⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Поникаровы, Докины, Лисовы, Староверовы... Записи моего деда, Ивана Алексеевича Поникарова о своей семье. А также мои поиски и находки.
|
← Назад Вперед → | Страницы: 1 * 2 3 4 5 6 Вперед → Модератор: marishkayak |
Tasha56 Почетный учаcтник Россия Сообщений: 13523 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 38006 | marishkayak Я задавала вопрос о значении фамилии здесь на форуме Не видела Вашего вопроса раньше. задавала вопрос о значении фамилии на сайте "Российской газеты" Суперанской. Вот и будет возможность проверить найденную "расшифровку". *** Креплю Вам ссылки на источники (работы Чайкиной) в открытом электронном виде, вдруг пригодятся. Ю.И.Чайкина. «Вологодские фамилии».Словарь http://www.booksite.ru/fulltex...urname.pdf *** Ю.И.Чайкина. Географические названия Вологодской области. http://www.booksite.ru/fulltext/cha/iki/na/index.htm Всего доброго! ![]() |
marishkayak Модератор раздела С-Петербург Сообщений: 212 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 73 | Спасибо за ссылки, обязательно почитаю! От Суперанской я уже ничего не жду, с декабря в газете ни одного ответа.....(http://www.rg.ru/plus/superanskaya). Было бы, конечно, интересно, но мне и того что есть уже достаточно. |
marishkayak Модератор раздела С-Петербург Сообщений: 212 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 73 | Лист 6. А морозы не сходили. Бабушка вернулась в конце января, вошла с мороза в дом, как сказочная царевна, малыши на радостях бросились раздевать и отогревать ее, мама поставила самовар. Отогреваясь за чаем, рассказывала о деревенских новостях, о том, сколько снега на дорогах, а взрослым поведала, что батюшка служил молебен за упокой Владимира Ленина. Мы шпингалеты из этого рассказа мало что поняли, а лицо отца посуровело. Потом он в тепле на печи рассказывал нам с Евфалией, что умер дедушка Ленин, выступление которого он слушал в Петрограде в 1917 году, что он боролся за то, чтобы все люди на земле были счастливыми, чтобы жили легко и не убивали друг друга, чтобы не было буржуев-мироедов. Позже, когда я пошел в школу, и появились первые портреты Ленина, нам подробно о нем рассказывала учительница Антонина Садофьевна. 1 сентября 1925 года нарядный, с холщевой сумкой через плечо, с пеналом с карандашами и чистыми тетрадями в ней, торжественно переступил порог Шулмской четырехлетней школы. Все четыре класса размещались в одном помещении, и учительница Антонина Садофьевна мужественно справлялась с этой многоликой публикой. Учеба давалась легко, поэтому родителей мало чем докучал, но если что случалось, то Антонина Садофьевна была у всех хуторян своим человеком в доме и все недоразумения чаще решались с бабушкой, без вмешательства родителей. Слово бабушка войдет в мою сознательную жизнь как символ добра, поэтому прошу не удивляться, что я его так часто и с любовью повторяю. Школьный распорядок дня был следующий: вначале занятий исполняли хором «Интернационал», затем шли уроки, после окончания предметных уроков снова хоровая песня («Картошка» или «Не ходил бы ты Ванёк во солдаты») и веселая разношерстная ватага ребятишек высыпала на улицу. Лист 7 С увеличением земельных наделов добавилось работы в хозяйстве. В декабре 1925 года родился еще один сын – Вольтер, семья стала семь человек. Отец настойчиво и упорно укреплял хозяйство. У нас уже были две лошади, сивая в годах, неторопливая, но большая безотказная труженица и молодая, гнедая, стройная как лань – Тамарка. Отец был неравнодушен к лошадям, почти весь молодняк для объезда, (одеть хомут, и впрячь в легкие сани) приводили к нему. Приходилось удивляться его ловкости и сноровке, с которыми отец успевал прыгнуть в сани и вихрем умчаться по дороге. Через час он возвращался на взмыленной лошади, послушно ступавшей и ронявшей пену с уделов. Её распрягали, насухо протирали, выводили по двору, и лошадь была готова для последующих послушных запряжек. Много хлопот пришлось испытать отцу при объезде молодой Тамарки: при попытке одеть хомут она делала свечку, а когда это удавалось ее никак нельзя было поставить в оглобли и набросить седелку. В первый раз ее запрягали человек пять и, когда отец стрелой вылетел со двора, не все рассчитывали, что он вернется целым. Была снаряжена вторая повозка и двое умчались по следу. Но все обошлось благополучно. Все время до вступления в колхоз она сохраняла за собой право обратать её в стойле или в поле только за отцом и за мной, никто другой к ней не подступался. В поле (на цепи), когда нужно было привести ее домой она, прижав уши бросилась на тебя, делала свою знаменитую свечку, опускалась послушно на все ноги, получала посоленный кусок хлеба, давала одеть обрать, отстегнуть цепь и послушно, как ягненок, шла за тобой. |
marishkayak Модератор раздела С-Петербург Сообщений: 212 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 73 | Успенская Нелазская (Борисоглебская) церковь была срублена в 1694 году. (http://fotki.yandex.ru/users/mak5348/view/74796/?page=0) "В архивном фонде Вологодской духовной консистории в метрической книге успенской Нелазской церкви Череповецкого уезда за 1914 го имеется актовая запись от 5 февраля № 19 о бракосочетании крестьянина деревни Панфилки Нелазской волости Алексея Иванова Поникарова, 20-ти лет, и дочери крестьянина деревни Панфилки Матфея Савватиева Докина Евдокии Матфеевой Докиной, 17 лет. Жених и невеста первым браком. .....за 1917 год значится Иоанн, родился 2 (крещен 4) июня в д.Панфилка. Родители: отец - Алексей Иванов Поникаров мать - Евдокия Матфеева (Имена, отчества так в документе, дата по старому стилю)". |
marishkayak Модератор раздела С-Петербург Сообщений: 212 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 73 | Лист 8 Но когда в колхозе свели лошадей в конюшню и разрешили пользоваться для работы любой свободной лошадью, через неделю конюхи в один голос заявили – Алексей Иванович, забирай своего зверя, она у тебя неуправляемая. Так она и стояла у нас дома на дворе, и работали на ней только наши домашние. С девяти лет отец стал приобщать к работе в поле: в основном боронить пашню. Запрягал Тамарку, садил меня к ней на круп, и мы с ней, не торопясь, бороздили поле, она была послушна подо мной, и никогда не баловалась. Летом, в свободное от сельхозработ время, все, по возможности, (в основном мужчины) уходили на отхожий промысел на Сойволовскую фабрику: мужчины на выкатку древесины, женщины на её распиловку, молодежь на сплав леса. Биржа у фабрики была объёмистая, древесины требовалось много, техники никакой не было. Нас, пацанов, использовали в качестве гонщиков лошадей. Взрослые на воде цепляли воз цепями, а дело гонщика было поднять воз на берег, доставить на место, где взрослые освобождали концы цепи. Дальше лошадь с цепями отгонялась обратно на берег, гонщик забрасывал цепи для выкатки нового воза и так целый день. Вечером пластом сваливались на сено в телегу, сонных, отвозили домой, а утром опять в путь-дорогу. Это была для ребятишек самая изнурительная работа. Работа на бирже хорошо оплачивалась, кроме денег платили натурально: выдавали мануфактуру, яловые сапоги, пшенную крупу, сахар, махорку, сбрую для лошадей. При расчете товар привозили целыми возами. Женщин особенно прельщали красочные ткани, которые негде было в те времена приобрести, а мужчин – махорка. Во время сенокоса работы было много, но около дома, в кругу сверстников, с которыми иногда можно было позабавиться и укрыться за спиной сердобольных бабушек, а главное, в сенокос можно утром подольше поспать до прихода косцов на завтрак. После заватрака косцы отдыхали, а мы шевелили валки и растряхивали вчерашние копны. Лист 9 Затем был обед и уборка сухого сена в стога и сеновалы. Эта работа до самого позднего вечера. Вечером, дома чаепитие и общий отбой. Глубокий сон на свежем пахучем сене, сплошное блаженство. Всё благоухает ароматом трав и цветов – самая лучшая пора года в деревне. Страшный бич сенокоса – это дождь. Но сколько я помню, в основном лето в эту пору было устойчивым. Осенние полевые работы начинались с посева озимой ржи. Уборку хлебов обычно начинали с третьего спаса (19 августа). С каким нетерпением ждали первого каравая с нового урожая. Жернова были в каждом доме, и никто не ждал муки мельничного помола. Испеченный прямо на поду или капустном листе круглый хлеб излучал удивительный аромат. Проходя мимо домов, было можно безошибочно почувствовать по запаху, кто печёт хлеб из свежего урожая. Все работы по уборке хлебов были ручными: жатва серпом, молотьба цепом, даже веяли зерно на ветре. Последним убирали лён, который сеяли помногу, как для собственных нужд на полотно, так и на продажу. Лён – самая трудоёмкая культура в нашем земледелии. При тереблении не должно быть ни одной посторонней травинки в снопу. Выдержать в бабках, сушить, колотить, разослать на луг, собрать и вязать слабо в снопы, мять, трепать, чесать и только после двух последних, самых грязных операций у вас в руках окажется прядь чистого, серебристого, мягкого, нежного, но прочного льняного волокна. И вся эта работа лежала на плечах женщин. После окончания полевых работ, отец запрягал лошадь в сноповою телегу, загружали всю плетеную посуду, всем по корзине в руки, и всей семьей в лес за грибами. В лесу лошади задавали корм, а сами рассыпались по лесу. Отец с матерью собирали солонину, моя забота – это белые грибы, мелюзга носит и ссыпает всё съедобное. Вся посуда на возу наполнена, да и лес на версту с лишним вокруг очищен подчистую. |
marishkayak Модератор раздела С-Петербург Сообщений: 212 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 73 | Лист 10 Дома бабушка ждет с наполненными водой кадушками для мочения и жарко натоплена печь для сушки грибов. Это будет запас до свежих грибов. После этого можно не торопясь утром ходить с корзиночкой и в одиночку. У меня было в лесу три излюбленных места, на которые ходил через каждые два дня на третий для сбора грибов: белых, подосиновиков и подберезовиков. На каждом месте на сбор час-полтора, не дольше. Когда подросли Евфалия и Костя и стали ходить со мной в лес, то приходилось прибегать к хитрости: доводил их до лесу, оставлял, на ауканье не откликался и только после того, как набирал полную корзину грибов, подавал голос. В нашем лесу заблудиться было невозможно, он был ограничен с одной стороны нашим хутором, с другой стороны хутором Сухаревых, а с двух противоположных – рекой Шулмой и Андогской дорогой. Диких зверей-хищников (кроме волков в зимнее время) в наших лесах не водилось, поэтому за ребят у меня страха не было. В 1928 году закончили Вологодский рабфак Докины – братья мамы, Александр Матвеевич (родной, погибший в 1941, нашла о нем данные на ОБД) и Павел Гаврилович (двоюродный, генерал-майор Военно-медицинской службы, жил в Ленинграде после войны дед поддерживал с ним отношения). Это были первые образованные молодые люди нашей деревни, воспитанные новой властью. Было чем гордиться нашей династии. В том же году они уехали в Ленинград: Александр Матвеевич поступил в Лесотехническую Академию, а Павел Гаврилович на учебу в Военно-медицинскую Академию. Наступил бурный 1929 год с непонятным для меня понятием – коллективизация. Наш дом запестрил гостями: в тот год приезжали навестить и погостить Андрей Иванович и Павла Михайловна Поникаровы (старший брат отца, Алексея Ивановича, воспитанный Лисовыми), Михаил Иванович Лисов (племянник бабушки) и почитаемые слушатели Академий Александр Матвеевич и Павел Гаврилович. Семья наша была хлебосольной, гостей любили и тепло принимали их. Павел Гаврилович Докин, генерал-майор Воен.-Мед.Службы. |
marishkayak Модератор раздела С-Петербург Сообщений: 212 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 73 | Лист 11 На угощение желанных гостей не скупились. Мне выпала доля ходить в с. Нелазское в магазин за водкой. Расфасовка в то время была четвертная (3 литра). Мать сшила холщевый двухместный заплечный мешок с лямкой через плечо. В Нелазское я нес две четверти молока, а обратно из магазина две четверти водки. До Нелазского от нашего хутора было семь верст. Этот маршрут мне приходилось совершать не один раз в неделю. Походы пошли мне на пользу, так как после окончания Шулмской начальной школы осенью я должен был пойти в пятый класс, а школа- семилетка была только в Нелазском. Нелазская семилетняя школа располагалась на дальней к Череповцу окраине села, на пустыре, в двухэтажном деревянном здании, обсаженном кругом березовыми аллеями. Учителя были старые, с дореволюционным стажем. Учителем нашего 5-го класса был Иван Андреевич (Белезин), который в свое время учил и моего отца. Он был очень близорукий, даже в очках, читая водил носом по книжке или тетрадке. С феноменальной памятью помнил своих учеников за последние 30-40 лет. Вместе со мной в Нелазской школе теперь учились два двоюродных брата из д. Панфилка – Евгений в 4-м и Александр во 2-м классах. Наступило подходящее время вспомнить о семье дяди Павла Ивановича. После нашего переезда на хутор в семье дяди родились четыре сына: Евгений, Александр. Владимир и Анастасий. Старшей дочери, Валентине, после окончания 4-х классов, пришлось учебу оставить и обратить все свои молодые способности на воспитание ребят. В ненастное время года ходить в школу из дома мне было невозможно, и приходилось квартировать в семье дяди. Вы попытайтесь представить себя в куче пяти сорванцов, где старшим всего по двенадцать – какой у нас вечером содом, как говорят: «хоть святых выноси». Лист 12 Правда проучиться в Нелазском мне пришлось только одну зиму, так как по весне наша школа сгорела, и мы доучивались в пустовавших кельях Нелазской церкви. В шестой класс я перешел учиться в Сойволовскую шестилетнюю школу с перспективой учебы в дальнейшем в строящемся здании Сойволовской фабрично-заводской семилетке. Теперь наши семьи поменялись ролями, Евгений перешел учиться в 5-й класс в нашу школу и стал жить у нас постоянно, а домой на Панфилку отлучался только с субботы на воскресенье. Содом возникал теперь в нашем доме, с той лишь разницей, что смягчающим буфером в конфликтных ситуациях у нас была бабушка, которая никогда не брала в руки ремень, но ее мнение для нас было решающим. На школы мне не повезло, по весне сгорело и это школьное здание на фабрике. И мы учебный год заканчиваем в новом здании школы, без парт, за наспех сколоченными столами и на скамейках. После окончания учебного года мы все лето работали на благоустройстве школы и прилегающей к ней территории. Поэтому осенью 1931 года мы вошли в светлые, опрятно обставленные классы, кругом все блестело свежей отделкой, свежей краской, новизной расположения классов. Ведь школа была фабрично-заводской, и нашим шефом была фабрика, на которой мы должны были проходить производственную практику во время учёбы, а фабрика рассчитывала на приток из наших из наших рядов молодых рабочих. Но, после первого выпуска, я не помню, чтобы кто остался работать постоянно, а на сезонных работах мы работали по-прежнему, пока не приобрели постоянных профессий. Продолжая свой рассказ, нельзя обойти молчанием отношений с бабушками. Ученики Нелазской школы (первоначально фото адресовалось Константину Тарасову, другу дедушки, род. 13.10.1915 г., поверх карандашной надписи потом написаны ФИО и дата рождения дедушки) |
marishkayak Модератор раздела С-Петербург Сообщений: 212 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 73 | На обороте надпись: ул.Высокая, 7/20 Зое Степановне Заленской. Дедушка - второй ряд снизу, слева, в белой кепке. |
marishkayak Модератор раздела С-Петербург Сообщений: 212 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 73 | "На память ученику 5 группы Нелазской школы Ивану Алексеевичу Поникарову от учеников 6-ой группы. Снимок 1930 года, весной" Подпись неразборчива. |
marishkayak Модератор раздела С-Петербург Сообщений: 212 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 73 | Нелазская школа: вчера и сегодня Нелазская школа ведёт свою историю с 1862 года. Именно в это время в селе Нелазском было открыто 2х-классное училище, в котором постигали грамоту 12 мальчиков и 9девочек. Изучались следующие предметы: закон божий, заповеди, литургия, чтение, грамматика, решение задач, краткая география России и история до Петра1. Почётным блюстителем училища был местный купец Иван Петрович Копыльцов, выделивший в то время 250 рублей на ремонт здания. Ежегодно на нужды заведения он собирал с крестьян по 10 копеек. Затем училище стало 4х-классным, а после 1917 года была начальная школа; в 1927 году открыли 6 классов, в 1928 – 35 годах это была школа колхозной молодёжи (ШКМ). В этот период директором был Иван Андреевич Белезин, выпускник Череповецкой мужской гимназии. Вместе с женой он работал в Нелазской школе. «Самый уважаемый человек на селе был». – так вспоминали о нём жители. Но неожиданно вместе с женой он был выслан. Ни родители, ни ученики ничего не знали о его дальнейшей судьбе. Вести разговоры об опальном директоре было небезопасно. Особое внимание в школе уделялось трудовому воспитанию. С 1-го класса в расписании занятий был труд. Ребята пряли, вязали, вышивали. Все изделия продавались на ярмарке, и на вырученные деньги приобретались материалы для уроков труда и учебные пособия. Возле школы был большой яблоневый сад, требующий ухода и заботы. Весь сентябрь дети работали на колхозных полях: убирали лён, картофель, вытаскивали турнепс. Перед войной школа получила статус 7-летней. За три дня до начала войны в наши края прибыла Нина Николаевна Петухова. Она работала воспитателем в детском доме, куда были привезены ребята из блокадного Ленинграда. Многих детдомовцев она приглашала к себе в дом, чтобы обогреть, накормить, приютить хотя бы на время. Тяжело давались воспоминания об этом лихолетье Марии Кирилловне Копыльцовой, учителю русского языка и литературы (к сожалению, ныне покойной). В первые же месяцы войны её муж Василий Андреевич Копыльцов ушёл на фронт, и осталась она одна с тремя малолетними детьми. Когда пришла похоронка на мужа, двое младших не осознали трагедии, и только старший 9-летний сын молчаливо переживал потерю отца. Жили трудно, голодно. Старший из детей, заканчивая седьмой класс, пошёл на экзамены босой. Учениками Марии Кирилловны были Юрий Александрович и Валентина Михайловна Ерёмины, проживающие сейчас в деревне Патино. И вот в один из осенних дней мы с ребятами из клуба «Элегия» сидим в их уютном ухоженном доме. Хозяйка дома вспоминает: «Было холодно и голодно. Замерзали чернила. Дежурный по классу перед уроком чернильный порошок разводил в тёплой воде, готовил керосиновые лампы. Урок учитель начинал с того, какой город был освобождён нашими. Из дома брали по горячей картошине, чтобы в дороге греть руки, а потом отдавали её детдомовцам. В сентябре все классы выходили в поля на сбор колосков. Учитель ставил всех в ряд и вёл по полю. Потом найденные колоски сдавались бригадиру». Юрий Александрович продолжает: «Директором в это время был Иван Иванович Гарамов, человек суровый и жёсткий. Дисциплина в школе была армейская. Через Нелазское со стороны Ленинграда шли беженцы, выменивая по дороге одежду на картошку. В каждом доме жили военные, продвигаясь зимой на лыжах к Ленинградскому фронту». Из школы на фронт ушли многие учителя. Михаилу Петровичу Ястребову, директору школы, Василию Тимофеевичу Волову, учителю русского языка и литературы, Василию Андреевичу Копыльцову, учителю физики, - не суждено было вернуться. В конце войны в школу прибыла бывшая фронтовичка Надежда Кузьминична Разина. После курсов радиотелеграфисток она служила в составе Белорусского фронта. Победу встретила в Германии в городе Штеттин (после Победы он отошел к Польше и носит свое исконное название Щецин). Надежда Кузьминична проработала в школе учителем начальных классов 31 год, она и сейчас полна бодрости, хорошо поёт, играет на гитаре. Вера Павловна Балышева, жительница блокадного Ленинграда, 30 лет отработала в Нелазской школе учителем физкультуры. В те трудные годы ребята занимали первые места в районе по легкой атлетике, лыжам и особенно - по стрельбе. Она с ребятами ходила в походы по району и области, возила их на экскурсию в город-герой Ленинград. В 50-60 годы директором уже восьмилетки была Екатерина Ивановна Бурунова, а возглавляемое ею учреждение образования - одним из лучших. Впервые в районе по инициативе школы и общественности села Нелазское в 1965 году был открыт обелиск в память воинов-земляков, погибших в годы войны. При школе была кроликоферма, при интернате – 9 телят. Для населения выращивалась рассада. Пионерским движением в школе руководила Галина Александровна Вертушкина. Ею была создана тимуровская команда, помогавшая престарелым больным людям, инвалидам войны. А в летнее время Галина Александровна уезжала с ребятами в пионерские лагеря. С 1968 года директором школы стал Игорь Александрович Шангин, ветеран войны. Особое внимание в школе уделялось военно-патриотическому воспитанию. Был собран богатый материал об участниках Великой Отечественной войны, и 8 мая в год 40-летия Победы уже в средней школе, переехавшей в посёлок Шулма, был открыт музей боевой и трудовой славы. Игорь Александрович был краеведом-энтузиастом, хорошо знавшим историю своего края. Не раз он бывал на школьных конференциях, консультируя юных краеведов. К сожалению, 9 июня 2007 года его не стало. В 1967 году в школу приехала Ирина Николаевна Орнатская, учитель биологии. С её приездом школьный участок преобразился. Вокруг школы – изобилие цветов, на учебно-опытном участке – десятки культур редких сортов. Со своими юннатами она не раз была участником ВДНХ. Десятки экскурсий они совершили в Дарвинский заповедник, Шухтовское лесничество, в Ярославль и другие города. Совсем недавно Ирина Николаевна отметила 90-летие, и по-прежнему бодра и оптимистична. С 1 сентября 1982 года школа существует как средняя общеобразовательная. Завуч школы Т. Н. Варфоломеева вспоминает: «Парадное крыльцо только ещё строилось, поэтому всю мебель, учебные пособия затаскивали через окна первого этажа, чтобы успеть обустроить классные комнаты ко Дню знаний». С открытием школы в коллектив влились молодые учителя, у которых за годы работы сформировался свой педагогический почерк и личностный стиль. В то время школа тесно сотрудничала с совхозом «Нелазское». Ежегодно работали лагерь труда и отдыха, начальником которого была Тамара Николаевна, ученическа производственная бригада. Ребята занимались прополкой гибрида, уборкой картофеля на совхозных полях, озеленением нового посёлка, на поле бригады выращивали капусту, картофель, морковь. На заработанные деньги школьники отправлялись в путешествие по стране. Побывали в городах: Москва, Ленинград, Рига, Краснодон, Андропов, Сумы. Особых успехов добивались учащиеся школы в изучении физики, которую преподаёт С.Н Варфоломеев. С 1985 по 1989 годы ребята занимали призовые места на областных олимпиадах, а С. Борисенков, выпускник 1989 года, успешно выступил на Всесоюзной олимпиаде в г. Ташкенте. С появлением компьютеров ученики Сергея Николаевича создавали учебные компьютерные программы и становились призёрами областных конкурсов. В 1988 году учитель со своими кружковцами был участником заочного Всесоюзного конкурса юных техников на ВДНХ, где ими был представлен прибор по измерению жирности молока, отмеченный дипломом. Учащиеся школы увлечённо занимаются краеведением. 20 декабря 1993 года при их непосредственном участии в деревне Владимировке, в бывшей усадьбе Лотаревых, был открыт музей И. Северянина. Юные краеведы ежегодно являются участниками конференции «Мир через культуру», дипломантами Всероссийских и областных конкурсов. 15 лет назад учитель истории А.А. Цинман выступил инициатором и был первым организатором КВНовского движения школьников в районе. Благодаря его энтузиазму, в клуб весёлых и находчивых вступают всё новые команды-участницы. Александр Абрамович был членом ЦК профсоюза работников образования и науки, а сейчас представляет педагогов района в обласном комитете, он председатель первичной профорганизации. За долгие годы в школе сложились спортивные традиции. Проводятся спартакиады по мини-футболу, баскетболу, волейболу, лёгкой атлетике, летнему и зимнему полиатлону, лыжным гонкам. Сборная школы по многим видам спорта не раз была победителем и призёром в районных соревнованиях. Команда девушек (тренер А.А. Цинман) – неоднократный победитель межрайонного «Кубка надежды» и призёр области по баскетболу. Несколько лет педагогический коллектив в сотрудничестве с кафедрой педагогики ЧГУ активно участвовал в опытно-экспериментальной работе по созданию адаптивной модели сельской школы. Материалы из опыта были представлены на региональной выставке "Педагогическая инноватика-2002" и получили одобрение ее участников. Школа живёт интересной учебной, трудовой, спортивной, творческой жизнью. И всеми этими процессами уже 22 года руководит директор Сергей Александрович Мосин, заслуженный учитель России. В. И. Сумарокова, учитель литературы (газета "Сельская новь", №78 от 20.10.2007 г.) Последняя фотография нелазских школьников. Дедушка во втором ряду сверху, третий справа (опять в кепке....) |
← Назад Вперед → | Страницы: 1 * 2 3 4 5 6 Вперед → Модератор: marishkayak |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник marishkayak » Поникаровы, Докины, Лисовы, Староверовы... [тема №29104] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |