На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
По отдельным населённым местам и своим личным поискам открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах. Географический раздел по губернии разбит по уездам/волостям. Большая просьба - придерживаться этой схемы.
Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.
Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой). Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
Кураторы раздела "Данковский уезд" coika и kostuhina
Одоевская волость Данковского уезда
- с.Одоевщина Покровское тож (Поляковщина), с.Барятино (Борятино) Архангельское тож, с.Головинщино Нилово тож (Рожки, Лобанки, Инихиво, Хомяково), с.Ярославы (Ярославье, Сурин Конец, Прожигаловка, Выглядовка, Кочетовка, Клотонка тож), с.Хрущовка большая (
Москва Сообщений: 4796 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 14371
Наверх##10 февраля 2017 20:1728 августа 2022 13:25
Населенные пункты Одоевской волости: - село Одоевщина Покровское тож (Поляковщина) церковь Покровская (до 1676-1936) в приходе: - д.(с-цо) Загрядчино Петровское тож, - д.Ильинка (Одоевские Выселки), - д.Натальино Загрядские выселки тож, - д.Озерки, - д.Секиринка,
- село Барятино (Борятино) Архангельское тож церковь Архангельская (до 1676-1932), в приходе: - д.Киселевка Райково тож (в приходе с 1890 г.) - д.Барановка, - д.Тужилки (Борщевка Березовка тож),
- село Головинщино Нилово тож (Рожки, Лобанки, Инихиво, Хомяково) церковь Ниловская (до 1814 г.), церковь Свято-Духовская (с 1830 г.-1931), в приходе: - д.Новики Брыкаловка тож, - д.Рожки, - д.Хонино - д.Хрущевка,
- с.Ярославы (Ерославы, Ярославье, Сурин Конец, Прожигаловка, Выглядовка, Кочетовка, Кястовка тож) церковь Архангельская (до 1676-1937), в приходе: - д.Апраксино Теплинское тож,
- село Хрущовка большая (Малая Лоползянка Троицкое тож) церковь ???
Карты: - Карта Менде 1850 г. - Карта РККА 1941 г.
Комментарий модератора: Для удобства поиска по теме у всех информативных сообщений первая строка выделена синим цветом.
№ 100 27 апреля/1 мая 1917 Данковскаго уезда Одоевской волости деревни Киселева крестьянка Параскева Иванова 40 лет Воспаление сердца На Семеновском кладбище
--- Не выпускайте солнце из души - оно теплом по жизни разойдется. Пустите в сердце капельку любви, а капля в океан пусть разольется! Выше нас только звезды...
№183 27.10/28.10 1907 г. родился Михаил Родители:Рязанской губернии Данковскаго уезда села Нилово-Головинщина крестьянин Владимир Никифоров Агуреев и законная жена его Агриппина Андреевна, оба православные Восприемники: крестьянин села Хомутери Иван Савельев Томин и села Аристовки Городищенскаго уезда крестьянская жена Гликерия Павлова Алексеева
О браке 29.01.1906 Ж.: Данковский у. с. Знаменское кр. Семен Кузьмин Холевников, пр., 1бр, 23. Н.: Данковский у. Одоевская вол. кр. Евдокия Иванова Орлова, пр., 1бр, 29. Поручители по жениху: Штабс-кап. 52 пех. Виленского полка Александр Александров Бурский и ап. 7 арт. бригады Герман Иванов Гурский, по невесте: Орловская губ. Мценский у. Долговская вол. кр. Агафон Яковлев Иванов и гр. Сергей Дмитриев Толстой-Знаменский
--- Не выпускайте солнце из души - оно теплом по жизни разойдется. Пустите в сердце капельку любви, а капля в океан пусть разольется! Выше нас только звезды...
МК Скорбященской церкви в психиатрической больнице имени Н.А. Алексеева города Москвы Замоскворецкого сорока (ЦГА города Москвы. Ф. 2121. Оп. 2. Д. 183. Л. 8об.-; 24об.-; 127-) https://cgamos.ru/metric-books/2121/2121-2/2121-2-183/
№ 20 4/9 февраля 1917 Рязанской губернии Данковскаго уезда Одоевской волости деревни Ильинки крестьянин Василий Алексеевич ЗАЙЦЕВ 36 лет От туберкулеза легких На Ваганьковском кладбище
--- Не выпускайте солнце из души - оно теплом по жизни разойдется. Пустите в сердце капельку любви, а капля в океан пусть разольется! Выше нас только звезды...
Русская история в истории одного села, а также немного о "коммунистическом рае" Предлагаю Вашему вниманию краткий обзор книги «История села Головинщино» (с обзором по примыкающим сёлам тоже), составленной моим родственником В. С. Пименовым (в соавторстве с А. Ишутиным). Чем же она может быть интересна думающему человеку? – А тем, что здесь на конкретных примерах даётся представление о нашей русской истории, в том числе о её переломных и трагических этапах. Узнавая, в каких трудах, скорбях и общих условиях жили наши крестьянские предки (90% населения страны ещё не так давно), проникаешься тихою печалью о Родине, благодарностью ко всё перенёсшим и пересилившим дедам и бабкам, наипаче же – упованием на Господа Вышнего. Приведу лишь наиболее характеристические факты из книги. - - - В 1882 г. в селе Нилово жило 798 человек, причём собственной земли не имел ни один. Грамотных было 63 человека (8% населения). 50 домов топились по-белому, 54 дома – по-чёрному (без дымохода и трубы, т. е. дым из печи шёл в избу). - - - Из пословиц Данковского уезда: Без соли и хлеба худая беседа. Воду варить, вода и будет. Кто баб слушает, тот в добре не бывает. Ржаная каша сама себя хвалит. Холодно' – на ком платье одно. Хлеба ни куска – и в тереме тоска. Языком болтай, рукам воли не давай. (Как видим, пословицы свидетельствуют о том, что голод и бедность были весьма знакомы русским людям.) - - - Поверья, привычки (из «Памятной книги Рязанской губернии на 1868 г.»): «В Данкове удерживается между женщинами верование в знахарей, а в особенности так называемых ими святош (шарлатанов), им они приписывают дар пророчества и врачевания». «В веровании разным приметам мужчины старого покроя немного уступают женщинам:крик ворона на строении почитают предзнаменованием покойника; какая из девиц сольно ест, той предвещают пьяницу мужа; если правй глаз свербит, то значит плакать», и т. п. «К неотвратимым несчастиям относят: если воробей влетит в комнату, священник встретится, заяц дорогу перебежит, корова двойню отелит». «И другие тому подобные нелепости, которые впрочем при распространении просвещения более или менее видимо теряют свою силу и при благодетельном содействии религии со временем уничтожаются совершенно». - - - «В 1819 г. Данков подвергся ужасному несчастью, солдат, поляк, мстя за свою родину Польшу посредством семнадцатикратного поджога, выжег около 9-ти частей города, и в последнее своё злодеяние был захвачен на месте преступления, приговорён к наказанию через палача и ссылке в каторжную работу; но при исполнении над ним первого наказания не мог оного перенесть и умер». (Стало быть, раньше поляки у нас терроризмом занимались.) - - - «Для полной картины селений Центральной чернозёмной области надо прибавить, что бань у крестьян не полагается. Крестьяне моются в своих русских печах» (Россия. Полное географическое описание нашего отечества. 1901 г.). - - - Революционные годы. «Получив известие о свержении Временого правительства, данковские крестьяне захватили помещичьи имения в уезде». - - - Из статьи некоего Тутыхина из данковской коммунистической газеты «Набат» (1918 г.): «Посмотри, бедняк, на свою однооконную, законченную, грязную избу, посмотри, на ребятишек, разутыми ногами бегающих по холодному земляному грязному полу. Не закипит ли у тебя ненависть и злоба к этой гадкой обстановке, не почувствуешь ли ты себя связанным богатырём, которому хочется бросить эту рабскую жизнь и искать чего-то нового. А это новое близко. Вон, десяток шагов от тебя, стоит ещё не разорённое осиное гнездо-имение паука, владевшего лучшими полосами земли». «Иди, записывайся в коммуны! Мы живём накануне вечного братства. Спешите же, крестьяне, в коммуны! Вам предоставлена честь заложить фундамент земного рая». - - - Раскулачивание. Из воспоминаний Орешкиной Е. И. (записано в 2000 г.): «В 1929 г. происходило раскулачивание зажиточных крестьян. Председателем Иниховского сельсовета был Зимин Амельян Григорьевич. Жил он посерёдке села Головинщино. Это был «коммунист номер один» во всей округе. Сколько было им раскулачено. Хлеб отбирали, люди хоронили хлеб. Кто был победней, тем не хватало хлеба до нового урожая. У других отнято было имущество. Всё это он разрушал, Амельян». - - - Интересно происхождение «Коммуниста №1»: «Помещик Ширяев в 1900-х годах владел садом над родником. И вот в 1902 г. крестьянска Татьяна родила от помещика. Назвали мальчика Емельяном. Отчество дали по его дяде Григорию. Через пять лет она умерла и емельян остался сиротой. Приютили его крестьяне Зимины (дали ему свою фамилию), были они не из бедных. Помогли Емельяну кончить церковно-приходскую школу в Головинишне». … «Ему как-то сказали крестьяне: тебя вырастили в селе, а ты разорил Головинишню. Уезжай, а то тебя могут убить». - - - Красноречивое заглавие:
Средний возраст раскулачивателей (активистов колхозной жизни) был 25-30 лет в 1930 году. Списки для раскулачивания составлялись штабом раскулачивания в районном центре Берёзовка. Раскулачивали они зажиточных крестьян, которым было 40-50 лет. (Видим явный конфликт поколений.) - - - Из воспоминаний Волкушиной Е. Т., деревня Лобанки. «За водой ходили с горы на гору. Когда были лошади (до коллективизации), то привозили воду в бочке». «В 1929 году началась тревожная обстановка. Дедушка успел продать жеребца. Осталась лошадь. Нас причислили к середнякам, дали «твёрдое задание». Мы выполнили. Дали ещё одно «твёрдое задание». У нас всё выгребли из амбара, даже все отруби подчистили, ничего не оставили, а нас всё же было 7 человек, в том числе 4 детей». «Дедушка Андрей Устинович умер от голода в 1932 г.» - - - О председателе колхоза Никите Терёхове: «В августе 1941 года его взяли в армию. Как-то в конце сентября ночью к нам в избу стучались какие-то мужчины, требовали, чтобы вышел Никита. Но он уже был в армии. Наутро мы узнали от деревенских, что это были родственники из раскулаченных в 1930 году. Они хотели выколоть Никите глаза за то, что принимал участие в раскулачивании». - - - Заметка В. С. Пименова: «Когда я вижу памятники убитым в 1929-1931 годах активистам колхозного движения, то сразу же, кроме скорби по ним, возникает мысль, что это была не бандитская выходка, а последняя отчаянная акция раскулаченных крестьян, доведённых до этого шага безжалостными действиями этих активистов. Памятники активистам колхозов пусть стоят. Это уже историко-культурные объекты. Но рядом с этими памятниками надо поставить памятники со списками крестьян, раскулаченных, разорённых, сосланных в дальние края с помощью этих активистов». - - - В 1931 году шла борьба с церковью. Из церкви сделали избу-читальню. Все уже были колхозниками и всех детей колхозников заставляли ходить туда. Зимой было холодно и иконами топили клуб-читальню, плясали там под гармошку. Некоторым верующим становилось плохо, она заболевали, падали в обморок. Иконы и колокол снимал с церкви секретарь сельсовета Наумкин Иван. Он всё говорил: «Бога нет, всё выдумки». Иконы рубили топором. Кто-то из снимавших колокол с церкви – заболел, начал худеть и вскоре помер». - - - Злая судьба председателя сельсовета Наумкина: «Разбор закончился избиением Ефима. Тот подал в суд в Берёзовку. Председателя судили и посадили в тюрьму на пять лет. А в тюрьме заключённые, узнав, что он «из властей» и избил инвалида (о котором должен заботиться), затеяли с ним драку и в драке он был убит». - - - «Все работали в колхозе за трудодень. В качестве учёта трудодней ставилась галочка «у». В разных колхозах на трудодень давали по-разному. «Работаем за галочку, – говорила Сонина Дарья Осиповна, – а помещик платил деньгами». Население села Головинщино с созданием колхозов стало уменьшаться. Все разбегались, как могли. Меньше стало старожилов». - - - «Немцы не дошли до наших деревень 8-10 км. Деревни и сёла были спасены от сожжения. …Прошло 70 лет и нет уже многих деревень, которые защищали наши бойцы. На месте домов крапива, лебеда, бурьян. Исчез насильственный колхозный строй и население ушло в более благоприятные места». - - - «Головинщино относится к вымирающим сёлам, ведь там осталось два жилых дома». - - - «К 2000 году всё рассыпалось. Село Головинщино опустело. И сейчас в нём проживают в 2-х домах семья механизатора Золотарёва Алексея. А место благодатное: одни родники. Когда сюда вновь придёт население и возродится село? Трудно сказать. Ответа пока нет. Село Головинщино ещё не стёрто с административных карт».
--- Не выпускайте солнце из души - оно теплом по жизни разойдется. Пустите в сердце капельку любви, а капля в океан пусть разольется! Выше нас только звезды...
Список № 21 нижних чинов убитых, раненных и пропавших без вести в делах с Японцами - ВЕРСТЕЕВ Андрей, холост, Одоевская волость
--- Не выпускайте солнце из души - оно теплом по жизни разойдется. Пустите в сердце капельку любви, а капля в океан пусть разольется! Выше нас только звезды...
МАКСИМОВ Александр Емельянович - сообщение о кончине
--- Не выпускайте солнце из души - оно теплом по жизни разойдется. Пустите в сердце капельку любви, а капля в океан пусть разольется! Выше нас только звезды...
Описание сел Одоевской волости из статистического справочника 1882-1892 (орфография исправлена на современную) Источник: https://www.prlib.ru/item/723505
XII. ОДОЕВСКАЯ ВОЛОСТЬ. № 15 во многом отличается от остальных селений; сказанное в сводке по волости к нему не относится.
В половине общин земля распределена по рев. душам; отступления от этого распределения в другой половине вызваны исключительно несоответствием, существовавшим в недавние еще года, между ценностью земли и связанными с ней платежами (только эти отступления и отмечены по селениям). В настоящее время платежи всюду окупаются наделом, и почти во всех общинах поднять вопрос о переделе по наличным душам. Частные владельцы волости почти не сдают земли (не считая крупных аренд). Надельную — крестьяне нанимают б. ч. у односельцев р. по 12 за дес. и по той же цене у сторонних крестьян. При недостаточности надела отсутствие возможности аренды является главной причиной низкого уровня благосостояния и крайнего развития местных земледельческих заработков. Последнее обстоятельство необходимо принимать во внимание при рассмотрении цифр о количестве скота, замечание об этом в № 1-мъ относится и ко всей волости. В большинстве общин поля удобряются всем имеющимся навозом. По селениям отмечены лишь случаи употребления его на топку в значительном количестве. Цены земледельческих заработков: подесятинная — 4,5-5 руб.; годовая батраку — 40-50, редко 60 руб.; поденная мужчин — 25-50 коп , женщин — 15-30 коп. Уходящие на сторону живут б. ч. круглый год в Московской или в южных губерниях в батраках, ломовых, дворниках. Цены см. в I-й и II-й вол.
№ 1. Тужилки. Весь надел при селении, кроме 32 дес., лежащих верст за 5 от него в Тульской губ. В полях несколько лощин, по которым пасут скот; особого выгона почти нет. За право выпаса по 70 дес пара платят 30 руб. 10 хозяев нанимают надельную землю у соседних крестьян. Все берут по многу «заработков» за оброк и за деньги (по 8—10 дес. каждый, некоторые по 15-ти). Большинство живет средне; несколько зажиточнее других — нанимающие землю; безлошадные и большая часть однолошадных — бедняки. Сравнительно большое количество скота объясняется необходимостью для среднего хозяина держать по крайней мере 2-х лошадей, чтобы справиться с указанным выше количеством заработков; при 2-хъ лошадях часто не имеют коровы. Толкуют о переделе по наличным душам, но за него, по-видимому, не более половины домохозяев.
№ 2. Киселевка. Главная часть надела — при селении, а 64 дес — в 3- 9-ти верстах от него, за чужой землей, разбросаны 4-мя клочками; они не служат для выпаса и совсем не удобряются. Плохо удобряют и ближние поля, так как навозом топят. Так же сильно забираются «заработками», как и в № 1-мъ. Более половины бедняков; остальные живут не выше среднего. Отношение к переделу то же, что в № 1-мъ.
№3. Ильинка. В наделе много лощин. Поля почти не удобряются: навозом топят. Для найма земли нет средств; большинство хозяев сдает наделы на сторону. У кого есть лошадь, берет от 3 до 10-ти дес. заработков; очень многие в батраках здесь, в Московской и в степных губерниях. Живут очень плохо. Бедность особенно усилилась с 1870 г., когда сгорело все селение. Земля распределена по тяглам, как и до 1861 года. №4. Натальина. Половина поверхности надела поката и изрезана лощинами. За право выпаса по полям помещика вспахивают 21 дес.; отрабатывают всю плату и за нанятую пашню. Кроме того большинство хозяев берет по 2-3 дес. заработков; человек 10 в батраках. Община среднего достатка; не менее 1/3 бедных, остальные — «средние хозяева». Были толки о переделе, но за него — меньшинство.
№ 5. Апраксино. Около 1/3 надела лежит за рекой, в 1-5 верстах от селения и совсем не удобряется. Плохо удобряют и присельную пашню; навозом топят. Поля изрезаны лощинами; по одной из них дес. 10 молодого лесу. Кроме показанной в таблицах аренды нанимают обществом 10 дес. покоса за 55 руб. Условия найма пашни и заработки те же, что в № 4-мъ. До половины бедняковъ; остальные не выше средней зажиточности. Еще до «Воли» жили плохо; около 1861 г. произошла отрезка 62-х дес.; много вредит неудобство надела. Собирались переделить землю по наличным душам, но до большинства двух третей согласных на это не хватило нескольких голосов.
№ 6. Нилово, Головинщино тож соб. б. Хонина. К усадьбам подходит земля помещика; часты штрафы за потравы ея. За выпас по полям (64 дес.) выбирают 10 дес. картофеля. Большинство хозяев нанимает по 1-3 дес. в соседнем селе; эта наемка очень важна для крестьян: надел крайне недостаточен. Согласились взять его в 1870 году лишь из опасения быть переселенными и получить землю неудобно расположенную, плохого качества. Все сильно забираются заработками; б. ч. берут по 6-9 дес., некоторые — по 12-ти. Живут средне. В 1861 г. разделили землю по наличным душам; с тех пор до 1870 г. происходили частые перевалки наделов по работникам и по зажиточности, — то «по охоте», то насильственные. В настоящее время толкуют о переделе по наличным душам.
№ 7. Тоже соб. б. Попова. Село состоит из 2-х поселков. Больший из них окружен со всех сторон частновладельческой землей; поля отделены от него глубоким оврагом; вывоз удобрения затруднителен. Надел, широкий в концах, суживается в средине до 90 саж, тянется верст на 6 от села; местами он изрезан лощинами. Выпас по полям неудобен; выгону дес. 25. Нанимают для «кормов» 40 дес. пара за уборку 40 дес. овса. Большинство лошадных хозяев косит у помещика из 3-ей и 4-й копны сено; немногие нанимают пахатную землю у своих и соседних крестьян. У кого есть лошадь, берет подесятинные заработки; человек до 40 в батраках. Большинство —среднего достатка; много вполне обедневших. При выходе на «Волю» отрезано 320 дес. В 1861 г. разделили землю по работникам; затем до 1875 г. бывали частые свалки с обессилевших и навалки на новых работников и на зажиточных б. ч. насильственные. Теперь многие добиваются передела по наличным душам. Часто переверстывают всю пахатную землю.
№ 8. Тож соб. б. Иниховой. Ширина надела б. ч. 120 саж.: он расширяется лишь в конце, версты за 2 от селения. Выгона почти нет. За полевые корма (ок. 100 дес.) убирают 8 дес. луга и вывозят ок. 1500 возов навоза. Некоторые нанимают вненадельную землю в. за 10 от села; иным удается нанять надельную у соседних госуд. крестьян. Все берут по 5-6 дес. заработков; в батраках почти никого. Некоторые занимаются извозом; есть каменщики и работающие на стороне слесаря, плотники. Живут довольно исправно. Были зажиточны еще до 1861 года; в продолжении нескольких лет почему-то не платили выкупа, который и впоследствии не был спрошен. С 1861 до 1876 г. распределяли землю так же, как в № 6-мъ. В 1886 г. переделили по наличным душам.
№ 9 Новики. Землю нанимают немногие и только у соседних крестьян. Большинство берет по 3-5 дес. заработков; в батраках — почти никого. Живут исправно, благодаря давнишней «заправке». Идут толки о переделе по наличным душам.
№ 10. С. Борятино. В 1861 году отрезано 90 дес. Надел тянется от села верст на 5; вдоль его проходит большая лощина, образующая много скатов. Почти все лошадные сильно забираются заработками (от 4 до 12 дес. на двор); многие занимаются извозом в своем и соседних уездах. Живут средне. В первые годы «Воли» распределяли землю так же, как в № 7-м. В 1881 году собирались переделить по наличным душам, но согласных на это оказалось менее 2/3 домохозяев.
№ 11. Секеринка. В 1861 году отрезано 20 дес. Большинство домохозяев сдает надельную землю сторонним крестьянам. Все берут дес. по 5-6 заработков. Живут бедно. Поля удобряются плохо: навозом топят, да и мало его. Распределение земли то же, что в № 10-м. «Разговор» о переделе есть, но голосов еще не считали.
№ 12. Озерки. Наиболее зажиточным хозяевам удается нанять немного земли из вторых рук. Берут по 5-6 дес. заработков. Живут сносно. Толкуют о переделе по наличным душам; большинство, по-видимому, желает его.
№ 13. Хрущевка, Троицкое тож. Надел тянется верст на 5 от села; поверхность полей б. ч. поката. В 1861 году отрезана 181 дес. Находятся в удобном положении относительно найма земли и, благодаря этому, живут довольно исправно. И здесь, впрочем, все забираются «заработками» (по 5-7 дес. на двор). Некоторые уходят в батраки «под Москву». Отношение к переделу то же, что в № 12-м.
№ 14. Петровское, Загрядчино тож. Косят из 2/3-х небольшое количество луга. 1/3 хозяев нанимает по 1-2 дес. пашни у своих и сторонних крестьян. Подесятинных заработков берут мало, с выгодой заменяя их уходом на сторону: в Москву и Серпухов на мельницы, заводы, в ломовые, фонарщики; присылают домой р. по 50-70 в год. Живут средне. Распределение земли то же, что в № 6-м. Передела по на- личным душам желает меньшинство домохозяев.
№ 15. С. Ярославы б. госуд. четвертные. Надел тянется верст на 7 от усадеб. В полях много лощин, служащих для выпаса; особого выгона около 70 дес. Среди надельной земли разбросано много мелких частновладельческих участков, значительно увеличивающих полевые корма. Когда-то большой лес почти весь срублен еще во время казенного управления им; осталось довольно много мелкой поросли и кустарника, который рубят в плохие года для топлива. Около 1870 года дес. 200 из-под лесу распахано. В общинном владении находятся выгоны, покосы, лес и 240 дес. распашек и выморочных участков пашни; эти 240 дес. до сих пор сдавались обществом в аренду; теперь хотят поделить их подворно, как распределяются луг и лес; пастбища в нераздельном пользовании всех. Усадьбы и пашня (кроме 240 дес.) издавна четвертныя. С 1860 года в обществе происходят постоянные волнения по поводу передела четвертной земли по душам; все немногочисленные противники этого многоземельные — не раз были избиваемы; только в 1880 году подано последнее «прошение» о переделе. В ожидании его давно уж не удобряют полей. Распределение земли между домохозяевами очень неравномерно. Живут также «неровно», в общем — не выше среднего; более 1/3 хозяев полные бедняки, за редкими исключениями малоземельные; встречаются, впрочем, бедные и между «земляками». Многих разорили продажи имущества за недоимки (около 1870 г. у громадного большинства хозяев). С тех пор значительно усилилась сдача земли. Теперь много ея сдается даже на сторону, дес. до 300 снимают богачи скупщики, платя за 2-4 года вперед по 5-7 р. за дес., пересдавая по 10-12 р. и дороже. Почти все лошадные хозяева, не сдающие надельной земли, нанимают ее у односельцев. Вненадельной вблизи не сдается. Многие берут подесятинные заработки; человек до 60-ти в батраках. Отхожие промыслы те же, что и для всей волости.
16. Одоевщина вр.-ооб. Полякова. Их бывший владелец умер, не оставив по себе наследников; оброк никем не спрашивается. Живут плохо, несмотря на сравнительно благоприятные условия надела и платежей. Причина бедности не выяснена. Все однодушники живут на стороне или в батраках, сдав наделы. Лошадные хозяева берут подесятинные заработки. В 1861 году разделили землю по наличным душам; затем с умерших сваливали наделы и передавали их вновь народившимся, начиная с 5-ти летнего возраста. Спорят о переделе по наличным душам, но большинство его не желает.
№ 17. Тоже соб, б. Перфильева. Надел тянется верст на 5 от селения. Поля сильно изрезаны лощинами; 1/3 поверхности представляет покатость. Для выпаса — лощины и дес. 30 выгону. Показанную в таблицах землю арендуют обществом на 6 лет с правом выпаса по ней. Около 30 хозяев нанимают надельную преимущественно у соседних крестьян. Большинство лошадных берет по 2-4 дес. заработковъ: 25 человек в батраках. Отхожие промыслы те же, что в № 14-м. До ½ хозяев живут сносно; остальные оч. бедны. О переделе по наличным душам только разговаривают; голосов еще не считали.
Для удобства поиска по теме у всех информативных сообщений первая строка выделена синим цветом.