Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Тулиновы Старого Оскола: 17-18 вв.

станичные ездоки, рейтары, копейщики, городовые 17 века

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 Вперед →
Модератор: alex_energo
alex_energo
Модератор раздела

alex_energo

Санкт-Петербург
Сообщений: 3563
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 13124
Драгун и рейтар.

Прикрепленный файл: pic_13.jpg
---
Тулиновы-СПб, Коломна Моск. губ, Ильины, Сунбуловы, Токаревы, Панины, Потаповы, Шершавины, Шульгины, Бочарниковы-Коломна, Кузьмины, Валяевы-СПб, Лихачевы - Солигалич, Кузьмины-Олонец, Фомины, Абрамовы, Лобановы, Посыпановы, Буторины-Архангельск, Арханг. губ., Петровы-Любим Яр.губ., Кульбины-СПб
alex_energo
Модератор раздела

alex_energo

Санкт-Петербург
Сообщений: 3563
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 13124
Служивые люди крепости.

Прикрепленный файл: slide-12.jpg
---
Тулиновы-СПб, Коломна Моск. губ, Ильины, Сунбуловы, Токаревы, Панины, Потаповы, Шершавины, Шульгины, Бочарниковы-Коломна, Кузьмины, Валяевы-СПб, Лихачевы - Солигалич, Кузьмины-Олонец, Фомины, Абрамовы, Лобановы, Посыпановы, Буторины-Архангельск, Арханг. губ., Петровы-Любим Яр.губ., Кульбины-СПб
alex_energo
Модератор раздела

alex_energo

Санкт-Петербург
Сообщений: 3563
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 13124
Взято здесь

История Старого Оcкола.
Служба города.
Государственная служба города - крепости Оскола началась с весны 1594 года. Она была трудная и ответственная для маленькой, затерявшейся в далеких степных просторах южных земель Московского государства сторожевой крепости, возникшей на путях, которые после тщательной разведки и длительного изучения оказались наиболее удобными для разбойничьих набегов на южные окраины Московского государства.
Дороги, по которым татары делали свои бесчеловечные, отличавшиеся невероятной жестокостью грабительские визиты, пролегали недалеко от реки Оскола, верстах в 20 - 25 по обе его стороны и назывались сакмами (шляхами). Myравский и Изюмский - с правой стороны, Оскола и Кальмиусской - с левой.
Сторожевая, оборонительная служба на южных границах Руси были организованы недостаточно и велись без особой бдительности.
Московское правительство явно недооценивало своего коварного и хитрого врага. За что и было жестоко наказано им, когда в 1571 году Москва была неожиданно разграблена и сожжена, а сто тысяч поселян были угнаны в плен и либо превращены в рабов в самом татарском государстве, либо проданы на невольничьих рынках мира.
После такого наглядного урока сторожевая служба и оборона южных границ стали главными государственными заботами Москвы. Это заставило правительство укрепить старые сторожевые и оборонительные рубежи, создать новые и коренным образом изменить всю систему сторожевой и оборонительной службы на южных границах.
В числе других мер для оповещения и предупреждения татарских набегов здесь были созданы засечные черты. Среди них Белгородская засечная черта, в которую вошел город - крепость Оскол. Он был построен в 1593 году на меловых скалах, обрывающихся к бурной, многоводной и глубокой тогда реке Оскол.
Крепость располагалась на высоком правом берегу р. Оскол, где в нее впадала р. Осколец. Крепостная стена, или острог, состояла из вертикально поставленных дубовых бревен с заостренными вверх концами. Длина крепостной стены равнялась 920 саженям. С трех сторон крепость была окружена неприступным обрывом. С северной стороны ее защищал ров, наполненный водой. За наружным рядом располагались надолбы - поставленные стоймя в 2 - 3 ряда обрубленные деревья, соединенные связью и засыпанные землей с хворостом. По тем временам Оскол считался сильной пограничной крепостью.
Город состоял тогда только из воеводского двора и разрядной избы. Тут же находилась соборная церковь. Посад (населенный пункт) находился в большом остроге и состоял из пяти слобод. Первая из них, населенная казаками, •названа по имени начального человека - их - слободой «Богданова приказа Решетова». Далее следовала слобода Терских беломестных казаков и станичных ездоков, Дедиловских и Данковских сведенцев. Четвертую слободу большого острога составляли стрельцы. Пятую пушкари и затинщики (пищальщики). Кроме церкви, в крепости сделан погреб дубовый, глубокий, покрытый землей, «...чтоб от пожару было бесстрашно», а в нем было устроено «зелье», затем житница для хлеба, амбар для пушечных запасов.
Воинская служба крепости началась непосредственно после окончания ее строительства. Набеги татар на крепость, попытки уничтожить ее не прекращались с наступлением теплых дней.
Из крепости по заранее известным направлениям высылались разъезжие и сторожи, которые, как только замечали появление «воинских людей», посылали вести на Оскол, воеводе.
Первая настоящая беда пришла не с юга, а с севера. В 1617 году остатки разбитого у Курска польско - литовского отряда внезапно появились у крепости, перебили ее защитников и жильцов. «Литовские люди, быв у Курска, пришли в Оскол изгоном, город и острог сожгли». От крепости остались только обгорелые головешки да зола.
О гибели крепости курскому воеводе князю Ивану Хованскому донес курский полковой воевода Дмитрий Скуратов, который под Волховом разбил литовско - польский отряд, сжегший Оскол.
Для строительства новой крепости князем Хованским были посланы Дмитрий Скуратов, оскольский воевода Игнатий Михнев с отрядом строителей и охрана в 300 человек. Москва приказала оказать помощь в строительстве новой крепости Воронежу, Ельцу и Ливнам. Крепость и город встали из пепла. Крепость надо было ставить с нуля. Это время - второе рождение крепости и города.
Если в 1617 году крепость и город сожгли и разграбили враги, то через 10 лет Оскол сгорел почти до основания по губительной неосторожности самих жителей. 14 июня 1628 года загорелась соборная церковь. Пламя быстро распространилось и охватило крепостные стены. От них пожар перекинулся на «другие церкви Божий и дворы всяких людей». Побывавший в 1628 году на месте воевода Дмитрий Яблочков позже доносил: «города на Осколе нет, а где был город, поставлен острог, а около острога... башни не покрыты, а иных никаких крепостей нет».
Через два года началось новое, третье по счету, строительство города и крепости, которое продолжалось до 1639 года. Крепостные сооружения закончили строить только в 1646 году.
В 1647 году город получил новое имя. В 60 верстах южнее был построен город, затем переименованный в Новый Оскол. Осколу было дано название Старый Оскол.
В 1677 году крепостные сооружения были отодвинуты на север до улицы Михайловской (ныне Революционная), вырыт ров, насыпан вал до улицы Воронежской (ныне Пролетарская), где установлены две башни с проезжими воротами и два моста. На западной границе крепости установлены четыре глухие башни.
В 1677 году татары появились под Осколом последний раз.
В 1711 году город снова охватил сильный пожар. И снова город и крепость сгорели дотла. Крепостные сооружения больше не отстраивались из - за их ненадобности. Сгорели и все документы, относящиеся к ранней истории города.
О дальнейшей судьбе Старого Оскола до 1780 года нет почти никаких документов.
В начале XVIII века Старый Оскол перестал быть порубежной крепостью, потерял свое значение и как форпост России на юге. Поэтому постепенно стал приходить в упадок.
По документам более поздних лет узнаем, что в 1786 году город занимал площадь в четыре квадратных километра. Имел три большие и 23 малых улицы. Обывательских домов было 773, дворянских - 17, духовенства - 34, казенных - 16. В городе было восемь церквей. Из них 4 каменные. Промышленность города состояла из четырех водных мельниц и 13 кузниц. Город состоял из четырех слобод: Ламской, Новослободской, Холостой и Рыльской. Слободы эти были заселены однодворцами. Жители их, потеряв полностью связь с землей, превратились либо в мелких торговцев (117 дворов), либо в ремесленников, либо жили за счет каких - либо услуг (извоз и другие). Всего в городе насчитывалось 401 двор.
За соборной церковью стоял деревянный из 16 связей казенный корпус, где помещались заведения: городническое правление, казначейство, дворянская опека, нижняя расправа, нижний земский суд, архив, съезжая, два питейных дома, пекарня, квартиры стряпчего, ледник и деревянный соляной магазин.
Второй экспозиционный зал музея хранит вековую давность, посвященную временам возникновения крепости и города Оскола, его первым самостоятельным шагам в сторожевой службе, защите южных рубежей Московского государства.
В зале ваш взор, хотите вы этого или нет, привлечет великолепный макет крепости, искусно сработанный мастерами - художниками. Он ласкает глаз своими изящными формами. Перед вами, гордо выставив бастионы, на круче меловой скалы стоит древняя крепость, вся залитая теплым солнцем, подставив свою грудь розе ветров.
Долгое время, века, в ней жили предки коренного населения Приосколья: ее защитники, обслуга, ее надежда. Люди, которые были ее гарнизоном. Источники дают возможность правильно оценить их роль и значение на долгие годы.
Население в основной массе подобных городов - крепостей состояло из различных категорий людей, многие из которых давно потерялись во мгле. Их забыли. Забыли их имена, их исторический облик.
Это были прежде всего ратные люди: стрельцы, казаки, пушкари, затинщики (пищалыцики), воротники (охрана ворот), вожи, станичные ездоки, ремесленники, посадские и жилецкие люди.
Жили они в непреходящей тревоге и опасности, в состоянии крайнего напряжения. Разбойничьи татарские отряды рыскали где - то рядом. Смерть и плен не были понятиями отвлеченными. Защитники своей земли прекрасно понимали, что только бдительность и постоянная готовность могли обеспечить им свободу и безопасную жизнь. Обстановка делала их крайне осторожными, заставляла находиться в состоянии собранности, постоянной готовности к каким - то действиям. Это были здоровые, сильные телом и духом люди. Они отличались немногословием, умением делать вся и все. Иначе не могло и быть. Отличались бережным, добрым вниманием к своим товарищам и близким. На них можно было положиться. Им можно было довериться. Они умели любить друзей и ненавидеть врагов. Словом, это были настоящие люди. История не сохранила их имен. Но кое - кого назвать можно. Это предполагаемые градостроители: воевода князь Иван Солнцев, голова Иван Мясной, подьячий Михайло Нечаев, воеводы крепости Оскол Прокофий Васильевич Корабьин, Дмитрий Иванович Плещеев, Игнатий Михнев и другие.
Служилые люди жили в основном за чертой города, в слободах, имея дворы на посаде. «Дозорная книга» Осипа Секирина 1615 года говорит о том, что в большом остроге (посаде) находилось: 161 казачий двор, 8 пустых дворов и 5 дворовых мест, 46 дворов беломестных (терских) казаков. Слобода, 111 дворов станичных ездоков, Дедиловских, Данковских сведенцев, 96 дворов стрельцов и 30 дворов пушкарей и затинщиков (пищалыциков).
За Малым Оскольцом (Соковая) находилось 12 дворов ямских охотников, на Воротничьей поляне - 7 дворов. У вожей в Остроге для осадного времени было 29 дворов и 2 пустых. Пока в них жили дворники.
«Разрядная роспись» 1616 года показывает, что в городе жило 223 боярских детей, 20 станичных атаманов, 613 станичных ездоков, стрельцов, пушкарей, казаков. В состав приборных (взятых по набору) входили казенные кузнецы, плотники и каменщики, строители городов и другие. В начале XVII века количество служилых людей в крепости Оскол было значительным. В 1601 году ратных людей насчитывалось 1705. Служилые люди разделялись на кормовых и поместных. Первые получали от казны содержание натурой и деньгами. Вторые - земельными поместьями. Каждому разряду служилых людей давались земли как пахотные, так и усадебные.
В городе было 43 лавки и 13 скамей, где торговали станичные ездоки, казаки, пушкари, стрельцы и торговые люди. К числу последних отнесем двух путивльцев - Серпуховитина и Рязанцева, имевших здесь лавки, но не принадлежавших к местным людям.
Среди служилых казаков писцы отметили двух масляников, чеботаря, трех гончаров, плотника, кровельщика, кузнеца. А среди терских казаков - кузнеца и постовала.
В 1668 году в городе посадских жителей не было ни одного. Население его составляло 1468 служилых людей, разделявшихся на служилых людей «полковой» службы копейщиков, рейтар, драгун и солдат - всего до 500 человек, и служилых людей, «городской» службы: детей боярских, казаков, стрельцов, пушкарей, затинщиков, воротников, ямщиков. Всего 1000 человек.
Город заселен был в длину почти до устья Оскольца, и до Панской (Михайловской, ныне Революционной) улицы..,В ширину было заселено все пространство между реками Осколом и Оскольцом. Расположение было хаотичным и очень беспорядочным. Улицы были кривыми, неодинаковой ширины, пересекали друг друга. Переулки узкие и грязные.
Дома городских жителей ничем не отличались от построек селян. Они состояли, как тогда говорили, из «двух связей»: избы черной и светлицы. Связывали их сени. Крыши на них были соломенные. Приятное исключение составляли немногочисленные дома и другие постройки дворян и богатых купцов. Фундаменты были каменные, а их крыши из белого железа.
Городские площади не имели правильной, культурной формы. Верхняя площадь называлась выгоном и начиналась почти от Успенской церкви (угол Курской и Успенской - Ленина и Октябрьской улиц). Нижняя (Ярмарочная или Базарная) начиналась от тюрьмы и казенных построек, что за собором, до Успенской церкви.
Город окружали слободы. Их было девять: Казацкая (538 чел.), Гумны (169), Стрелецкая (237), Пушкарская (298), Ламская (194), Ездоцкая (259), Экономическая (Троицкая) (102)) В самом городе находились: Рыльская (189), Панская (130), Но восельская (59 чел.).
Со всеми пригородами население доходило до 2500 человек.
Новая эра в полной перепланировке города началась после указа Екатерины II от 9 января 1784 года. Деревянные дома на главной улице (Курская) стали строить только на каменных жилых погребах или каменных фундаментах. Расстояние между домами было установлено не менее 5 сажен. Крыть крыши соломой, хворостом и дранью строго запрещалось.
Рождался новый, совершенно незнакомый горожанам город.

Прикрепленный файл: pic_14.jpg
---
Тулиновы-СПб, Коломна Моск. губ, Ильины, Сунбуловы, Токаревы, Панины, Потаповы, Шершавины, Шульгины, Бочарниковы-Коломна, Кузьмины, Валяевы-СПб, Лихачевы - Солигалич, Кузьмины-Олонец, Фомины, Абрамовы, Лобановы, Посыпановы, Буторины-Архангельск, Арханг. губ., Петровы-Любим Яр.губ., Кульбины-СПб
alex_energo
Модератор раздела

alex_energo

Санкт-Петербург
Сообщений: 3563
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 13124
Кашляк С. Г.
(Минск)
Русско-византийские параллели в системе охраны и защиты границы

В контексте изучения пограничных регионов Византийской империи будет небезынтересным сравнение византийской пограничной системы с системами других государств, вынужденных противостоять кочевникам в условиях перманентной войны. В данной работе автор проводит общее сравнение пограничных систем Византийской империи и Московского царства.
Система защиты границ Византийской империи не являлась чем-то статичным – это была динамичная система, направленная на защиту границ от набегов в мирное время и на ранних этапах вражеского военного вторжения.
В процессе эволюции византийской пограничной защиты сформировалась система военно-административных структур:
пограничные укрепления и крепости, акритские (армянские) фемы, дукаты и катепанаты. Только с исчерпанием средств пограничных структур в противостояние вступали столичные войска.
Достаточно подробно (для доклада на конференции) структура византийских пограничных образований была изложена автором ранее [2; 3].
Благодаря иностранным путешественникам и картографам, географическое название региона географически находящегося между Днепром и Доном (современное Центральное Черноземье), граничащего с северскими, рязанскими и мордовскими землями на севере «Дикое Поле» вошло в обиход. В российских же документах «диким полем» называлась ничейная запустелая, целинная, нераспаханная земля, где бы она ни находилась.
В официальных бумагах конца XVI – первой половины XVII вв. прочно закрепилось иное название – «Польская украйна» или просто«Поле». К «польским» городам, то есть городам на Поле, относились: Белгород, Борисов (до 1612 г.), Волуйка, Воронеж, Елец, Курск, Лебедянь, Ливны, Оскол.
После возведения в 1658 г. Белгородской защитной черты эти и другие города до 1708 г. входили в состав особой военно-административной единицы России – Белгородского разряда. Одновременно с завершением строительства Белгородской черты в 1658 г. было сформировано крупное воинское соединение – Белгородский полк (просуществовавший до 1701 г. – переименован в одноименный жилой солдатский полк) и учрежден Белгородский разряд – военно-административный округ с центром в Белгороде, в 1670-х годах перенесѐнный в Курск. Белгородский полк включал в себя полки «нового строя» (рейтары, драгуны, копейщики, солдаты), подразделения московских стрельцов, дворянской конницы и полки
украинских казаков («черкас»).
По «разборным» книгам 1675 г. в Белгородском полку на учете состояли 19276 копейщиков рейтар, драгун и солдат. Налицо в строю рисутствовали 13568 человек. В Епифани, Добром и Сокольске все служилые люди стали драгунами. Ельце, Ливнах, Данкове и Лебедяни почти все мелкие служилые люди (стрельцы и городовые казаки) перешли в рейтары, солдаты и копейщики. Казачьи и стрелецкие слободы стали официально именоваться рейтарскими].
Сторожа – постоянная застава (до десятка сторожей) за которой закреплялось 30-50 верст границы. Станица – подвижная сторожевая застава из 4-6 сторожей (400-500 верст за две недели службы).
Штат такого дозорного отряда – «станицы»: он состоял из атамана, шести ездоков и двух вожей. Ездоки, судя по наказам еще 1571 г., должны были попарно разъезжать по сторонам движения станицы, выискивая следы противника и осматривая горизонт; обязанностью вожей (проводников), исходя из их наименования, являлось доскональное знание местности и всего маршрута движения – чтобы отряд не сбивался с указанного ему маршрута. Вожи получали двойное по сравнению с обычными пограничниками жалование (20 рублей).
Впрочем, по наказу 1623 г. при каждой станице в качестве старшего чина обязан был находиться белгородский «станичный» сын боярский, которого на сей раз по каким-то причинам в ее составе не оказалось.
В XVII в. при царе Федоре Алексеевиче создается «византийский» проект системы государственных чинов из 34 разрядов (окончательно принят он все-таки не был). Чины бояр и окольничих в ряде случаев имели «греческие» соответствия. Начальник Белгородского приказа занимал относительно высокое положение в этой псевдовизантийской модели – 23-я ступень.
При сравнении византийской модели защиты границы Х-ХI вв. с системой Московского царства XVI-XVII вв. можно выделить следующие ключевые моменты этих систем:
В Византийской империи:
Во-первых, войска пограничных акритских фем и дукатов как более крупных военно-административных образований, которые могли вести оборону-наступление по направлениям.
Во-вторых, сменные гарнизоны пограничных укреплений (виглы), контролировавшие горные дефиле.
В-третьих, конные патрули-караулы (скулька), которые вели и патрулирование приграничной территории и разведку сопредельных земель соседей-противников (трапезиты), в том числе – агентурную.
В-четвертых, таможенный контроль товаров на пограничных торговых пунктах.
В Московском царстве:
Во-первых, это ратная служба вооруженных сил и населения по обороне рубежей: в составе так называемых «береговых полков», при постройке и содержании крепостей и укрепленных линий (засечных черт).
Во-вторых, это станичная и сторожевая служба – по сути, регулярная дальняя разведка вглубь «ничейной» территории («Поля»), откуда ожидалось нападение татарских отрядов.
В-третьих, таможенный контроль товаров на пограничных торговых пунктах.
В-четвертых, это прием официальных посольств и гонцов иностранных государств на границе, а также купцов и «выходцев на государево имя» – иноземцев, которые приезжали служить на время и навечно, и русских пленников, освободившихся из неволи.
Таким образом – в условиях противостояния кочевым/полукочевым народам в Византии и в Московском государстве выстраиваются в чем то сходные системы, несмотря на различия ландшафтов и моделей воинской ментальности (в Византии – «горец», а в Московском государстве – «лесовик»).
---
Тулиновы-СПб, Коломна Моск. губ, Ильины, Сунбуловы, Токаревы, Панины, Потаповы, Шершавины, Шульгины, Бочарниковы-Коломна, Кузьмины, Валяевы-СПб, Лихачевы - Солигалич, Кузьмины-Олонец, Фомины, Абрамовы, Лобановы, Посыпановы, Буторины-Архангельск, Арханг. губ., Петровы-Любим Яр.губ., Кульбины-СПб
alex_energo
Модератор раздела

alex_energo

Санкт-Петербург
Сообщений: 3563
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 13124
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА
В УСЛОВИЯХ ЮЖНОРУССКОГО ПОГРАНИЧЬЯ В XVII ВЕКЕ*
В. Н. Глазьев
Воронежский государственный университет
Поступила в редакцию 15 июня 2018 г.
Аннотация: в статье рассмотрены особенности социальной структуры и административной практики городов и уездов юга России в XVII в.; выявлена роль коллективных челобитных как способа взаимодействия власти и общества; изучены формы участия населения в местном управлении; сделан вывод об активном участии общества в управлении в изучаемый период.

В XVII в. расположенный на южной окраине России район городов-крепостей «на Поле» заселялся и осваивался в условиях острой внешней опасности. Внешний фактор определял специфику социальной структуры населения – высокий удельный вес служилых людей.
Одну из основных сословных групп служилого населения в XVII в. на юге России составляли дворяне и дети боярские. В ряде «полевых» уездов формирование группы детей боярских происходило в конце XVI в. По указу в окрестностях Ельца следовало испоместить 200 детей боярских из числа неслужилых родственников. До 19 августа 1592 г. елецкий воевода кн. А. Д. Звенигородский и И. Н. Мясной верстали 164 человека из разных городов. В присутствии окладчиков им определили поместные оклады и денежное жалованье.
31 августа 1592 г. кн. А. Д. Звенигородский и И. Н. Мясной получили распоряжение отделить землю детям боярским в соответствии с их окладами по реке Сосне и за Сосной, чтобы на отведенных землях елецкие помещики могли строить дворы и распахивать землю. На время устройства елецкие дети боярские освобождались от станичной службы и городового дела [1, с. 64–65]. Отвод земель детям боярским в 1593–1594 гг. положил начало формированию Елецкого уезда.
В 1598/99 г. была составлена елецкая десятня, где перечислялись старые помещики и новики (не сохранилась). В 1601/02 и 1602/03 гг. производилось верстание елецких новиков. В 1604/05 г. в Ливнах окольничий П. Н. Шереметев и дьяк М. Унковский раздавали денежное жалованье елецким детям боярским – старым помещикам и новикам. Была составлена десятня денежной раздачи жалованья, выявлены и отставлены от службы лица, которые верстались в елецкие дети боярские «воровски» из числа стрельцов, казаков, холопов и крестьян [2, л. 1–98].
В Разрядных книгах за 1615/16 г. сообщалось о численности детей боярских в Центральном Черноземье: в Елецком уезде – 846, в Курском – 753, в Воронежском – 283, в Оскольском (Ст. Оскольском) – 223, в Белгородском – 136, в Лебедянском – 70 человек [3, стб. 192–194]. В Валуйках не сложилось уездной корпорации детей боярских.
Провинциальные дворяне и дети боярские были разделены на три чина: выборные, дворовые и городовые. Особенностью детей боярских юга России было незначительное число выборных, подавляющее преобладание городовых детей боярских. Так, в 1621/22 г. дворян, служивших по выбору, не было ни в Воронеже, ни в Ельце [4; 5].
А. А. Новосельский показал, что чин выборного дворянина жаловался на основании сочетания родовитости, выслуги и хозяйственной состоятельности [6, с. 318]. Боярская книга 1627 г. отмечает появление двух выборных дворян в Курске [7, с. 144]. В курской
десятне 1636 г. уже четыре выборных [8, с. 77]. К концу XVII в. в Курске не только увеличилось число выборных дворян, но и появились лица, записанные в московские чины. В середине XVII в. выборные дворяне появились в Воронеже: Т. И. Михнев, В. М. Струков. К 1689 г. наблюдается дальнейшее продвижение верхов воронежского дворянства по лестнице чинов: в годовой сметной книге 1689/90 г. отмечено четыре служилых человека, испомещенных в Воронежском уезде и записанных в московский список. Четверо дворян служили по выбору, по дворовому было записано как минимум 12 человек [9, л. 279 об. – 280 об., 281–283 об., 371].
Однако, в целом, как справедливо отметил Д. А. Ляпин, на юге России выборные были большой редкостью. Для сравнения: в 1651 г. во Владимире
количество выборных детей боярских составляло 88 человек, дворовых и городовых – 163. С новиками и недорослями владимирских детей боярских насчитывалось 336, из них примерно 25 % – выборные.
В Суздале ситуация была схожей. Из 359 детей боярских 101, т. е. почти треть, значились в выборных.
В Муроме было 40 выборных из 180 детей боярских.
Столь огромной была разница между дворянскими корпорациями юга страны и замосковных регионов [10, с. 48].
Схожее с детьми боярскими правовое положение занимали поместные атаманы и казаки. Эта группа сформировалась в последние годы Смутного времени.
Основная функция дворян, детей боярских, поместных атаманов и казаков – полковая и городовая служба. Дворяне и дети боярские, поместные атаманы и казаки были испомещены в уездах. Объединенные в корпорации – служилые «города» – дворяне и дети боярские обладали сословным самоуправлением. Они же играли заметную роль в местном управлении в своих уездах.
Основная часть детей боярских юга России в XVII в. по социально-экономическому положению была близка крестьянам и посадским людям. Служилые люди не имели крестьянских и бобыльских дворов, жили «одним двором», в их хозяйствах были заняты они сами или их родственники [11]. Из массы помещиков и вотчинников выделялась служилая верхушка, которую отличали более высокие чины, должности, поместные оклады и «дачи», наличие крестьянских и бобыльских дворов.
С 1653 г. в связи с образованием полков нового строя на юге России возникли новые категории служилых людей: завоеводчики, есаулы, копейщики, рейтары, солдаты. В их состав включали дворян и детей боярских, казаков и других ратных людей и их родственников.
В интересах обороны южных рубежей российское правительство ограждало землевладение местных помещиков и вотчинников от проникновения столичных чинов. Южнорусские дворяне и дети боярские были не в силах противостоять захвату земель и сманиванию крестьян со стороны столичных верхов.
В 1630–1640-х гг. правительство настойчиво ограждало «заказные города» от московских и думных чинов. Владение поместьями и вотчинами в Центральном Черноземье членами боярской думы, московскими чинами и крупными монастырями было исключением. В 1670-е гг. центральная власть фактически перестала защищать интересы мелких землевладельцев на юге страны и встала на сторону московских чинов. С осени 1673 г. московская знать стала во множестве получать земли в бывших «заказных городах» [12, с. 21–40; 13, с. 229].
Соотношение крестьян и служилых людей в Центральном Черноземье зависело от географического расположения уезда и менялось на протяжении столетия. В расположенных южнее – Валуйки, Старооскольский, Белгородский уезды – служилые люди составляли преобладающую часть. Служилые люди численно доминировали в построенных во второй трети XVII в. городах и уездах по Белгородской черте и «за чертой». В расположенных ближе к центру – Ливенском, Елецком, Курском, Лебедянском, Воронежском уездах – в первой половине XVII в. доля
крестьянского населения была выше по сравнению с самыми южными, окраинными уездами [14, с. 161– 166]. С 1635 г. крестьяне пополняли гарнизоны новопостроенных крепостей, становясь служилыми людьми. Часть крестьянского населения перешла в новую категорию служилых людей – поселенные драгуны.
Основная часть городского населения крепостей «на Поле» – служилые люди, по терминологии Соборного уложения 1649 г., «меньших чинов» – станичники, стрельцы, пушкари, городовые (полковые) казаки, затинщики и другие, более малочисленные категории, владевшие пашенной, а не поместной землей [15, с. 78–81]. Служилые люди «по прибору» выбирали из своих рядов стрелецких, казачьих, пушкарских пятидесятников и десятников.
---
Тулиновы-СПб, Коломна Моск. губ, Ильины, Сунбуловы, Токаревы, Панины, Потаповы, Шершавины, Шульгины, Бочарниковы-Коломна, Кузьмины, Валяевы-СПб, Лихачевы - Солигалич, Кузьмины-Олонец, Фомины, Абрамовы, Лобановы, Посыпановы, Буторины-Архангельск, Арханг. губ., Петровы-Любим Яр.губ., Кульбины-СПб
alex_energo
Модератор раздела

alex_energo

Санкт-Петербург
Сообщений: 3563
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 13124
(Продолжение).

Численность служилых людей «по прибору» определялась правительством. В Ельце в конце XVI в. должно было находиться 600 полковых казаков,
200 стрельцов, 38 пушкарей и затинщиков, 8 воротников, 5 плотников. Полковые казаки несли конную службу, стрельцы – пешую с ручным огнестрельным оружием. В отличие от детей боярских, получавших земли отдельно друг от друга, пашня полковым казакам и стрельцам отводилась в общей меже. Наряду с набором «охочих» людей в Елец «сводили» ратных людей. В частности, 60 полковых казаков перевели в
Елец из Ливен. На житье в Елец переводили тульских пушкарей. 19 марта 1593 г. в Елец «для учения» посылались три «добрых» тульских пушкаря и кузнец.
Гарнизон Ельца пополняли донские казаки [1, с. 36, 116, 124–127, 179].
В Разрядных книгах за 1615/16 г. сообщалось о численности служилых людей «меньших чинов» в городах-крепостях «на Поле». В Воронеже размещались 59 усманских атаманов, 33 ступинских1 атамана, 36 ивницких атаманов, 26 излегощинских атаманов, 273 полковых казака, 200 стрельцов пеших, 11 пушкарей, 34 затинщика, 4 воротника, 4 казенных сторожа. В Ливнах числились 520 казаков, 100 стрельцов, с атаманом 60 казаков. В Ельце служили 600 казаков, 200 стрельцов, с атаманами 100 донских казаков, 38 пушкарей и затинщиков, 8 воротников. В Лебедяни размещалось 100 стрельцов, 240 казаков, 40 пушкарей и затинщиков. В Осколе числились 20 станичных атаманов, 160 станичных ездоков, 275 казаков, 100 стрельцов, 20 затинщиков, 30 пушкарей, 8 воротников, 20 ямских охотников. В Валуйках служили 270 казаков, 150 конных стрельцов, 100 пеших стрельцов, 100 пушкарей и затинщиков. В Белгороде служили 178 ездоков, 38 вожей, 54 атамана и казаков, 81 казак «жилецкий», 243 стрельца, 32 беломестных атамана и казака, 45 пушкарей и затинщиков, 6 кузнецов. В Курске размещались 300 казаков конных, 200 стрельцов пеших, 50 пушкарей и затинщиков, 7 воротников, 4 кузнеца, 7 рассыльщиков [3, стб. 192–195].
Посадские люди проживали в 10 из 40 городов, стоявших на Белгородской черте и в черте. Крупные посады сложились только в Воронеже, Курске и Ельце. Небольшие, но стабильные посады были в Белгороде, Козлове, Коротояке и Острогожске. В Урыве, Епифани и Землянске число посадских людей не превышало 15 человек [16, с. 16–17]. Курский посад в 1646 г. имел 270 дворов, в 1670–1680-е гг. – 538 посадских дворов [17, с. 97–98]. Составители воронежской переписной книги 1646 г. насчитали в городе 85 посадских дворов [18, с. 161]. На протяжении XVII в. воронежский посад численно вырос, в конце XVII в. в него было записано более 300 дворов. Посадские люди ежегодно выбирали из своей среды земских старост [19, с. 38–45].
Значительную роль в общественной жизни юга России играли представители духовенства. К их голосу прислушивались, они активно влияли на формирование общественного мнения. Авторитет священников и монахов был связан в том числе с их грамотностью. Процент грамотных людей среди духовенства был самым высоким.
Показательный факт. В годы Смуты начала XVII в. в условиях ослабления центральной власти и продолжавшейся гражданской войны выбор нового царя должен был получить одобрение регионов и сословий. «Утвержденную грамоту» 1613 г. об избрании на царство Михаила Федоровича Романова подписали выборные представители городов-крепостей «на Поле». Из Курска И. Паркин от имени курских дворян, детей боярских, посадских и уездных людей. Из Ливен егорьевский поп Гавриил представлял детей боярских и казаков. Из Оскола спасский поп Богдан от имени детей боярских, казаков и стрельцов. Из Белгорода богородицкий поп Исаак от имени детей боярских, атаманов, казаков и стрельцов [20, с. 487–524]. Обращает на себя внимание тот факт, что из четырех выборных «полевых» городов три были священниками. Грамотные и обладающие влиянием лица из числа духовенства выступили как объединяющие представители от разных сословных групп.
После Смуты в XVII в. население русских городов и уездов не являлось лишь пассивным объектом управления, оно активно влияло на деятельность должностных лиц. Одним из средств воздействия на власть выступали коллективные челобитные.
Осенью 1634 г. в Москве царю Михаилу Федоровичу была подана челобитная воронежских служилых людей «всем городом» (детей боярских, стрельцов и казаков), которые жаловались на двух подьячих съезжей избы – С. Завесина и И. Хоненева. Челобитчики обвиняли чиновников в расхищении государевой казны («которые деньги собирают на посольский подъем и подможные деньги, и те подьячие емлют себе») и недолжном исполнении обязанностей: приговоры по различным делам, в том числе судебным, они писали не против челобитных»; на различные службы (сотенную и сторожевую) они писали служилых людей «без ряду, а не по списку». Последнее, надо полагать, делалось за взятки: те, кто не желал
выезжать в поле, могли откупаться. Впрочем, в челобитной собственно о взятках не сказано ни слова. Зато имели место натуральные поборы: при заготовке различных «запасов» подьячие «наметывали» и присваивали по четверику на каждую четь (четверик составлял 1/8 чети). Помимо перечисленного подьячие присвоили собранные со всего уезда на строительство городского собора деньги (15 руб.). Воронежцы просили царя отставить неугодных им подьячих, от которых жителям города «ставитца налога великая». 16 октября 1634 г. была составлена царская
грамота в Воронеж: названных подьячих велено отставить от службы. Воронежский воевода М. Языков не выполнил указа, ссылаясь на невозможность заменить подьячих другими. 6 августа 1635 г. воронежцы повторили свое обращение к царю. На этот раз требование челобитчиков было удовлетворено частично. С. Завесин отставлен от службы в подьячих, а И. Хоненев остался в съезжей избе, но жалование ему было сокращено [21, с. 22–29].
---
Тулиновы-СПб, Коломна Моск. губ, Ильины, Сунбуловы, Токаревы, Панины, Потаповы, Шершавины, Шульгины, Бочарниковы-Коломна, Кузьмины, Валяевы-СПб, Лихачевы - Солигалич, Кузьмины-Олонец, Фомины, Абрамовы, Лобановы, Посыпановы, Буторины-Архангельск, Арханг. губ., Петровы-Любим Яр.губ., Кульбины-СПб
alex_energo
Модератор раздела

alex_energo

Санкт-Петербург
Сообщений: 3563
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 13124
(Продолжение).

Типичными для юга России в XVII в. были конфликты местных миров и воевод. Один из них произошел в Валуйках в 1651–1652 гг. Во второй трети
XVII в. крепость Валуйки находилась на территории южнее Белгородской черты. По данным разрядной книги 1637/38 г. ее гарнизон насчитывал 659 служилых людей и включал конных и пеших стрельцов, полковых казаков, станичных атаманов и ездоков [22, с. 96–97]. По данным А. И. Папкова, в 1643 г. в Валуйках числилось 96 черкас [23, с. 227]. Из-за внешней опасности до 1680-х гг. город Валуйки не имел уезда – окрестных сел и деревень [24, с. 52–53].
В 1651 г. на воеводстве в Валуйках находился стольник М. М. Дмитриев. С целью обогащения М. М. Дмитриев совершал в Валуйках
многочисленные злоупотребления. Между тем окружение царя Алексея Михайловича учитывало уроки середины «бунташного» столетия. Восстания в Москве, Томске, Пскове, брожение народа в других городах свидетельствовали о необходимости обуздать произвол местных администраторов, против которых направлялся людской гнев.
20 ноября 1651 г. царь Алексей Михайлович указал разослать по окраинным городам грамоты.
В них говорилось о том, что государю стало известно об обидах и притеснениях жителей пограничных уездов от воевод. По этой причине многие оскудевшие служилые люди уходили из «украинных» городов. Воеводам вменялось в обязанность относиться к людям с «лаской и добрым приветом», суд производить по Соборному уложению «в правду», взяток ни за какие дела не брать. В случае нарушения предписания воеводам грозила «великая опала» и возмещение ущерба по искам пострадавших [25, л. 114–115, 115 об.].
В начале 1652 г. в Москве в Разрядном приказе от имени жителей всего города Валуек Н. Кубаев, К. Чеботов, П. Духанин, П. Кондабаров, Г. Уколов, В. Луковников, валуйский черкашенин П. Данилов подали челобитную на валуйского воеводу М. М. Дмитриева, который притеснял валуйцев – сажал в тюрьму, устраивал частые смотры, на смотрах их бил, держал закованными «в железах и в чепах», сажал в тюрьму жен и детей и морил их «голодною смертью», брал посулы деньгами, лошадьми и медом.
Руководителям Разряда думному дворянину И. А. Гавреневу, думному дьяку С. Заборовскому, дьякам Г. Ларионову, И. Северову челобитчики предъявили «заручную» роспись лиц, пострадавших от воеводы. Новому валуйскому воеводе Д. Яковлеву предписывалось произвести сыск – допросить валуйских служилых людей и духовенство: всем ли они городом подавали челобитную на воеводу, «а они б волуйчане, боясь Бога и помня государево крестное целование, сказали в правду».
По результатам сыска следовало составить два списка, заверенных «рукоприкладствами»: тех, кто жаловался на воеводу, и тех, кто не испытывал притеснений от М. М. Дмитриева. Затем следовало произвести очную ставку между бывшим воеводой, с одной стороны, и челобитчиками и другими пострадавшими валуйчанами – с другой. После сыска М. М. Дмитриева отпустить в Москву и туда же прислать все документы [26, л. 84–87].
Сыск производился с 23 февраля 1652 г. Опрошенные священники, станичные атаманы и ездоки, черкасы, полковые казаки, конные и пешие стрельцы, пушкари и затинщики подтвердили, что челобитная на воеводу подана от имени всего города. М. М. Дмитриев сажал в тюрьму жен и детей челобитчиков, которые ездили в Москву, и держал их в тюрьме больше недели. Летом в рабочую пору по два-три раза в день устраивал смотры служилым людям. Станичники заявили, что воевода давал им поручения, не предусмотренные указами, от чего они остались без хлеба. Станичные ездоки сетовали: «Государева служба стала не в силу». Станичный атаман С. Забобурин, выбранный в кабацкие целовальники, сообщил, что воевода взял с него 10 руб. Казака Е. Кудрявцева воевода держал в цепи 4 недели, казак заболел, был отпущен, дошел до дома и умер. С ездока К. Лунина воевода взял 6 руб. «без вины». Атамана Н. Кубаева воевода держал в цепях, бил и взял с него 3 руб. С атамана С. Волкова М. Дмитриев взял 5 руб. «и держал в тюрьме в железах неведомо за што».
С С. Рябинина взял две ногайских лошади. С М. Старокожева взял 10 руб. и держал в съезжей избе. С черкашенина Н. Екимова воевода взял «посулов и поминок» 4 руб. 20 алт. «от жалованья насильством».
Разрешив валуйцам сварить вино или пиво, воевода затем изымал спиртное, сажал в тюрьму и брал штраф по 5 руб. С валуйских ямщиков воевода взял 2 руб. за освобождение от строительства города, но ямщикам пришлось выполнить всю их часть «городового дела». С ямщиков Т. Вытелкова, Т. Шумилина, О. Корелина и других воевода брал деньги по разным поводам [там же, л. 27–83].
В очных ставках М. М. Дмитриев отрицал то, что брал посулы деньгами и медом. С его слов, он сажал в тюрьму за нарушения дисциплины, жалования не дал тем, кто в то время находился в плену. Черкашенин С. Кондратьев заявил, что бывший воевода взял с него 4 руб. В ответ М. М. Дмитриев утверждал: «4-х рублев с нево не имывал, только принес ко мне отец ево рубль в почесть, а будет скажет отец ево Кондратей, что я взял с нево насильством рубль и я заплачу» [там же, л. 1–14].
23 апреля 1652 г. в Разряд были переданы расспросные речи и очные ставки от воеводы Д. Яковлева. По его словам, М. М. Дмитриев отпущен в Москву [там же, л. 22–26]. В Разряде узнали, что в ходе очных ставок М. М. Дмитриев и челобитчики заключили между собой мир [там же, л. 96]. Дело было доложено царю Алексею Михайловичу. Царь указал допросить М. М. Дмитриева: сколько он заплатил челобитчикам за мир, за какую вину он держал в тюрьме жен челобитчиков. Бывший валуйский воевода был допрошен «по крестному целованию» думным дворянином И. А. Гавреневым. М. М. Дмитриев заявил, что, боясь от государя «гнева и опалы», он помирился с челобитчиками (Н. Кубаевым, В. Луковниковым,
К. Чеботаевым, П. Кондабаровым), дав им 25 руб.
После первой группы челобитчиков в Москву приезжали другие валуйчане К. Ловягин, стрельцыВ. Панин, С. Агеев, казак П. Кондабаров, черкасы
Л. Антонов, П. Данилов, К. Иванов, пушкарь И. Коншин. По словам М. М. Дмитриева, они с ним мирились «от всего города, а просили с него по рублю и он им ничево не дал» [там же, л. 105–108]. Обвинения в свой адрес бывший воевода отрицал. Правительство проявило настойчивость в защите интересов жителей Валуек. 1 июля 1652 г. яблоновским воеводам боярину кн. Г. С. Куракину и дьяку Н. Наумову поручалось произвести сыск и выяснить, сколько посулов и поминок М. Дмитриев взял и у кого. Показания пострадавших, заверенные их подписями, прислать в Москву [там же, л. 109–110]. Результаты сыска, который производил рязанский дворянин О. Н. Лихарев, поступили в Разрядный приказ 22 августа.
Значительная часть валуйчан – духовенство, стрелецкий и казачий голова С. Хомицкий, пешие и конные стрельцы, полковые казаки, пушкари – заявили, что не знают про вымогательства и взятки М. Дмитриева. Станичные атаманы и ездоки сообщили, что М. Дмитриев «чинил налоги большие и сидели за приставом и в тюрьме атаманы и ездоки» [там же, л. 115–131]. Челобитчики, вернувшиеся из Москвы Н. Кубаев, В. Луковников, К. Чеботов, П. Духанин,
П. Кондабаров, сообщили, что помирились с М. Дмитриевым и получили от него деньги в общей сложности 30 руб. В Москву была послана роспись посулов и поминок, которые М. Дмитриев вымогал у валуйчан. Так, полковой казак Г. Уколов сообщил, что без вины сидел при М. Дмитриеве в тюрьме, вынужден был отдать воеводе 10 руб., не мирился и денег своих не получил. Черкашенин П. Данилов, у которого воевода изъял 10 руб. и четыре пуда меда, с ответчиком не помирился. С. Забобурин обвинял воеводу в изъятии 9 руб. Ф. Дмитриев заявил, что воевода взял у него 10 пудов меда. В то же время станичник К. Лодыгин и стрелец С. Агеев сообщили, что были в Москве с «мирским делом» – просили о жаловании,
а на воеводу не жаловались. Черкасы Л. Антонов и К. Иванов помирились с М. Дмитриевым, но денег с него не взыскивали [там же, л. 115–131].
Сведений о том, что было дальше, нет. Вероятно, в данной ситуации руководство Разрядного приказа заставило Дмитриева возместить ущерб потерпевшим. Приведенный сюжет показывает, что если воеводские притеснения наносили ущерб обороне, то правительство проявляло твердость, могло применять жесткие меры по отношению к администраторам, заставляя их возвращать часть собранных средств населению.
---
Тулиновы-СПб, Коломна Моск. губ, Ильины, Сунбуловы, Токаревы, Панины, Потаповы, Шершавины, Шульгины, Бочарниковы-Коломна, Кузьмины, Валяевы-СПб, Лихачевы - Солигалич, Кузьмины-Олонец, Фомины, Абрамовы, Лобановы, Посыпановы, Буторины-Архангельск, Арханг. губ., Петровы-Любим Яр.губ., Кульбины-СПб
alex_energo
Модератор раздела

alex_energo

Санкт-Петербург
Сообщений: 3563
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 13124
(Продолжение).

В 1653 г. к царю Алексею Михайловичу «всем городом» обратились лебедянцы: «дети боярские Гришка Гурьев сынСтуколов с товарыщи 300 человек,да стрельцы пятидесятники Антипка Буяков да Оська Кирвяков и все рядовые 120 чел., да полковые казаки пятидесятники Зотка Лузгин да Оникейка Макаров и все рядовые 300 чел., да пушкари и затинщики Осташка Иевлев с товарыщи 39 человек и всяких чинов жилецкие люди». Они жаловались на подьячего съезжей избы Ивана Фролова, который «нам во всяких твоих государевых делах, в запасных и в денежных сборах, чинит налоги и продажи большие для своей бездельной корысти». Подьячий вошел в доверие к воеводам, «с ними пьет и ест заодно», с подьячим в съезжей избе сидят два его брата без указа из Москвы. На Рождество Христово Иван Фролов с братьями ездил по селам и деревням «нас насильством грабить и животишков наших, что у кого нас в домишках увидит, то насильством и возьмет; да он же с нас емлет насильством мед, и гуси, и ососки, и куры, будто с вотчинных своих крестьян, а хлеба с нас всякого насильством же сберет о празнике о Рождестве Христове четвертей до 400 и больши по вся годы, опричь того, что у кого насильством отнимет, и всякого животинного, и денежного, и рухлядного, и вина, и меду». Челобитчики отмечали, что даже воеводы их так сильно не грабят, как он, подьячий Иван: «У кого у нас ... ему Ивану Фролову взять нечего, и он тех жен и дочерей безчестит всяким позорным бесчестьем». При сборе податей подьячий собирает их вдвое, не оставляя расписок, а «что за твоим государевым обиходом какого сбору останется и тем он Иван корыстуется». С братьями и друзьями подьячий пьяным ходит по слободам, бьет жителей, позорит жен и дочерей лебедянцев. Он же «объел у лебедянцажсына боярского у Агапа Петрова нос весь прочь зубами своими», «объел у стрелецкой жены у руки персты прочь». Воеводы не останавливают Ивана Фролова, потому что он с ними пьет и ест вместе. По словам челобитчиков, всех «налог и продаж» подьячего невозможно описать, И. Фролов продолжает угрожать лебедянцам «боем и продажей».
Челобитчики просили отставить И. Фролова от должности подьячего съезжей избы. Челобитную они заверили рукоприкладствами. 21 февраля 1653 г. просьба лебедянцев была удовлетворена [27, с. 314–315].
Несколько раз обращались в Москву с просьбами об отставке подьячих жители Острогожска и Острогожского уезда. Вчелобитной дети боярские, заказные головы, полковые казаки и черкасы городовой службы, станичный атаман, стрелецкий и пушкарский пятидесятник, старосты посадских людей жаловались на подьячего острогожской приказной избы Федора Богданова. Ранее он украл казенное сукно и письменные принадлежности. Подьячий стрелял из пищали в посадского человека, бил челобитчиков «без царского указа и воеводского ведома», сажал в тюрьму, чинил всякие налоги, убытки и разорения. Его поступки уже привлекали внимание центральных властей. По указу и отпискам из Курска острогожскому
воеводе И. С. Сасову (острогожский воевода с 8 февраля 1676 г.) было предписано пытать Федора за воровство и отстранить от подьячества. Но после отставки Богданов был приближен воеводой И. Иевлевым (острогожский воевода с 1 марта 1679 г.).
В сговоре с начальством подьячий вынудил своими действиями многих жителей покинуть Острогожск.
Челобитчики просили уволить Федора из приказной избы. Вероятно, их пожелание было удовлетворено, так как в документах последующего времени не встречается сведений о работе Ф. Богданова [28, с. 40–41, 204].
Городские и уездные жители могли влиять на срок службы местных администраторов. Так, 17 августа 1677 г. по «заручному» челобитью, на котором имелись подписи, острогожцев царь продлил воеводство И. С. Сасова в Острогожске до трех лет. Об этом просили игумен Дивногорской пустыни Тихон, городские и уездные священники, черкасский полковник К. Гавриков, атаман Т. Щербинин, урядники и казаки, заказные головы, голова городовых черкас, станичники, посадские люди. По их отзывам, Сасов жил на службе смирно, был «россудом справедлив» [28, с. 43].
Инициаторами мирских прошений, как правило, выступали авторитетные с точки зрения правительства представители местного дворянства, духовенства, посада, стрелецкие и казачьи пятидесятники, что прослеживается по подписям на челобитных.
Совместные прошения отражали мнение политически активной части местного «мира».
По представлениям и власти, и общества изучаемого периода истинная челобитная должна быть подана от «всего города». «Весь город» коллективных челобитных юга России – это совокупность всех служилых и неслужилых групп населения, проживающих на территории города и уезда.
Понятие «весь город» оставалось достаточно неопределенным. Коллективные челобитные активно использовались в борьбе противоборствующих внутригородских групп. Доводом одной из сторон служило то обстоятельство, что совместная челобитная их соперников подана не от всего «города», о ней не слышали люди, а писалась «на дворе» одного из жителей «немногими советниками». Такие челобитные называли «затейными», «воровскими», «составными». Для проверки обоснованности предъявленных в коллективной челобитной обвинений московские власти могли назначать повальный обыск, т. е. опрос представителей различных категорий населения, оформленный соответствующим протоколом. В ходе
повального обыска выяснялось отношение населения к тому или иному администратору.
Арбитром в решении спорных вопросов, связанных с местной властью, выступал Разрядный приказ, в чьем ведении находились южнорусские города.
Основными задачами провинциальной администрации столичное учреждение считало поддержание обороноспособности города-крепости на необходимом уровне, сбор налогов, решение части судебных дел. С этих позиций Разрядный приказ был заинтересован в сохранении стабильной социальной обстановки, стремился к разрешению конфликтных ситуаций мирным путем с учетом требований местного населения.
В кадровых вопросах Разрядный приказ должен был учитывать интересы дворян, добивавшихся назначения на воеводства и другие административные должности, и мнение общества, выражаемого в коллективных челобитных. Для достижения необходимого компромисса руководители столичного ведомства принимали во внимание различные условия.
С одной стороны, изучались заслуги просителя должности, его рвение в полковой службе, материальное положение. С другой – имели значение содержание и форма коллективных челобитных населения. Особую значимость приобретали заверенные подписями («заручные») челобитные. В приказе вели подсчеты, сколько человек поставили подписи лично или попросили сделать это вместо себя, определяли, к каким сословным группам населения относятся «приложившие руки». Все это оказывало влияние на принятие решения.
Коллективные челобитные свидетельствовали о сохранении влияния общества на местное управление XVII в. Параллельно шел процесс бюрократизации и централизация местного управления.
Одной из форм взаимодействия власти и общества в XVII в. являлись выборы губных старост и их деятельность. На юге России губные старосты выбирались в уездах, заметным компонентом структуры населения которых являлось крестьянство: Ливенском, Елецком, Воронежском, Курском. В уездах с незначительной долей крестьян функции губных старост выполняли воеводы.
Для «правящей группы» служилого «города», верхов духовенства выборы губного старосты и пребывание на этом посту – форма участия в местном управлении, возможность влиять на важнейшую ее сферу – борьбу с разбойниками и татями. Это альтернатива воеводской власти в конфликтных ситуациях с воеводами [29, с. 98–101]. Для дворян и детей боярских должность губного старосты была более «спокойной», чем полковая служба. В то же время она означала определенное признание, престиж в рамках городского и уездного «мира». Обязанности губных старост не ограничивались борьбой с разбоями, убийствами и татьбой, им поручались дела иного характера: отвод и размежевание земель, сыск
беглых холопов.
Губные старосты принадлежали к служилым верхам «города». Об этом свидетельствуют их чины и оклады, наличие крестьянских и бобыльских дворов, пребывание на других должностях местного управления, родственные связи. Служилая элита могла занимать и другие должности местного управления: городовых приказчиков, осадных, стрелецких, казачьих голов, таможенных и кабацких голов.
В конце XVI – начале XVII в. дворяне и дети боярские Черноземья выбирали из своей среды городовых приказчиков. В их ведении находились городовые укрепления, артиллерия и боеприпасы. Постепенно городовых приказчиков сменили назначаемые из Москвы осадные головы. В отсутствие воевод на осадных голов возлагалась оборона крепости, отделение земель в поместья и вотчины.
Осадным головой мог стать как местный сын боярский, так и иногородний. Подобным образом назначались казачьи и стрелецкие головы и сотники.
Протесты населения вызывало назначение иногородних дворян в осадные, казачьи и стрелецкие головы.
В связи с подготовкой Соборного уложения 1649 г. жители южнорусских (северских и «польских») городов и уездов подали «заручную» челобитную.
В ней сообщалось, что в тех городах «от стрелецких, и от козачих, и от осадных голов от московских и от иногородцев чинится ссора, и смута, и всякое воровство, и городским людям продажа великая» [27, с. 196].
Местные дети боярские выбирались в головы у житниц. В ряде уездов Черноземья из числа местных детей боярских выбирали таможенных и кабацких голов. Если в городах центра и севера страны таможню и кабак (кружечный двор) возглавляли посадские люди, то на юге в отсутствии или при слабости посада таможенными и кабацкими головами становились местные служилые люди. Исполнение обязанностей головы представляло собой не только повинность, но и возможность влиять на важную сферу жизни города и уезда – торговлю и организацию кабацкого дела [30, с. 28–43].
Значительные события в общественной жизни южной окраины России – выборы на земские соборы, участие в их работе. Выборы организовывал воевода, но не всегда он мог влиять на состав избранных. Как показывает анализ состава выборных от южнорусских городов на земские соборы середины XVII в., эти лица обладали реальным авторитетом в своих городах [31, с. 276–286].
Южные города и уезды России в XVII в. интенсивно заселялись и осваивались в условиях острой внешней опасности. Ведущей по численности сословной группой русского юга стали служилые люди различных категорий. В ходе организации обороны, строительства укреплений, хозяйственной деятельности служилые люди взаимодействовали с центральной и местной властями. Одной из основных форм выражения своего мнения для южнорусского населения являлись коллективные челобитные, подаваемые на царское имя. С помощью совместных петиций люди активно влияли на состав и деятельность местных администраторов.
Взаимодействие с властью осуществлялось также в формах участия представителей сословных групп юга России в местном управлении. Южнорусские дворяне и дети боярские выбирались в губные старосты, назначались воеводами и приказными людьми небольших городов, занимали посты осадных голов, стрелецких и казачьих голов. В тех немногих городах, где посад был заметен, посадские люди выбирали
земских старост. Представители различных служилых категорий на юге России активно участвовали в таможенном и кабацком управлении, что отличало этот регион от центральных и северных городов, где ведущую роль на таможнях и кружечных дворах играли посадские люди.
---
Тулиновы-СПб, Коломна Моск. губ, Ильины, Сунбуловы, Токаревы, Панины, Потаповы, Шершавины, Шульгины, Бочарниковы-Коломна, Кузьмины, Валяевы-СПб, Лихачевы - Солигалич, Кузьмины-Олонец, Фомины, Абрамовы, Лобановы, Посыпановы, Буторины-Архангельск, Арханг. губ., Петровы-Любим Яр.губ., Кульбины-СПб
Лайк (2)
alex_energo
Модератор раздела

alex_energo

Санкт-Петербург
Сообщений: 3563
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 13124
Статья взята из издания ВЕСТНИК ВГУ. СЕРИЯ: ИСТОРИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. 2018. № 4
---
Тулиновы-СПб, Коломна Моск. губ, Ильины, Сунбуловы, Токаревы, Панины, Потаповы, Шершавины, Шульгины, Бочарниковы-Коломна, Кузьмины, Валяевы-СПб, Лихачевы - Солигалич, Кузьмины-Олонец, Фомины, Абрамовы, Лобановы, Посыпановы, Буторины-Архангельск, Арханг. губ., Петровы-Любим Яр.губ., Кульбины-СПб
alex_energo
Модератор раздела

alex_energo

Санкт-Петербург
Сообщений: 3563
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 13124
С просторов нашего форума - по дозорным отрядам:

в первой ревизии (1719) слово "однодворец" еще не употребляется, и можно узнать, кем был предок до перехода в это сословие - сыном боярским (солдат, рейтар, копейщик, городовой), служилым по прибору (стрелец, пушкарь, затинщик), казаком или черкасом. Во второй ревизии (1745) в сельской местности все они становятся однодворцами (отдельно в конце деревни пишутся отставные, не облагаемые подушным налогом). В городе же еще половина народу пишется казаками, и даже было несколько стрельцов.
В третьей ревизии - все однодворцы.
Но это у нас, на Ливнах. В других местах может быть по-другому.
До 8-ой ревизии пишутся однодворцами, а в 9-ой и 10-ой (т.е. после кисилевских реформ) - государственными крестьянами. В соседнем же Елецком уезде видел однодворцев и в 9-10 ревизиях (хотя в метриках 40-ых годов все же уже гос. крестьяне)

штат дозорного отряда.
Он состоял из атамана, шести ездоков и двух вожей. Ездоки, судя по наказам еще 1571 г., должны были попарно разъезжать по сторонам движения станицы, выискивая следы противника и осматривая горизонт; обязанностью вожей, исходя из их наименования, являлось доскональное знание местности и всего маршрута движения — чтобы отряд не сбивался с указанного ему маршрута. Впрочем, по наказу 1623 г. при каждой станице в качестве старшего чина обязан был находиться белгородский «станичный» сын боярский,
Снаряжение всех бойцов было единообразным, хорошо приспособленным для действий в степи.
Каждый имел пару добрых лошадей, чтобы выдерживать длительное преследование. На ночь коней стреножили, для чего имелись специальные ремни-«треноги»; для ловли и связывания пленников или лошадей у каждого было по два аркана.
Вооружение состояло из пищали (ружья) и сабли. Обычно русские всадники того времени были вооружены так называемыми «завесными пищалями» — относительно короткими ружьями, с замками, как правило, ударно-кремневого типа («русскими»). Для удобства обращения они снабжались погонными ремнями («завесами»). По параметрам такие пищали были близки коротким ружьям европейских аркебузиров.
Но станичники могли иметь и более эффективное оружие, излюбленное русскими и запорожскими казаками — «турки» или «янычарки». Они представляли собой адаптацию трофейных турецких ружей: с длинным стволом (110–112 см), небольшого калибра (11–13 мм), снабженные ударно-кремневым замком средиземноморского типа («микелет») или уже русским (или «казачьим») замком. Подобные ружья, но богато украшенные и со стволами из дамасской стали, изготовлялись также в Москве, под обозначением «казачьи пищали».
В сумках станичники везли свое нехитрое мелкое имущество («борошню»), запас продовольствия и, возможно, корма для лошадей.
Одевались они в кафтаны из неокрашенного домотканого «сермяжного» сукна: термин «зипун» означал, что кафтаны эти служили нижней одеждой под теплый «кожан» и надевались непосредственно на рубаху.
От дождя бойцы укрывались столь же грубым плащом — «епанчой» (валяной или абинковой), а от холода — «кожаном» (овчинный полушубок, не покрытый сукном).
С одной стороны, эта одежда прекрасно отвечала погодным условиям степной поездки, а с другой — не выдавала издалека во всаднике «московского человека», поскольку таким же образом выглядели в Поле и татары, и русские или украинские вольные казаки.
Можно предположить, что перед нами — перечень стандартного снаряжения русских станичников XVI – XVII вв.
Стоит отметить еще и традиционный способ, которым бойцы дозора смогли в данном случае оторваться от своих преследователей: они доскакали до ближайших густых зарослей и бросили на опушке своих лошадей со всем снаряжением, уйдя пешими в лес. В таких обстоятельствах противник, будь то татары или черкасы, не рисковал продолжать преследование пешком и довольствовался брошенной добычей.
---
Тулиновы-СПб, Коломна Моск. губ, Ильины, Сунбуловы, Токаревы, Панины, Потаповы, Шершавины, Шульгины, Бочарниковы-Коломна, Кузьмины, Валяевы-СПб, Лихачевы - Солигалич, Кузьмины-Олонец, Фомины, Абрамовы, Лобановы, Посыпановы, Буторины-Архангельск, Арханг. губ., Петровы-Любим Яр.губ., Кульбины-СПб
Лайк (2)
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 Вперед →
Модератор: alex_energo
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник alex_energo » Тулиновы Старого Оскола: 17-18 вв. [тема №108313]
Вверх ⇈