Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Соседи

История и судьба соседних населенных пунктов

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 7 8 Вперед →
Модератор: tashik
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1248
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 668
Карта

Прикрепленный файл: Снимок экрана (1388).png
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Лайк (1)
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1248
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 668
Записки краеведа.

с.Казыванье (Казывань, д. Пятницкая)


Церковь Параскевы (Пятницы) в селе Казыванье

https://infourok.ru/doklad-cer...56968.html


Автор: Колядина Мария Александровна
Руководитель: Дронова Ольга Николаевна
Образовательная организация: Пахотно-Угловский филиал. МБОУ Бондарской СОШ

2020 год

Село Казывань (в дореволюционных документах встречается название - Казыванье) возникло в последней четверти XVII века благодаря усилиям Небесного покровителя Тамбовской земли - святителя Питирима.

В 1686 году июля 8 дня преосвященный Питирим епископ Тамбовский пишет великим государям царям и великим князьям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу … «В Тамбовском уезде в лесу Талинская Поляна вниз по речке Талинке, по правую сторону, да по речке Керше вниз же по обе стороны лежит порозжая ковыльная земля; а ему в Тамбовском уезде под пашню и селитьбу крестьян земли нигде ничего не дано; просил ту порозжую ковыльную землю со всеми угодьями отдать ему в дом под пашню и селитьбу».

«В 1694 году июля 17 дня, по указу великих государей и по грамоте из приказа Большего Дворца, стольник и воевода Иван Леонтьев, взяв с собою Тамбовцев дворян и детей боярских и всяких чинов служилых людей, приехав в Талинскую Поляну досматривал, а по досмотру та Поляна пошла из большого заповедного леса и с другой стороны пришел черный лес и сошелся с Кершинским лесом, и вышла, к большой степи к, Воронежской дороге, по дачам Тамбовцев детей боярских, и от прихода воинских людей опасения Тамбовским жителям и новопоселенным крестьянам не будет, потому что стала в крепостях с двух сторон лес и от степи река Керша весьма неприступна, и крепка.

А по сказке старожилов то место называется Талинский Угол, а не Поляна, от почистки леса, и из той Поляны отказал в дом Боголепного Преображения Господня преосвященному Питириму, епископу Тамбовскому к прежней даче, к 300 четвертям 900 четвертей земли, в урочищах на речке Талинке и по Савенью и по речке Керше и по обе стороны сенные покосы против указа за речкою Кершею к Ржавцу Казаванью»...

Известный тамбовский краевед Н.В. Муравьёв о селе Казывани пишет следующее:

До 1767 года Казывань было деревней, селом оно стало после постройки церкви. Вот что известно о постройке церкви в селе Казывань: "церковь в селе Козованьи Параскеевская деревянная, приписная, построена в 1767 году, перестроена в 1866 году, престол один". Источник - "Список духовенства Тамбовской епархии на 1876 год

Село расположилось по обеим берегам реки Казычки. Кто кому дал свое название теперь уже не узнать. Но, скорее всего, село назвали по имени реки Казычки - притока Керши. Кстати, на плане генерального межевания земель 1790 года, современная река Казычка обозначена как Казыванья. Так что и село и река в те годы имели одинаковое имя. Многие населенные пункты России в то время имели двойное название, официальное и народное. Было народное имя и у Казывани - Пятницкая. Народное название села очевидно связано с Параскевой Пятницей.

Параскева Пятница, великомученица (III в.). Родители мученицы особенно чтили день недели, посвященный воспоминанию страстей Господних, — пятницу: чтили постом, молитвой и милостыней. За это Бог послал им в этот самый день недели дочь, которую они и назвали Пятницей, или по-гречески — Параскевой". Русский народ называл мученицу Параскеву — Пятницей, Пятиной, Петкой. Популярной была русифицированная форма имени — Прасковья, а в быту в старое время святая Параскева так и именовалась: «Параскева-Пятница». Отсюда пошли многие церкви «во имя святой Пятницы».

К концу ХIХ века церковь совсем обветшала и в селе к 1898 году отстроили новую деревянную, уже двухпрестольную церковь. Главный престол во имя Святой Параскевы (28 октября) и придельный Никольский (6 декабря). Строилась церковь с весны 1895 года, на скромные средства прихожан. Строителями храма были крестьяне села Казывани - крестьяне Силантий Аксенов Дронов, Василий Селиверстов Белоусов и Михаил Васильев Дронов.

В архивах сохранились некоторые документы, подтверждающие это.

10 августа 1895 года.
В Строительное отделение при Тамбовском Губернском Правлении

Консистория в следствие заключения своего имеет честь препроводить на рассмотрение и зависящее распоряжение Строительного отделения проект с пояснительною запискою на постройку новой деревянной церкви в селе Казывань Тамбовского уезда, вместо существующей ветхой, акт осмотра местности и грунта, приговор и две подписки, с уведомлением о последующем консисторию

Член Консистории Протоиерей М. Зеленев
Секретарь Урапов
Столоначальние Е. Разумов

Акт

1895 года июля 9 дня, я нижеподписавшийся Тамбовский Епархиальный Архитектор Миролюбов, в присутствии Священника нижеозначенного села Михаила Соколова, наблюдателя по постройке новой церкви в том же селе Земского Начальника 1-го участка Тамбовского уезда Алексея Ивановича Беликовича и строителей новой церкви в том же селе крестьян Силантия Аксенова Дронова, Василия Селиверстова Белоусова и Михаила Васильева Дронова, свидетельствовал местность и грунт под постройку новой деревянной церкви в селе Казыванье Тамбовского уезда и нашел следующее:

Новую деревянную церковь предполагается построить на той же площади села, на которой находится существующая тесная деревянная церковь, прямо на запад от последней, на расстоянии 8 сажен. Очень близкие постройки к месту будущей церкви на расстоянии менее 20 сажен, а именно находящиеся на церковной земле - псаломщика Алексея Егорова Вениаминова и дочери умершего Священника Надежды Петровой Соколовой, и находящиеся на общественной земле на улице мелкие хозяйственные без фундамента постройки крестьян Ивана Дмитриева Курдюмова и Силантия Аксенова Дронова – предполагается снести с этих мест на расстояние более 20 сажен. По сносу всех упомянутых выше построек, новая церковь будет отстоять на северо-запад до дома Священника Соколова через улицу 25 сажен, на юго-восток жл церковного здания церковно-приходской школы – 13 сажен, и со всех прочих сторон до отдельных хозяйственных построек и линий крестьянских усадьб с постройками на расстоянии не менее 20 сажен.

Местность для церкви вообще ровная и на ней не имеется никаких обвалов или промывин земли, могущих служить препятствием сообщению с церковью или угрожать ея безопасному существованию.

Грунт местности для будущей церкви оказался следующий: сверху от поверхности земли чернозем толщиной 1 аршин 5 вершков, потом идет сухой песок, который с глубины 2-х аршин от поверхности земли делается твердым и чистым. Поэтому кирпичный фундамент под новую деревянную церковь предполагается 2 с четвертью аршина от поверхности земли без всяких искусственных укреплений дна рвов.

Об оказавшемся составлен сей акт за подписями моей и всех присутствующих лиц:
Тамбовский Епархиальный Архитектор Миролюбов
при освидетельствовании находились:
Священник Михаил Соколов,
наблюдающий земский начальник 1-го участка А.И. Беликович
Силантий Аксенов Дронов,
Василий Селиверстов Белоусов,
Михаил Васильев Дронов

Протокол

Местность для церкви вообще ровная и на ней не имеется никаких обвалов или промывин земли, могущих служить препятствием сообщению с церковью или угрожать ея безопасному существованию.

Грунт местности для будущей церкви оказался следующий: сверху от поверхности земли чернозем толщиной 1 аршин 5 вершков, потом идет сухой песок, который с глубины 2-х аршин от поверхности земли делается твердым и чистым. Поэтому кирпичный фундамент под новую деревянную церковь предполагается 2 с четвертью аршина от поверхности земли без всяких искусственных укреплений дна рвов.

Почему проект этот на основании 227 и 228 ст. III т. 1 части Уст. и циркуляра Министра Внутренних Дел, от 22 января 1867 года за № 913, найден составленным одобрительно, а потому техническое совещательное присутствие со своей стороны полагает: вышеозначенный проект утвердить, но с тем чтобы обывательские постройки на плане местности под А,Б и В были снесены от здания предполагаемой церкви, на расстояние не менее 20 сажен до начала постройки оной, о чем и сделать надпись на проекте, который по утверждению препроводить с пояснительной запискою, вышеозначенным приговором и двумя расписками в Тамбовскую Духовную Консисторию, которую просить сделать распоряжение, чтобы работы по постройке новой церкви были проведены под наблюдением техника, имеющего на то право, который обязан донести строительному отделению о начале работ, так и об окончании их в черне. Об утверждении этого проекта сообщить Тамбовскому Уездному Исправнику, а дело завершить и сдать своевременно на хранение в архив.

Губернский Секретарь – подпись
Губернский Архитектор – подпись
Младший Архитектор – подпись

При изучении метрических книг села Казывани в Государственном архиве Тамбовской области, можно обнаружить, что подавляющее большинство свадеб в Казывани справляли в престольный праздник - 28 октября (10 ноября по новому стилю). Церковь эта уцелела и до наших дней, хотя как храм и прекратила свое существование.

https://stroi-archive.ru/stati/18288-kazyvan.html
Вот как описывается церковь села в 1911 году:

«Крупная деревянная холодная двухпрестольная церковь, построена на средства прихожан. Представляет собой одноглавый восьмерик на четверике с обширной трапезной и в одной связи с высокой трехъярусной шатровой колокольней. Придел — Никольский.»

В годы СССР церковь села была закрыта, в связи с проводимой Атеистической политикой, а затем разорена. Сохранился только нижний ярус стен и три яруса колокольни. Церковь постепенно разрушается. Стены снаружи смотрятся, внутри есть лестницы, кроме первого яруса. Перекрытие второго этажа есть.

Церковь во имя Святой Параскевы в селе Казывань http://bondari.cerkov.ru/prixo...s-kazyvan/

http://ratkin.ucoz.ru/index/selo_kazyvan/0-47
http://ratkin.ucoz.ru/photo/5-2?photo=110 http://ratkin.ucoz.ru/photo/5-2?photo=112 http://ratkin.ucoz.ru/photo/5-2?photo=111 http://ratkin.ucoz.ru/photo/5-2?photo=124 http://ratkin.ucoz.ru/photo/5-2?photo=6 http://ratkin.ucoz.ru/photo/5-2?photo=7

https://www.youtube.com/watch?v=tOlIJNJX_74 с.Казывань, Бондарский район

https://ok.ru/profile/58993994...1842715416

Прикрепленный файл: file (1).jpgfile (2).jpg, 515619 байтfile.jpg, 58396 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Лайк (1)
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1248
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 668
с.Казыванье (Казывань, д. Пятницкая)


Н.В. Муравьёв о селе Казывани пишет:

"… возникло, по всей вероятности, в первом десятилетии XVIII в.
До 1767 года Казывань было деревней, селом оно стало после постройки церкви. Вот что известно о постройке церкви в селе Казывань: "церковь в селе Козованьи Параскеевская деревянная, приписная, построена в 1767 году, перестроена в 1866 году, престол один". Источник - "Список духовенства Тамбовской епархии на 1876 год

Село расположилось по обеим берегам реки Казычки. Кто кому дал свое название теперь уже не узнать. Но, скорее всего, село назвали по имени реки Казычки - притока Керши. Многие населенные пункты России в то время имели двойное название, официальное и народное. Было народное имя и у Казывани - Пятницкая. Народное название села очевидно связано с Параскевой Пятницей.

Население

Казыванская волость в 1897 г.

Архивные источники:


Св.Параскевы церковь


Параскева Пятница, великомученица (III в.). Родители мученицы особенно чтили день недели, посвященный воспоминанию страстей Господних, — пятницу: чтили постом, молитвой и милостыней. За это Бог послал им в этот самый день недели дочь, которую они и назвали Пятницей, или по-гречески — Параскевой". Русский народ называл мученицу Параскеву — Пятницей, Пятиной, Петкой. Популярной была русифицированная форма имени — Прасковья, а в быту в старое время святая Параскева так и именовалась: «Параскева-Пятница». Отсюда пошли многие церкви «во имя святой Пятницы».

К концу ХIХ века церковь совсем обветшала и в селе к 1898 году на средства прихожан отстроили новую деревянную, уже двухпрестольную церковь. Главный престол во имя Святой Параскевы (28 октября) и придельный Никольский (6 декабря).

https://bondarienc.jimdofree.c...ния/храмы/

Приход открыт в первой пол. 18 в. Первая известная деревянная церковь построена прихожанами в 1767, перестроена в 1866. Первоначально была приписной к церкви с. Пахотный Угол, церковный староста в 1876 – крестьянин Полетаев. В 1898 построена деревянная церковь с двумя престолами: Св. Параскевы и Никольский. В приход также входила экономия Беляковича; штат: священник, дьякон, псаломщик. В 1909 - священник М. Болховитинов. На 1911 была церк.-приходская школа. Церковь закрыта до 1941. В наст. время здание сохранилось в ветхом состоянии.

О предках участников форума:


РГАДА ф.1354 о. 490. Ч. 1, 2
Планы дач генерального и специального межевания, 1746-1917 гг. (коллекция).


Прикрепленный файл: 40622562.jpg54009297.jpg, 184604 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1248
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 668
с.Казыванье (Казывань, д. Пятницкая)


http://bondari.cerkov.ru/prixo...s-kazyvan/

Прикрепленный файл: 1.jpg2.jpg, 74016 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1248
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 668
Село Кривополянье

https://bondarienc.jimdofree.c...%B5%D1%82/

Основано село, вероятно, на рубеже 17-18 вв. Впервые упомянуто в окладной книге Тамбовской епархии 1710-х. В документе записано: «Церковь Николая Чудотворца в Тамбовском уезде в селе Кривой По­ляне нижней половины.

В селе проживали служилые «дети боярские» и крестьяне митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского. Название села происходит от распаханного зе­мельного массива Кривая Поляна, ранее обрабатывающего­ся крестьянами с. Перкино Тамбовского уезда (ныне Сосновского р-на), в кон. 18 в. перешедшего к митрополиту С. Яворскому. Нас.: 1719-93 однодворца муж. пола; 1920 – 2028, 2012 -279 чел. В 19 – нач. 20 в. в селе имели церковь, школа грамоты (позже церк.-приходская) и земская школа. В 1920-21 мн. крестьяне села активно участвовали в крест. восстании («Антоновщине»). В сов. время в К. действовали Кривополянское лесничество, артель по произ-ву древесного угля, пекарня, маслобойка, случной пункт, потребительское об-во, имелись отд. связи, ср. школа, театральный кружок, библиотека, клуб. В 2000-е в селе проходили съемки фильма «Жила-была одна баба» (реж. А.С. Смирнов). В наст. время в селе находятся сельсовет, лесничество, нач. школа – филиал Бондарской ср. школы, фельдшерско-акушерский пункт, библиотека, клуб. Изв. земляки и жители: Виндюкова М.Т., Дерябина Л.М., Иванова К.Ф., Мжельский В.А., Тетентьева П.И.

https://tambovgrad.ru/History/275-Krivopoljane.html

Источники:

Никольский храм

Никольский храм в селе Кривополянье http://bondari.cerkov.ru/prixo...vopolyane/

http://ratkin.ucoz.ru/index/selo_krivopoljane/0-197


Переселение:




https://www.youtube.com/watch?v=6cafCYop-vM&t=12s
https://www.youtube.com/watch?v=KrOk0N4TDw0 с.КРИВейон
https://www.youtube.com/watch?v=BI8w8EV7DB0 В Тамбовской области открыли мемориал солдатам Великой Отечественной войны
https://vk.com/video-15884966_163724152 " Жила была одна баба" С. Кривополянье Бондарского района

Прикрепленный файл: DSCF5174-scaled-e1624272563372.jpgfile.jpg, 167528 байтСнимок экрана (1389).png, 1053323 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Лайк (1)
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1248
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 668
Село Кривополянье Тамбовского уезда


http://bondari.cerkov.ru/prixo...vopolyane/

Антология истории сел, легенд и преданий Тамбовщины
https://elibrary.tambovlib.ru/?ebook=2922.95

Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов
familio.org/api/v1/images/catalogs/snm1859/30/13.jpg

Прикрепленный файл: 1.jpg2.jpg, 59097 байт3.jpg, 642835 байт4.jpg, 686296 байт5.jpg, 674822 байт6.jpg, 684291 байт7.jpg, 674926 байтспис насел мест.jpg, 1252135 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1248
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 668
Деревня Смольная Вершина (Комбаровщина)


Выписка из справочника "XLII. Тамбовская губерния. Список населенных мест по сведениям 1862 г.".

https://tambovgrad.ru/History/1913-Smolnaja-Vershina.html

Деревня Смольная Вершина упоминается в епархиальных сведениях 1911 года под названием: "Смольная Вершина, Комбаровщина тож", где насчитывалось 98 крестьянских дворов с населением: мужского пола — 330, женского пола — 341.

В 1932 году в деревне проживало 990 чел.,
в 1967 численность наличного населения - 335 чел.,
в 2010\2011 г. -16\17 чел.

Сегодня (из интернета):

ГБУ "ЦГА Москвы"
[


Фамилии по базе «Память Народа»:

Фамилии по базе «Памяти героев Великой Войны:

1905 г. Рапорт тамбовского уездного исправника губернатору о требованиях крестьян дер. Смольной Вершины,

https://www.youtube.com/watch?v=W6WhfWXGZCI д.Смольная Вершина, п.Пахотноугловское лесничество (1-й участок), Бондарский район.

Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов
familio.org/api/v1/images/catalogs/snm1859/30/13.jpg

Прикрепленный файл: 1.png2.jpg, 1252135 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1248
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 668
Записки краеведа.

МОГИЛКИ, деревня

В одной из своих публикаций по истории села Пахотный Угол в шестидесятые годы девятнадцатого века священник Богоявленской церкви села Пахотный Угол Иоанн Добросердов писал: «Завидев всадника еще издалека, он давал знак работавшим - и они тотчас же разбегались и прятались. Но эти работавшие едва ли были предки Дрожжина с товарищами. Те вероятно были истреблены или выгнаны татарами и были мещерского происхождения. А если и оставались где нибудь в дремучих лесах; то после слились с пришельцами на новые места после основания Тамбова и Козлова. Так, не более как в шести верстах от села Пахатного Угла, деревня Могилки — имение г. Рахманова и ныне окольными селами называется Мещерою.»

Из этой публикации складывается мнение, что поселившиеся на месте, известном и в начале 21 века, как Могилки – Мещера, были выходцами из Мещерского края.
Но архивные материалы говорят, что первые поселенцы в этом месте нынешнего села Кривополянье ни какого отношения к Мещере Рязанской не имеют. Это были дворовые люди и крестьяне, переселенные из села Лотошино и соседних деревень Тверского уезда. Ныне Лотошинский район Московской области.

В материалах второй Ревизской сказки (1745 год, РГАДА, ф.350, оп.2, д.3503, лл. 262/259) сельцо Кривая Поляна, Могилки тоже деревня Могилка значится, как вотчина коллежского советника – князя Василия Иванова сына Мещерского. Переписано в оной деревне податных душ (мужского пола) дворовых людей – крестьян 199 человек. Указано также, что все дворовые люди привезены из его Мещерского вотчины из села Лотошино и ближайших деревень Тверского уезда. Дворовые люди в переписных материалах значатся без фамилий.
Из села Лотошино перевезены дворовые люди - Иван Алимпиев, Петр Гаврилов, его братья Петр меньшой. Василий. Григориев. У Петра большого дети Антон, Яков и др.
Кроме этого переведенные из д.д. Кудрино, Свинино, Пиняково, Абушково, Картаево, Саналово, З.Горы и др. Итого в оной деревне Кривой Поляне – Могилки тож податных душ явилось дворовых людей и крестьян -199 душ.
Для сравнения в соседних - д.Зайцево(Федоровка) в 1745 году было – 36 душ, д. Шишкино – 20 душ, д. Комаревке – 35 душ, селе Кривополянье – 163 души, с. Городище – 226 душ (но это в 1783 г.).

Название. Первые жители в этих местах поселились на речке, которая впадала и впадает в реку Кершу. Название речки – Могилка.
Откуда? Связано со словом «могила, могилки». В различных словарях «могила» это место захоронения, погребения умерших. Было ли такое место с большим количеством захоронений - это вопрос.
В словаре В.И.Даля (Москва, Терра 2000. Толковый словарь живого русского языка. Том 2.) есть слово магенмань – магиль тоже, это польское слово. Означает дубовый брусок которым при выделке катают восковые свечи. Поляки проживали в Кривой Поляне с первых дней заселения, т.е. несколько раньше, чем образовалась д. Могилки.
Могильником называли и жука. Который закапывал мертвячину.
И птицу породы степных орлов так называли (Толковый словарь русского языка под ред. Ушакова, том 1, М. Вече – Мир книги, 2001).
В Словаре русского языка (Академия наук СССР. 11 – 17 вв. вып. 9. изд Наука. М. 1982 г.) слово магиль- сумка – коробка - фляжка на перевязи для хранения оружейных припасов.
Не исключено, что речка с неприятным запахом, получила название «могилка». Возможны другие варианты возникновения названия «могилки».

В Материалах по межеванию земель в 1783 году, а точнее в экономических примечаний к Геометрическому специальному плану Тамбовского уезда 1783 года сказано:
Деревни Магилки и Комаревка межеваны одним планом. Указано, что это владение капитана Петра Петровича Хрущова, дворянина Петра Петровича Шулепова и однодворцев.

Земли всего – 2644 десятины и 134 кв. саженей, пашни 354 десятины и 1713 кв. саженей, леса 2215 десятин и 1828 кв. саженей.
За капитаном Хрущовым – 40 дворов, 139 мужского пола, 163 женского пола в деревне Могилки и в д. Комаревке – 19 дворов, 60 мужского пола и 67 женского пола. За дворянином Шулеповым - 10 дворов, 31 мужского пола, 34 женского пола.

За однодворцами – 4 двора, 14 мужского пола, 18 женского пола.
В Могилках 40 дворов, 139 мужчин и 163 женщины.
В Комаревке 33 двора, 105 мужчин и 119 женщин.
В последующем деревни были за Андреем Ивановичем Ильиным, Надеждой Макаровной Шулеповой и однодворцами.
Деревня Могилки на правой стороне речки Могилки, на коей пруд. Комаревка – по обе стороны безымянного оврага, на котором три пруда.

Земли серые песчаные. Хлеба и покосы посредственные. Лес строевой и дровяной. Однодворцы на казенном оброке.

В течение длительного времени девятнадцатого века деревня (сельцо) Могилки принадлежала отставному инженеру-прапорщику Михаилу Федоровичу Рахманову.

В начале 20 века в Адресе – Календаре - Справочная книжка Тамбовской губернии за 1914 год нет упоминания деревни сельца Могилки. По-видимому, полностью присоединили к с. Кривополянье. Но это вопрос.


А.Н. Милосердов


Источники:



Прикрепленный файл: 1.pngPHOTO-2023-04-17-15-32-05.jpg, 114221 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Kudryashkina

Kudryashkina

Сообщений: 241
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 2552
Наталья, с Вашего позволения, размещу статью у Вас в разделе "Соседи:

КАЗАКИ И НАШ КРАЙ
История развития казачества в Тамбовской области

Для защиты черноземного района от набегов крымских татар и ногайцев было осуществлено строительство Белгородской оборонительной черты «для защиты, бережения от воинских людей». Эта оборонительная черта представляла собой городки-крепости, земляные валы, остроги, сторожевые башни, засеки. Она прошла от г. Белгорода через Новый Оскол, Коротояк к Козлову (ныне Мичуринск), далее к с. Лысые Горы (на р. Челновой). Отсюда земляной вал протянулся на юго-восток к устью р. Большая Липовица, где первоначально намечалось строительство города Тамбова.

Возведение оборонительной линии и основание на ней в 1636 г. городов Тамбова и Козлова резко ускорило заселение и освоение тамбовского края пришлым населением (беглыми крестьянами, служилыми людьми, казаками и др.). Они расселялись вдоль рек, используя их как источники водоснабжения, рыбной ловли, а в некоторых случаях (pp. Цна, Ворона, Воронеж) — и в транспортных целях. К середине 70-х годов XVII века Тамбовский уезд насчитывал более 100 сел и деревень с 11075 дворами. Тамбов насчитывал более 5 тыс., а Козлов — более 5,5 тыс. человек. Численность всего населения приближалась к 90 тыс. человек.
Заселение Тамбовского уезда имело свои особенности. В северной части находилась дворцовая крупная земледельческая Верхоценская волость, которая привлекала людей обилием пахотной земли, благодатными климатическими условиями.

Формирование воинского контингента нового уезда стало первоочередной задачей тамбовского воеводы Р.Ф. Боборыкина. Специальный правительственный указ разрешал ему обращаться к населению соседних Воронежского, Ливенского, Сапожковского, Лебедянского, Михайловского, Донского, Ряжского, Мценского и Шацкого уездов с призывом о переезде в новый город. Предлагалось набрать «...вольных и охочих людей, от отцов детей и от братьи братьев, и от дядей племянников, и подсоседников, и захребетников...». То есть главным принципом при записи в воинскую службу становилось отсутствие воинской и тягловой повинности, чтобы не опустошать соседние города. Правительство привлекло в новый город переселенцев «государевым жалованьем» и «пашней доброй».
Основная масса служилых людей Тамбовского уезда набиралась из числа беглых крепостных крестьян. В состав тамбовских служилых людей записались выходцы с Дона и Запорожской Сечи. По особому правительственному указу от 17 марта 1636 г. в слободу из Кузьмино-Гати переехали на жительство 45 донских атаманов и казаков. Они получили земельные наделы, хлебное жалованье и денежное пособие размером в 12 рублей 25 алтын на семью «на дворовую селитьбу и зов», «на ружье» и другие расходы. Отдельной слободой на Лысых Горах поселились выходцы с Дона.

На Тамбовщину переехала группа запорожских казаков численностью 73 человека. Они осели в особой Панской слободе г. Тамбова и до середины XVII в. пользовались привилегиями белослободцев. Позднее они слились с полковыми казаками. За «выход» бывшие запорожцы получали по 5 руб., их матери и жены - по 1 рублю, дети старше 15 лет - по 1 руб., младше того возраста — по полтине. Кроме того, казаки получали «государево» денежное жалованье в размере 5 руб., а атаманы - по 7 руб. и хлебное жалованье.

Строительство Тамбовского вала с городками потребовало резко увеличить численность служилых людей в уезде за счет дополнительного набора. Учитывая хроническую нехватку дееспособного населения, правительство вынуждено было пойти на крайние меры и перевести в сословие служилых людей дворцовых крестьян. Так, крестьян городской Покровской слободы и деревень Татаново, Вижавино, Святая и сельца Тамбов специальным правительственным указом 1648 г. перевели в казачью службу. Позднее казаками стали крестьяне дворцовых сел Горелое, Черняное и других.
Набор в солдатские полки, осуществляемый с 1659 г., привел к возникновению солдатских сел. В середине 70-х годов они проживали в Новой Грязновке, Духовке и Пахотном Углу.

К середине 70-х гг. XVII в. 16 поселений Тамбовского уезда (10 % от общего числа) принадлежало служилым людям. К концу XVII столетия за счет интенсивного освоения новых земель их численность увеличилась до 25 (24,5 %), причем большинство из них принадлежало казакам. К тому времени население Тамбовского уезда составляло 19,5 тыс. чел. Из них 6655 чел. (34 %) — служилые люди.

Поместные атаманы и черкасы.

Эти сословные группы встречались только в Козловском уезде. В них вошли выходцы из донских и запорожских казаков. В Донской слободе вместе с казаками поселились 42 переселенца с Украины или, как их называли на Руси, «черкасы». Переселенцы из донских и запорожских казаков осели в Устенском стане, в Устенской, Борщевской и Хмелевой слободах. В 1652 г. их насчитывалось 196 человек. Правительство разрешало им сохранять свое сотенное казачье устройство и традиции. Учитывая хорошую военную подготовку, правительство расселило поместных атаманов вдоль укрепленной линии, их жилища были передовыми форпостами против набегов татар.

Нормы наделения землей у поместных атаманов соответствовали детям боярским. В Хмелевской слободе они получали по 20 четвертей пашни и по 50 копен сенокосных угодий, а в Устенской и Борщевской — 25 — 50 четвертей пашни и 50-100 копен сенокосных угодий.

При расширении границ Российского государства потребность в служилых людях на Тамбовщине стала сокращаться. Казаков стали использовать для защиты других направлений от кочевников. Часть тамбовских казаков в 1717 г. была поселена для усиления гарнизона в Новохоперской крепости, другие в 1779 г. были переселены на Северный Кавказ в район г. Ставрополя и получили название Хоперский казачий полк. В 1826 г. хоперцы переселились вместе с семьями ближе к горам в верховьях Кубани, сохранив прежнее название — Хоперский полк. Здесь полк основал новые станицы: Невинномысскую, Беломечетскую, Суворовскую, Бекешевскую и Баталпашинскую.

Жителей Тамбовской губернии как потомков служилых людей использовали для формирования многих казачьих войск. В начале XIX в. при формировании Оренбургского казачьего войска переселенцы из Тамбовщины основали три станицы: Предтеченскую, Студенецкую и Черноотрожскую.

Таким образом, тамбовское казачество расселялось практически по всей территории России.

КАЗАЧЬИ ПОСЕЛЕНИЯ НА ТАМБОВЩИНЕ

Полковая слобода. Она расположилась за восточной стеной нынешнего Вознесенского женского монастыря. Долгое время казаки жили со своими семьями в маленьких деревянных избушках, крытых тесом, соломой, камышом. Отапливались они по черному, а окна затягивались бычьими пузырями. Домишки стояли вразброд, без всякого плана. На этом месте слобода находилась 200 лет и только в 1835 году все 148 казачьих семей были переселены на их бывшие оброчные земли вблизи северо-западных границ Тамбова. Именно тогда и возникло село Полковое. Первыми здесь поселились семьи Дмитрия Лескова, Семена Бесперстова,Степана Братина, Михаила Ананьева, Никифора Ненашева,Григория Киряева, Григория Шебанова и др.

Село Донское. Основано полковыми казаками при строительстве Тамбовской крепости (1636 г.) в двух верстах к северу от нее, на левом берегу р. Цны. В документах всех времен (вплоть до XX в.) называлось Пячихильской слободой (по речке Пячихильке — левому притоку р. Цны). Во время проведения первой ревизской сказки в 1719 г. в упомянутой слободе насчитывалось 55 казачьих домов с мужским населением 898 человек. Ныне Донское — большое пригородное село, границы которого вплотную подходят к северной части Тамбова.

Село Бокино. Еще до постройки Тамбовской крепости на правом берегу р. Цны у устья речки Лесной Тамбов была деревня с таким же названием (упоминается в документах 1623 г.).
В 1648 г. деревню перенесли на левый, степной, берег реки, а ее жильцов мужского пола зачислили в казаки и обязали охранять валовые укрепления. С этого времени и начинается история с. Бокино, хотя оно длительное время именовалось попрежнему — Тамбов.
В 1676 г. при обложении местной церкви налогом монах Антоний записал так: «Церковь Николая Чудотворца в с. Тамбовщине. Да в приходе к той церкви казачьих 131 двор, бобыльских три двора».

В книге первой ревизской сказки 1719 г. указывалось, что в с. Бокино (уже не Тамбов) попрежнему проживают служилые люди: казаки, есаулы, солдаты. Казаков и есаулов насчитывалось 133. Среди них были: Алексей Баранов, Наум Кирдяшев, Моисей Садников, Захар Неверов, Селиван Бокин, Георгий Трунин.

Беломестная слобода. К концу первой половины XVII в. участились случаи набегов вооруженных отрядов кочевников на построенные города-крепости Шацк, Козлов и Тамбов. И чтобы обезопасить подход к ним, на главных татарских сакмах (дорогах) построены укрепленные заслоны: Вельский городок и Челнавский острожек, соединенные между собой земляными укреплениями (валами). По указу царя Михаила Романова аналогичное укрепление построено на Лысых Горах, названное Красным городком, от которого в 1647 году стали возводить земляные укрепления с ногайской стороны и на подступах к Тамбову, получившие название в краеведческой литературе Татарский вал.

Руководил всеми работами князь Иван Ромодановский, по распоряжению которого для охраны Красного городка и Татарского вала из Беломестной слободы г. Шацка переведены 100 казачих семей. Прибыв на Лысые Горы, казаки построили свою слободу, тоже назвав ее Беломестной. Она просуществовала 165 лет, и в 1812 г. все ее жители переселились на свои исстари обрабатываемые ими земли: 60 семей — на берега речки Двойни, а остальные — на берега Криуши, основав новые поселения - Беломестная Двойня и Беломестная Криуша.

Татарский вал. Это грандиозное оборонительное сооружение начиналось от Челнавского острожка, опоясывало Красный городок, а затем, отклоняясь на восток, проходило сплошной полосой мимо Тамбова, в 7 км от него. Заканчивалось на левом берегу р. Цны, где в это же время было основано село Кузьмино-Гать. Перед земляной насыпью с ногайской стороны вырыт ров глубиною в две сажени, при ширине вверху тоже две сажени,общей протяженностью 40,5 км. На Татарском валу размещалось 34 башни, из них 8 проезжих, и до 30 деревянных острожков. 1175 человек круглосуточно охраняли эти сооружения.

Кузьмино-Гать. Основано во время строительства земляного Татарского вала в 1648 г. Заселено сторожевыми казаками. Впервые упоминается в окладных книгах духовной епархии 1676 года: «Церковь Николая в селе Кузьмино-Гати. У тое церкви двор попа Алексея, двор дьячков, дьячка и просвирницы, двор вдовой попадьи, двор пономарский... Да в приходе к той церкви сто пять дворов казачьих, пятнадцать дворов бобыльских, семь дворов вдовьих, да дворника подьячего Комбарова. И всего 137 дворов. К сим книгам Кузьмино-Гати николаевский поп Алексей и дьякон Федор руки приложили».

В переписной книге первой ревизской сказки 1719 г. указано, что в Кузьмино-Гати живут сторожевые казаки (186 дворов, мужских душ в них 514), в том числе Иван Парамонов, Никита Евстралов, Родион Караулов, Максим Карев, Алексей Сартаков, Василий Кабанов, Лаврентий Пирожников, Афанасий Васильев.
Во время крестьянской войны под руководством Степана Разина в селе длительное время находился стан восставших, руководимый Никифором Чертком.

Село Горелое. В. А. Прохоров в книге «Надпись на карте» о селе Горелом сообщает: «...Русское поселение, возникшее, видимо, в XVI в. среди мордовских селений. Упоминается в документах 1623 г.». Такое утверждение вызывает определенное сомнение. Во-первых, никаких мордовских поселений на том месте, где раскинулось ныне Горелое, в то время не было! Вовторых, если и было русское поселение, названное Горелым, то оно могло существовать не на левом, а на правом берегу р.Цны, в гуще прицнинских лесов.

Более подробно село Горелое описано князем Кропоткиным в 1676 году. Выписки из этого документа приведены частично. «Село Горелое полковых казаков на реке Цне. А в нем церковь. В селе казаков 100 человек... В том же селе Горелом казаков и казачьих детей, и братьи, и племянников послано на службу великого государя на Дон 34 человека. Во 1671 году в полон взято 12 человек, сбежало 5 человек, пропало безвестно — 2 человека. Всего на службу великого государя послано, и в полон взято, и сбежало, и пропало безвестно — 53 человека. Всего им, казакам, земли дано и с покосами 400 десятин. А межа той земли от устья речки Духовки, что впала в Цну... А для хоромного и дровяного лесу въезжать им, села Горелого полковым казакам, за Цну реку в большой Ценский лес и сечь хоромной и дровяной, оприч бортного дельного деревья». В книге частичной переписи мужского населения 1710 года сообщается о том, что в селе Горелом проживают, в основном,полковые казаки. Домов казачьих насчитывалось 131, а людей в них 194 человека мужского пола. В это же время было 20 дворов бобыльских и один драгунский... В Горелом же проживал мелкий помещик Федул Лихачев. В 1914 году Горелое было одним из крупных сел на Тамбовщине. В нем имелось 810 домов с населением: мужчин — 2712, женщин — 2820.

Село Покрово-Пригородное.Предки современных жителей упомянутого села ранее проживали в Покровской слободе г.Тамбова. А возникла эта слобода так: группа крестьян, принимавшая участие в строительстве оборонительных сооружений крепости, после его окончания поселилась на тамбовской земле, построив свои домишки за южной крепостной стеной вдоль Большой Астраханской дороги от Казанского монастыря (тогда его еще не было) до Варвариной площади (ныне Первомайская). В 1648 году все мужское население слободы было объявлено казаками и послано охранять земляные сооружения Татарского вала. В свободное от несения воинской службы время слободчане обрабатывали свои земельные участки, а после полного освобождения от несения караульной воинской службы (60-е годы XVIII в.)многие стали вырабатывать кирпич для строек города.

В конце 20-х годов XIX в. все жители Покровской слободы переселены на другое место, образовав новое поселение — Покровские выселки — в 6 — 7 км от города, а ныне село вплотную оказалось у его границ. Потому село и называется Покрово-Пригородным.

Историческая справка Покровская казачья слобода возникла одновременно с крепостью Тамбов. Покровская церковь для тамбовцев была особым символом, так как освящение крепости-города Тамбов состоялось 1 октября 1637 г., в день Покрова Пресвятой Богородицы. Казаки, населявшие Покровскую слободу, в основном несли свою службу по Татарскому валу, охраняя Тамбов. По старому русскому обычаю возле церкви всегда находился погост (кладбище). Таким образом, сегодняшняя Кронштадтская площадь Тамбова на самом деле является старинным казачьим кладбищем, отчего это место не застраивалось.

В 60-х годах XVIII века во время пожара сгорела старая деревянная Покровская церковь. На ее месте в 1763 году была построена новая каменная церковь Покрова, которая там стоит и по сегодняшний день. Церковь эта была освящена епископом Пахомием (Симанским), который управлял Тамбовской кафедрой в 1758-1766 гг. Покровские казаки несли свою службу не только по охране Татарского вала, но и защищали Тамбов во время всех 86 осад, которым тот подвергался на протяжении своей истории. Когда границы государства Российского отодвинулись далеко на юг, к Северному Кавказу, по указу императрицы Екатерины II казаки Покровской слободы были переведены на Кубань и Терек. Покровское казачье кладбище еще функционировало до 1800 г., после чего было закрыто по указу Синода от 1801 г. Покровская церковь была передана военному ведомству, хотя еще долго звалась казачьей церковью. После революции 1917 года за ней укрепилось название «солдатской» Покровской церкви. В этой церкви хранились до 1918 г. все военные трофеи тамбовских полков и тамбовского ополчения, добытые в войне 1812 г., а также трофеи, отбитые у турок в войне 1877-1878 гг. После 1918 г. все это было разграблено.

Таким образом, Покровская церковь в г. Тамбове и сквер, расположенный на территории бывшего казачьего кладбища, неразрывно связаны с историей российского казачества. До революции у духовной семинарии был памятный крест, установленный в честь покоившихся в этой земле казаков, усопших и погибших в бою при отражении вражеских набегов на Тамбов.

http://kazak.tambnet.ru/


Комментарий модератора:
Анастасия, спасибо, интересно.


Прикрепленный файл: 12.gif114.gif, 10299 байт
---
К выходу на осень 2025 готовится публикация книги о роде Кудрявцевых в селе Пахотный угол. (1695-1800 гг).
Лайк (4)
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1248
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 668
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 7 8 Вперед →
Модератор: tashik
Вверх ⇈