♛ Загадочная тема
Для тех, кто знает много старинных загадок или изречений в форме загадок
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 25146 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 21027 | Наверх ##
13 апреля 14:46 13 апреля 14:48 Загадки - древнейший фольклорный жанр, в том числе и в славянской культуре. Этот жанр сохранил довольно значительный пласт общего наследия праславянской и обще индоевропейской культуры. Загадкам приписывался некий таинственный смысл, а в народных эпосах - мотив "божьего суда", если отгадаешь, то исполнятся желания и будешь освобожден от опасности. Загадывание и отгадывание загадки, состязание в загадках - часть эпоса многих народов. Этот мотив перешел и книжную литературу, он встречается в произведениях всех веков и народов: в индийской поэзии (Махабхарата и Рамаяна), в «Эдде»(скандинавский эпос) , в «Калевале» ( карело-финский поэтический эпос) . | | Лайк (2) |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 25146 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 21027 | Наверх ##
14 апреля 10:40 TatyanaEgorova написал: [q] Всё про то же. Гроб.[/q]
Грустно-то как И о том же Идут девки лесом, поют куролесом, несут пирог с мясом --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
Gul Сообщений: 12380 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 40496 | Наверх ##
14 апреля 11:17 Образа
Что в избе за баса? Арханг. губ. Икона
Спиной к стене, А лицом к избе. Пск. губ.
Краше красного солнышка, Светлее ясного месяца.
Яко дух, Яко тлен, Яко платье на нем.
Яко дуб, Яко тлен, Яко платье надел, Яко писаное, Яко рисованное. Волог. губ. г. Тотьма
Яко дуб, Яко клен, Яко платье на нем. Яко писаная, Яко разрисованная.
Киота
А у нашего господина Золотая городина. Пск. губ.
Лампадка
Без рук, Без ног, Богу молится. Пск. г.
Висит, Качается; Кто придет, Покается. Пск. г.
Полотенце
Висится, болтается, Всяк за него хватается
Стенные часы
Стучит, Гремит, Вертится, Страху Божьего Не боится; Считает наш век, А не как человек.
Самовар
Никогда не ест. А только пьет; А как зашумит — Всех приманит. Новгор. губ
Загадки русского народа. Сост. Садовников СПб, 1876 | | Лайк (6) |
Tasha56Почетный учаcтник  Россия Сообщений: 12261 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 39477 | Живой мёртвого бьёт, мёртвый голос издаёт, на крик его народ идёт(Церковный колокол) Мать толста, дочь красна, сын храбёр, в небеса попёр (Печь, огонь, дым) Тысяча братьев одним поясом подпоясаны, на мать поставлены (Снопы) Всех кормит, а сама есть не просит (Земля) Тур ходит по горам, турица-то по долам, тур свистнет, турица-то мигнёт (Гроза) Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберёт (Град) Постелю рогожку, посею горошку, положу калач, никому не взять (Небо, звёзды, месяц) --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | Лайк (4) |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 25146 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 21027 | Наверх ##
17 апреля 10:39 В брюшке — баня, В носу — решето, Нос — хоботок, На голове — пупок, Всего одна рука Без пальчиков, И та — на спине Калачиком. ( - чайник)
«Мурзилка», № 11, 1925 --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | Лайк (3) |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 25146 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 21027 | Наверх ##
17 апреля 10:44 17 апреля 10:51 https://arzamas.academy/micro/zagadka?app=metaЯкутская мифология в загадках Говорят, некто, в средний мир придя, безмолвно назад возвращается (бабочка) Эту загадку можно назвать космологической: она иносказательно рассказывает об устройстве мира в якутской мифологии. У якутов, как и у других тюркских народов, были представления о трехчастном делении Вселенной на нижний (подземный), средний (земной) и верхний (небесный) миры. Люди живут в среднем мире, однако избранные, как правило шаманы, могут путешествовать между мирами, принимая облик животного, птицы или насекомого. Кроме того, с разными мирами соотносятся различные этапы жизни: души людей приходят в средний мир из верхнего, а после смерти уходят в нижний. В загадке бабочка приходит в средний мир в виде куколки, а затем, избавившись от кокона, возвращается назад. Во многих культурах, главным образом индоевропейских, бабочка олицетворяет человеческую душу. --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | Лайк (4) |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 25146 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 21027 | Наверх ##
17 апреля 10:50 https://arzamas.academy/micro/zagadka?app=metaКоми-зырянские загадка Зимой баба, летом девка (пень). Коми-зырянское название загадки — нöдкыв — означает «тайное слово» (нöд — «тайна», кыв — «слово»). В основе этой загадки — сопоставление и противопоставление двух явлений (зимы и лета) и двух статусов женщины (баба и девка). Чтобы угадать ответ, разгадывающий должен заменить метафорические образы реальными, связанными с бытовыми и статусными особенностями женщины. Пень зимой белый, с шапкой снега; летом — черный. Баба — замужняя и имеющая детей женщина (седая / в белом головном уборе); девка — незамужняя (черноволосая / без головного убора / в головном уборе, но видны волосы). --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | Лайк (3) |
ozerskaya Калининград Сообщений: 4242 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3717 | Наверх ##
17 апреля 11:56 Интересное, как курицу называли женскими именами.
Сидит Маланья на белых горах, Ждёт живых и мертвых. (курица на яйцах)
Ходит Машка, на ней сорок рубашек.
Бежит Наташка в семидесяти рубашках, Ветер дунет - и тело голо.
Харитонова жена под тыном шла, Семьсот рубах несла, Ветер подул -все рубахи раздул.
У нашей Федоры такие уборы: Ветер подует -спина гола будет. (Оперение курицы)
В загадках про куриное яйцо оно называется мёртвым, а из него выходит живое.
Белое круглое долго лежало, Вдруг затрещало, И неживое, а живым стало.
Из живого - мёртвое, Из мёртвого - живое.
Сидел птах на белых горах, Дожидался, когда мёртвые воскреснут.
Желток сравнивается с воском
Стоит Перьян-город, В Перьяне-городе - Белый город, В Белом городе воску брат.
В Крике-городе - Бел город, В Белом городе- воску брат.
Белый город упоминается и в загадке про гусыню на яйцах.
Сидит кий на киях, на двенадцати городах, Кличет сына Самарина из Бела города.
(Кто такой кий и на каких киях он сидит, и Самарин кто такой? Не понятно).
--- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | Лайк (4) |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 25146 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 21027 | Наверх ##
17 апреля 12:28 ozerskaya написал: [q] Сидит кий на киях, на двенадцати городах, Кличет сына Самарина из Бела города.
(Кто такой кий и на каких киях он сидит, и Самарин кто такой? Не понятно).[/q] https://cyberleninka.ru/articl...tve/viewerЗагадка о мельнице как результат русско-белорусско-украинских контактных параллелей (на материале русской фольклорной традиции в Литве) Стаiць гон на ганах, на дванаццацi нагах, клiча сына-скаварына з-пад белага горада [15, № 1922]; Стоïть ган на ганах, на дванадцяти ногах; кличе сина Северина з-за синього моря [14, № 2380-в]. Какой же из этих текстов мог послужить основой для заимствования и дальнейшего изменения? Представляется, что это украинская загадка, т.к. (в отличие от русской и белорусской) на территории Украины записано несколько ее вариантов. Кроме того, украинская загадка отличается ясностью выражения смысла: мельница зовет сына, который должен помочь ей в работе. Имя живущего за синим морем сына – Северин – анаграмматически указывает на то, что это ветер (северный). По народным верованиям, мельник обязательно должен был знаться с нечистой силой: с водяным, лешим, а на ветряных мельницах – с персонифицированным ветром. У белорусов мельнику необходимо было уметь вызывать ветер в затишье, бросая горстями муку с верхушки мельницы [8, с. 358]. Дар или жертва ветру встречается у всех славян. В середине XIX в. в Астраханской губернии Ф. Орловым была записана редкая загадка о гусыне на яйцах, содержащая аналогичные образы: Сидит кий на киях, на двенадцати городах, кличет сына самарина из Бела-города [5, № 230]. Образы загадки не затемнены и оправданны: метонимическое сопоставление гуся с кием обусловлено отличительным признаком этой птицы – наличием у нее длинной шеи; белый город – яйцо, которое можно уподобить не только городу, но и вселенной для находящегося в нем гусенка. Мотив белого города традиционен для загадок о яйце (ср.: Стоит Перьян город; / В Перьяне –Белый град; / В Белом граде – воску брат [6,№ 930а]). Наличие в тексте упоминания о сыне самарине дает основание для предположения о возникновении этого образа под влиянием украинской загадки. Редкое в России имя Северин могло трансформироваться в самарин. Слово это, возможно, связано с диалектизмом сама́ра, обозначающим «чувство удовлетворения, удовольствия, радости, испытываемое кем-либо» [10, с. 73], в данном случае – гусыней, ожидающей скорого появления гусят. Не исключено, что данное слово намекает на довольно агрессивный характер гусей и восходит к глаголу само́рить – «действовать по личному произволу, по своей прихоти» [10, с. 97] или к прилагательному самарды́чный – «быстро приходящий в состояние раздражения, раздражительный» (Там же, с. 74). Заметим также, что для русских загадок, как правило, не характерно использование иноязычных имен [13, с. 40]..... Далее по ссылке --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | Лайк (4) |
Tasha56Почетный учаcтник  Россия Сообщений: 12261 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 39477 | Наверх ##
19 апреля 10:26 19 апреля 11:31 Сборник увлекательных загадок, составленный преподавателями Решемской Православной школы им. прав. Иоанна Кронштадтского.Весть летит во все концы: Трубят Ангелы-гонцы, В небесах поют Христа: Он от тления восстал! То не выдумка, не сказка, Главный праздник – наша …!(Пасха)Смеется солнышко с небес, Природа так прекрасна. Все говорят: «Христос воскрес» Ведь наступила...(Пасха)За окном весна смеется, С солнышком играется. Чтоб Христа прославить в праздник, Красим в Пасху...(Яйца)Хозяюшки стараются, К Пасхе красят яйца, Кто в духовке, кто в печи Выпекают...(Куличи)В куличи я положу, Очень уж его люблю. Получить его так просто — Виноград суши на солнце.(Изюм)И звенят колокола: «Пасха, Пасха к нам пришла!» С радостью весенней Христова…(Воскресения) --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | Лайк (4) |
Gul Сообщений: 12380 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 40496 | Наверх ##
19 апреля 11:16 Церковь.
Тень тень Потетень, Выше города плетень
Плетена, ведена, Исповѣдывана. На сто угловъ, На мильонъ рублёвъ. Самарск. губ. Ставроп. у. С. Озерки.
Плеть нлетена, Вверхъ сведена, О стѣ угловъ. О тысячѣ рублевъ. Перм. губ. Шадр. у.
Плеть плетена, Ведь ведена, Не во сто узловъ, А въ тысячу рублевт..
Плеть плетена. Вверхъ ведена Во сто угловъ, Въ тысячу рублевъ. Западная Сибирь.
Колокольня. . Тень нотетень, Заплету плетень Въ семьдесятъ семь рядовъ, Выше селъ и городовъ.
Теньтень Потетень, Выше города плетень; На томъ плетнѣ лепетунъ. Тобольскъ.
. Клѣть плетёна, Вверхъ ведена На сто угловъ (вѣнцовъ), На полтораста (тысячу) рублевъ.
Плеть плетена, Вверхъ ведена, Сто рублей дана. Яросл. губ Моложскій у
Колокол и звон
За уши иовѣшенъ, За языкъ кодер гаиъ; Ни рукъ, ни ногъ. Никуда не ундетъ. Олон. г.
За уши повѣсятъ. За языкъ дернутъ; Станетъ говорить — Такъ за версту слышно.
За языкъ подергаютъ, За уши иовѣсятъ— Станетъ говорить. Волог. губ. г. Тотьма.
Кричитъ безъ языка, Поетъ безъ горла, Радуетъ и бѣдуетъ, А сердце не чуетъ.
Сидитъ нѣтухъ на столбѣ, Хвостъ по полу, А голосъ по небу. Каз. губ.
Сидѣлъ нѣтухъ на воротахъ, Хвостъ до полу, ' Голосъ до небу. Тобольскъ.
Загадки русского народа. Сост. Д.Н. Садовников СПб. 1875 | | Лайк (6) |
|