Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)


← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 279 280 281 282  283 284 Вперед →
Модератор: Gelena
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14806
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1479
ПРОДОЛЖЕНИЕ

Большая волна ударила в борт баржи и обдала нас холодной водой с головы до ног. Люди стали сбрасывать с себя верхнюю одежду. Я тоже сбросил с себя шинель. Женщин и детей попытались укрыть от волн, разместив их в домик шкипера и на его крышу. В это время громадная волна ударила в баржу и по домику шкипера, и он вместе со всеми кто находился внутри его и на крыше был сброшен за борт. Раздался жуткий крик. Следующая волна смыла с палубы находившихся на ней людей и вызвала сильное разрушение корпуса баржи. Этой волной за борт был смыт и я. Кто-то крепко обхватил меня и мы глубоко погрузились в воду. Потом нам удалось подняться на поверхность. Рядом с нами плавало сиденье от автомобиля. Я подтолкнул его к находившемуся рядом человеку, огляделся, увидел недалеко плотик из нескольких бревен и поплыл к нему. На нем уже находились знакомые мне первокурсники Саша Александров и Валентин Терешин и еще один незнакомый мне человек. Каждая волна окатывала нас с ног до головы. Вокруг было много людей, державшихся за бревна, находившихся на таких же плотиках. Буксир «Орел» то появлялся в поле нашего зрения, то исчезал. Было очень холодно. Сколько времени прошло до тех пор, пока «Орел» оказался около нас, я не могу сказать. Я поплыл к буксиру, мне удалось ухватиться, что бы подняться на его палубу. Но тут за меня стали хвататься какие то люди и я снова оказался в воде. В этот момент мою руку кто-то крепко сжал и я был выдернут из воды на палубу. Вытащил меня из воды Женя Шитиков, который попал на борт буксира раньше и стал вместе с другими курсантами и матросами буксира спасать людей, помогая подняться на палубу буксира. Вслед за мной из воды подняли офицера-медика. Оказавшись на палубе, он начал говорить об орехах, по-видимому не осознав еще, что с ним произошло. Знаю, что были и другие случаи нарушения рассудка попавших в катастрофу людей. К моменту моего спасения все кубрики буксира были уже заполнены спасенными. Меня привели на камбуз. Там уже находилось несколько человек. Все дрожали от холода и не могли согреться. Вскоре мы услышали звук атаковавшего буксир самолета. Все вместе мы решили задраить дверь, так как в случаи, если буксир будет тонуть, сил бороться со стихией не будет. К счастью, атака самолетов по буксиру успехом не увенчалась. Как мы потом узнали, буксир собрал с обломков баржи 160-165 человек. Осадка его так возросла, что взять он больше никого не мог. Оставалась большая группа людей, державшихся на разрушенной барже. Их было человек 50-60. Но взять их на борт буксира не могли. Он направился к находившейся невдалеке канлодке «Селемджа». Вспоминая эти события, мы всегда отмечали героизм всей команды буксира «Орел». Его капитана Ивана Дмитриевича Ерофеева, который не сходил с Мостика. Рядом с ним все время находился контр-адмирал А.Т. Заостровцев (командир бригады подводных лодок, который с офицерами штаба бригады следовал к месту нового назначения). Матросы буксира «Орел», а так же курсанты, попавшие на буксир в числе первых и сумевшие сохранить свои силы, в ряде случаев бросались в воду чтобы помочь, потерявшим силы товарищам, подняться на борт буксира. Так, близко к борту буксира оказался плотик, на котором без признаков жизни лежал курсант. Контр-адмирал Заостровцев сказал: «а мне кажется, что он жив». На плотик бросились матрос и курсант (не думая, что они рискуют жизнью). С их помощью подняли на борт потерявшего сознание Петра Махлаха. Потом он был моим одноклассником, и мы дружили много лет. Когда «Орел» подошел к канлодке «Селемджа», контр-адмирал Заостровцев приказал ее командиру направиться к останкам баржи и снять с них людей. Командир канлодки стал возражать. Тогда Заостровцев пригрозил расстрелять его за невыполнение приказа. Об этом рассказывали все спасенные буксиром «Орел». А много лет спустя этот факт подтвердил присутствовавший на встрече участников трагедии борта N 762 капитан первого ранга Браман. В 1941 году он был флагманским механиком бригады подводных лодок. При описываемом событии он находился на мостике «Орла» и лично слышал эту угрозу.
«Селенджа» пошла к разрушенной барже N 752 и сняла с неё 24 человека. Через пару часов «Орел» доставил нас в Новую Ладогу. Нас разместили в каком то доме, накормили, дали по 100 грамм водки. Выдали кое-что из армейской формы. Но на всех не хватило. Шитикову и мне достались конские попоны. Вскоре после нас в Новую Ладогу прибыла канлодка «Селемджа». Прошел слух, что на ней среди спасенных есть одна женщина. Комиссар истребительного батальона Богданов, переправлявшийся вместе с женой на барже, во время разыгравшийся трагедии потерял свою жену. Я помню ее по батальону. Она находилась среди тыловых сотрудников и стремилась, насколько это было возможно, помочь курсантам, что-то сообщить их родителям и т.д. Богданов бегом бросился к пирсу, но жены его на канлодке не было. Страшно переживал потерю жены и лейтенант Чурилов. Она после разрушения баржи держалась вместе с ним на плотике. Но силы ее оставляли. Ее дважды сбрасывало волной с плотика в воду, но Чурилову удавалось вновь вытащить ее из воды. Но в третий раз это ему не удалось. Запомнилось мне и проверка всех спасенных по списку отправленных из Ленинграда. Как много товарищей мы потеряли. Мы как будто снова переживали случившуюся трагедию. По дороге в Училище в Череповце нас переодели во флотскую форму. В Училище в поселок Правдинск мы прибыли 25 сентября. Из 36 первокурсников, образовался один класс паросилового факультета, а остальных 16 распределили на электротехнический и кораблестроительный факультеты, включив в их состав уже существующие классы. Я был назначен в класс паросилового факультета. В Правдинске училище разместилось в клубе Балахнинского комбината (командование, спальня в большом кинозале) а так же в деревянных бараках на берегу Волги, в них были учебные классы. Каждый день курсанты направлялись из клуба в бараки, потом столовую, потом опять в бараки, опять в столовую и снова в клуб. Дороги в поселке, были, прямо скажем, скверны, грязные. В связи с тяжелым положением на фронтах, учебные занятия в первой половине октября были прерваны и курсанты приступили к практической подготовке для ведения боевых действий на сухопутном фронте. А вскоре 177 первокурсникам были присвоены звания старшин 1 статьи и они были отправлены в места формирования морских стрелковых бригад. Курсантам 4 курса присвоили звания младших лейтенантов и их так же направили в морские стрелковые бригады. Курсанты 5 курса были досрочно выпущены и их направили на флоты. Уцелевшие в боях на сухопутном фронте вернулись в Училище в 1944-1945 годах и продолжили учебу. В организации учебного процесса при нахождении Училища в Правдинске имелись большие трудности (не было технической библиотеки, настоящих аудиторий). С наступлением зимы в столовой принимать пищу приходилось в шинелях, отоплений в зданиях не было.

В это время пришел приказ о переезде Училища в Баку. Началась погрузка в эшелон. Железнодорожный состав состоял из теплушек (40 человек, 10 лошадей) и 2-3-х пассажирских вагонов в которых ехали командование и старшие преподаватели.

Путь занял 18 суток. 3 марта 1942 года мы прибыли в Баку.

Помню, что погода была теплая.
Училище разместилось в 3-х местах. Командование, а так же курсанты электротехнического и кораблестроительного факультетов в здании мореходного Училища в самом центре города, рядом с набережной. Для классов паросилового факультетов было выделено 1 крыло здания азербайджанского индустриального института (АЗИИ) а спальни в расположенном недалеко музее с/х. техникума. На стенах помещений были нарисованы лошади, коровы, закреплены пучки трав и т.п. Дизельный факультет разместили в здании техникума, расположенного на окраине города. В АЗИИ была хорошая техническая библиотека, с необходимой нам научной и технической литературой по математике, физике, химии, теоретической механике, сопротивлению материалов и т.д. Мы могли пользоваться и библиотекой и чертежным залом. К учебному процессу были привлечены преподаватели по ряду дисциплин. Училище получило свою шлюпочную базу. На Каспийском море имелись так же учебные корабли «Правда» и «Шаумян» и другие корабли, что позволило проводить корабельную практику курсантов после 1 курса обучения. Не представляло большой сложности направление курсантов для прохождения практики на корабли Черноморского флота.

После окончания первого курса мы были направлены на практику на плавучие батареи «Экватор», «Мередиан», «Полюс». Это были вооруженные зенитной артиллерией, бывшие сухогрузы. В начале практики они охраняли Астраханский рейд, где происходила перегрузка нефти из морских танкеров в речные баржи. Над рейдом иногда появлялись немецкие самолеты, и корабли вели по ним стрельбу из орудий. Затем эти корабли привлекли для переброски войск из Астрахани в Махачкалу. Особенно нам доставалось при перевозке кавалерии. При качке корабля все лошади падали и лежали до прихода в порт. Проходить по палубе приходилось с большими трудностями. А после разгрузки требовалась большая приборка. В конце практики нас перевели на учебные корабли «Правду» и «Шаумян». В то время их привлекли для перевозки беженцев из Баку в Красноводск. Нас особенно поразил этот порт: на берегу не было ни деревца, ни куста, ни травинки, одни голые скалы. Пресная вода в город привозилась только морем. В городе скопилось много людей, которых должны были вывозить по железной дороге в центр Средней Азии. Люди подходили к борту корабля и просили кружечку водички. Особенно тяжело было видеть стариков и женщин с детьми. Запас пресной воды на кораблях был сравнительно небольшой и напоить всех водой мы не могли, но отказать особенно женщинам и старикам мы не могли. Второй курс обучения в Баку прошел без особых неожиданностей. На факультете, да и в Училище в целом появились курсанты-ускоренники.
Они начали учебу в училище в Баку и догнали нас по учебной программе только на четвертом курсе.

В Баку нам разрешили увольнение в город, и мы могли посещать театры, филармонию и концерты. Курсанты привлекались к патрулированию города в ночное время. Хождение по городу с 1-00 до 6-00 утра разрешалось только по пропускам.

Продолжение следует.
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Лайк (1)
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14806
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1479
ПРОДОЛЖЕНИЕ

На втором полугодии второго курса нам начали читать лекции по специальности в частности по конструкциям корабельных паровых котлов. Однако, изучение этого курса, было связано с большими трудностями. В Училище не было ни демонстрационных чертежей котлов, ни учебных альбом. Преподаватель лишь мог кое-что начертить мелом на доске. В изучении конструкций современных котлов, не могли нам помочь и те сведения, которые мы получили на практике первого курса. Они были слишком старой конструкции. Учебная практика после второго курса было организована на эскадренных миноносцах Черноморского Флота и продолжалось три месяца. Один месяц прибавили за счет отпуска. Курсанты были распределены на эсминцы «Бойкий», «Беспощадный», «Сообразительный» и «Способный» (проекты 7 и 7 у«бис») постройки 1939 г.-1941 г, «Незаможник», «Железняков» (построенные до революции и прошедшие модернизацию после окончания гражданской войны), и на лидер «Харьков» (проект 1) постройки 1938 года. Я, в составе группы курсантов из шести человек был назначен на лидер «Харьков». На время практики мы были расписаны в котельные и турбинные отделения. Первую половину практики я проходил в котельном отделении N1. Когда мы прибыли на корабли, самые молодые матросы прослужили на них более 3-х лет, а старые 7-8 лет (срок службы на флоте в те годы для матроса составлял 5 лет). Поэтому матросы были тогда специалистами высшего класса. Никакой дедовщины тогда не было. Командир БЧ-У (старший инженер механик корабля) капитан-лейтенант Н.И. Куцевалов, обращаясь к матросу, говорил: «Сделайте, пожалуйста». И все «просьбы» выполнялись беспрекословно. За 3 месяца практики мы много раз выходили в море, в т.ч. и боевые походы. Так как на кораблях был некоторый некомплект рядового состава (часть матросов ушли в морскую пехоту), перед нами сразу поставили задачу: быстрее овладеть самостоятельным несением вахты. Мы несли вахту наравне с матросами на протяжении всей практики. Практика на лидере «Харьков» оказалось очень важной для всей моей последующей жизни. В самом её начале на «Харьков» прибыл главный проектант котлов ЦКБ Генрих Алиевич Госанов и техник-лейтенант (а до войны заведующий лабораторией Центрального Котлотурбинного Института) Дмитрий Федорович Петерсон (чего только не бывает на войне). Перед ними было поставлена задача провести испытание котла для повышения надежности его работы на полной нагрузке. Не буду касаться технической стороны этого вопроса. Он изложен в моей монографии «Анализ развития отечественного корабельного котлостроения» (2000год). Испытания эти проводились в том котельном отделении, где я был расписан на вахту. В испытании принимали участие командир БЧ-У капитан-лейтенант Куцевалов и инженер-механик дивизиона эсминцев капитан 3 ранга Вуцкий. Испытания меня очень заинтересовали. В самом начале котел был вскрыт и я воочию мог увидеть все особенности его конструкции. Во время всех испытаний и Гасанов и Петерсон были готовы всегда ответить на все мои вопросы. С этими людьми я был связан многие годы в моей последующей жизни. Кратко расскажу о том, как они проходили. Корабль выходил в море и нагрузка на первый испытуемый котел постепенно повышалась. Так как воздух для горения подавался турбовентиляторами в котельное отделение, давление воздуха в нем увеличивалось. Возросталась и шумность. Когда нагрузка подходила к полной, никакие команды услышать было уже невозможно. Общались только жестами. При повреждении котла на полной нагрузке, его экстренно выводили из действия. Когда мы покидали котельное отделение, мы не могли слышать даже собственного голоса. После охлаждения котла, проводился его тщательный осмотр, и намечались необходимые переделки (это был единственный метод исправить недостатки котла т.к. никаких дополнительных измерительных приборов установить было во время невозможно). Только благодаря знаниям и инженерной интуиции проводивших испытания специалистов были получены положительные результаты. В конце испытаний котел работал на полной нагрузке, без каких либо повреждений. Не могу не рассказать о командире лидера «Харьков» капитане 2 ранга Шевченко. До лидера «Харьков» он командовал эсминцем «Свободный». Этот корабль погиб в Севастополе во время его героической обороны. Памятник ему был установлен на Павловском мысе в Севастополе. Шевченко тогда был тяжело ранен, но медики сумели вернуть его в строй. Шевченко так умело управлял кораблем, что когда он выходил из базы или возвращался в нее, личный состав любовался искусством его маневрирования. В первых числах октября 1943 года наша практика заканчивалась. Вместо нас на Черноморский Флот прибыла группа курсантов 4-го курса Училища. В это время намечался боевой выход трех кораблей («Харьков», «Способный», Беспощадный»). До самого выхода было не ясно, кто пойдет в этот поход, мы или они. В конечном счете, нас отправили в Баку. В этом боевом походе погибли все три корабля и большинство их личного состава (погиб капитан 2 ранга Шевченко и капитан-лейтенант Куцевалов). Из находившихся на этих кораблях курсантов спаслось двое. А сообщения о гибели, в которых говорилось: «погиб смертью храбрых и похоронен по морским традициям в Черном море» направили нашим родителям (курсантов 2 курса).

На 3 курсе мы так же обучались в Баку. Среди педагогов, преподававших нам, были известные ученые. Курс технической химии читал нам профессор, контр адмирал Николай Александрович Кочкин. Сам он учился у Д.И. Менделеева и преподавал в Училище с 1904 года. В год нашего выпуска (1946) ему присвоили звание вице адмирала.
izobrajenie_2025-04-08_172735221.png

Среди других педагогов, надо назвать доктора технических наук, профессора А.Н. Патрашева и доктора технических наук, профессора В.С. Жуковского. С ними я был связан по работе много лет жизни. В.С. Жуковский выступал оппонентов на защите моей кандидатской диссертации. Когда мы учились на третьем курсе, на встречу к курсантам пришел кинорежиссер Александров. Он много и интересно рассказывал о съемках фильмов «Волга-Волга» и «Веселые ребята».
izobrajenie_2025-04-08_172818092.png

После окончания 3 курса, мы вновь проходили практику на ЧФ. На этот раз я был направлен на крейсер «Молотов». На этой практике мы очень скоро приступили к самостоятельному внесению вахт. Кроме того, к нам для обучения прикрепляли прибывших в 1944 году на корабль без подготовки матросов 1927 года рождения. На «Молотове» курсантов опекал командир дивизиона живучести капитан лейтенант Зинченко. Он был весьма требователен к нам. Во время практики корабль неоднократно выходил в море. Особенно запомнился переход крейсера «Молотов» из Батуми в Новороссийск на новое место базирования. При подготовке корабля к переходу его старослужащие матросы были очень загружены. Поэтому в течение всего перехода мы самостоятельно несли вахты. Нас подменяли лишь для приема пищи. Во время этой практики, уже в Новороссийске, меня заинтересовали испытания катапульты (устройство для выстреливания «самолета-гидроплана»). Из Новороссийска после конца практики нас пассажирским поездом отправили в Ленинград. По пути мы оказались в Сталинграде. Так как поезд стоял довольно долго, мы могли увидеть, что осталась от этого города после его героической обороны. В Москве во время пересадки нас отпустили в город на несколько часов, а тем, у кого в Москве были родители, разрешили задержаться на сутки.

На 4 курсе лекции по теории паровых котлов нам читал начальник кафедры, капитан 2 ранга Г.А. Абагянц. Курс паровых турбин, начальник кафедры капитан 1 ранга Акимов (участвовавший в Цусимском бою) а так же капитан 2 ранга Григуревич, курс вспомогательных механизмов - капитан 1 ранга Всеволод Константинович Радионов (старейшие преподаватели Училища). По всем этим курсам проводились практические занятия в лаборатории. Офицеры и мичманы в этой лаборатории служили много лет (даже когда я сам стал преподавателем). Это были прекрасные специалисты с большим опытом практической подготовки курсантов. Большой объем часов отводился курсу электрооборудования корабля. Он включал так же выполнения ряд лабораторных работ.

Не могу не вспомнить начальника кафедры Живучести корабля, капитана первого ранга Звейнека К.Х. (одного из первых инженер механиков легендарного эсминца «Новик») В Ленинграде мы стали больше общаться с начальником Училища контр-адмиралом М.А. Крупским (племянником Надежды Константиновны Крупской), с его заместителем по строевой части капитаном 2 ранга Константином Васильевичем Радько и др. офицерами Училища.
Командование Училища большое внимание уделяло воспитанию курсантов. В праздничные дни, после торжественного заседания и небольшого концерта начинались танцы. На протяжении всего мероприятия всегда вместе с курсантами присутствовали начальник Училища, его заместители и многие офицеры-преподаватели. Когда оркестр начинал играть вальс, М.А. Крупский выходил в центр зала, приглашал даму и вместе с ней проходил один круг. Только после этого он обращался к присутствующим и приглашал всех танцевать.

Продолжение следует.
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Лайк (1)
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14806
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1479
ПРОДОЛЖЕНИЕ

В Ленинграде мы часто посещали театры, музеи, а БДТ был шефом Училища. В некоторых случаях торжественные заседания проходили в театре, после чего обычно состоялся спектакль. Я прослужил в Училище довольно много лет, но некогда не видел таких теплых отношений между преподавателями и курсантами. Возможно, одной из причин этого были трудности, которые мы вместе пережили во время войны. Эти отношения базировались на взаимном уважении и понимании того, насколько важна наша подготовка для восстановления и строительства кораблей ВМФ в послевоенные годы.
После окончания занятий на 4 курсе у нас была практика на линкоре «Архангельск» (СФ) и на Металлическом заводе в Ленинграде. А затем нам был предоставлен отпуск и мы впервые за 4 года разъехались к родителям.

После окончания 4 курса я стал сталинским стипендиатом.

Первое полугодие 5 курса прошло в изучении специальных дисциплин и выполнении курсовых проектов по профилирующим предметам. К руководству проектирования привлекались крупные специалисты. Так, руководителями проекта по котлам, кроме преподавателей кафедры (Г.А. Абагянс, Г.И Шваб) были руководитель отдела проектирования паровых котлов ЦКБ Г.А Гасанов и ведущие сотрудники отдела М.И. Шулинский и П.Д. Дектярев. После первого семестра мы были направлены на преддипломную практику, часть из которой проходили на судоремонтном заводе в Кронштадте, а другую часть на корабле, где мы дублировали командиров групп БЧ-5 (инженер механиков). Вторую часть я проходил на крейсере «Максим Горький», построенным перед самой войной. В это время почти все корабли (в том числе и «М. Горький») проходили в заводском ремонте. Командир котельной группы крейсера А.И. Индейцев, через несколько дней после моего прибытия на корабль, был направлен в госпиталь и мне пришлось выполнять обязанности командира группы. Конечно, мне помогали и подсказывали более опытные офицеры. Дипломное проектирование началось сразу после празднования Дня Победы 9 мая. Надо сказать, что до этого я попросил Г.А. Абагянца разрешения выполнить проект нового типа котла (прямоточного). Необходимые для дипломного проектирования материалы, были только в Москве. По ходатайству Г.А. Абагянца, я был направлен туда в командировку и получил там все для меня необходимое. Защита дипломных проектов началась 17 сентября 1946 года, т.е. как раз в годовщину трагедии на Ладожском озере. ГЭК предложила всем участникам этой трагедии пройти защиту в этот день, а я и по плану защищался в этот день. Защита прошла успешно, и я получил «Красный диплом». Так как я окончил училище одним из первых, то я имел право выбора места назначения. Я попросил назначить меня на Черноморский Флот, на эсминец «Бодрый» (хотел служить в городе, где я родился). Перед отъездом из училища Г.А. Абагянц предложил мне через 2-3 года после службы на корабле поступить адъюнктом на его кафедру. После отпуска в ноябре 1946 года я прибыл в Севастополь. Город был сильно разрушен. Интенсивное восстановление его началось только в 1949 году. Почти все корабли эскадры, в том числе и «Бодрый» ЧФ, требовали капитального ремонта. А Севастопольский судоремонтный завод не был еще восстановлен. Я понял, что пробыв 2 года на стоящем на приколе корабле, я не получу необходимых практических навыков. По моей просьбе, меня в начале 1947 года, перевели на должность командира БЧ-5 (инженер-механика) тральщика Т-914. Служба на этом корабле и боевое траление описаны в статье «Русский инвалид N2» 2001 год. Рассказанное в статье, дополню следующим: Минные постановки, как наши, так и противника, проводились в Черном море в период 1941-1944 годов. К началу траления мины находились в морской воде 3-6 лет. В результате коррозии часть минрепов обрывались и мины плавали на поверхности воды. Эти мины разносились далеко за пределы минных полей и представляли большую опасность. Для уничтожения этих мин, чаще всего направляли тральщики, т.к. их артиллеристы имели хороший опыт расстрела плавающих мин. Коррозия минрепов приводила и к тому, что в ряде случаев нож трала не обрезал минреп, а он отрывался от якоря, и мина буксировалась за тралом. В этом случаи, при выборке трала мина всплывала в нескольких метрах за кормой тральщика (корабль шел со скоростью около трех узлов). Чтобы предотвратить удар мины об корпус корабля, было необходимо стравить часть выбранного трала обратно за борт, чтобы мина была подальше от борта. После этого мину подрывали. Особую опасность, представляли немецкие мины, у которых на минрепе была закреплена спиральная стальная трубка. Резак тралла перерезать ее не мог, а по спирали мина приближалась к тралу. В этом случаи при выборке трала мина появлялась сразу за кормой и при ударе об корпус тральщика она могла взорваться. Т.к. в этой мине было около 300 кг. взрывчатки, то последствия привели бы к гибели корабля. Помню такой случай. Мы выбирали трал. Я стоял рядом с тральной лебедкой, а на срезе кормы находились командир корабля и миньор (командир БЧ-П-1П). Я увидел, что командир и минер стали бледными как полотно и командир успел только дать команду: «Трави»! Управлявший 8 тральной лебедкой матрос мгновенно выполнил команду, и мину стало относить от кормы корабля. Расскажу другую историю. Как-то мы возвращались после очередного траления в Одессу. Нам сообщили, что корабли Одесской базы провели учебную постановку мин. Мины они поставили недалеко от пляжа Аркадия. Нас попросили вытралить эти мины. Мины всплыли и ветром их стало сносить в сторону пляжа. И тогда мы увидели панику такую же, как была показана в фильме «Полосатый рейс». Только та паника была вызвана появлением из воды тигров. Не могу утверждать, что о рассказанном эпизоде знали создатели фильма. Но картина была похожей. За три года боевого травления Т-914 вытравил и уничтожил 230 мин. Для Черного моря это большое количество. Во второй половине 1949 года наш Т-914 был привлечен для испытания нового типа оружия. Нагрузка на личный состав была значительно меньше. В начале 1950 года корабль обеспечивал работу водолазов. В марте 1950 года я наряду с другими офицерами-выпускниками училища был зачислен в адъюнктуру. Это был одним из самых больших наборов адъюнктов. Он был связан с решением о строительстве новых больших кораблей нашего флота. Начальник кафедры паровых котлов Г.А. Абагянц, ставший моим научным руководителем, предложил мне актуальную для того времени тему. Она меня заинтересовала, и я приступил к разработке. Тема требовала необходимости теоретических исследований и постановки эксперимента на корабельном котле, установленном в лаборатории Училища. К моему большому сожалению, Г.А. Абагянц вскоре был по состоянию здоровья уволен в отставку, а через некоторое время уехал в Армению по приглашению Академии Наук Республики. Большую помощь в работе над диссертацией, и особенно в постановке эксперимента, мне оказали научные сотрудники ЦКТИ Д.Ф. Петерсон, знакомый мне с 1943 года и О.М. Балдина.

В мае 1953 года я успешно защитил кандидатскую диссертацию и был назначен преподавателем кафедры паровых котлов. В период работы над диссертацией, я в соавторстве с моим товарищем по кафедре Ю.В. Разумовым и с И.В. Куприяновым (преподаватели Училища) написал книгу «Технические измерения» (14 авторских листов), которая была издана в 1954 году. Так как набор в Училище в послевоенные годы был большим, то нагрузка на преподавателей была солидной. Сказалось так же то, что кроме Г.А. Абагянца с кафедры ушел Г.И. Шваб (был назначен начальником кафедры 2 ВМИУ). В декабре 1953 года флагманский инженер-механик Балтийского Флота Б.Я. Красиков (во время моей адъюнктуры был начальником в ВВМИОЛУ им. Дзержинского) обратился с просьбой направить на сборы инженер механиков БФ трех преподавателей Училища. В том числе был и я. Заслушав мой доклад по результатам исследований, было принято решение о необходимости проведения такого же исследования непосредственно на корабле Флота. В связи с этим, в период летних практик курсантов, я назначался руководителем практики на корабли БФ.

Для проведения исследований был выделен эсминец «Стойкий» проекта 30-БИС. На одном из котлов этого эсминца, с помощью судоремонтного завода были установлены необходимые устройства и приборы. Была разработана программа испытаний, которая предусматривала исследования процессов в котле в период ввода его в действие. Такие испытания в условиях корабля были проведены впервые. Результаты выполненного исследования позволили значительно повысить тактико-технические характеристики, как котла так и всей котлотурбинной установки. Результаты проведенных исследований были полностью поддержаны специалистами и руководством СКБК (специальное конструкторское бюро котлостроения), которое возглавлял Г.А. Гасанов, с которым я познакомился на лидере «Харьков» в 1943 году. В последующие годы, на протяжении многих лет моей педагогической и научно-исследовательской деятельности, я был связан с СКБК.

Следующим кораблем, на котором была проведена практическая проверка выводов моей диссертации, был крейсер «Орджоникидзе» проекта 68-БИС. Испытания его котлотурбинной установки были проведены комиссией, членом которой я состоял. Результаты проведенных испытаний и выводы по ним были поддержаны СКБК и были реализованы на практике. В период моей работы в ВВМИОЛУ им. Дзержинского я был назначен старшим преподавателем кафедры и получил ученое звание Доцента. В последние годы моей службы в ВВМИОЛУ я принял участие еще в одних испытаниях котлотурбинной установки, новейшего для того времени эсминца проекта-56. В это же время в соавторстве с Ю.В. Разумовым была написана книга «Теплотехнические измерения в судовых паросиловых установках» (Судпромгиз, 17 листов). По результатам проведенных научных исследований были написан ряд научно-технических отчетов, несколько учебных пособий. В 1960 году я был направлен в командировку в Египет. В период командировки со мной была жена Светлана Михайловна и дочь Наталия, ученица 4 класса. Командировка продолжалась полтора года. Местом нашего постоянно пребывания был город Александрия. За время жизни в Египте мы имели возможность познакомиться со страной, побывали в Каире, Суэце, Порт Сайде, в Эль-Аламейне (месте, где во вторую мировую войну были остановлены немецкие войска Роммеля). А я с небольшой группой товарищей посетил Луксор и Асуан. В Египте мы принимали участие во встрече космонавта Ю.А. Гагарина, прибывшего в страну по приглашению президента Насера. После возвращения на Родину я был назначен старшим преподавателем кафедры паровых котлов 2-ого инженерного Училища (г. Пушкин). За время преподавания курса в Училище, я был членом комиссии по испытанию котлов новых проектов на стенде конструкторского бюро, возглавляемого Г.А. Гасановым. При работе в комиссии, я входил в небольшую группу, которая анализировала и обобщала результаты каждого из режимов работы испытываемого котла и готовила материалы для обсуждений их на заседании комиссии. Надо отметить, что мое общение с Г.А. Гасановым не было формальным. Мы часто обсуждали научно-технические проблемы, связанные с корабельным котлостроением. К сожалению, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премии, доктор технических наук, профессор Г.А. Гасанов рано ушел из жизни. Он умер в возрасте 61 года, в рассвете сил, не успев завершить свои большие планы. В педагогической работе я всегда старался использовать последние научные разработки, для чего постоянно поддерживал связи с рядом научных и проектных организаций. Кроме СКБК и ЦКТИ в Ленинграде, это были ведущие научные и учебные центры Москвы: Московский Энергетический Институт-кафедра академика М.А. Стыриковича, Всесоюзный Теплотехнический Институт, ЭНИН им. Кржижановского, Институт Высоких Температур Академии Наук. Как в учебном процессе, так и в дипломных проектах курсантов, были использованы материалы этих научных центров, часто еще до их опубликования. Во время службы, во 2 ВВМИУ, я в соавторстве членами кафедры А.И. Индейкиным, Е.П. Карасевым, А.И. Макаровым и В.А. Хитриковым принял участие в написании учебника «Корабельные паровые котлы» (35,5 авторских листа). В 1973 году, по заключению врачей Медицинской Академии, я вынужден был оставить педагогическую работу. Сказались последствия трагедии на Ладоге. Мои связи с кафедрой Училища в последующем не прекращались. В январе 1974 года я был назначен на должность старшего научного сотрудника 1-го ЦНИИ ВМФ. При этом я остался членом комиссии по испытанию корабельных котлов новых проектов на стенде СКБК. 10

В ЦНИИ я занимался вопросами эксплуатации корабельных паровых котлов, обобщением опыта эксплуатации котлов новых проектов, оказывал помощь инженер механикам кораблей флота. За время работы в ЦНИИ мне приходилось выступать с докладами на совещаниях руководящего состава электромеханической службы ВМФ, на сборах инженер механиков флотов. Кроме того, в командировках на флоты приходилось рассматривать конкретные вопросы эксплуатации котлов на отдельных кораблях, в том числе на эсминцах, крейсерах, вертолетоносцах, авианосцах, оказывать помощь инженер механикам этих кораблей, а в некоторых случаях выходить на этих кораблях в море для проверки работы котельных установок на различных режимах. В командировках на корабли, в ряде случаев принимали участия сотрудники СКБК (чаще всего К.С. Крикалев - отец космонавта С. Крикалева) и сотрудник ЦНИИ им. Крылова В.М. Пчелинцев. Кроме ежегодных отчетов по обобщению опыта эксплуатации корабельных энергетических установок, в которых был раздел эксплуатации котлов, я во время работы в ЦНИИ выполнил ряд инициативных научных исследований по вопросам, требующим дополнительного научного анализа. По предложению коллектива кафедры паровых котлов ВВМИУ, я принял участие в написании нового учебника по курсу корабельных паровых котлов (в соавторстве с О.В. Арвой, П.Н. Закутиным, Е.П. Карасевым 1986 года издания.) Во время работы в ЦНИИ я консультировал курсантов ВМИУ при их работе над дипломными проектами. В 1987 году подготовил к изданию новые « Правила эксплуатации котельных установок кораблей ВМФ» 1987 г. Из 10 глав «Правил» мною было написано 9, из 15 приложений- 13. Автором одной главы и двух приложений был мой товарищ по отделу, мой одноклассник в ВВМИОЛУ им. Дзержинского, участник трагедии на Ладоге 17 сентября 1941 года Сергей Васильевич Коровин. В 1988 году медики вновь настоятельно рекомендовали мне оставить работу, на этот раз в НИИ. Они считали недопустимыми для меня те нагрузки, которые были связаны с частыми командировками, длительными полетами (на ТОФ.) Пришлось согласиться. В течении последующих десяти лет, я работал над обобщением материалов, связанных с разработкой новых проектов котлов, вопросами эксплуатации этих котлов. В результате была написана монография «Анализ развития отечественного корабельного котлостроения». Она была издана в 2000 году благодаря помощи кафедры, особенно Ю.С. Лебедева, взявшего на себя труд редактирования этой книги, а так же начальника Училища контр-адмирала Ю.М. Халиуллина (оба мои бывшие ученики.) В 1996 году я принял участие в создании сборника «300 лет на страже безопасности России», изданного Училищем. 60 лет мы прожили вместе с женой Светланой Михайловной. Все, что сделано мною, стало возможным благодаря ее поддержке и помощи. У нас 2 дочери Наталия и Людмила, внучка Елена, внуки Дмитрий, Ростислав и Сергей, правнучка Мария, правнуки Андрей и Максим. Март 2011 г.
Хронология Юрия Викторовича Александровского.

Юбилей празднует капитан 1 ранга в отставке Юрий Викторович Александровский / Николай Гаврищук // Пушкин.спб.ру — сайт города Пушкин и Пушкинского района Санкт-Петербурга. – Режим доступа: https://pushkin.spb.ru/news/ca...vskii.html . – Дата доступа: 8.04.2025.
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Лайк (1)
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14806
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1479
Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)

Проект "История КВВМКУ в лицах..."

Арипов Владимир Васильевич

Родился 04.08.1954 г.
Выпускник химического факультета Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова 1976 г.

В 1985 г. был начальником химической службы в первом экипаже атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец».
4 августа 1985 года подводная лодка К-278 под командованием Ю. А. Зеленского установила абсолютный мировой рекорд погружения, достигнув глубины 1027 м и выполнив все запланированные глубоководные испытания.

По итогам боевой и политической подготовки в конце 1988г. его служба была объявлена «отличной», а он лучшим химиком Северного флота.
file.php?fid=1158976&key=1828791803

file.php?fid=1158980&key=848509647

О нем

Командир забытого экипажа / Кундрюков В.И., капитан 2 ранга в отставке // МОРПОЛИТ : НАШ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ. – 2012. - 14 сентября . – Режим доступа: https://journal.morpolit.ru/komandir-zabytogo-ekipazha/ . – Дата доступа: 10.04.2025.

file.php?fid=1158978&key=1516841424



Продолжение следует.
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14806
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1479
Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)

Проект "История КВВМКУ в лицах..."

Арипов Владимир Васильевич

Родился 04.08.1954 г.
Выпускник химического факультета Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова 1976 г.
В 1985 г. был начальником химической службы в первом экипаже атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец».
4 августа 1985 года подводная лодка К-278 под командованием Ю. А. Зеленского установила абсолютный мировой рекорд погружения, достигнув глубины 1027 м и выполнив все запланированные глубоководные испытания.
По итогам боевой и политической подготовки в конце 1988г. его служба была объявлена «отличной», а он лучшим химиком Северного флота.

ПРОДОЛЖЕНИЕ


file.php?fid=1158977&key=227796200
«Удостоверение» о погружении на глубину 1000 метров
Подписано
Командиром капитаном 1 ранга Ю. Зеленским. ВРИО заместителя командира по политчасти капитаном 3 ранга В. Ариповым
4 августа 13 часов 13 минут. Норвежское море.


Жизнь всегда полна сюрпризами. Был он и у нас в тот исторический день.
Дело в том, что 4 августа 1985г. у начальника химической службы экипажа капитана 3 ранга Арипова В.В. день рождения, ему исполнялось тогда 31 год. Командир вызвал Арипова В.В. из 2-го отсека в центральный пост, туда же был доставлен шикарный торт, изготовленный нашим коком мичманом Савельевым И.А.. На глубине 1000 метров Владимира Васильевича поздравили все присутствующие в центральном посту, и прежде всего, командир Зеленский Ю.А. За свои личностные качества и профессиональные умения (по итогам боевой и политической подготовки в конце 1988г. его служба была объявлена «отличной», а он лучшим химиком Северного флота) Арипов В.В. имел высокий авторитет у экипажа. Кроме того, он являлся секретарём партийной организации подводной лодки. Размышляя над этим событием, я подумал: ведь Арипов В.В., вероятно, является единственным человеком в мире, которого в подводной лодке, на глубине 1000 метров поздравило более 70 человек.
Среди них: Герой Советского Союза — вице-адмирал (Чернов Е.Д.); Лауреат Государственной премии, главный конструктор уникальной глубоководной подводной лодки (Кормилицин Ю.Н.) и другие достойные представители конструкторов и кораблестроителей.
Таковы сюрпризы судьбы.


Успешно совершив глубоководное погружение, подводная лодка вернулась в базу. В базе нас встречал командующий Северного флота адмирал Капитанец И.М. Поздравив всех с успешным проведением главных испытаний, он назвал нас, стоящих перед ним людей – «экипажем героев». Приказал представить всех его членов к государственным наградам. Наградные листы на членов экипажа были оформлены и доложены командующему Флотом. Зеленский Ю.А. был представлен к присвоению ему звания Герой Советского Союза. Однако, награждение героев-подводников так и не состоялось. Как написал в своей книге «Тайны подводных катастроф» Чернов Е.Д., против этого возразили политуправления флота и ВМФ. Политработники не увидели в покорении боевой ПЛА километровой глубины — заслуги экипажа. Не поняли они, что присутствуют при рождении качественно нового подкласса подводных кораблей, которые могут существенно увеличить мощь флота и решить ряд проблем стоящим на пути повышения боеготовности подводных сил ВМФ. А может, просто не захотели отмечать экипаж, возможно, по тому, что кроме Кундрюкова В.И., штатного замполита К-278 в списке представленного к наградам не было ни одного политотдельца, как не было их на борту корабля во время этой работы.

file.php?fid=1158979&key=1908757122



4 августа-день рождения военмора Владимира Арипова / Григорий Ерохин // Проза.ру : российский литературный портал. – Режим доступа: https://proza.ru/2023/08/05/85 . – Дата доступа: 9.04.2025.


4 августа-день рождения военмора Владимира Арипова / Григорий Ерохин // Проза.ру : российский литературный портал. – Режим доступа: https://proza.ru/2023/08/05/86 . – Дата доступа: 9.04.2025.


Тайны подводных катастроф / Евгений Чернов. - Санкт-Петербург : Издательство: НИКА. – 2008. – 464 с. - Серия: Морские катастрофы, аварии, кораблекрушения. - ISBN: 978-5-98220-032-7
izobrajenie_2025-04-10_150654399.png

Аннотация
В необъявленной 40-летней «холодной войне» в морях и океанах десятки советских подводных лодок выполняли сотни походов в заданные районы Мирового океана.
Экипажи подвергались значительным физическим и моральным перегрузкам, не всегда выдерживала и техника. В обстановке жесткого графика походов были случаи направления в море кораблей, имеющих неисправности, с экипажами, не прошедшими должной подготовки… Как правило, это сходило с рук остающимся на берегу командирам и начальникам. Но иногда это кончалось плохо или совсем плохо и для корабля и для экипажа… а пославшие их на заведомый риск начальники подвергали оставшихся в живых военному «правосудию».
Автор книги — Герой Советского Союза, подводник, вице-адмирал Е. Д. Чернов рассказывает в своей документальной повести о долге, мужестве, совести и ответственности, о губительных последствиях безнаказанности и карьеризма, привнесенных на Советский флот в конце 80-х годов прошлого столетия.


Упоминание.
В списке:

Хим. служба
49. Арипов Владимир Васильевич

Северодвинцы добиваются награждения первого экипажа АПЛ "Комсомолец" заслуженными боевыми наградами" // ВКонтакте : социальная сеть. – Режим доступа: https://vk.com/wall-48554705_25592 . – Дата доступа: 9.04.2025.
7 апреля 2014 года исполнится 25 лет со дня трагической гибели атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец", единственной АПЛ проекта 685 "Плавник". Первый экипаж АПЛ два раза представлялся к наградам за период службы и испытаний систем корабля, но награды так и не были вручены, также сведения о наградных листах были уничтожены. Северодвинскими либерал-демократами направлен запрос депутату ЛДПР Ярославу Нилову с просьбой о содействии в возбуждении ходатайства о награждении заслуженными наградами первого экипажа АПЛ. 11 февраля депутат направил письмо Министру Обороны Сергею Шойгу с просьбой рассмотреть вопрос о награждении моряков.

Владимир Уткин
Список экипажа ПЛ К-278,
выполнившего погружение на 1000 метров и представленного 20 августа 1985 г. в соответствии с указанием Командующего Северным Флотом к правительственным наградам


Село Паша "alma mater" / Татьяна Родина // ВКонтакте : социальная сеть. – Режим доступа: https://vk.com/wall-2701359_78089 . – Дата доступа: 9.04.2025.
Поздравление с Юбилеем
04.08.2024 г празднует 70-летний Юбилей Владимир Васильевич Арипов
Совет ветеранов поздравляет Владимира Васильевича с Юбилеем 70 лет для мужчины ответственный возраст. Идёт проверка на крепость духа и воли. Желаем Вам железобетонной воли к победе над возрастом, болезнями и проблемами. Ваш юбилей время радости, звона бокалов и крепкого вина. Желаем много поздравлений, нескончаемых тостов и приятных пожеланий. Пусть Ваша жизнь будет разнообразной и чередуется, то удачей, то везением, то радостью, то счастьем!
От Татьяны Родиной
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14806
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1479
Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)

Проект "История КВВМКУ в лицах..."

Вострухов Андрей Викторович

Капитан 2 ранга

Выпускник штурманского факультета Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова 1973 г.

vostruhov_andrei_viktorovich.jpg

file.php?fid=522333&key=1212916156

На фотографии:
Норкин С., Валов С.Т., Федоренко А., Вострухов А., Чернышев О., Чумоватов С. А., Бормотов В.И., Асланов А.А., Плинь И.Я., Андреев В.А., Шахманов М.Е., Щёголев Ю.А.

izobrajenie_2025-04-10_190543508.png
Баку. Каспийское ВВМКУ им. С.М. Кирова.3-й факультет. Командование, преподаватели, курсанты из ГДР.
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14806
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1479
Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)

Проект "История КВВМКУ в лицах..."

Грачев Сергей Глебович

Родился 06.10.1959 г.
Выпускник химического факультета Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1977-1982).

Начальник химической службы атомной подводной лодки.
file.php?fid=1159519&key=1325845975

О нем

Сергей Грачев в Одноклассниках // Одноклассники: социальная сеть . – Режим доступа: https://ok.ru/profile/578932267530 . – Дата доступа: 10.04.2025.

Сергей Грачев в ВКонтакте // ВКонтакте : социальная сеть. – Режим доступа: https://vk.com/sgrachev2017 . – Дата доступа: 12.04.2025.

Сергей Грачев в ВКонтакте // ВКонтакте : социальная сеть. – Режим доступа: https://vk.com/id362865263 . - Дата доступа: 12.04.2025.
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14806
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1479
Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)

Проект "История КВВМКУ в лицах..."

Березняк А.Г.

Выпускник Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова 1961 г. Золотой медалист.
zolotaya_medal.jpg

О нем

Курочкин, А. П. Апшеронский меридиан: Документальная повесть / Под редакцией контр-адмирала В.Г. Калинина; Авторы: А.П. Курочкин, В.Т Татаренко. — Баку: Азернешр, 1989.—208 с., ил.
file.php?fid=398364&key=846563104
Упоминание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
СПИСОК ВЫПУСКНИКОВ, ОКОНЧИВШИХ КАСПИЙСКОЕ ВВМКУ ИМ. С.М. КИРОВА (1939-1992) С ЗОЛОТОЙ МЕДАЛЬЮ И ЗАНЕСЕННЫХ НА МРАМОРНУЮ ДОСКУ
Упоминание

1961 Березняк А.Г., Василенко Ю.П., Зорин Э.Ф., Миняйло Н.П.
...

Куделин, В.И. Каспийцы-кировцы на океанской вахте: Краткий исторический очерк Каспийского высшего военно-морского Краснознаменного училища имени Сергея Мироновича Кирова (1980-е гг.). – На правах рукописи.

file.php?fid=398369&key=522488740
Упоминание.

За 20 лет своего существования Каспийское ВВМУ продолжало оставаться одной из главных кузниц офицерских кадров страны, пополняя флот офицерами различных специальностей. На флот шли верные защитники Родины и до конца преданные Коммунистической партии. Из года в год продолжали расти ряды передовиков учебы.

В период с 1950 по 1959 годы именными стипендиатами были курсанты Кожин В.А., Ю.Ф.Шаршов, В.Г.Курагин, В.М.Маркарян, Ю.Н.Юрасов, Н.К.Шептарский, Ю.В.Сторчак, В.Г.Гребенников, А.М. Маркарян, В.С.Поваго-Потемкин, В.В.Журавлев, Г.А.Лебедев, В.А.Половников, В.М.Окишев, К.П.Чередниченко, Е.П.Ковалев, Д.А.Кокурин, О.Г.Кочергин, А.Г.Пашинский, С.И.Рязанов, В.Т. Фуга, В.Н. Черкасский, А.Г.Березняк, Ю.П.Василенко, Э.Ф.Зорин, Н.П.Миняйло и другие.


4 июля 1961 года состоялся 19-й выпуск офицеров флота. Это был последний выпуск артиллеристов корабельной и береговой артиллерии и ракетного оружия.
С золотой медалью училище окончили А.Г.Березняк, Ю.П.Басиленко, Э.Ф.Зорин, Н.П.Миняйло.


Список последних артиллеристов КВВМУ им. С.М.Кирова выпуска 1961 года.
1-3 классы корабельный профиль,
4-й класс береговой артиллерии.
Всего 96 человек.

Список составил подполковник Шишканов Анатолиий Андреевич (вып. 1960 г.).
Помогали составлять список выпускники 1961 г. Олег Уварчев - корабельный профиль (г. Севастополь) и Геннадий Дубровин (БА) Одинцово.

1-й класс: Зимогляд В.В., Коротынский Е.П., Кузнецов А.П., Якушев В.И., Вавилов В.М., Поль В.А., Сафин Л.И., Лободенко Н.М., Варламов Ю.С., Обручников В.Н., Шматок В.И., Булушев В.В., Головесов А.П., Сизов В.М., Тевяшев Б.Д., Дударев Г.П., Горенков А.Н., Уварчев О.Д., Бобылев В.В., Сидоров В.Г., Шабаев В.П., Агапов В.Н., Николюк С.Б., Карагодин А.М., Шойхет Д.А.

2-й класс: Сиротин О.К., Курков В.В., Липкин И.Н., Бабяк А.П., Лукьяненко Ю.П., Мухаметзянов Р.А., Василенко Ю.П., Фомичёв П.А., Лукьянцев В.В., Фоминский Ю.И., БЕРЕЗНЯК А.Г., Осыка Б.М., Кузнецов Г.П., Шевчук В.П., Наймарк В.Р., Чичков А.Ф., Тришин С.П., Поленков Г.М., Устюжанин В.И., Садий В.Н., Вараксин И.И., Юлегин В.Н., Хасянов Ш.Т.,

3-й класс : Киселёв В.С., Чернобай Г.И., Левицкий П.П., Лысков В.В., Никифоров А.П., Дюкарев А.В., Швец О.Н., Горин Э.Г., Тогузов Е.В., Кирилюк А.Я. , Малиночка П.М. Лаптев В.Я., Корниленко В.А., Казаков Ю.Ф., Петров А.А., Тимошенко В.И., Дмитриев Н.А., Панченко В.М. , Чериватый Д.П., Букреев В.Н., Иваненко Н.Д., Новиков В.Д., ГудзьГ.П., Зорин Э.Ф.,

4-й класс : Лунин Г.А., Крупнов А.Г., Сорокин А.И., Миняйло Н.П., Бобин Л.М., Сухов В.В., Коштоев В.О., Мягков А.А., Медведев В.Т., Карлашов В.Н., Арушанян Р.Р. . Опилат Н.В., Морковский В.Д., Панченко Е.Н., Золотухин Ю.А., Попов В.А., Горбатенко В.Н., Калинин В.С., Смолин Н.Г., Дубровин Г.Ф., Борисов Л.И., Ермоленко А.И., Пестов В.М., Углов А.И.
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14806
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1479
Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)

Проект "История КВВМКУ в лицах..."

Бикантов М.М.

Выпускник Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова 1953 года. Минно-торпедный факультет.


bikantov.jpg
День ВМФ. Бикантов М.М. (справа)

izobrajenie_2025-04-12_181325075.png
Бикантов М.М. (в центре)
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14806
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1479
Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)

Проект "История КВВМКУ в лицах..."

Богданов Андрей

Капитан 1 ранга

Дата рождения: 26 Декабря 1959 года

Выпускник Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова. Штурманский факультет (1977-1982).
bogdanov_andrei_.jpg

file.php?fid=1159532&key=970696963
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 279 280 281 282  283 284 Вперед →
Модератор: Gelena
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Gelena » КВВМКУ » Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992) [тема №55474]
Вверх ⇈