На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Перед тем, как ставить оценку, ознакомьтесь с главной страницей рейтинга архивов, чтобы понять оцениваемые критерии. Оценка 1 - очень плохо, 10 - очень хорошо;
Оценка архива как оффлайн-сервиса:
Оценка архива как онлайн-сервиса:
Ваш голос учтен!
Начиная работать в данном разделе по архиву, обратите внимание на то, что -
Под чертой ВСЕ темы ИНФОРМАТИВНЫЕ (без вопросов/ответов)...это темы для сбора справочного материала. Вся переписка проводится только в темах над чертой - (ДИАЛОГОВЫЕ темы). Пожалуйста, соблюдайте порядок. Сообщения (вопросы/ответы) из Информативных тем будут удаляться модератором без пояснений.
В этом разделе (теме) вопросы/ответы только по фондам и описям, находящимся в ГАРО (Государственный архив Рязанской области). Все остальные диалоги (обсуждения по личным поискам), пожалуйста, оставляйте в ДИАЛОГОВОЙ теме по Рязанской области https://forum.vgd.ru/2173/3153/ >>>>
Официально составлялся один экземпляр уничтоженый после обработки данных. Просто на местах кое где местные органы делали коптю для своих нужд, эти копи и дошли до нас.
Официально составлялся один экземпляр уничтоженый после обработки данных. Просто на местах кое где местные органы делали коптю для своих нужд, эти копи и дошли до нас.
[/q]
[/q]
Так вот в чем дело. Это печально и не дальновидно.
И все же вопрос о оцифрованных листах с сайта Familyspace оставляю открытым. Там представлена вся сохранившаяся перепись имеющаяся в ГАРО или все таки есть не оцифрованная часть. Это вопрос конечно к тем, кто работал с данным фондом.
Подскажите, а сейчас данный путеводитель продается? И никак не могу определить к какому уезду относилась раньше село Увяз, к Касимовскому или Рязанскому. Может, кто подскажет. Сейчас это Шиловский район.
Подскажите, а сейчас данный путеводитель продается? И никак не могу определить к какому уезду относилась раньше село Увяз, к Касимовскому или Рязанскому. Может, кто подскажет. Сейчас это Шиловский район.
Limura Какая погода? Слово история - можно в поиск забить? Вики почитать? "Первое упоминание о деревне Увяз (Увес) содержится в писцовых книгах за 1617 г. Деревня Увес принадлежала в то время помещику Ефрему Даниловичу Огарёву, которому была пожалована царем Михаилом Федоровичем (1613—1645 гг.) за «московское осадное сидение» в годы Смуты.[4]
После смерти Е. Д. Огарёва в 1625 г. его вдова, Анна Матвеевна (урождённая княжна Вадбольская) продала деревню Увес великой инокине Марфе Ивановне (в миру — Ксении Ивановне Шестовой, матери царя Михаила Федоровича) «с боярским двором, и со крестьяны, и со крестьнскими дворы, и с пашнею, и с сенными покосы, и с лесы, и с болоты, и с озеры, и с истоки, и с бортными ухожеи, и с луги, и с рыбными ловлями, и с пустошьми, и со всякими угодьи, что к той деревне и к пустошам потягло, куда ходил плуг и соха и коса, и топор по старым межам, а в деревне Увесе двор боярской, а на дворе хором горница с комнатою да промежь их сени, да баня, да погреб, да клеть, да житница, да конюшни, да крестьянских 29 дворов… Да к той же деревни к Увесу 2 пустоши: пустошь Злобинская да пустошь Конисеева…пашни средние земли доброю землею с наддачею 72 четверти в поле, а в дву потомуж; а взяла есми я вдова Анна князь Матвеева дочь Вадбольскаго у государыне великой старице иноке Марфе Ивановне за тое свою вотчину за деревню Увес и за пустоши и со всеми угодьи 800 рублев денег, да по полкамка червчата куфтерь».[5]
В том же 1625 г. великая инокиня Марфа Ивановна отдала «купленную свою вотчину, Касимовскаго уезда, в Борисоглебском стану, деревню Увес со крестьяны и с пашнею и с сенными покосы и с лесы и с болоты и с озёрами и с истоки и с бортными ухожьи и с рыбными ловлями и с пустошьми и со всем угодьем, что к той деревни и пустошам изстари потягло, куда ходил плуг и соха и топор и коса, по старым межам» Московскому Новоспасскому монастырю, где и была похоронена после своей кончины в 1631 г.
В 1629 г. специальною грамотой царя Михаила Федоровича, присланной касимовскому воеводе Захарию Шишкину, крестьяне деревни Увеса Новоспасского монастыря были освобождены от несения государственного тягла и платежа податей: «из окладу тое деревню Увес велели выложить… С деревни Увеса наших денежных доходов ямских и приметных денег и за городовое и за засечное и за ямчужное дело и за посошный корм и за медвеной оброк денег… править не велел… и вперед с тое деревни Увеса наших ни каких денежных доходов имать не велел же».[6]
Согласно писцовым книгам Шацка и Касимова за 1658 – 1659 деревня Увес значится среди вотчин Московского Новоспасского монастыря, где кроме монастырского двора числилось 32 двора крестьянских и 16 бобыльских, а людей в них 119 человек.
По окладной книге 1676 г. Увез значится уже селом с храмом Святителя Николая Чудотворца (Никольской церковью), где показаны «у тое церкви двор попа Петра, да прихоцких 14 дворов крестьянских, 6 дворов бобыльских… Да по скаске попове церковной земли 3 осьмины в поле, а в дву по томуж, сеннаго покосу 15 копен; по окладу данных денег 29 алтын пол-шесты денги».[7]
В 1764 г., в результате секуляризационной реформы императрицы Екатерины II (1762—1796 гг.) все церковные вотчины были включены в общий состав государственного земель, а крестьяне монастырских сел и деревень переданы в правительственное ведомство и стали называться экономическими.
В 1781—1787 гг. в селе Увез на месте старого ветхого был построен новый деревянный храм Святителя Николая Чудотворца (Никольская церковь). В 1844 г. под церковью был устроен каменный фундамент, а в 1878 г. перестроена колокольня и расширена трапезная, в которой устроили придел во имя Святого Архангела Михаила.
В «Списках населенных мест Рязанской Губернии» за 1859 г. село Увез значится казенным с православной церковью, расположено при речке Увезе и двух прудах. Число дворов — 147, число жителей — 1083, в том числе мужского пола — 532, женского — 551.
В 1882 г. в Никольской церкви села Увез был поставлен новый иконостас, а стены украшены живописью. К 1891 г. за Никольской церковью числилось 3 десятины усадебной земли, 36 десятин пахотной и 5 десятин луговой. В состав прихода входили село Увез с 262 дворами и деревня Шемякино с 33 дворами, в коих проживало 942 души мужского и 1007 душ женского пола, в том числе грамотных мужчин — 280, женщин — 44. В причте Никольской церкви по штату 1885 г. были положены 1 священик, 1 диакон и 1 псаломщик.[8]
По переписи 1896 г. в селе Увез числилось 285 дворов, в которых проживало 794 душ мужского и 847 душ женского пола. За селом числилось 2 349 десятин надельной земли (в среднем по 4,6 десятины на душу). Из промышленных и торговых заведений в селе имелись 3 винные лавки, хлебный магазин, мельница, маслобойня, 2 кирпичных, 2 смоляных и 3 дегтярных завода. Имелась своя земская приходская школа, в которой обучалось 38 мальчиков. В селе насчитывалось 40 плотников, 10 колесников, 2 делают разсохи, 11 корыта, 2 тележника, 5 столяров, 9 бондарей, человек 30 нанимались обрабатывать чужие наделы. Имелось 15 сельских работников, 17 чернорабочих, 6 поденщиков, 1 шерстобит, 1 мерлушник, 1 печник, 1 лесопромышленник, 2 полесника, 4 ломовых извощика, 4 пастуха и 1 сторож. Из женщин 12 поденщиц ходили на работу к купцу Лаптеву, были ещё 1 работница и 1 кухарка.[9]
Богатейшим жителем села был купец-лесопромышленник Дмитрий Петрович Лаптев, занимавшийся лесозаготовками. Помимо собственного каменного дома в селе Увяз, ему принадлежали лесопильный завод с хутором «Тройная яма» (соврем. пос. Заря), контора и лесная сторожка. На хуторе Лаптева постоянно проживало 40 мужчин и 15 женщин.[10]
Революция 1917 г. началась в селе Увяз одновременно с возвращением на родину фронтовиков, нередко приходивших в село с оружием. В июле 1917 г. крестьяне села Увяз самовольно захватили церковные земли и покосы купца Д.П. Лаптева. К весне 1918 г. конфискация и земельный передел нетрудовых земель между местными крестьянами был, в основном, завершен.
Однако проведение мобилизации в Красную Армию, продовольственная политика большевистского правительства и злоупотребления в ходе её осуществления комбедами и продотрядами привели к мощнейшему крестьянскому восстанию 2 — 9 ноября 1918 гг. В восстании участвовали и крестьяне села Увяз. Отряды повстанцев были плохо организованы и почти безоружны. Оружием им служили охотничьи ружья и винтовки, отнятые у железнодорожной охраны. 2 ноября солдатским собранием Занино-Починковской волости было создано правление, первым постановлением которого было предписано задерживать всех сочувствующих коммунистам, разрешалась свободная торговля. По селам был разослан приказ, предписывавший немедленно отобрать у бывших комбедов документы. Тем не менее, основная масса участников выступления, выплеснув свой гнев, разошлась по домам. К 9 ноября 1918 г. основные очаги восстания были ликвидированы властями.[11]"
--- Если ты не знаешь прошлого, что ты делаешь в настоящем и зачем тебе будущее?
https://www.ok.ru/sasovo.1
Далее идём в РГАДА, благо, что Алябьев И.П. составил все и перевёл на современные буквы... Но надо знать элементарные вещи, что Увяз относился в 1617г к Шацкому уезду( Мещерскому). Читаем:"За Ефремом за Даниловым сыном Огарева..... Деревня Увъвес на речке на Увесе, а в ней: крестьяне: (в) Степанко Федотов, (в) Олешка Ортамонов, (в) Тимошка Микифоров, (в) Потако Дмитриев, (в) Савка Олферьев, (в) Федька Михайлов, (в) Фролко Ондреев; бобыльских дворов: (в) Ивашко Булгаков, (в) Малец (Л. 828 об.) Сарафанов, (в) Дружинко Булгаков, (в) Трифонко Ондреев, (в) Гришка Малахов, (в) Игнашко Дмитриев, (в) Васька Захаров, (в) Дружинко Нестеров, (в) Васька Михайлов, (в) Сенька Микитин, (в) Тренька Микитин; пашни паханые, середние земли, три четверти с четвериком, да перелогу восемьдесят чети бес четверика в поле, а в дву по тому ж; сена отхожевопо реке по Оке сто дватцать (Л. 829) копен; лес черной большой."
Далее ищем в дворцовых волостях, далее в Окладных книгах, в "0" РС 1710г..... И т.д. Научитесь пользоваться Яндексом и будет история, а не индексы и погода.
--- Если ты не знаешь прошлого, что ты делаешь в настоящем и зачем тебе будущее?
https://www.ok.ru/sasovo.1