьи Алчевских.