На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
В исторических документах встречаются разные варианты названия села: Земетчино, Земятчино, Земетчина, Зиметчина
К этой теме я обратилась после изучения документа РГАДА, ф 396, оп. 2 (38), д. 3596, листы 1-18, Земельные судебные дела 1712 год. Выписки из материалов рассмотрения спорных дел по земельным вопросам между крестьянами деревни Земетчины и солдатами села Пахотного Угла Тамбовского уезда.
Заметки краеведа. Из истории села Земетчино. Отдельные страницы
О названии селе Земетчино.
В словарях русского языка различных авторов встречается несколько слов близких к слову «земетчина» и других похожих слов. Замятьня – волнение, замешательство, смута, - а также было имя – прозвище Замятня(а) с таким толкованием, но было запрещено во времена Петра I. Земя (земь) – земная твердь, земная поверхность, владение (угодье), земля как место обитания. Заметный – неспокойный, тревожный Замятня(а) – метель. Это из словарь древнерусского языка XI – XIV в.в., т.3, т.4, АН СССР, под редакцией Аванесова, М. «Русский мир», 1991 г
Но скорее всего название места «пахотная земетчина» возникло от слова «земец». В Словаре русского языка XI – XVII века (АН СССР, изд – во Наука, М. 1978 г., вып. 5, стр. 373). слово «земец» означает: 1. - житель какой либо земли, местный житель. 2. – мелкий землевладелец, как правило несший воинскую службу за право пользования землей. Прилагательным словом от слова «земец» было слово «земецкий».
Этим «мелким землевладельцем» мог быть житель (или жители) сел Куксово, Перкино, других близ лежащих сел и деревень. До середины XVII века жители указанных сел несли сторожевую службу по охране южных границ государства Российского (лесные стражи, пахотные солдаты и др.) в этой части земли тамбовской. Но поскольку эти села первоначально располагались в лесистой местности на правом берегу реки Цна, то землю для выращивания хлеба распахивали уже в степной части. Одним из таковых распаханных участков был участок в районе нынешнего села Земетчина. Первыми названиями могли быть и «земецкая пашня», и «земецкая пахота», или просто «земетчина».
В словарях В.И. Даля, Д.Н.Ушакова и других авторов также дается понятие слова «земец». По утверждению исследователя Раткина (интернет-ресурсы) слово «земец» это пчеловод. Это по В.Далю. Но эти понятия, на взгляд автора этих слов, относятся к более позднему времени в истории России.
Подводя итог сказанному, можно с большой долей уверенности сказать, что слово «земетчина» возникло от слова «земец».
Земец - промысловик. Утаревшего русского диалектного слова земец «пчеловод», а в более широком значении «добытчик, промысловик» (пчеловодство в XVII в. было распространенным промыслом бортников).
О времени возникновения деревни (села) Земетчино
По материалам о рассмотрении спорных земельных вопросов между дворцовыми крестьянами деревни Земетчины и солдатами деревни (села) Пахотного Угла Тамбовского уезда в первые годы XVIII века (1699-1712 г.г.). РГАДА, ф 396, оп. 2 (38), д. 3596, листы 1-18
Дворцовые крестьяне соседней (от Пахотного Угла) деревни Земетчины на протяжении более чем десятилетнего периода обращаются со своими челобитными о захвате солдатами (пахотноугловцами) их земли по правую сторону от вершины Студеного оврага.
Спорные вопросы по данному земельному участку, возможно, возникли сразу же после межевания земель в сентябре 1695 года, или с начала заселения Пахотного Угла? В материалах упоминаются челобитные за 1700, 1701, 1704 годы. Но наиболее остро они встали с 1705 года, то есть после возвращения группы солдат из-под Азова. Для разрешения спорных вопросов земетчинскими крестьянами и пахотноугловскими солдатами направляется множество челобитных на имя Великого Государя Петра Алексеевича.
Активными челобитчиками от земетчинских крестьян были Ефтифей Гаврилов, Павел Кондратьев, Гаврила Бызин, Павел Федоров и др.
В них челобитчики, и дворцовые крестьяне деревни Земетчины, и солдаты деревни (села) Пахотный Угол обвиняют друг друга в незаконном захвате земли.
В 1710 году дворцовые крестьяне деревни Земетчины Тамбовского уезда Гаврила Бизин с товарищами в очередной раз обратились с челобитной на имя Великого Государя царя и Великого князя Петра Алексеевича с просьбой дать им правую (правильную) выпись на спорную землю, которая была у них в Тамбовском уезде, а в настоящее время находится у солдата Ерофея Дрожжина с товарищи. В начале 1712 года этот спор был разрешен.
5 февраля 1712 года по Указу Великого Государя тамбовец Антон Анфимов да подъячий Родион Маслов с тамбовскими служилыми людьми, тамбовскими дворянами, дворцовыми и монастырскими крестьянами приехали на спорную землю в Тамбовском уезде, что за большим Ценским лесом и с участием крестьян деревни Земетчины и солдат села Пахотного Угла отвели спорные земли в Студеном овраге на прежние межи.
Дворцовым крестьянам деревни Земетчины был выдан документ на право владения землей по правой стороне Студеного оврага (ныне называется – Зеленовский)
Из других источников по селу Земетчино
Материалы, опубликованные в Известиях Тамбовской ученой архивной комиссии, вып. 40, 1895 год, стр. 92-93, 96-97, автор П.И.Пискарев.
По итогам Третьей ревизской сказки (перепись 1763 год)
№ 88, село Земетчино, 150 дворов, в них 585 душ мужского пола, 564 – женского, сословие – дворцовые крестьяне. № 93, село Троицкое, Керша тож, дворовые – 112, душ м.п.- 404, ж.п. – 354 № 108, село Пахотный Угол, 130 дворов, душ мужского пола 465, жен. -47? Последнюю цифру по ПУ не видно. *** По четвертой переписи(ревизии 1782 г.)
казенного ведомства крестьяне В оном селе (Земетчино)140 дворов, 617- душ мужского полу, 577 душ – женского полу.
Из экономических примечаний к межевым делам видно, что землею (именно землею) владели, кроме крестьян села Земетчины, еще и воронежские фабриканты Горденины. У них Гордениных была платина на реке Керше, Сами они жили в Анастасьевском (Бондарях), где у них были фабрики. А другая мельница была на притоке р.Керша название? (Шамышлей???), в самом селе Земетчино. Платина и мельница были крестьянскими. *** По материалам РГАДА, фонд 1340, оп. 2, ед.хр. 429, 430, 431 и др.
Село Земетчино к середине 18 века не было родовым селом дворян Циммерменов. (замечания к статье «А память жива» в журнале). Дело в том, что в последние годы 18 века и первые годы 19 века у Гордениных возникли проблемы с Казенным ведомством. У них была изъяты мельницы в районе Тулиновки и в районе села Пахотный Угол. Эти мельницы были соответственно переданы Трегуляйскому монастырю и однодворцам села Пахотный Угол.
А сукновальня в районе села Бычки от Гордениных перешла впоследствии (1811 год) фабриканту Лиону. Мельница в районе с. Земетчина. О ней в материалах ничего не обнаружено. Скорее всего она перешла Циммерманам, но это было уже в начале 19 века.
***Земетчино – есть райцентр в Пензенской области. Есть что-то общее. Название - Ижморское.
Многие материалы по этим делам уничтожены, так прямо и сказано в описях к делам фонда 1340 РГАДА. (по материалам РГАДА, фонд 1340, оп. 2, ед.хр. 429, 430, 431 и др.) *** Село Земетчино (Зиметчино, значилось и так)
Геометрический специальный план Тамбовского уезда села Земетчино, (РГАДА, фонд 1354, опись 490 ч 1) (списано с карты) Межевание проведено 14 июля 1783 года землемером капитаном артиллерии Александром Сальковым. Земли казенного ведомства крестьян и воронежских фабрикантов Гордениных Якова, Потапа, Ивана Яковлевича, Дмитрия Андреевича. Закреплено пашенной земли 970 десятин и 2649 кв. саженей, лесу дровяного по сенным покосам 7826 десятин и 2646 кв. саженей, озеро – 76 десятин, всего земли 9727 десятин и 1900 кв. саженей. За церковью Покрова Пресвятой Богородицы для довольствия священно-церковнослужителей закреплено 1691 десятина и 1900 кв. саженей.
По четвертой переписи (ревизии 1782 года) мужского полу казенного ведомства крестьян 617 душ. В оном селе 140 дворов, 617 - душ мужского полу, 577 душ – женского полу. За селом закреплено земли всего – 9727 десятин и 1900 квадратных саженей, в том числе пашни 970 десятин и 2000 квадратных саженей, леса 7883 десятин и 2049 квадратных саженей. Как видно - очень много леса и много его за рекой Хмелиной.
Из материалов - описи и указатели к фонду 1354. опись 490, часть 1. лист 22. Номер 63 красный. 1783 год
Зиметчино село казенного ведомства крестьян и воронежских фабрикантов Гардениниых. Значится удобной земли 9223 десятин и 1300 квадратных саженей, неудобной 504 десятин и 600 квадратных саженей. Всего –( оборван лист).
Экономические примечания к генеральному межеванию – ф. 1355. дело 1649, п. № 59.2, 1783 год.
Село Земетчино владение Дмитрия, Андрея, Якова Потапова его Ивана Яковлева детей Гордениных и коллегии экономии, что ныне казенного ведомства крестьян и с вырезанной церковною землею. Земли серопещаные (песчаные), хлеба и покосы посредственные. Крестьяне на положенном оброке. На левой стороне речки Шешмылей на коей пруд и мучная мельница в одну поставу. В селе две мучных мельницы. Одна непосредственно в селе, на ручье Шемышлей (Шешмылей)???, о двух поставах. Другая - на реке Большая Керша при впадении речки Казыванка о трех поставах с толчеёю. Мельницы работали круглый год, кроме половодья. (Из этого видно, что пруд с мельницей уже были в 70-ые годы 18 века, а не построены Циммерманом в 1800 году, как следует из материалов отдельных исследователей. Парк может быть им построен??) Крестьяне занимаются хлебопашеством, женщины сверх полевой работы упражняются рукоделием, прядут лен, пасконь, шерсть, получают хлысты, ткут для своего обихода, имеют продажу. Церковную землю обрабатывали церковнослужители.
Это материалы более позднего периода, прим. 1840 годы.
Экономические примечания – фонд 1355, дело 1650, п. № 59.2. Село Земетчино владение генерала майора Федора Крестьяновича Циммермана, дворцовых крестьян и церковная земля. (Вопрос: Всем ли селом Земетчино владел Циммерман?) Селение лежит на берегах речки Шышмылей, ручья Рудосляй. Имеется озеро Ижморское. (Названия – так прочитано) В селе - 155 дворов, 622 мужского пола, 639 женского пола. Земли всего 9757 дес. и 1900 кв.саж. Пашни 970 дес. и 2000 кв.саж. Леса – 7883 десятин и 2049 кв.саж.
Церковь во имя Николая Чудотворца (????ошибка, но так написано!)
Из материалов - описи и указатели к фонду 1354. опись 490, часть 2. лист 41. Номер по очереди 120, номер по генеральному плану 59. год 1848, 26 октября.
Земетчины села: 1-ой части владения камергерского регистратора ----Александра Михайлова Цимммермана, у него значится 270 душ мужского пола, удобной земли 4014 десятин и 1996 квадратных саженей, неудобной 41 десятина и 1410 квадратных саженей. Всего земли - 4056 дес. и 1006 кв саж. 2-ой части села – на которой пои—н? хутор ----? (м.б. на которй построен хутор) с мукомольною мельницей, владения тайного советника и кавалера Николая Александровича Челищева. Людей нет или не указано, земли всего 3233 дес. и 1140 кв. саж. 3-ей части – не указано. 4-ой части - Владения 2ой гильдии тамбовского купца почетного гражданина Петра Дмитриева Суворова. Людей нет, не указано, земли всего – 570 десятин. 5-ой части - владения – владения 2ой гильдии Новохоперского купца Ивана Михайловича Байкова. Людей нет, не указано, земли всего - 520 десятин. 6-ой части - владения титулярного советника Федора Михайловича Циммермана. Людей нет или не указано, земли всего - 242 дес. 7-ой части - села владения тайного советника Сенатора Николая Александровича Челищева. Людей нет или не указано, земли всего - 60 дес.
Там же, Лист 43, (490, ч. 2) (м.б. это 3-ья часть из предыдущего) Номер по очереди - 150 красный, номер № 59 по генеральному плану. Годы - 1840 и 1881. Земетчины села часть первая, 1-го участка -Того села владения крестьян собственников (количество людей не указано), земли всего 498 дес. и 660 кв.саж. -Того села - владения жены дворянки Екатерины Александровны Мазевской . Земли всего – 1490 десятин и 2361кв.саж. -Того села - владения коллежской секретарши Анны Андреевны Циммерман. Земли всего - 501 дес. и 1582 кв. саж. - Того села - владения дворянки девицы Марии Александровны Циммерман. Земли всего – 1538 дес. и 861 кв.саж.
Переселение дворцовых крестьян в 1763 году из Тамбовского уезда Верхоценской волости в село Рязанов Брод ( Бобылевку) (спасибо sim64) https://forum.vgd.ru/post/1863...#pp2889467
- из села Земетчины: Каныгин(?) Иван Кондратьев Попов Елисей Максимов Чербаев Панкрат Васильев
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
РГАДА, ф 396, оп. 2 (38), д. 3596, листы 1-18. Земельные судебные дела 1712 год
Выписки из материалов рассмотрения спорных дел по земельным вопросам между крестьянами деревни Земетчины и солдатами села Пахотного Угла Тамбовского уезда
Участники споров за землю в Пахотном Углу (1695-1712гг.) из дворцовых крестьянин села Земятчино
Григорий (Степанов) Кучапин / Дрожжин, Дворц. крестьянин (солдат?), Земятчино, корни в Перкино
Гаврила Данилов (Дрожжин), Дворц. крестьянин, Земятчино, корни в Перкино
Комментарий: - Никто из вышеперечисленных крестьян не появляется в переписях по Пахотному Углу. - Большинство жителей Земятчино из Перкино. Скорее всего бортники.
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Коммент.:В скобках комментарий, где эти фамилии еще встречаются.
Часовня во имя Покрова Пресвятые Богородицы Священник Антип Миронов у него дети Семен 8 лет Родион 6 Петр 3 лет
Крестьяне
Анофрей Петров сын Недосека у него сын Пафом женат Константин 7 лет Ефтифей Гаврилов сын Сыряпин у него дети Матвей женат Микита 10 лет Иван полугоду
(РГАДА ф396 оп1 д3554, Кропоткин 1675. Перкино. Ефтифейка (Евтюшка) Гаврилов сын Сыряпин у его брат Аска десяти лет тягла под ним полдесятины)
Макар Стефанов сын Саяпин у него пасынок Микула женат
(РГАДА ф396 оп1 д3554, Кропоткин 1675. Перкино. Филимонка Степанов сын Саяпин у него дети Спирка шести Лунка двух лет у негож брат Макарка послан на Дон в - - - году у Макарки сын Микулка шести лет тягла под ним полдесятины
Федор Кирилов сын Копылов у него дети Тимофей женат Самойла 7 лет
(фамилия есть в Перкино)
Тимофей Михайлов сын Багач у него сын Иван (573 об) лет у него брат Василей женат Савостьян Стефанов сын Саяпин у него дети Карп 10 Сила 7 Федор 4 лет
(дети Стефановы Саяпина есть в Перкино)
Григорей Алексеев сын Пименов у него дети Антон 11 Ульян 8 Василей 6 лет зять Понкрат Михайлов сын у него ж свояк Петр Константинов у него сын Карней 8 лет
Алексей Тихонов сын Рзянин у него дети Карней 12 Микифор 8 лет пасынок Егор Степанов женат
Гаврила Михайлов (Бызин/ Бизина/ Безина, / Дроботухин???) у него дети Рстафей женат Гаврила 6 лет
Микита Терентьев сын у него сын Сергей 10 лет зять Исай Яковлев у него сын Перфил 3 лет (574)
Иван Антонов сын Парысков у него дети Меркул женат Яков женат же у Меркула дети Семен 3 лет у Якова сын Павел полугоду
Антон Андреев у него дети Данила женат Аврам 10 лет
Степан Петров сын Стрельников у него дети Игнат 8 лет
Иван Осипов сын Абухов у него сын Петр 7 брат Филип Родионов женат
Яков Артемьев сын Аистов у него дети Петр женат Зеновей 4 лет у него половинщик на той же усадьбе Спиридон Кондратьев у него пасынок Микита Петров женат
(в Перкино есть Аристов)
Харитон Назаров сын Ушаков у него сын Трифон женат пасынок Трафим Васильев 10 лет (574 об)
Яков Иванов сын Падовников у него дети Сергей да Максим женаты
Павел Кондратьев сын Чюй у него половинщик Федор Иванов сын Падовников у него дети Павел 10 лет Сергей 8 Яков 3 лет
Тимофей Устинов у него сын Иван полугоду да брат Василей 10 лет
Аким Федоров сын Назаров у него дети Абрам женат Федор 10 лет да зять Емельян Ильин у него сын Сергей 4 лет
Марка Прокофьев сын Вятчин у него дети Алексей 8 Порамон 2 лет
(РГАДА Ф. 1209 Поместный приказ о. 1 ч. 1 д. 1141 1671 г., Перкино. Тамбовского полку солдат Андрюшка Семенов Вячин у него сын По[н]крашко (и) 10 лет да брат Федка убит племянники Марчка да Першка Прокофьевы дети взяты в полон. Тягла полкола пашни.)
РГАДА ф396 оп1 д3554, Кропоткин 1675. Перкино Андрюшка Семенов сын Вячин у него дети Панкрашка восьми Устинка четырех лет у негод племянники Марчка шестнадцати Петрушка четырнадцати лет Прокофьевы дети)
Лаврентей Еремеев сын Вандышев у него дети Яков Аверьян 3 лет близнецы у него ж брат Стефан 15 лет (575)
(фамилия есть в Перкино)
Марка (Макара?) Родионов сын Смирягин (Дроботухин? )
(фамилия есть в Перкино)
Фрол Карпов сын Вандышев у него сын Дмитрей 10 лет
(РГАДА ф396 оп1 д3554, Кропоткин 1675. Перкино. Ивашка Валдышев у него дети Савка пятнадцати увечен Пинирашка восьми Ивашка шести лет у негож брат Карпушка у Карпушки дети Алферка пятнадцати Фролка десяти лет тягла под ним десятина)
Алексей Иванов (Паровитов ?)у него брати Трифон Филип женаты у Алексея сын Зеновей женат у Трифона сын Кондратей 4 лет у Филипа сын Протас 2 лет
(РГАДА ф396 оп1 д3554, Кропоткин 1675. Перкино. Алешка Иванов сын Паровитов (л.8об.) увечен у него братья Тришка двенадцати Филка восьми лет )
Иван Леонтьев сын Бздунок
Иван Стефанов у него дети Федор 11 лет Авил 8 лет
Гаврила Константинов у него сын Харитон 2 лет
Матвей Иванов сын Смирягин у него дети Марка 15 Петр 5 лет (575 об)
той же деревни пустовые дворы Двор пуст села Перкина попа Ивана Гаврилова
Двор пуст села Перкина крестьянина Григорья Стефанова сына Кучапина (Дрожжин)
(ГАВО ф.И324 оп.1 д.56 Розыскное дело полковника князя Петра Алексеевича Кропоткина за 1701 и 1702, села Перкина. … з Григория Кучапина…)
Двор пуст села Перкина крестьянина Остаха Родионова сына Дробышева
Двор пуст села Перкина крестьянина Ефима Остахова сына Дробышева
(РГАДА, ф.350, оп.1, д.405 лл.1-797 1714 г. Перкино. Ефим Астафьев сын Дробышев шестидесяти четырех лет у него жена Анна Дмитриева дочь пятидесяти четырех лет у него сын Иван двадцати шести у него жена Устинья Исаева дочь тридцати четырех лет у него дочь Меланья семи лет)
Двор пуст села ж Перкина крестьянина Игната Будяева
(фамилия Буденев, Бутенев есть в Перкино)
И всего в деревне Пахотной Заметчины 29 дворов крестьянских в них людей в возрасте 57 недорослей 42 человека да 4 двора в пусте крестьянские
РГАДА, ф 396, оп. 2 (38), д. 3596, 1712 год.
листы 1-18, Земельные судебные дела 1712 год. Выписки из материалов рассмотрения спорных дел по земельным вопросам между крестьянами деревни Земетчины и солдатами села Пахотного Угла Тамбовского уезда.
1717 год. РГАДА, Ф.350, Оп.1, Д.409, Книга переписная церковнослужителей, дворцовых крестьян и бобылей Тамбовского у. Перечневые выписки итогов переписи в сравнении с данными переписей 1678 и 1710 гг. (лл. 789 - 794).
Сказки о прописных, умерших, новорожденных, дворцовых крестьянах и однодворцах, сказки посадских людей Верхоценской, Рыбной пустоши, (залесской) волостей Тамбовского у. л.335 (ф.336) с. ЗЕМЕТЧИНы?
Л.387 722 сентября в КВ(22) по указу его Императорского Величества ведомства о взятии сказок перед господином полковником Мекининым Танбовского уезда дворцового села Земетчины соцкой: Сергей Никитин сын Судоплатов, десятник: Тит Игнатов сын Будаев, https://forum.vgd.ru/post/6322/139989/p4503925.htm#pp4503925 от esya4me
лутчия люди: Федор Иванов сын Подувников, Федос Иванов сын Черненков, Михайла Михаилов сын Бирюков, Степан Петров сын Стрельников, Петр Яковлев сын Агустов?, Трифон Хоритонов сын Ушаков, Павел Кондратьев сын Чюй, Тимофей Устинов сын Кулеватовской, Емельян Ильин сын [………] [нечитаемо]
Л.387об [нечитаемо]
РГАДА, Ф.350, Оп.2, Д. 3490. 1722 год.
Доношения о дворцовых крестьянах, сказки церковников о прописных и утоенных, сказки купцов о работных винокуренных заводов (Л. 298 -305) Тамбовского уезда. Л.60 село ЗЕМЕТЧИНо.
РГАДА, Ф.350, Оп.2, Д.3507,
. Книга переписная дворцовых и церковных крестьян Тамбовского уезда. Л.1 село ЗЕМЕТЧИНа, первые несколько листов переписи села сохранились только частично, далее сохранность хорошая, подавляющая чать крестьян объявлены с фамилиями. Итого в оном селе ЗЕМЕТЧИНе подлежащих к положению в подушный оклад явилось дворцовых крестьян 483 души.
ЦГАМ ф.205 о.2 д.42. "Исповедные ведомости церквей Тамбовского уезда за 1740 год"
11. в том же дворе в особой избе Лаврентия Еремеева сына Вандышева в подушной переписи 3 души итого числа убыло бежал
у него сын Фатей в 734 году - 29
затем ныне налицо оный Лаврентий - 55
у него сын Аверьян - 31
итого 2 души
в том дворе скота: мерин серый леты сросли? - 1 мерин голубой леты сросли? - 1 мерин гнедой 7 лет - 1 мерин карий 7 лет - 1 коровы - 4 подтелков - 1 нынешний? теленков - 4 овец - 10 ягнят - 7
12. во дворе Филата Иванова сына Каныгина он же Спороватов ...
стр. 7 13. в том же дворе в особой избе у Зеновия Алексеева сына Коныгина он же Спороватов ...
стр.8 14. в том же дворе в особой избе Кондратия Трофимова сына Каныгина ... 15. в том же дворе в особой избе Василия Сысоева сына Чернобаева? ... ... у него зять Семен Ильин сын Полеков? он же Каменев ...
стр. 9 16. во дворе Романа Викулина сына Наполова он же Саяпин ...
стр. 10 17. в том же дворе в особой избе Ивана Викулина сына Наполова он же и Саяпин ... 18. во дворе Степана Дементьева сына Ватолина он же Поляков ...
стр. 11 19. в том же дворе в особой избе Степана Вотолина шурина ево Фирса Аферьева сына Юдаева ...
стр.11 обр 20. во дворе Анкиндина Федосеева сына Куролесина ...
21. во дворе Тита Игнатова сына Будаева он же Вандышев в подушном окладе в прошлой переписи 3 души из того числа оный Тит в 733 году - 65 затем на лицо у него сын Терентий - 40 у него Тита пасынок Семен Игнатов сын Писков - 27 итого 2 души после подушной переписи рожденные у Терентия сын Федор - 4 да племянник Иван Семенов сын Писков - 1
в том дворе скота ...
стр.12 обр. 22. во дворе Прокофия Иванова сына Иволгина ...
стр. 13 23. во дворе Макара Абрамова сына Волокитина ... 24. в том же дворе в особой избе Василия Волокитина ...
стр.14 25. во дворе Карпа Савостьянова сына Саяпина ...
стр.15 26. в том же дворе в особой избе Селивана Савостьянова сына Саяпина ... 27. в том же дворе в особой избе Федора Савостьянова сына Саяпина ... 28. во дворе Ивана Тимофеева сына Смирягина ...
стр.16 29. в том же дворе в особой избе Зота Тарасова сына Маняхина ... 30. во дворе Акима Федорова сына Назарова ...
стр. 17 31. в том же дворе в особой избе Абрама Акимова сына Назарова ... ... умре свойственник его Егор Фролов в 728 году...
стр.17 обр 32. во дворе Якова Лаврентьева сына Вандышева в подушной переписи 1 душа и ныне налицо оный Яков - 31 у него Якова после публичной переписи рожденные дети Прокофий - 3 Никула - 1 итого 2 души
стр. 18 33. во дворе Ивана Леонтьева сына Смирягина ... ... у него зять Маркел Кондратьев сын Чеплыгин помер в 733 году ...
34. во дворе Федора Иванова сына Саяпина ...
стр. 19 35. в том же дворе в особой избе Вавила Иванова сына Саяпина ...
стр. 19 обр
36. во дворе Сидора Петрова сына Смирягина ... ... высланы на прежние жилища в тамбовский уезд в вотчину Чудова монастыря в село Троицкую Дубраву зять его Ефрем Иванов сын Иваненков в 724 году...
стр. 20 37. во дворе Василия Емальянова сына Ильичина? ...
38. во дворе Тимофея Устинова сына Кулеватовского он же Козлов ... 39. в том же дворе Никиты Емельянова сына Растяпина ...
стр.21 обр. 40. во дворе Степана Петрова сына Стрельникова ...
стр. 22 41. во дворе Филиппа Родионова сына Обухова он же Волокитин ... 42. во дворе Василия Григорьева сына Рзянина он же Сиверской? 43. во дворе Алексея Маркова Вячина ...
стр.23 44. в том же дворе в особой избе у Парамона Макарова сына Вячина ... 45. во дворе Перфила Исаева сына Судоплатова он же Волокитин ...
стр.24 46. в том же дворе в особой избе Сергея Никитина сына Судоплатова ... 47. во дворе Тимофея Федорова сына Копылова ...
стр.25 48. в том же дворе в особой избе у Фомы Федорова сына Копыловского? ... 49. во дворе Корнея Алексеева сына Рзянина ...
стр.26 50. во дворе Прокофия Никитина сына Хорохорина он же Соложенин ... ... приемыш Семен Михайлов сын Темякин умре в 733 году... 51. в том же дворе в особой избе Тимофея Никитина сына Хорохорина он же Соложенкин ... 52. во дворе Федора Иванова сына Чернышева ...
стр.27 обр. 53. во дворе Ефима Емельянова сына Бирюкова ...
стр.28 54. в том же дворе в особой избе Федоса Емкльянова сына Бирюкова ... 55. во дворе Григория Степанова сына Чернышева он же Кудышкин? ... 56. во дворе Петра Иванова сына Обухова ... ... у него племянник Матвей Панфилов сын Чернобылов ...
стр.29 57. во дворе Дея Данилова сына Путилина ... 59. во дворе Фомы Никулина сына Назарова он же Ушаков ...
стр.30 60. во дворе Трифона Харитонова сына Ушакова ... 61. во дворе Михаила Лукьянова сына Плотникова ...
стр.31 62. во дворе Михаила Михайлова сына Бирюкова ... ... да отвезен на прежнее жилище в козловский уезд в село Дегтянку в 724 году зять его Прокофий Фетисов сын Резанов ... 63. во дворе Никона Харитонова сына Ушакова ...
стр. 32 пришлые из разных городов и уездов а в подушном окладе написаны:
64. во дворе Матвея Мыльникова у зятя его Родиона Васильева сына Качихина ... ... тамбовского уезда села Нового Грязного однодворец принят сатчиком Астафием Родионовым а в котором году принят не показано ...
65. во дворе Данилы Кучапина у зятя его Никиты Кабарова... ... тамбовского уезда села Черленого однодворец принят садчиком Остафием Родионовым ...
стр.33 66. во дворе Алексея Дмитриева сына Савостьянова он же Шетилов ... ... козловского уезда челнавского стана села Ламки однодворец принят крестьянином Федотом Чеплыгиным 67. во дворе Агафона Ларионова сына Каменского ... ... того же уезда Алешковского стана села Раннино однодворец принят крестьянином Евтеем Серяпиным ...
стр.34 68. во дворе Марка Михайлова Фурсова ... ... Ряжского уезда села Городецкого однодворец принят крестьянином Акимом Назаровым ... ... да внук Дмитрий Павлов Почаев? ... 69. во дворе Степана Стрельникова пасынка его Матвея Варфоломеева сына Пискова ... ... города Тамбова Панской слободы однодворец принят того села крестьянином Степаном Стрельниковым ... 70. во дворе Зиновия Яковлева сына Аистова он же Поляков ... ... города Тамбова помещика Абросима Авдеева из дворовых людей принят по отпушению оного помещика того села Земетчины сатчиком Астафием Родионовым в 712 году
стр.35 71. во дворе в особой избе Степана Стрельникова у Осипа Федорова сына Непряхина ... ... Тамбовского уезда села Старого Грязного однодворец принят того села крестьянами тому с 15 лет 72. во дворе Константина Анофриева сына Недосекина ... москвитянин Кадошевской слободы принят дед и отец его в то село сатчиком Астафием Родионовым ...
стр. 36 73. во дворе Константина Недосекина в особой избе у Сергея Федорова сына Заподобникова он же Левонов ... ... Козловского уезда Челнавского стана села Ламки Левой стороны однодворец сатчиком Астафием Родионовым... 74. во дворе Пахома Анофриева сына Недосекина ... ... москвитянин Кадошевской слободы из посадских ? принят сатчиком Астафием Родионовым ...
стр.37 75. в том же дворе в особой избе у Ивана Павлова сына Аполяничева? он же Балабанов ... ... Тамбовского уезда села Сержалы однодворец принят того села крестьянами ... во дворе Петра Савельева сына Бородина он же Муравлев ... ... Козловского уезда Челнавского стана села Ламок Правой стороны однодворец приянт крестьянином Тимофеем Харитоновым ... 76. в том же дворе в особой избе у Ивана Казмина сына Коренева ... ... Козловского уезда Турмасовского стана села Юрьева однодворец принят сатчиком Астафием Родионовым...
стр.38 77. во дворе Павла Федорова сына Заподобникова он же и Леонов в подушной переписи ... ... Козловского уезда Челнавского стана села Ламок Левой стороны однодворец принят сатчиком Астафием Родионовым...
78. во дворе Абрама Антонова сына Ехина ... ... Козловского уезда Челнавского стана села Ламок Правой стороны однодворец принят сатчиком Астафием Родионовым...
стр.39 79. во дворе Пера Яковлева сына Аистнова он же и Поляков ... ... города Тамбова помещика Абросима Авдеева из дворовых людей принят по отпушению оного помещика того села Земетчины сатчиком Астафием Родионовым в 712 году
80. в том же дворе в особой избе Никиты Петрова сына Аистова ... ... того же помещика а принят оный сатчиком в 712 году ... у него сводный брат Трофим Спиридонов сын Чеплыгин ...
стр.40 81. во дворе Трофима Васильева сына Казмина? он же и Брагин ... ... Тамбовского уезда села Нового Грязного однодворец принят принят сатчиком Астафием Родионовым... 82. во дворе Куприяна Григорьева сына Чуева он же и Рябов ... ... Тамбовского уезда села Старого Грязного однодворец принят принят сатчиком Астафием Родионовым...
стр 41 обр оставшие за действием дьячка а в подушной переписи написаны
83. Казьмы Петрова сына Попова ...
стр 42 считаются а двора у себя не имеют, а в подушный оклад написаны в том же селе после той переписи бежали и померли
Тимфоей Агафонов сын Кузнецов в 726 ... Козьма Спиридонов сын Пономарев в 722 Семен Минаев сын Аникин в 725 Мирон Григорьев сын в 724
отданы в рекруты: Федор Никитин в 721...
бежали: Калина Агафонов сын Кузнецов в 726 ...
писаный по той переписи а такого и не было Козма Спиридонов Пономарев ...
высланы на прежнее жилище в тамбовский уезд в однодворческое село Пахотный Угол в 727 году ... Алексей Коренев - 40
ГАТО Ф. 1049 о. 5 д.5 1758 19. с. ЗЕМЕТЧИНа поп Сава
РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д. 3518. 1001 лист. 1763-1767 г.г. Сказки о дворцовых крестьянах Залесской волости Тамбовского уезда с. Заметчино (лл. 745 - 818 об.)
Ревизские сказки Тамбовского уезда за 1795 год с. Земетчина дворцовые крестьяне: (только главы семей)
Афанасий Павлов сын Заподобников 65 – умер в 1790 Федор Павлов сын Заподобников 57 – умер в 1783 Савелий Павлов сын Заподобников 50 – умер в 1787, в подушный оклад в с. Рассказово Григорий Сергеев сын Заподобников 64 – умер в 1784 Максим Сергеев сын Заподобников 53 – умер в 1795 Терентий Сергеев сын Заподобников 48 – умер в 1787, в подушный оклад в с. Большую Талинку Максим Яковлев сын Заподобников 47 – умер в 1784 Семен Савельев сын Черников 45 – умер Лаврентий Терентьев сын Черников 34 – умер в 1789 Степан Петров сын Бирюков 38 – 51 вдова Варвара Федорова дочь Черникова 65 – умер в 1783 Федор Степанов сын Черников 35 – 48 Филипп Малафеев сын Постников 53 – умер в 1785 Самойла Малафеев сын Постников 42 – умер Артем Федоров сын Постников 34 – 47 Ефим Игнатов сын Стрельников 46 – умер в 1793 вдова Настасья Иванова дочь Обухова 69 – умерла в 1790 вдова Степанида Степанова дочь Обухова 36 – умерла в 1785 Андрей Федоров сын Бирюков 52 – 65 вдова Федосья Иванова дочь Непряхина 44 – 57 Федор Осипов сын Непряхин 44 – 57 Прохор Зиновьев сын Аистов 45 – умер в 1784 Яков Прохоров сын Аистов 26 – 38 вдова Фетисья Трофимова дочь Аистова 66 – умерла в 1789 вдова Марина Протасова дочь 52 – умерла в 1784 Исай Аистов 68 – умер в 1785 вдова Устинья Яковлева дочь Аистова 51 – 64 Трифон Ермилов сын Ушаков 38 – 51 Андриан Ермилов сын Ушаков 25 – 38 Петр Семенов сын Ушаков 57 – 70 Федот Петров сын Ушаков 34 – 47 Федот Петров сын Ушаков 21 – 34 Николай Никитин сын Ушаков 26 – 39 Кондратий Семенов сын Ушаков 53 – умер в 1785 Кузьма Семенов сын Ушаков 43 – 56 Прохор Семенов сын Ушаков 46 – умер Дементий Семенов сын Ушаков 43 – 56 Иван Аникеев сын Ушаков 47 – умер в 1789 Егор Евдокимов сын Ушаков 55 – 68 Родион Семенов сын Качкин 32 - 45 вдова Марья Киреева дочь Чуева 55 – умерла в 1789 Петр Куприянов сын Чуев 47 – 60 вдова Лукерья Вавилова дочь Чуева 52 – 65 Егор Корнеев сын Кулеватовсков 28 – 41 Ермил Васильев сын Акимов 38 – выбыл в Тамбовское мещанство Егор Корнее сын Кулеватовсков 25 – 38 Лукьян Емельянов сын Акимов 55 – умер в 1792 Савелий Акинфьев сын Кательников 54 – умер в 1789 Степан Алексеев сын Савостьянов 53 – 66 Филипп Алексеев сын Савостьянов 48 – умер в 1787 Филипп Иванов сын Савостьянов 35 – 48 Афанасий Григорьев сын Савостьянов 44 – 57 Петр Карпов сын Саяпин 53 – 66 Логин карпов сын Саяпин 50 – умер в 1783 Селиверст Данилов сын Саяпин 15 – 28 Степан Семенов сын Ватолин 56 – 69 Василий Семенов сын Ватолин 54 – 67 Кондратий Иванов сын Наполов 56 – 69 Петр Романов сын Наполов 51 – 64 вдова Матрена Фомина дочь Наполова 49 – умерла в 1783 Степан Зиновьев сын Катычкин 74 – умер в 1787э Илья Зиновьев сын Катычкин 71 – умер в 1784 Ефим Савельев сын Калычкин 36 – 49 Иван Анисимов сын Катычкин 67 – умер в 1791 Федор Родионов сын Катычкин 23 – 36 вдова Анна Савельева дочь 46 – 59 Федот Дмитриев сын Вандышев 44 – умер в 1793 Ефим Казмин сын Вандышев 36 – 49 Данила Савельев сын Смирягин 41 – 54 Федор Терентьев сын Будаев 55 – 68 Ерофей Прокофьев сын Вандышев 33 – 46 Николай Яковлев сын Вандышев 47 – 60 Афанасий Аверьянов сын Вандышев 42 – умер в 1787 Кирей Карпов сын Хурсаев 53 – умер в 1793 Семен карпов сын Хурсаев 46 – умер Григорий Волокитин 53 – умер в 1789 Семен Анисимов сын Волокитин 41 – 54 Родион Михайлов сын Песков 65 – умер в 1789 Потап Лаврентьев сын Песков 27 – умер в 1788 Иван Михайлов сын Песков 60 – 73 Федор Михайлов сын Песков 60 – умер в 1782 вдова Марья Степанова дочь Пескова 35 – 48 Игнат Иванов сын Песков 38 – 51 Владимир Яковлев сын Песков 48 – умер в 1787 Лаврентий Селиванов сын Судоплатов 36 – 49 Никифор Алексеев сын Вячин 44 – 57 Василий Алексеев сын Вячин 41 – 54 Василий Игнатов сын Вячин 32 – 51 Аким Парамонов сын Вячин 38 – умер в1795 Сидор Парамонов сын Вячин 56 – 59 Иван Артемов сын Дружкин 40 – умер в 1792 Кузьма Дмитриев сын Дружкин 48 – 51 Василий Антонов сын Дружкин 42 – умер 1792 вдова Прасковья Зиновьева дочь Дружкина 41 – умерла 1784 Иван Иванов сын Дружкин 40 – 53 Афиноген Петров сын Дружкин 51 – умер Ефим Тарасов сын Дружкин 44 – умер 1783 Степан Яковлев сын Безин 56 – умер в 1790 Федот Яковлев сын Безин 55 – умер в 1784 Андрей Федоров сын Безин 14 – 27 Фирс Яковлев сын Безин 27 – 40 Терентий Никитин сын Хабаров 62 – умер в 1791 Максим Леонтьев сын Хабаров 47 – 60 Гаврила Леонтьев сын Хабаров 45 – умер в 1789 Григорий Никитин сын Мыльников 70 – умер в 1784 Ананий Степанов сын Мыльников 29 – 42 Алексей Иванов сын Мыльников 46 – умер в 1788, в Борисоглебскую округу село Туголуково Осип Родионов сын Качкин 43 – умер в 1787 Степан Ермилов сын Копылов 29 – 42 Савелий Федоров сын Копылов 70 – умер в 1785 Иван Федотов сын Рзянин 40 – 53 Иван Корен сын Рзянин 65 – 78 Василий Никифоров сын Рзянин 55 – 68 Семен Петров сын Васильев 64 – умер в 1783, в Борисоглебскую округу село Алабухи Мартын Григорьев сын Чернышев 53 – умер Дмитрий Григорьев сын Чернышев 39 – 52 Савостьян Савельев сын Саяпин 27 – 40 Моисей Савельев сын Саяпин 24 – 37 Петр Авилов сын Саяпин 39 – 52 Денис Федотов сын Насекин 38 – 51 вдова Татьяна Алексеева дочь Насекина 59 – умерла в 1785 Дорофей Яковлев сын Насекин 24 – 37 Давыд Пантелеев сын Прокофьев 8 – 21 Федор Никитин сын Растяпин 51 – 64 Артамон Петров сын Савельев 52 – 65 Филипп Артамонов сын Савельев 34 – 47 Тимофей Иванов сын Короков 45 – умер в 1787 Иван Павлов сын Китаев 38 – умер Гаврила Степанов сын Дружкин 27 – 40 Филипп Васильев сын Черяпин 30 – 43 Савелий Никифоров сын Рзянин 65 – умер в 1794 Григорий Семенов сын Козлов 60 – умер в 1790 вдова Авдотья Алексеева дочь Будяева 59 – умерла в 1784 Зиновий Степанов сын Куролесов 43 – умер в 1795 Савелий Степанов сын Куролесов 38 – 51 вдова Анна Аникеева Куролесова 49 – умерла в 1785 Петр Матвеев сын Саяпин 51 – умер в 1789 Иев Куприянов сын Куролесов 35 – умер в 1794 Аграфон Иванов сын Манехин 50 – 63 Лазарь Иванов сын Саяпин 40 – 53 Мартын Дмитриев сын Саяпин 33 – 46 Фатей Абрамов сын Саяпин 51 – умер в 1785 Семен Абрамов сын Саяпин 40 – 53 вдова Ксения Сергеева дочь Прастушина 51 – умерла в 1789 Иван Селиверстов сын Емельянов 31 – 44 Петр Карпов сын Ильин 40 – умер в 1789 вдова Марья Киреева дочь Судоплатова 62 – умерла в 1784 вдова Мария Спиридонова дочь Васильева 49 – умерла в 1784 Яков Борисов 65 – умер в 1792 Матвей Михайлов сын Чернышев 60 – умер в 1791 Андрей Матвеев сын Чернышев 35 – 48 Фрол Иванов сын Чернобылов 46 – 59 Иван Иванов сын Чернобылов 40 – умер в 1785 Игнат Иванов сын Чернобылов 38 – умер в 1785 Осип Прокофьев сын Китаев – 44, выбыл в Борисоглебскую округу село Русаново Петр Фатеев сын Попов 46 – 59 Василий Михайлов сын Ушаков 37 – 50 Иван Иванов сын Попов 35 – умер в 1786 Емельян Агафонов сын Заподобников 44 – 57 Лукьян Ульянов сын Издеватов 38 – умер в 1782
По с. Земетчина Тамбовского уезда в ГАТО есть ревизские сказки за 1795, 1811, 1816, 1834, 1858 гг. Есть метрические книги Покровской церкви за 1758-1917 гг.
Есть на Тамбовщине села, которые на первый взгляд, казалось бы, ничем особенным не выделяются. Но это только лишь на первый взгляд. К таким весям нашей митрополии относится и село Земетчино Бондарского района, затерявшееся в когда-то непроходимых лесах. Природа этих мест необыкновенно красива. Повсюду растут сосны, березы и другие лиственные деревья в прекрасном разнообразии. Во все времена года они представляют собой очаровательную картину живописи, которая недоступна кисти ни единого на Земле художника, как дело рук Божиих. И куда не взглянешь – вся окрестность блистает убранством невообразимой красоты: стройные белоствольные березы перемежаются с вечнозелеными соснами, устремленными верхушками ввысь, наполняя сердца, созерцающих это, любовью и благоговением к великому Художнику, так очевидно и наглядно проявившему здесь чудные следы Своего творчества, премудрости, благости и неусыпного Промысла, от созерцания которых к человеку действительно приходит познание Творца всего.
Расположено село Земетчино на тракте из Тамбова в город Спасск. В настоящее время со стороны дороги на Кершу оно пустынно. Вся его жизнь сосредоточена только в средней части и в конце села, вокруг бывшей экономии владельцев, от которой ныне остался лишь двухэтажный каменный дом (в нем расположено Земетчинское лесничество) и еще один полуразрушенный, заросший кленовыми кустами бывший барский дом.
Трудно сейчас представить, что когда-то в этом старинном русском селе проживало почти полторы тысячи человек. Первые сведения о Земетчино содержатся в окладных книгах. В одной из них записано: «Часовня Покрова в новоселебном селе Земетчино. У тое часовни 36 дворов крестьянских, 1705 году июня». В документах первой ревизии 1719 года сообщается: «Село Земетчино. В нем дворового числа крестьян 44, а людей в них мужеского полу 226 человек». Из приведенных данных следует, что село основано дворцовыми крестьянами в начале XVIII века.
С середины XVIII столетия село Земетчино являлось родовым владением дворян Циммерманов. В марте 1800 года Ф.М. Циммерман купил у статской советницы С.У. Сабуровой принадлежащую ей деревянную церковь села Челнового. В том же месяце Тамбовское Епархиальное правление дало разрешение на перевозку этой церкви из Челнового в Земетчино [ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 3421]. Неподалеку от церкви был заложен парк из лип, сосен и вязов, образующих некое подобие аллей. На ручье, впадающем в речку Шевырляй, возведена плотина, в результате чего возле парка образовался красивейший пруд. В 1833 году в селе Земетчино было завершено строительство новой каменной церкви с высокой колокольней. Строительство велось на средства вдовы Елисаветы Михайловны Циммерман. Новая церковь имела три престола: главный – Покровский (1 октября), правый – Никольский (6 декабря) и левый – Феодоровский (16 мая).
Церковная колокольня была самой высокой в округе и составляла более 50 метров. Даже в настоящее время с единственно сохранившегося первого яруса видна церковь села Пахотный Угол.
В Земетчино имелась и церковноприходская школа, а также лечебница на 12 кроватей и две мельницы. На протяжении многих десятилетий жизнь земетчан сосредотачивалась вокруг храма.
По воспоминаниям местных жителей, из священнического сословия здесь было семейство Смирновых, а из диаконского – семейство Воскресенских. Священники хорошо знали своих пасомых, являясь для них добрыми пастырями, а те, в свою очередь, в доме Божием искали ответы на все запросы души человеческой.
Так было, пока не грянули октябрьские события – начались гонения на Церковь. Не мину ли репрессии и село Земетчино. Документальные источники и воспоминания сельских старожилов относят к репрессированным, прежде всего, семью Рзяниных (по уличному Лёвочкиных), строго хранившую православный уклад жизни. Вера отцов здесь передавалась из поколения в поколение и была настолько крепка, что сломить ее ничто не могло. Один из потомков этого рода, иеромонах Питирим (Павел Рзянин), с молодого возраста являлся насельником Вышенской пустыни, подвизаясь в этом монастыре более двух десятилетий вплоть до его закрытия. Истинный монах, он не мыслил своей жизни без Бога, потому что сердце ему открывало и говорило, что здесь есть Истина, и, более того, своим сердцем он опытно пережил веру Христову. Эта вера горела в нем и людей зажигала.
Вынужденный вернуться в Земетчино, отец Питирим с 1924 года служил в Покровской церкви родного села до тех пор, пока безбожная власть не закрыла местного храма. Тогда он, верный своему пастырскому долгу, тайно крестил, венчал, исповедовал, отпевал усопших. Вспоминали, как приходили к нему люди из окрестных мест, и он с ними уходил, пробираясь лесными тропами, чтобы исполнить необходимые требы. В создавшихся условиях нужно было учиться совершать Божие дело тайно, и оно им совершалось. Таково устроение монашеской души, что она чутко улавливает дыхание опасности, еще неведомой другим. Не раз бывало, как, почувствовав что-то неладное, отец Питирим менял маршрут и шел другой дорогой, а потом узнавал о слежке. Но молитва духовная, мудрость и помощь Божия отводили беду.
Отец Питирим по-прежнему оставался духовником многих своих чад. Тяжело ему было, но не терял он бодрости духа. Люди шли к нему за советом и помощью, доверяли ему самое потаенное. И всех он жалел, утешал, вразумлял. Его душевная чистота обескураживала даже злейших врагов, а его христианская любовь умягчала самые жестокие сердца. «Доброты у него было много, и люди к нему тянулись», – вспоминали сельчане. И рассказывали, добавляя слышанное от старшего поколения, как сразу осиротело Земетчино после его последнего ареста и ссылки. В округе отец Питирим слыл бессребреником.
Репрессированный в 1929 году за невыполнение задания по хлебозаготовкам (несмотря на то, что налог им был выплачен), отец Питирим был лишен всего имущества, своего угла, так что негде стало и голову преклонить. Такая же участь постигла его отца (Филиппа Васильевича Рзянина) и семью младшего брата Алексея – псаломщика местной церкви. Эти видимые лишения не поколебали их веры во Христа, а лишь больше ее укрепили. Братья Рзянины были убеждены, что рано или поздно, а придется им пострадать за Христа. Архивные документы свидетельствуют, что Алексей Филиппович Рзянин стал псаломщиком земетчинской церкви в 1924 году, то есть уже в суровые годы гонений. И сделал это 30-летний христианин осознанно, зная, какой крест возлагает на себя, будучи семейным человеком. А до всех этих грозных событий он вместе со своими родителями занимался хлебопашеством. Период насильственной коллективизации принес неисчислимые беды в село Земетчино. На помощь местным властям приехали «сознательные» работники из города для установления нового уклада жизни. Семья Рзяниных приготовилась к испытаниям, и они не замедлили прийти. В октябре 1930 года на отца Питирима пытались сфабриковать уголовное дело лишь за то, что он, имея авторитет среди сельчан, препятствовал безбожникам уничтожить местную церковь. Запомнились людям его слова: «Не давайте разрушать храм Божий, ибо за это будет наказание Господне».
Сегодняшние земетчане с грустью признаются, как пророчески исполнились слова отца Питирима о наказании Господнем за поругание святыни: «В революцию, конечно, все пострадали, но деревни поодаль все же уцелели, а от Земетчино осталось совсем немного дворов...» Храм в селе Земетчино простоял полуразрушенный до середины 1950-х годов и был взорван властями.
Местные жители хранят в памяти это трагическое для села событие. Сначала активисты поджигали внутри церкви то, что могло сгореть, и долбили стены. Подожгли и межэтажные перекрытия. Два кирпичных столба подломили полностью, а два других, со стороны кладбища, разбили до половины. На колокольню подняли бочки солярки, облили деревянные дубовые опоры и подожгли. Подпорки сгорели, а колокольня продолжала стоять на двух надломленных столбах, качаясь из стороны в сторону. Тогда один из активистов согласился залезть на третий ярус колокольни и протащить туда трос. Через несгоревшие дубовые поперечены, предназначенные ранее для крепления колоколов, был переброшен трос, и колхозники трактором сломали колокольню. На помещенной здесь фотографии виден один из этапов разрушения церкви и колокольни.
До наших дней уцелел только нижний ярус колокольни. Предание о невзорванном нижнем ярусе говорит следующее. Инженер-взрывотехник сделал все расчеты и передал документы власти, но отказался применять взрывчатку, сославшись на то, что при взрыве вылетят все окна в домах, а остатки кирпича разлетятся и завалят кладбище, расположенное рядом. Однако стены до сих пор хранят следы подготовки этих чудовищных взрывов…
Память сельчан и их потомков донесла до наших дней следующее: «Уничтожение начали со звонов. Когда звоны упали, то как бы застонали. будто им тяжко было… И людям невыносимо тяжело было это видеть. Многие не смогли сдержать слез, вспоминая, как в былые времена лишь только зазвонят – сердце мрет, а ноги сами несут в храм...». Когда с колокольни сбрасывали колокола, то один из кусков разбитого колокола (весом около восьми пудов) упал в глубокий снег, и был не сразу обнаружен и увезен разрушителями. Верующие осторожно перенесли дорогой колокол в церковную сторожку. Это не укрылось от властей и послужило одним из поводов для возбуждения ряда уголовных дел по селу Земетчино.
В архивных документах читаем: «По делу П-3132 были привлечены поп Рзянин Павел Филиппович 1883 года рождения, псаломщик Рзянин Алексий Филиппович 1893 года рождения, торговец Песков Алексей Михеевич 1885 года рождения, лишенец Недосекин Алексий Трифонович 1899 года рождения, сын крупного лесопромышленника, Песков Кирилл Николаевич, церковный староста.
Никто из них себя виновным не признал, а сотрудник опергруппы ОГПУ Феофанов 25 ноября 1930 года из-за отсутствия доказательств счел тогда возможным данное дело прекратить. Надо отметить, что отец Питирим (Рзянин) подвергался арестам неоднократно. Читая теперь эти обвинительные заключения и свидетельские показания (сегодня известно, что органы содержали целый наемный штат лжесвидетелей), приходится только удивляться их нелепости и явной неправдоподобности.
Например, когда 28 сентября 1930 года на пастбище пало 8 колхозных коров (в Земетчино был организован колхоз «Огонек», председателем которого стал бывший повар Аистов В.И., 1895 года рождения), то на допросе «свидетель» Ушаков А.Т. (27-ми лет) заявил, что П. Ф. Рзянин, А. М. Песков и А. Т. Недосекин отравили болота с целью возмутить народ, чтобы не шли в колхоз. Василий Иванович Аистов заявил что «Рзянин Павел – злостный агитатор, когда снимали колокола, собирал людей, призывал заступиться и говорил: ‘’Что вот грабители делают’’».
А вот другая выписка: «…П. Ф. Рзянин говорил, что власти коммунистов скоро настанет конец, так как за православную веру на большевиков папа Римский пойдет войной, и тогда православие восторжествует…». И эта ложь была подписана сотрудником Тамбовского оперсектора Козьминым, уполномоченным Вепринцевым, начальником оперсектора Раневским. А ведь за каждой такой строкой обвинительного акта стоят судьбы людей, человеческие души, созданные по образу и подобию Божию.
В былые времена говорили: «Каков поп, таков и приход». У иеромонаха Питирима (Рзянина) было в Земетчино много истинно верующих духовных чад, которые не отступили от Бога в эти тяжелые для Церкви годы, пронеся веру через горнило испытаний и передав своим потомкам. Кто-то из них нес крест бескровного мученичества, терпя скорби и лишения, кто-то был оболган и оклеветан, кто-то, оказавшись перед выбором, предпочел, что «лучше малое праведнику, чем богатства грешных многа» (Пс. 36, 16), а кто-то, явно пострадав, отдал вместе с духовным отцом за веру свои жизни…
Архивные уголовные дела (П-3132, Р-9346, Р-2472, Р-14320), ставшие сегодня нам доступными, документально свидетельствуют об этом.
17 января 1931 года (накануне Крещенского сочельника) чекисты арестовали новую группу земетчан во главе с отцом Питиримом (Рзяниным). В нее вошли: активная церковница Пескова Параскева Николаевна, 1881 года рождения (в деле она проходит как монахиня), церковный староста Баландин Иаков Тимофеевич, 1877 года рождения, бывший псаломщик Кершенской церкви Жданов Серафим Владимирович, 1905 года рождения, и работник почты села Земетчино Нехорошев Петр Николаевич, 1877 года рождения. Всех заключили в тамбовскую тюрьму.
Не за личные грехи были гонимы пастыри, а за тот дух Христов, который живет в Церкви. Именно этот-то дух и старались уничтожить безбожники, поэтому, как записано в деле за номером Р-2472, при обыске у отца Питирима (Рзянина) было изъято все «запретное», а именно: Библия, Часослов, книга «Поучения на дни праздничные», Псалтырь, молитвослов, 2 книги акафистов и др. Лишь на фоне пережитых репрессий можно представить себе всю силу православной веры в России, которая устояла в этом испытании, продлившемся три четверти века.
Установленная тогда государственная система колебала основы внутреннего мира, упраздняя сплошную целостность церковного сознания. Но, истребляя духовенство, разрушая рукотворные храмы, богоборцы не сумели полностью уничтожить все внутренние храмы – человеческие души, которые являлись главной заботой и отца Питирима (Рзянина), и других иереев, подобных ему. Заявление Павла Филипповича Рзянина о несогласии с ложным обвинением не было принято во внимание сотрудниками ОГПУ и не рассматри валось. Как указано в приговоре, он был осужден на 10-летний срок заключения в концлагере. Остальные, обвиняемые по данному делу, получили по 5 лет лагерей.
Из всех обвиненных по этому делу только Песковой Параскеве Николаевне удалось вернутся в Земетчино после отбытия полного срока заключения. Как вспоминают местные жители, дух ее веры не был сломлен в концлагере. Это можно проследить, изучая дело Р-14320, открытое через месяц после начала Великой Отечественной войны на нее и на ее брата, Пескова Прокопия Николаевича, бывшего ктитора и члена церковной «двадцатки», арестованных 18 июля 1941 года. В обвинении Параскеве Николаевне «припомнили» многое: ее пятилетнюю судимость за антисоветскую деятельность и судимость за это же преступление ее родной сестры, отказ от участия в выборах, ее пророчество в августе 1940 года о приближающейся страшной войне, которая уничтожит множество людей. Читая сегодня эти архивные документы, свидетельствующие о духовном подвиге конкретных людей, невольно задаешься вопросом о том, откуда они черпали эту силу. И понимаешь, что никакая физическая сила, никакая человеческая воля не способны дать такое терпение человеку – то была воля Божия, была сила Божия, которая их поддерживала и одухотворяла. 22 августа 1941 года Песковы П. Н. и П. Н., приговоренные Тамбовским областным судом по ст. 58 п. 10 ч. II УК РСФСР за «антисоветскую агитацию» к высшей мере наказания и были расстреляны 1 января 1942 года, а спустя полвека 26 октября 1992 года– реабилитированы прокуратурой Тамбовским области.
В 1989 году был реабилитирован и Алексей Филиппович Рзянин осужденный 28 февраля 1931 года ст. 58 п. 10 УК РСФСР и приговоренный к пяти годам заключения в концлагере отец. «Будучи по своему классовому положению служителем религиозного культа – читаем в обвинительном заключении по делу Р-9346, – враждебно настроенный против существующего строя… вел контрреволюционную агитацию, направленную к подрыву мощи Советского Союза».
Однако время расставило все по своим местам. «В память вечную будет праведник» (пс. 111, 6) – да, жива память об исповедниках земетчинских до сего дня. Их подвиг имеет большое значение, ибо означает, что никаких иных ценностей в их жиз ни не было – был только Христос, и они послужили Ему так, как могли послужить, запечатлев этой великой своей жертвой подлинную верность Христу.
Важно помнить и о том, что общество, с благодарностью не почитающее своих героев, их память, искажающее их подвиг, правду о них, обречено. И, напротив, от благоговейного хранения святой памяти о подвигах исповедничества, от способности помнить уроки истории зависит, каким будет будущее наших детей, каким будет наше отечество.
Протоиерей Александр Сарычев Источники и литература: 1. АУФСБ ТО ДД. П-3132, Р-2472, р-9346, Р-14320 2. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 3421 3. ГАТО. Ф. 29. Оп. 3. ДД. 4511-4522 4. Народная трибуна. Бондари, 2013. №26 5. Народная трибуна. Бондари, 2013. №29
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Село Земятчино (в дореволюционных документах встречаются названия - Земетчино, Земетчина, Зиметчина) возникло на рубеже 17-го и 18-го веков.
В дореволюционных границах Тамбовской губернии, в Моршанском уезде, существовало еще одно село с таким же названием. В соседней Пензенской губернии также было и существует в настоящее время село Земетчина.
Очевидно, что название села произошло от устаревшего русского диалектного слова земец – «пчеловод» (В. И. Даль), а в более широком значении – «добытчик, промысловик». Земец (зямец) — пчеловод, пасечник, бортник - человек, занимающийся разведением пчел в бортях, колодах и ульях.
Бортное угожье - это лесное место, где водились пчелы, и где можно было заниматься примитивным пчеловодством. Они собирали "дикий мед", т.е. мед, собранный от диких пчел, не принимая никаких мер по части ухода за пчелами. Искусство изготовления борти, выбор медоносного участка леса и дерева, в котором поселятся пчелы, - все это требовало навыков и знаний, которые приобретаются с детства и передаются из поколения в поколение.
Проводя значительную часть жизни в лесу, бортник свободно в нем ориентировался, в совершенстве знал растительный и животный мир. Это было сословие свободных людей, живших на стыке цивилизации и леса, хранителей древних традиций, что особым образом отражалось на характере этих людей. Они были пионерами освоения новых земель, ведь в поисках новых угодий, бортники совершали перемещения на дальние расстояния.
Можно также предположить, что до возникновения села на этом месте имелись жилища земцев-бортников, и первые русские поселенцы пришли не на пустое место.
Село Пахотная Земетчина впервые упоминается в Переписной книге 1704 года (РГАДА, Фонд 1209, опись 1, дело №1142).
Также ранние сведения о Земятчине содержатся в окладных книгах духовной епархии 1706 года. В одной из них записано: «часовня Покрова Пресвятые Богородицы в новоселебном селе Земетчине. У тое часовни двор попа Антипа. Церковные пахотные земли 20 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 50 копен. Да приходских в том селе 36 дворов крестьянских. Дани с того села с дворов, по счету и по сказке того села попа Антипа, с земли и с сенных покосов по справке с перехожею его поповою грамотою против приходского заручного челобитья положено на год платить 1 рублей 20 алтын, две деньги, пошлин гривна, детям боярским на жалованье с рубля по полуполтине, всего 2 рубля, 5 денег, за ъездь гривна, нищим гривна ж, полковым попам в подмогу гривна ж.».
Село Земетчино Кёршинского сельского совета Бондарского района до 2007 года называлось Земятчино.
«О Земетчино содержатся первые сведения в окладных книгах духовной епархии. В одной из них записано: «Часовня Покрова в новоселебном селе Земетчине. У часовни тридцать шесть дворов крестьянских, 1705 году июня».
В документах первой ревизии (?) 1717 года сообщается «Село Земетчино. В нём дворового числа крестьян сорок четыре, а людей в них мужского полу 226 человек».
Из приведённых данных следует, что село Земетчино основано дворцовыми крестьянами в первые годы 18 века, но не позже 1706 года».
С середины 18 века село является родовым владением семейства Циммерманов - польских дворян. «Создавая усадебный ансамбль в своём имении, обладатель сказочного богатства тамбовец Циммерман в 1760 году возводит в селе Земетчина просторную каменную трёхпрестольную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы».
«В Тамбовской губернии была пословица, говорившая о ком-либо: высокий или длинный, как Земетская колокольня. Это была самая высокая колокольня епархии, по преданию с неё было видно село Бондари и посёлок Новая Ляда (примерно 78 метров). Её высоту измеряли в советское время школьники с учителем математики по тени, падавшей в полдень от колокольни. Даже в настоящее время с единственно сохранившегося первого яруса видна церковь села Пахотный Угол.
По воспоминаниям жителей семейство Смирновых было из священнического сословия, а Воскресенских - из дьяконского.
Было создано несколько прудов, разбит красивейший парк по обе стороны озера, посажены лиственницы, росли там и величественные ели в два обхвата, по пять штук в виде звезды, вязы, липы и тополя. Среди пруда, на островке, находилась беседка, к которой барин подплывал на лодке. Кроме владельцев имения, в пруду, который находился у церкви, купаться никому не дозволялось, простолюдины там не купались. Был мост, плотина и водосброс, пруд регулировался шандорами. Простолюдины же купались в пруду за Земетчиной. В советское время в барском парке делали «варки» для выпаса скотины. Всё меньше и меньше оставалось деревьев, и до сегодняшнего дня осталось совсем немного.
В своём Земетчинском владении Циммерман был суровым барином, крестьяне у него работали даже на Пасху. Сам он жил в Москве, но в имении у него была двухэтажная деревянная усадьба и ряд каменных строений, сохранившихся до настоящего времени. Имелся дом в городе Тамбове. Барин из Москвы давал телеграмму, когда и на какой тройке его встречать. И если не было исполнено, так как он писал, то кучера возвращались обратно и перезапрягали тройку.
Брат владельца Земетчинского имения проживал в Санкт-Петербурге и был известным музыкантом. В 2013 году исполнилось 205 лет со дня рождения Ф.М. Циммермана (1808-1882) - гитариста-виртуоза и композитора.
«Родился он в селе Земетчино (ныне Бондарского района) в родовом имении деда - участника Отечественной войны 1812 года генерал-майора Ф.К. Циммермана. Отец М.Ф. Циммерман, подполковник гусарского полка, умер, когда сыну было четыре года. Мать, польская дворянка Жозефина Матвеевна, воспитывала четверых детей в доме свёкра. По семейной традиции Фёдор Циммерман начал службу в военном ведомстве в Петербурге. Увлекшись семиструнной гитарой, стал учеником знаменитого гитариста А.О. Сихры и со временем превзошёл своего учителя. Историограф гитарного искусства М. Стахович писал: «Первое место из слышанных мною теперь игроков непременно принадлежит Фёдору Михайловичу Циммерману. Он обладает феноменальной техникой. Какая сила, беглость и ровность тона! Кажется, это мастерство с ним родилось. Он - Паганини семиструнной гитары и по игре, и по сочинениям». Ф. Циммерман много сочинял, но не любил созданное переписывать для публикации, поэтому большая часть его наследия не дошла до потомков. Для гитары он писал пьесы, этюды, фантазии, и другие танцевальные композиции, раскрывающие технические и выразительные возможности инструменты. Поныне на эстраде исполняется его «Вальс-элегия».
Фортепиано, зазвучавшее со сцены в 30- 40-е годы 19 века и затмившее гитару, подтолкнуло Циммермана начать карьеру педагога. Он предложил директору Петербургской консерватории А.Н. Рубинштейну открыть в учебном заведении класс гитары, но получил решительный отказ. Это и личная драма - размолвка с невестой - заставили музыканта оставить гитару и заняться хозяйством в своём имении на Тамбовщине. Гитара скрашивала досуг Ф. Циммермана, но в публичных концертах он больше не выступал. Известна благотворительная деятельность крупного помещика и коннозаводчика».
При всём том, крайне неприглядной была крестьянская жизнь. Всевозможные пошлины, разнообразные штрафные деньги, подушные подати по 69 копеек с души и многочисленные натуральные повинности, рекрутские, ямские дорожные и церковные не способствовали благосостоянию крепостного крестьянства и улучшению народно-экономического быта.
Было это ещё при крепостном праве. Кончился к весне у крестьян хлеб и случился страшный голод, всё село умирало с голоду, а народ был здесь всегда дружный. И они нашли выход из создавшегося положения - украли у барина племенного быка. Надели ему лохмотки на копыта и увели за реку Хмелину, там зарезали и мясо разделили на всех. Никто никого не выдал. Тем и выжили.
Не лучше в экономическом плане жило и духовенство. «Духовенство наше, как утверждал И.И. Дубасов, вообще было бедное и штрафы, установленные епископом Феофилом за отказ от причащения Святых Божиих Таин с должным приготовлением, чувствительно ложились на его домашний бюджет. Явились недоимки, можно было думать, что требовательный и строгий владыка отнесётся к недоимщикам сурово. Однако Феофил умел и миловать. На прошении одного недоимщика села Земетчино Якова Иванова, просившего о сложении недоимки, он написал такое решение от 10 сентября 1807 года: «Не кожу же с просителей снять: оштрафовать их положением в разных церквах по 50 поклонов земных».
Тяжкой была и народная повинность - рекрутчина. Новобранцев заковывали в кандалы и доставляли в указанные места этапным порядком за крепким караулом. Служили по 25 лет с применением телесных наказаний. Поэтому, избегая солдатской неволи, многие уродовали себя или отчаянно защищались.
А мужики в Земетчине были сильные. Прадед семьи Рзяниных (по подворью Лёвочкиных) сорвёт, бывало, самые большие арбузы на барской бахче и подкидывает их с руки на руку. И сторожа не могла их отобрать, сила у него была необыкновенная. Да и у отца его силушки хватало. Телегу нагрузит дровами, а в Кошарском овраге - песок, лошадь не может осилить подъём. Тогда он лошадь выпрягает, сам запрагается и вывозит на себе. «Я, говорит, насилу вывез, а где же лошади вывезти».
Впоследствии имение перешло в ведение зятя Циммермана - Мазевского и других помещиков.
«Экономия: Мазевского - средняя при церкви, Уваровых - мелкая, Синельникова - мелкая в 5 верстах, Агафонова - средняя, в 10 верстах небольшая река «Шамырляй». Пруд при экономии господина Мазевского у церкви и лес.
Школы: в селе Земетчина церковно-приходская, одноклассная, смешанная и в деревне Смольной вершине школа грамоты мужская.
Опись церковного имущества имеется, метрические книги с 1788 года. Штат священников и псаломщиков.
У притча три десятины усадебной земли и 33 десятины полевой земли, последняя находится в 3-х местах, на расстоянии от 2,5 до 4,5 версты. Земля даёт дохода 300 рублей в год.
Братский годовой доход 300 рублей. Причтовый капитал 2950 рублей. Церковный капитал 2850 рублей. Церковный дом у священника (9х10), кухня (7х7) и между ними тёплое помещение (4х9), у псаломщика - дом собственный. В 1903 году в Земетчино была лечебница на 12 кроватей».
«Дворов в 1911 году - 209, душ мужского пола 665 и женского пола 675, великороссы, земледельцы имеют по 10 сажень в каждом из трёх полей на душу.
В приходе одна деревня Смольная вершина, Комбаровщина тож, в четырёх верстах от церкви»
.Автор: Ольга Ладыженская. НТ, Статья 26 июня 2013
Покровская церковь с.Земетчино.
https://bondarienc.jimdofree.c...ния/храмы/ Первые сведения о церкви содержатся в окладных книгах Тамбовской духовной епархии 1706: «часовня Покрова Пресвятые Богородицы в новоселебном селе Земетчине. У тое часовни двор попа Антипа. Церковные пахотные земли 20 четвертей в поле …сенных покосов на 50 копен». Каменная, холодная построена в 1760 Циммерманом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В церкви три престола: Покровский, Никольский, Феодоровский.
В приход также входили д. Смольная Вершина (Комбаровщина), экономии Мазаевского, Уваровых, Синельникова, Агафонова.
В нач. 20 в. была церк.-приходская школа, а в Смольной Вершине мужская школа грамоты, законоучителем в ней священник М.Ф.Смирнов. Церковь в сов. времена пытались взорвать, но лишь разрушили купол.
Служители:
Рзянин Алексей Филиппович, (1893, с. Земетчино - ?), на момент ареста в 1931 был псаломщиком церкви, приговорен к 5 годам лагерей;
Просковья (Пескова П.Н., 1883, с. Земетчино - 1.1.1941,?), монахиня, служила в церкви, арестована в 1931, приговорена к 5 годам лагерей, в 1941 арестована вновь, приговорена к расстрелу;
Песков П.Н. (1878, с. Земетчино - 1.1.1941,?), брат Песковой П.Н., активный прихожанин, арестован в 1941 вместе с сестрой, приговорен к расстрелу. К наст. времени здание сохранилось частично.
Перекресток дорог перед колокольней и кладбищем
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
>> Ответ на сообщение пользователя tashik от 18 марта 2023 21:26
Наталья, небольшое уточнение. Григорий Кучапин и Гаврила Данилов хоть и были из Замятчино, но были они на стороне Дрожжина. Он в своей челобитной ссылается на то, что братья эти его землей уже владели.
>> Ответ на сообщение пользователя tashik от 18 марта 2023 21:26
Наталья, небольшое уточнение. Григорий Кучапин и Гаврила Данилов хоть и были из Замятчино, но были они на стороне Дрожжина. Он в своей челобитной ссылается на то, что братья эти его землей уже владели.
[/q]
Анастасия, спасибо, исправила
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
>> Ответ на сообщение пользователя tashik от 18 марта 2023 21:45 В 1901 году в метрической книге Покровской церкви с.Земетчина произведена запись о рождении моего деда Иоанна Чернышева. Отец крестьянин Никита Яковлевич Чернышев, мать Евдокия Яковлевна Чернышева. Восприемники той же деревни крестьянин Максим Семенович Чернышев, девица Домна Ивановна Чернобылова. Сейчас подала запрос на поиск записи о браке родителей деда.
Удивительно найти записи о рождении и фамилии ваосприемников и однофамильцев (возможных родственников) у Вас на странице.
Похоже, они были из Смольной Вершины. У деда был рассказ, где он вспоминал детство и как верный пес с волком сражался. Спасибо
>> Ответ на сообщение пользователя ChernyshevValdner от 4 апреля 2023 22:54
Спасибо за комментарий. В Смольной Вершине было много Чернышевых. Подруга моей бабушки Чернышева Матрена Ивановна (около 1900 гр), у нее была дочь, учитель, Нина Михайловна Чернышева, жила в Мичуринске.
В планах есть собрать информации об этой, фактически исчезнувшей, деревни.
Много историй пересекаются с соседними селами.
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
>> Ответ на сообщение пользователя ChernyshevValdner от 4 апреля 2023 22:54
Спасибо за комментарий. В Смольной Вершине было много Чернышевых. Подруга моей бабушки Чернышева Матрена Ивановна (около 1900 гр), у нее была дочь, учитель, Нина Михайловна Чернышева, жила в Мичуринске.
В планах есть собрать информации об этом, фактически исчезнувшем селе.
Много историй пересекаются с соседними селами.
[/q]
Спасибо еще раз за информацию и пищу для размышлений. Буду с нетерпением ждать новые факты. Было бы здорово узнать от родственником этих мест, что они помнят, как и чем жили.