Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Статьи

Где упоминается с. Холуй

    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модератор: tashik
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1214
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 640
Кустарная выставка в гор. Шуе в 1901 г.


http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/suzdal/p/38-1-0-2406

….Третий промысел, занявший на выставке довольно видное место, это – иконописание. Центр этого ремесла находится в слободах: Холуе, Мстере и Палехе, Вязниковского уезда, где он свил себе гнездо и составлял наследственное занятие местных жителей с очень давнего времени,- известно, что в Холйской слободе иконопись существовала в нач. XVII в., а в слободе Мстере с XVIII в. По характеру письма иконы бывают различны: одни, так называемые, живописные, т.е. писанные на светлом фоне, состоящем из воздуха и иногда из облаков, а другие – на серебряном или большей частью на золотом фоне. Образцы как того, так и другого рода живописи были представлены на выставку в достаточном количестве: из с. Палеха – Л.И. и И.И. Париловыми, В.А. Хохловым, Д.А. Салаутиным. М.В. Белоусовым, К.А. Першиным и И.В. и М. Белоусовыми; из с. Холуя – Я.Ф. Карпышевым, Г.Д. Шаховым, П.Н. Терентьевым, Ф.И. Пурецким, И.С. Терентьевым и А.А. Горбуновым……….


Довольно видное место на выставке занимали также строчка по полотну и вышивание гладью, распространенные, главным образом, в Вязниковском (с. Холуй) и Гороховецком (Мытская, Верхне-Ландехов. и Кромская вол.) уездах. Уменье вышивать и строчить по выдернутому полотну было известно здешним обывательницам с давних пор,- строчка и вышивание простынь, полотенец, накидок и других вещей сначала приготовлялись местными девицами исключительно только для своего приданого, но потом, мало по малу, изделия их начали появляться в продаже, в настоящее время работа их приобрела уже довольно широкую известность далеко за пределами Вязниковского и Гороховецкого уездов.

Строчкой и вышиванием занимаются, главным образом, по заказам местных торговцев, от которых получается материал и которым возвращаются, затем, выработанные вещи. Этот промысел, довольно распространенный среди женского населения, был представлен на вставке А.И. Мокиной и М.И. Серкиной из с. Холуя, Вязниковского уезда; они выставили образцы строченых полотенец, наволочек (по 1 руб. 75 коп. и 5 руб. 50 коп. за штуку) и простынь (по 8 руб. за штуку и 90 руб. за дюжину)
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1214
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 640
ПОЖАРСКИЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ альманах. К 80-летию лаковой миниатюры Холуя

Выпуск № 8
http://old-yuzha.ru/images/pozharsky_almanah_8.pdf


ПОЖАРСКИЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ альманах Выпуск № 4
«430-летию со дня рождения Д.М.Пожарского»
http://old-yuzha.ru/images/pozharsky_almanah_4.pdf


ПОЖАРСКИЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ альманах Выпуск № 3
«К 460-летию первого письменного упоминания села Холуй


Прикрепленный файл (истори Холуя.pdf, 2866066 байт)
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1214
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 640
Холуй – один из центров русской лаковой миниатюры.


Село Холуй находится в Южском районе Ивановской области в10 километрах от районного центра г. Южа. Оно стоит на берегу реки Тезы, левом притоке реки Клязьмы. Население – примерно 1 тысяча жителей.
Холуй – старинное село, имеющее богатую историю уходящую корнями в славное прошлое нашего государства. Название села может показаться неблагозвучным, но к человеку низкого достоинства оно никакого отношения не имеет. В различных словарях, слово «холуй» толкуется по разному: коряга, торчащая в реке, песчаный нанос, плетень рыболовный, сор дрязг от разлива коим заволакиваются луга. Исходя, из этих толкований, строились всевозможные предположения о происхождении названия, но единого мнения не было. Ключом к разгадке загадочного названия может служить то, что в Вологодских говорах существительное «холуй» употребляется в значении «одинокий поселок».
Первое дошедшее до нас документальное упоминание о Холуе относится к 1543 году. В грамоте Великого Князя Московского Ивана Васильевича об освобождении от пошлин Стародубских соляных варниц Троице-Сергиева монастыря сказано: «У них новыя соли на Холуе, в Ряполовском Стародубе». В начале XVII века, в «Смутное время» жители Холуя принимали активное участие в освободительной борьбе с иноземцами и изменниками Родины. Холуйский отряд под командованием Илейки Деньгина входил в состав объединенной дружины городов Юрьевца, Гороховца, Решмы и сражался с врагами за Лух, Дунилово, Шую, Суздаль. Сам Холуй в марте 1609 года стал местом битвы с отрядом изменника Федора Плещеева. В 1612 году Холуйский отряд присоединился к народному ополчению, шедшему на освобождение Москвы от интервентов. Холуй, принадлежащий Дмитрию Пожарскому, стал одним из пунктов сбора всенародной дружины. В память об этом событии Дмитрий Михайлович завещал построить на месте сбора войск, монастырь. Повеление было исполнено его сыном Иваном Дмитриевичем в 1650 году, построившим деревянную Борковскую пустынь. В XVIII веке вместо сгоревшего деревянного храма строятся каменные. Деньги на строительство выделил уроженец Холуя епископ Астраханский и Ставропольский Мефодий. При его помощи построены и украшены не только храмы Борковской пустыни, но и Троицкая церковь в Холуе. Знаменит был Холуй своими ярмарками. За год в селе проходило пять ярмарок. Самые крупные Тихвинская и Введенская славились на всю Россию. По количеству продаваемого на них товара (данные начала XIX века ) они были крупнейшими во Владимирской губернии. Одним из основных товаров на ярмарке были иконы, разносимые офенями и коробейниками по всем концам России.
Историю Холуя, как торгово-промышленного села можно разделить на три периода по принципу занятости населения в определенной профессиональной деятельности. Солеварение, иконописание и лаковая миниатюра в разное время составляли основу благосостояния жителей и развития села.
Первоначально Холуй прославился в XVI веке, как место добычи соли. Добывали ее здесь известные в России монастыри: Троице-Сергиева Лавра, Киржачский Благовещенский, Суздальский Спасо-Ефимьевский , Владимирский Рождественский монастыри. Часть солеварен принадлежала Дмитрию Михайловичу Пожарскому, получившему Холуй от царя Василия Шуйского в 1609 году. Одновременно с добычей соли на монастырских дворах начали писать иконы и занятие это становилось все более распространенным. На развитие иконописания в Холуе повлияло несколько факторов. Во-первых, солеварение со временем перстало приносить прибыль (дешева соль в Россию стала поступать из соляных озер). Поэтому население, состоявшее в основном из монастырских крестьян, вынуждено было переключиться на другую сферу деятельности. Плодородной земли, способной прокормить людей в Холуе не имелось. Мосным безземельным крестьянам «бобылям» ничего не оставалось делать, как перенимать у живших в селе монахов-иконописцев их искусство. Связь с крупными монастырями позволяла получать все необходимые материалы для производства икон. Немаловажное значение заключалось и в том, что с XVI века по всей России начался глобальный процесс перехода иконописи из монастырей в «мир». Те города и села, в которых были монастыри, становились центрами иконописания. От них иконописание распространялось повсюду. В больших и малых городах, слободах, селах и даже деревнях появились свои мастера. Холуй в XVII веке становится крупным центром иконописания. Начиная, с XVIII века иконописью занимается, здесь практически все местное население.
Побывавший в Холуе в 1855 году писатель Сергей Максимов вспоминал: «пишет образа и мой хозяин, у которого с нанял светелку; пишут образа во всех домах, и не пишет их только мельник, и то потому, что сделался мельником». Примерно так же описан Холуй в учебном пособии для учащихся «Отечествоведение» 1879 года. «Оброков не платят, хлебопашества не имеют; следовательно, с плугом и сохою вовсе не знакомы; редкий найдется, кто бы умел запрячь лошадь или вспахать землю, посеять и собрать хлеб … с малых лет до глубокой старости житель Холуя не расстается с кистью, имея оную постоянно в руках… А какое огромное количество в Холуе пишется икон, это достойно удивления: от полутора до двух миллионов в год».
Революция 1917 года круто изменила судьбу жителей Холуя. Развернувшиеся гонения на веру делают профессию иконописца запретной. Мастера Холуя долго не могли найти свое место в искусстве. Бывшие иконописцы пробовали расписывать деревянные коробки, токарные изделия, металлические подносы, настенные коврики… И только в 1934 году открылась Холуйская художественная артель, в которой начали писать лаковую миниатюру. основоположниками холуйской миниатюры стали С.А. Мокин, К.В. Костерин, В.Д. Пузанов-Молев и М.Д. Добрынин. Первые шаги на новом поприще были трудными. В поисках своего стиля холуйские художники опирались на хранимые продолжаемые ими традиции древнерусского искусства и опыт художников Федоскино, Палеха и Мстеры. В результате был выработан свой собственный художественный стиль. Его особенностями являются, прежде всего, живописный характер миниатюры, четкость рисунка, ясность сюжета. Характерный стиль холуйского письма и сегодня продолжает развиваться, опираясь на непрерывный творческий поиск талантливых и самобытных художников. Славу искусства составляют народные художники России Н.И. Бабурин, Б.И. Киселев; заслуженные художники В.А. Белов, Н.Н. Денисов, В.А. Фомин, П.А. Митяшин, В.А. Елкин; известные мастера А.а. Смирнов, В.Н. Седов, Б.В. Харчев, М.М. Веселов, В.В. Живностка , В.М. Веселов и многие другие. На сегодняшний день в Холуе работают две организации ООО «Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры» и ООО «Русская Лаковая Миниатюра», выпускающая изделия с лаковой миниатюрной живописью. Новые поколения художников получают образование а Холуйском филиале Высшей школы народных искусств г. С.Петербурга.

Холуйские иконы и лаковая миниатюра
Иконопись Холуя, так же как Палеха и Мстёры, искусствоведы относят к древнерусской живописи. По их мнению, первыми иконописцами в Холуе были монахи Троицкого монастыря, принадлежавшего Троице-Сергиевой лавре, которые и обучали холуян. Известно, например, указание архимандрита лавры Афанасия набрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет «…острых и к понятию и к иконописному художеству надежных, обученных грамоте, и, дав им в лавре покои, пищу и одежду, обучить живописи иеромонаху Павлу». Таким образом, к концу XVII в. Холуй становится носителем иконописных традиций Троице-Сергиевой лавры.
Потребность в иконах быстро росла. Холуйские иконы ценились в северных губерниях России – Вологодской, Архангельской, Олонецкой – да и в самом Санкт-Петербурге. Холуй получал заказы на изготовление икон из Болгарии, Македонии, Сербии. В Сибирь иконы отправляли целыми обозами. Холуяне осваивают фресковую живопись, изготовление плащаниц на холсте масляными красками, хоругвей, вышивок. Оживленная торговля всеми этими изделиями, которой благоприятствовало удачное географическое положение Холуя на перекрестке водных и сухопутных торговых путей, сделали Холуй крупным торгово-промышленным селом, ежегодно производящим 1,5 – 2 миллиона икон.
Расширение производства икон постоянно подталкивало хозяев иконописных мастерских увеличивать число иконописцев, вводить разделение труда. Так появились иконописцы-ремесленники, которые могли быстро и ловко выполнить отдельные детали иконы: одежду, пейзаж, орнамент. Их называли «доличники». Лик – лицо, руки и тело – писали, как правило, более квалифицированные мастера, или «личники». Рост производительности отодвигал искусство иконописи на второй план. Пагубные последствия этих процессов встревожили не только церковь, но и общественность, в том числе и профессиональных художников. По общему мнению, исправить положение могло лишь создание в Холуе школы иконописи.
Первым шагом на пути создания художественного образования в Холуе стало открытие в нем в 1861 году первого во Владимирской губернии двухклассного училища. Затем в 1882 году Александро-Невское братство, учрежденное во Владимире, открыло в Холуе рисовальные классы, которые скоро были преобразованы в иконописно-рисовальную школу. Для руководства этой школой и преподавания в ней в Холуй был направлен выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств Н.Н. Харламов. Первые выпускники школы организовали артель и под руководством Н.Н. Харламова стали заниматься иконописью и стенописью в России и за рубежом. В 1901 г. иконописная школа преобразовывается в Холуйские учебные иконописные мастерские и для руководства ими присылается еще один выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств - Е.А. Зарин. Деятельность этих образовательных учреждений сыграла серьезнейшую роль в росте авторитета холуйской икнописи и подготовила хорошую почву для становления и развития свременной лаковой миниатюры в Холуе.

После революции иконописные мастерские в Холуе были закрыты, и холуйские мастера вынуждены были заниматься делами, очень далекими от художества. В 1934 г., воодушевленные примером художников Палеха и Мстёры, холуйские художники С.А. Мокин,К.В. Костерин, Д.М. Добрынин и В.Д. Пузанов-Молев организовали артель и стали искать свой собственный стиль в лаковой миниатюре. В 1943 г. по постановлению Совнаркома РСФСР в Холуе открывается художественная профессионально-техническая школа. В школу направляется выпускник Ленинградской Академии художеств У.А. Кукулиев. Первые послевоенные выпускники школы Н. Бабурин, А. Костерин, Б. Тихонравов и другие во главе с В.А. Беловым, учеником С.А. Мокина, а также талантливая молодежь из последующих выпусков - Н. Денисов, Б. Киселев, В. Фомин, Н. Стариков и многие другие - по существу заложили холуйские художественные традиции лаковой миниатюры. С этого времени о Холуе заговорили как о признанном центре лаковой миниатюры, его изделия стали приобретать музеи, картинные галереи, российские орагнизации, торгующие произведениями искусства. В 1959 году в Холуе на общественных началах был создан Музей Холуйского искусства, который ныне имеет статус Государственного музея Холуйского искусства.
С 1961 г. холуйская миниатюрная живопись выходит на международный рынок. Наряду с миниатюрами начинают создаваться декоративные лаковые панно. Вместе с традиционным черным фоном, все чаще начинают использовать насыщенный красный, зеленый и вишневый цвет. Спектр сюжетов необычайно широк: былинные и сказочные сюжеты, темы из русского фольклора, эпические, исторические и литературные, батальные, жанровые и песенные, пейзажные, архитектурные и даже сатирические сюжеты, образы деятелей русской культуры. Все это - в характерной холуйской манере, одновременно и декоративной, и реалистической, с тонкими индивидуальными различиями мастеров, но без утраты стилевого единства, и создало славу Холую как мировому центру лаковой миниатюрной живописи.

Среди сотен прославленных мастеров особой известностью пользуются Народные художники России Н.И. Бабурин, Б.И. Киселев, Заслуженные художники России Н.Н. Денисов, П.А. Митяшин, В.И. Фомин, В.А. Елкин, Б.К. Новоселов, признанные мастера В.А. Белов, Б.В. Тихонравов, Н.В. Стариков, П.И. Ивакин, А.М. Костерин, А.А. Морозов, А.Н. Сотсков, С.М. Дмитриев, С.Б. Девяткин, В.Н. Седов, А.А. Смирнов, В.И. Живностка, М.М. Веселов, Т.Л. Милюшина.
В 1989 году Холуйское художественная профтехшкола преобразовывается в Холуйское художественное училище миниатюрной живописи, которое с 2000 года носит имя Н.Н. Харламова и до сих пор готовит молодых художников для народных художественных промыслов. При этом молодежь обучается традициям лаковой миниатюры, художественной вышивки и иконописи, искусство которой возрождается в современном Холуе.


http://hram-svyatih.ucoz.ru/in...astyr/0-16
После прихода к власти Советов это искусство стало невостребованным, и холуйцы переключились на лаковую миниатюру http://www.youtube.com/watch?v=xQ-bxDRBmck#t=88


https://ok.ru/group/45426834997450/album/51487277187274
Художники Холуя и другие люди

Иконописцы. Холуй (фото до 1917 г.)

Прикрепленный файл: 1.jpg
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1214
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 640
I.4. Историческое поселение Холуй.


http://www.pemptousia.ru/2012/...%BD%D1%8B/



Одним из древнейших населённых пунктов Южского района является поселок Холуй, расположенный в 10 км. от города Южи в живописном месте вдоль реки Тезы.

Холуй — всемирно известный центр лаковой миниатюры на папье-маше, славившийся на всю Россию мастерами-иконописцами. Своим названием он обязан небольшой, но глубокой, с прихотливыми изгибами, реке Тезе, на берегах которой расположен. Для ловли рыбы в ней ставили плетни из прутьев, или «холуи», «холуйники», — так объясняет значение этих слов толковый словарь В. И. Даля.

По преданию, это поселение возникло на русской земле в XIII веке, во времена нашествия татаро-монгольских завоевателей. Захват и разорение ими града Владимира, окрестных сел и деревень заставили людей искать убежища в глуши лесов и болот. Они селились по берегам реки Клязьмы и ее многочисленных притоков — Нерли, Уводи, Шижигды, Тезы и Луха — создавая поселения и обживая эти глухие места: рубили лес, строили избы, пахали землю, разводили скот, занимались охотой и ловлей рыбы. Житейские дела и заботы не убили в народе православный дух, наоборот, только укрепили его. От веку крепка и славна была Русь своей духовностью. Поселяне стали храмы возводить, колокола лить, святые иконы писать. Так постепенно в трудах и молитвах обживали ставшую родной землю наши далекие предки.

Природа этого края пленяет в любое время года: извилистая Теза, с ее весенним широким половодьем, дубравы и сосновые боры, заливные луга, покрывающиеся летом цветным ковром, осеннее золото листопада, бескрайняя снежная белизна в зимнюю пору... Красота тех мест стала для живущих там неиссякаемым живительным источником. Первые документальные упоминания о Холуе относятся к XVI веку. Грамота Великого князя Московского Ивана Васильевича Троице-Сергееву монастырю «Об освобождении от пошлин стародубских соляных варниц» (1546) свидетельствует о том, что Холуй в то время являлся вотчиной монастыря, куда поставляли холуяне добываемую ими соль — продукт в те времена весьма ценимый. Позже, в документах, датированных 1613 годом, слобода Холуй упоминается уже в качестве поселения, пожалованного князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов, в котором жили мастера-иконописцы. Михаил Пожарский покровительствовал иконописцам Холуя. Если после войны в селе Холуй насчитывалось два иконописца, то в год смерти Дмитрия Михайловича слава о мастерах слободы Холуй шла по городам Руси Великой. Он восстановил промысел, который чуть не погиб.

Искусствоведы часто называют иконопись Холуя древнерусской живописью. По их мнению, первыми иконописцами в Холуе были монахи Троицкого монастыря, принадлежавшего Троице-Сергиевой лавре, которые и обучали холуян. Известно, например, указание архимандрита Лавры Афанасия набрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет «...острых и к понятию и иконописному художеству надежных, обученных грамоте, и, дав им в лавре покои, пищу и одежду, обучить живописи иеромонаху Павлу». Для обучения иконописи в Холуй направлялись ученики из Шуи и Мстёры. Таким образом, в конце XVII века Холуй становится носителем иконописных традиций Троице-Сергиевой лавры.

С начала XVIII века искусство иконописи в Холуе развивается довольно быстро. Потребность в иконах росла с каждым годом. Произведения холуйских иконописцев ценились в северных губерниях России — Вологодской, Архангельской, Олонецкой — да и в самом Санкт-Петербурге. В Сибирь отправляли иконы целыми обозами. Холуй получал заказы на изготовление икон из Болгарии, Македонии и Сербии. Большой спрос, естественно, в значительной степени способствовал развитию промысла.

Незаурядный талант, глубокое знание возможностей и технологии темперной живописи позволяли художникам создавать прекрасные образцы иконописи. Возни¬кает фресковая живопись. Иконописцы пишут фрески на стенах и сводах церквей и храмов. Иконописные мастерские приобретают специализацию: одни занимаются «мелочным письмом», другие «листовушками», третьи пишут монументальные храмо¬вые иконы, четвертые фрески. Появляются плащаницы, писанные не на деревянной доске, а на холсте и масляными красками. Холуй становится крупным торгово-про¬мышленным селом, производящим ежегодно 1,5—2 миллиона икон. Несомненно, оживленной торговле иконами, плащаницами, хоругвями, вышивками и другими изделиями холуйских мастеров способствовало удачное географическое положение села на пере-сечении множества водных и сухопутных торговых путей. Широкую известность в России получили ярмарки, проводившиеся в Холуе: «Троицкая» весной и «Тихвин¬ская» осенью. К середине XIX века их стало уже пять. На ярмарки съезжался торговый люд в основном из поволжских городов. На время ярмарок открывалось до трехсот торговых лавок и больше сотни балаганов. Завозилось множество разных товаров: из Макарьева и Костромы лес и доски для икон, из Саратова зерно, из Астрахани рыба. На ярмарках бывали купцы из Персии и Турции. Торговля была бойкой, обороты исчислялись десятками тысяч рублей серебром.

Иконопись и торговля служили единственными источниками доходов холуян, других не существовало. Доходы позволяли им вести строительство, возводить церкви. Так, на левом берегу Тезы появились Троицкая летняя и Введенская зимняя церкви (1745—1753), в ансамбль органично вошел жилой двухэтажный дом священ¬ника и кирпичная ограда с деталями из кованного железа. В XIX веке на правом берегу сооружается большая и красивая Тихвинская церковь. В версте от Холуя, возле соснового бора, возводится архитектурный ансамбль мужского монастыря: Борковско-Николаевская Пустынь с летним собором и церковью, монашескими кельями, трапезной и разнообразными хозяйственными постройками. Строятся также часовни, пристань, трактир, торговые заведения, школа, лечебница, постоялые дворы, кирпичные жилые дома для состоятельных людей и множество других сооружений, в их числе девять иконописных мастерских. Холуй становится волостным центром Вязниковского уезда Владимирской губернии с населением более пяти тысяч человек, самобытным очагом традиционной народной культуры.

Расширение производства икон, вызванное потребностями рынка, постоянно подталкивало хозяев иконописных мастерских увеличивать и число иконописцев, так как сугубо ручной труд не был достаточно производительным. В иконописных мастерских складывается разделение труда. Художник-иконописец, писавший икону от начала до завершения, добиваясь выразительности образа, не устраивал предпринимателя — слишком много сил и времени отдавал он каждой работе. Вот почему появились иконописцы-ремесленники, которые быстро и ловко могли выполнить отдельные детали иконы: одежду, пейзаж, орнамент. Их называли «доличники». Лик — лицо, руки и тело — писали, как правило, более квалифи¬цированные мастера, или «личники». При такой «специализации» производитель¬ность росла, количество икон увеличивалось, однако искусство постепенно отходило на второй план. Стали изготавливать набивные по ткани плащаницы, продавать бумаж¬ные печатные иконы и печатные иконы на жести. Процесс «опромышливания» святого иконописного искусства и его пагубные последствия встревожили не только церковь, но и умы просвещенных россиян, в том числе профессиональных художников. По общему мнению, исправить положение могло лишь создание школ иконописи.

Первым шагом на пути просвещения холуян стало открытие в 1861 году первого во Владимирской губернии двухклассного училища, где преподавали Закон Божий, русский язык, отечест¬венную историю, географию, арифметику и церковное песнопение.

В 1882 году Александро-Невское братство, учрежденное во Владимире, открыло в Холуе рисовальные классы, позднее преобразованные в иконописно-рисовальную школу. Курс обучения длился шесть лет. Главными предметами были иконописание, рисунок и живопись по программе Академии художеств. Для руководства школой и преподавания в ней в Холуй направляется выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств Н.Н. Харламов.

Кроме основных предметов в школе преподавали чеканку, позолоту, пластическую анатомию, такие специальные предметы, как композиция и технология темперной живописи. Деятельность иконописно-рисовальной школы (1882—1920) была плодотворной. Ее первые выпускники образовали артель и под руководством своего учителя Н.Н. Харламова стали заниматься иконописью и стенописью. Ими были выполнены фрески и иконостас в Русской посольской церкви в Вене, а также роспись в право¬славных соборах Кракова и Кишинева, в церквях многих российских городов.

Значение иконописно-рисовальной школы велико. Наиболее талантливые выпуск¬ники школы пошли учиться в Академию художеств, и Строгановское училище, работали в книжных издательствах в Москве, художниками-графиками и живописцами. Оставив Холуй и иконописное дело, они стали известными мастерами и в других областях русского изобразительного искусства. Большая часть выпускников осталась работать в Холуе. Эти мастера оказывали несомненное влияние на художественный уровень икон и фресок, выполняли самые ответственные заказы. Их знания и высокое мастерство поддерживали и поднимали авторитет холуйской иконописи. Более того, иконописно-рисовальная школа подготовила почву для становления и развития современной миниатюрной живописи в Холуе.

После Октября 1917 года и гражданской войны в России началось гонение на веру и глумление над нею. Вместе с церквями и храмами — памятниками истории и культуры русского народа — гибли выдающиеся произведения иконописи и фресковой живописи. Иконописные мастерские в Холуе были закрыты. Холуйские мастера вынуждены были искать работу: приспосабливались к малярному делу, красили вагоны на железнодорожных станциях, баржи на пристанях, верстовые столбы и шлагбаумы на дорогах. Свои качества первоклассных художников долго не могли они применить в те смутные и голодные времена, об искусстве вспоминали с горечью и сожалением.

В этих условиях необходимо было найти новое преломление традиций иконописного мастерства. В Холуе поиски своего стиля начались, когда часть худож¬ников возвратилась к своим родным очагам после долгих бесплодных поисков и скитаний по России. В 1934 году, воодушевленные примером Палеха и Мстёры, холуйские художники Сергей Александрович Мокин, Константин Васильевич Костерин, Дмитрий Михайлович Добрынин и Василий Дмитриевич Пузанов-Молев организо¬вали артель, пробуя себя в новом качестве. Все они окончили иконописно-рисовальную школу, были образованными и талантливыми художниками с большим опытом работы, а В. Д. Пузанов-Молев получил дополнительное художественное образо¬вание, окончив в 1912 году Строгановское художественное училище в Москве.

На первой научно-теоретической конференции, проходившей в Холуе в 1959 году по случаю 25-летнего юбилея художественной артели, обсуждали отчетную выставку, на которой было собрано более двухсот произведений, искусствоведы, критики, ведущие художники Палеха, Мстёры, Федоскино единодушно отметили творческие достижения холуян. По общему мнению, Холуй обрел собственные художественные традиции, неповторимое творческое лицо — холуйская миниатюрная живопись состоялась. С этого времени о Холуе начинают говорить как об одном из центров лаковой миниатюрной живописи, к работе мастеров проявляют живой интерес музеи, картинные галереи, торгующие организации России, зарубежные фирмы.

Художники-миниатюристы создают не только уникальные произведения, приоб¬ретаемые известными музеями, экспонирующиеся на выставках, но и образцы, по которым небольшими тиражами выпускаются изделия для рынка. Последние, как правило, менее трудоемки в исполнении, при этом слажены композиционно, вырази¬тельны по темам и образам, профессионально выполнены, красивы и изящны и, что немаловажно, имеют доступную цену.

В этот плодотворный период из-под кисти художников выходят произведения, ставшие классическими образцами холуйской миниатюрной живописи: девятисторонний ларец «Русские богатыри», пятисторонний ларец «Сказка о мертвой царевне», шкатулки «Каменный цветок» и «Майская ночь» В. А. Белова. В содружестве с В. И. Фоминым художник создает еще один блестящий образец холуйской лаковой миниатюры — шкатулку «Уральские сказы», по произведениям П. И. Бажова.

Характерный стиль холуйского письма и сегодня продолжает развиваться, опираясь на непрерывный творческий поиск талантливых и самобытных художников.

В нынешнее столетие миниатюрная живопись Холуя разви¬вается весьма интенсивно. Создаются новые произведения, пополняющие фонды Музея холуйского искусства, Ивановского и Плёсского художественных музеев, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Музея народ¬ного искусства научно-исследовательского института художественной промышлен¬ности, где собрана самая большая коллекция холуйской лаковой миниатюры. Увеличивался и выпуск изделий для рынка, растет коллектив художников за счет наиболее способных выпускников местной художественной школы. Работая бок о бок с признанными мастерами, молодые специалисты приобретали опыт и прочные профес-сиональные навыки. Сейчас происходит расширение ассортимента выпус¬каемых изделий. Количество образцов, с которых художники выполняют небольшими тиражами изделия для рынка, насчитывает уже более семисот. Появляются и новые по формам и назначению виды изделий. Кроме традиционно черного фона используют насыщенный красный, зеленый и вишневый цвет.

В 1961 году холуйская миниатюрная живопись вышла на международный рынок. Первый заказ поступил из Великобритании, затем произведениями холуйских мастеров заинтересовались в США, Германии, Франции, Бельгии и Италии. Выход на международный рынок и поставки изделий на экспорт способствовали развитию промысла, укрепляли экономическую базу и поднимали международный престиж холуйской лаковой миниатюры.

Сейчас в Холуе параллельно работают две мастерские. Однако искусство миниатюр¬ной живописи продолжает развиваться, объединенное единой художественной идеей. Создаются новые произведения, традиционные по темам и образам, также начинает возрождаться иконопись. Создаются миниатюры на темы, отображающие библейские сюжеты Ветхого и Нового Завета, жизнь и деяния Иисуса Христа. Теперь они заново изучаются, переосмысливаются современными художниками. Другие времена диктуют иные подходы к этому виду изобразительного искусства, продикто¬ванные великой любовью к прошлому и настоящему России, глубоким знанием истоков, вдохновением и талантом тех, кто взялся за нелегкое, но благородное дело восстановления традиций древнерусской живописи.

Прославлен Холуй и ремеслом художественной вышивки и строчки. Труды местных мастериц представлены в Эрмитаже и других музеях страны, экспонировались на различных международных выставках. К сожалению, в последние годы на строчевышивальной фабрике резко уменьшилось производство подобных изделий. Отрадно то, что эти традиции охраняются и развиваются благодаря отделению строчки и вышивки в художественном училище.

Холуй в наши дни - это центр лаковой миниатюры мирового значения, где вновь возрождается искусство иконописи, бережно хранятся и передаются молодежи традиции миниатюрной живописи. Всё это говорит о том, что искусство посёлка развивается, а произведения местных мастеров по-прежнему находят поклонников в нашей стране, Европе и США. В 2003 году была возрождена знаменитая на всю Россию Тихвинская ярмарка. В посёлке уже более 40 лет действует музей Холуйского искусства.
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1214
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 640
Тихвинская церковь (с. Холуй)


Не много осталось тех, кто помнит, что на территории современного Холуйского художественного училища до 30-х годов ХХ века располагался разрушенный большевиками храм в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Храм был основан в 1739 году, в 1812 году к нему была пристроена колокольня, а в 1856 году он был частично перестроен.

Храм был трёхпрестольный: главный – в честь Тихвинской иконы Божьей Матери, другие – во имя Сретения Господня и Успения Божьей матери.
С 1888 года в приходе имелось двухклассное министерское училище (первая же школа при Тихвинской церкви была открыта в 1809, но просуществовала, к сожалению, недолго), с 1879 года – женское училище, с 1885 года – иконописная школа. В школе преподавалось церковное пение – был церковный хор, а учениками иконописной школы Н.Н. Харламова были написаны для иконостаса Тихвинского храма 38 икон. Также существует мнение, что стены храма были расписаны теми же учащимися-художниками.

Но времена меняются… В 30-ые годы храм был разрушен: колокольню взорвали, пытались взорвать и сам храм, который затем разбирали по кирпичику. Кирпич же погрузи на барки и отправили вниз по течению Тезы для какого-то социалистического строительства. Но, по словам старожилов, барки не доплыли до места назначения и затонули где-то на Клязьме. Ломать не строить…

http://yuzha.net/page/kholuy_history_2

Прикрепленный файл: 1.jpg2.jpg, 95145 байт5.jpg, 38006 байт6.jpg, 43664 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1214
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 640
Что посмотреть и почитать


Дере-Венский Сундучок фараонки- Светланы
https://www.youtube.com/channel/UCHXd5VRDRWzCKCRTYY1CH0g

"Холуй-село самоцвет"
http://www.youtube.com/watch?v=gigzYmQiBf4

Фото: Холуй сегодня
https://fotki.yandex.ru/next/u...627?page=0

Группа Холуй. https://m.ok.ru/dk?st.cmd=altG...o&tkn=4720

Прикрепленный файл: 1.png
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1214
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 640
М.Б.Печкин. История Введенского храма в с. Холуй

стория Введенского Храма интересна и даже по-своему загадочна. На-
чнём с того, что в Холуе бытует устойчивое устное предание о том, что
храм этот давным-давно перенесён был с «горы», с так называемой Вве-
денки. Это – место, на котором в древности располагалось село Введенское.
Сейчас уже никто не покажет, где точно было село. Приблизительно оно нахо-
дилось на середине «горы» по дороге, идущей от Борка до Бревённого ската.
Хотя ещё в начале XX века эта хорошо скрытая в лесу
большая поляна была любимым местом гулянок жителей Холуя, а в революци-
онное время там проводили маёвки. Считается также, что это село было первым
поселением холуян. Почему погибло село и почему храм Введенский перенесли в Хо-
луй? Долго на эти вопросы ответа не было; в качестве догадки говорили даже, что
сложность рытья колодцев и нехватка питьевой воды могли стать причиной переселения. Совсем недавно
в нашем распоряжении появились документы, которые не утверждают напря-
мую, но проливают некоторый свет на эти события и позволяют нам определить
приблизительные сроки переноса храма. Начнём с опубликованного в журнале
«Владимирские губернские ведомости» за 1874 год рассказа крестьянина сло-
боды Холуй И. Сивкова, который сообщает: «Село Введенское которое было
в двух верстах от современного Холуя выше по Тезе на крутом берегу в начале
XVII века было разграблено. Оставшиеся бездомными жители задумали его пе-
ренести туда, где сейчас стоит село Мордовское, и так порешили большинством
голосов. Этому воспротивились рыболовы, во главе которых стоял халуй Седень.
Он и его товарищи поставили свои дома на берегу Тезы на болоте… Поляна,
на которой ранее стояло прежнее село, до сих пор называется Введенской. Не-
давно на этой поляне обнаружены два старых колодца с дубовыми хорошо со-
хранившимися срубами, которые видны до 6-го ряда».
В этом рассказе причиной гибели села называется разграбление. Для того,
чтобы разграбить и погубить такое большое село, нужны немалые силы. Кто это
мог сделать в начале XVII века? Ответ напрашивается сам собой. В этот период
было только одно событие подобного масштаба, когда в 1609 году рядом с Хо-
луем на Стекольной горе произошло сражение Холуйского отряда с изменника-
ми Родины, которыми командовал Ф. Плещеев. Холуйский отряд, уступающий
Храмовый комплекс с. Холуй. Вид с северо-запада.
На переднем плане – церковь Введения Пресвятой Богородицы
90
в численности, был разбит, а Холуй и, вполне вероятно, село Введенское были
разграблены. Жители Введенского, оставшиеся без крова, стали покидать село
и переселяться, судя по рассказу, кто в Холуй, а кто в Мордовское. Почему
в Мордовское, если Холуй значительно ближе? Да потому, что Введенское, и до,
и много позже тех событий, принадлежало владельцам Мордовского. Это видно
из многочисленных документов. Соперничество между Холуем и Мордовским за
эту землю привели позже даже к кровопролитным событиям. В 1752 году был
убит Алексей Максимович Лепилов, житель Холуя. В молодости он был лично
известен императору Петру I, которому во время постройки Кронштадта постав-
лял гвозди и другие материалы. Затем, вернувшись в Холуй, он стал управля-
ющим княжны П.М. Куракиной, занимался вопросами отвода земли под рытьё
глины для строительства Троицкого храма. Мордовские жители ненавидели его
за то, что он сумел земли бывшего села Введенского перевести во владение Хо-
луйских жителей, и отомстили.
Следующий документ, дающий нам очень интересную информацию о Вве-
денском храме, – переписная книга 1628-30-х годов. В ней читаем: «Село
Введен ское пусто … а в нем церковь Николы чудотворца пуста стоит бес пения,
да место церковная Введения Пречистой Богородицы, а дворовые места лесом
и пораснягом порошли…» Это описание – довольно яркая картина запустелого
села. Документ ясно дает понять, что к 1628 году церковь была перенесена,
осталось только «место церковная». В той же переписной книге есть описание
Холуя, принадлежащего Д.М. Пожарскому. В тексте перечисляется вся недви-
жимость, которой владеет князь в слободе. Напрямую церковь Введения
в этом перечне не значится, но есть такая фраза: «...да в Холуйской же
слободе два торги: один на Введенеев день, а другой на Фролов день».
Ярмарки на Руси были напрямую связаны с церковными престолами, поэтому,
если есть ярмарка на Введенеев день, значит и церковь Введения уже была
к тому времени в Холуе. Вторая ярмарка, указанная в грамоте на Фролов
день, связана со вторым престолом Троицкой церкви, во имя Фрола и Лавра.
В селе Введенском стояла ещё церковь Николая Чудотворца. В 1628 году она
была уже «пустая бес пения». Скорее всего, сразу с переносом Введенского
храма был перенесён и алтарь Никольского, таким образом, два храма села
Введенского объедини лись в Холуе под крышей одного храма с двумя алтарями.
Время переноса храма можно определить периодом с 1609 по 1628 год (причём
наиболее ранняя дата предпочтительнее). По существу, это и есть период
появления в Холуе деревянного храмового комплекса, состоящего из Троиц кой
церкви с приделом Флора и Лавра и Введенской церкви с Никольским при-
делом.
В XVII веке события были более кровопролитными. Карательный отряд
Ф. Плещеева мстил холуянам за поражение под Дуниловым и Шуей и не щадил
никого. Если предположение о гибели села Введенского вследствие событий
марта 1609 года верно, то и храм Введения должны были перенести в Холуй
после тех событий. Способствовал ли переносу храма сам князь Д.М. Пожар ский,
мы не знаем, но интересен факт, что в Москве у князя была церковь Введе ния
во храм Пресвятой Богородицы.
91
В XVIII веке начинается замена деревянных храмов каменными. Это стало
возможным благодаря уроженцу Холуйской слободы епископу Астраханскому
и Ставропольскому Мефодию I. На его деньги строятся храмы не только в Хо-
луе, но и в Борковской пустыни. Первым, в 1750 году, был Троицкий собор
в Хо луе, затем, в 1765 – Казанский в Борковской пустыни, в 1774 – Троицкий
на Борке и в 1775 году – Введенский в Холуе. Так, в конце XVIII века, хра мо вый
комплекс в Холуе становится каменным.
Сохранилась опись этого храмового комплекса, вероятнее всего
составленная около 1913 года. В ней перечисляется всё имущество обоих
храмов. Опись начинается с внешнего описания храмов и включает в себя
всю движимость и недвижимость комплекса. Кроме храмов, на территории
его располагалась сторожка «каменная одноэтажная крытая железом, внутри
разделенная коридором на два жилья, мерою в длину она имеет 5 сажен,
в ширину 3 сажни…»
Впоследствии сторожка была перестроена, у неё появился второй этаж,
и сейчас это – дом священника. Раньше же дом священника находился вне
ограды комплекса. «Дом деревянный на каменном фундаменте крытый железом
для помещения священника и псаломщика, мерою в длину 17 аршин, в ширину
15 аршин, три печи, двор крытый тесом». Был также построен дьяконский дом
«Дом деревянный крытый тесом для помещения дьякона, мерою в длину 9 аршин
в ширину 9 аршин».
Приведём описание самого Введенского храма: «Теплая Введенская цер ковь
одноэтажная каменная, крытая железом с одной главой, крытая белым железом,
в длину она имеет 131/2 саж, а в ширину 71/2 саж. Вид имеет четвероугольного
корабля с одним светом, в нем имеется 13 икон, 3 печи и 2 двери. Архитектуры
тоже Русской, при ней с южной и западной стороны имеются паперти. В трапезе
устроен придел во имя святителя и чудотворца Николая» (см. цветную вклейку).
Далее в описи перечислены все иконы храма с указанием размера, веса
оклада, если он серебряный, и стоимости иконы. Подробно описывается алтарь:
«В нем престол деревянный, мерою в длину 11/2 аршина, в ширину 11/4 аршина,
на нем святой антиминс напечатан на белом атласе и выдан в 1869 году
Антонием Архиепископом Владимирским и Суздальским. Над престолом по-
став лена сень с позолоточенною на полимент резьбою, поддерживаемая че-
тырь мя вызолоченными столпами; внутри ея находится картина «Коронование
Божьей Матери». На горнем месте стоит резное распятие венец на Спасителе
серебропозолоченный…» Также подробно описывается алтарь Никольского
придела и жертвенники храма, и всевозможная необходимая для богослужения
утварь. Описывается всё тщательно вплоть до библиотеки (священнослужебные
сосуды, дарохранительницы, кадила и облачения, покровы и блюда).
Мы же остановимся чуть подробнее только на иконостасе храма: «Иконостас
Введенской церкви резной, покрыт темно-зеленой краской, порезка позолочена
на полимент, царские врата прорезанные сплошь позолочены на полимент,
на них изображены Благовещенье и четыре евангелиста…» Далее описание
всех рядов иконостаса. К сожалению, в недавнем времени храм десятикратно
подвергался ограблению и большая часть иконостаса фактически потеряна,
92
видимо, навсегда. Иконостас был расписан холуйскими мастерами. На одной
из икон деисусного была надпись: «Писана 1837 год Иваном Афанасиевичем
Росляковым. Поновлена при ктиторе Троицкого собора Аврааме Петровиче
Шахове…» Г.И. Росляков и вообще Росляковы раньше были хорошо известны
в Холуе, но к середине XX века эта фамилия исчезает из поля зрения.
Кто и когда расписывал стены храма, нам доподлинно неизвестно.
Возможно, всё те же Росляковы. Народная молва называет еще фамилию
Улановых, веротно, причастных к росписи. Поновлялись росписи два раза.
В 1947 году – бригадой иконописцев в составе Дмитрия Павловича Баранова,
Ивана Ивановича Денисова, Павла Александровича Костерина, Василия
Гри горьевича Кучумова и, возможно, мастера по орнаментам Алексея
Григорьевича Шахова. Поновление было сделано качественно, без нарушения
художественного замысла, об этом нам свидетельствует Николай Иванович
Бабурин. А вот уже следующее поновление, выполненное в начале 70-х годов
художниками В.И. Фоминым, Н. Швецовым и А.Я. Смирновым, удачным не
на зовёшь. Росписи потеряли хоть какую-нибудь художественную ценность.
От первоначальной росписи осталось только одна фигура святого Иоанна
Богослова, в одном из оконных проёмов. Да и она сильно смыта, нетронутыми
остались небольшой фрагмент одежды этого святого и стопы святого мученика
Флора в другом оконном проёме. Но даже по этим маленьким фрагментам видно,
что росписи были выполнены в реалистической живописной манере. Красивая
сдержанная гамма, качественная работа над деталями и хороший рисунок были
отличительными чертами первой росписи.
Внешне Введенский Храм значительно ниже Троицкого и занимает по
отношению к нему как бы второстепенное место. Троицкий – статный, радующий
глаз благородными пропорциями, устремленный ввысь, обращающий на себя
внимание с любой точки обозрения, доминирующий в окружающем пейзаже.
Спрятавшийся за ним Введенский, хоть и немного уступает ему по длине,
а по ширине даже превосходит, смотрится маленьким, скромным, уютным, похожим
на оруженосца рядом со знатным витязем. Толстые с запасом стены, сравнительно
не боль шое экономичное внутреннее простран ство. Он – как надежный, крепкий ко-
рабль, плывущий в житейском море. На его долю пришлось немало испытаний, его
стены видели князей и купцов, знатных дам в роскошных одеждах и сельских прихожа-
нок, иконописцев, пришедших помолиться, и ака демиков живописи, приехавших из
Петербурга, революционеров, пришедших арестовывать батюшек, и детей и внуков тех
революционеров, принимающих крещение и венчание. Временами храм был почти
пуст, а временами заполнен до отказа. Священник Л.И. Харламов
93
Во время Великой Отечественной войны места свободного не было, на улице
стояли. В 1943 году священник Леонид Иванович Харламов отчислил из своих
личных сбережений пятьдесят тысяч рублей на постройку тяжёлого танка.
В открытом письме И.В. Сталину он пишет: «Пусть мой скромный подарок
поможет быстрее разгромить армию людоеда-Гитлера». Так молитвы многих
прихожан материализовались в реальную помощь фронту. Немало выдержал
храм и в наше время, чего только стоят многократные варварские ограбления.
Выстоял храм, выстоит и ещё, проплывая мимо нас в вечность.

Прикрепленный файл: 2.jpg
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1214
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 640
Село Хо́луй.

(на карте 1780-1790гг., как Холуйская слобода) Холуйской волости, Вязниковского уезда, Владимирской губернии.

«Вязниковскiй уѣздъ. Второй станъ. Становая квартира въ Холуцской слободѣ.



Холуй Слобода казенное и помѣщичье.

Разстоянiе отъ губернскаго города 112. Разстоянiе отъ Уѣзднаго города 46. Число дворовъ 620, число душъ по 8 ревизiи – 1862 м. п., 2186 ж.п., число душъ по 9 ревизiи – 2304 м. п., 1198 ж.п. Дѣйствительное населенiе – 1926 м. п., 2348 ж.п. Господствующiе виды производительной дѣятельности: Хлѣбопашествомъ и торговлею. Особыя замѣчанiя: 2 Каменныя церкви, 1 во имя Тихвинской Божiей Матери и 2, Св. Троицы, Борковскiй монастырь, въ немъ каменная церковь во имя Св. Троицы. 2 Священника, 2 Дiакона, 4 причетника, становая квартира, 1 трактиръ, питейный домъ, деревянныя. Лавокъ 301 деревянныя; на рѣкѣ Тезѣ устроена водяная мельница, ярмарки 26 Iюля, 18 Августа, 21 Ноября и 6 Декабря; привозится разныхъ товаровъ и крестьянскихъ издѣлiй на сумму до 410,000 р., продается на 300,000 р. И болѣе.» Статистическiй списокъ населенныхъ мѣстностей Владимiрской Губернiи. К. Тихонравовъ. 1857г.

Село Хо́луй казенное и владельческое, расположено по течению р. Тезы в 45 верстах от уездного города Шуи. По переписи 1859 г. в деревне было 345 дворов, в которых проживало 965 человек м.п. и 1207 ж.п. Церковь православная - 2. Базар. Ярмарок - 4. Шлюз».

Список населенных мест Владимирской губернии (по сведениям 1859 года). СПб., 1863. С. 56.

Прикрепленный файл: 1.jpg
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1214
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 640
Холуй


Энциклопедия Брокгауза и Ефрона`
Довольно значительный местный торговый центр. X. известен своим кустарным иконописным промыслом. Благодаря дешевизне и посредству офень (коробейников), которых также много среди жителей X. и Холуйской волости, миллионы икон расходятся отсюда по всей России. В X. имеется иконописная школа.

В писцовых книгах 1620-1631 гг.:
В Холуе 27 дворов, церковь, кабак, четыре соляные варницы, четыре трубы с усолом, и существовало две ярмарки – на Введенье и на Фролов день

По 6 ревизии 1813 г.: 172 двора, 364 мужеска пола, 467 женска пола,
Список населенных мест Владимирской губернии :
«Село Хо́луй казенное и владельческое, расположено по течению р. Тезы в 45 верстах от уездного города Шуи. По переписи 1859 г. в деревне было 345 дворов, в которых проживало 965 человек м.п. и 1207 ж.п. Церковь православная - 2. Базар. Ярмарок - 4. Шлюз».

В 1873 году 345 дворов, 2449 жителей.

Предание сохранило, что первые жители Холуя имели клички Баранка, Коска, Юрка, Путилка, Суска. Впоследствии из кличек образовались фамилии, которые и сейчас наследуют в Холуе: Барановы, Костерины, Юрьевы, Путиловы, Сусины.


Причина приехать в Холуй – весенний разлив, из-за которого село называют «среднерусской Венецией». После ухода зимних морозов, разливающаяся Теза делит Холуй на острова, жители передвигаются на лодках. Может быть, это не самое комфортное время для поездки в Холуй, но наверняка самое живописное


Фото:
Церковь Троицы Живоначальной

Деревянная плотина на реке Теза (шлюз №4)




Прикрепленный файл: 1.jpg2.jpg, 49245 байт3.jpg, 273215 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Лайк (1)
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1214
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 640
Школа

В поселке Холуй школьное здание было построено в 1861 году. До этого времени школы в Холуе не было. Обучение грамоте, за особую плату, проводил дьякон Тихвинской церкви. Обучалось у него совсем мало детей.
Все жители Холуя помогали строить школу.

Прикрепленный файл: 1.jpg
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модератор: tashik
Вверх ⇈