Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

церковь в Суерке

Церковь в с.Суерке. В старину почти в каждом селе была церковь, которую строили всем миром. Вот и хочется рассказать о ней и о чудотворной иконе. Эту икону носили крестным ходом по городам и весям.

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 Вперед →
Модератор: tatiana-grigor2008
tatiana-grigor2008
Модератор раздела

Тюмень
Сообщений: 1337
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 180
продолжение
В 1845 или 1846 году в центре Суерской слободы загорелся дом у крестьянина Абрама Пустозерова, следом – соседние дома и, наконец, огонь подошел к дому Якова Вологжанина. Когда на место пожара принесли многочтимую икону, пожар прекратился. Переселенец Иван Григорьев Ялуторовского округа Шатровской волости тяжело болел около девяти недель, но дал обет сходить на поклонение к Суерской иконе и, выздоровев, сдержал свое обещание 7 июня 1866 года: был отслужен молебен, во время которого на коленях и со слезами прочитал он акафист. Заявление это было записано в богослужебном журнале на 56 странице.
Случаев благодатной помощи от иконы в те годы было записано очень много, но об одном из них стоит сказать особо. В 1850 году в весеннее, засушливое время вблизи деревни Шадриной загорелся сосновый лес. Пожар возник за сорок верст, у села Чимеевского Курганского округа. Огонь пылал в разных местах на большом пространстве из-за сильного порывистого ветра. С востока, запада и севера деревня оказалась окруженной пламенем, а с юга – Тобол, через который моста не было. Народ со слезами просил позволить занести святую икону на место пожара. Лишь только паром с ней отправился вниз по реке, направление ветра сменилось, а затем он и вовсе утих. Постепенно прекратился пожар, пламенем которого крестьяне трех волостей были загнаны под крутояр Тобола. Спаслась и деревня Шадрина. История эта повторилась спустя полтора века, засушливой весной 2004 года. Когда в Упоровском районе пожары полыхали то с одной, то с другой стороны, в деревню Старая Шадрина пожар вновь пришел со стороны села Чимеево Курганской области. К восемнадцатому мая опасность оказалась настолько велика, что на его тушение пришлось бросить все имеющиеся силы службы ГО и ЧС. Но ветер с запада не давал возможности погасить огонь. Суерские прихожане обратились с просьбой к протоиерею Сергию Швалеву, а он – к Архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию. По благословению Высокопреосвященнейшего Суерская икона, которая сто пятьдесят четыре года назад спасла Старую Шадрину от пожара, была с молитвой поднята в Ялуторовске, в Свято-Никольской церкви, где находилась она со времени закрытия суерского храма Серафима Саровского. В Ялуторовске служили молебен – в Шадриной боролись со стихией. Огонь удалось пустить по двум коридорам: туда, где для него уже не было пищи. Когда икона прибыла на место пожара, главная угроза для деревни осталась позади. Облегченно вздохнули люди, следом на отдых потянулась усталая техника. Вместе с жителями и рабочими лесхоза здесь протоиерей Сергий Швалев и иерей Георгий Санников отслужили молебен, а под утро, вслед за каплями святой воды на землю пролился тихий, теплый дождь. С тех пор чудотворная икона Божией Матери осталась в храме преподобного Серафима Саровского.
---
Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости
tatiana-grigor2008
Модератор раздела

Тюмень
Сообщений: 1337
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 180
продолжение
Строился он на средства прихожан как кладбищенская церковь и был освящен в 1914 году. В 30-е годы были высланы и расстреляны два священника, здесь служивших. Во время Великой Отечественной войны в церкви хранили зерно. Чудотворную икону перенесли в Ялуторовск. В 1946 году в село приезжает священник, церковь начинает работать, но в 1964 году начинаются новые гонения. Церковь снова закрывают. Надо сказать, что восстановление храма происходило под покровом Пречистой Девы, ведь список иконы, хранившийся в Знаменском кафедральном соборе, прибыл сюда на девятую пятницу 2000 года – привез ее иерей Павел Лозовик, начавший к тому времени работы по восстановлению Суерского храма. Она была главной свидетельницей и утешительницей, помощницей и заступницей для православных, стоявших у истоков этого нелегкого дела.
И снова, как прежде, на девятую пятницу в Суерку теперь уже не приходят – приезжают из городов и сел Тюменской области паломники. По традиции совершается Крестный ход. Проходит он сейчас по селу к месту разрушенного двухэтажного каменного храма, который когда-то был воздвигнут на высоком берегу Тобола во имя этой иконы. И, как сотни лет назад, звучат слова молитвы: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Подаждь ты нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое...» Она, явившая свое милосердие и простившая нам десятилетия отступничества, снова с нами. Слава Богу!
Иерей Василий Лапухин, настоятель храма
преподобного Серафима Саровского
с. Суерка
---
Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости
tatiana-grigor2008
Модератор раздела

Тюмень
Сообщений: 1337
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 180
Чудеса в Суерке
http://www.t-i.ru/article/13491/
Удивительна наша тюменская земля. Чуть копни историю — и наткнешься на такое переплетение эпох и судеб!..№234 (4976)30.12.2009
Людмила Запрудина
Мы ехали по Ингальской долине. Именно так называлась когда-то территория нынешних четырех районов: Исетского, Упоровского, Ялуторовского и Заводоуковского. В глубокой древности реки размыли здесь огромную лощину с живописными высокими берегами. А внизу, где располагались русла рек, образовались незатопляемые дюны, которые заселили люди. Ингальская долина была на Великом шелковом пути, по которому в Европу караванами везли диковинные товары. В 1981 году здесь обнаружили уникальный предмет — ожерелье из сапфир-шницеля, переливающихся на солнце драгоценных камней, которые встречаются только в Индии.

В долине много стоянок, датируемых еще VI — III тысячелетиями до нашей эры. Говорят, в планах тюменских властей — реконструкция городищ раннего железного века, создание туристической сервисной базы. Запланирована разработка конных и пеших маршрутов по историческим местам, экстрим-спусков на внедорожниках и снегоходах, охотничьих и рыболовных туров. Однако мы были не туристы и ехали с другой целью. Тоже прикоснуться к истории, но более близкой, чем железный век.

В селе Суерка Упоровского района есть “новый старый храм”. Так называют здесь восстановленную церковь Серафима Саровского. Она и является конечным пунктом нашего маршрута. Интересна и поучительна судьба храма, но главное — знаменит он чудотворной иконой Божией Матери “Смоленская”. Потому и стекается в церковь православный люд со всех концов. Вот и мы сподобились.

Церковь Серафима Саровского построили еще в XIX веке. Здесь до сих пор есть скобы с клеймом знаменитого демидовского завода. Храм пережил 1930-е годы, войну, но не преодолел хрущевскую оттепель: в 1964 году его закрыли. Верующие молились дома, а на куполах по праздникам можно было увидеть красные знамена. В заброшенную церковь ходили ребятишки и влюбленные, оставляя на стенах имена и даты. Сельчане шутили, что с 60-х годов прошлого века в церкви идет перепись суерского населения.
В 1990-м старушки поручили новоиспеченному главе поселка Николаю Магнееву восстановить церковь. Началась работа по поиску средств. Всем селом ходили на субботники. Говорят, что в течение шести лет на восстановление храма было потрачено больше сил, чем средств. Затем на помощь пришел односельчанин Владимир Богданов, нынешний генеральный директор “Сургутнефтегаза”. На средства этого предприятия и была отремонтирована церковь, отлиты в Первоуральске колокола. На них благодарные сельчане увековечили имя своего земляка. Кстати, родители Владимира Богданова до сих пор живут в Суерке, и он здесь нередко бывает.
---
Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости
tatiana-grigor2008
Модератор раздела

Тюмень
Сообщений: 1337
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 180
продолжение
Мы приехали как раз к началу литургии. Но все же успели до богослужения приложиться к благодатной иконе. Ее историю нам после поведала помощник старосты прихода Валентина Николаевна Колунина. Икона была написана в первой половине XVIII века иеромонахом Рафайловского монастыря Макарием. Она была украшена серебряной ризой с позолотой и драгоценными камнями. Благодарные прихожане не жалели средств, пытаясь хоть как-то выразить свою признательность за благодатную помощь, исходившую от образа Богородицы. Даже по числу различных подвесок — подарков иконе можно было видеть, как много людей, веривших в ее чудесную силу, получали просимое. Раньше Суерка называлась в простонародье Осипово, по фамилии основателя села. Здесь жило много татар, которые, говорят, тоже верили в чудотворную силу иконы и называли ее “Осиповский Бог”. Из уст в уста передается случай, когда семилетнего татарского мальчика понесла лошадь, ребенок мог погибнуть. Его отец в бессилье закричал: “Осиповский Бог, помоги!” И лошадь остановилась...

Случаев благодатной помощи от иконы записано очень много, но о двух стоит сказать особо. В 1850 году в весеннее засушливое время вблизи деревни Шадриной загорелся сосновый лес. Пожар возник за сорок верст, у села Чимеево Курганского округа. Огонь пылал в разных местах на большом пространстве из-за сильного порывистого ветра. С востока, запада и севера деревня оказалась окруженной пламенем, а с юга — река Тобол, через которую не было моста. Деваться некуда, и люди попросили занести святую икону Божией Матери на место пожара. Лишь только паром с ней отправился вниз по реке, направление ветра сменилось, а затем он и вовсе утих. Постепенно прекратился пожар, спаслась и деревня Шадрина.

История эта повторилась спустя полтора века, засушливой весной 2004 года. Когда в Упоровском районе пожары полыхали то с одной, то с другой стороны, в деревню Старая Шадрина огонь вновь пришел со стороны села Чимеево Курганской области. К 18 мая опасность оказалась настолько велика, что на тушение пожара пришлось бросить все имеющиеся силы службы ГО и ЧС. Но ветер с запада не давал возможности погасить огонь. Суерские прихожане обратились тогда с просьбой доставить на место пожара чудотворную икону. По благословению архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия Суерская икона, которая сто пятьдесят четыре года назад спасла Старую Шадрину от пожара, была с молитвой поднята в Ялуторовске, в Свято-Никольской церкви, где находилась она со времени закрытия суерского храма. В Ялуторовске служили молебен — в Шадриной боролись со стихией. Огонь удалось пустить по двум коридорам: туда, где для него уже не было пищи. Когда икона прибыла на место пожара, главная угроза для деревни осталась позади. Облегченно вздохнули люди, следом на отдых потянулась усталая техника. А под утро на землю пролился тихий, теплый дождь. С тех пор чудотворная икона Божией Матери осталась в храме преподобного Серафима Саровского...
---
Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости
tatiana-grigor2008
Модератор раздела

Тюмень
Сообщений: 1337
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 180
продолжение
Лики иконы (слева и справа от Богоматери изображены Николай Чудотворец и Василий Великий) почти не видны на старой дубовой доске: так потемнела она от времени. Но (удивительное дело!) на фотографии изображение иконы получилось довольно четкое. Сейчас она без ризы. Куда девались украшения — неизвестно. Следы иконы много раз терялись, а до церковного золота охотников, как мы знаем, всегда было немало. Сейчас для иконы готовится киот. Но, может, и лучше, что образ пока без стекла, считает Валентина Николаевна. Так она ближе к нам, есть возможность прикоснуться непосредственно к лику Богородицы.

Перед отъездом нас пригласили в трапезную храма отобедать. Угостили супом из белых грибов, пышными булками, гречей. Все, кто хотя бы раз ездил в паломническую поездку, помнят монастырские и церковные обеды, по-особенному вкусные. Тут заметим, что поездка была организована отделом Тобольско-Тюменской епархии “Сибирский паломник”. Мы с этим отделом дружим давно, в места, связанные с православием, отправляемся только по организованным им маршрутам. Убедились: это надежно, познавательно, комфортно. “Сибирский паломник” заранее формирует группы, соответственно подбирает и сопровождающего, с учетом интересов тех, кто едет. Если собираются паломники бывалые, им не нужны исторические справки, сведения о храме, монастыре. Они отлично знают, куда едут, им бы в дороге помолиться, сосредоточиться перед исповедью и причастием. Но чаще группы бывают смешанные, половина, а то и больше, едет в первый раз по данному маршруту, и тогда сопровождающий становится экскурсоводом. Так было и в нашей поездке в Суерку. Татьяна Михайловна Золотаревская, историк по образованию, тоже сотрудничает постоянно с “Сибирским паломником”. Готовится к выездам скрупулезно, в чем ей помогают методисты паломнического отдела.

— В Суерку еду в третий раз, — поделилась она. — Очень благодатное место. Радуюсь за людей, которые едут сюда, что они этот день проведут по-особому, оторвавшись от будничных дел. В таких поездках, без преувеличения, становишься чище, душа возвышается.
---
Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости
tatiana-grigor2008
Модератор раздела

Тюмень
Сообщений: 1337
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 180
НА ДЕВЯТУЮ ПЯТНИЦУ ПО ПАСХЕ ХРИСТОВОЙ


Суерская слобода была основана около 1650-1665 года Осипом Давыдовым, по имени которого она называется еще Осиповкой. В этом селе находится многочтимая икона Божией Матери Смоленская. Сей образ был написан во второй четверти 18 века в Рафайловском монастыре после явления Владычицы во сне одному из прихожан Суерки. Икона не раз являла чудеса исцеления и помощи в разных напастях. Ее носили в Исетский острог, а оттуда в Рафайлов монастырь.
С 1771года икону по многочисленным просьбам верующих стали носить в Ялуторовск. А с 1772 года Крестный ход начинался в девятую пятницу после Пасхи. До сих пор жители близлежащих селений вспоминают о Крестном ходе, который проходил в Петров пост и которого все так ждали. Икона подавала помощь не только православным, не раз и местное татарское население обращалось к милости "осиповского Бога". Суерка была очень зажиточной слободой, т.к. к иконе приходило за помощью много паломников. Из "Сказания о Суерской иконе Божией Матери"...

"С понедельника и вторника на первой седмице Петрова поста начинают появляться в Суерской богомольцы из ближних и далеких сел и деревень... В среду и особенно в четверток народу бывает уже тысячи... В пяток около 9 часов производится благовест со звоном, так называемый "на собор", потом благовест к литургии, которая начинается в 9 часов в сослужении с местными посторонних священников". Вот на такой именно праздничный день, девятую пятницу по Пасхе Христовой, которая нынче пришлась на 8 июня, и прибыла группа паломников из Тюмени. Суерский храм во имя прп.Серафима Саровского поразил всех, особенно впервые приехавших, своей удивительной красотой и радостью. Его строительство началось в 1907 году, а освящение произошло в 1914 году.
Одновременно с нами приехали ялуторовские паломники с о.Георгием. Подойдя к дверям храма, отец Георгий предложил пропеть тропарь, что и было сделано с великой радостью всеми паломниками. В храме нашим взорам сразу же предстал чудный образ Богородицы, перед который совершался водосвятный молебен. Отец Василий Лапухин, настоятель храма, окропил всех нас водичкой, и после этого началась Божественная литургия.

Я не впервые была на службе в Суерке, но красота сегодняшней службы была необыкновенна. В храме была благоговейная тишина. Все внимали богослужению, правильнее будет сказать "служению Богу". Каждое слово, произносимое отцом Василием и подкрепляемое ангельским пением одной единственной певчей (матушки), доходило до глубины души. Это был действительно праздник, праздник Владычицы и ее чудотворного образа. И стоит ли удивляться и считать чудом, что очередь желающих очистить свою душу не убывала, и трое наших паломников впервые в жизни исповедовались.

А потом было Святое Причастие. И все радовались радостью причастников. Затем, как в "Сказании", раздался возглас "Бог Господь", и с пением тропаря начался Крестный ход. И несмотря на то что в нем не было тысяч участников, как в прежние века, и мы шли до берега Тобола, где находился раньше двухэтажный храм, где хранилась покровительница Суерки, это был тот самый Крестный ход. Люди шли с любовью, с надеждой в сердце, с молитвой на устах. И было радостно от того, что доброе дело возрождается и что мы, хоть и малой малостью, помогаем этому, и что по заступничеству Богородицы нет дождя и холода, которые мучили нас все предыдущие дни. У поклонного креста о. Георгий после чтения Евангелия благословил каждого из нас Книгой Книг.

В храм возвращались, проходя под чудотворным образом с пением тропаря Богородице и иконе ее "Смоленская". Отец Георгий поведал удивительную историю о том, что после того, как хранившаяся 64 года в Ялуторовске, икона была возвращена, жители города сильно скорбели о ней и даже не убирали киот, в котором она стояла. И вдруг, спустя некоторое время, в храм пришел совершенно невоцерковленный мужчин. Он принес икону Божией Матери, которая, по его словам, была обнаружена в каком-то сарае. Будет ли у кого сомнение, что обретенная икона вошла в киот, как будто всегда там находилась.
Перед отъездом в Тюмень нас, как всегда, накормили праздничным обедом. Люди в Суерке очень гостеприимные. Отец Василий пожелал нам Ангела Хранителя на дорогу, и мы отправились в обратный путь. Настроение у всех было отличное, не были ни малейшей усталости, и всем очень хотелось вновь приехать сюда.
Татьяна Черкасова
Сибирская православная газета №7 2007г
---
Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости
tatiana-grigor2008
Модератор раздела

Тюмень
Сообщений: 1337
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 180
Одно из чудес Тюменской области находится в Суерке. Это чудотворная Смоленско-Суерская икона Божией Матери.

Прикрепленный файл: чудо суерки.jpg
---
Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости
tatiana-grigor2008
Модератор раздела

Тюмень
Сообщений: 1337
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 180
Крестный ход в Суерке на престольном празднике 1 августа в честь Преподобного Серафима Саровского чудотворца в 2003г.

Прикрепленный файл: кресный ход суерка престол2003.jpg
---
Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости
tatiana-grigor2008
Модератор раздела

Тюмень
Сообщений: 1337
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 180
Суерская чудотворная икона
22.07.2009 11:29
ПАСПОРТ ЧУДА №26

НАЗВАНИЕ Суерская чудотворная икона

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ село Суерка Упоровсокго района, тюменская область

ДАТА СОЗДАНИЯ Вторая четверть 18 века

УНИКАЛЬНОСТЬ

Во второй четверти 18 столетия в Суерской слободе свирепствовала моровая язва. Одному из прихожан в это время явилась Богородица и повелела в Рафаиловском монастыре написать Смоленскую икону Божией Матери, обещая прекратить бедствия, и в память об избавлении от него повелела ежегодно носить икону в этот монастырь. По написании икона была принесена в Суерку и после отслуженного перед нею молебна моровая язва прекратилась. Во имя этой иконы на берегу Тобола был воздвигнут каменный двухэтажный храм.

После икона творила многие чудеса: избавляла людей от болезней, посылала дожди в засушливые года, спасала скот от падежа. Однажды жители Ялуторовска обратились с прошением к епархиальному начальству, чтобы было разрешено приносить икону в их храм. И в 1771 году Ялуторовское духовное управление постановило приносить ее в город в первое воскресенье Петрова поста, а возвращать в храм Серафима Саровского на девятую пятницу после Пасхи.
С тех пор на девятую пятницу в Суерку собирались тысячи паломников из Ишимского, Петропавловского, Курганского, Тюменского округов, а также из Тобольска, Омска, Верхотурья.

Путь в Ялуторовск для иконы лежал через многие села, сохранившиеся на карте Тюменской области и по сей день, а из Ялуторовска в Суерку ее возвращали через Заводоуковск, иногда бывала она и в Юрге. Повсюду встречался образ Богородицы с благоговейным трепетом и почтением, служился молебен, читался акафист. Находилась икона в пути от одной до четырех недель, что зависело от усердия народа и от времени начала сенокоса.

И по сей день на девятую пятницу в Суерку теперь уже не приходят – приезжают из городов и сел Тюменской области паломники. По традиции совершается Крестный ход. Проходит он сейчас по селу к месту разрушенного двухэтажного каменного храма, который когда-то был воздвигнут на высоком берегу Тобола во имя этой иконы. И, как сотни лет назад, звучат слова молитвы…

---
Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости
tatiana-grigor2008
Модератор раздела

Тюмень
Сообщений: 1337
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 180
Икона Божией Матери въ слободе Суэрской.
Слобода Суэрская.

Слобода Суэрская находится въ Ялуторовскомъ округе, Тобольской губернии, на левой стороне реки Тобола, въ который вливается речка Иняпь, частью на левой же стороне сей последней и частью на озерЬ, нъкогда бывшемъ фарвартере Тобола.

Суэрская слобода основана около 1650—1665 года, однимъ слободчаниномъ Осипомъ Давидовымъ, по имени котораго еще называется Осиповою; расположена она на дороге, только не почтовой, изъ гор. Ялуторовска въ гор. Курганъ, въ 55 верстахъ отъ перваго и 110 верстахъ отъ послдняго. Въ этой-то Суэрской, иначе Осиповой, находится многочтимая икона Божией матери, во имя коей воздвигнутъ каменный двухъ-этажный храмъ, вверху которого престолъ во имя Божией Матери, именуемой Смоленской—по иконе, а нижний во имя св. Афанасия и Кирилла Александрийскихъ.

Происхождение иконы.

Изъ многихъ разсказовъ о первоначальномъ происхождении Суэрской иконы Божией Матери, по обычаю обставленныхъ событиями характера чудесности, заслуживаетъ большего доверия, по-видимому, следующий рассказъ.
Тоб. губ. в4д. 1859 г. № 11 стр. 114, ст. г. Абрамова.
Во второй четверти прошлаго столетия въ Суэрской слободе свирепствовала моровая язва на народъ, и много людей было жертвою ея; св. Владычица явилась одному изъ прихожанъ суэрскихъ и повелела написать въ Рафаиловскомъ монастыре икону Смоленской Божией Матери, обещавши прекращение моровой язвы, и въ память избавления отъ язвы повелела ежегодно носить св. икону въ означенный монастырь. Добрые изъ прихожанъ суэрскихъ обратились къ Рафаиловскому настоятелю и обсказали причину своего прибытия. По выслушании разсказа пришельцевъ, настоятель указалъ имъ на одного изъ затворниковъ иеромонаховъ, по имени Maкapiя, какъ искуснаго живописца. Означенный о. Макарий дозволилъ суэрскимъ пришельцамъ войти къ себе и, по выслушании разсказа и просьбы ихъ, объявилъ, что онъ, какъ росиянинъ, вполне знаетъ икону Смоленской Божией матери, а потому можетъ и обещалъ исполнить просьбу ихъ, приказавъ предварительно просителямъ попоститься шесть недель и, исповедавшись, приобщиться св. Таинъ. По написании св. икона была принесена въ Суэрскую и по отслужению предъ нею молебна, моровая язва вскоре прекратилась.

Изъ приведеннаго разсказа можно заключить одно, именно: икона Божией Матери написана въ Рафаиловомъ монастыре, хотя письменныхъ документовъ, по крайней мере прямыхъ, на это при Суэрской церкви нетъ. Есть или нетъ въ архиве бывшаго Рафаиловскаго монастыря какие-нибудь записи, объ этомъ пишущему неизвестно. Но что эта икона не принесена и не привезена изъ России въ Сибирь—это можно доказать следующими соображениями.

1) Существуетъ промемория 7196 (1688) года митрополита Тобольскаго Павла 1-го, данная въ июне чрезъ софийскаго дома десятоначальника iepeя Якова Фаддеева, вследствие челобитной Суэрской слободы церковнаго старосты Гришки Иванова и всехъ прихожанъ тоя слободы на перенесение часовни во имя Флора и Лавра 4) на пригожее место, такъ какъ прежнюю часовню во имя этихъ святыхъ подмыло рекою Тоболомъ. Въ этой промемории не упоминается о церкви въ слободе Суэрской въ честь Божией Матери, да и существование ее трудно предполагать. Известно, что первые поселенцы на новыхъ местахъ первоначально выстраивали часовни, а не церкви, часто по малочисленности своей и бедности, а часто по недостатку строительного материала и др. церковных принадлежностей.

Правда, подававший называется церковнымъ старостою слободы Суэрской съ прихожанами тоя слободы (а не церкви) но онъ могъ быть старостою той церкви, къ которой принадлежала слобода Суэрская съ часовнею. Церковное строениe въ Суэрской началось несколько позже; именно чрезъ годъ после первой промемории а) митрополитомъ Пвломъ I, отъ 13 января 1689 г., дается старосте грамота на отпускъ по Тобольской епархии ходока съ проводникомъ для сбора собственно на церковное строение, притомъ съ иконою Aфанасия и Кирилла патриарховъ Александрийскихъ; б) митрополитъ Игнатий, отъ 23 мая 1699 года грамотою снова даетъ дозволение посыльщику Трофиму Иванову, жителю Усть-суэрской слободы ), также на хождение съ иконою Афанасия и Кирилла Александрийскихъ для сбора въ верховыхъ и низовыхъ городахъ, слободахъ и уездахъ на одинъ годъ на церковное строение.

Следовательно, у суэрскихъ жителей еще и въ 1699 г. могъ только строиться храмъ, коего они прежде не имели. При семъ замечательно если бы суэрцы имели у себя привезенную изъ России, ныне чтимую св. икону Божией Матери, то первая часовня непременно была бы во имя Божией Матери, а не во имя св. Флора и Лавра, и после разрешения перенести часовню, когда Суэрские слобожане задумали вместо часовни устроить церковь, чрезъ годъ после памяти, дана была имъ грамота, позволяющая чинить сборъ, они препроводили съ ходокомъ (какъ видно изъ грамоты) икону Афанасия и Кирилла Александрийскихъ, во имя коихъ была и первая церковь (какъ ниже будетъ видно). А если бы у нихъ въ то время была настоящая икона, то для сбора на церковь, они непременно препроводили ходока съ нею, подобно тому, какъ и съ иконою Абалакской Божией Матери ходили для сбора, на сооружение храма въ Абалакь, чуть-ли не до г. Верхотурья.
---
Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 Вперед →
Модератор: tatiana-grigor2008
Вверх ⇈