Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Соседи

История и судьба соседних населенных пунктов

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 7 8 Вперед →
Модератор: tashik
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1249
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 669
Записки краеведа.

ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА ГОРОДИЩЕ БОНДАРСКОГО РАЙОНА


https://ok.ru/profile/589939947032/statuses/155767241580568


1704 г
.
По данным исследования, проведенным краеведом А. Н. Милосердовым, на 1704 г. в деревне Городище числилось 23 двора: 2 двора священника Михаила Борисова, 15 – тамбовцев, 4 – бобылей и остальные дворовых (крепостных). Церкви на этот период еще не было.

В 1716 г. уже значится церковь Николая Чудотворца. По материалам первой Ревизской сказки (переписи)

1719-21
гг. в селе церковь, 35 дворов, из них однодворцев – 31, церковнослужителей – 2, дворов помещиков – 2. В них проживали 5 церковников, 134 однодворца, 5 дворовых (крепостных), 7 поляков, 1 черкас - всего 155 человек. Священник Зот Филиппов.

1745 г.
В 1745 г. по второй Ревизской сказке в Городище проживает 171 податная душа, в т.ч. 109 однодворцев, помещичьих крестьян – 62. Дворовые (помещиковые) крестьяне принадлежали стольнику Дмитрию Кончичееву, капралу Александру Вердеревскому, помещице Алабиной, поручику Игнату Самойлову, которые ему достались от Петра Мосолова, вахмистру Михаилу Трунину и прапорщику Мирону Трунину, привезенные из деревни Желудевка Шацкого уезда. В том же году в селе числится еще и 1 человек «щвецкой» (так в документах переписи) национальности.

1852 г.
Из «Экономического примечания Тамбовского уезда, составленного Корпуса Типографов Подпоручиком Смирновым в 1852 г.» узнаем, что по сведениям 9 ревизии в селе Городище душ м.п. - 223, ж.п. - 231, хозяйств - 55. На каждое хозяйство приходится по 2 лошади, 1 корове, 4 овцы, 1 свинье. Изб белых в селе 55, т.е. все, бань черных – 5. В свободное от земледелия время жители занимаются перевозом строевого леса в Тамбов. Церковный причт состоит из священника, дьячка и пономаря, у которых есть церковная земля. В селе 2 ветряные мельницы, каждая на 2 постава, где в год муки изготовляется на 300 четвертей.

1876 г.

В 1876 г. церковь села является приписной к церкви с. Бычки, священник – И.С. Рязанский, староста крестьянин Трубников.
Рязанский Иоанн Саввович, священник. Окончил семинарию по 2 разряду, рукоположен в 1834 г. Служил священником в с. Голодовка Моршанского уезда, в 1875 г. перемещен в с. Бычки Тамбовского уезда, согласно прошению. Был настоятелем Бычковского прихода, куда входила и церковь с. Городище. Награжден набедренником и скуфьей. В 1976 г. утвержден членом благочиннического совета по 2 Тамбовскому округу, жертвовал деньги в пользу славянских семей Балканского полуострова, в пользу бедных и раненных воинов нашей армии.
Первое церковно-приходское попечительство в Городище учредили в 1868 г., председателем избран крестьянин Григорий Коблеков. В 1893 г. попечительство возглавил священник Николай Сахаров. В 1884 г. прихожане храма обновили иконостас, потратив на это 300 руб., за что прихожанам была объявлена благодарность епархиального начальства.

В 1895 г. при церкви открыто общество трезвости с 11 членами. В 1900 г. церковь уже нуждается в ремонте, поэтому церковно-приходское попечительство под руководством крестьянина Максима Гончарова просит разрешения у епархиальных властей на покраску стен и крыши храма. Новая церковь простроена в 1908 г. на средства прихожан трудами приходского священника Николая Сахарова.

1910 г.
Из страховой оценки церкви и церковных строений 1910 г.:
Николаевская церковь – деревянная на кирпичном цоколе, снаружи обшита тесом и окрашена светло-серой масляной краской, покрыта железом, окрашенным масляною зеленою краской. Длина церкви, считая и колокольню 15 саженей; наибольшая ширина 102/3 саженей; высота до верха карниза 4 сажени. На куполе и колокольне и на концах крестообразно находятся четыре главки с вызолоченными крестами. Больших окон 24 шт. Дверей створчатых наружных обшитых железом 3 шт., внутренних 3 шт. Иконостаса три: средний длиной 12 ¼ аршина, высотою 13 аршин, боковые длиною 6 ¾ арш., высотою по 8 арш. (оценены: средний в 5000 руб., боковые по 1500 руб; все три в 8000 руб.). Церковь холодная. Колокольня в 3 яруса, общей высотой до верхнего карниза 10 саженей. Ближайшая к церкви чужая постройка – дом священника, находится с западной стороны на расстоянии 30 саженей. Церковь построена в 1908 году. Новая. Оценка вместе с иконостасом и колокольней 25 000 руб.
В селе строится церковно-приходская школа, в 1913 г. закончена и отделана окончательно; застрахована на 3200 руб.
Церковно-приходская школа – деревянная, одноэтажная, на кирпичном фундаменте, покрыта железом, окрашенным в красную краску. Здание представляет из себя срубленные вместе три неравных прямоугольника в одну линию по фасаду (западная сторона) на 37 аршин. 1 - пристройка с южной стороны, помещение «а» для классов длиною 6 2/3 саж., шириной 11 ¾ арш., 2 – средняя пристройка «б» для раздевальни и квартиры учителя длиною 14 ¼ арш., шириной 15 ¼ арш., 3 – пристройка с северной стороны «в» - квартира 2-го учителя и коридор длиною 10 арш., шириной 8 арш. Высота здания классных помещений до верха карниза 7 арш., северная пристройка и крайняя северная до верха карниза 6 арш. В помещениях «а» и «б» потолки обшиты тесом, окрашены белою краской. Печей в здании 3 голландских и 1 русская. Дверей створчатых 6 шт. (из них 2 двери филенчатые), одинарных дверей 4 шт. Окон всего 20 шт. и полуокон 4 шт. Здание новое, построено из 5-ти вершкового теса.

1912 г.
16 июня 1912 г. село посетил епископ Тамбовский и Шацкий Кирилл, будущий священномученик, митрополит Кирилл (Смирнов) (1863 — 1937). Церковь произвела на него прекрасное впечатление своим наружным видом и внутренним благолепием – простором, обилием, света и чистотой. Как записали в «Обозрении Высокопреосвященным Кириллом церквей и монастырей Тамбовской епархии»: «Особое внимание обращает на себя иконостас, ценный и красивый. Утвари и риз в храме много, содержится все в отличном порядке. При храме имеется приличный хор певчих и заведено общее пение. В приходе 665 д. м. и 669 ж.п. Прихожане все православные к храму божьему усердны твердо знают молитвы и заповеди и охотно участвуют в общехрамовом пении. Причт состоит из священника и псаломщика. За усердное исполнение своих обязанностей и непритязательность причт пользуется большой любовью прихожан».
После осмотра церкви епископ произнес такие слова: «Видя такой благолепный храм, как ваш, мы чувствуем невольно какова же должна быть красота и благолепие нашего внутреннего храма, ради сохранения коего и создаются эти видимые храмы , что бы мы могли освящатся в них таинством и молитвой и постоянно обновлять свой внутренний храм. Вот в нашем храме на иконе Спасителя Евангелие, которое Христос держит в руках своих, раскрыто на следующих словах: «заповедь новую даю вам: любит друг друга». Видимо, строители храма хотели вложить именно эти слова в ваши души, и создавая внешний храм для вашего внутреннего обновления, хотели, что бы совершалось это обновление именно любовью. Христос из любви приходил на землю, любовь заповедал и всем нам, как средство достигнуть царства небесного. Выражаться она должна в осторожности друг к другу. Если человек привыкает сквернословить и обижать другого, либо нехорошо живет с женою, не воспитывает детей – тогда нет любви в нем. Всем этим оскверняется дух человека. К взаимной любви, к заботливости друг о друге мы и пришли призвать вас».
Очень интересна история священника Николая Сахарова и его семьи. В одно время в советской прессе были напечатаны статьи о том, что советский академик и диссидент А.Д. Сахаров - это потомок священников из села Городище. На самом деле, предки Андрея Дмитриевича, его прадед Николай Иванович Сахаров, был священником в Арзамасе. Во время работы над изданием "Бондарской энциклопедии" вопрос этот, конечно, очередной раз всплыл. Ученые-историки, проверив эту версию, сошлись во мнении, что академик не является прямым потомком священников Сахаровых из села Городище Бондарского района, хотя дальнее родство не исключено, ведь у тамбовского священника Козьмы Сахарова было 10 детей.

Сахаров Николай Козьмодемьянович (ок. 1863 -?), священник села Городище. Окончил Тамбовскую духовную семинарию. Сын священника Козьмы Сахарова. Козьма Сахаров (ок. 1816 - 1874),священник, служил в селах Понзари, Стрелецкие Выселки, Сампур Тамбовского уезда. Окончил семинарию и в 1838 г. рукоположен во священники. 10 лет был благочинным округа, 8 лет духовником, в 1860 г. награжден камилавкой. В семье было 10 детей.
Один из них, Николай Козьмодемьянович стал священником в с. Городище.


Сначала, после окончания Тамбовской духовной семинарии, служил учителем сельского училища, 21 февраля 1888 г. рукоположен в священники с. Городище Тамбовского уезда. Работал так же законоучителем в церковно-приходской школе села. Награжден скуфьею (1904 г.), камилавкой (1909 г.) В 1907 г. назначен помощником духовного судебного следователя 2-го Тамбовского округа. 23 сентября 1914 г. священника с формулировкой «для пользы службы» перевели служить в с. Костино-Отдельцо Борисоглебского уезда. 11 октября того же года, согласно прошению, он был перемещен назад в Городище. На 1917 г. служил там же. В семье священника и его супруги родилось семеро детей. В 1911 г. священник был вдов. Скорее всего, испытывал материальные трудности в обучении детей, т. к. постоянно обращался к епархиальным властям за помощью, за ним постоянно числились недоимки за содержание и обучение детей: дочери Елизаветы в Тамбовском епархиальном женском училище, сыновей Виктора, Михаила и Дмитрия в 1-м Тамбовском духовном училище. На 1913-14 гг. Елизавета работала учительницей в с. Прибытки, позже медсестрой в Тамбове.


После 1917 г.
На период революционных событий 1917 г. сын Сергей работал учителем в с. Левые Ламки, Михаил — учителем в Кривополянье, Виктор учился в духовной семинарии. По сведениям потомков Михаил во время крестьянских волнений принял строну антоновцев, младший 16-ти летний брат Дмитрий тоже. Дмитрий был застрелен чекистами в кривополянском лесу. Михаил же после подавления восстания скрывался. Его отца, священника Николая Сахарова, жители предупредили об опасности и тот уехал к детям в Тамбов, где их всех и вязли в заложники, что бы вынудить Михаила сдаться властям. Он, конечно, сдался. В 1919 г. прошла амнистия, Михаил был отпущен, но в 1937 г. был расстрелян. Другие братья были осуждены на разные сроки заключения.

От старожилов удалось узнать следующее о священнике Сахарове:
Жил он рядом с церковью. Около дома посадил много лип, которые и сейчас растут. После смерти жены у него управляла домом местная женщина Варвара, фамилию никто не помнит. У них был совместный сын, которого они очень любили и называли «наш последыш». Варю впоследствии арестовали, маленького сына оправили в детский дом. Варя вернулась позже, но сына не нашла.

Галина Ступникова


Церковь села Городище и поклонный крест. На данный момент церковь сгорела.

Сахаров Николай Козьмодемьянович с супругой


Елизавета и Михаил Сахаровы, дети священника Николая Сахарова

Удостоверение сестры милосердия Елизаветы Сахаровой



Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов

familio.org/api/v1/images/catalogs/snm1859/30/14.jpg


см. также https://forum.vgd.ru/post/6766...pp4353569, спасибо, timas
http://ratkin.ucoz.ru/index/selo_gorodishhe/0-49

https://www.youtube.com/watch?v=5sG88HMsO6E с.Городище, Бондарский район

Источники:

Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов
familio.org/api/v1/images/catalogs/snm1859/30/13.jpg


Прикрепленный файл: file (1).jpgfile (2).jpg, 184506 байтfile (6).jpg, 169756 байтfile.jpg, 128233 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Лайк (2)
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1249
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 669
Карты сел Коровино ( Малый Ломовис) и Городище

---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1249
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 669
Записки краеведа.

С. Митрополье (Большой Ломовис)


Село Митрополье долгое время в документах называлось «Большой Ломовис», так как оно было основано на побережье одноименной реки. Кроме архиерейских крепостных, в Большом Ломовисе проживали крепостные крестьяне рязанско-мурманских митрополитов, поэтому село впоследствии стало называться Митрополье.

По данным третьей ревизии 1763 года, население села составляло 1415 человека экономических крестьян в 201 доме.

К началу XIX века Митрополье стало крупным селом, административным центром обширной Митропольской волости. 1

Село Митрополье - центр Митропольского сельского совета Бондарского района.


Выписка из справочника "XLII. Тамбовская губерния. Список населенных мест по сведениям 1862 г
.".
.
Большой Ламовис (Митрополье) село каз. при р. Большом Ламовисе Тамбовский уезд / 2 По тракту из г. Моршанска в г. Кирсанов, Церковь православная 1. Ярмарка.

Дворов 215 Мужчин 779 Женщин 853



Рапорт милиционера Митропольской волости Тамбовского уезда Лебедева начальнику милиции 7-го района о карательных мерах, применяемых реквизиционным отрядом к местному населению
23 ноября 1920 г.




ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИ СЕЛА МИТРОПОЛЬЯ
Галина Ступникова


ЧАСТЬ IV Покровская церковь в Митрополье

Покровская церковь с Митрополья, построена в начале ХХ в.
Вернемся же к истории митропольской церкви, которая стала соершенно ветхой к началу ХХ в. Фотографии церкви нет, но есть подробное описание строения и внутреннего расположения.

Из страховой оценки 1910 года: «Покровская церковь – деревянная, на кирпичном цоколе, снаружи обшита тесом и выкрашена снаружи и внутри масляной краской. Покрыта железом, окрашенным масляною зеленою краской. Колокольня за ветхостью снята в 1908 году, оставлена лишь нижняя часть (притвор). Длина церкви считая и притвор 13 2/3 саженей; ширина 4 саженей; высота до верха карниза 2 2/3 сажени. Осьмерик (купол) возведен со стены во всю ширину. На церкви имеется одна малая главка. Окон всех 15 шт. Дверей створчатых наружных обшитых железом 3 шт., внутренних створчатых со стеклом 3 шт, и обшитых железом 1 шт, и две двери простых. Иконостас длиной 15 аршин, высотою 12 аршин (оценен в 2000 руб.). Церковь холодная. Ближайшая к церкви чужая постройка – крестьянский сарайчик глинобитный находится на расстоянии 30 саженей. Церковь построена в 1795 году. Здание ветхое. Страховая оценка вместе с иконостасом — 7 тысяч рублей»

Страховую оценку составляли: Заведующий страховыми делами по 2 Тамбовскому благочинному округу, священник – Михаил Розанов, священник с. Митрополья – Евгений Криволуцкий, дьякон – Николай Щеглов, псаломщик – Петр Максимов, церковный Староста Василий Захаров, представители прихожан: крестьяне села Митрополья: Егор Васильевич Яковлев, Аким Осипович Пономарев.

2 марта 1910 года в Митрополье приезжает епархиальный архитектор В. Фрейман для осмотра места предполагаемого постройки храма. Храм было решено поставить с восточной стороны села, на открытом месте, свободным от каких-либо близлежащих строений, безопасном в пожарном отношении. Были взяты пробы грунта на глубину 3 аршин, выяснили, что грунт плотный, сухой, место вполне пригодное и безопасное для строительства храма. Об этом был составлен акт архитектором, подписанный священником Е. Криволуцким, дьяконом Н. Щегловым и представителями прихожан: Семеном Егоровичем Дерябиным, Василием Гавриловичем Захаровым, Иваном Бирюковым, Яковом Николаевым, Михаилом Дерябиным, Семеном Кабылиным, Михаилом Бирюковым, Леонтием Астраханцевым, Максимом Захаровым.

В 1912 году Митропольский храм посетил архиепископ Тамбовский и Шацкий Кирилл. Церковь действует все еще старая: «Иконостас в храме возобновлен в 1880 году на средства прихожан. Во внешней форме храм представляет вид продолговатого четырехугольника. Он поставлен в два яруса, считая и колокольню, в окнах нижнего яруса сделаны железные решетки. Купол на церкви имеется один глухой. Кресты на куполе церкви и на шпиле колокольни железные. Кровля церкви железная, выкрашенная. Вся церковь снаружи окрашена в один белый цвет и имеет трое входных дверей с юга, севера и запада. Самая церковь еще довольно прочна, но колокольня покачнулась на бок и теперь по распоряжению епархиального начальства разобрана. Внутри храм, как и снаружи, имеет форму продолговатого четырехугольника, потолок отделан досками, окрашен, но не оштукатурен, пол деревянный, церковь холодная. Солея возвышена от пола на поларшина, клиросы помещаются отдельно от солеи среди церкви; приделов нет. Алтарь четырехугольный, с деревянными ровными потолками. Горнее место обозначено и украшено иконой Иисуса Христа, молящегося о чаше; престол деревянный с балдахином. В устройстве остальных частей храма и принадлежностей алтаря нет ничего особенного. Иконостас храма нового устройства с колоннами имеет четыре яруса, резьба на нем из дерева с позолотой. Карнизы, резьба и рама золоченые. Общий фон окраски иконостаса красный. Царские двери деревянные с позолоченной резьбой. Стены церкви окрашены в синий цвет, украшены картинами. Среди икон почитается прихожанами икона Тихвинской Божией Матери. День праздника в честь ее 26 июня справляется с особенной торжественностью, сопровождается громадным сбором народа из окрестных деревень, приходящего отчасти и на богомолье, а отчасти и на ярмарку, которая в это день бывает около храма.
Утварь и ризница в храме бедные, содержатся очень опрятно. Библиотека церковная находится в плохом состоянии. В ней имеются только епархиальные и церковные ведомости. При храме имеется хороший хор певчих, заведено общее пение. Каких-либо замечательных древних книг нет. В архиве церковном есть метрические и исповедальные книги от самого года основания церкви, т.е. от 1795. При храме имеется церковно-приходская школа. Открыта стараниями местного священника о. Стефана Вишневского и с разрешения Тамбовского епархиального училищного Совета от 4 марта 1888 г. В настоящее время школа помещается в прекрасном, обширном, светлом, чистом, деревянном здании».

Солея - возвышенное место перед царскими вратами в церкви.
Митропольцы по-прежнему занимаются сельским хозяйством, но часть лю-дей ищет заработок на стороне, в зимнее время уходя в другие уезды и гу-бернии плотниками, приказчиками к торговцам и рабочими в Рассказово, самые предприимчивые отправляются в Саратов и Астрахань для покупки-продажи рыбы, уходят в Крым, Черноморье. Это развило в крестьянах практическую смышленость, бойкость, предприимчивость и любознательность. На выписку газет в Митропольское волостное правление ежегодно ассигнуется сумма до 25 р., крестьяне живо интересуются газетами, последними новостями жизни.
На службе прихожанам храма было преподано назидание архиепископом Кириллом, в котором владыка разъяснил, что для достижения царства небесного нужно изучать Закон Божий и жить заповедями Господними. Возможно, после посещения ветхой митропольской церкви будущим свя-щенномучеником митрополитом Кириллом, дело сдвинулось с мертвой точки и прихожане приступили к строительству нового храма.


Священномученик митрополит Кирилл, в 1910-18 гг. епископ Тамбовский и Шацкий





ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИ СЕЛА МИТРОПОЛЬЯ ЧАСТЬ V

Священники села Митрополья

Известны фамилии более 40 священнослужителей: священников, дьяконов, псаломщиков, учителей церковно-приходской и земской школ, служивших в Митропольском приходе с 1819 года. Приводим здесь биографии нескольких священнослужителей, информацию о которых удалось наиболее полно собрать.



ЧАСТЬ VI

https://ok.ru/profile/589939947032/statuses/155324926730264

Церковь в Митрополье закрыли не позднее 1941 г. Еще около десятка лет она была цела. Ломали ее примерно после 1952-54 гг. Жители старались защитить, отстаивали здание, но власти считали, что нужно ее разобрать, особенно активных защитников сажали. Старожилы помнят и фамилию человека, который особенно яро действовал при уничтожении церкви. Иконы, кто смог, взял по домам, что не смогли тайно унести, все уничтожили. По словам уроженки с. Митрополья Александры Гавриловны Мешковой, церковь разобрали, из бревен сложили контору совхоза и хозяйственные постройки. Другие жители вспоминают, что бревна забирали для строительства домов. Только, говорят, что через некоторое время эти дома при большом пожаре в селе сгорели. На месте уничтоженной церкви теперь стоит поклонный крест.

В селе было много монахинь. Почти все они были осуждены и отбывали сроки в заключении, хотя документальных свидетельств этому пока нет.
Из воспоминания 90 летней матушки (схимонахини) Антонии, жительницы села Митрополье, записанных в 2021 г. :

О роднике в Митрополье:

Как я стала монахиней


Поклонный крест на месте Покровской церкви с. Митрополье. Фото Е. Кондрашовой.

Митрополье. 2 ряд справа матушка Антония (Захарова А.А), рядом матушка Марианна (Кульгина О.) из Бондарей. 50-60 гг. ХХ в.

Настоятель храма с. Бондари о. Рафаил (Брыксин) с членами церковной двадцатки. с. Бондари, ок 1955 г.
На фотографии о. Рафаил (Брыксин), настоятель бондарского храма, рядом псаломщик Ульянов Василий Тимофеевич. В нижем ряду справа: Цепляева Варвара Сергеевна, Митрополье, Екатерина, Максимовка, Макарова Мария Александровна, Митрополье, Наталья Михайловна, Прибытки.
Верхний ряд справа: Макаров Александр Алексеевич, Митрополье, матушка Антония (Захарова Анна Андреевна), Митрополье, Анисимов Алексей Андреевич, ктитор, Бондари, Цепляева Акулина Степановна, Митрополье, Кульгина Ольга Александровна, Бондари, Пономарева Валентина Ивановна, Бондари, Селезнева Елена Алексеевна, Митрополье.


Около 1955 г.

Галина Ступникова


За большим ценским лесом. История села Митрополье.



Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов
familio.org/api/v1/images/catalogs/snm1859/30/13.jpg

https://www.youtube.com/watch?v=7zDBvkA6muE С.Митрополье, Бондарский район.
https://www.youtube.com/watch?v=y0NhYIzKao0 Герои Победы

Источники:


РГАДА Ф.350-2-3512 1762 г.



РГАДА ф.280, оп.4, д.2693 (3 ревизия) 1763 год, л.451-560 с.Большой Ломовис

РГАДА Ф. 280 Оп. 4 Д. 2692, 273 Село с деревнями Большой Ламовис
410 Село Малый Ламовис


ГАТО Ф.12.Оп.1.Д.2055 Ревизские сказки Большой ЛАМОВИС (Митрополье), 1858



РГИА, Ф. 383 оп. 30 д. 221
(выписка)



РГИА 1284-195-1821-9 (03.09.1821 – 05.03.1839 гг.)

села Митрополья экономические крестьяне




Ф. Р-265. Митропольский сельский Совет Бондарского района. Оп.1. Д.5.1. Оп. 4. Д. 18-25.[/more]

https://ok.ru/profile/589939947032/statuses/155203362103320
ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИ СЕЛА МИТРОПОЛЬЯ. Часть I

С форума:
https://forum.vgd.ru/3535/142559/

https://forum.vgd.ru/post/3415...1%80%D0%B4

Покровская церковь с Митрополья, построена в начале ХХ в. Фотография 50-60 гг.

50-60 гг. ХХ века, уже недействующая церковь в Митрополье. Фотография передана в Бондарскую библиотеку настоятелем Свято-Троицкого храма, иереем Романом Тимашовым.

Прикрепленный файл: file (1).jpgfile.jpg, 179517 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Лайк (1)
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1249
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 669
Карта

Прикрепленный файл: Снимок экрана (1388).png
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Лайк (1)
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1249
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 669
Записки краеведа.

с.Казыванье (Казывань, д. Пятницкая)


Церковь Параскевы (Пятницы) в селе Казыванье

https://infourok.ru/doklad-cer...56968.html


Автор: Колядина Мария Александровна
Руководитель: Дронова Ольга Николаевна
Образовательная организация: Пахотно-Угловский филиал. МБОУ Бондарской СОШ

2020 год

Село Казывань (в дореволюционных документах встречается название - Казыванье) возникло в последней четверти XVII века благодаря усилиям Небесного покровителя Тамбовской земли - святителя Питирима.

В 1686 году июля 8 дня преосвященный Питирим епископ Тамбовский пишет великим государям царям и великим князьям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу … «В Тамбовском уезде в лесу Талинская Поляна вниз по речке Талинке, по правую сторону, да по речке Керше вниз же по обе стороны лежит порозжая ковыльная земля; а ему в Тамбовском уезде под пашню и селитьбу крестьян земли нигде ничего не дано; просил ту порозжую ковыльную землю со всеми угодьями отдать ему в дом под пашню и селитьбу».

«В 1694 году июля 17 дня, по указу великих государей и по грамоте из приказа Большего Дворца, стольник и воевода Иван Леонтьев, взяв с собою Тамбовцев дворян и детей боярских и всяких чинов служилых людей, приехав в Талинскую Поляну досматривал, а по досмотру та Поляна пошла из большого заповедного леса и с другой стороны пришел черный лес и сошелся с Кершинским лесом, и вышла, к большой степи к, Воронежской дороге, по дачам Тамбовцев детей боярских, и от прихода воинских людей опасения Тамбовским жителям и новопоселенным крестьянам не будет, потому что стала в крепостях с двух сторон лес и от степи река Керша весьма неприступна, и крепка.

А по сказке старожилов то место называется Талинский Угол, а не Поляна, от почистки леса, и из той Поляны отказал в дом Боголепного Преображения Господня преосвященному Питириму, епископу Тамбовскому к прежней даче, к 300 четвертям 900 четвертей земли, в урочищах на речке Талинке и по Савенью и по речке Керше и по обе стороны сенные покосы против указа за речкою Кершею к Ржавцу Казаванью»...

Известный тамбовский краевед Н.В. Муравьёв о селе Казывани пишет следующее:

До 1767 года Казывань было деревней, селом оно стало после постройки церкви. Вот что известно о постройке церкви в селе Казывань: "церковь в селе Козованьи Параскеевская деревянная, приписная, построена в 1767 году, перестроена в 1866 году, престол один". Источник - "Список духовенства Тамбовской епархии на 1876 год

Село расположилось по обеим берегам реки Казычки. Кто кому дал свое название теперь уже не узнать. Но, скорее всего, село назвали по имени реки Казычки - притока Керши. Кстати, на плане генерального межевания земель 1790 года, современная река Казычка обозначена как Казыванья. Так что и село и река в те годы имели одинаковое имя. Многие населенные пункты России в то время имели двойное название, официальное и народное. Было народное имя и у Казывани - Пятницкая. Народное название села очевидно связано с Параскевой Пятницей.

Параскева Пятница, великомученица (III в.). Родители мученицы особенно чтили день недели, посвященный воспоминанию страстей Господних, — пятницу: чтили постом, молитвой и милостыней. За это Бог послал им в этот самый день недели дочь, которую они и назвали Пятницей, или по-гречески — Параскевой". Русский народ называл мученицу Параскеву — Пятницей, Пятиной, Петкой. Популярной была русифицированная форма имени — Прасковья, а в быту в старое время святая Параскева так и именовалась: «Параскева-Пятница». Отсюда пошли многие церкви «во имя святой Пятницы».

К концу ХIХ века церковь совсем обветшала и в селе к 1898 году отстроили новую деревянную, уже двухпрестольную церковь. Главный престол во имя Святой Параскевы (28 октября) и придельный Никольский (6 декабря). Строилась церковь с весны 1895 года, на скромные средства прихожан. Строителями храма были крестьяне села Казывани - крестьяне Силантий Аксенов Дронов, Василий Селиверстов Белоусов и Михаил Васильев Дронов.

В архивах сохранились некоторые документы, подтверждающие это.

10 августа 1895 года.
В Строительное отделение при Тамбовском Губернском Правлении

Консистория в следствие заключения своего имеет честь препроводить на рассмотрение и зависящее распоряжение Строительного отделения проект с пояснительною запискою на постройку новой деревянной церкви в селе Казывань Тамбовского уезда, вместо существующей ветхой, акт осмотра местности и грунта, приговор и две подписки, с уведомлением о последующем консисторию

Член Консистории Протоиерей М. Зеленев
Секретарь Урапов
Столоначальние Е. Разумов

Акт

1895 года июля 9 дня, я нижеподписавшийся Тамбовский Епархиальный Архитектор Миролюбов, в присутствии Священника нижеозначенного села Михаила Соколова, наблюдателя по постройке новой церкви в том же селе Земского Начальника 1-го участка Тамбовского уезда Алексея Ивановича Беликовича и строителей новой церкви в том же селе крестьян Силантия Аксенова Дронова, Василия Селиверстова Белоусова и Михаила Васильева Дронова, свидетельствовал местность и грунт под постройку новой деревянной церкви в селе Казыванье Тамбовского уезда и нашел следующее:

Новую деревянную церковь предполагается построить на той же площади села, на которой находится существующая тесная деревянная церковь, прямо на запад от последней, на расстоянии 8 сажен. Очень близкие постройки к месту будущей церкви на расстоянии менее 20 сажен, а именно находящиеся на церковной земле - псаломщика Алексея Егорова Вениаминова и дочери умершего Священника Надежды Петровой Соколовой, и находящиеся на общественной земле на улице мелкие хозяйственные без фундамента постройки крестьян Ивана Дмитриева Курдюмова и Силантия Аксенова Дронова – предполагается снести с этих мест на расстояние более 20 сажен. По сносу всех упомянутых выше построек, новая церковь будет отстоять на северо-запад до дома Священника Соколова через улицу 25 сажен, на юго-восток жл церковного здания церковно-приходской школы – 13 сажен, и со всех прочих сторон до отдельных хозяйственных построек и линий крестьянских усадьб с постройками на расстоянии не менее 20 сажен.

Местность для церкви вообще ровная и на ней не имеется никаких обвалов или промывин земли, могущих служить препятствием сообщению с церковью или угрожать ея безопасному существованию.

Грунт местности для будущей церкви оказался следующий: сверху от поверхности земли чернозем толщиной 1 аршин 5 вершков, потом идет сухой песок, который с глубины 2-х аршин от поверхности земли делается твердым и чистым. Поэтому кирпичный фундамент под новую деревянную церковь предполагается 2 с четвертью аршина от поверхности земли без всяких искусственных укреплений дна рвов.

Об оказавшемся составлен сей акт за подписями моей и всех присутствующих лиц:
Тамбовский Епархиальный Архитектор Миролюбов
при освидетельствовании находились:
Священник Михаил Соколов,
наблюдающий земский начальник 1-го участка А.И. Беликович
Силантий Аксенов Дронов,
Василий Селиверстов Белоусов,
Михаил Васильев Дронов

Протокол

Местность для церкви вообще ровная и на ней не имеется никаких обвалов или промывин земли, могущих служить препятствием сообщению с церковью или угрожать ея безопасному существованию.

Грунт местности для будущей церкви оказался следующий: сверху от поверхности земли чернозем толщиной 1 аршин 5 вершков, потом идет сухой песок, который с глубины 2-х аршин от поверхности земли делается твердым и чистым. Поэтому кирпичный фундамент под новую деревянную церковь предполагается 2 с четвертью аршина от поверхности земли без всяких искусственных укреплений дна рвов.

Почему проект этот на основании 227 и 228 ст. III т. 1 части Уст. и циркуляра Министра Внутренних Дел, от 22 января 1867 года за № 913, найден составленным одобрительно, а потому техническое совещательное присутствие со своей стороны полагает: вышеозначенный проект утвердить, но с тем чтобы обывательские постройки на плане местности под А,Б и В были снесены от здания предполагаемой церкви, на расстояние не менее 20 сажен до начала постройки оной, о чем и сделать надпись на проекте, который по утверждению препроводить с пояснительной запискою, вышеозначенным приговором и двумя расписками в Тамбовскую Духовную Консисторию, которую просить сделать распоряжение, чтобы работы по постройке новой церкви были проведены под наблюдением техника, имеющего на то право, который обязан донести строительному отделению о начале работ, так и об окончании их в черне. Об утверждении этого проекта сообщить Тамбовскому Уездному Исправнику, а дело завершить и сдать своевременно на хранение в архив.

Губернский Секретарь – подпись
Губернский Архитектор – подпись
Младший Архитектор – подпись

При изучении метрических книг села Казывани в Государственном архиве Тамбовской области, можно обнаружить, что подавляющее большинство свадеб в Казывани справляли в престольный праздник - 28 октября (10 ноября по новому стилю). Церковь эта уцелела и до наших дней, хотя как храм и прекратила свое существование.

https://stroi-archive.ru/stati/18288-kazyvan.html
Вот как описывается церковь села в 1911 году:

«Крупная деревянная холодная двухпрестольная церковь, построена на средства прихожан. Представляет собой одноглавый восьмерик на четверике с обширной трапезной и в одной связи с высокой трехъярусной шатровой колокольней. Придел — Никольский.»

В годы СССР церковь села была закрыта, в связи с проводимой Атеистической политикой, а затем разорена. Сохранился только нижний ярус стен и три яруса колокольни. Церковь постепенно разрушается. Стены снаружи смотрятся, внутри есть лестницы, кроме первого яруса. Перекрытие второго этажа есть.

Церковь во имя Святой Параскевы в селе Казывань http://bondari.cerkov.ru/prixo...s-kazyvan/

http://ratkin.ucoz.ru/index/selo_kazyvan/0-47
http://ratkin.ucoz.ru/photo/5-2?photo=110 http://ratkin.ucoz.ru/photo/5-2?photo=112 http://ratkin.ucoz.ru/photo/5-2?photo=111 http://ratkin.ucoz.ru/photo/5-2?photo=124 http://ratkin.ucoz.ru/photo/5-2?photo=6 http://ratkin.ucoz.ru/photo/5-2?photo=7

https://www.youtube.com/watch?v=tOlIJNJX_74 с.Казывань, Бондарский район

https://ok.ru/profile/58993994...1842715416

Прикрепленный файл: file (1).jpgfile (2).jpg, 515619 байтfile.jpg, 58396 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Лайк (1)
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1249
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 669
с.Казыванье (Казывань, д. Пятницкая)


Н.В. Муравьёв о селе Казывани пишет:

"… возникло, по всей вероятности, в первом десятилетии XVIII в.
До 1767 года Казывань было деревней, селом оно стало после постройки церкви. Вот что известно о постройке церкви в селе Казывань: "церковь в селе Козованьи Параскеевская деревянная, приписная, построена в 1767 году, перестроена в 1866 году, престол один". Источник - "Список духовенства Тамбовской епархии на 1876 год

Село расположилось по обеим берегам реки Казычки. Кто кому дал свое название теперь уже не узнать. Но, скорее всего, село назвали по имени реки Казычки - притока Керши. Многие населенные пункты России в то время имели двойное название, официальное и народное. Было народное имя и у Казывани - Пятницкая. Народное название села очевидно связано с Параскевой Пятницей.

Население

Казыванская волость в 1897 г.

Архивные источники:


Св.Параскевы церковь


Параскева Пятница, великомученица (III в.). Родители мученицы особенно чтили день недели, посвященный воспоминанию страстей Господних, — пятницу: чтили постом, молитвой и милостыней. За это Бог послал им в этот самый день недели дочь, которую они и назвали Пятницей, или по-гречески — Параскевой". Русский народ называл мученицу Параскеву — Пятницей, Пятиной, Петкой. Популярной была русифицированная форма имени — Прасковья, а в быту в старое время святая Параскева так и именовалась: «Параскева-Пятница». Отсюда пошли многие церкви «во имя святой Пятницы».

К концу ХIХ века церковь совсем обветшала и в селе к 1898 году на средства прихожан отстроили новую деревянную, уже двухпрестольную церковь. Главный престол во имя Святой Параскевы (28 октября) и придельный Никольский (6 декабря).

https://bondarienc.jimdofree.c...ния/храмы/

Приход открыт в первой пол. 18 в. Первая известная деревянная церковь построена прихожанами в 1767, перестроена в 1866. Первоначально была приписной к церкви с. Пахотный Угол, церковный староста в 1876 – крестьянин Полетаев. В 1898 построена деревянная церковь с двумя престолами: Св. Параскевы и Никольский. В приход также входила экономия Беляковича; штат: священник, дьякон, псаломщик. В 1909 - священник М. Болховитинов. На 1911 была церк.-приходская школа. Церковь закрыта до 1941. В наст. время здание сохранилось в ветхом состоянии.

О предках участников форума:


РГАДА ф.1354 о. 490. Ч. 1, 2
Планы дач генерального и специального межевания, 1746-1917 гг. (коллекция).


Прикрепленный файл: 40622562.jpg54009297.jpg, 184604 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1249
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 669
с.Казыванье (Казывань, д. Пятницкая)


http://bondari.cerkov.ru/prixo...s-kazyvan/

Прикрепленный файл: 1.jpg2.jpg, 74016 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1249
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 669
Село Кривополянье

https://bondarienc.jimdofree.c...%B5%D1%82/

Основано село, вероятно, на рубеже 17-18 вв. Впервые упомянуто в окладной книге Тамбовской епархии 1710-х. В документе записано: «Церковь Николая Чудотворца в Тамбовском уезде в селе Кривой По­ляне нижней половины.

В селе проживали служилые «дети боярские» и крестьяне митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского. Название села происходит от распаханного зе­мельного массива Кривая Поляна, ранее обрабатывающего­ся крестьянами с. Перкино Тамбовского уезда (ныне Сосновского р-на), в кон. 18 в. перешедшего к митрополиту С. Яворскому. Нас.: 1719-93 однодворца муж. пола; 1920 – 2028, 2012 -279 чел. В 19 – нач. 20 в. в селе имели церковь, школа грамоты (позже церк.-приходская) и земская школа. В 1920-21 мн. крестьяне села активно участвовали в крест. восстании («Антоновщине»). В сов. время в К. действовали Кривополянское лесничество, артель по произ-ву древесного угля, пекарня, маслобойка, случной пункт, потребительское об-во, имелись отд. связи, ср. школа, театральный кружок, библиотека, клуб. В 2000-е в селе проходили съемки фильма «Жила-была одна баба» (реж. А.С. Смирнов). В наст. время в селе находятся сельсовет, лесничество, нач. школа – филиал Бондарской ср. школы, фельдшерско-акушерский пункт, библиотека, клуб. Изв. земляки и жители: Виндюкова М.Т., Дерябина Л.М., Иванова К.Ф., Мжельский В.А., Тетентьева П.И.

https://tambovgrad.ru/History/275-Krivopoljane.html

Источники:

Никольский храм

Никольский храм в селе Кривополянье http://bondari.cerkov.ru/prixo...vopolyane/

http://ratkin.ucoz.ru/index/selo_krivopoljane/0-197


Переселение:




https://www.youtube.com/watch?v=6cafCYop-vM&t=12s
https://www.youtube.com/watch?v=KrOk0N4TDw0 с.КРИВейон
https://www.youtube.com/watch?v=BI8w8EV7DB0 В Тамбовской области открыли мемориал солдатам Великой Отечественной войны
https://vk.com/video-15884966_163724152 " Жила была одна баба" С. Кривополянье Бондарского района

Прикрепленный файл: DSCF5174-scaled-e1624272563372.jpgfile.jpg, 167528 байтСнимок экрана (1389).png, 1053323 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Лайк (1)
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1249
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 669
Село Кривополянье Тамбовского уезда


http://bondari.cerkov.ru/prixo...vopolyane/

Антология истории сел, легенд и преданий Тамбовщины
https://elibrary.tambovlib.ru/?ebook=2922.95

Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов
familio.org/api/v1/images/catalogs/snm1859/30/13.jpg

Прикрепленный файл: 1.jpg2.jpg, 59097 байт3.jpg, 642835 байт4.jpg, 686296 байт5.jpg, 674822 байт6.jpg, 684291 байт7.jpg, 674926 байтспис насел мест.jpg, 1252135 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1249
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 669
Деревня Смольная Вершина (Комбаровщина)


Выписка из справочника "XLII. Тамбовская губерния. Список населенных мест по сведениям 1862 г.".

https://tambovgrad.ru/History/1913-Smolnaja-Vershina.html

Деревня Смольная Вершина упоминается в епархиальных сведениях 1911 года под названием: "Смольная Вершина, Комбаровщина тож", где насчитывалось 98 крестьянских дворов с населением: мужского пола — 330, женского пола — 341.

В 1932 году в деревне проживало 990 чел.,
в 1967 численность наличного населения - 335 чел.,
в 2010\2011 г. -16\17 чел.

Сегодня (из интернета):

ГБУ "ЦГА Москвы"
[


Фамилии по базе «Память Народа»:

Фамилии по базе «Памяти героев Великой Войны:

1905 г. Рапорт тамбовского уездного исправника губернатору о требованиях крестьян дер. Смольной Вершины,

https://www.youtube.com/watch?v=W6WhfWXGZCI д.Смольная Вершина, п.Пахотноугловское лесничество (1-й участок), Бондарский район.

Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов
familio.org/api/v1/images/catalogs/snm1859/30/13.jpg

Прикрепленный файл: 1.png2.jpg, 1252135 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 7 8 Вперед →
Модератор: tashik
Вверх ⇈