Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Михайловские

г. Лида Гродненской или аг. Ляды Витебской???

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 6 Вперед →
Модератор: PElena
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6733
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5908
Девичья фамилия моей первой свекрови - Михайловская, родом из г. Лида

Что известно? Очень мало...

родители - Лев Михайловский, * ?-+1943, Хима (?), * ?-+1928 (при родах)
дети - Хода, Иван, Елена, Николай, *1926, Вера, *1928-+1996




Вот что удалось узнать о судьбе Ивана. Михайловский Иван Львович - ЗАХОРОНЕНИЕ НАЙДЕНО!!!




Существуют две версии происхождения фамилии Михайловский.

По первой версии фамилия Михайловский относится к так называемым «патронимическим» еврейским фамилиям, т.е., к фамилиям, образованным от мужских личных имен. Как правило, таким именем служило имя отца или деда, однако оно было не случайным, а родовым, «династическим» именем, передававшимся из поколения в поколение. В разных общинах традиции именования детей были несколько различными, но во всех еврейских семьях существовали имена, которые появлялись постоянно, с определенной периодичностью.

По звучанию «патронимической» фамилии обычно достаточно легко определить, какое имя в данной семье на протяжении поколений входило в набор «династических» имен.

Фамилия Михайловский происходит от мужского имени Михайло, которое является одной из форм танахического имени Михаэль.

Как написано в книге пророка Даниэля, Михаэль – имя ангела-защитника еврейского народа. Имя Михаэль означает «Кто подобен Всевышнему».

Согласно Аггаде и различным мидрашам, архангел Михаэль присутствовал при всех моментах жизни наших праотцев. Михаэль спас Авраама из «печи огненной» и был учителем Моше. Он возвестил жене Авраhама Сарре, что она родит сына, а Лота он спас от гибели в Сдоме. Это Михаэль спас Ицхака от смерти на жертвеннике, заменив его барашком. С архангелом Михаэлем боролся Яаков и получил от него благословение. По традиции, когда наступит день воскресения мёртвых, Михаэль вострубит и восстанут умершие.

По другой версии фамилия Михайловский относится к так называемым «топонимическим» фамилиям, то есть к фамилиям, образованным от названия города или местечка, в котором проживали первые носители фамилии.

В этом случае фамилия Михайловский могла произойти от названия деревни Михайловка. Деревни с таким названием расположены вблизи таких украинских городов как Васильков, Канев, Сквира, Тараща, Литин и т.д.

Фамилия Михайловский в дореволюционной России встречалась в Могилевской, Киевской и Бессарабской губернии.
Источник



Далее - размышления на тему: Лида (со слов свекрови) или Ляды (там живут родственники)?


[ Изображение на стороннем сайте: ccf182318c97.jpg ]


Лида - город Гродненской области, административный центр Лидского района.

Ляды — агрогородок, Волевковский сельсовет, Дубровенский район, Витебская область - прежнее название Глебово
ранее - местечко Могилевской губ., Горецкого уезда,
Ляды, происходящее от слова «лядо» — пустошь среди леса, место вырубки и выжига леса для нужд земледелия.
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6733
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5908
ГАРФ, ф. Р-5325 - 10-867
Список хранящихся в Особом Архиве метрических книг, относящихся к воссоединенных к СССР местностям западной Белоруссии.

6. Лидское благочиние. Барановичская обл.

I. Маломожейковская ц. Вил. губ. Лид. у
2. Жижмашская. ц. 51 кн. 1807 - 1915 год.
3. Радиванишская ц.
4.Голдовская ц. Вил. губ. Лидского у.
5.Мытская ц.
6. Лыбедская ц
7.Белицкая ц
8.Бобровская ц.
9.Гончарская ц.
10. Докуловская ц.
11.Збрянская ц.
12. Лидский Собор
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6733
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5908
В Литовском Историческом архиве - метрические записи по православным церквям:
фонд 605 - Духовная консистория Вильнюсского православного епископата:

Лида (Собор): 1914
Лида (Михайловская церк.): 1837-1847


victor2017 написал:
[q]
Литовский государственный исторический архив (г. Вильнюс)
Скарбовая комиссия Великого княжества Литовского (фонд 11, описи 1, 2)

11-1-242 – Протоколы квитанций городской канцелярии Лидского повета (1775-1781гг.) (стр. 10)
11-1-759 – Книга учёта неуплаченных подымного и поголовного налогов с Лидского повета (1670-1692гг.) (стр. 234)
11-1-764а – Книга учёта уплаченных и неуплаченных подымного, поголовного и гиберны налогов с Виленского воеводства (Ошмянского и Лидского поветов) (1670-1723гг.) (стр. 2936)
11-1-1053 - Инвентари староств, держав и деревень ВКЛ. Выписи из книг Главного Литовского Трибунала ВКЛ, стр. 473 a-г за 1666 (1567 – 1763г.г.) (стр. 507)
11-1-1054 - Инвентари староств, держав и деревень ВКЛ (1560 – 1742г.г.) (стр. 530)
11-1-1058 - Инвентари имений, староств, держав и деревень ВКЛ. Актикации (1738г.) (стр. 1424)
11-1-1219 – Документы, поступившие в Скарбовую комиссию: люстрации мельниц и тарифы налогов по Жмудскому княжеству, Минскому воеводству, Брестской и Гродненской экономий, Лидскому повету; письма казённых служащих и частных лиц о сборе налогов, уплате жалования войскам, об отдаче держав во владение разным лицам, о служебных злоупотреблениях, об очистке русла реки Неман и по др. вопросам (1764 – 1787гг.) (стр. 785)
11-1-1230 - Список староств ВКЛ с указанием их Владельцев; Ведомость учёта денег, выделенных сакским (саксонским) князьям Каролю и Ксаверу из казённой кассы; Перепись дымов по воеводствам и поветам ВКЛ; Ведомость учёта поступлений налоговых денег с воеводств и поветов ВКЛ; Список городов по ВКЛ (1775 – 1786г.г.) (стр. 25)
11-1-1272 – Инвентарь фольварка Ельна Лидского повета (1783г.) (стр. 5)
11-1-1274 – Инвентарь фольварка Дзембров Лидского Повета (1783г.) (стр. 8)
11-1-1279 – Инвентарь фольварка Бычковщизна Лидского повета (1783г.) (стр. 7)
11-1-1280 – Инвентарь фольварка Спуша Лидского повета (1783г.) (стр. 6)
11-1-1281 – Инвентарь фольварка Лесище Лидского повета (1783г.) (стр. 5)
11-1-1346 - Люстрация дымов по воеводствам и поветам ВКЛ (1790г.) (стр. 201)
11-1-1506 – Тариф поголовного налога по Лидскому повету (списки евреев) (1765г.) (стр. 38)
11-1-1512 – Тариф подымного и чопового налогов по Лидскому повету (1789г.) (стр. 35)
11-1-1539 – Тариф городских и деревенских дымов Лидского повета (1790г.) (стр. 128)
11-1-1588 – Тариф дымов и подымного налога с Новогрудского, Минского и Трокского воеводств, Лидского, Упитского, Оршанского и Речицкого поветов (1775-1781гг.) (стр. 273)
11-2-67 – Книга пожертвований на войско, взыскиваемых с жителей Лидского повета (1789г.)
11-2-138 – Ведомость учёта подымного, поголовного и других налогов по разным имениям, поветам и волостям ВКЛ (1578-1697)
11-2-251 – Люстрация имения Ошмяники Лидского повета (1780г.)
[/q]



Eugen74 написал:
[q]
Метрических книг Маломожейковской церкви в архиве Челябинска несколько:
ф.И226 оп.4 д.22 Метрическая книга Литовской Духовной консистории Виленской губернии, Рождественско-Богородицкой церкви села Мало-Можейково Лидского уезда на 1865 год
ф.И226 оп.4 д.145 Метрическая книга Литовской консистории Маломожейковской церкви Лидского уезда на 1885 год
ф.И226 оп.4 д.197 Метрические книги Литовской Духовной консистории Маломожайковской церкви на 1890-1897, 1903 годы
ф.И226 оп.4 д.289 Метрические книги Литовской Духовной консистории Маломожейковской церкви Лидского уезда на 1898-1904 годы
ф.И226 оп.4 д.443 Метрические книги Литовской Духовной консистории Маломожейковской церкви на 1905-1913 годы и Оренбургской Духовной консистории церкви Рождества Пресвятой Богородицы на 1913 год
[/q]

---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
Geo Z

Geo Z

LT
Сообщений: 20137
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 13219
На сайте гродненского НИАБа есть список МК костелов и церквей, хранящихся в этом архиве по состоянию на 2011 год.
По Лиде.
Лидская церковь
1833-1841, 1920-1929гг.

Лидский костёл
1833-1860, 1865-1873, 1875-1929гг. браки и смерти до 1937 года.



Комментарий модератора:
Спасибо за помощь! Чуть ранее есть следующая информация:

НИАБГр ф. 1817, Лидская синагога, г. Лида Виленской губернии 1896-1914 Метрические книги о родившихся, бракосочетавшихся, умерших и разведенных

НИАБГр ф. 293, Лидский костел, г. Лида Гродненской губернии 1825,1845,1894-1937,1939 Инвентарное описание костёла, метрические книги о родившихся, бракосочетавшихся и умерших

НИАБГр ф. 922, Лидское благочиние, г. Лида Виленской губернии 1833-1841,1901-1951 Метрические книги о родившихся, бракосочетавшихся и умерших, книги записи предбрачных обысков, исповедные ведомости, посемейные списки прихожан

НИАБГр ф. 923, Лидский деканат, г. Лида Гродненской губернии 1834-1841,1843-1845,1847-1852,1854-1860,1865-1873,1875-1950 Метрические книги о родившихся, бракосочетавшихся и умерших, книги записи предбрачных обысков, алфавитные книги и метрические выписи о родившихся, посемейные списки прихожан, черновые записи о родившихся, бракосочетавшихся и умерших

PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6733
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5908
http://archives.gov.by/index.php?id=590057

Основные ревизские сказки по Лидскому уезду Виленской губернии

Национальный исторический архив Беларуси в г. Гродно

Сословия Годы Фонд/Опись Номер единицы хранения
Однодворцы 1834 24/7 417

Ревизские сказки по данным уездам Виленской губернии находятся
в Государственном историческом архиве Литвы в г.Вильнюсе:
Lietuvos valstybinis istorijas archyvas
10, Gerosios Vilties, Vilnius,
232015, Lietuva

Вилейский уезд
Виленский уезд
Дисненский уезд
Лидский уезд
Ошмянский уезд
Свентянский уезд
Трокский уезд

---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6733
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5908
Ляды (также Глебово) — в эпоху Речи Посполитой местечко Трокского воеводства, Оршанского повета. По 12 пункту ординации, или устава, евреи Л. наравне с христианами не имели права курить вино и варить пиво без разрешения арендатора. В 1766 г. в прикагалке Л. насчитывались 207 плательщиков подушной подати. — Ср.: "Регесты", II; Вил. центр. арх., кн. 3633 (бум. Бершадского).

Ныне — местечко Могилевской губ., Горецкого уезда. По ревизии 1847 г. "Лядн. евр. общество" состояло из 2.137 душ. По переписи 1897 г. в Л. жит. 4.483, среди коих 3.763 евр. — В 1910 г. — одно частное мужск. евр. училище. В Л. жил основатель "Хабада" ״ p. Шнеур-Залман. Л. служили резиденцией цадиков: р. Шнеур-Хаим-Залмана Шнеерсона (ум. 1879) и его преемника, р. Доб-Бера (ум. в 1910 г.).

Источник


---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6733
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5908
ПАМЯТЬ МОЛЧАТЬ НЕ ДАЕТ

В одном из приложений «Еврейский Камертон» израильской газеты на русском языке «Новости недели» есть статья профессора истории А.Я. Черняка «Штетл Ляды: евреи уничтожены, дома разрушены». В ней пишется: «К великому сожалению, пока еще не созданы специальные труды по истории местечек на территории бывшего СССР…»

Уроженец местечка Ляды Вячеслав Тамаркин не мог не откликнуться на эту статью. Всю жизнь посвятил он тому, чтобы оставить письменное свидетельство о виденном, пережитом и врезавшемся в память ему, тогда 11-летнему подростку, в суровые будни довоенных лет и в бесконечно долгие, немыслимо жестокие, годы войны. И не было за 76 лет его жизни такого дня, чтобы он не вспоминал о трагедии своей малой родины. Для него она навсегда – единственная, самая дорогая и ... – слишком рано безвозвратно потерянная …

Сознавая историческую значимость и ценность собранных им за долгие годы материалов и воспоминаний земляков, В. Тамаркин приводит здесь их, обобщает, делится с читателем своими мыслями, наблюдениями и воспоминаниями. Время безжалостно и быстротечно. Нужно успеть передать то, о чем память кричит по ночам… Е. Мардер

Местечко Ляды, откуда я родом, имеет славную историю. Однако, когда мы с двоюродным братом Матвеем Вороновым стали искать сведения об этом в московских библиотеках, то не нашли ничего, кроме точки на карте. Вскоре я узнал, что в начале 60-х годов преподаватель истории, завуч средней школы деревни(!) Ляды, бывший фронтовик Лев Соломонович Эренбург вместе с учениками школы разыскали немало евреев – уроженцев Лядов, проживавших там до революции 1917 г. и позже. С помощью старожилов и школьников-активистов Л.С. Эренбург, несмотря на многократные запреты парторганов района и области, сумел создать при школе музей, посвященный истории местечка Ляды.

Многие, в том числе и я, прислали для музея свои воспоминания. Особое место среди собранных там материалов, на мой взгляд, занимают записи профессора истории Н. Красновского, сделанные им по просьбе Аарона Казакова, главного организатора воздвигнутого в Лядах Памятника убиенным. Они охватывают практически все сферы жизни местечка Ляды на протяжении нескольких веков, развитие его в экономическом отношении, влияние войн, начиная с 1812-го года и далее. В музей их передал сам Аарон Казаков.

Я попытался, используя эти записи, представить здесь в единой связи события как давно минувших дней, так и более позднего периода. Мысль о том, что эти воспоминания могут бесследно пропасть, для меня непереносима. Тем более, что вновь, как и каждый год, грядет страшная годовщина гибели всего еврейского населения местечка Ляды – произошло это 2 апреля 1942 года.

Памяти моих родных и близких, друзей и соседей – всех ляднян, погибших в дни еврейского праздника Исхода, я и посвящаю эти обобщенные воспоминания.

Из записей профессора И. Красновского и воспоминаний В. Тамаркина:

Административно-экономическое значение с начала существования местечка.


XVII век. Ляды, они же – Глебово, расположены на главной магистрали (тракт, большак) между Москвой и Варшавой, которая проходит через все местечко с запада на восток по главной, Большой Пробойной улице (в советское время – Большая Советская). Отсюда начинается Старая Смоленская дорога.


Источник
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6733
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5908
Воспоминания Лесникова В.М.

Вспоминаю довоенные годы. У нас в Лядах большинство населения, не зависимо от их национальности, жило, прямо скажем, бедно. Люди работали в артелях: сапожной, веревочной, швейной, или в колхозе «Нойе лебен» («Новая жизнь»). Помогало то, что у каждого был свой дом и приусадебный участок. Но молодежь в массе своей уезжала работать в крупные города. Оставались те, у кого были большие семьи, и менее подвижные, менее образованные, менее предприимчивые люди – в основном это люди старшего и преклонного возраста. В предвоенные годы наше местечко резко «постарело».



Воспоминания Сурковой Л.С.

Ляды – небольшое местечко, где мне посчастливилось родиться 30 января 1919 года. Река Мерея делила его на две части: еврейскую – на крутом берегу, и русскую – на подоле.

Базарная площадь, на которой стоял наш дом, считалась центром местечка. Для меня это был весь мир. Площадь окружали деревянные дома с цокольными этажами, и серый дощатый тротуар. Наш дом – больше других. Папин отец был купцом – льноторговцем. Папа, по убеждениям, отказался от наследства, и работал у брата счетоводом. После революции дядя Бэра открыл в доме харчевню и ночлег для крестьян, приезжающих на базар.

Напротив дома стояла аптека. Летним утром я сбежала из дома, босая, в одной рубашке. Сползла с крыльца, и отправилась к девочкам-подросткам, дочерям аптекаря, Люсе и Нюсе.

Площадь стала заполняться лошадьми и повозками. Над головой, со всех сторон, жевали огромные, с меня ростом, лошадиные морды. Пахло конским потом, навозом, сеном. Где дом, где аптека, куда деваться? И тут – о, счастье! Меня берут на руки и относят домой. Кажется, хозяин лавки.

---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6733
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5908
НЕ ЗАБУДЕМ, НЕ ПРОСТИМ

В июне 1966 года в деревне Бухарино Краснинского района на границе c белорусской деревней Ляды был открыт памятник жертвам фашизма. Здесь покоятся более 2 тысяч советских граждан: женщин, стариков и детей, зверски замученных фашистскими палачами 2 апреля 1942 года.

Красные следопыты Ляднянской средней школы бережно ухаживают за могилой советских людей. На траурном митинге, который состоялся здесь в день встречи с родными и близкими покойных, была прочитана статья из «Красноармейской правды» за 31 октября 1943 года.

«На следующий день после освобождения местечка Ляды от немецких захватчиков представители Красной Армии и гражданских организаций произвели раскопку рва, и перед ними предстала страшная картина злодеяний немцев.

Ее довелось видеть сотням бойцов и офицеров, проходящих по дороге. Воины подходили к краю глубокой ямы, когда они смотрели вниз перед собой, у них замирали сердца. Укутанный в одеяло ребенок с соской во рту, лежащий в объятиях растерзанной матери, обезображенные трупы седых стариков, молодых женщин, юноши с размозженными головами.

И бойцы с побледневшими от боли и гнева лицами, оглядывались назад, как бы для того, чтобы навсегда сохранить в памяти увиденное, еще крепче сжимали винтовки.

Рабочий хлебопекарни Афанасий Евсеевич Семенов рассказал нам о том, что произошло в Лядах. Гитлеровские людоеды с первых же дней учинили жестокую расправу над населением местечка. Грабежи, насилия, убийства были обычным явлением.

Население Лядов никогда не забудет апрельских дней 1942 года. В местечке было пустынно и мертво — люди боялись выходить на улицу. Эта страшная тишина была внезапно прервана воплями, доносившимися из здания школы-десятилетки, которую немцы превратили в тюрьму. Сюда были согнаны жители местечка и окрестных деревень. В течение нескольких месяцев люди томились в этой тюрьме. Фашисты морили их голодом, пачками увозили в «душегубках», зверски избивали.

В этот мрачный апрельский день гитлеровцы решили сразу избавиться от своих пленников, и повели их на расстрел. Здесь были старики, женщины и дети. Людей выводили на расстрел группами по сто и двести человек.

Это массовое убийство беззащитных, невинных людей продолжалось целый день. Женщин с грудными детьми на руках, стариков, девушек и юношей фашистские конвоиры гнали по улице, как гонят на убой скот. Остальным жителям местечка запретили в этот день выходить на улицу.

Кровавая расправа продолжалась и в следующие два дня. Гестаповцы устраивали облавы, хватали и убивали всех, заподозренных в сочувствии партизанам.

Гитлеровцы глумились над своими жертвами. Они кололи людей штыками, переламывали им кости, живыми закапывали в землю. Не щадили палачи и детей. Мерзавцы выламывали им руки и ноги, живыми бросали на трупы расстрелянных и закапывали. Так расправились гитлеровские звери с жителями белорусского местечка.

Мы стоим перед грудой до неузнаваемости изуродованных гитлеровцами мертвых советских людей. Их кровь зовет к мести, беспощадной святой мести гитлеровским убийцам!»

P.S. Эта заметка была опубликована 11 июня 1981 года в газете «Смена» Смоленского обкома комсомола. В ней изложены факты, но ни разу не упоминаются слова «еврей» и «гетто». Как и то, что памятник, открытый 19 июня 1966 года был сооружен на деньги, собранные оставшимися в живых ляднянами из Ленинграда, Москвы, Вильнюса, Харькова, Куйбышева, Оренбурга, Омска, Хабаровска и других городов бывшего Советского Союза.
Но и на такую публикацию, посвященную к 15-летию со дня открытия памятника, редактору газеты М. Великанову надо было иметь немалое мужество.
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6733
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5908
ШТЕТЛ ЛЯДЫ: ОСТАЛОСЬ В ВОСПОМИНАНИЯХ…

«Из еврейского местечка я вышел, и по пути к еврейскому местечку я шел все время моего творчества. Местечко – наша земля, из которой мы все вырастаем, и мы можем пытаться всеми силами вырваться из этой земли, но мы это сделать не сможем».
Шолом Аш (из предисловия к книге «Местечко»)

В воспоминаниях Реувена Брайнина (1862–1940) «Из моей книги жизни», изданных в Нью-Йорке в 1946 году на языке идиш подробно описана жизнь евреев местечка Ляды в достаточно удаленное от нас время, от 1875 до примерно 1880 года.

Книга эта биографическая и документальная, и поэтому для нас представляет огромный интерес. Мало того, что это местечко в Белоруссии было чисто еврейским в те годы, но оно строго следовало традициям хасидизма в лице основателя религиозного философского учения ХАБАДа (аббревиатура из трех слов на иврите – мудрость, понимание, знание), жителя Лядов – рабби Шнеер-Залмана Шнеерсона (1747–1812). В Лядах им был создан новый центр хасидизма. Основные идеи его философии изложены в книге «Тания». В Лядах продолжили его деятельность его сын Дов-Бер и его внук, названный в честь знаменитого деда. Одна из первых типографий в Российской империи, где начали издавать хасидскую литературу, была основана в Лядах в 1805 году.

Ляды в соответствии со всеми дореволюционными переписями были еврейским местечком. По переписи 1847 года в Лядах число евреев составляло 2137 душ. По переписи 1897 года из 4483 человек, жителей Ляд, евреев было 3763 человека. К 1917 году население Ляд оценивается примерно в 6000 человек, в том числе евреев около 5000.

---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6733
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5908
Ляды в «Российской еврейской энциклопедии»

ЛЯДЫ, деревня в Дубровенском р-не Витебской обл. (Республика Беларусь). В 16–18 вв. – местечко Оршанского повета Трокского воеводства в составе Речи Посполитой. С 1772 – в составе Рос. империи. В 19 – нач. 20 в. – местечко Горецкого у. Могилевской губ.В 1766 в Л. проживало 207 евреев, в 1847 – 2137, в 1851 – 1986, в 1869 – 2198, в 1880 – 4391 (85,4%), в 1897 – 3763 (83,9%), в 1908 – 4704, в 1923 – 2406, в 1926 – 2020 (55,7%), в 1939 – 897 евреев.Еврейская община в Л. сформировалась во 2-й четв. 18 в. В 1777 действовала синагога. В 1782–83 евреям Л. принадлежало 90 дворов. С 1801 Л. – резиденция Шнеера-Залмана. До 1812 в Л. жил Дойв-Бер из Любавичей, позднее Л. были резиденцией сына Цемах Цедека – цадика Шнеера-Хаима-Залмана Шнеерсона (1814–1879), затем сына последнего – Ицхока-Дойв-Бера Шнеерсона (1835–1910) и зятя – Леви-Ицхока Гутермана (?–1905). В 1851 в Л. было 4 синагоги (из них т. н. Большая хасидская построена до 1835, сгорела в 1893, тогда же отстроена заново), 2 хедера, в 1869 – 5 деревянных синагог.В 1870 действовали круподерни Лейвика Шнеерсона и Либы Бумштейновой, кожевенные з-ды Залмана Израилевича, Залмана Гиршевича и Ноты Гиршевича Эйдиных. В 1880 евреям принадлежали 371 дом из 497, а также 3 кожевенных з-да, 4 круподерни, пивоваренный з-д; мн. евреи занимались кустарными промыслами: скорняжным – 1, портняжным – 2, гончарным – 15 чел. Действовало 8 синагог. В 1891 почтовую станцию с 2 ямщиками содержал Берка Гугель. В 1887–92 работало частное еврейское нач. уч-ще 3-го разряда Азриэля Боруховича Ривлина (закрыто из-за малого кол-ва уч-ся). В 1891 в Л. из Москвы и Вязьмы были высланы на жительство 7 еврейских семей (20 чел.). В 1894 из соображений пожарной безопасности был закрыт ряд принадлежавших евреям пенькотрепальных мастерских. В 1898 в Л. действовала адвокатская контора Мордуха Израилевича Шнейдера (участвовал в проведении переписи 1897).В 1894 в Л. имелось 4 синагоги, в 1908 – 6 синагог. С 1899 раввином в Л. был Иоффе. В 1894 открылось одноклассное еврейское муж. уч-ще Х. Иоффе (в 1912 – 3 учителя и 73 уч-ся). В 1903 в Л. действовало отд-ние «Поалей Цион». В 1909 в Л. были направлены инструкторы районной орг-ции Бунда. В 1912 имелось 11 хедеров. В 1913 евреями были единств. врач в Л., оба зубных врача, все 4 акушерки. Евреям принадлежали единств. аптека и склад аптечных товаров, более 80 лавок (в т. ч. все 26 бакалейных, все 12 мануфактурных). К 1 мая 1916 в Л. поселилось 4 еврея-беженца. В 1916–17 действовало еврейское об-во пособия бедным (оказывало, в частности, помощь евреям-беженцам).С нач. 1920-х гг. до 1937 в Л. работала еврейская школа. В 1925 в окрестностях Л. была основана еврейская земледельч. артель «Еврейский пахарь». В 1928 шохетом в Л. был Резвин; имелись синагога, миква.15 июля 1941 Л. заняли части вермахта. В сент. 1941 была расстреляна небольшая группа евреев-мужчин из числа интеллигенции и активистов. В нач. марта 1942 в Л. было создано гетто; подростки гетто создали подпольную орг-цию; часть евреев умерла от голода и тифа, остальные (более 2 тыс. чел.) – расстреляны 2–3 апр. 1942. Неск. спасшихся от расстрела евреев сражались в партиз. отряде «В» под ком. С.В.Гришина.В июле 1966 на месте расстрела установлен памятник, сооруженный на средства родственников погибших.В Л. род.: Р.Брайнин, Дойв-Бер, Д.Левин, З.И.Онойхи, А.-З.Рабинович, Ш.-З.Фрадкин; Моше Арам (наст. фам. Безерновский) (1896–1978, Тель-Авив), политич. деятель, с 1924 – в Э.-И., один из лидеров МАПАМ, деп. Кнессета 1–3, 5, 6-го созывов; Михаил Семенович Лазуркин (1883–1937, Ленинград), гос. и хоз. деятель, муж Д.А. Лазуркиной, чл. РСДРП с 1903, в 1917 – секр. большевистской фракции Петрогр. гор. думы, в 1931–33 – дир. Ленингр. физ.-мех. ин-та, в 1933–37 – дир. ЛГУ, репрессирован; Абрам Саулович Шевелев (р. 1917), врач, д-р мед. наук (1966), проф., зав. кафедрой микробиологии Смоленского мед. ин-та, автор более 150 науч. работ.
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 6 Вперед →
Модератор: PElena
Вверх ⇈