Русская история в истории одного села, а также немного о "коммунистическом рае"
Предлагаю Вашему вниманию краткий обзор книги «История села Головинщино» (с обзором по примыкающим сёлам тоже), составленной моим родственником В. С. Пименовым (в соавторстве с А. Ишутиным). Чем же она может быть интересна думающему человеку? – А тем, что здесь на конкретных примерах даётся представление о нашей русской истории, в том числе о её переломных и трагических этапах. Узнавая, в каких трудах, скорбях и общих условиях жили наши крестьянские предки (90% населения страны ещё не так давно), проникаешься тихою печалью о Родине, благодарностью ко всё перенёсшим и пересилившим дедам и бабкам, наипаче же – упованием на Господа Вышнего.
Приведу лишь наиболее характеристические факты из книги.
- - -
В 1882 г. в селе Нилово жило 798 человек, причём собственной земли не имел ни один. Грамотных было 63 человека (8% населения). 50 домов топились по-белому, 54 дома – по-чёрному (без дымохода и трубы, т. е. дым из печи шёл в избу).
- - -
Из пословиц Данковского уезда:
Без соли и хлеба худая беседа.
Воду варить, вода и будет.
Кто баб слушает, тот в добре не бывает.
Ржаная каша сама себя хвалит.
Холодно' – на ком платье одно.
Хлеба ни куска – и в тереме тоска.
Языком болтай, рукам воли не давай.
(Как видим, пословицы свидетельствуют о том, что голод и бедность были весьма знакомы русским людям.)
- - -
Поверья, привычки (из «Памятной книги Рязанской губернии на 1868 г.»):
«В Данкове удерживается между женщинами верование в знахарей, а в особенности так называемых ими святош (шарлатанов), им они приписывают дар пророчества и врачевания».
«В веровании разным приметам мужчины старого покроя немного уступают женщинам:крик ворона на строении почитают предзнаменованием покойника; какая из девиц сольно ест, той предвещают пьяницу мужа; если правй глаз свербит, то значит плакать», и т. п.
«К неотвратимым несчастиям относят: если воробей влетит в комнату, священник встретится, заяц дорогу перебежит, корова двойню отелит».
«И другие тому подобные нелепости, которые впрочем при распространении просвещения более или менее видимо теряют свою силу и при благодетельном содействии религии со временем уничтожаются совершенно».
- - -
«В 1819 г. Данков подвергся ужасному несчастью, солдат, поляк, мстя за свою родину Польшу посредством семнадцатикратного поджога, выжег около 9-ти частей города, и в последнее своё злодеяние был захвачен на месте преступления, приговорён к наказанию через палача и ссылке в каторжную работу; но при исполнении над ним первого наказания не мог оного перенесть и умер».
(Стало быть, раньше поляки у нас терроризмом занимались.)
- - -
«Для полной картины селений Центральной чернозёмной области надо прибавить, что бань у крестьян не полагается. Крестьяне моются в своих русских печах» (Россия. Полное географическое описание нашего отечества. 1901 г.).
- - -
Революционные годы.
«Получив известие о свержении Временого правительства, данковские крестьяне захватили помещичьи имения в уезде».
- - -
Из статьи некоего Тутыхина из данковской коммунистической газеты «Набат» (1918 г.):
«Посмотри, бедняк, на свою однооконную, законченную, грязную избу, посмотри, на ребятишек, разутыми ногами бегающих по холодному земляному грязному полу. Не закипит ли у тебя ненависть и злоба к этой гадкой обстановке, не почувствуешь ли ты себя связанным богатырём, которому хочется бросить эту рабскую жизнь и искать чего-то нового. А это новое близко. Вон, десяток шагов от тебя, стоит ещё не разорённое осиное гнездо-имение паука, владевшего лучшими полосами земли».
«Иди, записывайся в коммуны! Мы живём накануне вечного братства. Спешите же, крестьяне, в коммуны! Вам предоставлена честь заложить фундамент земного рая».
- - -
Раскулачивание.
Из воспоминаний Орешкиной Е. И. (записано в 2000 г.):
«В 1929 г. происходило раскулачивание зажиточных крестьян. Председателем Иниховского сельсовета был Зимин Амельян Григорьевич. Жил он посерёдке села Головинщино. Это был «коммунист номер один» во всей округе. Сколько было им раскулачено. Хлеб отбирали, люди хоронили хлеб. Кто был победней, тем не хватало хлеба до нового урожая. У других отнято было имущество. Всё это он разрушал, Амельян».
- - -
Интересно происхождение «Коммуниста №1»: «Помещик Ширяев в 1900-х годах владел садом над родником. И вот в 1902 г. крестьянска Татьяна родила от помещика. Назвали мальчика Емельяном. Отчество дали по его дяде Григорию. Через пять лет она умерла и емельян остался сиротой. Приютили его крестьяне Зимины (дали ему свою фамилию), были они не из бедных. Помогли Емельяну кончить церковно-приходскую школу в Головинишне».
…
«Ему как-то сказали крестьяне: тебя вырастили в селе, а ты разорил Головинишню. Уезжай, а то тебя могут убить».
- - -
Красноречивое заглавие:

Средний возраст раскулачивателей (активистов колхозной жизни) был 25-30 лет в 1930 году. Списки для раскулачивания составлялись штабом раскулачивания в районном центре Берёзовка. Раскулачивали они зажиточных крестьян, которым было 40-50 лет.
(Видим явный конфликт поколений.)
- - -
Из воспоминаний Волкушиной Е. Т., деревня Лобанки.
«За водой ходили с горы на гору. Когда были лошади (до коллективизации), то привозили воду в бочке».
«В 1929 году началась тревожная обстановка. Дедушка успел продать жеребца. Осталась лошадь. Нас причислили к середнякам, дали «твёрдое задание». Мы выполнили. Дали ещё одно «твёрдое задание». У нас всё выгребли из амбара, даже все отруби подчистили, ничего не оставили, а нас всё же было 7 человек, в том числе 4 детей».
«Дедушка Андрей Устинович умер от голода в 1932 г.»
- - -
О председателе колхоза Никите Терёхове:
«В августе 1941 года его взяли в армию. Как-то в конце сентября ночью к нам в избу стучались какие-то мужчины, требовали, чтобы вышел Никита. Но он уже был в армии. Наутро мы узнали от деревенских, что это были родственники из раскулаченных в 1930 году. Они хотели выколоть Никите глаза за то, что принимал участие в раскулачивании».
- - -
Заметка В. С. Пименова:
«Когда я вижу памятники убитым в 1929-1931 годах активистам колхозного движения, то сразу же, кроме скорби по ним, возникает мысль, что это была не бандитская выходка, а последняя отчаянная акция раскулаченных крестьян, доведённых до этого шага безжалостными действиями этих активистов.
Памятники активистам колхозов пусть стоят. Это уже историко-культурные объекты. Но рядом с этими памятниками надо поставить памятники со списками крестьян, раскулаченных, разорённых, сосланных в дальние края с помощью этих активистов».
- - -
В 1931 году шла борьба с церковью. Из церкви сделали избу-читальню. Все уже были колхозниками и всех детей колхозников заставляли ходить туда. Зимой было холодно и иконами топили клуб-читальню, плясали там под гармошку. Некоторым верующим становилось плохо, она заболевали, падали в обморок. Иконы и колокол снимал с церкви секретарь сельсовета Наумкин Иван. Он всё говорил: «Бога нет, всё выдумки». Иконы рубили топором. Кто-то из снимавших колокол с церкви – заболел, начал худеть и вскоре помер».
- - -
Злая судьба председателя сельсовета Наумкина:
«Разбор закончился избиением Ефима. Тот подал в суд в Берёзовку. Председателя судили и посадили в тюрьму на пять лет. А в тюрьме заключённые, узнав, что он «из властей» и избил инвалида (о котором должен заботиться), затеяли с ним драку и в драке он был убит».
- - -
«Все работали в колхозе за трудодень. В качестве учёта трудодней ставилась галочка «у». В разных колхозах на трудодень давали по-разному. «Работаем за галочку, – говорила Сонина Дарья Осиповна, – а помещик платил деньгами». Население села Головинщино с созданием колхозов стало уменьшаться. Все разбегались, как могли. Меньше стало старожилов».
- - -
«Немцы не дошли до наших деревень 8-10 км. Деревни и сёла были спасены от сожжения. …Прошло 70 лет и нет уже многих деревень, которые защищали наши бойцы. На месте домов крапива, лебеда, бурьян. Исчез насильственный колхозный строй и население ушло в более благоприятные места».
- - -
«Головинщино относится к вымирающим сёлам, ведь там осталось два жилых дома».
- - -
«К 2000 году всё рассыпалось. Село Головинщино опустело. И сейчас в нём проживают в 2-х домах семья механизатора Золотарёва Алексея. А место благодатное: одни родники. Когда сюда вновь придёт население и возродится село? Трудно сказать. Ответа пока нет. Село Головинщино ещё не стёрто с административных карт».
Для удобства поиска по теме у всех информативных сообщений первая строка выделена синим цветом.