https://vk.com/id299376496?w=wall299376496_357%2Fall
https://vk.com/wall474020042_297
Земетчино — живописное место в лесной глубинке, словно сошедшее с полотен Ивана Шишкина. На лоне первозданной природы, в одном из старинных сел Бондарской земли стоит полуразрушенная старая колокольня, которая даже в таком виде поражает высотой и немыслимой стойкостью. Это одно из притягательных паломнических и туристических мест: на месте разрушенной церкви, рядом с сельским погостом, по-особому дышится и чувствуется. Здесь порой рождаются философские, лирические строки:
Живая жизнь везде пускает корни.
Весенний свет согрел лесную хмарь.
Акация цветёт на колокольне,
Тяжёлый шмель гудит, как пономарь.
О красоте былой не беспокоясь,
Не тяготясь ни горем, ни виной,
Она стоит, разбитая по пояс,
У кладбища – вратами в мир иной.
Минувших дней безвестные герои,
Святые и грешившие постом, –
Там те лежат, кто эти стены строил,
А рядом – те, кто рушил их потом.
И ясно: умиранье неизбежно.
Куда бежать, когда приют – готов?
И я в свой час хочу вот так же нежно
Растаять среди сосен и цветов.
Мария Знобищева, 2020 г.
Земетчино, старинное село Кершинского сельсовета. Первое упоминание о селе под названием Пахотная Земятчина содержится в Переписной книге 1704 года и окладных книгах епархии 1706 г.:
«часовня Покрова Пресвятые Богородицы в новоселебном селе Земетчине. У тое часовни двор попа Антипа. Церковные пахотные земли 20 четвертей в поле, сенных покосов на 50 копен. Да приходских в том селе 36 дворов крестьянских. Дани с того села с дворов, по счету и по сказке того села попа Антипа, с земли и с сенных покосов по справке с перехожею его поповою грамотою против приходского заручного челобитья положено на год платить 1 рублей 20 алтын две деньги, пошлин - гривна, детям боярским на жалованье с рубля по полуполтине, всего - 2 рубля 5 денег, за въезд - гривна, нищим - гривна, полковым попам в подмогу - гривна».
В XVIII веке село вместе с его жителями было пожаловано генерал-майору и кавалеру Циммерману Федору Христиановичу.
Циммерманы — тамбовский дворянский род немецкого происхождения. В сентябре 1778 г. государыня императрица Екатерина Алексеевна за ревность в службе возвела тогда еще секунд-майора Федора Циммермана во дворянство и утвердила семейный герб, с занесением в I часть Гербовника Российских родов. В 1796 г. Циммерман уволен в запас из бригадиров с тем, что бы он жил, где пожелает. Федору Христиановичу было в то время 58 лет, за ним в с. Земятчине числилось 619 душ мужского пола, его сын, Михаил, служил в гусарском полку. В том же году Циммерман с потомками внесен в первую часть родословной дворянской книги Тамбовской губернии.
Еще в 1760 г. Ф.Х. Циммерман построил в Земятчине
церковь Покрова Пресвятой Богородицы, вероятно это строение чем-то не удовлетворяла нужды села, потому что в марте 1800 г. он выкупил у статской советницы С.И. Сабуровой деревянную церковь села Челнового и перевез ее в Земятчину.
Рядом с церковью заложили парк из сосен, лип, вязов. Крестьянским трудом на русле безымянного ручья, впадающего в речку Шамырляй, возведена плотина, в результате чего возле парка образовался красивейший пруд с островом посередине. В селе существует предание, что владелец пожелал пить чай на острове и велел земетчинским крестьянкам носить землю в подолах — так появился рукотворный остров.
Циммерман Федор Христианович, участник Отечественной войны 1812 г., шеф кирасирского полка, умер в 1812 г. За год до этого, в 1811 г. умер его сын, Михаил Федорович, тоже военный, с 1808 г. полковник и командир Волынского уланского полка, кавалер ордена Св. Георгия 4 степени, женатый на польской дворянке Жозефине Матвеевне. Дети покойного Михаила Федоровича Циммермана были внесены в родословную дворянскую книгу.
В 1812 году после смерти сына и мужа
Елизавета Михайловна Циммерман начала строить в селе каменную церковь с высокой колокольней. Завершилось строительство в 1833 году. Новая церковь имела три престола: главный - Покровский (престольный праздник - 1 октября), правый - Никольский (6 декабря), левый - Федоровский (16 мая). Колокольня Покровской церкви была самой высокой в округе, составляла более 50 метров, и видна даже из Тамбова.
Как сложилась судьба внуков Федора Христиановича и Елизаветы Михайловны Циммерман?
Старший, Ф
едор Михайлович, служил по военному ведомству в Санкт-Петербурге, где увлекся игрой на гитаре, в чем достиг виртуозного уровня, много сочинял и выступал. В 1840 годы после личной драмы вернулся в Земятчино, где с успехом занимался коннозаводством и хозяйством.
Александр Михайлович, был женат на Анне Андреевне Шиловской, по документам 1834 года являлся владельцем Земетчины. У них с супругой родились две дочери, Екатерина и Мария. Через какое-то время супруги стали жить раздельно, т. к. Анна Андреевна Циммерман (Шиловская) страдала душевным заболеванием. Александр Михайлович обращался в суд с просьбой отобрать младшую дочь Марию у душевнобольной матери с тем, чтобы отправить ее на воспитание в парижский пансион, где уже училась старшая Екатерина.
Елизавета Михайловна вышла замуж за Ивана Александровича Камбарова, тамбовского помещика, имевшего в разных уездах Тамбовской и Орловской губерний имения и около 500 крепостных душ. Иван Александрович начинал свою деятельность юнкером Ахтырского гусарского полка, участвовал во многих военных походах и сражениях, в том числе в битве при Бородино, где был ранен картечью в ногу. За военные заслуги награжден орденом Св. Анны 4 степени, саблей с надписью «За храбрость». Уволен за ранениями от службы в чине ротмистра в 1819 г. Много лет был депутатом Тамбовского дворянского собрания, членом управления Тамбовского Кадетского корпуса, на этой должности в 1839 г. получил благодарность Его Императорского Высочества за доставление воспитанников с лучшими познаниями в науках и награжден орденом Станислава 2-й степени. Елизавета Михайловна, его супруга, умерла в 1870 г. возрасте 57 лет от водянки, похоронена на Крестовоздвиженском кладбище Тамбова.
Современная улица Куйбышева в г. Тамбове ранее называлась Камбаровской.
Циммерманам-Камбаровым принадлежали Земетчино и Смольная Вершина, д. Фёдоровка Тамбовского уезда (ныне Бондарский район), основаны деревни Фёдоровка и Елизаветовка, на р. Савале, куда перевезены земетчинские крестьяне.
Смольная Вершина после замужества Елизаветы Циммерман за И.А. Камбаровым стала зваться Камбаровщиной. Селами управлял Иван Камбаров по доверенности от жены. Их внуки, жившие в XIX-ХХ вв, служили в разных чинах и званиях: Матвей — коллежским асессором в Переяславле Залесском, Иван секретарем в Кирсановском уездном суде, Александр секретарем в Тамбовском уездном суде, Михаил губернским секретарем, Александр - коллежским протоколистом в Тамбовской губернской палате. В начале ХХ в. среди землевладельцев Земетчины нет ни Циммерманов, ни Камбаровых.
Экономические примечания 1852 г. дают подробную картину жизни села Земетчины и Смольной Вершины.
В селе каменная церковь, в приходе душ м. п. 438, ж. п. 441. Причт состоит из священника, дьячка, пономаря, у которых есть церковная земля. Есть запасной хлебный магазин, где хранится 500 четвертей ржи, 250 четвертей овса и пожарные инструменты: заливная труба, бочки, багры, рогачи, ухваты, лестница. Тягол (единиц налогообложения) - 103, на каждое тягло приходится 2 лошади, 1 корова, 6 овец. Дворов 62, из них белых изб 4, черных 160, бань черных 40. Господский дом деревянный на каменном фундаменте, при нем скотный двор с 40 шт. крупно рогатого скота, 200 штук мелкого рогатого скота; на конном дворе 40 лошадей, есть барский сад с яблонями, лимонами, абрикосами, персиками, померанцами, грушами и сливами, парником и оранжереей.
При доме дворовых людей м.п. 10 душ, ж.п. 8, владелец в имении живет постоянно.
Жители села — русские, православные крестьяне, занимаются хлебопашеством, состоят на барщине. Господских полей 3, каждое в 250 десятин. В полях высевается рожь 250 четвертей, овес 200, пшеницы яровой 25, гречихи 80, гороха 25, льна 2, конопли 8, картофеля 10. Сена господского до 4000 пудов; в огородах русская, брюссельская и цветная капуста, петрушка, пастернак, морковь, свекла, лук. В селе 2 водяные мельницы, одна о 2-х поставов, а другая о 3-х и 2 сукновальни, на каждой работает по 2 человека. На сукновальнях изготавливается до 7000 четвертей сукна на сумму до 700 р. и до 1000 половинок сукна на сумму до 600 р. серебром. В свободное от полевых работ время крестьяне занимаются в Тамбове извозом, рубкой и поставкой дров по соседним деревням и селам.
В Смольной Вершине жителей м.п. 116, ж.п. 103. Крестьяне на барщине. Изб белых одна, черных 26, бань черных 3. Есть господский деревянный дом со скотным двором, на нем 10 шт. крс и 15 шт. мелко рогатого скота. Владелица в имении живет временно. На каждое тягло причитается по 3 лошади, 2 коровы, 7 овец, 2 свиньи. В свободное от полевых работ время 10 человек занимаются извозом по окрестным деревням и два человека кузнечным делом.
На 1876 г. церковь является приписной к Кёршинской. В штате настоятель и псаломщик, церковный староста Усманский купец Наполов. В приходе душ м.п. 287, ж.п. 239.
Наполов (Напилков) Нил Артемович, мещанин г. Тамбова, Усманский купец, с 1858 по 1876 гг. являлся церковным старостой с. Земетчино. В 1862 г. приобрел колокол и церковную утварь на 3 тыс. руб.; в 1864 г. на ремонт храма потратил 470 руб.; в целом за годы служения церковным старостой пожертвовал в церковь 4 тыс. рублей. В 1862 и 1867 г. получил благословение Священного Синода, в 1866 архипастырскую благодарность за свою деятельность.
В 1893 г. церковь числится самостоятельным приходом. Священник -
Михаил Сильвестрович Ястребов, псаломщик - Тимофей Лебедев. При церкви школа грамоты на 20 учеников.
Михаил Сильвестрович Ястребов (ок. 1848 – 1897гг. с. Земетчино Тамбовского уезда), священник. Окончил Тамбовскую духовную семинарию в 1868 г. и рукоположен в дьяконы, в 1879 г. во священники. На 1880 г. служил в Иноземческой Духовке Тамбовского уезда, перемещен, согласно прошению, в Нащёкино Кирсановского уезда на место Сильвестра Ястребова (вероятно отца), а тот на его место. На этой должности награжден набедренником за заботливость о благолепии своего храма. После переведен в с. Мозыли Темниковского уезда, а в 1891 г. в Земетчину, в 1893 г. служит там же, вдов. Умер 49 лет, в семье остались дети: Леонид 20 лет, Евгений 18 лет и Зинаида 16 лет.
Лебедев Тимофей Васильевич (1832 — 3.04. 1910 г. с Земетчино), псаломщик в сане дьякона, рукоположен в 1866 г. На 1893 г. был вдовцом с двумя дочерями. Старшая, Степанида Тимофеевна, вышла замуж за Милованова Ивана Алексеевича, жителя Большого Никольского. У них родилось шесть детей, три мальчика и три девочки. Дочери получили педагогическое образование стали сельскими учительницами, дочь одной из них, Павлина Сергеевна Попова много десятилетий преподавала в Бондарской школе.
Вторая дочь Тимофея Лебедева, Агриппина, вышла замуж за псаломщика Воскресенского Стефана Феодосеевича, определенного в Земятчино в 1902 г. Стефан из священнической семьи Феодосия Трофимовича Воскресенского, что служил псаломщиками в с. Малое Гагарино Моршанского уезда. У Феодосия Трофимовича было семеро детей, многие пошли по духовному служению. Воскресенский Стефан Феодорович (ок. 1878 - 1943), с 1902 г., определен псаломщиком в. Земетчину. У них с супругой родилось пятеро детей С началом революции и преследований служителю пришлось скрываться в лесу, а потом и перейти на работу в лесное хозяйство. На протяжении всей жизни работал на дальних кордонах, боясь репрессий, которые не обошли стороной его многочисленную родню. Умер в 1943 г. в Земетчино.
В 1893 г. при церкви открыто общество трезвости из 30 человек Прихожане активно участвовали в приходской жизни: ремонтировали храм, собирали деньги на иконы и украшение церкви.
С 1897 г. священником служит
Добров Николай Иванович.Добров Николай Иванович (ок. 1876 - ?), сын священника. Окончил Тамбовскую духовную семинарию по 2 разряду. 15.03.1897 рукоположен в священники церкви с. Земетчино Тамбовского уезда. Работал законоучителем в школе. В 1899 - 1901 г. утвержден в звании сотрудника Тамбовского епархиального попечительства. Награжденся благодарностью епархиального начальства за отлично-усердную и полезную деятельность на церковно-школьном поприще, набедренником, скуфьей. 19.09.1904 г. перемещен в с. Димитриевку Усманского уезда.
В 1905 г. у Земетчино появиться еще несколько владельцев кроме Циммерманов и Камбаровых, действительный титулярный советник Челищев, тамбовский купец
Суворов П.Д., тамбовский купец Байков И.М.В 1906 г. прихожане села подарили в храм иконы Божией Матери «Вышенская» и «Живоносный источник», ковер на жертвенник, одежду на престол.
В 1911 г. в селе дворов 209, душ. м.п. 665 ж. 675, в Смольной Вершине 98 дворов, душ м.п. 330 и ж. п. 341, экономии: Мазевского средняя, при церкви, Уваровых мелкая, Синельниковых мелкая, в 5 верстах от церкви, Агафонова средняя в 10 в. от церкви. Речка небольшая Шамырляй, пруд при экономии Мазевского у церкви и лес. Школа церковно-приходская, одноклассная, смешанная, в Смольной Вершине школа грамоты для мальчиков. У церковного причта 3 дес. усадебной и 33 дес. полевой земли. Земля дает доход 300 р. в год. Есть причтовый капитал 2950 руб и церковный капитал 2850р. Дом священника церковный, у псаломщика собственный. Метрические книги ведутся с 1788 г.
Синельников Семен, землевладелец с. Земетчино, в 1905 г. избран председателем церковно-приходского попечительства с 15 членами. В том же году удостоился благодарности его преосвященства Иннокентия за пожертвование в пользу церкви облачения на святой престол и для причта на сумму 350 руб.
Церковным старостой в 1901-1911 г. был местный крестьянин Марк Каныгин. В 1905 г. награжден похвальным листом за увеличение церковных доходов; в 1911 г. медалью с надписью «за усердие» для ношения на груди на серебряной Станиславской ленте.
Священником в этот период служит
Михаил Феодорович Смирнов (1873 -?), родом из семьи пономаря села Нижнеспасского Тамбовского уезда. После окончания Тамбовской духовной семинариию рукоположен во священники в 1906 г., через год награжден скуфьею, служил учителем в школах Земетчины и Смольной Вершины. В 1913, 1914 гг. избирался депутатом на окружной съезд духовенства 1-го Тамбовского училищного округа, был делопроизводителем и членом комиссии по составлению списков бедных приходов. 8 марта 1914 г. в административном порядке перемещен в церковь с. Липовки Борисоглебского уезда, 15 апреля переведен обратно. На 1917 г. служил там же, жена, двое детей. После 1917 г. его жизнь и судьба, как и многих священников изменилась. В 1937 г. он настоятель Казанской церкви с. Крюково Моршанского района. 29 сентября 1937 г. арестован и помещен в Моршанскую тюрьму. Постановлением «тройки» УНКВД по Тамбовской области от 28 октября 1937 г. осужден по ст. 58 п.10 УК РСФСР и приговорен к 10 годам заключения в ИТЛ. Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован постановлением Президиума Тамбовского областного суда 30 декабря 1965 г.
Продолжение следует...