Село Благодарное в книгах Рязанова Александра Федоровича
Представляем очерки и сведения из книги "Благодарненцы в XVIII-XIX веках" в 4 частях полковника Рязанова Александра Федоровича
| Владимир Пузиков г. Благодарный Ставропольского края Сообщений: 1514 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 698
| Наверх ##
13 октября 2019 19:15 История Сретенской церкви села Благодарного
Быстрый рост численности населения села в пореформенный период XIX века потребовал от сельского общества построить ещё одну православную церковь на правом берегу реки Буйвола. Люди селились на правом берегу потому, что и ветры там были не такие сильные, как на ровном левом берегу, да и основа жизни – вода была в колодцах под горой и на ручье. Исторический центр села в районе автостанции возник в XVIII веке вокруг военного редута, прежде всего из соображений безопасности: река являлась препят- ствием от внезапных набегов горских племён, а степняки хоть и до- саждали воровством и разбоем, но были под большим контролем Астраханского губернатора. С окончанием активной фазы в Кавказ- ской войне жители стали больше селиться на правом берегу реки, хотя набеги грабителей продолжались до 80-х годов XIX века. К 1858 году причт Космодамиановской церкви состоял из двух штатов и уже не справлялся с выполнением религиозных треб для растущего населения. Сельское общество на своём сходе поста- новило построить новый храм на правом берегу во имя Сретения Господня. К 1864 году здание церкви было построено и с февра- ля 1865 появились первые записи в метрической книге и в исповед- ных росписях этой церкви. Теперь церковь стала самой большой по количеству прихожан. Самый дальний двор отстоял от церкви в 2-х верстах.
Клировые ведомости церквей села Благодарного за 1866 год содержат следующие сведения о новой церкви: В 1866 году на долю первого священника приходилось 226 дво- ров с населением 681 мужского пола и 600 женского. У второ- го священника было 204 двора с населением 681 мужского пола и 675 женского. В Космодамиановской церкви осталось 200 дворов с населением 785 мужского пола и 776 женского. При церкви имеет- ся училищный дом. Первым священником был Байздренко(ов) Андрей Петрович, вторым – Орлов Стефан Герасимович, диакон Смирнов Антоний Петрович, дьячок Польский Анатолий Петрович. Кроме того, в штате числились запрещённый диакон Егоров Иван Петрович и просфор- ня, вдова дьяческая Дарья Федотовна Новоегорлыкская с 1865 года, муж умер в 1863 году в с. Новомитрофановском. Таким образом, в селе Благодарном на 1866 год проживало в 630 дворах православных жителей 4198 человек, из них 2147 муж- ского пола и 2051 женского. Кроме того, проживали без приписки к сельскому обществу до 20 калмыков, до 20 человек сектантов, куп- цов и иногородних.
Согласно клировой ведомости Сретенской церкви за 1867 год, церковь входила в благочиние Александра Фёдоровича Куликова, ко- торый находился за 37 вёрст в селе Медведском (ныне Гофицком). Первым священником был Байздренков Андрей Петрович, ме- сто второго священника было праздным из-за увольнения за штат священника Стефана Орлова с 03.10.1867 г.; дьякон Смирнов Ан- тоний Петрович; дьячок Польский Алексей Петрович; состоящий на причетнической вакансии запрещённый дьякон Егоров Иоанн Пав- лович; просфорня, вдова дьяка Дарья Федотовна Новоегорлыкская; уволенный за штат с запрещением в священнослужении священник Орлов Стефан Герасимович.
Клировая ведомость за 1868 год. Штат: один священник, диакон и два причетника. Кроме того, епархия в 1865 году открыла вакансию сверхштатного священника. Земли 99 десятин в 10 верстах, неудобная т.к. находится на самом бою. У всех свои дома, у Егорова квартира. Кошельковой суммы 75 рублей 93,5 копейки. Церковная опись составлена в 1864 году. Священник Байздренко Андрей Петрович, второе место свя- щенника праздное, после увольнения за штат Орлова Стефана с 03.10.1867 года, диакон Смирнов Антоний Петрович, дьячок Поль- ский Алексей Петрович, с 15.09.1866 г. на причетнической вакансии состоит запрещённый диакон Иван Павлович Егоров, просфорня, вдова дьяческая Новоегорлыкская. Дворов – 369, мужского пола прихожан – 1476, женского – 1376. Всего – 2852. Торгующих иногородних: 2 двора, 6 мужского пола, 9 женского. Военных отставных солдат: 5-19-28. Субботников или иудействующих – 2-6-8. Все прихожане живут вокруг церкви, самые дальние – в 2-х верстах.
Клировая ведомость за 1869 год. Дома у всех свои, кроме священника Уварова и состоящего на причетнической вакансии диакона Егорова. Первый священник Байздренко Андрей Петрович, второй – Уваров Иоанн Стефанович, диакон Смирнов Антоний Петрович, со- стоящий на причетниче-ской должности диакон Егоров Иван Пав- лович. 24 марта определён причет-ником послушник Архирейского дома Яков Гаевский, вдова дьячка Алексея Польского Наталья Лу- кьяновна, просфорня, вдова диакона Новоегорлыкского. Дворов в приходе – 362, муж. пола – 1446, жен. пола – 1372. Всего – 2818. Торгующих иногородних: 3-10-12. Отставных солдат: 5-19-28. Субботников или иудействующих: 2-6-8.
Из отчёта Кавказской епархии за 1869 год. В разделе «О состоянии церквей и духовенства по благочинию священника Александра Куликова»: Отстроен и освящён в Сретенской церкви с. Благодарного в правом приделе другой алтарь во имя святителя и чудотворца Ни- колая. Там же отстроена церковная ограда со сторожкой. Построй- ки сии произведены за счёт прихожан, за исключением придела с южной стороны к Космодамиановскому храму с. Благодарного, по- строенного местным священником Василием Белоградским на соб- ственные деньги. Обращён 1 человек в православную веру из маго- метанской. Сектанты держатся обособленно и детей в училище не пускают.
Клировая ведомость церкви за 1870 год В 1865 году открыта вакансия сверхштатного священника. Жи- вут на квартирах: священник Иоанн Уваров, состоящий на причет- нической должности запрещённый диакон Иоанн Егоров, причетник Яков Гаевский. Священник Байздренко Андрей Петрович, диакон Антоний Пе- трович Смирнов, запрещённый диакон Иоанн Павлович Егоров, дьячок Яков Евмениевич Гаевский, просфорня, вдова дьячка Алек- сея Польского Наталья Лукьяновна. Дворов – 385, муж. п. – 1542, жен. п. – 1476. Всего – 3018. Клировая ведомость о церквах причта 4-го благочиннического округа Ставропольской губернии за 1875 год.
Священник Байздренко Андрей Петрович, второй священник Александр Михайлович Тихов с 29.09.1875, диакон Смирнов Анто- ний Петрович, псаломщик Беляев Николай Иванович, просфорня Польская Наталья Лукьяновна. Церковный староста Ерохин Фотий Петрович с 1865 года по выбору общества и причта, 47 лет. Метри- ческие книги ведутся с 1865 года, а копии книг Космодамиановской церкви с1848 по 1861 год списаны. Есть единственное одноштат- ное сельское народное училище при этой церкви. Дворов – 399, муж. п. – 1594, жен. п. – 1596 = 3190.
Клировые ведомости церквей 9 благочиния Ставропольской гу- бернии за 1888 год. Благочинный состоит при Космодамиановской церкви – Ку- ликов Александр Фёдорович, он же священник этой одноштатной церкви. Сретенская церковь. Освящена 17 мая 1865 года. Причт: два священника, диакон, два причетника. Здание каменное, железом крытое с каменным забором Имеет два престола – Сретения Господня и святителя Николая, мирликийских чудотворцев. Земли 99 десятин в 10 верстах. Для прихожан сей местной церкви устроена другая церковь во имя святого благоверного князя А.Невского и в память 25-летия цар- ствования Александра II. При ней 2-х классное народное училище (84 мальчика и 31 девочка). Законоучитель в ней священник Байздренко А.П. Второй священник Константин Смирнов с 09.12.1886 г. Диакон Никифор Васильевич Положинцев Псаломщик Иван Стефанович Павлов. Псаломщик Вячеслав Александрович Гофман из Кубанской области. Церковный староста Даниил Самуилович Чмелёв с 1876 г. Име- ет похвальный лист. Ему 63 года. Просфорня, вдова священника Вера Фёдоровна Белобородо- ва, 62 года. По приговору прихожан псаломщику выделяется озимо- го хлеба на 30 рублей Дворов – 562, муж. п. – 2291, жен. п. – 2248, всего – 4539, в том числе усадьба вдовы крестьянки Евдокии Головиной 3-12-8 и Мак- сима Горбунова – 2-8-5.
Клировая ведомость за 1889 год. Все данные без изменения.Есть приписка о том,что за церков- ного старосту Чмелёва расписался Иван Покидов. Дворов – 563, муж. п. – 2256, жен. п. – 2219 = 4475. В двухклассном училище обучается 108 мальчиков и 20 девочек.
Клировая ведомость за 1893 год. 26 мая 1894 года Андрей Байздренко выведен за штат за оскор- бление и нанесение удара палкою крестьянки Назарьевой (или Ка- зарьевой). Отметить в формуляре, что он был в незаконной связи с женщиной, разных неблаговидных поступках. Состоит под след- ствием с 10.09.1892 года. На его место 02.05.1894 года перемещён священник из села Правокумского Михаил Воскресенский. Второй священник Константин Смирнов, диакон Константин Емельянов, псаломщик Павлов, второй псаломщик Игнатьев Иван Александрович из Тульской губернии. Емельянов с 04.07.1894 пе- реведён в ст. Удобную священником, а на его место пришел Андрей Старков. Дворов – 585, муж. п. – 2341, жен. п. – 2330 = 4671 в том числе усадьба Петра Головина 3-12-15 и Николая Горбунова 2-6-7. Вдовс твующие, сиро тствующие и заштатные при церква х села Благодар ного в 1845–1893 гг .
--- Ищу Пузиковых из села Александрии Благодарненского района Ставропольского края; Купцов Меланьиных, Немовых, Турчаниновых, Львовых, Лелековых из с. Александрии и с. Благодарного Ставропольской губернии. | | |
| Владимир Пузиков г. Благодарный Ставропольского края Сообщений: 1514 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 698
| Наверх ##
13 октября 2019 19:17 Вдовствующие, сиротствующие и заштатные Космодамиановской церкви
1845 год. — вдова дьячка Михаила Гаврилова Васса Яковлевна, 48 лет, сын Николай обучается в Ставропольском приход- ском училище на высшем отделении, 22 года, дочь Пра- сковья 18 лет. — дочь умершего диакона Евдокима Тимофеева – Евдо- кия,18 лет. — вдова Моисея Фёдорова числится при церкви села Ново- селица.
1858 год. — вдовая пономарша Дарья Ивановна Замятина, 42 года (мать А.С. Замятина). — вдовая попадья Анисья Тарасова, 75 лет (тёща Триполи- цына Н.А.). — вдовая пономарша Васса Яковлевна Гаврилова, 62 года. — просфорня, вдова диакона Ксенофонта Орлова Мария Ивановна, 25 лет, сын Аркадий 3 года. — дети умершего священника Иоанна Беляева: Николай 15 лет, Александр 13, Терентий 4,5, дочь Любовь 11; вдова Анастасия Кононовна – 47 лет. — сыновья исключённого из духовного звания дьячка Ива- на Беляева: Константин 7 лет, Дмитрий 5,5, дочь Елена 3 года.
1866 год. — просфорня с 1856 года, вдова диакона Орлова – Мария Ивановна, 33 года. — вдова диакона Триполицына (умер в 1857 г.) Анастасия Максимовна, 51 год. Живёт с детьми на пропитании от имения, оставшегося от мужа. Поведения довольно хоро- шего. — дети умершего священника Иоанна Беляева: Любовь и Те- рентий. — дети бывшего дьячка Ивана Беляева: Константин, Дми- трий, Елена.
1870 год. — отец священника Куликова А.Ф. Фёдор Иванович, уволен с июля 1867 года с должности священника села Шишкино. Живёт у сына в Благодарном. — вдова священника Василия Андреевича Белоградско- го Анисья Власовна,46 лет, поведения хорошего. С ней дети: Ефания (или Евдокия) 14 лет, Василий 8 лет, Мак- сим 4 года. Данные на 1875 год: дочь Ефания обучается в Кубанской учительской семинарии, Василий обучается в Ставропольском Духовном училище, Максим проживает с матерью.
1888 год. — просфорня, вдова диакона Орлова, 53 года; получает 11 руб. 76 коп. от казны и 10 рублей из попечительского фонда. — вдова Триполицына 72 года, получает из епархиального попечительства 25 рублей в год. Вдовствующие, сиротствующие и заштатные Сретенской церкви
1866 год. — просфорня, вдова дьяческая Дарья Федотовна Новоегор- лыкская с 1865 года определена к сей церкви.
1869 год. — вдова дьячка Алексея Польского Наталья Лукьяновна, 27 лет. Пособия не получает. Живёт с детьми в собствен- ном доме на свои средства. Поведения весьма скромного. Дети: Марфа 9 лет, Афанасий 6 ле т, Иоанн 6 лет. С 1875 года – просфорня в этой церкви.
1888 год. — умалишённый Донской епархии священник Фёдор Ивано- вич Байздренко, 60 лет, сын священника станицы Егорлык- ской. В 1873 году, вследствие болезненного своего состо- яния, отчислен от священнического места и теперь живёт на попечении своего брата Андрея Байздренко. — вдова диакона Наталья Васильевна Смирнова, 65 лет. Живёт при сыне священнике Смирнове, получает пособие 20 рублей. Сыновья её: Пётр – священник церкви в с. Пав- лодольском Терской области, Константин – священник при Сретенской церкви, Андрей – управляющий имени- ем в Уфимской губернии, Иоанн – чиновник Одесской кон- трольной палаты, дочери: Анфиса – в замужестве, Анна – за торговцем, Мария – за крестьянином. — вдова псаломщика Ольга Стефановна Беляева, 42 года, получает 10 рублей от попечительства. При ней дочь На- стасья, 5 лет. — просфорня, вдова священника Вера Фёдоровна Белобо- родова, 62 года. Получает жалованье из кошельковой сум- мы 3 рубля в год и 20 рублей из попечительства.
1893 год. — за штатом умалишённый Байздренков Ф.И. и диакон По- ложинцев, 60 лет.
Духовенство Тамбовской губернии, направленное для службы в храмы ставропольски х переселенческих сёл и станиц в начале 19 века
1. Иосиф Саввин после окончания Тамбовской духовной семи- нарии был направлен в с. Новозаведённое пономарём. 17.05.1820 посвящен в диаконы и направлен к Космодамиановской церкви села Благодарного, 02.12.1824 года переведён к церкви с. Журавка, в 1837 году избран и назначен в депутаты.
2. Дементий Степанов, прибыл из Тамбовской губернии в 1804 году. В 1845 году был дьячком в с. Медведском.
3. Иван Михайлов, служил в 1815 году в с. Ореховка.
4. Фёдор Иванович Куликов, причетнический сын, окончил в 1824 году Тамбовскую духовную семинарию по 2-му разряду. В 1856 году по болезни был направлен на Кавказские минеральные воды. В 1859 году был назначен к церкви с. Урожайного. Был священни- ком церкви в с. Шишкино. После отставки проживал у сына, священ- ника в с. Благодарном.
5. Александр Фёдорович Куликов, сын священника. Родился в селе Игнатьево Темниковского уезда Тамбовской губернии. Был благочинным благодарнеских церквей, а с 22.04.1870 г. назначен священником Космодамиановской церкви. --- Ищу Пузиковых из села Александрии Благодарненского района Ставропольского края; Купцов Меланьиных, Немовых, Турчаниновых, Львовых, Лелековых из с. Александрии и с. Благодарного Ставропольской губернии. | | Лайк (1) |
| Владимир Пузиков г. Благодарный Ставропольского края Сообщений: 1514 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 698
| Наверх ##
13 октября 2019 19:20 Первый летописец села Благодарного (К 200-летию со дня рождения Василия Андреевича Белоградского)
В 2014 году исполняется 200 лет со дня рождения Василия Ан- дреевича Белоградского, священника Космодамиановской церкви села Благодарного в 1841–1869 годах. Имя этого замечательного че- ловека навечно вошло в историю села потому что он оставил всем нам замечательный рассказ об истории заселения, быте и культуре крестьян за период с 1782 по 1867 год. Его повествование было на- писано после того, как он четверть века прожил в нашем селе. В то время правительство активно исправляло ошибки, которые привели к поражению Российской империи в Крымской войне 1853–1856 го- дов, когда Турция в военном союзе с Англией и Францией нанес- ли отсталой в техническом отношении России поражение. Одной из мер по устранению негативных последствий войны было создание статистических комитетов в губерниях, на которые были возложе- ны задачи не только сбора данных для военно-экономического пла- нирования, но и описание территорий государства в историческом, культурном и демографическом отношениях. Организатором этой работы был департамент статистики при министерстве внутренних дел Российской империи.
Ответ на запрос Ставропольского губернского статистическо- го комитета поручили написать самому грамотному и эрудирован- ному человеку в селе – священнику местной церкви. Сельский стар- шина Антон Ткачёв был безграмотным, а сельский писарь Григорий Савельев не имел достаточной подготовки для сбора, обобщения и литературной обработки статьи. В наше время только одиннадцать сёл Ставропольского края имеют такие исторические описания, ка- кое сделал Василий Андреевич Белоградский о селе Благодарном. Есть ещё описание Благодарненского сельского мирского обще- ства за 1837 год, но оно написано сухим канцелярским языком, без исторических фактов из жизни села. Кроме этой статьи В.А. Бело- градского отдельные данные о жизни благодарненцев можно найти только в газетах, издававшихся на территории губернии и в фондах архивов и музеев.
Родился Василий Белоградский в 1814 году в семье священ- ника. Существовавшая в те времена некоторая закрытость и касто- вость церковной системы давала сыну священника возможность по- лучить приличное образование в семинарии. Уровень знаний, кото- рые давала в те времена семинария позволял успешно поступать в любые академические институты. Окончив в 1838 году Астрахан- скую духовную семинарию с аттестатом первого разряда, что по нынешним стандартам равняется золотой медали, он получил на- значение от Архиепископа Астраханского Афанасия на должность учителя в Ставропольское духовное приходское училище нижне- го отделения. В те годы количество населения степного Предкав- казья росло быстрыми темпами, служителей церкви явно не хва- тало, поэтому была организована ускоренная подготовка духовен- ства первого звена на месте, в Кавказской епархии, а Тамбовская, Курская, Рязанская и другие епархии по распоряжению Священно- го Синода присылали своих священнослужителей для церквей во вновь заводимых сёлах и станицах. Епископ Новочеркасский Афа- насий 14 сентября 1840 года рукоположил В.Белоградского в сан диакона и направил в станицу Невинномысскую к местной церкви.
С 27.08.1841 года он был рукоположен в священники и назначен в село Благодарное к Космодамиановской церкви, в которой прослу- жил 28 лет. К тому времени он был женат на добропорядочной де- вушке Анисье Власовне, которая была на восемь лет его моложе. У них родились дети: Анна в 1843 году, Павла в 1846 году, Евдокия (Евфимия) в 1856 году, Василий в 1862 году, Максим в 1866 году.
Забот у Василия Андреевича было много. Церковь имела два штата. С 1846 по 1855 год он был благочинным. Прихожане с ле- вого и правого берега реки ежедневно требовали внимания, да и с окрестных селений – Новомитрофановского, Елисаветинского, Спасского и из многочисленных хуторов вокруг них до 1860-х го- дов православные стремились обвенчаться, окрестится и справить другие требы именно в благодарненской церкви. Молва доносила о том, что батюшка в этой церкви не только читал умные пропове- ди собственного сочинения, но и откликался на нужды прихожан до- брым советом и практической помощью.
В 1853 году В.Белоградский получил за свою службу благосло- вение священного Синода, что было в те времена очень значитель- ным и редким поощрением для священников. С 1863 по 1866 год ему поручают ответственную работу кате- хизатора по разъяснению среди прихожан благодарненского благо- чиния положений Библии и разных вопросов церковной жизни. От- зыв на его деятельность в те времена записан так: « По должности очень исправен. Читает поучения своего сочинения. Пастырские обязанности выполняет весьма исправно». В 1868 году его вновь утвердили в должности наставника церковно-приходского училища при Космодамиановской церкви. В отчёте за 1869 год отмечалось, что В. Белоградский от себя нанимает помошника за три рубля в ме- сяц для более качественного обучения крестьянских детей. В этом же отчёте благочинный Александр Куликов докладывал в епархию о том, что в Космодамиановской церкви устраиваются два приде- ла с южной и северной стороны. Придел с южной стороны постро- ен местным священником Василием Белоградским на собственные деньги. За долговременное служение, пастырскую заботливость о назидании прихожан в апреле 1869 года ему высочайше пожалова- на фиолетовая скуфья – третья награда для священников.
Тот факт, что В. Белоградский был с 1844 года наставником приходского училища при Космодамиановской церкви, даёт основа- ние считать его первым учителем села. Имея солидную подготовку по всем предметам духовной семинарии он, конечно же участвовал в организации и проведении школьных уроков. Без людей грамот- ных Благодарное не смогло бы превратиться в большое торговое село и стать центром одного из пяти уездов губернии. Основу для этого заложила в том числе и церковно – приходская школа при Кос- модамиановском храме.
К 1861 году назрела острая необходимость в строительстве но- вой большой церкви в селе. Причин для этого было много: после отмены крепостного права из центральных губерний стали пересе- ляться крестьяне в поисках земли и лучшей жизни, росло число при- хожан Космодамиановской церкви и два штата церкви не справля- лись с их запросами. Церковь находилась на левом берегу реки, а население больше селилось на правом. В.Белоградский предло- жил сельскому руководству вынести вопрос о строительстве нового храма на рассмотрение схода жителей. Разрешение от губернско- го начальсва на строительство церкви было получено. Руководить строительством В.Белоградский поручил второму священнику Кос- модамиановской церкви Андрею Петровичу Байздренко, который в 1865 году и стал первым священником новой двухштатной церкви села – Сретенской.
В. Белоградский постоянно заботился о здоро- вье прихожан. Врачей в селе не было, поэтому народ или терпел болезни, или обращался с ними к знахарям и ворожеям. В те вре- мена жила в селе вдова крестьянка Марья Сажнева. В своё время её обучили оспопрививанию, выдали свидетельство и с 1842 года она успешно лечила от «сибирки» и от других болезней. Благодар- ненское сельское управление по представлению В.Белоградского в марте 1866 года вышло с ходатайством к Пятигорскому окружному начальнику о награждении М. Сажневой за успешное лечение лю- дей. Какую награду она получила неизвестно, но факт заботы об этом заслуженном человеке со стороны местного священника имел место.
Самую большую славу Василию Андреевичу Белоградскому принесло его исследование по истории заселения села Благодар- ного и написание статьи об этом в статистический комитет Став- ропольской губернии. Благодаря его трудам мы имеем письменное описание истории заселения, культуры, быта и нравов жителей села в конце XVIII – первой половине ХIХ века, основанное на бесценных воспоминаниях первых поселенцев.
Местные краеведы, работники музея и библиотек района, учи- теля школ найдут ещё много фактов из жизни наших знаменитых земляков, но В.А. Белоградский – самый именитый из всех прочих. Надо бы подумать общественности и руководству города Благодар- ного о том, чтобы увековечить память об этом замечательном чело- веке. Благодарные потомки должны знать и помнить имя священни- ка Василия Андреевича Белоградского – знаменитого гражданина села Благодарного, оставившего светлый след в её истории.
--- Ищу Пузиковых из села Александрии Благодарненского района Ставропольского края; Купцов Меланьиных, Немовых, Турчаниновых, Львовых, Лелековых из с. Александрии и с. Благодарного Ставропольской губернии. | | Лайк (1) |
| Владимир Пузиков г. Благодарный Ставропольского края Сообщений: 1514 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 698
| Наверх ##
13 октября 2019 20:19 13 октября 2019 22:00 Рязанов Александр Федорович принял участие в открытии Мемориальной доски в Память священника Василия Андреевича Белоградского.
    --- Ищу Пузиковых из села Александрии Благодарненского района Ставропольского края; Купцов Меланьиных, Немовых, Турчаниновых, Львовых, Лелековых из с. Александрии и с. Благодарного Ставропольской губернии. | | Лайк (2) |
| Владимир Пузиков г. Благодарный Ставропольского края Сообщений: 1514 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 698
| Наверх ##
13 октября 2019 22:00 Статья А. Ф. Рязанова о священнике В. А. Белоградском в Благодарненской районной газете "Благодарненские вести":https://www.proza.ru/2013/11/16/1384 НА ФОТО: Слева направо: Члены неформального исторического сообщества города Благодарного А.Н. Воронин, В.А. Колябин, заместитель главы Благодарненской районной администрации П.М. Мещеряков, А.И. Кашпоров, А.Ф. Рязанов (автор статьи), В.И. Пузиков. 14 ноября 2013 года. г. Благодарный. --- Ищу Пузиковых из села Александрии Благодарненского района Ставропольского края; Купцов Меланьиных, Немовых, Турчаниновых, Львовых, Лелековых из с. Александрии и с. Благодарного Ставропольской губернии. | | Лайк (2) |
| Владимир Пузиков г. Благодарный Ставропольского края Сообщений: 1514 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 698
| Наверх ##
13 октября 2019 22:04 13 октября 2019 22:05 C л о в о к ч и т а т е л я м
Все замечтельные люди России показывали пример любви к своему Отечеству, были патриотами и защитниками Родины. Они завещали нам хорошо изучать свою историю, знать свои родовые корни, ибо они являются тем фундаментом, на котором вырастает и патриот, и защитник, и гражданин.
Очень весомые слова по этому поводу принадлежат нашему великому поэту А.С. Пушкину, который сказал: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и без- нравственности».
Каждый народ имеет свои духовно-нравственные ценности, ко- торые называют вечными ценностями. Это внутренний закон чело- века, – его совесть. С целью оправдания своих неблаговидных по- ступков люди часто прибегают к попыткам изменить устои жизни, её фундамент – пытаясь изменить идеологию. Они нередко навязыва- ют окружающим мысль, что держаться за старые устои в век техни- ческого прогресса не стоит. Да, люди всё время хотят изменить нор- мы своей жизни. Это происходит из-за греховности человека, его слабости. Если идеями радикальных перемен овладевают массы, то происходят войны, революции, перевороты. Для христиан общим законом является Евангелие, в котором изложены заповеди, позво- ляющие обществу людей успешно развиваться.
После революции 1917 года была поставлена задача оправ- дать необходимость совершённого переворота. Историю стали пе- ределывать: писали о том, как плохо было до революции и как хоро- шо стало после неё. Вместе с сословиями уничтожалась и память о них. Между отцами и детьми возникали довольно серьёзные разно- гласия и противоречия – нравственные и идеологические. Молодое поколение заставляли не гордиться своими предками, а показывать ничтожность их устремлений и интересов. Семейственность, се- мейные предания были разрушены и преданы забвению. Ослабло родовое чувство, то есть нарушен фундамент семьи, которая ис- кала опору в традиции, в истории. С отречением от старого мира, отреклись и от отцов, и от дедовских советов.
Евангельские запове- ди, которые соединяли сотни поколений, были объявлены опиумом для народа. Церковную мораль уничтожали, а новая оказалась ис- кусстенной, недолговечной и не смогла долго владеть умами людей. Отсутствие или снижение духовности рода привело к снижению его энергетики. Это выразилось и в том, что у нас сейчас мало духов- ных, физических и душевных сил для рождения большего количе- ства детей. Но отсутствие чувства рода, «зова предков» не должно повергать нас в уныние.
Наступает время возрождения России, все- го лучшего из её прошлого. Изучение и осмысливание своего про- шлого придаёт новый смысл нашему существованию, даёт возмож- ность понять свою роль в сохранении и приумножении фамильных ценностей, вселяет уверенность в том, что потомки продолжат это благое дело.
Уважаемые земляки! В этом сборнике приведены архивные до- кументы, которые помогут Вам составить свои родословные роспи- си и подарить их своим потомкам для продолжения начатой вами работы.
Желаю всем успехов в этом благородном деле.
А. Ф. Рязанов г. Ставрополь 2013 г.
--- Ищу Пузиковых из села Александрии Благодарненского района Ставропольского края; Купцов Меланьиных, Немовых, Турчаниновых, Львовых, Лелековых из с. Александрии и с. Благодарного Ставропольской губернии. | | Лайк (2) |
| Владимир Пузиков г. Благодарный Ставропольского края Сообщений: 1514 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 698
| Наверх ##
16 октября 2019 7:08 Представляем книгу Рязанова Александра Федоровича: Благодарненцы в XVIII – XIX веках. Часть 2. Благодарное и окрёстные села. Ставрополь: Сервисшкола, 2014. Читать и скачать по ссылке на Яндекс.Диске: https://yadi.sk/i/X6eKLXmsACKkqQ --- Ищу Пузиковых из села Александрии Благодарненского района Ставропольского края; Купцов Меланьиных, Немовых, Турчаниновых, Львовых, Лелековых из с. Александрии и с. Благодарного Ставропольской губернии. | | Лайк (2) |
| Владимир Пузиков г. Благодарный Ставропольского края Сообщений: 1514 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 698
| Наверх ##
16 октября 2019 7:12 Анонс:
Во вторую часть книги вошли материалы по селу Благодарному Ставропольской губернии за период после отмены крепостного права до конца 1917 года.
Материалы включают в себя фамилии жителей, истории церквей и отдельные факты из жизни поселян.
В сборник также вошли документы по восьми старым селам вокруг Благодарного и сведения о церквях этих сёл.
Интересные факты приводятся об отставных нижних чинах Кавказского корпуса из села Благодарного, участниках операции по пленению имама Шамиля в укреплении Гуниб в 1859 году.
Весь фактический материал взят из документов Государственного архива Ставропольского края и может быть использован широким кругом читателей, интересующихся локальной историей своей малой родины и желающих составить свои родословные.
 --- Ищу Пузиковых из села Александрии Благодарненского района Ставропольского края; Купцов Меланьиных, Немовых, Турчаниновых, Львовых, Лелековых из с. Александрии и с. Благодарного Ставропольской губернии. | | Лайк (2) |
| Владимир Пузиков г. Благодарный Ставропольского края Сообщений: 1514 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 698
| Наверх ##
16 октября 2019 7:14 Благодарненцы в XVIII – XIX веках. Часть 2. Благодарное и окрёстные села.
Военно-политические события на Кавказе в XV- XIX веках.
Многие исследователи истории заселения Степного Предкавказья и Дона досконально восстановили картину тех противоречивых процессов, которые происходили на этой территории после Золотоордынского нашествия. Мы имеем сейчас прекрасные исследования по Гребенскому, Терскому, Запорожскому, Донскому, Хопёрскому и Волжскому казачеству. Хорошо описано строительство Азово-Моздокской линии и поселение на ней и на территории тогдашней Кавказской губернии крестьян из центра России. По мере открытия архивов появилось много интересных документов, которые позволяют нам по-новому оценивать многие процессы на окраинах. На мой взгляд, в советский период была нарушена связь с историческими событиями XVIII- XIX веков. Нет системного анализа событий XVIII-XIX веков по воспоминаниям современников, их мемуарам и другим историческим трудам. В результате, многие вопросы истории страны нуждаются в серьёзных дополнениях, а локальная история сёл, волостей и уездов плохо изучена и представлена слабо. При изучении истории своей малой родины не используется фактический материал. Помощь в понимании процессов, происходивших на нашей территории в те времена могут оказать труды члена Ставропольского губернского статистического комитета И.В. Бентковского, который обнаружил и опубликовал Хронологический указатель событий, извлечённых из неизданных материалов сенатора и академика Павла Григорьевича Буткова для новой истории Северного Кавказа. Возглавляя более 20 лет канцелярию наместника Кавказа, Бутков П.Г. работал с большим обьёмом исторических документов и хорошо знал военную историю. Бентковский И.В. напечатал эти материалы во втором выпуске трудов Ставропольской учёной архивной комиссии в 1910 году. Приводим эти сведения с небольшим сокращением и сохранением стиля автора.
-В XV столетии люди вольные и бездомовные начали называться казаками. Слово казак татарское. -Татарские казаки были в Азове с 1499 года и в Астрахани с 1502 года -Казаки правительственные ставились сторожами по Волге, особенно с 1547 года и назывались Волжскими. -В 1501 году Шиахмат-царь прикочевал к Дону на Червлёный песок. -В XV веке Новгородские ушкуйники и Волжские вотяжники делаются воровскими казаками на Волге и Каспийском море. Правительство называло их Волжскими воровскими казаками. -В 1503 году султан велел переимать в Азове татарских казаков. -В 1557 году русские люди стояли по реке Иргизу. -Яик издавна был знаком русским. Ещё с 1560 года русские люди начали нападать на кочевья ногаев на реке Эмбе. -В 1552-1571 годах построение и оставление первого Терского городка при устье реки Сунжи. Здесь говорится о происхождении Гребенских казаков от Волжских, об отношениях и столкновениях Кабардинских и других Черкасских князей, в чём замешаны и ногайские орды. -Мурза Черкасский в Акуках. Адиль-гирей, сын Крымского хана Давлет-гирея мстит Черкасам за их нападение на турецкое войско, отступавшее от Астрахани в 1569 году, причём, пострадал Темрюк Идаров и два его сына Мамспунок и Биберек. -В войске Ермака были сотники, пятидесятники, десятники, атаманы, есаулы, хоругви, трубы, барабаны и литавры. -В 1578 году верховые старые донские казаки соединились с древними Рязанскими, обитавшими по Хопру. -В 1578 году Терские казаки делали набеги под самый Дербент и перехватывали Крымских гонцов. -В 1578 году на требование Крымского хана свести казаков с Днепра и Дона, русские отвечали: первые служат Баторию, а вторые-беглецы российские и литовские, которых велено казнить. -В 1580 году разбойные казаки жили на Тереке и на Яике и разоряли Сарайчик. -В 1582 году Волжские казаки простирали свои набеги до Яика. -В 1584 году Днепровские черкасы ходили через Дон на Волгу и громили суда. -В 1585 году на Тереке, на Волге и на Дону жили воры-безгосударные люди. -В 1585 году на Тереке и на Койсу поставлены города для обороны Иверской земли от Турских и Кумыкских людей. Из тех городков по царскому указу действовали Терские, волжские и Яицкие казаки. Калмыки и Едисанцы взяли приступом Троилов городок и ещё пять донских городков, но от Кагальника были отбиты. -В 1586 году на Яике 500 казаков и три городка. Атаманы: Богдашка, Барабаш и Матюшка Мещеряк. Их приглашают воеводы на государеву службу на Терку. Яицкие казаки были в связи с Волжскими казаками. Гребенские казаки подкрепляли Терскую крепость и говорили, что без них и без Терских казаков, Терка существовать не может. -В 1585 и в 1586 годах князь Шах Мурза в своём владении в Акуках утеснён Шевкалом и переселяется к Сунженскому городищу. -В 1586 году жившие в оставшейся крепости у устья Сунжи Волжские казаки писали Государю, что они там служат заодно с Шах Мурзою Акуцким. -В 1586 году атаман Матюшка Мещеряк с Яика пошёл служить в Терки. Шемхал повторно утесняет Акуцкого( Черкасского), который пришел в Терки со 100 конными и 1000 пешими людьми. -Волжские воровские казаки сбывали ногайский полон и добычи в Астрахани и там же делали свои запасы. -В 1586 году Днепровские черкасы во главе с атаманами Счастным, Матусом и Грандиным приезжали на Волгу на Балыклейский остров служить царю. -В 1587 году они же были на службе и в Астрахани. Казаки, разбойничавшие на Волге и на Каспии, укрывались от преследования в устьях Волги и Яика. -В 1588 году государь велел казнить более 400 Волжских казаков. -В 1590-1592 году Терские казаки ходили к городу Темрюку в Черкасы, повоевали ханских черкас и взяли две пушки. В это же время самый знатный кабардинский князь Янсох, в Москве просил царя сделать его главным князем Кабарды. Он получил на то грамоту за золотой печатью. -В 1593 году у казаков больших нет никого- все равны. Голов у них не бывало- служат своими головами(?). -В 1594 году воевода Хворостинин поставил крепость на реке Койсу. --- Ищу Пузиковых из села Александрии Благодарненского района Ставропольского края; Купцов Меланьиных, Немовых, Турчаниновых, Львовых, Лелековых из с. Александрии и с. Благодарного Ставропольской губернии. | | Лайк (1) |
| Владимир Пузиков г. Благодарный Ставропольского края Сообщений: 1514 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 698
| Наверх ##
16 октября 2019 7:15 -Поражение Хворостинина и Плещеева совпадает со смертью царя Бориса 13.04.1605 года. В этом поражении турки не участвовали. -Летом 1607 года Гребенские казаки замешались в смуты самозванцев. -В 17 веке ходили с Дона на Куму гулебщики. -В 1607 году Волжские, Донские и Яицкие казаки грабили и жгли села в Кумыкской и Шевкальской земле. -В 1614 году в Терке служит князь Черкасский Сунчалей Мурза Янгалычев (Энгалычев) с охоцкими людьми и новокрещёнными. -В 1614 году в Терке был воеводою Пётр Головин, а казачий атаман Алексей Кривой. Там был задержан Михалко Черный, посланный от Заруцкого в Кабарду для возмущения на Русь кабардинских князей. Когда он рассказал о жестокостях, делаемых Заруцким и о том, что он из церковных паникадил слил для себя стремена, воевода Головин и весь мир (терский) крест Государю целовал и отпустил под Астрахань стрелецкого голову Василия Хохлова с ратью, в составе которой было терских вольных казаков до 700 человек. Хохлов поразил Заруцкого в 1614 году. -В 1623 году Терским и Гребенским казакам производится Государево жалованье. В гребнях живут казаки острожками. С того времени царь Алексей Михайлович отменил строгие меры преследования казаков, принимаемые при царе Борисе, когда казаков не пускали ни с Дону, ни на Дон и в царствование Шуйского, когда боярские дети и стрельцы громили воровских казаков на Волге, многих вешали, при чём многие разбежались, а в том числе ушли и в Терку. -В 1627 году шах Персидский предлагает Царю общими силами изводить выбродных казаков. Царь, в свою очередь, предлагает Шаху истреблять своими ратными людьми воровских казаков. Царь за них не стоит. Воевода Одоевский посылает из Астрахани ратных людей, которые воров на море побили, а пойманных перевешали. -В 1628 году минералоги Фичь и Герольд , искавшие серебряных руд в горах, советуют построить острог на реке Сунже и хвалят казаков, кочующих в гребнях. -В 1633 году Терские и Гребенские казаки участвуют в походе князей Туренина и Волконского на Казыев улус, к Маджарам на реке Чербату (не Челбас ли?). -В том же году Терские казаки участвовали в походе на Казыев улус, который кочевал на реке Ее, на Куме ниже Маджар и в урочище Кара-Куколь. -В 1637 году казаки на Каспийском море пограбили царского посла и персидского гонца, разграбили город Форобит. Они зимовали на островах, где могли найти пресную воду. Персидских послов и купцов, из-за казацких разбоев на море, с Терка отправляли в Астрахань степью. -В 1637 году казаки погромили на море персидские бусы и захватили 1200 пудов пшена, 12 мешков ладану, 1700 лисиц и пр. Всё это они попрятали в своих становищах на островах, но посланные из Астрахани служилые люди всю эту добычу отбили и привезли в Астрахань. -В том же году Терский воевода отгромил у казаков на тюленьем острове 8,5 кип хлопка. В то время против воровских казаков из Астрахани высылали служилых людей, которые казаков побивали, добычу и полон у них отбивали. -В 1641 году Шах-Сефи жалуется, что при его деде, Шах-Абазе, казаков Яицких и других уймывали, а ныне уйму им нет, они дорогу пересекли. -В этом же году Шемахинский царь Хырев непрестанно писал о воровских казаках: «а те казаки не из Астрахани и не из Терка, а с Дону и укрываются по островам и протокам». -Терские воеводы извещали Шевкала о появлении воровских казаков на море, а сами посылали с Терка людей ратных по всем протокам. Во время преследования на море казаки бросали свои струги и уходили в степи, в калмыцкие улусы. В Терской тюрьме часто сиживали воровские казаки. -В 1644 году Урлюк Тайша водил калмыков на Малый Ногай и в Кабарду. Терские воеводы и Черкасы загнали калмыков в горы, где побили их наголову, а Тайшу Урлюка Еркенова и Кундука взяли в плен. -Хо Урлюк Тайша ходил с реки Эмбы под Терек за ногайскими людьми, но Астраханский воевода Репнин калмыков побил, улусы разорил и захватил более 20 тысяч лошадей. Когда Эрке Тайша после погрома из под Терка уходил, Астраханские воеводы также его побили. Посланные из Москвы Лев Плещеев с товарищами побили калмыков в Самарских и Яицких вершинах и больше трёх тысяч взяли в плен. -В 1652 году калмыки, в составе 10 тысяч, напали на Кабарду. -В 1653 году Шевкал-Сурхай приходил к Сунженскому острогу и взял в плен двух сыновей Гребенского атамана Степана Васильева, да двух братьев Льва Афомова. -При Терском войске найдено 13 царских грамот, с которых были списаны копии в 1668 году. -В 1662 году Каспулат Черкасский находился при войсках воеводы Хитрово. Чиновники с Дона промышляли над Крымом. -В 1668 году Терское войско переселено на реку Копай. -В этом же году кубанский сераскир Казы-Гирей подступил к крепости Терки, но был отбит. -В 1668 году было землетрясение, от которого крепость Терки наполнилось водою, а потому и перенесена на 5 вёрст выше, в окопы старого города Тюменя. -В 1688 году царь Алексей Михайлович, желая продолжения войны между Шахом и Турцией, чтобы шёлк сырец отправлялся из Персии через Россию, сообщил шаху, что по окончанию войны с Польшей, на Волге и на море объявились воровские казаки, против которых посланы ратные люди. -Сказка приехавшего в Москву персиянина Агамирова Осенова о том, что в Гилянской земле в 1688 году Калыс-Хан воровских казаков побил и самого Стеньку Разина взял в плен. Стенька ему говорил, что он пришёл служить Шаху и обещал стянуть к себе всех казаков, сколько их есть на море. После этого Стенька с 5 казаками был отправлен к Шаху и говорил ему, что он грабил других людей чтобы не умереть с голоду и что он готов служить ему с 12 тысячами казаков и просил отвести ему землю для поселения. Шах велел давать казакам продовольствия по 5 алтын на человека. -Разин, после разбоев на Волге в 1688 году, имел некоторое время притон в степи, в 15 верстах от Терка, против Шадринского городка, в древнем окопе, который доныне зовётся городком Стеньки Разина. -В 1669 году шотландец Баглей устраивал крепость Терку. -В 1670 году крымский хан подступил к крепости Терки, но её не взял. Он ходил со 100 тысячной ратью, чтобы возвратить удалившихся от него калмыков. -В 1672 году крымский хан со многою ратью ходил в Большую Кабарду и его люди Терским жителям и кочевавшим около Терки людям шкоды чинили. -В 1673 году крымский хан многих Терских жителей побил и в полон поймал. --- Ищу Пузиковых из села Александрии Благодарненского района Ставропольского края; Купцов Меланьиных, Немовых, Турчаниновых, Львовых, Лелековых из с. Александрии и с. Благодарного Ставропольской губернии. | | Лайк (1) |
|