На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
«Волостные, станичные, сельские, гминные правления и управления, а также полицейские станы всей России с обозначением места их нахождения». Киев: Книгоиздательство товарищества Л. М. Фиш, 1913. https://forum.vgd.ru/post/2175...#pp4267140
Пахатно-Угловская волость
Большое Никольское (Больше-Никольское) Бычки Городище Казыванье Керша Комаревка Кривополянье Новая Хмелинка (Новая Хмелина) Пахатный Угол (ПАХОТНЫЙ Угол, Солдатчино) - волостной центр Шишкино
Пятиглавая трех-престольная кирпичная церковь в русско-византийском стиле, построена на средства прихожан вместо прежде бывшей деревянной одно-престольной, построенной в 1721 и распространенной в 1841. Приделы: Троицкий и Казанский. В 1920-е закрыта, использовалась как склад зерна. Возвращена верующим в 1989, отремонтирована
Священнослужители Богоявленского храма:
Иван Васильевич Добросердечный почти 30 лет был священником в ПУ. У него был сын Иван Иванович Добросердов. В ПУ работал в школе. Позже Дмитрий Можайский святой.
Иоанн Добросердов служил в ПУ в 1864 и опубликовал в «Тамбовских губернских ведомостях» статью «Село Пахатный Угол с его дачами и окрестностями в историко-статистическом отношении».
Помощн. свящ. Вас. Ив. Добросердов, 2 разр., рукоприложен 1869 г. и Петр Вас. Соколов, студ., р. 1844 г.
Церковный староста при 1-й ц. госуд. кр. Милосердов, 1873 г. При 2-й госуд. кр. Полетаев, 1873 г.
Димитрий Певницкий, Настоятель свящ,. служил в 1876;
Григорий Певницкий (род. ок.1863),
окончил курс духовной семинарии, в 1888 – дьякон, с 1889 священник (до 1909), законоучитель земской школы, с 1891 – школы грамоты, с 1904 – второклассной церк.-приходской школы, в 1899 награжден набедренником, в 1904 – скуфьей; http://www.tambovdoc.ru/arhivn...1909-g.php Л. 179 об.
ЧЕРЕМИСИН ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ, СВЯЩЕННИК
154620921061400Родился в Лебедянском уезде Тамбовской губернии, в селе Большой Хомутец, в 1988 году, в крестьянской семье. Окончил Тамбовскую миссионерско-паломническую школу около 1908 г. С 17 июня 1908 г. Начал служить псаломщиком в Богоявленском храма с. Пахотный Угол. Через четыре года в 1912 г. Рукоположен во диаконы церкви с. Коровино. В 1931 году священник Павел Черемисин проживал в с. Делеховое Добровского р-на Центрально-Черноземной области_
Александр Крылов, в 1909 представлен к награде – наперстному кресту, в 1913 законоучитель церк.-приходской школы вместе с дьяконом Иваном Ильинским, псаломщиком Сергеем Казанским;
Алексей Сосновский, в 1913 был зав. Пахотно-угловской второклассной церк.-приходской школой;
Сергий Сунгуров, последний священник (до 1937), расстрелян; Купорев (Купарев) Сергей Петрович в 1947 – 1948 годах, последний священник перед закрытием церкви;
Николай Бугера, первый священник после открытия в 1989;
Игорь Пашенцев, второй настоятель храма.
При новом настоятеле был построен дом для священника здание сторожки, всем прихожанам батюшка запомнился своей "кипучей" деятельностью на благо прихода. При отце Игоре открылась Воскресная школа. В настоящее время протоиерей Игорь служит в Ульяновской епархии
130 лет назад в селе Пахотный Угол был воздвигнут храм в честь Богоявления Господня. Величественное каменное здание за столетие с лишним пережило времена расцвета, упадка и разрушения, но возрождено, возобновлено к жизни и вновь является притягательным центром жизни села, его символом, духовной опорой всех пахотноугловцев даже живущих далеко за пределами своей малой родины.
Первые поселенцы появились на здешних землях задолго до официальной даты основания села Пахотный Угол. По сведениям краеведа А.Н. Милосердова уже к 1710 г. в селе проживало около тысячи человек. По социальному составу большинство жителей относились к служилым людям – солдатам выборного полка. Изначально это были полковые казаки, выходцы из сел Куксово, Татаново, Перкино, Черняное, которые несли службу по охране Тамбова от набегов разных кочевых племен из Крыма, Нижнего Поволжья и Каспия. Солдаты Пахотного Угла участвовали в обоих Азовских походах, после которых часть людей осталась там для охраны порядка, часть пахотноугловцев вернулись домой.
По переписи 1704 г. в деревне Пахотный Угол есть часовня во имя Богоявления Господня, а первую деревянную церковь в селе построили в 1721г.
В середине XIX века в Пахотном Углу более 2 с половиной тысяч жителей. В селе находится волостное правление, из начальства: волостной голова, заседатель, писарь, помощник писаря, в сельской расправе старшина и писарь. Жители села – православные крестьяне занимаются хлебопашеством и промыслами. Сеют рожь, овес, гречиху, горох, в огородах выращивают картофель, капусту, разные овощи. Изб в селе 308 черных, 10 белых, бань 150, 4 торговые лавки, 4 постоялых двора, 7 крестьянских ветреных мельниц на каждой по 2 постава, 2 кузницы, есть рушилки для приготовления круп. На каждое хозяйство в среднем причитается по 1 лошади, 1 корове, 3 овцы и 1 свинье. В свободное время 20 чел. рубят крестьянские избы и продают их в окрестные селения; 50 чел. уезжают на заработки для перевозки строевого леса и тёса; 50 чел. занимаются пчеловодством, мед сбывают в Тамбове и Моршанске.
В церковном штате священник, дьякон, дьячок и два пономаря, в 1862 г. открыто второе священническое место и штате церкви с тех пор служили два священника.
В 70-х года 19 века в селе более четырех тысяч жителей, поэтому деревянная церковь, служившая более ста пятидесяти лет, не может вместить всех прихожан и не отвечает современным требованиям. Сельчане принимают решение о строительстве каменной церкви. В апреле 1883 г. утверждён проект нового храма архитектора А.Ф. Миролюбова. Через десять лет в центре села построена каменная церковь с тремя престолами: главным - Богоявления Господня и придельными - Святой Троицы и Казанской иконы Божьей Матери. Пятиглавый храм вмещает около 4 тыс. чел.
Церковь снаружи побелена известью, внутри оштукатурена и выкрашена краской; крыша покрыта железом, покрашена зеленою краской. Колокола размещаются на одной из главок. Кресты и главки выстелены червонным золотом. Иконостас длиной 37 аршин, высотою 12 аршин, оценен в 10 000 руб. Рядом со школой в сторожке была церковно-приходская школа, каменная часовня. С восточной стороны была расположена церковная второклассная школа, содержащаяся на средства Священного Синода.
В 1843 г., 180 лет назад, в селе была открыта первая школа для крестьянских детей на средства крестьян. К концу 19 в. в селе имелось несколько школ: земская, церковно-приходская и второклассная церковная школа, которая выпускала учителей для школ грамоты. Многие выпускники стали учителями и священниками. Уже в ХХ в. обыкновением стало проведение религиозно-нравственных чтений в школе. Они проходили при собрании большого количества населения. Материалы: книги и световые картинки присылали из Общества народных чтений при Народной читальне. Часто эти чтения заканчивались церковными песнопениями учащихся, к которым присоединялись жители.
За год до открытия церкви в селе построено новое здание Второклассной Пахотноугловской церковной школы. 4 сентября, в день Воздвижения честного и животворящего Креста Господня (по старому стилю) совершилось радостное и торжественное событие – освящение нового здания для второклассной школы. Об этом событии писали в газете «Тамбовские губернские ведомости».
Дважды в начале ХХ в. приход села посещали епископы Тамбовские. В 1900 г. Георгий (Орлов), епископ Тамбовский и Шацкий, отметил величие каменного храм, достаточность утвари и ризницы, хорошее хранение церковных документов и порядок в храме; посетил церковно-приходскую и второклассную церковную школу. В учебном отношении второклассная школа поставлена хорошо. Спрошенные ученики отвечали по Закону Божьему толково, с надлежащим пониманием предмета и пели церковные песнопения на голос и по нотному обиходу хорошо. В образцовой школе и церковной школе грамоты ученики отвечали по Закону Божьему и по др. предметам и пели удовлетворительно В 1912 г. храм поселит епископ Тамбовский и Шацкий Кирилл, будущий священномученик. В описание приезда епископа включена история села Пахотный Угол: «Пахотный Угол, Солдатчино тож. Село широко раскинуто на берегу р. Керши. Название получило с давнего времени, когда оно занимало годный для распашки посевами небольшой уголок земли, окруженный со всех сторон дремучим лесом. Солдатчиной называется потому, что сюда при императрице Екатерине Великой были поселены отставные солдаты. В настоящее время это село очень обширное и многолюдное; в нем имеется более 500 домов при почти 6 тыс. населения обоего пола. Приходской храм в честь Богоявления Господня, зданием каменный, величественный и благолепный; в нем может поместиться до ч 4 тыс. человек; устроен на средства прихожан в 1893 г. Храм снабжен хорошей утварью и ризницей; в нем имеется приличный хор певчих; заведено и общее пение. Содержится храм как равно и утварь и ризница в нем не совсем опрятно: особенно неопрятно содержится так называемый крестильный ящик. Библиотека церковная небогатая»
После революции была закрыта церковная школа, в здании разместилась сельская. С 20-х годов начались гонения на церковь и служителей. Храм закрыт в 1936.
В 1944 в церкви размещалась школа, затем зерносклад. В 1944-48 бывшими прихожанами подано 5 ходатайств властям об открытии храма. В 1948 храм было разрешено открыть, но под различными предлогами власти этого не делали. В 1949 по решению Совета по делам Русской православной церкви храм снят с регистрации, как не действующий более 6 месяцев. В 1954 Бондарский райисполком предложил разобрать недавно отремонтированную церковь на стройматериалы, но решение было пересмотрено.
Храм возвращен верующим в 1989.
Фактически после 1937 г. все нужные требы, церковные таинства совершались тайно, вне храма. Простые сельчане, жители Пахотного Угла, подобно первым христианам, которые вынуждены были исправлять свои богослужения в катакомбах, тоже ушли в скрытную жизнь в среде верующих и верных людей. Вера не прекратилась, просто она из храма переместилась в дома людей. Именно так в годы гонений и запретов церковных служб вера и была сохранена.
Сохранен и возрожден красавец-храм. Он, поистине является величественным не только своей архитектурой, убранством, иконами. Храм — это традиции и устои нашей православной веры, храм — это священнослужители, что вкладывали и вкладывают в него свой труд, свои заботы, высокое служение, это люди, прихожане, для которых православная вера — самая главная духовно-нравственная ценность, соединяющая и укрепляющая людей.
Отсюда, из Богоявленского храма села Пахотный Угол вышла целая плеяда священнослужителей, учителей, церковных активистов, которые посвятили себя, свою жизнь служению Богу в Тамбовской и других епархия нашей страны.
Первым о ком хочется сказать это семья Добросердовых. Иоанн Васильевич Добросердов, сын священника села Жидиловка Козловского уезда, окончил Тамбовскую духовную семинарию и возрасте 22 лет был назначен в приход Пахотного Угла. Являлся действительным членом Тамбовского губернского статистического комитета, а с 1869 г. благочинным второго округа Тамбовского уезда. Иоанн Васильевич был очень пытливым и деятельным священником, очень интересовался историей села и прихода, работал с архивными документами. За период служения постоянно писал очерки для Тамбовских губернских ведомостей. Его статья «Село Пахотный Угол с его дачами и окрестностями в историко-статистическом отношении» донесла до нас широкую картину жизни села, уклад жителей, начальную историю заселения, климат, природные явления и чрезвычайные происшествия. В семье священника и его супруги родились три сына, Василий, Дмитрий и Иван. Все они служили по духовному ведомству. Василий Иванович после окончания семинарии служил в церкви Пахотного Угла, позже перемещен в с. Сухотино. Три его сына тоже стали священниками. Дмитрий Иванович по окончанию Тамбовской духовной семинарии сначала работал учителем в школе Пахотного Угла, затем служил священником в с. Новотомниково Шацкого уезда. Иван Иванович Добросердов, известный нам как Димитрий, архиепископ Можайский, священномученик. Окончил I Тамбовское духовное училище и Тамбовскую духовную семинарию, после которой назначен учителем земской школы в Моршанском уезде, потом священником села Мамонтово. После смерти жены и детей поступил в Московскую духовную академию и окончил ее со степенью кандидата богословия. Служил законоучителем 4 Московской гимназии и священником при церкви гимназии. В декабре 1908 г. пострижен в монашество с наречением имени Димитрий, возведен в сан архимандрита и назначен синодальным ризничим и настоятелем церкви Двунадесяти Апостолов в Кремле. В дореволюционных источниках есть упоминания о приезде епископа в Тамбовскую губернию по служебным делам и посещении родителей в Пахотном Углу. С 18.05.1914 г. епископ Можайский, викарий Московской епархии, с 1918 г. епископ Дмитровский, с 1921 — Ставропольский. 26.09.1923 г. назначен епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии и временно управляющим Тамбовской епархией. С 1926 г. возглавлял Пятигорскую епархию. В 1932 г. возведен в сан архиепископа, с 1934 —архиепископ Можайский. 29.09. 1937 г. арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. На допросах не признавал себя виновным и не согласился кого-либо оговорить. 17 октября 1937 г. «тройкой» УНКВД по Московской области был приговорен к расстрелу. 21 октября расстрелян на полигоне Бутово под Москвой, погребен в общей безвестной могиле. Реабилитирован 30.05.1989 г. Собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых в чине священномученика. Димитрий Можайский (Добросердов) Димитрий Можайский (Добросердов) Димитрий Можайский (Добросердов) Димитрий Можайский (Добросердов)
Семья Ильинских Иван Семенович Ильинский после двух классов семинарии работал учителем школы в Грибоедово, а с 1888 г. служил дьяконом в Пахотном Углу до своей кончины в 1909 г. У него в семье было 8 детей: 5 сыновей и три дочери. Не раз семья испытывала материальные трудности, священник получал материальную поддержку из епархиальных средств на лечение, на содержание детей в учебных заведениях: дочери Марии в женском епархиальном духовном училище, сыновей в духовных училищах. Дети Ивана Семеновича Ильинский Александр Иоаннович (15 августа 1884 с. Пахотный Угол – 22 декабря 1937 г., предположительно г. Тамбов), священник, сын дьякона с. Пахотный Угол. Получил сначала среднее образование, затем окончил Тамбовскую духовную семинарию. Служил псаломщиком в Пахотном Углу в 1908 г., в 1909 г. посвящен в дьякона, 12 марта 1911 г. назначен священником в Митрополье. По состоянию на 1913 г. служил законоучителем в церковно-приходской и земской школе, в 1914 г. награжден набедренником. В 1926 г. служил священником Архангельской церкви г. Тамбова, в том же году арестован первый раз, постановлением заседания тройки при ПП ОГПУ по ЦЧО осужден по ст. 58. 10 п. УК РСФС и приговорен к лишению свободы сроком на три года. Наказание отбывал в Соловецких лагерях НКВД. В 1930 г. вторично осужден тройкой при ПП ОГПУ по ЦЧО по статье 58.с. 10 УК РСФСР Отца Александра приговорили к десяти годам заключения в исправительно-трудовых лагерях. Наказание отбывал в Дальлаге. Досрочно освобожден в 1936 г. 2 октября 1937 вновь арестован органами НКВД и содержался под стражей в тюрьме г. Тамбова. Постановлением заседания тройки УНКВД по Тамбовской области от 5 декабря 1937 года был осужден по ст. 58 10 ч. 1 УК РСФСР и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 22 декабря 1937 г. Сведения о месте захоронения не имеется. Реабилитирован прокуратурой Тамбовской области 23 марта 1989 г. Семья Ильинских. Второй слева священник Александр Ильинский, в центре матушка Евдокия, справа отец Феодор, во втором ряду стоит будущий иерей Иоанн, слева от него сестра и ее муж диакон Иоанн. Семья Ильинских. Второй слева священник Александр Ильинский, в центре матушка Евдокия, справа отец Феодор, во втором ряду стоит будущий иерей Иоанн, слева от него сестра и ее муж диакон Иоанн.
Ильинский Иоанн Иоаннович (1894 — 09.11.1937), священник. Из семьи дьякона с. Пахотный Угол. Окончил Тамбовскую духовную семинарию. До 1916 г. служил псаломщиком в с. Сулак Кирсановского уезда, после окончания семинарии священником в с. Лебедево Козловского уезда, в 1918 г. снова в с. Сулак. Его супругой стала Александра Столбовская, дочь дьякона. В семье родилось четыре дочери. Александра Андреевна работала в приходской школе учительницей. После 1917 г. спецотрядом красноармейцев у священника забрали все имущество. В 1924 г. арестовали, шесть месяцев он провел в тюрьме. В 1929 г. повторный арест, приговор — год принудительных работ. 07.02.1930 третий арест. Обвинение в агитации против советской власти и колхозов. 04.03.1930 постановлением «тройки» при ПП ОГПУ по ЦЧО священник осужден по ст. 58 п. 10 УК РСФСР и приговорен к 5 годам заключения в концентрационном лагере. Все имущество конфисковано, семья осталась без крова, стоял вопрос о выселении семьи в Северный край. Но они сумели уехать в Тамбов к родственникам. И. И. Ильинский отбывал заключение на Дальнем Востоке без права переписки. Условия содержания были очень тяжелыми, особенно бесчеловечным было обращение лагерного начальства и охраны с заключенными. Священнику предлагали отступить от религии. Об этом знали родственники, получившие несколько весточек из заключения. Срок заключения Иоанна Иоанновича должен был закончится в 1940 г. Но в 1937 г. он вновь был обвинен в «агитации, направленной на дискредитацию руководителей советской власти и партии», 16.10.1937 г. постановлением «тройки» УНКВД по Дальневосточному краю был приговорен к высшей мере наказанию — расстрелу. Приговор приведен в исполнение 9.11.1937 г. в Хабаровске. Реабилитирован Прокуратурой Тамбовской области 19.04.1989 г. по делу 1930 г., по делу 1937 г. Прокуратурой Хабаровского края 30.04.1990 г. Ильинский Сергей Иоаннович, сын дьякона с. Пахотный Угол И. С. Ильинского. В 1906/07 учебных годах обучался в 1 Тамбовском духовном училище. Дальнейшая судьба неизвестна. Ильинский Феодор Иоаннович (1887 - ?), священник, протоиерей. Из семьи дьякона с. Пахотный Угол. Окончил Тамбовскую духовную семинарию. 24.11. 1905 г. бывший воспитанник 2 кл. семинарии определен псаломщиком в церковь с. Керша Тамбовского уезда, через год уволен от должности, согласно прошению. Уже в 1910 г. окончивший семинарию Феодор Иоаннович служит священником в с. Старая Сабуровка Козловского уезда. В 1924 г. член, а затем и председатель Козловского уездного Церковного правления (обновленческого). В июле 1924 г. в Козлове выходит и массово распространяется его брошюра «Правда церковного раскола» с толкованием «тихоновского вопроса». Несмотря на это, протоиерей Ф. Ильинский в мае 1925 г. арестован Тамбовским отделом ОГПУ. 26.03.1926 г. осужден по ст. 69, ст. 58 п. 10 УК РСФСР на три года лишения свободы. Вернулся Ф. И. Ильинский из заключения очень больным. После освобождения ему запрещено жить на родине, поэтому он переезжает в г. Ставрополь, где принеся покаяние за отход к обновленчеству, служит в храме, принадлежащем «тихоновскому» направлению. Священник недолго пожил и скоро скончался.
Певницкие Певницкий Григорий Михайлович (ок. 1863 -?), священник. Сын священника. Окончил семинарию. В 1888 -1889 гг. служил дьяконом с. Глуховки Кирсановского уезда. В 1889 г. определен священником в с. Пахотный Угол Тамбовского уезда, с 1899 г. законоучитель земской школы, с 1891 г. заведующий и законоучитель школы грамоты, с 1904 г. законоучитель образцовой цпш при второклассной школе села. В 1899 г. награжден набедренником, в 1904 г. - скуфьей, в 1909 г. камилавкой, в 1916 г. наперсный крестом. По сведениям на 1911 г. служит там же, в семье жена и сын. В 1892 г. газета «Тамбовские епархиальные ведомости» писала: «... священник Пахотного Угла Григорий Певницкий после литургии сказал прихожанам, что надо отблагодарить государя императора за его отеческие заботы о своих подданных при настоящем голоде. Прихожане, впечатлившись словами священника, решили отслужить на следующий день литургию о здравии монарха 8 июля 1892 г. Храм был полон молящихся, все молились с усердием, день этот был проведен в селе как высокоторжественный». Певницкий Димитрий Егорович (ок. 1842 — 1889), священник. Окончил семинарию. В 1865 — 67 гг. учитель Тамбовского епархиального женского училища, с 11.10.1867 г. священник. В 1869 — 1889 г. священник с. Пахотный Угол Тамбовского уезда, в 1872-78 гг. член благочиннического совета, с 1874 г. законоучитель в школе, с 1876 г. депутат общеепархиальных и окружных съездов, в 1878 г. рекомендован епархиальным съездом для производства следствий, с 1883 г. член правления 1-го Тамбовского духовного училища. С 1881 г. - помощник благочинного, священника Венценосцева. Постоянно жертвовал деньги на разные епархиальные сборы и нужды: на раненных и больных воинов, на стипендии в духовные училища, в пользу славянских семейств Балканского полуострова, на устройство иконостаса церкви в 1 Тамбовском духовном училище. Награжден в 1882 благословением Священного Синода, набедренником, скуфьей в 1878 г. камилавкой в 1883. Жена священника, Ольга Стефановна Певницкая была восприемницей (крестной матерью) детей священника церкви того же села Василия Добросердова и его супруги дочери Татьяны и сына Федра. Умер Димитрий Егорович в возрасте 47 лет, в семье остались жена Ольга Стефановна 40 лет и дети: Николай, 20 лет, Стефан 14 лет, Александр 12 лет и Ольга 12 лет. Вдова священника в 1896 г. назначена на должность просфорни в Богоявленскую церковь Пахотного Угла.
Певницкий Николай Димитриевич (ок. 1870 - ?), священник, сын священника из Пахотного Угла. Окончил ТДС в 1892 г. по 2 разряду и определен псаломщиком в церковь Пахотного Угла и учителем в цпш. С 1896 г. заведующий цпш. 9 декабря1895 в Предтеченском храме Казанского монастыря рукоположен в дьяконы, а с 1905 г. священник в с. Булыгино Кирсановского уезда, с 1906 г. законоучитель в местной земской школе. На 1911 г. служит в с. Булыгино, в семье жена и четверо детей. Награжден набедренником в 1899 г., скуфьей в 1908 г., камилавкой и серебряной медалью за 25-ти летие работы в цпш. На 1917 г. : жена Анна Павловна 46 лет, дочь Зинаида 1895 г. р., окончила Московские педагогические курсы, сын Александр, 1897 г. р. учится в 4 кл. Тамбовской духовной семинарии, дочь Татьяна, 1902 г.р. , учится в 6 кл Тамбовского епархиального женского училища.
Дьяконом в церкви служил Офицеров Иоанн Макарович (1883 — 16.11.1937), священник, родом из с. Верхнее Нащекино Кирсановского уезда, из крестьянской семьи. Окончил второклассную церковную школу. В 1911 г. учитель цпш с. Краснослободского Кирсановского уезда, в тот же год определен дьяконом в церковь с. Пахотный Угол Тамбовского уезда. На момент ареста в 1931 г. служил священником в с. Вердеревщино Кирсановского уезда. Осужден по ст. 58 п. 10. УК РСФСР и приговорен к пяти годам заключения в итл. Второй раз арестован органами НКВД в 1937 г., содержался в КПЗ Бондарского райотдела НКВД. Постановлением «тройки» УНКВД по Тамбовской области 25 ноября 1937 г. осужден по ст. 58 п. 10. ч. 1 УК РСФСР и приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор приведен в исполнение 16 ноября 1937 г. Сведений о месте захоронения не имеется, по слухам расстрелян на краю местного погоста и там же погребен. Реабилитирован Прокуратурой Тамбовской области 23.03.1989 г.
Псаломщиком в 1908-1912 гг. служил Черемисин Павел Михайлович, (1888 - 1937), впоследствии священник. После Пахотного Угла перемещен дьяконом, затем священником в Коровино. 31.05.1937 г. арестован, осужден спецколлегией Воронежского Суда на 8 лет лишения свободы по ст. 58. п.10, п. 11 УК РСФСР, ч. 2 УК РСФСР. По сведениям, хранящимся в семье, он был расстрелян в Казахстане. Священник Черемисин с супругой Священник Черемисин с супругой Черемисин во втором ряду в центре рядом с женой с детьми и родственниками, 1929 г, фото внучки Ирина Тимофеевна Цыпленко Черемисин во втором ряду в центре рядом с женой с детьми и родственниками, 1929 г, фото внучки Ирина Тимофеевна Цыпленко
Последним священником церкви перед ее закрытием стал Сунгуров Сергий Арсеньевич (10.09.1902 – 20.01.1938 г). Родился в Московской губернии с. Дьдьково в семье священника Арсения Арсеньевича и его супруги Марии Васильевны. Окончил Московскую духовную семинарию. До 1918 г. семья проживала в Дядьково. В 1918 г. скрываясь от преследований, уехали в Тамбовскую губернию. Служил в псаломщиком в с. Преображеновка в 1918-1923 гг., вместе со своим отцом, одновременно в 1919 – 1922 г. был секретарем Перображеновского сельсовета. Супругой священника стала Татьяна Гавриловна Воронова из семьи зажиточных многодетных крестьян с. Преображеновки Гаврилы Тихоновича и Анны Ивановны Вороновых, внучка попечителя Преображенской церкви села Воронова Тихона Федоровича В 1923 г. мобилизован в Красную Армию. Служил в тыловом ополчении Москвы, в 1924 г. переведен в Орел, в 1925 г. демобилизован. В 1926 г. рукоположен в дьяконы с. Бурнак Жердевского района, с 1931 г. священник с. Даниловка Токаревского района, с. Русаново, с 1934 г. в селе Пахотный Угол Бондарского района. Служба настоятеля была непростой, ему приходилось отстаивать храм от закрытия и превращение его в зерносклад, подвергался преследованиям со стороны властей. Часто местные жители прятали у себя священника при розыске местными активистами. 27 ноября 1937 г. последовал арест органами Бондарского РО УНКВД и заключение в Тамбовскую тюрьму. Церковь в селе после ареста настоятеля была закрыта. 11.12.1937 г. священник обвинен в «систематической контрреволюционной повстанческой деятельности» по ст. 58 п. 10 ч. 2 УК РСФСР. Из обвинения: "Контрреволюционная деятельность, клевета на Советскую власть, призывал к восстанию против Советской власти". Священник виновным себя не признал. «Тройкой» при УНКВД СССР по Тамбовской области осужден и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 20.01.1938 г. Реабилитирован Прокуратурой Тамбовской области 14.06.1989 г. Священник Сунгуров с матушкой Татьяной, маленьким сыном Володей и родственниками семьи. Возможно фото около церкви с. Пахотный Угол. Священник Сунгуров с матушкой Татьяной, маленьким сыном Володей и родственниками семьи. Возможно фото около церкви с. Пахотный Угол. Священник Сунгуров с семьей Священник Сунгуров с семьей
Питирим (Свиридов Петр Петрович) (21.12.1887 с. Пахотный Угол Тамбовского уезда — 10.08.1963 г. Москва), митрополит Крутицкий и Коломенский. Из крестьян. В 1903 г. окончил второклассную церковную школу в родном селе. Служил учителем в школах Тамбовского уезда и Саратовской губернии. В 1911 г. рукоположен в дьяконы, в 1915 г. по окончании Саратовской духовной семинарии в священники. Служил в разных приходах Поволжья, возведен в сан протоиерея, овдовел. В 1941 г. принял монашество и посвящен в сан епископа Куйбышевского, затем управлял Калужской, Воронежской, Курской, Минской, Гродненской и Пинской епархиями до 1959 г. В 1945 г. возведен в сан архиепископа. В 1959 г. митрополит Ленинградский и Ладожский, с 1960 — Крутицкий и Коломенский. Похоронен в ограде Преображенского храма загородной патриаршей резиденции в Переделкине. Автор ряда сочинений богословских сочинений. Митрополит Питирим (Свиридов) Митрополит Питирим (Свиридов)
Попов Иоанн Димитриевич (1880 -?), священник. Родился в с. Пахотный Угол в крестьянской семье. Окончил двухклассную церковную школу. Дьякон с 1908 г., на 1911 г. служит дьяконом в с. Большое Гагарино Моршанского уезда. В семье жена и двое детей. Арестован в 1937 г. Пичаевским РО НКВД, содержался в Моршанской тюрьме. Постановлением заседания «тройки» УНКВД по Тамбовской области от 28.10. 1937 г. осужден по ст. 58 п. 10. УК РСФСР и приговорен к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован Прокуратурой Тамбовской области 7. 06.1989 г. Хрипунов Иоанн Васильевич (1868 — 1937), священник. Родился в с. Пахотный Угол Тамбовского уезда. Из крестьян. Окончил три класса сельской школы. До ареста проживал в с. Серебряки Тамбовского района, служил священником. 29.04.1937 г. арестован Тамбовскоим ГО НКВД, содержался под стражей в Тамбове. Постановлением заседания «тройки» УНКВД по Воронежской области 15.08.1937 г. осужден по ст. 58 п. 10 УК РСФСР и приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор приведен в исполнение 17.08.1937 г. Сведений о месте захоронения не имеется. Реабилитирован Прокуратурой Тамбовской области 17.03.1989 г.
Известны биографии других людей, которые своей службой оставили след в истории церкви.
Матыцын Адриан (Андрей), крестьянин с. Пахотный Угол, церковный староста с 1895 г. В 1897 г. награжден похвальным листом за увеличение церковных доходов и пожертвование своих личных средств 500 р. в пользу церкви. В 1903 г. императором Николаем II награжден серебряной медалью для ношения на Анненской ленте за заслуги по духовному ведомству. В 1907 г. награжден медалью для ношения на груди на Станиславской ленте, в 1908 г. получено благословение Священного Синода с выдачей установленной грамоты за заслуги по духовному ведомству. В 1910 г. жертвует 700 руб. на ремонт приходского храма, за что получает благодарность епархиального начальства. В 1911 г. ко дню рождения его императорского величества награжден серебряной медалью для ношения на шее на Владимирской ленте с надписью «за усердие», в 1915 г. медалью на золотой Александровской ленте.
Куксов Иван, крестьянин с. Пахотный Угол. В начале ХХ в. Иван стал книгоношей Серафимовского Богородичного миссионерского Братства по Тамбовскому уезду сначала на общественных началах, а потом с жалованием 200 р. в год, занимался противосектанской работой, распространял и продавал литературу, писал статьи в Тамбовские епархиальные ведомости. В 1915 г. призван в действующую армию, в семье осталась жена и трое малолетних детей, в 1916 г. по ранению получил отпуск, продолжал свою миссионерскую деятельность. В 1917 г. вновь в действующей армии. Галина Ступникова
ул. Октябрьская, д. 4 Тел.: 8-(47534)45-5-08 Сайт храма http://pahotniy-ugol.prihod.ru/ Электронная почта Настоятель: священник Александр Кукин Тел.: 8-953-720-06-81
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
В 1706 году в Пахотном Углу уже была построена часовня (спасибо за материал С. Раткину):
"1706 году июня в день. По указу преосвященного митрополита Рязанского и Муромского и по памяти с Москвы за прописью дьяка Василия Зарайникова, ...подъячего Федора Яковлева в Тамбовском уезде по реке Вороне и по иным новым местам... - часовня Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в новоселебном селе Пахатном. У тое часовни двор попа Алексея, двор дьячка Тимофея Травина, двор дьячка Кириллы Васильева, церковной пахатной земли попу с причетники и с приходских дач 50 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 100 копен. Да в приходе к той часовне солдатских дворов в том селе жителей 88 дворов. Дани с того села Пахатного по сказкам того села попа Алексея и приходских людей по счету и по досмотру с приходских дворов и с полевой земли и с сенных покосов положено на год платить 3 рубли 26 алтын, 4 деньги, пошлин гривна, детям боярским на жалованье с рубля по полуполтине, всего 4 рубля, 25 алтын, 3 денги, за ъездь гривна, нищим гривна ж, полковым попам в подмогу гривна ж. К сему окладу новоселебного села Пахатного дьячек Афанасий Травин руку приложил". Книги окладные новоселебным селам Танбова и Козлова городов нынешнего 1702-го году. (Известия Тамбовской учёной архивной комиссии. Вып. 39. Тамбов, 1894. С. 273-292.)
В 1721 году в Пахотном Углу построили церковь, очевидно взамен часовни. Об этом говорится в «Списке духовенства Тамбовской епархии на 1876 год». 2-й Тамбовский округ:
В селе Пахотном угле церковь Богоявленская деревянная, построена в 1721 году и распространена в 1841 году. Престол в ней один.
При ней в с. Козованьи Параскеевская д., приписная, постр. 1767 г., перестр. 1866 г.; прест. один. Шт. Наст., 2 помощн. и 3 псал.
Настоятель - священник Дмитрий Егорович Певницкий, рукоположен в 1867 году. Помощники - священник Василий Иванович Добросердов, рукоположен в 1869 году и Петр Васильевич Соколов, рукоположен в 1844 году. Церковный староста при 1-й ц. - государственный крестьянин Милосердов с 1873 года. При 2-й госуд. кр. Полетаев, 1873 г.
В 1883 году вместо старой деревянной церкви тщанием прихожан начата постройка новой каменной церкви.
ГАТО фонд 46 оп.1 д. 1167
2Дело по Строительному Отделению Тамбовского Губернского Правления по отношению Тамбовской Духовной Консистории об утверждении проекта на постройку каменной церкви в селе Пахотном Углу Тамбовского уезда. начато – 30 апреля 1883 года
Протокол технического совещательного присутствия Строительного Отделения Тамбовского Губернского Правления
1883 года апреля 30 дня, Тамбовская Духовная Консистория при отношении от 29 апреля сего года за № 3544, препроводила в Строительное Отделение Тамбовского Губернского Правления на зависяще Список духовенства Тамбовской епархии на 1876 год 2-й Тамбовский округ 1. В селе Пахотном угле, Богоявленская д., постр. 1721 г., и распростр. 1841 г. прест. в ней один, главная. При ней в с. Козованьи Параскеевская д., приписная, постр. 1767 г., перестр. 1866 г.; прест. один. Шт. Наст., 2 помощн. и 3 псал. Наст. свящ. Дим. Егор. Певницкий, студ., р. 1867 г. Помощн. свящ. Вас. Ив. Добросердов, 2 разр., р. 1869 г. и Петр Вас. Соколов, студ., р. 1844 г. Ц. стар. при 1-й ц. госуд. кр. Милосердов, 1873 г. При 2-й госуд. кр. Полетаев, 1873 г. е рассмотрение проект с пояснительной запиской и актом на постройку каменной церкви в селе Пахотный угол Тамбовского уезда, и о последующем просит, с возвращением проекта, уведомить Консисторию. Техническое Совещательное Присутствие Строительного Отделения Тамбовского Губернского Правления по рассмотрению означенного проекта, пояснительной записки и акта на постройку каменной церкви в с. Пахотный угол, нашла, что церковь будет находиться на площади, на законном расстоянии от построек, т.е. более 20 саженей. Грунт земли, на котором предполагается постройка, следующий на глубину 1,5 аршина от поверхности чернозем, далее идет плотная глина с небольшой примесью песку достаточной толщины, могущая служить материком для закладки каменного здания. Поэтому фундамент под новую церковь предположен глубиною 2 ¾ аршина, а под средними пилонами и под среднею частью южной стены 3 аршина 10 вершков, так как под средней частью и южною предполагается устроить подвал. Размеры устоям, аркам и сводам приданы на основании предварительно сделанных вычислений и эмпирических формул и вполне достаточны для прочности церковного сооружения, почему проект на основании 227 и 228 ст. XII т. 1ч. уст. Строит. и циркуляра Министра Внутренних Дел от 26 апреля 1867 г. за № 913 найден составленным одобрительно, а потому Техническое Совещательное Присутствие Строительного Отделения полагает: проект этот утвердить установленным порядком и затем препроводить в Духовную Консисторию, которую просить сделать распоряжение, чтобы работы по постройке упомянутой церкви проводились под наблюдением архитектора и будет иметь наблюдение, чтобы донести Строительному Отделению. Об утверждении проекта дать знать Тамбовскому Уездному Исправнику. Затем дело завершить и сдать в архив. Губернский Архитектор – Миролюбов. Младший Архитектор – Свирческий Младший Инженер – Карапетов. Старший Делопроизводитель – Каменский"
Пахотно-уловцы не поскупились на грандиозный проект. Богоявленская церковь ныне является, по утверждению специалистов, шедевром русско-¬византийского стиля. Пятиглавый трёх-престольный кирпичный храм площадью 850 квадратных метров и высотой 50 метров возводился 13 лет и был открыт в 1893 году. Величественность сооружению придали три престола: главный — в честь Богоявления Господня, правый — Пресвятой Троицы, левый — Казанской иконы Божией Матери.
Бесспорно, архитекторы достигли своей цели. Богоявленский храм производил неизгладимое впечатление на каждого. Впрочем, и сегодня он всё так же заставляет трепетать сердца. Подъезжая к селу Пахотный Угол, в первую очередь видишь громаду белоснежной церкви, возвышающуюся над зелёными купами деревьев.
Внутри храмовое пространство было огромным. Белёные стены без фресок раздвигали его до невероятных размеров
А история эта оказалась весьма драматичной, но, слава богу, не трагической, как для большинства храмовых сооружений округи. В советское время здесь уцелели только две церкви в сёлах Пахотный Угол и Кривополянье. Остальные были разрушены до основания.
Богоявленский храм действовал до 1937 года. О жизни священников в 20—30-х годах практически ничего неизвестно. Рассказывают, что последнего молодого батюшку в тот роковой год арестовали и увезли в Тамбов. Сам же храм превратили в зернохранилище. Когда матушка начала наводить справки о дальнейшей судьбе супруга, ей сказали, что он расстрелян.
«Благочестивые наши предки не могли жить без храма –
он был так же необходим для души народа,
как дом и пища для его телесного существования».
(Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.
Угол Пахотный веками
Вопреки всему стоит,
Горд героями своими,
С честью в прошлое глядит!
Храм среди села стоит,
Он всему свидетель,
С высоты веков глядит,
Славы добродетель.
(Внук одного из первых председателей сельского Совета с. Пахотный Угол И.П. Попова, В.В. Попов)
Пахотный Угол, это место, где я родилась в 1963 году, приобретала знания от родителей, в школе и от окружающих людей.
Пахотный Угол – это моя Родина, подтверждая слова великого поэта К.Симонова:
«Ты знаешь, наверное, все-таки Родина-
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил».
Село моё, родное! Вот уже, сколько поколений жителей может сказать эти слова о нашем селе. Каждый по- своему, но все мы любим своё село. Любим его за природу вокруг, за его прошлое, за то, что передали нам наши деды. Пройдет время, и мы передадим свою любовь к селу, к родной земле своим детям.
Актуальность этой темы состоит в том, что мы должны знать богатую историю родного села, историю создания церкви, гордиться мастерами созидателями и сделать всё возможное, чтобы сберечь это в памяти для будущего поколения, ведь без прошлого не было бы настоящего, а без настоящего не будет будущего.
Предмет исследования: история церкви старого и нового села.
Объект исследования: Богоявленский храм Села Пахотный Угол.
Гипотеза: если мы будем изучать историю малой родины, то это будет способствовать развитию нравственного и духовного воспитания, повышенного интереса современных потомков к познанию культурного наследия страны.
Методы исследования: сравнительно-исторический; наблюдение; сравнение; анализ; прогнозирование; обобщение.
Цель: изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма села Пахотный Угол и показать историческую значимостьцеркви в жизни села и людей.
Задачи:
Найти сведения о возникновении села Пахотный Угол и строительстве православного храма в селе; Изучить историю храма: разрушение и восстановление; Проанализировать отношение населения к церкви; способствовать воспитанию любви к малой Родине и религиозным ценностям России; раскрыть значение храма в духовной и культурной жизни жителей; развить навыки исследовательской работы в области православной культуры.
1.Село Пахотный Угол
Что такое Пахотный Угол?
Это название населенного пункта Бондарского района Тамбовской области. Село Пахотный Угол расположено на берегах реки Керша, при впадении в нее ручья Рудный, примерно в пятидесяти километрах к северо- востоку от Тамбова.
Село получило сразу два названия: Пахотный Угол и Солдатчино.
Название « Пахотный Угол» село получило с давнего времени, когда оно занимало годный для распашки посева небольшой уголок земли, окруженный со всех сторон дремучим лесом.
Солдатчиной оно называется потому, что сюда при Императрице ЕкатеринеВеликой были посланы отставные солдаты.
По документам от 1719 года в нём числилось 59 солдатоднодворцев. Они быстро обжились и одновременно с домами возвели деревянную часовенку. А уже следом, к 1721 году, построили деревянную однопрестольную церковь, которая была распространена в 1841 году. За двести лет она не раз приходила в ветхость. Дважды её реставрировали. И к середине XIX века сельчане пришли к мысли, что необходимо построить каменный храм.
2.История создания церкви
Пахотный Угол к тому времени разросся и окреп. Село имело весьма выгодное расположение: на пересечении трёх трактов: на Тамбов, Моршанск и Кирсанов. В 1863 году здесь насчитывалось 400 дворов и проживало 3317 человек. Пахотноугловцы всегда были вольными, крепостное право их не коснулось. Большая часть крестьян относила себя к зажиточным людям. В череде различных дел не забывали и о грамотности детей. В селе была открыта начальная школа для мальчиков, затем появилась начальная женская школа. Согласно архивным документам в 1886 году духовным ведомством в построенном сельским обществом каменном одноэтажном здании с одной классной комнатой была открыта церковноприходская школа. А уже потом на её базе (с переводом учреждения в двухэтажное деревянное здание) открыто мужское второклассное училище для подготовки учителей церковноприходских школ и школ грамоты со сроком обучения три года. После октябрьского переворота эти учебные заведения ликвидировали.
На протяжении 25 лет(1845-1870г.г.) священником Богоявленской церкви села Пахотный Угол был Иоанн Васильевич Добросердов. За этот период о.И.Добросердовым были подготовлены и опубликованы в Тамбовских губернских ведомостях материалы об истории возникновения селаПахотный Угол.
В Справочной книжке по Тамбовской Епархии на 1876 год значится «что в селе Пахатном Угле церковь Богоявленская, деревянная, построена в 1721 году и распространена в 1841г.
Престол в ней один. При ней в с. Козованьи Параскеевская д., приписная, постр. 1767 г., перестр. 1866 г.; прест. один.
Шт. Наст., 2 помощн. и 3 псал.
Наст. свящ. Дим. Егор. Певницкий, студ., р. 1867 г.
Помощн. свящ. Вас. Ив. Добросердов, 2 разр., р. 1869 г. и Петр Вас. Соколов, студ., р. 1844 г.
Ц. стар. при 1-й ц. госуд. кр. Милосердов, 1873 г. При 2-й госуд. кр. Полетаев, 1873 г.
Уже в это время имевшаяся деревянная Богоявленская церковь не могла вместить всех желающих побывать на службе. Поэтому на рубеже 70-80х годов XIX века прихожанами было принято решение о строительстве новой, более расширенной церкви.
В апреле 1883 года утвержден проект на строительство каменного храма. Архитектор А.Ф. Миролюбов.
Когда во второй половине XIX века сельским сообществом была поддержана мысль о закладке каменного храма, как говорится, всем миром стали собирать деньги. Пахотноуловцы не поскупились на грандиозный проект. Богоявленская церковь ныне является, по утверждению специалистов, шедевром руссковизантийского стиля. Пятиглавый трёхпрестольный кирпичный храм площадью 850 квадратных метров и высотой 50 метров возводился 13 лет и был открыт в 1893 году. Величественность сооружению придали три престола: главный — в честь Богоявления Господня, правый — Пресвятой Троицы, левый — Казанской иконы Божией Матери.
Бесспорно, архитекторы достигли своей цели. Богоявленский храм производил неизгладимое впечатление на каждого. Впрочем, и сегодня он всё так же заставляет трепетать сердца. Подъезжая к селу Пахотный Угол, в первую очередь видишь громаду белоснежной церкви, возвышающуюся над зелёными купами деревьев.
3.Верны своей вере
В середине 30 годов двадцатого века происходила борьба с церковью.
Жительница села Екатерина Николаевна Сопина вспоминает. «Когда ей было 10 лет, это было в 1935 году, она вместе со своей бабушкой была в храме на службе. Во время службы, в момент, когда отец Сергий стоял за кафедрой, в храм с криком ворвалась группа «активной» молодежи. «Активисты начали кричать и самое главное сбросили на пол горящие свечи с подсвечников. Отец Сергий дал знак прихожанам, чтобы не предпринимали никаких действий в отношении хулиганов. Через какое-то время «активисты» выбежали из храма. Прихожане быстро собрали разбросанные свечи. Они купили новые свечи, поставили их на подсвечники и служба продолжена».
В своих воспоминаниях житель села Пахотный Угол Виктор Дмитриевич Милосердов отмечал, что большую активность в этот период, по вопросу недопущения богослужения в храме, проявляло руководство Пахотноугловской школы.
С окончательным закрытием церкви, веру людей в Господа Бога не удалось искоренить.
Население села Пахотный Угол не забывало о Господе Боге. Для совершения различных церковных обрядов пахотноугловцы тайно собирались у жительниц, которые были певчими в местном церковном хоре и хорошо знали порядок ведения службы. К ним относится тетя моего отца, Ярыгина Пелагея Ивановна, она была «монашка», в свое время учила нас молитвам «Живые помощи», «Отче Наш».
Жители села верны своей вере.Для большинства молодоженов в 50-60 годы прошлого века процедура венчания была обязательной нормой. Мои родители, Ярыгины Виктор Александрович и Анна Григорьевна, венчались 1958 года на Праздник Красной горки в селе Бондари.
В детстве я помню мы с мамой ходили очень рано пешком в Троицкую церковь села Бондари, чтобы причаститься к новому учебному году. Меня крестили в 1963 году в церкви села Бондари. Я верна своей вере. В настоящее время я приезжаю в свое родное село и посещаю мой родной Богоявленский храм.Мои внуки знают молитву «Отче Наш»,продолжаю с ними учить другие молитвы.Я верна своей вере, так как духовный потенциал был заложен от моих родителей.
Помню, мама всегда выходила во двор и молилась на храм. Она всегда мечтала, что возобновлят храм и она будет ходить на службу. Но в 1989 году мама умерла.В настоящее время в Богоявленский храм нашего села ходит каждый день моя младшая родная сестра, Попова Надежда Викторовна, она поет во время службы в хоре.
4.Трудные 20-30-е годы
В послереволюционные годы Пахотный Угол, как и многие, сёла Тамбовщины, оказался в эпицентре крупнейшего крестьянского восстания: здесь действовали отряды повстанцев Антонова. Жители села стали свидетелями яростных, не на жизнь, а насмерть, схваток между красноармейцами и участниками восстания. Зажиточным пахотноугловцам было что защищать. Продотряды выгребали зерно у крестьян подчистую. Возмущённые селяне вливались в ряды восставших. На стороне Антонова против большевиков воевало более 700 жителей села. В составе повстанческой армии действовал восьмой Пахотноугловский полк.
Вот как описывает эти события Александр Солженицын в своём рассказе «На краях» устами одного из персонажей:
«Совнарком распорядился: с тамбовской пугачёвщиной кончить в шесть недель, считая от 10 мая. Любой ценой! Всем нам предстоит напряжённая работа. Опыт подавления таких народных бунтов требует наводнить район восстания до полного его оккупирования и планово распределить по нему наши вооружённые силы. Сейчас прибыла из под Киева, высадилась в Моршанске и уже пошла на мятежный Пахотный Угол прославленная кавдивизия Котовского. Потом она подойдёт сюда, к центру восстания. Наше большое техническое преимущество над противником: отряд аэропланов и автоброневой отряд. Из наших первых требований к жителям будет: восстановить все мосты на просёлочных дорогах — это для проезда моторных самодвижущих частей. (Только никогда не пользуйтесь проводниками из местных жителей!) Ещё в запасе у нас — химические газы, и если будет надо — применим, разрешение Совнаркома есть. В ходе предстоящего энергичного подавления вам, товарищи командиры, представляется получить отличный военный опыт».
Всё, что происходило в этих местах в 20х годах, потом долгие десятилетия замалчивалось, поэтому реальные события превратились в легенды, которые передавались из уст в уста, да и то с оглядкой. Только последние лет пятнадцать краеведы начали по крупицам восстанавливать ход событий. А так согласно одной из народных версий, когда Антонов скрывался в селе и в подвале храма повстанцы хранили оружие, войска Котовского из села Казывань вели огонь из пушек по храму. Так что выбоина на стене храма от попавшего в него снаряда реальная и сегодня вполне различимая.
О трагической странице истории села напоминает памятник, расположенный неподалёку от храма. Надпись гласит, что здесь погребены сельчане, погибшие в борьбе с врагами советской власти, и несколько неизвестных красноармейцев. Те же пахотноугловцы, кто сражался на стороне антоновцев и заложники, расстрелянные красноармейцами, по данным Тамбовского регионального историко просветительского правозащитного общества «Мемориал» покоятся в массовом захоронении в лесном массиве близ села. Потери среди сельчан в годы восстания оказались огромны.
Неизгладимый след в сердцах и памяти пахотноугловцев оставила и Великая Отечественная война, унёсшая жизни без малого 600 человек.
5.Утрата храма
Богоявленский храм действовал до 1937 года. О жизни священников в 20—30х годах практически ничего неизвестно. Рассказывают, что последнего молодого батюшку в тот роковой год арестовали и увезли в Тамбов. Сам же храм превратили в зернохранилище. Когда матушка начала наводить справки о дальнейшей судьбе супруга, ей сказали, что он расстрелян.
В годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время со стороны органов власти по отношению к Русской православной церкви наметилось послабление, и пахотноугловцы стали ходатайствовать об открытии храма для богослужения. В августе 1948 года облисполком поддержал это ходатайство. Однако через два месяца такое решение было отменено.
Храм был в плачевном состоянии, обшарпанный, грязный. Стёкла побиты, многие рамы заколочены, от старинных витражей в верхних окнах ничего не осталось. Купол церкви сгорел ещё в 1956 году от удара молнии. Внутри, над трёхметровыми закромами, летали тучи голубей. Храмовый декор был утрачен, а сохранившийся иконостас от грязи, помёта и времени был так чёрен, что ликов на иконах не было видно. Его размыли и вновь покрасили. Нижний ярус иконостаса от хранения зерна оказался почти утрачен, но средний и особенно верхний ярус неплохо сохранились.
6.Церковь сегодня
В 1989 году властями было принято решение об открытии прихода и возобновлении службы в Богоявленской церкви села Пахотный Угол. Сколько было радости у местных жителей при получении известия об открытии храма в селе. Пахотноугловцы с энтузиазмом взялись за восстановление храма. На работы приходило до ста человек. Торжественное освящение храма состоялось в 1989 году. Вскоре церковь пополнилась старинными иконами. Их приносили и местные жители, и жители близлежащих сёл, хранившие в семьях иконы после разрушения храмов. Однажды прибыла большая подвода со старинными иконами из пришедшей в ветхость кладбищенской Большеникольской часовни.
Особую радость принес населению ремонт кровли Богоявленского храма, который был сделан на средства прихожан. Основные реставрационные работы продолжались до 1995года.
Встретились в вековой судьбе церкви люди, поднявшие свой скромный голос в ее защиту.Сегодня, благодаря им, не побоявшимся грубого начальственного окрика, не взиравшимравнодушно на постепенное разрушение храма, мы имеем возможность ежечасно любоваться величественной красотой Боголюбской церкви, одновременно осознавая то,как же много мы потеряли. Пережив тяжелые времена, храм был отремонтирован и ныне действует. Можно сказать, обрел второе рождение.
16 сентября 1995 года владыка архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан) освятил храм в честь Богоявления Господня.
Внутренний облик храма украшает резной деревянный четырёхъярусный иконостас, высотой более 10 метров. В 1989 году на территории храма построена сторожка, выкопан колодец. В 2008-2010годах храм преобразился. Побелен, выкрашены купола. Боголюбская церковь в селе Пахотный Угол– памятник архитектуры, охраняемыйгосударством.
В настоящее время в Богоявленской церкви села Пахотный Угол настоятель Александр Кукин. Он считает, что восстановление храма — это ещё половина дела. Необходимо наполнить его церковной жизнью. Храм не музей, а Дом Божий. Поэтому надо приобщать людей ко Христу. Возрождение веры в сердцах — нелёгкое дело, надо преодолеть долгое атеистическое воспитание населения. Поэтому надежда на молодое поколение пахотноугловцев.
При храме открыта Воскресная школа, где матушка, Татьяна, детям дает углублённые знания и приобщение к вере. В праздничные дни (Рождество, Пасха) Воскресная школа вместе с обучающимися местной школы проводят праздничные концерты, посещают святые места. Летом дети из воскресной школы отдыхают в православном лагере «Радость». Воспитанники Воскресной школы относятся очень серьезно ко всем происходящим событиям церкви. Принимают участие в различных конкурсах духовной направленности.
6.1.Вывод
Потеря православных храмов не привела к полному уничтожению веры в крае, так как духовный потенциал был заложен в нескольких предшествующих поколениях. И поэтому он остается в потомках и проявляется, если не явно, то до поры до времени тайно.
Промысел Божий никогда не оставляет сообщество людей, пока среди них есть истинно верующие.
Жизнь людей при наличии храма и их участие в церковной жизни наполняют красотой, высокими нравственными традициями и устоями, облагораживают жизнь в целом.
Восстановление храма – тенденция будущих благотворных перемен в жизни села.
Заключение
В последние десятилетие, хотя и с большим опозданием, по всей Руси восстанавливаются большие и малые храмы. Богоявленский храм -это наша гордость, наше культурное и национальное наследие. И наш гражданский долг – сохранить память односельчан о церкви и передать ее новому поколению. Здесь наши родные корни. Здесь наша Родина. Здесь наш дом. Здесь все знакомо и дорого нам. Мы «от этой земли набираемся силы», той необходимой энергии, которая поможет обрести уверенность в себе, выстоять в трудные минуты жизни, поэтому у меня, как и у моих односельчан, болит душа за все, что происходит с нашей малой родиной. И я уверена в том, что мы, живущие здесь, должны любить, беречь и благоустраивать эту землю.
Работая над данной темой, я узнала много нового и интересного из истории своего села. Основной вывод, к которому я пришла : даже маленькое село хранит в себе память духовного наследия своих предков. А самое главное, что человек должен иметь веру.
Список литературы
«Антоновщина». Крестьянское восстание в Тамбовской области в 1920-1921г.г.Документы, материалы, воспоминания/Гос.архив тамбовской обл. Материалы музея Пахотноугловской школы Бондарского района Тамбовской области. 3. Милосердов А.Н. «ПАХАТНЫЙ УГОЛ» Страницы истории села.
4. Н.В. Муравьев, Из истории возникновения населенных пунктов Тамбовской области, Воронеж,1988.
В годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время со стороны органов власти по отношению к Русской православной церкви наметилось послабление, и пахотно-угловцы стали ходатайствовать об открытии храма для богослужения. В августе 1948 года облисполком поддержал это ходатайство. Однако через два месяца такое решение было отменено.
Поколение за поколением пахотно-угловцы воспитывались в атеизме. И всё же некоторые сельчане сохраняли веру. Лидия Васильевна помнит, как маленькой девочкой в 60¬е годы вместе с бабушкой и матерью ходила молиться, отмечать Пасху и другие праздники в молитвенный дом. Его устроила в половине своего дома Мария Яковлева, верующая девушка, так впоследствии никогда и не вышедшая замуж. Именно она и другие верующие сельчане начали в 1980¬е годы вновь хлопотать об открытии Богоявленского храма. Отправлялись с ходатайством в Тамбов каждый год. Но лишь с началом перестройки церковь передали верующим.
Храм был в плачевном состоянии, обшарпанный, грязный. Стёкла побиты, многие рамы заколочены, от старинных витражей в верхних окнах ничего не осталось. Купол церкви сгорел ещё в 1956 году от удара молнии. Внутри, над трёхметровыми закромами, летали тучи голубей. Храмовый декор был утрачен, а сохранившийся иконостас от грязи, помёта и времени был так чёрен, что ликов на иконах не было видно. Его размыли и вновь покрасили. Нижний ярус иконостаса от хранения зерна оказался почти утрачен, но средний и особенно верхний ярус неплохо сохранились.
Пахотно-Угловцы с энтузиазмом взялись за восстановление храма. На работы приходило до ста человек. Торжественное освящение храма состоялось в 1989 году. Вскоре церковь пополнилась старинными иконами. Их приносили и местные жители, и жители близлежащих сёл, хранившие в семьях иконы после разрушения храмов. Однажды прибыла большая подвода со старинными иконами из пришедшей в ветхость кладбищенской Больше-никольской часовни. Конечно, иконостасу и иконам необходима реставрация, но средств на это пока нет
из интернета 1984 г фото Федулеева. К нему комментарий А.Н. Милосердова, что скорее всего это фото середины 30-х гг., т.к. к 1984 г. вокруг храма ничего не осталось. Ни ограды, ни часовни, ни др. После закрытия храма ограду разобрали.
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Николай Бугера, первый священник после открытия в 1989; Игорь Пашенцев, при нем открыта воскресная школа; Серафим (Тюлюкин), игумен; Владимир Полулях, служил ок. 2002-06; Александр Кукин - с 2007 и по наст. Время.
Первоочередной задачей для настоятеля Александра Кукина (с.Пахотный Угол, ул. Октябрьская, д 4, (847534) 45-5-01 Кукин Александр Николаевич), принявшего храм шесть лет назад, стало его утепление.
Со временем заменили рамы, которым было более века. Церковь строилась как холодная, и температура зимой в помещении иногда доходила до минус 15¬ти. На газификацию церкви требовалась баснословная сумма. Помощь пришла неожиданно. В прошлом году в отпуск приехал бывший местный сельчанин. Он и помог установить контакты с Газпромом. Богоявленский храм включили в программу газификации, по которой оплатили проведение газа до здания. Внутренние работы, документацию и закупку аппаратуры делали уже на пожертвования сельчан. Сегодня все верующие вместе с отцом Александром довольны: зимой будут с теплом.
фото: Реставрация на средства прихожан. 1989 г фото Курохтин В.И
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Теперь, помимо решения многочисленных бытовых проблем, настоятель храма ставит перед собой задачу иную — открытие воскресной школы. Ибо он считает, что восстановление храма — это ещё половина дела. Необходимо наполнить его церковной жизнью. Храм не музей, а Дом Божий. Поэтому надо приобщать людей ко Христу. Возрождение веры в сердцах — нелёгкое дело, надо преодолеть долгое атеистическое воспитание населения.
Поэтому надежда на молодое поколение пахотно-угловцев. В средней школе отец Александр вот уже четвёртый год ведёт предмет «Духовное краеведение Тамбовщины».
Преподаватель МОУ Пахотно-Угловской сош по предмету "Духовное краеведение", настоятель Богоявленского храма иерей Кукин Александр и преподаватель курса "Духовное краеведение" Гаврилова Л.А., учитель МОУ Бондарской сош
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Последним перед закрытием храма настоятелем был священник Сергий Сунгуров окончивший жизнь мученически.
Родился в благочестивой православной семье священника Арсения Арсеньевича и Марии Васильевны Сунгуровых. В семье было шестеро детей: Сергей, Михаил, Павел, Борис, Елена и Надежда.
До 1918г. семья проживала в с.Дьяково. В 1918г., скрываясь от преследований НКВД, они уехали в Тамбовскую губ.
Служение Тамбовская губ., с.Преображеновка (Слеповка), Преображенская церковь , В 1919-1922гг. работал секретарем Преображеновского сельсовета и одновременно был в Преображенской церкви псаломщиком вместе со своим отцом. В 1923г. мобилизован в Красную Армию
На фото: Священник Сунгуров Сергей Арсеньевич с матушкой Татьяной, маленьким сыном Володей и родственниками семьи
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй