Зарайск- Зарайский уезд - Рязанская губерния
из истории города и района, а также немного о людях, связанных между собой во времени и в дальнем кровном родстве
Zabellisa следопыт  Москва Сообщений: 11496 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 9810 | Наверх ##
11 мая 2010 22:03 30 сентября 2013 10:03 Туман историиДействительно, что мы знаем о Зарайске XVIII, XIX или начала XX веков? Очень мало. Труды наших краеведов, за редким исключениям написаны в угоду власти на очень низком исследовательском уровне. Да и не читает их практически ни кто. Впрочем, зарайские краеведы – это отдельная тема. А сегодня не об этом. Материал, собранный для этой публикации, очень куцый. Темных пятен в нем гораздо больше, чем достоверных фактов. Однако и хоронить его среди файлов компьютера не хочется. Вас ни когда не поражало отсутствие в дореволюционном Зарайске монастырей? Даже в уезде вплоть до начала ХХ века не было ни одного завалящего монастырька. Оговорюсь сразу, что обители, исчезнувшие к концу XVIII в. либо сами по себе, либо по указанию Екатерины II (это именно она, а не большевики, отобрала у церкви всю собственность), я не беру в расчет. В XIX в. во втором по старшинству духовном центре Рязанской епархии монастырей не было (Кремль, несмотря на многочисленные сообщения в современных путеводителях, монастырем ни когда не являлся; более того, вплоть до начала ХХ века на его территории торговали скотом). С чем связана такая оплошность наших предков (это я не про рынок, а про монастыри), я не знаю. Может кто-нибудь ответит? Было бы интересно послушать мнение аудитории. Так или иначе, монашеская жизнь приходит в наш город лишь где-то в начале ХХ века (признаться не хочу сейчас лезть в книжки за уточнением даты). Один из монастырей известен благодаря стараниям наших краеведов, вовремя нашедших чудесную книжку о Гефсиманской обители в Воронине и замечательно ее пересказавшим. Я же хочу обратить внимание моего читателя на Зарайскую Свято-Богородицкую Бахрушинскую женскую общину. К сожалению рассказать как она выглядела и сколько в ней было сестер, когда была основана и при каких торжественных обстоятельствах открыта, а так же еще о многих обстоятельствах ее истории я не могу (и мастерством историко-художественного привирания у наших краеведов пока не научился). Само название обители сообщает нам ряд фактов. Во-первых, находилась обитель в самом Зарайске (насколько мне известно – на современной ул. Ф.Э. Дзержинского, недалеко от кладбища; там и сейчас сохранился один деревянный дом, входивший некогда в комплекс); во-вторых, средства на строительство давали Бахрушины (думаю комментировать этот тезис не нужно: о Бахрушиных и их благотворительности в Зарайске знают многие). Еще одно замечание, которое вытекает скорее из сопоставлений: община была основана, судя по всему, в духе Марфо-Мариинской обители, организованной в Москве в 1909 г. Великой княгиней Елизаветой Федоровной. На это указывает не только термин «женская община», но и судьба ее настоятельницы. Вот о ней я расскажу поподробнее. В воспоминаниях митрополита Западно-Европейских русских церквей Евлогия (Георгиевского, 1868-1946) относящихся к 1903 г. читаем «Преемницей почившей игуменьи [Анна ( Анна Александровна Потто, 1865 – 1903), игуменья и основательница Вировского Спаса Всемилостивого миссионерского монастыря Холмско-Варшавской епархии в Соколовском уезде Седлецкой губернии, современная Польша, сестры избрали ее приятельницу, старушку мать Софию [ей было 55 лет - Isaak] (в миру княгиня Шаховская, рожденная Озерова), около полугода прожившую при монастыре. 17 сентября я ее постриг под именем Софии. Она была в родстве с духовным публицистом Нилусом, автором “Сионских протоколов”». Через некоторое время настоятельница ушла на покой. Во время Церковного Собора в 1917 г., будучи еще холмским архиепископом, высокопреосвященнейший Евлогий видел мать Софию в Зарайске. Факты из биографии этой женщины чрезвычайно интересны. Ольга Александровна Озерова (так игуменью Софию звали в миру) родилась в 1848 г. Она была старшим ребенком в семье дипломата Александра Петровича Озерова и Ольги Егоровны Пашковой, представительницы старого и богатого дворянского рода. Не вдаваясь в подробности, могу сказать, что семейство чрезвычайно было «хорошее». Несмотря на отсутствие титулов, его представители занимали прочное место в придворной и высшей бюрократической средах. Отец Ольги Александровны, проявив себя в Константинополе накануне Крымской войны, дослужился до чина действительного тайного советника и обер-гофмейстера Двора Е.И.В. Ее дядя Сергей Петрович был генералом от инфантерии и директором Пажеского корпуса. Из троих братьев – старший был келецким губернатором и гофмейстером, второй – начальником управления Аничковым дворцом и генерал-лейтенантом, третий – управляющим удельными [т.е. принадлежащими императорской фамилии - Isaak] имениями. Один из кузенов был командиром лейб-гвардии Преображенского полка. Сестра Елена Александровна вышла замуж за известного религиозного писателя и общественного деятеля Сергея Александровича Нилуса (ради экономии времени не стану подробно останавливаться на этом персонаже, благо о нем много информации в Интернете; я лишь обращаю внимание своего читателя на то, что появление в семье Озеровых такого мощного, другого слова не подберу, духовного писателя, не могло не повлиять на сестер его жены, а возможно способствовало укреплению глубокой, почти мистической веры в Бога, столь характерной для представителей русской интеллигенции Серебряного века). Сама Ольга Александровна вышла замуж за генерал-лейтенанта князя Александра Ивановича Шаховского (1822-1891). В 1861 г., оставив новорожденную дочь Марию, умерла его первая жена Анна Михайловна (урожденная графиня Виельгорская), владелица имения Сенницы в Зарайском уезде. Таким образом, игуменья Софья приходилась мачехой графине Марии Александровне Келлер (кому интересно – ее портрет висит в одном из залов зарайского музея). Семья же Келлеров была тесно связана с известнейшим французским мистиком Сент-Ив д’Альвейдром, видевшим спасение мира в союзе Австрийской католической и Русской православной империй. А вот еще факт – родная сестра настоятельницы – Мария – была замужем за последним из известных владельцев имения в Ильицыне Зарайского уезда Александром Ивановичем Гончаровым, племянником Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской, умершим в 1906 г. Мне не известно, чем занималась Ольга Александровна в 90-е гг. XIX в. Но в начале ХХ в., как мы видели, она оказывается настоятельницей крупного миссионерского монастыря в Польше, сестры которого должны были прикладывать максимум усилий для распространения православия в окружавшей их духовно враждебной католической среде. Что побудило игуменью Софью приехать в Зарайск для меня также тайна. Деятельность общины покрыта мраком. Мне ни разу не встречались упоминания о ней в земской периодике. В 1921 г. игуменья София с сестрами Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины, изгнанные большевиками, были приняты в Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове. А в 1924 г. настоятельница скончалась. Вот такая история. P.S. Я не стал делать выводов. История получилась однобокой и, боюсь, могла кого-то разочаровать. Но надеюсь, что читатели не оставят ее без внимания, а может и подкинут автору пару дельных мыслей. Isaak - http://www.49666.ru/2009/01/07/tuman-istorii/Пашковы, Полтавцевы | | |
Zabellisa следопыт  Москва Сообщений: 11496 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 9810 | Наверх ##
11 мая 2010 22:16 Достоевские из села Достоево Сегодня исполняется 500 лет роду великого писателя Павел Басинский "Российская газета" - Федеральный выпуск №4190 от 6 октября 2006
Мы знаем, что такое род Пушкиных и род Толстых. Что-то слышали со школьной скамьи о древности рода Лермонтовых. Но Федор Михайлович Достоевский в восприятии современного читателя видится фигурой одинокой, не подкрепленной древностью рода. Также мало знают о потомках писателя. Поэтому известие о том, что 6 октября роду Достоевских исполняется 500 лет, прозвучало почти как сенсация. За разъяснениями мы обратились к ведущему специалисту по жизни и творчеству Достоевского Людмиле Сараскиной.
Российская газета: Кто бы мог ожидать, что род Достоевских такой древний. Насколько известно, сам Федор Михайлович об этом не упоминал.
Людмила Сараскина: Род Достоевского не стоит в том же ряду, что и древние дворянские фамилии, к которым принадлежали русские писатели - Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тургенев. Отец Достоевского, Михаил Андреевич, штаб-лекарь больницы для бедных на Божедомке в Москве, был сыном униатского священника, то есть принадлежал к духовному сословию. И только в 1827 году, когда сыну Федору было 6 лет, он дослужился до чина коллежского асессора, и в следующем, 1828 году был произведен в дворянское достоинство. Дети Достоевские рождены не дворянами, а стали ими, поскольку дворянство заслужил их отец. Ф.М. Достоевский - дворянин только во втором поколении. Достоевский ничего и никогда не говорил о своих предках, никогда не прибегал к генеалогическим аргументам.
РГ: Пушкин в одном стихотворении не без гордости назвал себя "мещанином". Как вы определите социальный статус предков Достоевского?
Сараскина: Ближайшие предки, как со стороны отца, так и со стороны матери, были людьми "среднего, темного круга": бурсаки, семинаристы, сидельцы в лавках, приказчики, купцы, лекари, интеллигенты-разночинцы. Их социальный статус - городские мещане, скромные, небогатые обыватели.
РГ: Следовательно, не будь Федора Михайловича, о роде Достоевских никто бы сегодня не знал?
Сараскина: Человечество узнало о семействе штаб-лекаря из больницы для бедных исключительно благодаря его второму сыну - остальные шестеро детей, не имей они родственных отношений со своим гениальным братом, не остались бы, наверное, в памяти истории. Как затерялся бы в истории и сам штаб-лекарь, и все его предки. Феномен рода Достоевского, 500 лет которого мы отмечаем в эти дни, это явление исключительного прорыва, исключительной гениальности одного человека, который вытащил на поверхность истории и обессмертил весь свой род, своих предков и потомков. Ф.М. Достоевский сделал так много для русской и мировой литературы и философской мысли, что обрел право на бессмертие, а его род - право на историческую память и общественный интерес.
РГ: Есть расхожее мнение, что Достоевский был не русских, а польских кровей.
Сараскина: Феноменальность рода Достоевского в интереснейшем национальном колорите: в семье литовца-отца и украинки-матери царил культ русской истории и русской литературы, культ чтения, атмосфера преклонения перед Словом, и именно это сказалось на характере будущего писателя больше, чем все остальное: поэтому русскость Достоевского - целиком явление культуры, а не вопрос крови.
РГ: Как возникла фамилия - Достоевский?
Сараскина: Согласно современной версии происхождения писателя его предки берут начало от великорусского рода Ртищевых. 6 октября 1506 года князь Пинский Федор Иванович Ярославич жалует своему боярину Даниле Ивановичу "вечно и непорушно" несколько дворов в селе Достоево Поречской волости Пинского уезда Минской губернии за заслуги. С тех пор по тогдашней традиции потомки приняли фамилию Достоевские. Село, ставшее родовым гнездом Достоевских, сохранилось на территории современной Белоруссии. Затем часть представителей рода уехали на Украину. В архивах трех государств учеными ведется работа по изучению рода Достоевских. Ветвь рода, начиная с отца писателя, целиком принадлежит России.
В этой связи важна поддержка тех памятных мест, куда устремляются почитатели Достоевского со всего мира: Москва, Санкт-Петербург, Старая Русса, Омск, где есть замечательные музеи писателя. Вместе с тем наиболее заброшенным в силу ряда исторических обстоятельств оказался самый дорогой для писателя уголок русской земли - родительская усадьба Даровое (Зарайский район Московской области). Здесь произошла провиденциальная для нашей культуры встреча Достоевского с народной Россией, сделавшая его пророком, предугадавшим ход отечественной и всемирной истории.
По своему значению Даровое сопоставимо с Ясной Поляной. Однако судьба Дарового, где в 20-е годы прошлого века был открыт первый в мире музей Достоевского, отражает судьбу страны и судьбу рода: сегодня, как и в XIX веке, дом Толстого - полная чаша, а дом родителей Достоевского заброшен и пребывает в бедности. Возрождение "земли детства" писателя было бы воспринято обществом как зримый символ исторических перемен.
И еще важно поддерживать ныне живущих Достоевских, помогать им не дать роду угаснуть в бедности и безвестности. В частности, Русский общественный фонд Александра Солженицына поддерживает правнука Федора Михайловича, Дмитрия Андреевича Достоевского, научного сотрудника Дома-музея Достоевского в Санкт-Петербурге, обеспечивая ему и его семье помощь. | | |
Zabellisa следопыт  Москва Сообщений: 11496 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 9810 | Наверх ##
12 мая 2010 14:04 12 мая 2010 14:05 Князь Ржевский Г. Боголюбская - http://student.km.ru/ref_show_...7217C7DD49 Хочу оговориться сразу — тема «Зарайское дворянство» не моя. Я редко обращаюсь к ней. Как правило, лишь в том случае, когда личные качества и поступки затрагивают душу, как это было с А.Г. Булыгиным. Справка «Зарайской энциклопедии », В.И. Полянчев, Москва, 2003. « Ржевские — дворяне, помещики Зарайского уезда. Происходят из смоленских князей... Представители рода занимали видное служебное положение в XVIII—XIX вв. Сергей Дмитриевич (даты жизни не установлены) — гофмейстер двора, землевладелец-экспериментатор. В своем Зарайском имении в д. Власьево культивировал более 100 видов хвойных пород». Выписка из книги «Дворяне Зарайского уезда в начале 20 века», Н. Зверев, Луховицы, 2007. «Еще один дворянин, мало известный даже краеведам, носил высокую должность гофмейстера двора его величества — С.Д. Ржевский... его след как владельца имения в Зарайском уезде теряется в 1916 г.» Там же «В 1913 г. состав гласных был сильно обновлен за счет потомков известных фамилий, среди них два графа А.П. Кутайсов и А.Ф. Келлер, но нет А.Г. Булыгина и С.Д. Ржевского». Итак, Сергей Дмитриевич Ржевский. Родился 8 мая 1851 г. в Москве, в семье чиновника Министерства иностранных дел, происходящего из небогатой рязанской ветви древнего рода князей Ржевских. Мать Е.Л. Муратова из знаменитой своими культурными традициями семьи Фонвизиных. Окончил гимназию, Московский университет. Службу начал в 1876 г. младшим чиновником особых поручений в аппарате тогдашнего рязанского губернатора Н.С. Абазы, затем секретарем губернского статистического комитета. Придворный чин — камер-юнкер. Участник русско-турецкой войны 1877—1878 гг. С 1880 г. — цензор в Одессе, через 10 лет — вице-губернатор Симбирска, в 1889 г. — неожиданное назначение тамбовским губернатором и возвращение в Симбирск, но уже губернатором. Сменяют друг друга посты, одно за другим следуют звания: надворный, статский, камергер, действительный статский советник. И вот 27 августа 1904 г. новое — роковое назначение — губернатором в Рязань. 24 года не был он в городе, в котором начинал карьеру. Каким человеком был Сергей Дмитриевич Ржевский? Доверимся характеристике близко знавшего его человека. Это тот факт биографии, который наряду с датами жизни пропущен местным краеведением. «Он был добрым, в высшей степени благородным и очень неглупым человеком, но с ленцой, хотя не без работоспособности. Он любил покушать и угостить, любил теннис и маленькую партию в карты в своей компании, а больше всего любил цветы». Характер явно не для осени 1904 г. Через 4 с небольшим месяца — Кровавое воскресенье и беспорядки в городе. Неурожай 1905 г., подобно неурожаю 1891 г., и беспорядки в деревне на почве голода. Манифест 17 октября 1905 г., казалось бы, положивший начало гражданским свободам, участию народа в законодательстве и управлении страной через своих избранных представителей. Но этими свободами воспользовались не во благо, а для насилия над личностью и чужим имуществом. 17 октября в Рязани: митинги; как всегда, когда надо найти виновных — еврейские погромы; гибель семинариста, забитого толпой... Дальше — больше. Не работают заводы и мастерские, учебные заведения. В Егорьевске (уезд в составе Рязанской губернии) тоже человеческие жертвы. Гнев недовольных обрушивается на губернатора и со стороны народа, и коллег. На него готовится покушение. Гласные упрекают в неспособности остановить дезорганизацию городской жизни и обеспечить порядок, безопасность населения, неприкосновенность имущества, грозят отставкой. Ржевский, по натуре добрый и миролюбивый, столкнулся с необходимостью принять решительные меры. Документы говорят о том, что он делал все, что мог. Положение не улучшалось, а пролить кровь он не мог. Против этого восстало все: воспитание, натура, нравственный закон, кодекс русского человека — оружие против врага, а не против своего народа. 23 ноября 1905 г. С.Д. Ржевский — губернатор Рязани предреволюционного времени подал в отставку. Ему было 54 года. По инерции пытался продолжить большую карьеру на всероссийском уровне — баллотировался в государственную Думу, но неудачно... И началась другая жизнь в родном имении в деревне Власьево Зарайского уезда. Она располагалась на высоком крутом берегу Осетра. Окружающая местность очень красива, пронизана глубокими лощинами и живописными оврагами. 415 десятин земли. Поздно было начинать что-то практичное, доходное, но можно вложиться душой и средствами в нечто прекрасное, рассчитанное на века. И он сажает лес. Долго подавляемое желание целиком отдаться любимым занятиям, чему всегда мешала служба вдали от родных мест. Любимые женщины — жена и единственная дочь Наталья. Надеялся найти здесь тихую пристань. В соседнем селе Спас-Дощатый двухсотлетний каменный Спасо-Преображенский храм (1709 г.), заложенный по желанию Ивана Грозного из досок разобранного судна, на котором царь совершал паломническую поездку в Зарайск. И может быть, глядя на древние иконы, С.Д. Ржевский думал, что во всем, что с ним случилось, есть промысел Божий, и это окончательно примиряло его с судьбой. Зарайское дворянство на первых порах поддержало земляка — избрание гласным Зарайского уездного собрания в 1907—1910 гг. гласным губернского собрания в 1910, но... Опять доверимся мнению близкого человека. «Не лишенный знаний, вообще образованный и способный к верной оценке людей, он, однако, терялся при каком-нибудь сопротивлении, а тем более натиске на него и, по мягкости своего характера, был лишен способности налетать на виновного соколом и собственным решительным натиском разрушить вражеские козни». И опять характер не по времени. Страсти кипят и в уездных учреждениях. Не обладая свойствами лидера, Ржевский во всем поддерживает А.А. Селиванова. Кого-то раздражает княжеская мягкотелость, воспитанность, желание уклониться ото всего резкого, несправедливого. Он в самом деле уклоняется. Уходит в семью, в свой сказочный лес-заповедник. Редчайшая дендрологическая коллекция под открытым небом из более чем 100 видов хвойных пород: 14 видов сосен, 30 — ели, 10 — пихты, 6 — лиственницы, 35 — туи, 10 — можжевельника! Осенью 1910 г. прошлое напомнило о себе. 8-10 октября в Зарайске была организована сельскохозяйственная выставка. Для этой цели по разрешению городского головы Н.И. Ярцева было предоставлено помещение учебно-показательной мастерской, расположенной на Троицкой площади. В нем разместилось шесть отделов, демонстрирующих достижения зарайского уезда. Выставку не просто посетил, но и торжественно открывал только что приступивший к обязанностям рязанского губернатора князь Александр Николаевич Оболенский. В отделе выставки «Огородничество, плодоводство, садоводство и лесоводство» князь С.Д. Ржевский, бывший рязанский губернатор, а ныне зарайский землевладелец представлял свое лесное хозяйство — 46 экземпляров хвойных растений (туи и можжевельника) и 20 фотографий видов сада с декоративными растениями из своего власьевского имения. А.Н. Оболенский (1872—1924 гг.) из княжеского рода Рюриковичей, крестник Александра II и императрицы Марии Федоровны, выпускник Пажеского корпуса, награжденный всеми орденами Российской империи, губернатор Рязани с августа 1910 г. по июль 1914 г. (Князья с такой фамилией владели землей в Зарайском уезде и были уездными предводителями дворянства). У них есть общая тема для разговора — губернаторство в Рязани. В прошлом — два древних рода, давших России настоящих патриотов своей земли. А будущей своей судьбы они не знают. С.Д. Ржевский после тяжелой болезни скончался 18 марта 1914 г. в Санкт-Петербурге. Господь милосердно призвал его к себе, не дав его впечатлительной, тонкой душе быть свидетелем мировой войны и революции. И похоронен он будет в родной земле, во Власьево. А.Н. Оболенский в 1914 г. получит блистательное назначение — градоначальником в Санкт-Петербург. «Был несколько молод для поста градоначальника, особенно в такое серьезное время... был очень аккуратным человеком. Любил порядок, что в такое время особенно ценно, работал очень добросовестно, ставя службу выше личных интересов, и в своих распоряжениях бывал логичен и, когда затруднялся в чем-либо, принимал советы, не боясь уронить свое достоинство». Но все это не спасло — в октябре 1916 г. был уволен в отставку прораспутинской партией при поддержке самой императрицы. Ушел в действующую армию, в 1919 г. — в армию Юденича. Эмиграция. Умер в Париже. Подумать только! — Рюрикович — и похоронен во французской земле, на русском кладбище Сент-Женевьев де Буа. Что остается на земле после смерти таких «государственных мужей»? Награды, поступки, строки энциклопедий, «отеческие гробы» в мировых столицах и на смиренных сельских кладбищах, высокие фамильные черты, переданные потомкам... Памятью нашего замечательного земляка мог бы быть уникальный хвойный лесопарк в подмосковной глубинке. Не случилось. Но правнучка князя С.Д. Ржевского Наталья Борисовна Рязанцева пишет пронзительные по чувствам сценарии к любимым народом фильмам: «Крылья », «Долгие проводы», «Чужие письма»... И они как исполнение завещания о вечных человеческих ценностях: сострадании, милосердии, порядочности, уважении к имени и деяниям. Список литературы За новую жизнь №11 (13134) 18 марта 2010 | | Лайк (1) |
Zabellisa следопыт  Москва Сообщений: 11496 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 9810 | Наверх ##
21 ноября 2014 16:10 в продолжение темы по владениям Достоевских и ближайших с ними селами Моногарово  Ныне существующий храм построен в 1763 году богатым землевладельцем Василием Хотяинцевым. Храм освящен в честь Сошествия Святого Духа, приделы – во имя Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Димитрия Ростовского. В 1821-22 гг. к храму пристроили массивную колокольню. В архитектуре здания нашли отражение сочетания стиля классицизма с элементами барокко. В приход Свято-Духовской церкви входили селения Даровое и Черемошня, принадлежавшие Достоевским. В юности Федор Достоевский часто посещал Свято-Духовскую церковь во время летнего пребывания в деревне. В церковной ограде похоронен его отец – М. А. Достоевский. В 1929 г. власти запретили совершать богослужения, арестовали священнослужителей. Храм разграбили и осквернили. В церковном помещении находились клуб, склад, пекарня, магазин; долгое время он находился в запустении. В 1998 году разоренный храм передали верующим. Здесь регулярно совершаются молебны. Над всем храмом устроена временная кровля. В 2005 году на церковном погосте, на месте могилы отца Ф. М. Достоевского, установлен и освящен крест.  и еще Деревня. Относится к Струпненскому сельскому поселению Зарайского района Московской области. Имеется сельский клуб (д. 36). Численность официально зарегистрированного населения по состоянию на 2006 г. - 102 человека, 89(2010, перепись). МОНОГАРОВО (Монагарева, Манагарово) - село при р. Уйна, в 11 км на юго-запад от Зарайска, в 5 км от Алферьевского сельского территориального управления. 43 двора, 116 жителей: 52 мужчины и 64 женщины (1990). До 27 апреля 1923 находилось в составе Каширского уезда, Тульской губернии. Писцовые книги XVI в. сообщают: село за Юрием Никитиным сыном Хотяинцева: двор помещика, два двора людских, четыре крестьянских, один двор бобыля. Другие сведения о M. связаны с постройкой в 1763 В. И. Хотяинцевым церкви в честь Сошествия Святого Духа с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Дмитрия Ростовского (новый приход образовался за счет упраздненного прихода в с. Нечаево; в 1820 - 1821 построена колокольня; создана школа грамоты. Впоследствии, в 1830-х, когда соседнее сельцо Даровое приобрел штаб-лекарь Московской Маринской больницы М. А. Достоевский, члены семьи последнего стали прихожанами этого храма. По документам 1862, в селе 29 дворов, 117 жителей мужского и 130 женского пола. К 1926 здесь 42 двора и 199 жителей. Через три года создан колхоз «К новой жизни» (122 крестьянина); в 1950 колхоз укрупнился за счет двух соседних мелких хозяйств; позже вошел в опытно-производственное хозяйство им. Мерецкова. В местных лесах много грибов, орехов и земляники. | | |
kosttta Липецк Сообщений: 436 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 983 | Наверх ##
3 ноября 2015 18:29 3 ноября 2015 18:35 --- Константин
Венценосцевы, Климкины, Сипягины, Шивановы, Левины - Пензенская, Саратовская, Тамбовская губ.
| | |
ПОТАПОВыУчастник  Благовещенск Сообщений: 49 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
16 января 2016 9:17 Подскажите пожалуйста, мой прадед умер в Коломне и жил там последние 7 своих лет, а в метрической записи о смерти написано мещанин г.Зарайска Рязанской губернии, что это обозначает, что он родом из Зарайска? | | |
Zabellisa следопыт  Москва Сообщений: 11496 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 9810 | Наверх ##
16 января 2016 13:36 16 января 2016 13:36 ПОТАПОВы написал: [q] мещанин г.Зарайска ...обозначает, что он родом из Зарайска?[/q]
именно так, сословная принадлежность к мещанству была наследственной. мещанство | | |
ПОТАПОВыУчастник  Благовещенск Сообщений: 49 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
17 января 2016 5:54 Спасибо, посмотрела первую перепись зарайского уезда не нашла следов мещан Потаповых, такой фамилии в переписи вообще нет | | |
ПОТАПОВыУчастник  Благовещенск Сообщений: 49 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
31 января 2016 7:05 Подскажите пожалуйста мне пришло личное дело прадеда и в нем написано, что принят на работу по документу паспорт Зарайского мещанина старосты. Что значит старосты, кто это? | | |
Zabellisa следопыт  Москва Сообщений: 11496 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 9810 | Наверх ##
4 февраля 2016 14:39 4 февраля 2016 14:44 ПОТАПОВы написал: [q] Что значит старосты, кто это?[/q]
МЕЩАНИ́Н м. горожанин низшего разряда, состоящий в подушном окладе и подлежащий солдатству; к числу мещан принадлежат также ремесленники, не записанные в купечество. Меща́нка ж. жена мещанина, или женщина этого сословья. Меща́нинов, меща́нкин, ему, ей принадлежащий; меща́нский, им свойственный, к ним относящийся. Меща́нство ср. состоянье мещанина; сословье мещан. Меща́нствовать, состоять в мещанстве, быть, мещанином. В.Даль Pазделение горожан в 1775 г. на купцов, мещан и цеховых предполагало отдельное их управление. Первоначально мещанское сословное управление осуществлял мещанский староста. Он непосредственно подчинялся городскому голове. Основной функцией старосты являлось, как было записано в законе, "попечение обо всех делах, относящихся до сословия". В его компетенцию входило получение сведений о числе членов мещанского общества, их поведении и занятиях; раскладка с общественного согласия и сбор податей и повинностей, взыскание долгов; рекрутские дела, выдача паспортов; организация собраний для решения вопросов о зачислении горожан в общину и увольнение из неё; рассмотрение полученных ходатайств. Кроме того, старосты проводили выборы на низшие общественные должности. Значительные изменения в деятельности мещанских старост произошли после принятия Городового положения 1870 г. На его основе в наиболее крупных городах учреждались мещанские управы. [..] Мещанские управы сначала состояли из мещанского старосты, который выполнял прежние свои функции, и двух членов управы. Позже их состав расширился. Мещанский староста избирался "из благонадёжных людей" на три года. Мещанские управы проводили собрания в присутствии мещанского старосты, и, судя по подписям под принятыми решениями, на собраниях присутствовало около 20 человек. Причём за неграмотных мещан, "имеющих право общественного голоса", подписывался кто-либо из грамотных участников. Собрания имели место в среднем 2-3 раза в год, но иногда их количество достигало 8-12 раз. В течение остального времени делами занимался мещанский староста. --- С просьбами о поиске и по темам форума в личку обращаться НЕ НАДО!
Платным архивным поиском не занимаюсь
дневник Zabellisa
| | |
|