Церкви нижегородской епархии (галерея)
PerrulaМодератор раздела  Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 804 | Наверх ##
24 августа 2012 11:39 24 августа 2012 11:39 http://arzamas-vozrogdenie.ruЦерковь Сошествия Святого Духа (Сято-Духовской приход) Церковь Святого Духа (построена в 1752 г.) до 1833 г. была посвящена Пресвятой Живоначальной Троице и именовалась "Чёрной Троицей", т.к. была монастырской церковью Троицкого особного мужского монастыря, существовавшего с 1626 по 1764 г. Данный монастырь был основан неподалёку от проезжей Стрелецкой башни кремля, в северной стене, на Духовской горе. «Особным» он именовался по той причине, что его устав не был общежительным, но каждый жил в известной степени «особо». После указа Екатерины Великой об учреждении монастырских штатов монастырь был закрыт, а его церкви обращены в приходские. К этому времени Троицкий храм сильно обветшал, так что в нем почти невозможно было служить. Священник его – Пантелеимон Иванов вместе с прихожанами просил церковные власти позволить им построить новую каменную церковь. 28 марта 1766 г. разрешение было получено. Новый храм строился долго – около 15 лет. Освящение главного престола совершилось в 1777 году. В 1833 г. храм был переименован в Свято-Духовской для отличия от соседней Троицкой церкви ("Белой Троицы"). Приход церкви всегда был бедным, даже несколько раз приписывался к другим. Главная его улица – Голодаевка (ныне Пролетарская), вполне объясняет причину этого. Через несколько лет после революции, 8 мая 1929 г., церковь в числе первых в городе была закрыта и передана под типографию Промкомбината. Колокольню сломали наполовину, купол снесли, само здание изменили пристройками. В 1995 г. типографию перенесли в новое здание, а церковь передали общине верующих "Кипарис".
 --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | |
PerrulaМодератор раздела  Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 804 | Наверх ##
24 августа 2012 11:40 Церковь Сошествия Святого Духа (Сято-Духовской приход)
Роспись купола в трапезной храма. Выполнена учениками художественной школы под руководством А. В. Ступина.
 --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | |
PerrulaМодератор раздела  Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 804 | Наверх ##
24 августа 2012 11:41 http://arzamas-vozrogdenie.ruЦерковь Иоанна Богослова (Богословский приход) В Богословский приход входили две церкви: холодная — в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова (разрушена после 1937 году) и теплая — в честь Входа Господня во Иерусалим. Церкви этого прихода были самыми старинными в Арзамасе. Они были построены в самом начале «золотого века храмоздательства» в городе. Есть предание, что в древности на месте Богословской церкви стоял языческий идол, которому поклонялась мордва. Вероятно, вскоре после основания города на его месте была построена настоящая церковь, которая имела два придела: в честь святых Жен-мироносиц и Входа Господня во Иерусалим. В 1675 году на ее месте соорудили холодный каменный храм, первоначально без приделов и трапезной. Последняя была пристроена позже. «Храм этот – величественное и стройное здание, дышит стариной, Красоту его составляют: узорчатый крест на луне, с цветами, глава из черепицы, золотистого цвета, наличники у окон из зеленой черепицы, причудливый чугунный пол и чудный резной иконостас». 26 апреля 1883 году Богословская церковь сильно пострадала от пожара: обгорела колокольня, купол и крыша в теплой церкви и два придела в трапезной, остались лишь голые стены. Огонь не проник в саму церковь благодаря тому, что в ней был чугунный пол. После пожара церковь была приведена в благолепный вид в течение нескольких лет стараниями старосты Михаила Васильевича Перетрутова и его сына Николая Михайловича. Отличительными особенностями величественной Богословской церкви стали главы из черепицы золотистого цвета, червленые (зеленые) изразцовые обрамления окон, золоченые кресты с цепями. После революции, в 1928 году, во время первой волны закрытия арзамасских церквей, оба храма предполагалось сохранить – один для Церковь в честь Входа Господня во Иерусалим в начале XXI века. школы, другой в качестве общежития для школьников. Но вскоре последовало другое решение. В 1930 году в здании церкви расположился магазин, затем торговый склад.
 --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | |
PerrulaМодератор раздела  Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 804 | Наверх ##
24 августа 2012 11:43 http://arzamas-vozrogdenie.ruДревнейшим и самым первым каменным храмом в Арзамасе был собор во имя Преображения Господня Спасского монастыря, сохранившийся до сего времени. В нем расположен городской архив. К постройке его приступили в 1638 году при игумене Ионе, предполагавшем построить его в больших размерах и уже заключившем договорную запись со старцем Московского Новоспасского монастыря Ипполитом об устройстве иконостаса в этом храме. Ясный, четкий квадрат в плане, с традиционными алтарными абсидами с восточной стороны. Своды собора опираются на четыре пилона. Основной объем здания имеет три входа. Однако первоначальный вид каменного собора сильно изменен в XVIII столетии, когда к объему храма пристраивается обширная трапезная с сильно развитым крыльцом и папертью. Растесываются старинные окна и одеваются характерными для XVIII века наличниками, резко отличающимися по стилю от сохранившихся в алтарной части форм ранних оконных проемов. Разбираются крыльца. Конструкция кровли также сильно меняется: килевидные кокошники, которыми ранее завершалось здание заменяются на четырехскатную кровлю. Средняя главка явно имела другие формы, так как в описи сказано: «...средняя глава деревянная обита чешуею деревянною ж», а раз так, то и форма главки была шлемовидная — характерная для того времени, ибо шаровидный купол значительной величины, который существует ныне, ни в конструктивном, ни в стилистическом виде не мог существовать. Вид монастыря и Собора со стороны Святого озера (фото конца XIX века ).
 --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | |
PerrulaМодератор раздела  Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 804 | Наверх ##
24 августа 2012 11:45 http://arzamas-vozrogdenie.ruНадвратная церковь во имя Великомученика Георгия (Спасо-Преображенский монастырь) Год постройки: Между 1684 и 1685. Церковь над святыми вратами во имя Святого Великомученика Георгия старейшего из Арзамасских монастырей – Спасо-Преображенского – основание которого было положено в 1556 году (начали строить Спасо-Преображенскую церковь). Прямоугольная в плане с одной главой построена в 1684-1685 годах. На планах 1845 года около Георгиевской церкви в правом крыле здания располагалось Духовное училище, а в левом – братские кельи.
 --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | |
PerrulaМодератор раздела  Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 804 | Наверх ##
24 августа 2012 11:47 http://arzamas-vozrogdenie.ruНа одном из изгибов реки Теша в 1552 году Иван Грозный заложил пограничный город Арзамас. В последней четверти XVI века в самом центре города на главной Соборной площади был поставлен еще один монастырь (женский), освященный во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца. Строителем монастыря явился арзамасец Феофилакт Яковлев. Первоначально он выстроил храм во имя Святителя Николая с приделом в часть святых бессеребренников Космы и Дамиана. В этот храм игумен Арзамасского Спасопреображенского монастыря Сергий пожертвовал большой резной образ святителя, прославившийся вскоре многочисленными чудотворениями и исцелениями больных. Строитель храма был рукоположен во священники и стал служить в приходе выстроенной им церкви. Тот же игумен Сергий подал ему мысль об устройстве женской обители при храме. Тогда отец Феофилакт для нужд будущей обители построил еще теплую деревянную церковь во имя Богоявления Господня, колокольню и кельи для тридцати сестер. Так было положено начало первой женской обители в Арзамасе, которая от образа Николая Чудотворца стала называться Никольской – Никола Новые Прощи (проща означает прощение, освобождение от болезни, а значит и от греха). Дважды за свою историю – в 1650 и 1726 гг. – монастырь выгорал дотла. Первый раз он восстанавливался на средства вдовы отца Феофилакта Пелагии и его сыновей Григория и Афанасия. Во второй раз город, а вместе с ним и монастырь, был опустошен пожаром, пожалуй, самым ужасным за все время существования Арзамаса. Каменная церковь Свт. Николая Чудотворца, выстроенная после первого пожара, от сильного огня обрушилась. Однако благодаря стараниям игумений, неустанным трудам сестер, пожертвованиям жителей города, Никольский девичий монастырь снова был восстановлен. В 1738 году в монастыре была построена новая холодная каменная церковь Святителя Николая Чудотворца. Узорчатые карнизы и наличники окон, крыльцо и терраса с южной стороны делали фасад храма особенно нарядным. Храм славился своей прекрасной акустикой. В стенах были устроены голосники в виде кувшинов, которые позже были заделаны. Этот храм, а также деревянная церковь во имя Богоявления были возведены стараниями и трудами игуменьи монастыря Марии (Грузинки), управлявшей обителью 30 лет (1719–1749). В 1764 году после церковной реформы правительства Николаевский девичий монастырь сделался штатным третьеклассным, с окладом жалования игуменье и 16 сестрам. С 1777 по 1784 год монастырем управляла тоже игуменья Мария. В 1777 году ее усилиями деревянная Богоявленская церковь была заменена каменной. В 1779 году она украсила Никольский храм деревянной скульптурной группой, изображающей Погребение Спасителя. Ее автором был талантливый арзамасский священник Василий Ильин. Все фигуры были вырезаны в рост человека. Они представляли собой четырех евангелистов, стоящих у гроба, в котором лежал Спаситель, в главах Его стояли ангел с настоящей свечой и Иосиф Аримафейский, у ног – еще один ангел и Никодим. Близь гроба – плачущая Богоматерь, поддерживаемая Иоанном Богословом, и Мария Магдалина. Это был образец выразительного, доселе невиданного церковного искусства. В XIX веке в Арзамасе процветали самые разнообразные женские рукоделия. Около 1840 года в Николаевском монастыре появился новый промысел: там стали вязать ботинки и сапожки из разноцветной шерсти с узорами в виде цветов и листьев. Все арзамасские модницы хотели иметь такую нарядную обувь, монастырь был буквально завален заказами и вскоре это рукоделие переняли городские девицы и женщины. В 1860-х годах такие ботинки вязали по 10.000 и более пар в год, этот товар увозили во все города России. Так Николаевский монастырь дал городу новый промысел и обогатил женщин Арзамаса. 5 апреля 1886 года на 81 году жизни скончался старейший протоиерей Николаевского монастыря, духовник арзамасского духовенства Авраамий Некрасов. По окончании Нижегородской семинарии, из-за расположенности к иноческой жизни Авраамий был склонен принять монашеский постриг, но не получил благословения на это. В 1828 году он женился и в том же году был рукоположен во иерея. Служил в Троицкой церкви села Павлово, при которой состоял 25 лет до 1853 года. В первый год своего священства отец Авраамий посетил Саровский монастырь. Отец Авраамий взял у прославленного старца Серафима благословение и спросил о своей судьбе. Великий подвижник преподал ему наставление и предсказал, что он будет обличителем раскольников, будет много терпеть нападок и неправд и станет благочинным. Все это в свое время и сбылось. Отец Авраамий благоговейно чтил память Серафима Саровского, охотно делился с сестрами воспоминаниями о встречах с ним. Ежегодно накануне дня кончины преподобного (15 января н. ст.) служил по нему панихиду, за свой счет покупал множество свечей, которые ставил перед всеми иконами в храме и раздавал в руки всем молящимся. Как величайшие святыни хранил лоскут от мантии преподобного, зуб, некогда выбитый напавшими на него разбойниками, и часть власов с головы батюшки Серафима. Все это он передал накануне своей смерти монахине Евфросинии, которая впоследствии стала игуменьей монастыря. Кончина отца Авраамия была легкой и спокойной, такой, какая бывает только у праведников – «непостыдной и мирной». Возможно, что благодаря мудрому руководству этого ученика преподобного Серафима Николаевская обитель не знала ни дрязг, ни ссор и, находясь на главной соборной площади города, сохраняла строгость монашеской жизни. После 1928 года монастырь был закрыт. Келии были переданы под жилье, а церковные здания постепенно ветшали и разрушались. Вид монастыря с Соборной площади (фото конца XIX века). На переднем плане двухэтажная Богоявленская церковь 1811 г.
 --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | |
PerrulaМодератор раздела  Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 804 | Наверх ##
24 августа 2012 11:48 Церковь Николая Чудотворца в конце XIX века
 --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | |
PerrulaМодератор раздела  Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 804 | Наверх ##
24 августа 2012 12:09 Храм святых Жен-Мироносиц – один из древнейших в Нижнем Новгороде. Первые сведения о нем относятся к XIII веку. Современный вид храм приобрел в 1649 году. В приходе церкви святых Жен-Мироносиц родились два русских святых – преподобный Макарий, Желтоводский и Унженский чудотворец (1329 – 1444), и преподобный Евфимий Суздальский (1316 – 1404). С 1930 по 1995 год храм был закрыт для служения. В это время здесь находились строительный техникум и техникум легкой промышленности. http://www.nne.ru/news.php?id=3282
 --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | |
PerrulaМодератор раздела  Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 804 | Наверх ##
24 августа 2012 12:25 http://ksch55.narod.ru/sobor.htmВ селе Катунки издавна было построено несколько храмов и церквей: Смоленская, Крестовоздвиженская, Сергиевская церкви, церковь Иоанна Предтечи, собор рождества Пресвятой Богородицы. В наше время мало кто помнит, как они на самом деле выглядели и мы узнаём о них лишь из книг и по старинным фотографиям. Я хочу рассказать о соборе Рождества Пресвятой Богородицы, сохранившемся до нашего времени и стоящем на высоком холме так, что купола его видны из любого места нашего села. Долгое время этот храм восстанавливался, «восставал из небытия». И вот 15 ноября 2007 года произошло торжественное открытие храма, на котором присутствовали почти все жители посёлка и много гостей. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - это наиболее значительное и монументальное произведение в храмовом ансамбле села, не имеющее аналогов среди одновременных ему памятников Нижегородской области. Точная дата возведения храма до сих пор не установлена, но по рассказам нескольких жителей узнали, что строили его к приезду Екатерины второй 20 – 40 лет, а росписи выполняли итальянские мастера. В источниках фигурируют следующие датировки:1804, 1823,1824 годы. В 1814 году собор назван «новостроящимся». Еще издали увидев на холме это великолепие, ощущаешь смешанное чувство восторга и гордости, понимаешь, что такое можно увидеть не везде, пытаешься запечатлеть в памяти белокаменный пятиглавый храм, являющийся радостью для православных верующих. В 30- е годы прошлого ХХ века собор Рождества Пресвятой Богородицы был разрушен, как и другие церкви. В 1938 году в Рождественском соборе, лишённом пятиглавия и портиков, разместился цех механического завода. В 70-е годы было построено новое здание механического завода, и храм был освобождён от заводского оборудования. В конце 80-х – начале 90-х годов с возрождением храмов Нижегородской епархии, управляемой митрополитом Николаем (Кутеповым), стали делаться первые попытки реставрации собора в Катунках. Однако, несмотря на все усилия сменяющих друг друга настоятелей и старост, на большое дело сил и средств не хватало. Ситуация изменилась, когда инициатором восстановления выступил Н.Ф.Поляков, руководитель Управления министерства РФ по налогам и сборам по Нижегородской области, бывший житель села Катунки, выпускник Катунской средней школы. В 2003 – 2004 годах было проведено укрепление берега, в результате чего он превратился в благоустроенную набережную. В 2004 – 2007годах выполнялись мероприятия по замене кровель, устройству окон, обновлению внешнего облика. Была проведена реставрация живописи в интерьере, работы по благоустройству территории храма. В настоящее время храм открыт, но продолжаются работы по строительству колокольни и реставрации ограды.
 --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | |
PerrulaМодератор раздела  Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 804 | Наверх ##
24 августа 2012 12:27 24 августа 2012 12:27 http://ksch55.narod.ru/sobor.htmСело КатункиВнутреннее убранство не поддаётся описанию,- войдя , ты стоишь и с удивлением оглядываешься по сторонам, рассматривая многочисленные фрески на евангельские и библейские сюжеты. Устремлённые ввысь колонны не обременены лепниной, даже модульоны и розетки на карнизах столбов и стеки объемно сымитированы росписью. Архитектуру этого памятника, воплотившего в себе не только барочные и классические формы, но и такие древнерусские приёмы, как пятиглавие нелегко уместить в узкие рамки, поэтому я попытаюсь наиболее полно её охарактеризовать. Главный престол храма посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы, правый – апостолам Петру и Павлу, левый – Николаю Чудотворцу. Церковь сложена из красного большемерного кирпича и оштукатурена. Объёмно – планировочная структура храма относится к соборному типу: её основу составляет кубовидный, трёхсветный, четырёхстолпный четверик, перекрытый системой парусных сводов с распалубками и световым пятиглавием. С трёх сторон вход в храм предваряли портики тосканского ордера. На ширину восточного фасада устроен трёхабсидный алтарь, покрытый высокой конховой крышей. Над четырёхскатной кровлей возвышаются цилиндрические световые барабаны, прорезанные арочными окнами с замковыми камнями и обработанные пилястрами. Крупные луковичные главы были покрыты « в чешую» и украшены звёздами. Очень изящно выглядели завершения глав: их конусы утончались до такой степени, что буквально таяли в воздухе. По высоте фасады имеют разделение антаблементом , опоясывающим собор по всему периметру и отделяющим первый ярус от второго и третьего. Такое разделение не случайно: нижняя часть храма при обзоре с дальних точек и даже при подходе к нему, как правило, скрыта от глаз, полностью просматриваются верхние, объединённые общим композиционным решением, ярусы. Тем самым нижний, более массивный ярус играет роль подиума для верхней, открытой для обзора части сооружения. По вертикали стены четверика имеют трёхчастное деление пилястрами; западный и восточный фасады поделены на равные прясла, на южном и северном выделяется центральная, более широкая часть в две световые оси. На уровне первого яруса убранство храма решено в строгих формах, обьединённых между собой повторяющимися элементами, прежде всего крупным рустом: стены членятся массивными рустованными пилястрами, лучковые оконные проёмы обрамлены наличниками с « ушами»,треугольными сандриками и фигурными подоконными фартуками. Наличники окон перекликаются с северными и южными порталами, руст которых дублирует дверной арочный проём. По неизвестным причинам дверной проём на западном фасаде лишён украшений и только рама для иконы над входом отмечает плоскость стены между пилястрами. Верхняя часть четверика заметно отличается от нижнего яруса большей стройностью и особым изяществом. Рисунок всех лепных капителей очень тонко проработан, но волюты и гирлянды имеют нюансные различия, видимо они выполнялись разными бригадами лепщиков. Фасады венчаются антаблементом с широким фризом – поясом и многопрофильным карнизом. Над каждой пилястрой антаблемент согласно барочной традиции слабо раскрепован, здесь пластика фасадов обогащается лепными розетками, размещёнными на накладных досках фриза. Арочные окна второго и третьего ярусов находятся в тесном контакте с горизонтальными элементами фасадов и друг с другом. Наличники окон второго яруса света устойчиво опираются на карниз своими длинными боковыми стойками, образующими книзу подобия пьедесталов. Барочная пластика наличников производит эффект тщательной скульптурной работы. Торжественному образу здания полностью отвечает его внутреннее убранство. Главную роль здесь играет монументальная живопись, сохранившаяся и по сей день. Живописные композиции(ныне утраченные) размещались и на фасадах, издалека встречая подходящих к храму прихожан. Однако при попадании внутрь впечатление от увиденного превосходило все ожидания. Свет, льющийся из трёх ярусов окон и барабанов, освещает интерьер, в котором стены, столбы и своды сплошь покрыты темперными росписями высокого художественного уровня. Живопись на евангельские сюжеты в академической манере. Полы в соборе были выполнены из чугунных плит. Такой облик храм имел в начале ХХ века, таким он запечатлён на фотографиях этого времени. В одном ряду с Катунским собором стоит расположенная в сорока километрах северо – западнее одноимённая церковь в селе Нижний Ландех Ивановской области. Судя по общим принципам объёмно -пространственной композиции, эти церкви строились в одно время, но храм в Катунках, видимо продолжал достраиваться и далее, приобретая облик, всё более близкий к классике.
 --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | |
|