Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Церкви нижегородской епархии (галерея)


← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * 5 6 7 8 ... 20 21 22 23 24 25 Вперед →
Модератор: Perrula
Perrula
Модератор раздела

Perrula

Пермь
Сообщений: 2440
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 804
http://arzamas-vozrogdenie.ru

Надвратная церковь во имя Великомученика Георгия (Спасо-Преображенский монастырь)

Год постройки: Между 1684 и 1685.
Церковь над святыми вратами во имя Святого Великомученика Георгия старейшего из Арзамасских монастырей – Спасо-Преображенского – основание которого было положено в 1556 году (начали строить Спасо-Преображенскую церковь).
Прямоугольная в плане с одной главой построена в 1684-1685 годах.
На планах 1845 года около Георгиевской церкви в правом крыле здания располагалось Духовное училище, а в левом – братские кельи.

Прикрепленный файл: Надвратная церковь во имя Великомученика Георгия (Спасо-Преображенский монастырь).jpg
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Perrula
Модератор раздела

Perrula

Пермь
Сообщений: 2440
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 804
http://arzamas-vozrogdenie.ru

На одном из изгибов реки Теша в 1552 году Иван Грозный заложил пограничный город Арзамас. В последней четверти XVI века в самом центре города на главной Соборной площади был поставлен еще один монастырь (женский), освященный во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца.
Строителем монастыря явился арзамасец Феофилакт Яковлев. Первоначально он выстроил храм во имя Святителя Николая с приделом в часть святых бессеребренников Космы и Дамиана. В этот храм игумен Арзамасского Спасопреображенского монастыря Сергий пожертвовал большой резной образ святителя, прославившийся вскоре многочисленными чудотворениями и исцелениями больных. Строитель храма был рукоположен во священники и стал служить в приходе выстроенной им церкви. Тот же игумен Сергий подал ему мысль об устройстве женской обители при храме. Тогда отец Феофилакт для нужд будущей обители построил еще теплую деревянную церковь во имя Богоявления Господня, колокольню и кельи для тридцати сестер. Так было положено начало первой женской обители в Арзамасе, которая от образа Николая Чудотворца стала называться Никольской – Никола Новые Прощи (проща означает прощение, освобождение от болезни, а значит и от греха).
Дважды за свою историю – в 1650 и 1726 гг. – монастырь выгорал дотла. Первый раз он восстанавливался на средства вдовы отца Феофилакта Пелагии и его сыновей Григория и Афанасия. Во второй раз город, а вместе с ним и монастырь, был опустошен пожаром, пожалуй, самым ужасным за все время существования Арзамаса. Каменная церковь Свт. Николая Чудотворца, выстроенная после первого пожара, от сильного огня обрушилась. Однако благодаря стараниям игумений, неустанным трудам сестер, пожертвованиям жителей города, Никольский девичий монастырь снова был восстановлен.
В 1738 году в монастыре была построена новая холодная каменная церковь Святителя Николая Чудотворца.

Узорчатые карнизы и наличники окон, крыльцо и терраса с южной стороны делали фасад храма особенно нарядным. Храм славился своей прекрасной акустикой. В стенах были устроены голосники в виде кувшинов, которые позже были заделаны. Этот храм, а также деревянная церковь во имя Богоявления были возведены стараниями и трудами игуменьи монастыря Марии (Грузинки), управлявшей обителью 30 лет (1719–1749).

В 1764 году после церковной реформы правительства Николаевский девичий монастырь сделался штатным третьеклассным, с окладом жалования игуменье и 16 сестрам.
С 1777 по 1784 год монастырем управляла тоже игуменья Мария. В 1777 году ее усилиями деревянная Богоявленская церковь была заменена каменной. В 1779 году она украсила Никольский храм деревянной скульптурной группой, изображающей Погребение Спасителя. Ее автором был талантливый арзамасский священник Василий Ильин. Все фигуры были вырезаны в рост человека. Они представляли собой четырех евангелистов, стоящих у гроба, в котором лежал Спаситель, в главах Его стояли ангел с настоящей свечой и Иосиф Аримафейский, у ног – еще один ангел и Никодим. Близь гроба – плачущая Богоматерь, поддерживаемая Иоанном Богословом, и Мария Магдалина. Это был образец выразительного, доселе невиданного церковного искусства.
В XIX веке в Арзамасе процветали самые разнообразные женские рукоделия. Около 1840 года в Николаевском монастыре появился новый промысел: там стали вязать ботинки и сапожки из разноцветной шерсти с узорами в виде цветов и листьев. Все арзамасские модницы хотели иметь такую нарядную обувь, монастырь был буквально завален заказами и вскоре это рукоделие переняли городские девицы и женщины. В 1860-х годах такие ботинки вязали по 10.000 и более пар в год, этот товар увозили во все города России. Так Николаевский монастырь дал городу новый промысел и обогатил женщин Арзамаса.
5 апреля 1886 года на 81 году жизни скончался старейший протоиерей Николаевского монастыря, духовник арзамасского духовенства Авраамий Некрасов. По окончании Нижегородской семинарии, из-за расположенности к иноческой жизни Авраамий был склонен принять монашеский постриг, но не получил благословения на это. В 1828 году он женился и в том же году был рукоположен во иерея. Служил в Троицкой церкви села Павлово, при которой состоял 25 лет до 1853 года.

В первый год своего священства отец Авраамий посетил Саровский монастырь. Отец Авраамий взял у прославленного старца Серафима благословение и спросил о своей судьбе. Великий подвижник преподал ему наставление и предсказал, что он будет обличителем раскольников, будет много терпеть нападок и неправд и станет благочинным. Все это в свое время и сбылось.

Отец Авраамий благоговейно чтил память Серафима Саровского, охотно делился с сестрами воспоминаниями о встречах с ним. Ежегодно накануне дня кончины преподобного (15 января н. ст.) служил по нему панихиду, за свой счет покупал множество свечей, которые ставил перед всеми иконами в храме и раздавал в руки всем молящимся. Как величайшие святыни хранил лоскут от мантии преподобного, зуб, некогда выбитый напавшими на него разбойниками, и часть власов с головы батюшки Серафима. Все это он передал накануне своей смерти монахине Евфросинии, которая впоследствии стала игуменьей монастыря.
Кончина отца Авраамия была легкой и спокойной, такой, какая бывает только у праведников – «непостыдной и мирной». Возможно, что благодаря мудрому руководству этого ученика преподобного Серафима Николаевская обитель не знала ни дрязг, ни ссор и, находясь на главной соборной площади города, сохраняла строгость монашеской жизни.
После 1928 года монастырь был закрыт. Келии были переданы под жилье, а церковные здания постепенно ветшали и разрушались.



Вид монастыря с Соборной площади (фото конца XIX века).
На переднем плане двухэтажная Богоявленская церковь 1811 г.

Прикрепленный файл: арзамас 2.JPG
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Perrula
Модератор раздела

Perrula

Пермь
Сообщений: 2440
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 804
Церковь Николая Чудотворца в конце XIX века

Прикрепленный файл: cerkov_nikolaya_chudotvorca2.jpg
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Perrula
Модератор раздела

Perrula

Пермь
Сообщений: 2440
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 804
Храм святых Жен-Мироносиц – один из древнейших в Нижнем Новгороде. Первые сведения о нем относятся к XIII веку. Современный вид храм приобрел в 1649 году. В приходе церкви святых Жен-Мироносиц родились два русских святых – преподобный Макарий, Желтоводский и Унженский чудотворец (1329 – 1444), и преподобный Евфимий Суздальский (1316 – 1404).
С 1930 по 1995 год храм был закрыт для служения. В это время здесь находились строительный техникум и техникум легкой промышленности.

http://www.nne.ru/news.php?id=3282

Прикрепленный файл: жен-мироносиц НН.JPG
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Perrula
Модератор раздела

Perrula

Пермь
Сообщений: 2440
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 804
http://ksch55.narod.ru/sobor.htm

В селе Катунки издавна было построено несколько храмов и церквей: Смоленская, Крестовоздвиженская, Сергиевская церкви, церковь Иоанна Предтечи, собор рождества Пресвятой Богородицы. В наше время мало кто помнит, как они на самом деле выглядели и мы узнаём о них лишь из книг и по старинным фотографиям.
Я хочу рассказать о соборе Рождества Пресвятой Богородицы, сохранившемся до нашего времени и стоящем на высоком холме так, что купола его видны из любого места нашего села. Долгое время этот храм восстанавливался, «восставал из небытия». И вот 15 ноября 2007 года произошло торжественное открытие храма, на котором присутствовали почти все жители посёлка и много гостей.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы - это наиболее значительное и монументальное произведение в храмовом ансамбле села, не имеющее аналогов среди одновременных ему памятников Нижегородской области. Точная дата возведения храма до сих пор не установлена, но по рассказам нескольких жителей узнали, что строили его к приезду Екатерины второй 20 – 40 лет, а росписи выполняли итальянские мастера. В источниках фигурируют следующие датировки:1804, 1823,1824 годы. В 1814 году собор назван «новостроящимся».

Еще издали увидев на холме это великолепие, ощущаешь смешанное чувство восторга и гордости, понимаешь, что такое можно увидеть не везде, пытаешься запечатлеть в памяти белокаменный пятиглавый храм, являющийся радостью для православных верующих.
В 30- е годы прошлого ХХ века собор Рождества Пресвятой Богородицы был разрушен, как и другие церкви. В 1938 году в Рождественском соборе, лишённом пятиглавия и портиков, разместился цех механического завода.
В 70-е годы было построено новое здание механического завода, и храм был освобождён от заводского оборудования. В конце 80-х – начале 90-х годов с возрождением храмов Нижегородской епархии, управляемой митрополитом Николаем (Кутеповым), стали делаться первые попытки реставрации собора в Катунках. Однако, несмотря на все усилия сменяющих друг друга настоятелей и старост, на большое дело сил и средств не хватало.
Ситуация изменилась, когда инициатором восстановления выступил Н.Ф.Поляков, руководитель Управления министерства РФ по налогам и сборам по Нижегородской области, бывший житель села Катунки, выпускник Катунской средней школы. В 2003 – 2004 годах было проведено укрепление берега, в результате чего он превратился в благоустроенную набережную. В 2004 – 2007годах выполнялись мероприятия по замене кровель, устройству окон, обновлению внешнего облика. Была проведена реставрация живописи в интерьере, работы по благоустройству территории храма. В настоящее время храм открыт, но продолжаются работы по строительству колокольни и реставрации ограды.

Прикрепленный файл: катунки 2.JPG
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Perrula
Модератор раздела

Perrula

Пермь
Сообщений: 2440
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 804
http://ksch55.narod.ru/sobor.htm

Село Катунки
Внутреннее убранство не поддаётся описанию,- войдя , ты стоишь и с удивлением оглядываешься по сторонам, рассматривая многочисленные фрески на евангельские и библейские сюжеты. Устремлённые ввысь колонны не обременены лепниной, даже модульоны и розетки на карнизах столбов и стеки объемно сымитированы росписью. Архитектуру этого памятника, воплотившего в себе не только барочные и классические формы, но и такие древнерусские приёмы, как пятиглавие нелегко уместить в узкие рамки, поэтому я попытаюсь наиболее полно её охарактеризовать.
Главный престол храма посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы, правый – апостолам Петру и Павлу, левый – Николаю Чудотворцу. Церковь сложена из красного большемерного кирпича и оштукатурена. Объёмно – планировочная структура храма относится к соборному типу: её основу составляет кубовидный, трёхсветный, четырёхстолпный четверик, перекрытый системой парусных сводов с распалубками и световым пятиглавием. С трёх сторон вход в храм предваряли портики тосканского ордера. На ширину восточного фасада устроен трёхабсидный алтарь, покрытый высокой конховой крышей. Над четырёхскатной кровлей возвышаются цилиндрические световые барабаны, прорезанные арочными окнами с замковыми камнями и обработанные пилястрами. Крупные луковичные главы были покрыты « в чешую» и украшены звёздами. Очень изящно выглядели завершения глав: их конусы утончались до такой степени, что буквально таяли в воздухе.
По высоте фасады имеют разделение антаблементом , опоясывающим собор по всему периметру и отделяющим первый ярус от второго и третьего. Такое разделение не случайно: нижняя часть храма при обзоре с дальних точек и даже при подходе к нему, как правило, скрыта от глаз, полностью просматриваются верхние, объединённые общим композиционным решением, ярусы. Тем самым нижний, более массивный ярус играет роль подиума для верхней, открытой для обзора части сооружения. По вертикали стены четверика имеют трёхчастное деление пилястрами; западный и восточный фасады поделены на равные прясла, на южном и северном выделяется центральная, более широкая часть в две световые оси.
На уровне первого яруса убранство храма решено в строгих формах, обьединённых между собой повторяющимися
элементами, прежде всего крупным рустом: стены членятся массивными рустованными пилястрами, лучковые оконные проёмы обрамлены наличниками с « ушами»,треугольными сандриками и фигурными подоконными фартуками. Наличники окон перекликаются с северными и южными порталами, руст которых дублирует дверной арочный проём. По неизвестным причинам дверной проём на западном фасаде лишён украшений и только рама для иконы над входом отмечает плоскость стены между пилястрами.
Верхняя часть четверика заметно отличается от нижнего яруса большей стройностью и особым изяществом. Рисунок всех лепных капителей очень тонко проработан, но волюты и гирлянды имеют нюансные различия, видимо они выполнялись разными бригадами лепщиков. Фасады венчаются антаблементом с широким фризом – поясом и многопрофильным карнизом. Над каждой пилястрой антаблемент согласно барочной традиции слабо раскрепован, здесь пластика фасадов обогащается лепными розетками, размещёнными на накладных досках фриза.
Арочные окна второго и третьего ярусов находятся в тесном контакте с горизонтальными элементами фасадов и друг с другом. Наличники окон второго яруса света устойчиво опираются на карниз своими длинными боковыми стойками, образующими книзу подобия пьедесталов. Барочная пластика наличников производит эффект тщательной скульптурной работы.
Торжественному образу здания полностью отвечает его внутреннее убранство. Главную роль здесь играет монументальная живопись, сохранившаяся и по сей день. Живописные композиции(ныне утраченные) размещались и на фасадах, издалека встречая подходящих к храму прихожан. Однако при попадании внутрь впечатление от увиденного превосходило все ожидания. Свет, льющийся из трёх ярусов окон и барабанов, освещает интерьер, в котором стены, столбы и своды сплошь покрыты темперными росписями высокого художественного уровня. Живопись на евангельские сюжеты в академической манере. Полы в соборе были выполнены из чугунных плит.
Такой облик храм имел в начале ХХ века, таким он запечатлён на фотографиях этого времени. В одном ряду с Катунским собором стоит расположенная в сорока километрах северо – западнее одноимённая церковь в селе Нижний Ландех Ивановской области. Судя по общим принципам объёмно -пространственной композиции, эти церкви строились в одно время, но храм в Катунках, видимо продолжал достраиваться и далее, приобретая облик, всё более близкий к классике.


Прикрепленный файл: катунки 5.jpg
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Perrula
Модератор раздела

Perrula

Пермь
Сообщений: 2440
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 804
http://ksch55.narod.ru/sobor.htm

Село Катунки (фото Интерьера СОБОРА РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ).

Прикрепленный файл: Interer катунки.jpg
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Perrula
Модератор раздела

Perrula

Пермь
Сообщений: 2440
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 804
и еще

Прикрепленный файл: Interer1 катунки.jpg
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Perrula
Модератор раздела

Perrula

Пермь
Сообщений: 2440
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 804
село Катунки

Прикрепленный файл: катунки 6.jpg
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Perrula
Модератор раздела

Perrula

Пермь
Сообщений: 2440
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 804
село Василево Воскресенская церковь
http://www.chkalovsk-zbs.narod.ru/bibl/lukin2.html

Вознесенская церковь каменная, в честь Вознесения Господня, построена в 1755 году, двухпрестольная. Вторая церковь каменная, во имя св. Анастасии Узорешительницы, построена в 1797 году, однопрестольная.
Архангельская кладбищенская церковь, каменная, во имя св. Архистратига Божиего Михаила, построена в 1755 году, однопрестольная.
Воскресенская церковь деревянная, в честь Воскресения Христова, построена в 1794 году, трехпрестольная. Вторая церковь каменная, в честь Пресвятой Живоначальной Троицы, построена в 1804 году, однопрестольная, теплая.

Однако у перечисленных выше храмов в более древние времена были предшественники. Они находились примерно на тех же местах, но имели другой вид и другие наименования.
«Изначальные страницы истории древней Василевой Слободы теряются в глубине веков. Память же народа относит основание ее к XII столетию, связывая с именем сына Юрия Долгорукого – Василия, от которого якобы и пошло название села.
<…> С первых лет XVII века Василева слобода оказалась во владении «боярского царя» Василия Ивановича Шуйского (1606–1610), который подарил доходы с нее на содержание двора своей супруги, царицы Марии Петровны (в девичестве княжны Буйносовой-Ростовской), владевшей слободой и после смещения мужа с царского престола, и после пострижения ее самой в иноческий сан.
Тогда Василева слобода, несмотря на трагические события времен Смуты и неоднократные разорения «изгоном» проходящими вдоль Волги по нагорью отрядами поляков, литовцев и казаков, оставалась богатым торгово-промышленным селом Балахнинского уезда. Над местом слияния речки Санахты с Волгой на рубеже XVI и XVII веков возвышался погост из двух бревенных храмов: холодного, освященного в честь Воскресения Христова, и теплого придельного в честь Николы-чудотворца, с отдельно стоящей шатровой рубленой колокольней. Тут же стояли в ряд три двора церковного причта и просторная усадьба царицы, где постоянно жили ее приказные, а также 8 келий нищих. В некотором отдалении, выше по горе, стоял Благовещенский храм, возле которого роилось 59 крестьянских дворов. Ближе к Волге, на террасе высокого берега, располагался местный торг, а прямо у пристани – государев кабак. Это было крупное по тем временам приволжское село, приносившее царице вместе с приписанными к нему деревнями, починками и пустошами значительные доходы. Но в начале 1615 года слобода подверглась страшному опустошению…
После изгнания ополчением К. Минина и Д. Пожарского польско-литовских интервентов из столицы в ее окрестностях и особенно на окраинных землях России еще долго мародерствовали отряды поляков и литовцев.
Один из таких отрядов казаков Захария Заруцкого «огнем и мечом» прошелся по волжскому нагорью.
<…> Вслед за казаками ринулся полк рейтар – тяжело вооруженных конников Б.М. Лыкова. Но отряд Захария Заруцкого успел уйти до Василевой слободы, где и состоялся с ним бой спешно собранного народного местного ополчения под руководством находившегося рядом в Вершилове Д. Пожарского. Вовремя подошедший им на помощь полк Б.М. Лыкова завершил разгром казаков З. Заруцкого, однако во время сражения Василева слобода оказалась практически полностью уничтожена, а многие ее жители пали в жестокой схватке с врагом… <…> Во время битвы 4 января 1615 года был сожжен Воскресенский погост вместе с храмами, дворами причта и кельями живших при церквах нищих старцев, о которых сообщалось, что они «посечены а иные от казаков созжены и переломаны». Во время боя сгорел и стоявший на взгорье Благовещенский храм, так что слобожане поспешили срубить на его месте небольшую часовню, где и отпели панихиды по своим невинно убиенным согражданам.
<…> После этого царица-инокиня, несмотря на схиму, предприняла энергичные меры к стремительному возрождению своей нижегородской вотчины.
<…> На месте выжженного казаками погоста на устье речки Санахты был срублен на высоком подцерковье шатровый Благовещенский храм, окруженный со всех сторон открытой папертью с многомаршевыми крыльцамивсходами. Возле же храма не только восстановили дворы причта, но и 18 келий оставшихся после нападения на слободу казаков бесприютными вдов и увечных. На взгорье был заново срублен шатровый же Воскресенский храм, а рядом с ним – клетская теплая церковь в честь особо почитаемых Д. Пожарским северных святых Изосимы и Савватея.
Так был не только отмечен подвиг полководца при защите слободы, но и сменены посвящения храмов. При этом было архитектурно подчеркнуто ведущее значение в застройке Василевой слободы верхней ее части, которую даже официальные документы нередко стали именовать Верхним посадом. Центр его отныне отмечал погостовый ансамбль из двух храмов.
<…> Возле храмов к 1624 году стояло 8 дворов церковного причта, 28 келий, 3 двора приказных людей и 65 дворов крестьян и бобылей.
<…> В 1625 году царицы-инокини Елены не стало. Ее нижегородские вотчины поспешили прибрать к рукам власти располагавшегося на территории Московского кремля привелигированного женского Вознесенского монастыря, которые добились от царя Михаила Федоровича указа о приписи Василевой слободы в состав своих владений.
Под защитой и покровительством именитой столичной обители слобожане еще более активно развернули выездную торговлю.
<…> Но 9 августа 1753 года слобода была уничтожена страшным пожаром: сгорели около 500 домов и весь торг с лавками и амбарами, два деревянных храма, а на каменной Вознесенской церкви огонь опалил железную кровлю и через окна проник вовнутрь. Колокола же с подгоревших балок рухнули всем своим весом на свод яруса звона и от жара сплавились.

<…> Это несчастье привело к необходимости полной перестройки всей Василевой слободы. Вместе с жилыми зданиями через два года была поновлена одноглавая Вознесенская церковь, а возле нее – лавки, амбары и полки торга. В 1764 году слобожане срубили одноглавую бревенную Воскресенскую церковь. Ее образ дошел до нас на рисунках 1860-х годов видного исследователя русской национальной культуры академика Л.В. Даля. Это была обычная для деревянного зодчества Поволжья XVII и XVIII веков рубленая клетская церковь с двухскатными высокими кровлями под моленным залом и трапезной».
История церквей Василева и их состояние на начало ХХ века описываются в статье протоиерея И. Соловьева «Село Василева-Слобода, Балахнинского уезда», опубликованной в журнале «Нижегородские епархиальные ведомости» за 1904 год. В примечании протоиерей Соловьев указывает: «Источниками при составлении сей статьи были: а) Василевская летопись свящ. Победоносцева, представленная им в 1889 г. Преосв. Модесту; б) Городецкая летопись, отпечат. в 1864 г. в Епарх. Ведом.; в) книга «Волга», издан. 1862 года; г) История Ниж. Иерархии Арх. Макария; д) История Ниж.-Новгорода, Храмцовского, ч.1-я и е) собственные наблюдения и воспоминания автора».
Сам же протоиерей И. Соловьев историю церквей Василевой слободы в своей статье излагает так:
«В Василевой слободе в настоящее время (1904 г. – В.Л.) имеется два самостоятельных прихода – Вознесенский и Воскресенский. В каждом приходе имеется две отдельные церкви – теплая и холодная. Кроме сих церквей, к Вознесенскому приходу принадлежит еще и третья церковь – Архангельская, каменная, бывшая до 1831 г. самостоятельным приходом, но за бедностью и скудностью средств в сем году причисленная к Вознесенскому приходу. В ограде этой церкви находится теперь кладбище.
Как Вознесенская, так и Архангельская церковь находятся на том самом месте, где до 1764 г. было два женских монастыря того же имени.
Первый и самый древний приход в Василевой слободе – Вознесенский. В нем имеются две отдельные церкви – Вознесенская и Анастасиевская, обе каменные, крытые железом и окружены каменною оградой с железными фигурными решетками. Церкви эти находятся почти на самом берегу р. Волги, так что весной во время больших разливов вода входит в самую ограду.
Церковь Вознесения Господня – холодная, построена в 1755 г. на месте, где стоял прежде храм того же имени Вознесенского ж монастыря, который был приписан к Московскому женскому того же имени монастырю, как значится по старинным документам вотчинным. Другая церковь, Анастасиевская – теплая, в честь Святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, построена в 1797 году. Колокольня каменная же, построена одновременно с Вознесенским храмом с западной его стороны и стоит от храма нераздельно.
Обе церкви – Воскресенская и Анастасиевская – украшены прихожанами благолепно. Стены выкрашены изнутри масляною краскою и расписаны священными изображениями.
Из древних икон Вознесенской церкви особенно замечательна по древности письма местная святая икона Смоленской Божьей Матери – Одигитрии. На сей иконе имеется внизу следующая надпись:
«Сей чудный образ принесен в Москву в лето 1504 года».


Воскресенская церковь XVIII в. С рисунка Л.В. Даля, 1869 г. (Рисунок приведен в книге Н.Н. Филатова «Нижний Новгород. Архитектура XIV – начала XX в.».
Редакционно-издательский центр «Нижегородские новости», Н. Новгород., 1994. – В.Л.)

Прикрепленный файл: василево.JPG
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * 5 6 7 8 ... 20 21 22 23 24 25 Вперед →
Модератор: Perrula
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник perrula » Церкви нижегородской епархии (галерея) [тема №43718]
Вверх ⇈