Пожалуйста, по отдельным населённым пунктам и своим личным поискам открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах. Фамильные темы - https://forum.vgd.ru/?ct=1 Дневники - https://forum.vgd.ru/389/ Географический раздел по Московской губернии разбит по уездам/волостям Большая просьба - придерживаться этой схемы при открытии новых тем
 Пожалуйста, при цитировании, оставляйте только ту часть фразы, на которую даете ответ, не копируйте 2-3-хступенчатый диалог. |
Можайский уезд [Московская губ.]
..▶ ДИАЛОГОВАЯ тема (вопросы/ответы)
vatasy Новичок
Москва Сообщений: 12 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 6 | Наверх ##
18 апреля 2024 23:28 Уважаемое сообщество! Прошу оказать методологическую помощь по поискам. Мои дедушка Кузнецов Илья Андреевич, 1907 г.р. и бабушка Блинова Матрена Максимовна, 1905 г.р. из д. Репотино Канаевской волости Можайского уезда. По материалам ЦГА Москвы, фонд 203 опись 780, нашел семью Кузнецовых: прадеда Кузнецова Андрея Александровича, 1881 г.р., его жену и детей, его брата и сестру, а таже его родителей – Кузнецова Александра Петрова, Смоленской губернии, Гжатского уезда, Острицкой волости, деревни Березок, из воспитанников, приписан в крестьяне, и девица Варвара Алексеева, из казенных воспитаниц, ныне мещанская дочь г. Можайска. У Варвары Алексеевой это второй брак. Первый брак с крестьянином д. Репотино Василием Ивановым. Где дальше искать этих воспитанников пока не знаю. Намного сложнее получилось с Блиновыми. В приходских книгах Сретенской церкви в Песках фамилия Блинов(а) не упоминается вообще. Единственный документ – запись о смерти брата прадеда Блинова Прохора Максимовича. В итоге я сделал предположение, что Блиновы были старообрядцами. После общения с дальними родственниками эта информация подтвердилась. Мой прадед Блинов Максим Михайлович, со слов родственников, не известно какого года рождения, старообрядец, участник какой-то войны (по времени подходит русско-турецкая война), получал очень хорошую пенсию и был завидным женихом. И за него выдали замуж мою прабабушку Марию (Марью) Иванову, 22.04.1870 г.р. Про нее отдельная история, она как раз представляет особый интерес. Из записей в записной книжке моей матери, сделанной на каком-то семейном празднике по просьбе моего отца со слов моей тетки, являвшимися сыном и дочерью Ильи и Матрены: «Грамота утверж. Графа Уварова. Внебрачная дочь гр. Уварова, мать б. Моти, 1892(на самом деле 1870) – 1943 г., Мария Иванова. Жила на Абельмановке. В Репотино дом графа, в Прозорово купил дом, где до 18 лет жила эта дочь под присмотром священика (Пески). Запись сделана в конце 1990-х или самом начале 2000-х. Тетка еще жива, но находится в не очень хорошем состоянии, плохо соображает и этого не помнит. Моя мать жива, но добавить ничего не может. Отец умер в 2006. По нашим воспоминаниям тема активно обсуждалась на семейных праздниках между отцовскими сестрами и братом. Максим и Мария захоронены на Рогожском кладбище в Москве. Умерли в 1933 и 1943 годах соответственно. На Абельмановку переехали в 1920-х годах (дом построен в 1926 г.). Из книги С.С. Михайлова «Староверие Волоколамского леса» узнал, староверы Репотино и Прозорово относились к Белокриницкому согласию, к ним приезжали с Рогожского кладбища, а после и часть прихожан перебралась в Москву на Рогожку. В документах ЦГАМО фонд 2510 опись 1 за 1920-е годы есть достаточное количество документов на Блиновых, подтверждающих их проживание в Репотино. Информация о матери Марии очень скудная. Известно, что замужем она никогда не была, и Мария - ее единственный ребенок. Граф их навещал, интересовался судьбой. Теперь по Уваровым. Графами являются только: Сергей Семенович Уваров (1786-1855), граф с 1846 г.; Алексей Сергеевич Уваров (1824-1884), Алексей Алексеевич Уваров (1859-1913); Сергей Алексеевич Уваров (1862-1888); Федор Алексеевич Уваров (1866-1954); Игорь Алексеевич Уваров (1869-1934). Из них постоянно проживали в Поречье только Алексей Сергеевич и Федор Алексеевич. Мои предположения, и те достаточно воздушные: Мария – дочь Алексея Сергеевича, а присматривал за Марией и ее матерью уже Федор Алексеевич, бывший предводителем местного дворянства и председателем Можайской уездной земской управы. В защиту моей теории можно обратить внимание на год рождения младшего Уварова – 1869. Год рождения Марии – 1870 вполне совпадает с 1869 и беременностью Прасковии Сергеевны. В усадьбе Поречье никаких материалов мной не найдено. Местные краеведы интересующей меня информацией не располагают. Прошу помощи и подсказки, где и что можно и нужно искать для подтверждения или опровержения? Пока могу предположить искать только в подворной переписи селений по Канаевской волости за 1883 год ф. 184 опись 10 дело 2377. На фотографиях: Максим Михайлович Блинов и его супруга Мария с детьми С уважением, Олег Николаевич
   --- С уважением, Олег Кузнецов | | |
vatasy Новичок
Москва Сообщений: 12 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 6 | Наверх ##
19 апреля 2024 7:50 >> Ответ на сообщение пользователя Malus_domestica от 19 апреля 2024 1:05 Всё конечно так, если бы не старообрядцы, очень сомневаюсь, что просто нагуленной можно было выйти замуж за старообрядца. --- С уважением, Олег Кузнецов | | |
1-anna Россия Сообщений: 316 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 256 | Наверх ##
19 апреля 2024 10:05 Здравствуйте уважаемые коллеги, исследователи. Одна из моих родовых веток из д Бурково, Бородинской волости, прихода села Ельни. Часть информации нашла в исповедалках и метриках, однако этой деревни нет в ревизских сказках. Предполагаю, что это связано с владением, данная деревня казенного ведомства / экономического ведомства и она такая не одна. Есть ли по таким деревням какие-то документы - подушевые описи / ревизии или еще что-то? | | |
vatasy Новичок
Москва Сообщений: 12 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 6 | Наверх ##
19 апреля 2024 17:18 >> Ответ на сообщение пользователя Malus_domestica от 19 апреля 2024 11:08 Записи о рождении Марии нет, как нет записей о браке и рождении детей. Я уже писал об этом. В книге "Старообрядчество Волоколамского леса читал, что местные старообрядцы ездили крестить детей в Москву на Рогожском кладбище. Метрические книги Рогожки также находятся в Ленинке, но не все они сохранились, основные года, которые меня интересуют не дошли до нашего времени, в том числе 1870-й. Только годы рождения двух детей из семи. Спасибо за сведения о регистрации в полиции, буду искать. --- С уважением, Олег Кузнецов | | |
vatasy Новичок
Москва Сообщений: 12 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 6 | Наверх ##
19 апреля 2024 22:44 К сожалению номера воспитанников не указаны. Вопрос по Варваре Алексеевой, можно ли предположить, что она закончила Можайское женское училище, раз она из казённой воспитанницы стала мещанкой г. Можайска?
  --- С уважением, Олег Кузнецов | | |
vatasy Новичок
Москва Сообщений: 12 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 6 | Наверх ##
19 апреля 2024 23:02 Malus_domestica, большое спасибо за ссылку на ИВ. Пока я просмотрел только фонд 203 опись 780 применительно к приходу Сретинской церкви в Песках, но всё пролиста, т.к. поиск выдает меньше половины. Буду изучать остальное. А на этой фотографии платок соответствует?
 --- С уважением, Олег Кузнецов | | |
suhgar Опорный край державы Сообщений: 868 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 558
| Наверх ##
21 апреля 2024 11:54 21 апреля 2024 13:05 >> Ответ на сообщение пользователя vatasy от 18 апреля 2024 23:28 По данным исповедной ведомости Сретенской церкви села Песков Можайского уезда Московской губернии священника Филиппа Смирнова с причтом за 1862 год в деревне Репотиной значится: бывших у Исповеди и Святого Причастия 44 двора (360 крестьян), 16 бобылей, по Единоверию один двор (5 крестьян); не бывших у Исповеди и Святого Причастия 16 крестьян; 7 дворов (78 крестьян) раскольников толка поповщины. Только у одной солдатки, бывшей у Исповеди и Святого Причастия, значится 3 незаконных ребёнка 12, 2 и 1 лет. Владелец имения в селе Тропарёво Борисовской волости Можайского уезда Московской губернии господин Армфельд, предлагая устроить сборную крестьянскую маслодельню в селе Борисово той же волости, писал: "После предварительных разведок я остановился было на Канаеве и Репотине Канаевской волости, так как в этих селениях можно было a priori надеяться на более значительный сбор молока. Во всей Канаевской волости все земли, за исключением одного лишь небольшого именьица, находящагося теперь во владении нескольких крестьян собственников, принадлежат крестьянам, надел большой - до 6 дес. на душу; крестьяне позажиточнее, чем в других волостях уезда, и потрезвее, потому что на половину староверы; местность глухая, от городов отдаленная; скота держат много (в Репотине на 90 дворов 123 коровы, в Канаеве на 88 дворов 140 коров, в Прозорове на 50 дворов 75 коров, во Внукове на 50 дворов даже 124 коровы, во Псове на 62 двора 122 коровы, всего в 6 окольных деревнях на 362 двора 624 коровы). Одним словом, данныя, казалось бы, самыя благоприятныя. На основании этого я и предложил комиссии устроить сборную крестьянскую маслодельню в Канаеве или Репотине на следующих условиях, изложенных в заявлении моем в комиссию: ..." (Источник: Систематический свод постановлений Можайского земского собрания за 1865-1909 года. Том II. Постановление 25 сентября 1881 года. Приложение. Доклад г. Армфельд о Борисовской сборной крестьянской маслодельне. С. 89). Крестьяне деревни Репотино переходили из раскола в православие и из православия в раскол. Об этом мы узнаём из заголовков дел, хранящихся в ЦГА Москвы. Ф.203. Оп.342. Дело о переходе крестьян дер. Репотиной Можайской округи Московской губ. Петрова М., Трофимова Н., Уарова И. из православия в раскол. 11 июня 1871 - 5 июня 1873. 39 листов. Ф.203. Оп.311. Дело об увещании крестьян дер. Репотиной Можайского уезда Васильева С., Гавриловой М., Сергеева Г. и др. для обращения из раскола в православие. 22 февраля 1856 - 26 февраля 1862. 164 листа. Ф.203. Оп.275. Дело о переходе крестьянина дер. Прозоровой Можайского уезда Григорьева З. и крестьянки дер. Репотиной Михайловой Ф. из православия в раскол. 15 июля 1852 - 3 августа 1854. 30 листов. В деревне Репотино жили крестьяне, носившие фамилию УВАРОВ. В метрических книгах церквей Можайского уезда и города Москвы значатся крестьяне деревни Репотино Пётр Уваров, Тимофей Васильев Уваров, Степан Васильев Уваров, Василий Васильев Уваров, Василий Степанов Уваров, Иван Косьмин Уваров и крестьянская девица Анна Васильева Уварова. Может быть, крестьянин Уваров имеет какое-то отношение к вашей прабабушке Марии Ивановне? Я бы рассмотрел эту версию. В метрических книгах Николаевской церкви села Новлянского Осташевской волости Можайского уезда на 1876-1885 гг. значится исправляющий должность псаломщика Александр Уваров, на 1893-1899 гг. - псаломщик Сергей Уваров. В ЦГА Москвы имеются на хранении следующие дела. Ф.203. Оп.679. 1880-1905 гг. 28 апреля По прошению отрешеннаго псаломщика села Новлянскаго, Можайскаго уезда, Александра Уварова о признании проданнаго им своему брату псаломническаго дома, принадлежащим его родителю. 19 сентября. 12 листов. (Дело выбыло ?) Ф.203. Оп.480. 1881-1915 гг. Дело о назначении на должность диакона Богоявленской церкви с. Буйгорода псаломщика Троицкой (так в описи) церкви с. Новлянского Можайского уезда Уварова С. 4 февраля - 29 сентября 1910. 14 листов. Ф.203. Оп.670. 1873-1899 гг. Дело по обвинению священником и псаломщиком Николаевской церкви села Новлянского Можайского уезда Уаровым А.П. и Уваровым А.В. бывшего церковного старосты, крестьянина того же села Степана Пудова в растрате церковного имущества. 25 августа 1884 - 30 апреля 1886. 42 листа. Ф.203. Оп.668. 1871-1885 гг. Дело о рассмотрении прошения священника Николаевской церкви села Новлянского Можайского уезда Алексея Уарова о возвращении в его владение участка церковной пахотной земли, присвоенного причетниками Иваном Никольским и Александром Уваровым. 22 июня 1884 - 17 июня 1885. 32 листа. Может быть, церковнослужитель Уваров (необязательно из села Новлянского) имеет какое-то отношение к вашей прабабушке? Я бы рассмотрел и эту версию. Обратите внимание на фамилию УАРОВ. В деревне Репотино жили крестьяне с отчеством УАРОВ - Степан Уаров (умер в 1887 году в возрасте 75 лет) и Иван Уаров. В любом случае нужно изучать всю деревню и всех её жителей. Только так можно найти ответы на интересующие вопросы. --- г. Борисов на Протве; Можайск. у.: Ямская сл., Тетерино, Тропарёво, Хорошилово, Юрьево, Шустиково, Коровино, Аксентьево, Сальницы (Кулагины), Семёнково (Константиновы), Борис-Городок (Шуруповы, Серебряковы), Власово (Жаровы), Старое (Сухаревы), Бугайлово (Кузюрины, Мурлыкины); Верейск. у.: Годуново. | | Лайк (3) |
vatasy Новичок
Москва Сообщений: 12 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 6 | Наверх ##
21 апреля 2024 13:16 >> Ответ на сообщение пользователя Malus_domestica от 20 апреля 2024 0:04 Уважаемая Malus_domestica, ещё раз хочу Вас поблагодарить. Вы дважды оказались правы. В исповедной ведомости за 1862 год нашел семью Блиновых: двор 10 Михаил Фомин и его сын Прохор, 3 лет (1859 г.р.), что соответствует записи о смерти Блинова Прохора Михайловича, умершего в 1916 году в возрасте 57 лет, родного брата моего прадеда Блинова Максима Михайловича, ещё не родившегося в 1862 году. И найдены они среди исповедовавшихся прихожан, а не среди старообрядцев. Большая просьба, если кто-то из форумчан сможет прочитать запись в последнем столбце напротив записи "Михаил Фомин" , сказать, что там написано.
  --- С уважением, Олег Кузнецов | | |
suhgar Опорный край державы Сообщений: 868 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 558
| Наверх ##
21 апреля 2024 13:34 vatasy написал: [q] запись в последнем столбце напротив записи "Михаил Фомин"[/q]
по нерачению --- г. Борисов на Протве; Можайск. у.: Ямская сл., Тетерино, Тропарёво, Хорошилово, Юрьево, Шустиково, Коровино, Аксентьево, Сальницы (Кулагины), Семёнково (Константиновы), Борис-Городок (Шуруповы, Серебряковы), Власово (Жаровы), Старое (Сухаревы), Бугайлово (Кузюрины, Мурлыкины); Верейск. у.: Годуново. | | Лайк (1) |
xbox Сообщений: 993 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 1969
| Наверх ##
21 апреля 2024 13:35 В большинстве случаев, когда я сталкивался с тем, что кто-то говорит, что в их семье много лет назад корни из дворян, в семье были фрейлины чуть ли ни приближенные к царю итп, заканчивалось это тем, что по документам они были или простыми мещанами, или крестьянами. Каждое следующее поколение реальное положение дел знает меньше, а придумывает больше.
Вот и история про внебрачного ребёнка графа Уварова мне кажется из той же серии. С учетом наличия в деревне большого количества крестьян Уваровых, версия с крестьянской линией более правдоподобна. А про графа историю мог выдумать кто угодно. Причём это могло быть так: Первый в рассказе говорит «я точно не знаю, но…», следующий в пересказе говорит «возможно…», следующий в свою очередь -«скорее всего…», а следующий без каких-либо вводных слов - «наша семья происходит от…» итп.
Но при всем при этом, один раз в моей практике рассказы про дворян действительно подтвердились и это было зафиксировано в метрических книгах. При этом дворяне проживали в деревне. В дворяне они попали, вероятно по военной линии, поскольку один из них был подполковник.
Подтвердить версию о внебрачном ребёнке графа, шансы нулевые. Такой информации нет ни в одном документе.
--- epoisk.ru – Продвинутый онлайн поиск метрических книг, исповедных ведомостей, и ревизских сказок в ЦГА Москвы. | | Лайк (3) |
|