Копилка - Поповы
Здесь выборка всех Поповых, которые мне встретились при собирании родословной. Считаю их чужими, но до конца еще разбираться придется несколько лет, вдруг будут своими.
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 182 | Наверх ##
26 марта 2010 21:57продолжение продолжение Старинная обитель была основана преподобным пустынником Далматом в 1644 г. Обнесенный высокими каменными стенами, монастырь напоминал крепость на утесе Белого городища. В 1714 г. по указу Петра Великого здесь была открыта одна из первых славяно-латинских цифирных школ для обучения детей вотчинных крестьян. Позднее, в 1763 г., при школе было заведено общежитие – бурса. С 1816 г. славяно-латинская школа была преобразована в Далматовское духовное училище для детей духовенства Зауралья. Архиепископ Пермский и Верхотурский Иустин (Вишневский) благословил «священно-церковнослужителям Екатеринбургского, Шадринского, Камышловского и Прибытского уездов вести своих детей в Далматовский монастырь, где их в чтении, пении и рукописи экзаменовать»[7]. Обучение в Далматовском духовном училище стало семейной традицией Поповых. Старший брат Александра, Рафаил, тоже окончил эту бурсу, где был оставлен в качестве второго учителя латыни. Курс обучения в духовном училище длился четыре года. Однако, проучившись два года под присмотром родного брата, Александр в 1871 г. переводится в третий класс духовного училища в г. Екатеринбурге. --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 182 | Наверх ##
26 марта 2010 21:58продолжение продолжение Причины такого перевода из Далматова в Екатеринбург нам неизвестны. Возможно, старший брат не смог должным образом направлять энергию Александра и заставить его усердствовать в учебе. На помощь пришли екатеринбургские родственники. В Екатеринбурге жила родная сестра Александра Степановича – Мария Степановна Левицкая. Ее муж, священник Игнатий Александрович Левицкий, был весьма обеспеченным человеком (имел в городе три дома) и занимал ответственный пост в епархиальном училищном правлении. Стоит предположить, что именно по его ходатайству Александра удалось перевести в более престижную екатеринбургскую бурсу. Под влиянием отца Игнатия и присмотром сестры Александр Попов быстро прогрессировал в своих учебных познаниях, став одним из лучших воспитанников училища. Через два года, в 1873 г., он закончил полный курс Екатеринбургского духовного училища по наивысшему 1-му разряду[8]. --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 182 | Наверх ##
26 марта 2010 22:00продолжение продолжение Необходимо отметить, что юные годы Александра Степановича пришлись на эпоху великих реформ, проводимых кабинетом министров Александра II. Вслед за отменой крепостного права в 1861 г. последовал целый ряд законов, существенно менявших социальную жизнь России. В программе преобразований значительное место занимала церковная реформа. 26 мая 1869 г. был принят закон «Об устройстве детей лиц православного духовенства», сыгравший важную роль в судьбах десятков и сотен тысяч людей. Было объявлено, что отныне «дети лиц православного духовенства не принадлежат лично к духовному званию», но указываются лишь в послужных списках своих отцов. Отделив детей духовенства от сословия, закон не только полностью сохранял их права на образование в духовных учебных заведениях, поступление в клир, получение пособий от епархиальных попечительств о бедных духовного звания, но и давал новые права. В частности, обучающиеся в духовных школах получили возможность по окончании каждой очередной ступени (училища, семинарии) свободно выбирать: учиться дальше в духовной школе или перейти в светскую, а после семинарии и академии – свободно выбирать род деятельности. Дети клириков — священников и диаконов - получили права детей личных дворян, а дети дьячков, пономарей и псаломщиков – права детей личных почетных граждан. Отныне дети духовных лиц могли свободно выбирать род службы, заниматься торговлей, предпринимательством и другими видами деятельности на правах той социальной группы, в которой оказывались. Таким образом, был сделан крупный шаг к ликвидации сословной замкнутости духовенства[9]. --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 182 | Наверх ##
26 марта 2010 22:01продолжение продолжение В 1873 г. Александр Степанович Попов сделал свой выбор. Он переезжает в губернский город Пермь, чтобы продолжить свое обучение в Пермской Духовной Семинарии. Некоторые библиографы А.С. Попова, находясь в плену стереотипов советского времени, пытаются представить Пермскую Духовную Семинарию 1860-1870-х гг. как гнездо вольнодумства и революционного движения в Пермской губернии[10]. Однако документы и воспоминания самих учащихся показывают, что такие заявления являются тенденциозными и необъективными. Конечно, антирелигиозные и революционные идеи проникали в семинарскую среду и находили своих приверженцев среди преподавателей и студентов. Тем не менее Пермская Духовная Семинария времен обучения здесь А.С. Попова была еще вполне здорова в религиозно-нравственном отношении. В 1876 г. деятельность Пермской семинарии была подвергнута тщательной ревизии Святейшего Синода во главе со статским советником Зинченко. Нравственно-воспитательная часть была признана терпимой. 14 сентября того же года семинарию посетил обер-прокурор Святейшего Синода и министр народного просвещения граф Д.А. Толстой, у которого о Пермской семинарии, ее преподавателях и воспитанниках остались самые благоприятные впечатления. Никаких дефектов в учебно-воспитательном процессе им замечено не было[11]. --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 182 | Наверх ##
26 марта 2010 22:02продолжение продолжение В это время семинарскую корпорацию возглавлял один из выдающихся ее ректоров – архимандрит Иероним (Логовский), занимавший эту должность с 1868 по 1877 гг. По мнению историка Пермской Духовной Семинарии Н. Седых, годы ректорства отца Иеронима были сравнительно лучшим периодом ее истории. Вся деятельность отца Иеронима на посту ректора была связана с применением нового Устава духовных семинарий, Высочайше утвержденного в 1867 г. Главная задача этого Устава состояла в том, чтобы привлечь к участию в управлении семинарией представителей преподавательской корпорации. Поставленная задача была нелегкой. Было необходимо сохранить в семинарии авторитет епархиальной власти и не нарушить прав преподавателей. Отцу Иерониму удалось соблюсти необходимую меру и избежать крайностей. При нем власть ректора семинарии оставалась твердой, а предоставленные Уставом привилегии преподавателей оставались нерушимыми. Архимандрит Иероним памятен нам как историк: ему принадлежит фундаментальный труд «История Пермской Духовной Семинарии» в трех частях, прослеживающий судьбу семинарии со времени ее основания в 1801 г. до 1867 г. Сочинение отца Иеронима было опубликовано на страницах Пермских епархиальных ведомостей, редактором которых являлся сам отец ректор[12]. --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 182 | Наверх ##
26 марта 2010 22:03продолжение продолжение Курс обучения в семинарии был рассчитан на шесть лет. Характер предметов первых четырех классов был общеобразовательный, светский. Единственным предметом духовного содержания было Священное Писание. Семинаристы изучали следующие предметы: русскую словесность, латинский и греческий языки, французский и немецкий языки, математику, гражданскую историю, логику, психологию, философию и физику. В пятом и шестом классах преподавались богословские дисциплины: церковная история, литургика, гомилетика, основное богословие, догматическое богословие, нравственное богословие, практическое руководство для пастырей, педагогика, дидактика и чтение святых отцов на греческом языке. Кроме того, преподавались и необязательные дисциплины: еврейский и татарский языки, история и обличение русского раскола[13]. Общественно-политический подъем России 60-70-х годов ХIХ в. сопровождался широким распространением в стране просвещения, тягой различных слоев населения к научным знаниям. Выдающийся русский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк, также учившийся в Пермской Духовной Семинарии (с 1868 по 1872 гг.), так охарактеризовал эту эпоху: «Это время миновалось, хотя память о нем свежа еще, - наступило другое, когда наши отцы уже вышли из семинарии, а мы еще не учились: это время славы семинарии, за которым последовало мгновенное падение. Это было то время, когда умственное движение охватило разом всю семинарию, когда семинарские профессора подали руку семинаристам, когда семинария выставила зараз ряд светлых голов – свою гордость и славу…»[14]. --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 182 | Наверх ##
26 марта 2010 22:04продолжение продолжение Опрометчиво считать, что в Пермской Духовной Семинарии этой поры не было проблем. Среди семинарских преподавателей попадались любители крамолы, беспробудные пьяницы и даже душевнобольные, досаждавшие семинарскому и епархиальному начальству. От таких кадров семинарская корпорация избавлялась. Однако, по мнению историка семинарии Н. Седых, в последние годы ректорства отца Иеронима уровень преподавания стал значительно ниже, что повлекло снижение успеваемости семинаристов, а затем и массовое отчисление учеников по причине неуспеваемости[15]. Оставляло желать лучшего и поведение пермских семинаристов: самоволие, непочтительность к старшим, противодействие инспекторскому надзору, мщения начальству в виде сочинения пасквилей, протесты и другие предосудительные поступки было частым явлением в семинарской среде. Высшим выражением самоволия учеников было намеренное ношение одежды нараспашку. Особым вызовом считалось надеть красную рубашку с кожаным поясом. Были среди пермских семинаристов, в особенности первого класса, личности, достойные резкого порицания. «Они обнаруживали классическую грубость: крик, ужасный стук, намеренное стремление пачкать, ломать, разрушать – вот проявления их характера». Тем не менее перечисленные недостатки учеников семинарии не лежали глубоко в их природе и легко могли быть исправлены. На сравнительно хорошее нравственное состояние большинства семинаристов указывают следующие обстоятельства. Среди учеников этого времени составлялись товарищества на идейной почве. Учеников объединяли умственные интересы, и главным образом цели самообразования. Интересы учеников простирались до объединения с учащимися других учебных заведений. Проходили собрания лучших представителей семинарии, гимназии, реального училища. Лучшим доказательством хорошей подготовки значительной части семинаристов служит то, что Пермская семинария в эти годы в значительной степени снабжала кадрами высшие учебные заведения России. Окончив четыре начальных класса и получив после проверочных экзаменов аттестат зрелости, семинаристы пополняли ряды студентов университетов. Поступление в университет предполагало отличные отметки по поведению, которые в семинарии было заработать нелегко. --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 182 | Наверх ##
26 марта 2010 22:05продолжение продолжение Таким образом, центр ученической корпорации был нравственно здоров. Интересы умственного и нравственного развития стояли здесь высоко. Односторонность и недостатки семинарского преподавания ученики компенсировали самообразованием. Семинарское начальство старалось общаться с семинаристами по-простому, относилось к ним насколько можно сердечно. Историк семинарии Н. Седых пишет: «Семинарист-пермяк по натуре добр, но он бывает иногда не сдержан, на всякий прижим отвечает протестом, на грубость - еще более резкой грубостью. Хорошим же обращением с этими людьми можно сделать все. Пермяка трудно согнуть силой, на него надо действовать добром»[16]. Настрой большей части семинаристов того времени можно назвать светским. Наиболее способные ученики семинарии стремились в университеты. Мечты об университете, о высшем заведении, о занятиях живой, захватывающей наукой занимали многих молодых людей. В это время меняется сам образ семинариста. Бурсака-вожака начинает вытеснять юноша, стремящийся к научным знаниям, увлекающийся новейшими литературными и научными течениями. Духовная академия уже не является его идеалом и пределом мечтаний. О том, насколько была велика тяга пермских семинаристов уйти из «поповства», говорят записки пермского врача П.Н. Серебренникова. За девятилетие (с 1870 по 1879 гг.) из 4-го класса для поступления в высшие учебные заведения вышли 173 семинариста, а остались обучаться в богословских классах 159 человек — менее половины. Единственная тогда в Перми гимназия выпустила за то же время 92 человека, что вдвое меньше, чем дала студентов высшим учебным заведениям Пермская семинария[17]. --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 182 | Наверх ##
26 марта 2010 22:06продолжение продолжение Поступив в семинарию, Александр Попов сразу зарекомендовал себя способнейшим учеником. Успешно занимаясь по всем дисциплинам, он буквально пристрастился к точным наукам и так усердно их изучал, что получил среди семинаристов прозвище «математик». Но более всего его привлекала физика. Одноклассник и семинарский друг А.С. Попова Е. Коринфский вспоминал: «Первым импульсом к занятию физическими науками был подаренный ему кем-то учебник физики А. Гано, только что переведенный на русский язык. Чтение этой книги бесповоротно направило его избрать специальностью физику». Кроме рассмотрения теоретических вопросов, учебник содержал значительное количество практических заданий, разрешение которых требовало осмысленного знания законов физики[18]. Физика как предмет интересовала многих семинаристов. Для проведения опытов в семинарии был оборудован специальный кабинет с приборами, который, по отзывам очевидцев, был весьма «недурной». Однако с преподаванием этого предмета в семинарии были большие проблемы. Преподавать физику выпускники духовных академий не могли, поэтому преподавателей приглашали из других учебных заведений Перми. Это была чрезвычайно недисциплинированная публика. Нанятые учителя прогуливали занятия, самочинно сокращали курс, выбрасывая из программы важнейшие разделы. Самих занятий было явно недостаточно. Физика преподавалась в 4-м классе всего четыре часа в неделю. Слабое изучение физико-математических наук было главным недостатком семинарского обучения. Разница программ между семинариями и гимназиями была не столь существенна, однако изучение точных наук там было поставлено лучше при большом количестве уроков. Преимуществом семинарии был высокий уровень преподаваемых богословских и философских дисциплин, которые в гимназиях совершенно отсутствовали[19]. --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 182 | Наверх ##
26 марта 2010 22:07продолжение продолжение Известно, что семинарист А.С. Попов далеко не ограничивался неважно поставленным аудиторным обучением. Он продолжал практическую часть уроков на дому. Вместе со своими друзьями-одноклассниками он самостоятельно ставил физические опыты. По воспоминаниям одного из очевидцев, однажды в усадьбе одного из домов в центральной части города Попов ставил свой опыт. Во время эксперимента произошла авария – сгорела баня. Однако это не остановило отчаянного физика-семинариста. Он перенес свои опыты в беседку, которую вскоре постигла та же печальная участь. Он стал чрезвычайно популярен в семинарской среде после того, как «устроил очень простой прибор для разговора на расстоянии: две коробочки с донышками из рыбного пузыря соединялись между собой навощенной ниткой. «Говорящими трубками» Попова увлекалась вся семинария»[20]. Интерес А.С. Попова к естественно-научным занятиям в конечном итоге предопределил его дальнейший выбор. В 1877 г., после окончания 4-х классов Пермской Духовной Семинарии по 1-му разряду, он успешно аттестовался в Пермской мужской гимназии. Выйдя из духовного сословия, восемнадцатилетний А.С. Попов подал документы для поступления на физико-математический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета. Промыслом Божьим ему была предначертана карьера выдающегося исследователя и ученого с мировой известностью. --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
|