Староверы Латвии
Вопросы/ответы
campsis59Долгожитель форума  Латвия Рига Сообщений: 10917 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4372 | Наверх ##
4 августа 2016 9:11 | | |
Linino Модератор раздела
Шведское Королевство Сообщений: 4005 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1463 | Наверх ##
4 августа 2016 9:21 campsis59 написал: [q] Староверы пришли с Олонца.[/q]
почему-то ссылку никак не откроет, виснет - там прямо что все все пришли оттуда? | | |
Linino Модератор раздела
Шведское Королевство Сообщений: 4005 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1463 | Наверх ##
4 августа 2016 9:50 4 августа 2016 9:52 спасибо, открыла, там указано на 75.стр [q] предки нынешних староверов Латвии пришли с Олонца, из Пскова, Новгорода. Соответственно с Олонца пришли поморцы, а из Пскова и Новгорода федосеевцы.[/q]
далее указывается, что федосеевцы появились с момента отъезда Федосея в Польшу, то есть с 1699 года. Самые первые были священники дониконовского рукоположения во времена герцога Якоба (1642-1682), источник дегуцкая хроника. Про поморцев из Олонца автор ссылается на Егорова с его "Старообрядческой поморской церквью в Литве" | | |
campsis59Долгожитель форума  Латвия Рига Сообщений: 10917 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4372 | Наверх ##
4 августа 2016 10:26 а мои староверы пошли с Мезени Архангельской губернии аж на Алтай!!! и всё пешком!! Страшные Времена!!
 | | |
Linino Модератор раздела
Шведское Королевство Сообщений: 4005 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1463 | Наверх ##
4 августа 2016 14:40 campsis59 написал: [q] и всё пешком!![/q]
судя по моим, то и они могли пешком хоть откуда и куда вот я как рассуждаю - ведь чтобы поселиться надо же было кого-то согласие спросить, ведь земля принадлежала же кому-то - церкви, государству или частному лицу. Если не арендовали, то купить должны. Ведь где-то же это должно было отражаться.... | | |
Geo Z LT Сообщений: 20028 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 13232 | Наверх ##
4 августа 2016 15:01 4 августа 2016 15:02 Linino написал: [q] ведь чтобы поселиться надо же было кого-то согласие спросить, [/q]
Это было массовое стихийное бегство от репрессий. В основном расселялись в приграничных регионах Речи Посполитой по возможности, некоторые уходили дальше. Видимо зависело от наличия свободной земли. Это ж было в второй половине XVII века после - Церко́вная рефо́рма патриа́рха Ни́кона — предпринятые в 1650-х — 1660-х годах. богослужебно-обрядовые нововведения в Русской церкви и Московском государстве, направленные на изменение существовавших тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) чинопоследований христианского богослужения, с проклятием последних, в целях их унификации с современными греческими. Вызвала раскол Русской церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений. | | |
Linino Модератор раздела
Шведское Королевство Сообщений: 4005 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1463 | Наверх ##
4 августа 2016 15:45 Geo Z написал: [q] предпринятые в 1650-х — 1660-х годах.[/q]
спасbбо, про Никона понятно, но мои были федосеевцы и пришли судя по всему позже и не там осели, чем те первые я к чему - было как минимум три течения как приведено выше - самые первые именно в упомянутых Вами годах и вроде оседали в основном около Илуксте позднее были поморцы с федосеевцами тоже из разных мест + торговцы в Ригу то есть не все одинаково и можно-ли хоть как-то найти когда и откуда пришли люди, образовавшие то или иное поселение, например, в нынешнем Прейльском районе | | |
Linino Модератор раздела
Шведское Королевство Сообщений: 4005 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1463 | Наверх ##
4 августа 2016 16:01 4 августа 2016 16:17 вот пользователь сайта Татьяна Колосова в своей книге и на сайте указывает , что [q] Москвинский старообрядческий храм находится в в 5 км от г.Прейли. Документы гласят, что старообрядческая община ведет свое начало с 1729 году.[/q]
можно-ли из этого сделать вывод, что староверы пришли туда около этого года или пришли раньше (как автор рассуждает, что недокументально в 17-ом веке), а организовались в общину тогда. Опять же не нашла у автора откуда пришли, были-ли поморцами или федосеевцами или это уже не имело значения Оттуда же про Двинский и Режицкий уезд Витебской губернии за 1914 год [q] РЕЖИЦКИЙ УЕЗД
Общины старопоморского согласия: Крутковская - слобода Режица - наставник - вакансия Макаровская - ст. Ливенгоф, дер. Молоколно - наставник Иван Федорович Базулев Крупенишская - дер.Крупенишки - наставник Зиновий Константинов
Общины поморского согласия: Молоколнская - ст. Ливенгоф, дер. Молоколно - наставник Калина Давыдович Цветков Вайновская - дер. Вайново - наставник Корнилий Федорович Базулев Шпаковская - дер. Шпаки - наставник Лука Астафьев
Общины федосеевского согласия: Ломовская - ст. Велионы, дер. Макаровка - наставник Лаврентий Пантелеевич Квасов Энджельская - ст. Борх М.В.Р.ж.д., дер,Энджели - наставник Назарий Гаврилович Акишин Скангелинская - дер. Скангелишки - Осип Терентьевич Фомин Костыговская - дер. Костыги - наставник Кирилл Исаевич Шкидин
ДВИНСКИЙ УЕЗД
Общины федосеевского согласия: Пантелишская - Малиновское волостное правление - наставник Карп Леонович Балабкин Рубенишская - ст. Вышки, С.З.ж.д. - наставник Егор Лазаревич Зеленков Балтмуйжская - ст. Ликсно Р.О.ж.д. - наставник Константин Карпович Ваньков Данишеская - м. Вышки - наставник Иван Евстигнеевич Филимонов Бондаришская - м. Вышки -наставник Ераст Григорьевич Подрядчиков Креславская - м. Креславка - наставник - вакансия Трестишская - д.Трестишки Изабелинской волости - наставник Егор Кондратьевич Корелин Сотниковская - д. Сотниково Дагденской волости - наставник Алексей Никитич Никитин Прельская - м. Прели - наставник Bнифантий Соманович Колосов Тишинская - д. Тиши Прельской волости - настваник - вакансия Ващицкая - дер.Ващики Колупской волости - наставник Спиридон Григорьевич Фомин Стародворская - дер. Стародворы Капиньской волости - наставник Иван Кириллович Макраков Фольварковская - дер.Фольварок Капинской волости - наставник Иван Сильвестрович Белов Масловская - дер. Маслово Капиньскай волости - Андрей Денисович Бритущенко
Поморского согласия: Крыванская - ст.Ликсно Р.О.ж.д. - наставник Андрей Сафонович Мартынов Застенковская - ст. Вышки С.З.ж.д. - наставник Филат Иванович Рогозин Креславская - м.Креславка - наставник - вакансия Москвинская - дер.Москвино Прельской волости - наставник Наум Ульянович Колосов
ЛЮЦИНСКИЙ УЕЗД Общины федосеевского согласия: Ближневская - дер.Ближнево Рунданской волости - наставник Савва Егорович Лазарев Девятницкая - ф. Торчилово Рунданской волости - наставник Илларион Минович Лютко Боровская - дер. Бор Рунданской волости - наставник Иван Тимофеевич Тымошенко Пылденская - дер. Арканы Пылденской волости - наставник Иван Дементьевич Гудков [/q] интересно, на карту если нанести поморцев и федосеевцев, то есть какой-то рисунок или вперемешку? | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14578 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8924 | Наверх ##
4 августа 2016 16:20 Linino написал: [q] интересно, на карту если нанести поморцев и федосеевцев, то есть какой-то рисунок или вперемешку?[/q]
Нанесите, очень уж интересно будет посмотреть. | | |
Geo Z LT Сообщений: 20028 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 13232 | Наверх ##
4 августа 2016 16:21 Федосеевцы Направление возникло в конце XVII — начале XVIII столетий на северо-западе европейской части России, среди старообрядцев-крестьян и посадских. Основателем первой общины федосеевцев был бывший дьякон деревни Крестецкий Ям, близ Новгорода, Феодосий Васильев (1661—1711) из рода бояр Урусовых. Федосеевское согласие оформилось в начале 90-х годов XVII в. Латвийские староверы относятся к беспоповскому течению староверия, т.е. не имеют священства. Абсолютное большинство современных латвийских староверов – поморцы (иначе: брачные поморцы, брачные беспоповцы), однако первоначально на территории Латвии проживали и староверы-федосеевцы (иначе: старопоморы, безбрачные беспоповцы). Значительная часть территории Латвии, входившей во второй половине XVII века в состав Речи Посполитой, Швеции и Курляндского герцогства (находившегося под протекторатом Речи Посполитой), была сильно опустошена рядом войн и эпидемий чумы. В результате резко сократилась численность населения, земли были заброшены и превратились в пустоши. В этих условиях землевладельцы были заинтересованы в притоке работников на земли своих имений. В рабочих руках была заинтересована и государственная власть Речи Посполитой. Так, польский король Ян Собеский (1629–1696, правил с 1674 по 1696) издал указ «О свободном жительстве раскольников в польских пределах». Одним из самых полных письменных источников, в котором сохранились сведения о поселениях на территории Латвии староверов в середине XVII века, является так называемый «Дегутский летописец» (содержится в рукописном сборнике 1842–1851 гг.). Его авторство приписывается староверу Василию Золотову (1786 – после 1856). Согласно этому документу, первые организованные группы старообрядцев появились в Курляндском герцогстве в 1659 году. В 1660 году около города Динабурга (Даугавпилса) на мызе Лигинишки («от града Динабурга сущи яко три поприща») был построен молитвенный дом – первый храм «древлеправославного христианства». Приблизительно в это же время появляются старообрядцы и в Латгалии. По некоторым историческим источникам уже в 1659 году старообрядцы проживали в деревне Войново (ныне Резекненский край Латвии; община существует до настоящего времени и является старейшей в Латвии). В 1673–1675 годах была основана община в деревне Ломы (ныне Прейльский край Латвии). С этого времени староверы постепенно расселяются в Латгалии и герцогстве Курляндском. http://www.russkije.lv/ru/pub/...very3.html | | |
|